что такое в исламе намерение

Ният. Как правильно выстраивать намерение, и что оно значит для мусульман

что такое в исламе намерение. Смотреть фото что такое в исламе намерение. Смотреть картинку что такое в исламе намерение. Картинка про что такое в исламе намерение. Фото что такое в исламе намерение

Слово «ният» (намерение) по словарю означает намереваться, решаться на что-либо. В шариате оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием. В Исламе намерение необходимо при каждом деянии.

Все зависит от намерения. Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты.

Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (пребывание в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния.

По шариату, если человек работает с намерением: «Наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью», то он получит награду от Аллаха. Человек и с другими намерениями может достигнуть своей цели, но не достигнет награды и воздаяния.

Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь не прерывно совершал поклонение.

Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением.

Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. Это проявление смысла слов Аллаха: «И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне».

Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата человек может легко превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни.

1. «Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот».

В этом благословенном изречении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) содержится призыв к каждому уверовавшему оказывать помощь в устранении трудностей, выпавших на долю другого верующего.

2. «Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах».

Каждый мусульманин должен стремиться облегчить тяжесть своего собрата, живущего в бедноте. Если он испытывает трудности в одежде, то нужно купить ему одежду. Если испытывает трудности в пропитании, то нужно обеспечить его пропитание. За помощь, оказанную верующему в трудном положении, Аллах облегчит его дела как в этом, так и в загробном мирах.

3. «Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах».

Человек, скрывший недостаток другого, на самом деле скроет свой недостаток. За этот поступок Всевышний Аллах скроет его недостаток как в этой, так и в загробной жизни.

4. «Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему».

Это означает, что если ты поможешь другому, Аллах поможет тебе. Сильным является то общество, в котором люди живут, постоянно помогая друг другу. Потому как взаимная помощь улучшает взаимоотношения людей, превратит их в друзей, собратьев, научит устранять различные трудности вместе, совместными усилиями, сообща. Поэтому Ислам всегда призывает мусульман к взаимопомощи. Мусульманину, помогавшему своему собрату, обещается помощь в несколько раз больше.

5. «Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай».

Как правильно выстраивать намерение? Что оно значит для мусульманина, и как неверный ният может изменить жизнь человека?

Имам-хатыйб Апанаевской мечети, преподаватель КИУ Нияз хазрат Сабиров:

– Всем известен хадис: «Дела оцениваются по намерениям» (Бухари, Муслим), поэтому очень важно, чтобы намерение было правильным, искренним.

Если намерение будет правильным, то человек, даже если не выполнил какой-либо поступок, который он вознамерился сделать, все равно получит награду. А если же он выполнил этот поступок, то получит не одну, а больше наград.

Чтобы человек выстраивал правильное намерение, ему необходимо получать знания. Намерения связаны со знаниями.

Всегда нужно обращать внимание на состояние сердца, на то, ради чего выполняется какое-либо действие. Из этого следует, что всегда нужно, перед тем, как сделать какой-либо поступок посмотреть, какое у тебя намерение.

Если ты почувствовал, что это намерение не совпадает с тем, что ты в действительности хочешь, то надо его исправить.

Если ты хочешь совершить дело для того, чтобы тебя увидели, похвалили, то нужно исправить себя. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я боюсь, что вы будете совершать маленький ширк». «А что же такое маленький ширк?» – спросили сахабы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это риа (дела напоказ)» (Имам Ахмад, Бейхаки).

Из-за неправильного намерения даже хорошее деяние Всевышний может не принять, поэтому, чтобы наши поступки принимались, и мы получали награду и пользу от этого дела, важно соблюсти два условия: первое – искренний ният и второе – соответствие Корану и сунне.

Человеку свойственно ошибаться, он может сначала иметь неправильное намерение, но потом изменить его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый из людей ошибается, но наилучший из них тот, кто старается исправлять свои ошибки» (Суютый). «Аллах не смотрит на вашу одежду и материальное состояние, он смотрит на ваши сердца и поступки» (Табарани).

