что такое в неврологии свд
Синдром вегетативной дисфункции
Что это такое? Это комплекс симптомов, возникающих из-за нарушения нейро-гуморальной регуляции работы органов и систем. В норме симпатическая и парасимпатическая нервная системы гармонично и слаженно работают вместе. Симпатическая система преобладает, если человеку нужно действовать быстро, активно: бежать, прятаться, бояться. Парасимпатическая, наоборот – когда человек отдыхает, расслаблен, спит.
При сбое в работе этих двух систем и возникает синдром вегетативной дисфункции.
Это нарушение бывает центрального и периферического происхождения. В первом случае проблема локализуется в структурах мозга. Во втором – сбой возникает в структурах симпатической и парасимпатической нервных систем.
Первичные нарушения возникают редко – только в случае органического поражения мозговых структур. Чаще бывают вторичные нарушения при наличии соматических заболеваний, психических или неврологических.
Течение синдрома вегетативной дисфункции может быть перманентное (постоянное), или приступообразное.
Люди с избытком симпатической иннервации имеют определенный склад характера – это активные, очень работоспособные энергичные люди, которые быстро думают, быстро принимают решения, креативны. Но при этом часто им трудно заснуть, в большей или в меньшей степени присутствует тревожность.
Как правило, они привыкают к своему складу личности, но в определенные моменты жизни, когда берут на себя слишком много, не рассчитав свои силы, или обстоятельства складываются так, что они не успевают восстановиться, их симпатическая система становится слишком напряжена, и тогда возникают следующие жалобы:
Люди с преобладанием в конституции парасимпатической нервной системы часто задумчивы, медлительны, нерешительны, мечтательны, склонны к депрессиям. В тяжелых жизненных ситуациях или при избыточной нагрузке их парасимпатическая нервная система становится еще активней:
Личности с синдромом вегетативной дисфункции, как правило, приятные, чувствительные, отзывчивые. Среди таких людей много поэтов, писателей, художников, журналистов, педагогов или просто творческих людей.
Задача невролога – помочь пациенту с синдромом вегетативной дисфункции, объяснить, успокоить, обследовать и назначить лечение.
Прежде всего, необходимо наладить режим сна и бодрствования пациента. Также необходимо обеспечить ему правильное питание, восполнить недостаток витаминов и микроэлементов. Очень важно пить достаточное количество воды. Следует убрать из спальной комнаты телевизор и компьютер, комнату для сна максимально затемнить. По возможности, исключить общение с неприятными людьми, соблюдать информационную гигиену, то есть снизить количество раздражающих факторов.
Невролог должен осмотреть пациента для исключения первичного поражения нервной системы, назначить ряд обследований и выработать схему лечения. В таких случаях нет единого шаблона, к каждому пациенту нужен индивидуальный подход и подбор терапии. В лечении используются антиоксиданты, ноотропы, антидепрессанты, транквилизаторы, витамины, сосудистые средства, симптоматическая терапия.
Синдром вегетативных дисфункций у детей: мифы и реальность
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) и его проявления у детей до сих пор вызывают большое количество вопросов, на которые существует такое же множество ответов, причем не всегда однозначных.
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) и его проявления у детей до сих пор вызывают большое количество вопросов, на которые существует такое же множество ответов, причем не всегда однозначных. Достаточно сказать, что только в поисковых системах Интернета находится 214 000 русскоязычных сайтов, посвященных СВД, и 10 600 000 англоязычных сайтов, освещающих вопросы нарушений вегетативной нервной системы (disorders of autonomic nervous system). Добавим, что если за 1951–1960 гг. было всего 68 публикаций, то в 2001–2008 можно найти 10 623 публикации о вегетативной дисфункции (рис. 1).
Обилие информации по данной теме не исключает существование определенных мифов как среди пациентов, так и среди практикующих врачей. В настоящей публикации авторы предприняли попытку определить сущность СВД у детей и развеять наиболее часто встречающиеся мифы относительно данной проблемы.
Миф первый: СВД не является самостоятельной нозологической единицей. Однако, согласно Международной классификации болезней (10 пересмотр) в классе «Болезни нервной системы», в блоке «Другие нарушения нервной системы» под кодом G90.8 имеется определение «Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы», что и означает СВД.
