что такое в педагогике ктд
«Что такое коллективно творческое дело. Формы КТД и его отличительные признаки».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
а). Итак, давайте вспомним, что же такое КТД? А поможет нам в этом Антоненкова О.В.……
Понятие «Коллективное Творческое Дело» или КТД- как мы привыкли его называть, было введено в обиход профессором Игорем Петровичем Ивановым, положившим в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.
КТД – это социальное творчество, направленное на служение людям, родине, это творчество самостроительства личности. Именно через КТД происходит социализация личности ребенка, то есть его интеграция с обществом, формулируемая самим ребенком как перспектива интересной жизни, достигающаяся путем реализации интересов детей и формирования потребности в самосовершенстве, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Кроме того КТД позволяет реализовывать идеи сотрудничества учителя и ученика, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни, раскрытия индивидуальных творческих способностей школьников.
Давайте разберём на составляющие КТД
Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и педагогами.
Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.
Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
Но не всякое коллективное дело является КТД.
Отличительными признаками КТД могут стать:
совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
его социальный характер (для кого это нужно?),
высокая мотивация создателей.
Развитие творческих способностей.
Развитие интеллектуальных способностей.
Реализацию коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
Автор методики выделил несколько основных идей КТД:
повседневная забота друг о друге;
общие дела на пользу себе и другим людям;
учитель – друг и советчик;
основная работа в микроколлективах;
весь процесс воспитания носит деятельностный характер;
формирование микроколлективов происходит только через открытие
укрепление содружества старших и младших;
чередование традиционных и творческих поручений.
Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД.
КТД дают возможность: (слайд)
реализовать и развить свои способности;
расширить знания об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки;
формировать способности к рефлексии (анализу).
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские способности;
объединить воспитанников, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности школьников;
развивать рефлексивные способности.
В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
Методика организации коллективного творческого дела (КТД)
Понятие «Коллективное Творческое Дело» определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.
Коллективно творческое дело это:
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:
Мы уже упоминали о мотивации ребенка для участи в каком – либо деле. КТД не исключение Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Главные принципы КТД таковы:
Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.
Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:
Участник коллективно-творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.
Работа над подготовкой коллективно-творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.
Вожатый и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело.
Организация КТД имеет следующие этапы:
Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при таком способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу.
Каким образом сделать так, чтобы задуманное дело стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?
Рассматривая коллективно-творческое дело можно сказать, что большая часть воспитательных задач решается на уровне подготовки и организации. Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается несоответствующим желаемому.
Таким образом, при работе с отрядом, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.
Основными задачами КТД сейчас являются:
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость и что получат для своего развития ребята-участники. Среди КТД можно выделить три типа:
Для наиболее полноценного развития коллектива необходимо сочетание всех этих типов.
Для успеха любого дела необходимо и ребятам, и взрослым учитывать объективно существующую логику его организации. Как развивается коллективное творческое дело: как начинается, продолжается и заканчивается? Удобно для этого использовать так называемую «форму дела» или «алгоритм дела».
Рассмотрим реализацию этапов КТД:
1. Начинается все с предварительной работы организатора.
Он определяет воспитательные задачи предстоящего КТД (Что я хочу?), намечает основные действия для осуществления этих задач (Что надо сделать?), определяет форму проведения дела (Как лучше?). Решает для себя следующие вопросы: Как передать ребятам свою мысль? Как их увлечь?
2. Коллективное планирование.
В группах, а затем вместе они ищут ответы на поставленные вопросы. Каждый высказывает свое мнение. На общем сборе выступает представитель каждой группы с конкретными предложениями. Успех такого сбора во многом зависит от личности ведущего. Он сопоставляет выдвинутые варианты, задает вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи или их критику.
Выбирается орган, ответственный за подготовку и проведение дела (совет дела) или решается, кто будет ответственный (руководящий орган коллектива, группа).
3. Коллективная подготовка.
Созданный проект дела уточняется советом дела, решается кто что будет делать. Разбиваются на творческие группы. Затем группы планируют и начинают свою работу, учитывая предложения, высказанные на общем сборе.
На этом этапе совет дела осуществляет контроль за выполнением заданий, посвященных подготовке.
Степень готовности дела можно проверить с помощью игры «Фирма». Каждая группа представляет фирму по своей проблеме (задаче). Остальные задают ей вопросы о том, как будет осуществляться тот или иной момент, «фирма» же должна обоснованно гарантировать, что все будет хорошо.
Важен правильный настрой на проведение каждого дела. Руководитель должен поддерживать, увлекать участников шуткой, личным примером, победой.
5. Коллективное подведение итогов (анализ дела).
Форма подведения итогов определяется самим коллективом. Это может быть письменная анкета, общий разговор на «огоньке», линейки с рапортом, газета. Необходимо обсудить: что было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Это основное, вопросов может быть и больше.
6. Этап ближайших последействий.
На данном этапе руководитель организует использование в работе, учебе, жизни опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Необходимо обратить внимание на все новые предложения, отобрать и использовать лучшие из них. Сразу после подведения итогов необходимо приложить все усилия для того, чтобы коллектив начал осуществлять новые предложения, коллективно наметить программу действий.
Целеполагания стадий коллективного творческого дела
Стадии | Педагогические целеполагания |
---|---|
Предварительная работа воспитания (1 стадия). | С какой целью? Что лучше сделать? Для чего, с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? |
Коллективное планирование (2 стадия). | Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим? |
Подготовка дела (3 стадия). | Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам? |
Проведение дела (4 стадия). | Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать радостную перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения? |
Подведение итогов (5 стадия). | Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? |
Подведение итогов Ближайшее последействие (6 стадия). | Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? Ко всему вышесказанному можно добавить, что КТД один из эффективных способов формирования и развития коллектива. В то же время нельзя забывать, что КТД не является единственной группой комплексных средств воспитательной работы. Существует множество других видов и форм коллективной организаторской деятельности, различные виды и формы творческих игр и творческие праздники – как традиционные, так и неповторяющиеся. Памятка классному руководителю: «Технология коллективных творческих дел (КТД)»Онлайн-конференция«Современная профориентация педагогов |