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

Источник

Намерение (ният) с точки зрения Ислама

По словам Амируль-муминина Умара ибн Хаттаба (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Поистине каждое дело – по намерению. И каждому – по его намерению. У того, чья Хиджра к Аллаху и Его Посланнику, — Хиджра к Аллаху и Его Посланнику. У того, чья хиджра к овладению мирским или к женщине, чтобы жениться на ней, то хиджра его к тому, к чему он стремился».

Это высказывание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) касается вознаграждения и наказания в Судный День и потому имеет особую ценность.

Такие ученые, как Ахмад бин Ханбаль, Абу Давуд, Тирмизи, Даракутни, считали, что благодаря этому хадису можно понять треть Ислама. Имам Шафии сказал, что этот хадис вобрал в себя 70 тем и содержит половину религиозных знаний. Имам Бухари советовал писать книги, начиная их этим хадисом.

Ният – это намерение в сердце совершить что-либо (или, наоборот, воздержаться от чего-либо) ради довольства Аллаха.

Как совершаются деяния? Деяния совершаются сердцем, языком или другими органами тела.

Деяния, совершаемые сердцем (в душе) – это мысли и намерения.

Деяния языка – это наши слова.

Деяния органов – это действия, в которых участвует наше тело.

Поскольку слова и действия обычно связаны с ниятом, намерением, то предваряющий благое дело ният уже может расцениваться как ибада, поклонение.

Выражение «поступ бретают ценность согласно намерениям» ки о обычно употребляют применительно к фактическим деяниям. Ибадой считается ради довольства Аллаха убрать с дороги камень, чтобы он не мешал людям. Заслуживает вознаграждения и тот, кто собрался заработать способом, не дозволенным шариатом, но потом отказался от этого из страха перед Аллахом.

Мысли и душевные переживания приобретают ценность перед Аллахом, если они опираются на чистое намерение. Поэтому сердце постоянно должно быть разумным и бодрствующим.

Не принимается намерение, произнесенное языком, но не подтвержденное сердцем. Всевышний Аллах смотрит не на нашу внешность, а в наши сердца и оценивает наши намерения.

Ученый и захид, один из семи мединских бедняков Салим сын Абдуллаха бин Умара в письме халифу Умару ибн Абдульазизу писал: «Знай, что помощь от Аллаха раб получит согласно своему намерению. Если намерение полно и совершенно, то и помощь будет полной и совершенной. А если намерение ослабеет, утратит свою чистоту, то и помощь уменьшится».

«Каждый получит согласно намерению» также означает, что ибада, поклонение, и усилия на пути Аллаха, которые могут казаться со стороны безупречными, будут приняты с условием, что они были устремлены только к Аллаху. Если деяния совершаются для того, чтобы добиться расположения людей, или одновременно ради Аллаха и для оценки их другими, то они не имеют перед Аллахом никакой ценности и Им не вознаграждаются. Намерения, слова и действия обретают ценность благодаря ихлясу, искренности по отношению к Аллаху. Совершать намаз или выплачивать закят напоказ – это большой грех, который также называют малым (тайным) ширком. Однако совершение намаза или выплата закята прилюдно, но не для похвалы, а для того, чтобы показать пример другим, одобряется и вознаграждается дважды: как за выполнение своих обязанностей, так и за побуждение к этому других.

Относительно добрых дел и поклонения, в основе которых нет чистого намерения, Посланник Аллаха Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) приводил следующий пример. В Судный День, когда Аллах спросит с человека, считавшегося шахидом, тот ответит: «Я сражался на Твоем Пути и пал шахидом!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты сражался ради того, чтобы прослыть храбрецом!» После этого его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. Затем Аллах спросит с человека, который изучал Ислам, учил ему других и читал Коран, тот ответит : «Я изучал Ислам и учил ему, я читал Коран, чтобы снискать Твою милость!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты учился, чтобы прослыть знающим. Ты читал Коран, чтобы люди восхищались твоим чтением, и ты получил это». Его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. В этом хадисе говорится об участи, которая постигнет богача, говорившего, что он тратит свои средства на пути Аллаха, но самом деле лишь показывавшего свою щедрость» (Муслим, Имара, 152).