Миф второй: СВД — приобретение ХХ века. На самом деле изучение функциональной патологии, проявляющейся расстройствами сердечной деятельности, уходит корнями в ХIХ век, когда в 1871 году Да Коста Джекоб Мендес (1833–1900 гг.), американский терапевт, описал «возбудимое сердце» молодых солдат, участвующих в Гражданской войне в США, названное синдромом Да Коста. В нашей стране основы в изучение физиологии и клиники вегетативной нервной системы заложили такие выдающиеся ученые, как С. П. Боткин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. А. Орбели, А. П. Сперанский, К. М. Быков. В начале ХХ века (1916 г.) российский ученый В. Ф. Зеленский в «Клинических лекциях» описал симптоматику невроза сердца. Современными представлениями об организации вегетативной нервной системы, а также клинической вегетологии мы, действительно, во многом обязаны ученым, работавшим в ХХ веке. Лечащий врач ХХI века, встретившись с проблемами вегетативных дисфункций, не может обойтись без работ А. М. Вейна и Н. А. Белоконь, в которых можно найти разъяснения практически по всем клиническим случаям.
Миф третий: в основе вегетативных дисфункций лежит усиление активности одного отдела за счет подавления другого. Данное представление — «принцип весов» — отражает правило двойной иннервации, при которой симпатическая и парасимпатическая системы оказывают противоположное влияние на рабочий орган (расширение и сужение сосудов, учащение и замедление сердечного ритма, изменение просвета бронхов, перистальтика и секреция органами желудочно-кишечного тракта). Однако в физиологических условиях усиление воздействий одного из отделов вегетативной нервной системы приводит к компенсаторному напряжению в регуляторных механизмах другого, что переводит систему на новый уровень функционирования, восстанавливая соответствующие гомеостатические параметры. Важнейшую роль в этих процессах играют как надсегментарные образования, так и сегментарные вегетативные рефлексы. В состоянии перенапряжения, срыва адаптации нарушается регуляторная функция и, соответственно, усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям со стороны другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дисфункции.
Миф четвертый: ведущая роль в этиологии вегетативных дисфункций принадлежит стрессу. На самом деле, СВД полиэтиологичен, при этом среди множества причин можно выделить как врожденные, так и приобретенные особенности:
Миф пятый: клинически СВД проявляется преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы. Действительно, сердечно-сосудистые проявления («дистония») присутствуют при различных вариантах вегетативных дисфункций. Однако в диагностике следует помнить и учитывать другие многочисленные клинические проявления данной патологии: состояние кожных покровов, нарушения терморегуляции, цефалгии, изменения со стороны дыхательной системы вплоть до гипервентиляционного феномена (псевдоастматический приступ), симптомы дисфункции желудочно-кишечного тракта как диспептического, так и болевого характера, нарушения мочеиспускания.
Для практикующего врача достаточно сложными в плане диагностики являются такие клинические проявления, как вегетативные пароксизмы («панические атаки», «вегетативный криз»), критериями которых являются: пароксизмальность, полисистемные вегетативные симптомы, эмоционально-аффективные расстройства. В детском возрасте отмечается преобладание в структуре приступа вегетативно-соматических проявлений над собственно паническими, эмоциональными переживаниями, при этом по мере взросления ребенка уменьшается вагальная направленность реакций, возрастает симпатический компонент в пароксизмах, отражая общую интенсификацию гуморального звена регуляции. Недостаточно изученной проблемой в детской вегетологии, при особой значимости и высокой распространенности (от 15 до 50% детей и подростков по данным И. В. Леонтьевой имели в анамнезе как минимум один обморок), остаются синкопальные состояния: вазовагальные, ситуационные, нагрузочные и ортостатические, патологические механизмы которых включают вегетативные компоненты.
Миф шестой: клинические проявления вегетативной дисфункции характерны исключительно для подросткового возраста. Вегетативная дисфункция является одним из наиболее распространенных заболеваний среди подростков, частота ее в популяции мальчиков, по данным различных авторов, колеблется от 54,6% до 72,6%, а среди девочек от 62,4% до 78,2%. Косвенно о состоянии заболеваемости можно судить и по числу публикаций по данной проблеме среди детей различного возраста: число статей о проявлениях СВД в подростковом возрасте более чем в 7 раз превышает число публикаций о клинических особенностях синдрома у новорожденных (рис. 2).