Согласно хадису даже действие, прямо не относящееся к исполнению религиозных обязанностей, за счет намерения тоже может стать ибадой. Например человек, который ест для того, чтобы набраться сил для совершения поклонения, заслужит саваб, вознаграждение, за свою трапезу. Торговец, имеющий намерение трудится честно и не выходить за рамки дозволенного Шариатом, зарабатывает и деньги, и саваб.

В хадисе говорится: «…Тот, кто совершил хиджру с намерением приблизиться к Аллаху и Его Посланнику, получит вознаграждение за хиджру к Аллаху и его Посланнику…» Хиджра означает отказ от чего-либо. В широком смысле отказ от того, что запрещено Аллахом, так же считается хиджрой. Посланник Аллаха говорил: «Мухаджир — это тот, кто отказался от чего-либо запрещенного Аллахом» (Бухари, Иман, 4,5, Рикак 26).

В хадисе слово хиджра означает «оставить находящуюся под гнетом неверующих родину и переселиться к мусульманам». Хиджра Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабов заключалась именно в этом. Если человек совершил хиджру, не думая о мирской прибыли, а только для того, чтобы заслужить довольство Аллаха и Его Посланника, то его хиджра будет принята и вознаграждена Всевышним. А если человек вышел в путь ради приобретения мирских благ или для того, чтобы жениться, тогда его переселение не будет принято и вознаграждено как хиджра к Аллаху и Его Посланнику. В Коране сказано:

«Тому, кто ищет прибыли в будущей жизни, Мы увеличим его прибыль. Тому, кто ищет прибыли в жизни мирской, мы дадим ее, но он не получит ее в жизни последней» ( Сура «аш-Шура» 42/20).

Поводом для этого высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) послужил следующий случай. Один из сахабов решил жениться на женщине по имени Умму Кайс, но она собиралась совершить хиджру и была согласна выйти замуж только после переезда в Медину. До этого жених не собирался переезжать из Мекки в Медину, однако был вынужден сделать это ради женитьбы. После этого случая между сахабами разгорелся спор: получит ли саваб за свою хиджру «мухаджир Умму Кайс»? И тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил им, что «каждый получит согласно своему намерению…».

Уроки хадиса:

1. Для того, чтобы получить вознаграждение (саваб) за свои деяния, начинать их нужно с чистым, ради Аллаха, намерением.

2. Место намерения – сердце, поэтому вслух его произносить необязательно.

3. Дела, в основе которых нет чистого намерения, не вознаграждаются Аллахом.

4. Нельзя использовать религию как прикрытие для извлечения выгоды и скрывать свои истинные намерения.

5. Ихлас означает искренность, чистоту намерения перед Аллахом.

(Источник: Imam Nevevi, Riyazu’s-Salihin. — Istanbul, Erkam yayinlari, 1997. — Т.1, стр. 89-97).

Источник

Почему намерение лучше, чем деяние?

что такое в исламе намерение. Смотреть фото что такое в исламе намерение. Смотреть картинку что такое в исламе намерение. Картинка про что такое в исламе намерение. Фото что такое в исламе намерение

Намерение в исламе

Факих со своим иснадом передал от Зайда бин Майсара, который сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Я не принимаю слово каждого мудреца. Но Я смотрю на его намерение (ният) и желание. Если намерением и желанием этого мудреца являюсь Я, тогда его молчанье Я делаю размышлением и вспоминаю Его слова тогда, когда он не говорит».

Факих со своим иснадом передал от Ибрахима Наха’и, он сказал: «Если у человека в разговоре между словами будет гнев и если в этом гневе будет благое намерение, то Всевышний Аллах за эти слова в сердца людей вложит оправдание, так что эти люди даже скажут: «Этими словами он не хотел ничего, кроме блага».

Если человек будет говорить красивые слова без благого намерения, то эти слова Всевышний Аллах вложит в сердца людей, так что эти люди даже скажут: «Этими словами он не желал блага».

Передано от ‘Ауна бин ‘Абдуллы, который сказал: «Обладатели благ говорили: «Тому, кто совершит дела для ахирата, Аллах Всевышний исправит мирские дела. Тому, кто исправит свою внутреннюю сторону, Аллах Всевышний исправит внешнюю сторону. Тому, кто исправит свои отношения с Аллахом, Аллах Всевышний исправит отношения с людьми ».

Обладатели знаний сказали: «Почему намерение лучше, чем деяние?». Потому что намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря».

Другие обладатели знаний сказали: «Намерение лучше, чем деяние, поскольку намерение длиннее, а деяние короче. Он намеревается совершить благое дело, но за оставшуюся жизнь у него не хватает сил совершить это деяние».

Пророк (мир ему) сказал: «В Судный день приведут людей, у которых будут благие дела, подобные большим горам. Глашатай крикнет: «У кого есть обида на такого-то и такого-то, пусть придет к нему и заберет его награду».

И люди придут к нему, и будут забирать его награды, так что у него и не останется наград. Этот раб останется удивленным. Его Господь скажет ему: «У тебя есть сокровище, о котором Я не известил ни ангелов, ни людей?». Человек спросит: «О, мой Господь, что это?». Всевышний Аллах скажет: «Благое намерение, Я записал его тебе больше в семьсот раз».

Сообщается, что один поклоняющийся человек из бани Исраиль проходил мимо маленькой горы, сделанной из песка. Он сказал самому себе: «О, если бы эта гора была мукой, то я бы накормил голодных бани Исраиль».

Всевышний Аллах сказал их пророку: «Скажи такому-то рабу, что, поистине, за благое намерение Аллах одарил его наградой».

Сообщается, что в Судный день приведут человека. Его тетрадь с деяниями вручат ему в правую руку. В этой тетради он увидит такие благодеяния, как хадж, умра, закят и садака. После этого он скажет самому себе: «Я не совершал ни одно из этих деяний, это не моя тетрадь».

Всевышний Аллах скажет ему: «Читай, ибо это твоя тетрадь. Ты говорил: «Если бы у меня было богатство, то я бы совершил хадж. Из твоего намерения Я узнал, что ты правдив. За каждое твое намерение Я одарил тебя наградой».

Факих сказал: «Верность намерения узнается тогда, когда человек не проявляет скупость даже в самом малом, что у него есть. Если у него не хватает денег для того, чтобы совершить хадж, и он в дороге увидит человека, который вышел для того, чтобы совершить хадж, он скажет самому себе: «Если бы у меня была возможность, то я, несомненно, совершил бы хадж. Но если я не могу совершить хадж, то пусть тогда эти два дирхема будут для того, кто направился совершить хадж».

Если он проявит скупость в самом малом что есть у него, то Всевышний Аллах знает, что если человек проявляет скупость в малом, то в большом имуществе он тоже будет проявлять скупость. И не будет награды за его намерение.

Источник

Чистое намерение – основа искренности

что такое в исламе намерение. Смотреть фото что такое в исламе намерение. Смотреть картинку что такое в исламе намерение. Картинка про что такое в исламе намерение. Фото что такое в исламе намерение

Наиболее важной в совершении всех деяний верующего человека является забота о наличии чистого намерения и искренности в служении Всевышнему, ведь только благодаря ей наше поклонение может быть принято. Не каждый, совершающий поясные и земные поклоны, является совершающим намаз по-настоящему. Не каждый, обучающий или изучающий знания, является истинным алимом или мутаалимом. И не каждый, вышедший сражаться на пути Аллаха, является настоящим муджахидом. Всё это зависит от намерения, чистых стремлений и целей.

В хадисе, переданном Абу Мусой аль-Ашари, сообщается, что Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Один человек сражается ради трофеев, другой сражается ради славы, третий же сражается напоказ, так, кто из них сражается на пути Аллаха?!” Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто сражается ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха, тот на пути Аллаха» (имамы аль-Бухари, Муслим).

Тот, кто борется для того, чтобы возвысить слово Всевышнего, чтобы возвеличить религию, помочь в распространении религии и выполнять веления Аллаха. При этом человек не должен стремиться к власти, обретению богатств, людской славы.