Возможно, это связано с трудностями объективной диагностики вегетативной дисфункции в неонатологии. Однако внимательный клиницист уже в период новорожденности может выявить симптомы вегетативных расстройств: «мраморность» кожи, цианоз носогубного треугольника или конечностей, нарушения терморегуляции, срыгивания, рвота, «кишечные колики», нарушения ритма сердца или процессов реполяризации на ЭКГ.
Вегетативные сдвиги усугубляются к 4–7 годам, и, как правило, преобладает парасимпатическая направленность, сопровождающаяся боязливостью, нерешительностью поведения, повышением массы тела. Наконец, в пубертатном возрасте отмечается третий «пик» проявлений вегетативной дисфункции, сопровождающийся бурными эмоциональными проявлениями, личностными расстройствами, что приводит к более частой обращаемости за врачебной помощью и, соответственно, к более частой регистрации заболевания.
Миф седьмой: объективно оценить состояние вегетативной нервной системы практическим врачом невозможно. Действительно, диагностика СВД во многом субъективна и зависит от клинического мировоззрения и опыта врача, так как в основном основывается на клинической симптоматике (оценка вегетативного статуса по таблицам и вопросникам А. М. Вейна, модифицированных для детей Н. А. Белоконь, 1987). В настоящее время в педиатрии для характеристики вегетативного тонуса используются математические модели оценки вегетативных показателей: индекс Кердо, анализ вариабельности ритма сердца с расчетом статистических показателей (индекс напряжения по Р. М. Баевскому). Согласно стандартам, выработанным на совместном заседании Европейской и Североамериканской кардиологических ассоциаций в 1996 году, для клинических исследований вариабельность ритма сердца рекомендуется оценивать по четырем основным показателям:
В последние годы возможности математической оценки вариабельности сердечного ритма расширились за счет применения спектрального анализа с выделением определенных составляющих: очень низкочастотной (Very Low Frequency — VLF), отражающей степень активации церебральных эрготропных систем, низкочастотной (Low Frequency), характерной для симпатических влияний, и высокочастотной (High Frequency), с помощью которой описывают вагусные влияния.
Значительно расширяет возможности объективной оценки вегетативной дисфункции применение нагрузочных проб, позволяющих охарактеризовать вегетативную реактивность и вегетативное обеспечение деятельности (физической — при применении пробы с дозированной физической нагрузкой, проб положения — ортостатическая проба, умственной и эмоциональной). Для регистрации вегетативных сдвигов используются параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем: частота сердечных сокращений, вариабельность ритма сердца, величина артериального давления (АД), частота дыхания. Исследуемые показатели регистрируются в покое (вегетативный тонус) и при выполнении деятельности (вегетативное обеспечение, которое может быть нормальным, избыточным или недостаточным и отражает состояние эрготропных аппаратов). Внедрение 24-часового мониторирования артериального давления в педиатрическую практику, оценка суточного ритма АД позволили открыть новую страницу в объективизации оценки вегетативной регуляции сосудистого тонуса.
Таким образом, применение комплексного клинико-экспериментального подхода с использованием функционально-динамического исследования вегетативного статуса, тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности позволит лечащему врачу выявить сдвиги в гомеостатических параметрах организма и оценить состояние его адаптационных механизмов при вегетативной дисфункции.
Миф восьмой: терапия детей и подростков с СВД малоэффективна. Успех лечения детей во многом зависит от своевременности и адекватности проводимой терапии, она должна быть комплексной, длительной, с учетом возраста и клинических проявлений заболевания, с активным участием самого больного и его окружения. Предпочтение должны иметь немедикаментозные методы коррекции в сочетании с общережимными и психотерапевтическими мероприятиями, тогда как медикаментозное лечение должно включать минимальное число индивидуально подобранных препаратов.
Что такое в неврологии свд
Синдром вегетативной дистонии (СВД) – расстройства в функции и структуре периферической и центральной нервной системы, которые выражены нарушениями вегетативной регуляции обмена веществ, сосудов, сердца и других систем и органов.
Причины синдрома вегетативной дистонии
Синдром вегетативной дистонии классифицируют как следствие разнообразных патологий центральной и периферической нервной системы. СВД не является самостоятельным заболеванием и редко приходит в одночасье. Причины синдрома вегетативной дистонии следующие:
Чем выражен синдром вегетативной дистонии
Синдром вегетативной дистонии подразделяется на три основных вида:
Вегетативно-сосудисто-трофический синдром основывается на вегетативных нарушениях, причиной которых являются поражения смешанных нервов, корешков и сплетений, отвечающих за поступление к конечностям импульсов.
Синдром прогрессирующей вегетативной недостаточности выражается периферическими и церебральными расстройствами в сочетании с расстройствами периферическими сегментарными.
Психовегетативный синдром проявляется пароксизмальными нарушениями, вызванные вследствие дисфункции различных систем головного мозга.
Симптомы синдрома вегетативной дистонии
Симптомы СВД напрямую зависят от того, какая система или какой орган были поражены. Заболевание приводит к дисфункции систем организма. По характеру течения у детей выделяют следующие отклонения:
Ваготония – нарушение нервной системы, которое проявляется акроцианозом стоп и кистей. Данная патология проявляется посинением конечностей. Причиной тому является чрезвычайно медленное поступление крови к конечностям через маленькие сосуды. Также симптомами СВД являются угревая сыпь, гипергидроз, а также аллергии и отеки под глазами. В случае депрессивного нарушения нервной системы кожа становится холодной, сухой и достаточно бледной, сосудистая сетка становится невыраженной. В некоторых случаях могут быть замечены экзематозное высыпание, зуд.
Характерным нарушением является отчетливое нарушение терморегуляции: плохая переносимость морозов, сырой погоды, сквозняков, а также постоянный озноб и зябкость.
Дети с синдромом вегетативной дистонии часто жалуются на плохую работу желудочно-кишечного тракта. Тошнота, боль в животе, рвота, изжога, понос или, наоборот, длительные запоры, боль за грудиной, ком в горле – привычное дело при СВД. Причиной этих нарушений является сокращение мышц пищевода и глотки. В зависимости от возраста ребенка самыми популярными симптомами синдрома вегетативной дистонии являются: боль в области живота – 6-12 лет; периодическая рвота – 3-8 лет; поносы и запоры – 1-3 года; колики и срыгивания – до 1 года.
Наиболее отчетливо СВД представлен нарушениями функции сердечно-сосудистой системы. Это состояние называется нейроциркуляторная дистония. При данном заболевании может быть огромное количество нарушений работы сердца, самые популярные из которых связаны с нарушением проводимости и сердечного ритма. Традиционно к дисфункции сердца относят:
Экстрасистолия – сокращение сердца раньше установленного времени. Среди всех аритмий детская экстрасистолия заметно лидирует: порядка 75% случаев приходятся именно на это нарушение. При экстрасистолии пациенты жалуются на головную боль, раздражительность, головокружение, чрезмерную утомляемость и так далее. Параллельно с этим возникают и другие заболевания и отклонения: высокая метеотропность, метеозависимость, а также вестибулопатия. Пациенты быстро утомляются при нагрузках, их работоспособность находится на очень низком уровне.
Пароксизмальная тахикардия – крайне внезапный симптом. Без адекватных на то причин сердце ребенка начинает стучать намного быстрее. Это может длиться как несколько часов, так и пару секунд. Чаще всего жертвами пароксизмальной тахикардии как следствия синдрома вегетативной дистонии становятся дети с высоким исходным тонусом и легкой либо острой недостаточностью симпатического отдела.
Пролапс митрального клапана часто сочетается со стигмами дизэмбриогенеза (незначительные аномалии развития). Чаще всего это указывает на некую неполноценность вегетативной дистонии, а также соединительной ткани.
Вегетативная дистония в сочетании с артериальной гипертензией характеризуется увеличением артериального давления. Это достаточно популярное отклонение, которое нередко перерастает в гипертонию различных степеней. Симптоматика данного отклонения следующая: ухудшение памяти, кардиалгия, раздражительность, чрезмерная утомляемость, головокружения и частые головные боли. Что касается головной боли, она одолевает затылочно-теменную или затылочную зону и имеет монотонный давящий характер. Она появляется после пробуждения или днем и способна усиливаться после определенных нагрузок. Зачастую к головным болям добавляется еще один симптом – тошнота, но до рвоты дело не доходит.
Вегетативная дистония, сочетающаяся с артериальной гипертензией проявляется уже в 7-9 лет. Как правило, она влияет на пульсовое давление, которое опускается до отметки в 30-35 мм ртутного столба. Головные боли при данном заболевании можно легко притупить при помощи перерыва в учебе или отдыхе от физических нагрузок, полноценного здорового сна, пеших прогулок на свежем воздухе.
При данном заболевании отмечается ухудшенное физическое развитие детей. Степень этого отставания зависит исключительно от степени самого заболевания. Чаще всего дети, страдающие вегетативной дистонией с артериальной гипертензией, имеют бледную кожу, красный дермографизм и ярко выраженную сосудистую сетку.
Диагностика синдрома вегетативной дистонии
В диагностике заболевания важное место занимают симптомы, а именно их развитие и течение. На этом фоне особое значение уделяется сбору жалоб и анамнеза. Далее доктор осматривает пациента, осуществляет мониторинг АД, забор фармакологических и физических проб, изучает частоту сокращения сердца, производит тщательную оценку вегетативных индексов. Для постановки на 100% верного диагноза могут понадобиться дополнительные процедуры, такие как кардиоинтервалография или электрокардиография. После вышеупомянутых исследований обычно проводится доплерография сосудов головного мозга, шеи и сердца.
Лечение синдрома вегетативной дистонии
В лечении СВД есть несколько основных принципов:
Помимо медикаментозных методов лечения синдрома вегетативной дистонии, активно применяются немедикаментозные. Лекарственные препараты применяются преимущественно при длительном течении СВД или тяжелом протекании болезни. На начальной стадии заболевания и при легкой ее форме специалисты предпочитают использовать немедикаментозное лечение. Оно должно дополняться скорректированным образом жизни: сон – 8-10 часов, ежедневные прогулки на свежем воздухе – минимум 2 часа в день, на телевидение и компьютер необходимо уделять максимум 1,5 часа, а родители должны всячески оградить ребенка от стрессов, создать вокруг него приятный микроклимат.
Необходимо строго придерживаться назначенной диеты. Рекомендуется употреблять пищу, богатую солями магния и натрия: овощи, фрукты, бобовые, крупы и так далее. Подсолнечное масло при этом нужно заменить на оливковое.
Чай и кофе необходимо употреблять только с молоком, добавить в ежедневный рацион кефир и шоколад, а также максимально часто употреблять продукты с большим содержанием жидкостей. Употребление поваренной соли необходимо снизить до минимума в случаях с гипертензивным синдромом вегетативной дистонии, а добавить в рацион фасоль, творог, молоко, салаты, шпинат, морковь, ячневую кашу. При кардиальной форме СВД актуальна любая пища, которая благотворно влияет на свойства крови: умеренное количество специй, растительное масло, цитрусовые, серая каша и так далее.
Вне зависимости от типа заболевания, обязательными к употреблению являются мед (на протяжении 2-3 месяцев перед сном), компот из облепихи, клюквы, рябины, шиповника, урюка, изюма, кураги, брусники, различные фруктовые и овощные соки, настои и минеральные воды.
От физических нагрузок освобождаться не стоит ни в коем случае. Физическая культура и спорт помогают в лечение всех форм СВД за исключением заболеваний, дошедших до криза. В случае криза необходимо заниматься исключительно лечебной гимнастикой. В остальных случаях хорошо помогают бег и ходьба, прогулки на велосипеде, катание на коньках, плавание, занятие туризмом, катание на лыжах. Не лишним будет массаж позвоночника и шейно-воротниковой зоны (до 20 сеансов).
Гипотензивная форма СВД подразумевает активные физические нагрузки и активный спорт: теннис, шейпинг, танцы и так далее. В лечении кардиального синдрома вегетативной дистонии рекомендуют бадминтон, плавание и бег трусцой. Гипертензивный тип СВД ограничивает пациента лишь занятиями плаванием, ходьбой и туризмом. При любом типе заболевания не рекомендуется заниматься командными видами спорта, такими как баскетбол, футбол, гандбол, волейбол и так далее.
Специалисты сходятся во мнении, что физиотерапевтические методы лечения являются более чем успешными. К ним относятся лечение ультразвуком, синусоидальными модулированными токами, индуктометрия, электросон, электрофорез лекарственных средств и другие методы схожего действия. Синдром вегетативной дистонии по смешенному типу предпочитают лечить электрофорезом лекарственных средств по одной из методик: либо эндоназальный электрофорез раствора новокаина (2%), либо 1% раствора новокаина в сочетании с 0,2% раствора калия йодида. При симпатикотонии рекомендуется электрофорез с 0,5% раствором эуфиллина, магния сульфатом папаверином, бромом. При ваготонии наиболее актуальным является электрофорез с кофеином, мезатоном, кальцием. Данные процедуры проводятся раз в два дня на протяжении 20-30 дней. В случае необходимости курс лечения может быть повторен спустя 1-2 месяца.
Лечение при помощи медикаментов обычно начинают либо в сочетании с вышеуказанными методами, либо по окончанию их применения. Начинать медикаментозное лечение синдрома вегетативной дистонии предпочитают с распространенных препаратов (заманиха, бром, валериана), имеющих минимальное количество побочных эффектов. Препараты и их дозировка назначаются с учетом индивидуальных особенностей организма пациента. Большую роль в выборе дозы лекарственных средств является возраст. Так как продолжительность лечения синдрома вегетативной дистонии является долгосрочной, препараты назначаются постепенно и зачастую сменяют друг друга.
Часть терапии составляют нейролептики и транквилизаторы, обладающие успокаивающим действием. Первые позволяют существенно снизить реакцию на различные внешние раздражители. Нейролептики для детей подбираются из максимально «легких», которые хорошо переносятся, когда транквилизаторы показали свою неэффективность. Назначаются сонопакс (10-30 мг в сутки в зависимости от возраста), френолон (порядка 10 мг в сутки), теролен (порядка 10 мг в сутки). Данные препараты могут комбинироваться.
Транквилизаторы позволяют справиться с бессонницей, страхом, паническими боязнями, являются хорошим лекарственным средством при кардиалгии и экстрасистолии.
При ваготонии рекомендуется амизил (порядка 2 мг в сутки). Гиперсимпатикотоническая реактивность и симпатикотония становятся причиной назначения тазепама (20-30 мг в сутки), седуксена (около 10 мг в сутки). Данные препараты не рекомендуется употреблять в детском возрасте при склонности к гипотонии, а также при наличии исходного ваготонического тонуса. При синдроме вегетативной дистонии смешанного характера белласпон и беллоид (1-3 таблетки в сутки), фенибут (0,25-0,5 мг в сутки), мепробамат (0,3-0,7 мг в сутки). Как правило, транквилизаторы в детском возрасте назначаются минимально возможными дозами. Со временем дозировка применения препаратов постепенно увеличивается. Лечиться малыми дозами транквилизаторов необходимо минимум 2 месяца, а принимать препараты лучше всего вечером либо после обеда.
Дальнейший курс лечения медикаментозными средствами назначается индивидуально и напрямую зависит от вида дистонии. При артериальной гибертензии назначаются седативные фитосборы, реже применяются спазмолитические медикаменты. Зачастую назначаются ингибиторы АПФ и антагонисты кальция, имеющие высокую эффективность и минимальное количество возможных побочных эффектов. При минимальной эффективности данных средств по отдельности доктор может назначить комбинированное употребление лекарственных средств.
Родиолы, экстракт элеутерококка, настойки аралии, заманихи, женьшеня, лимонника, а также другие растительные психостимуляторы назначаются при артериальной гипотонии, выраженной достаточно резко.
Нейрометаболические препараты наиболее актуальны в детском возрасте при наличии синдрома вегетативной дистонии с изменениями функционирования центральной нервной системы. Пиридоксальфосфат назначается при ваготонии; витамины В4 и Е в сочетании с препаратами калия – при симпатикотонии, а для повышения уровня микроциркуляции – стугерон, кавинтон, трентал.
Медикаментозное лечение СВД практически всех типов также включает употребление растительных БАДов с витаминами, микроэлементами и коферментами.
Профилактика синдрома вегетативной дистонии
Укрепление оздоровительных и общеукрепляющих мер являются важнейшим этапом профилактики СВД. Важно не только следить за ребенком и его образом жизни, но и поддерживать хороший микроклимат в семье (снизить стрессы, предотвращать конфликты и так далее). Правильное питание должно комбинироваться с адекватными физическими нагрузками, посильными детскому организму. В профилактических целях полезными являются прогулки по лесу, употребление минеральных вод, купание в море, чистый горный воздух.