В другой версии передаётся, что человек сражается ради военной добычи, почёта или власти. Пророк (мир ему и благословение) отверг всё, кроме борьбы на пути Аллаха, ради возвышения слова Всевышнего, где не преследуются другие цели.

АбдуЛлах ибн Мас’уд передал хадис:

إِنَّ أَكْثَرَ شُهَدَاءِ أُمَّتِي أَصْحَابُ الْفُرُشِ ، وَرُبَّ قَتِيلٍ بَيْنَ الصَّفَّيْنِ ، اللَّهُ أَعْلَمُ بِنِيَّتِهِ

«Большая часть шахидов уммы умерли в постели. Мало умерших в строю, Аллах знает об их намерениях» («Муснад имама Ахмада», «Муснад» Аби Шайба»). Люди могут умереть в постели, но в Судный день их воскресят среди шахидов.

Также передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَنْ غَزَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَهُوَ لا يَنْوِي فِي غَزَاتِهِ إِلا عِقَالا فَلَهُ مَا نَوَى

«Кто участвовал в газавате ради икаля (головной убор бедуина), ему это и запишется» (Ахмад, аль-Байхаки, ан-Насаи). Обратите свое внимание на понимание искренности по отношению к Тому, кто знает все тайны. Всевышний говорит в священном Коране:

ومَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ

«То, что было им предписано, имело только одну цель: искренне поклоняться Аллаху Единому, отворачиваясь от лжи и придерживаясь истины, регулярно и должным образом совершая предписанную (ритуальную) молитву и раздавая закят. Это и является истинной религией». 98:5.

Также Аллах сказал:

أَلا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» Коран, 39:3.

فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا

«Тот, кто надеется предстать перед Аллахом и получить Его награду, пусть искренне вершит благодеяния и не поклоняется никому другому наряду с Аллахом » Коран, 18:110.

Для верующего является обязательным избавиться в намерении от всего, кроме довольства Аллаха, следить за состоянием сердца, чтобы оно не отклонилось от истины, контролировать свои поступки и слова. Необходимо приучить себя совершать все виды поклонения с чистым намерением ради Всевышнего. Даже кусок пищи, поставленный мужем в рот жены, должен быть совершён ради Аллаха, за что мусульманин будет вознаграждён и что является проявлением благого нрава. К примеру, покупка одежды для детей не должна быть проявлением высокомерия, попыткой перещеголять соседей, стремлением унизить бедных или быть похожим на кого-то из грешников, лишённых милости Аллаха. Покупайте одежду для детей с намерением исполнить обязательное предписание в укрытии аврата, чтобы продемонстрировать блага Всевышнего, чтобы украситься тем, что дозволил Аллах, придерживаясь в этом умеренности и остерегаясь расточительства. За такой поступок с правильным намерением верующий будет вознаграждён.

Если в своих действиях мусульманин не руководствуется искренним намерением, то он останется без награды, напротив, если намерение испорчено, верующий заслуживает наказания, так как человек совершает деяния под видом поклонения Всевышнему, но не ради Него. Совершая поясные и земные поклоны, некоторые люди желают известности или преследуют иные цели, что является выставлением деяний напоказ.

Верующие в Аллаха, будьте искренни. От Умара ибн Хаттаба передано, что Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Воистину, деяния судятся по намерению, и каждому человеку – то, что он намеревался. И тот, кто переселился ради Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), то его переселение будет принято Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение), а кто переселился из-за мирского или для женитьбы на какой-то женщине, то переселение его – к тому, к чему или к кому он переселился». Этот хадис приводит имамы аль-Бухари и Муслим. То же самое относится к священной войне, учёбе, профессиональной деятельности, паломничеству, т.е., при совершении любого благого деяния необходимо стремиться к довольству Аллаха. Если человек верует в Аллаха, то он чётко понимает это, так как нет более достойного для поклонения, чем Всевышний.

Верующие в Милостивого, следите за своим сердцем, пусть ваши помыслы будут чисты, избавляйтесь от стремления к довольству кого-либо кроме Аллаха, ведь никто, кроме Него не сможет вас вознаградить.

О Аллах, одари нас ихлясом, избавь от любого вида показухи, о Наищедрейший.

Стенограмма проповеди шейха Хабиба Умара

Источник

Ният. Как правильно выстраивать намерение, и что оно значит для мусульман

Слово «ният» (намерение) по словарю означает намереваться, решаться на что-либо. В шариате оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием. В Исламе намерение необходимо при каждом деянии.

Все зависит от намерения. Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты.

Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (пребывание в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния.

По шариату, если человек работает с намерением: «Наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью», то он получит награду от Аллаха. Человек и с другими намерениями может достигнуть своей цели, но не достигнет награды и воздаяния.

Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь не прерывно совершал поклонение.

Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением.

Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. Это проявление смысла слов Аллаха: «И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне».

Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата человек может легко превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни.

1. «Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот».

В этом благословенном изречении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) содержится призыв к каждому уверовавшему оказывать помощь в устранении трудностей, выпавших на долю другого верующего.

2. «Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах».

Каждый мусульманин должен стремиться облегчить тяжесть своего собрата, живущего в бедноте. Если он испытывает трудности в одежде, то нужно купить ему одежду. Если испытывает трудности в пропитании, то нужно обеспечить его пропитание. За помощь, оказанную верующему в трудном положении, Аллах облегчит его дела как в этом, так и в загробном мирах.

3. «Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах».

Человек, скрывший недостаток другого, на самом деле скроет свой недостаток. За этот поступок Всевышний Аллах скроет его недостаток как в этой, так и в загробной жизни.

4. «Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему».

Это означает, что если ты поможешь другому, Аллах поможет тебе. Сильным является то общество, в котором люди живут, постоянно помогая друг другу. Потому как взаимная помощь улучшает взаимоотношения людей, превратит их в друзей, собратьев, научит устранять различные трудности вместе, совместными усилиями, сообща. Поэтому Ислам всегда призывает мусульман к взаимопомощи. Мусульманину, помогавшему своему собрату, обещается помощь в несколько раз больше.

5. «Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай».

Как правильно выстраивать намерение? Что оно значит для мусульманина, и как неверный ният может изменить жизнь человека?

Имам-хатыйб Апанаевской мечети, преподаватель КИУ Нияз хазрат Сабиров:

– Всем известен хадис: «Дела оцениваются по намерениям» (Бухари, Муслим), поэтому очень важно, чтобы намерение было правильным, искренним.

Если намерение будет правильным, то человек, даже если не выполнил какой-либо поступок, который он вознамерился сделать, все равно получит награду. А если же он выполнил этот поступок, то получит не одну, а больше наград.

Чтобы человек выстраивал правильное намерение, ему необходимо получать знания. Намерения связаны со знаниями.

Всегда нужно обращать внимание на состояние сердца, на то, ради чего выполняется какое-либо действие. Из этого следует, что всегда нужно, перед тем, как сделать какой-либо поступок посмотреть, какое у тебя намерение.

Если ты почувствовал, что это намерение не совпадает с тем, что ты в действительности хочешь, то надо его исправить.

Если ты хочешь совершить дело для того, чтобы тебя увидели, похвалили, то нужно исправить себя. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я боюсь, что вы будете совершать маленький ширк». «А что же такое маленький ширк?» – спросили сахабы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это риа (дела напоказ)» (Имам Ахмад, Бейхаки).

Из-за неправильного намерения даже хорошее деяние Всевышний может не принять, поэтому, чтобы наши поступки принимались, и мы получали награду и пользу от этого дела, важно соблюсти два условия: первое – искренний ният и второе – соответствие Корану и сунне.

Человеку свойственно ошибаться, он может сначала иметь неправильное намерение, но потом изменить его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый из людей ошибается, но наилучший из них тот, кто старается исправлять свои ошибки» (Суютый). «Аллах не смотрит на вашу одежду и материальное состояние, он смотрит на ваши сердца и поступки» (Табарани).

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *