что такое в хореографии деми плие
Методика исполнения plie в народно-сценическом танце
Народно-сценический танец считается в высокой степени важным предметом при обучении хореографическому искусству. Благодаря ему в значительной степени расширяются и обогащаются исполнительские возможности, происходит эстетическое развитие учащихся. Дети приобщаются к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Plie в народно-сценическом танце это первое упражнение, с которого начинается весь цикл обучения.
GRAND – полное приседание
Вырабатывает мягкость, эластичность мышц, разрабатывает ахиллово сухожилие, является связующим движением у станка и на середине, подготавливает ноги к прыжку. Выполняется по всем позициям. Музыкальный размер 2,3 и 4 четверти (в старших классах 2/4). Далее приводится методика исполнения plie в народно-сценическом танце.
Demi– plie методика исполнения
Demi-plie (маленькое приседание) в народно-сценическом танце первоначально изучается лицом к палке.
Исходная позиция I. Муз. разм. 4/4 2 такта.
Сохраняя постановку корпуса, начинаем приседать за счет сгибания коленей ног.
2и, 3и – углубляем demi-plie, как можно больше разводя колени в стороны.
4и –опускаясь еще сильнее, нажимаем на пятки. Ягодичные мышцы и мышцы живота как можно больше подтянуты.
На 1и – начинаем выход из plie, распрямляя ноги. Постановка корпуса сохраняется.
2и, 3и, 4и продолжая выпрямляться, приходим в исходное положение.
Следить, чтобы колени были направлены в стороны, чтобы не было завала на большой палец и на мизинец. Стопа полностью стоит на полу, пятки не отрываются от пола.
Demi-plie по II позиции исполняется также, сохраняется вся методика исполнения. Vпозиция изучается позднее потому, что требует от учащихся выворотности ног и бедер.
Урок народно-сценического танца в начале обучения. Здесь
Grand – plie (большое приседание)
Большое приседание также в начале изучается лицом к станку. Рассмотрим методику исполнения.
Музыкальный размер 4/4. Выполняется на 4 такта.
I поз. 1такт – выполняется demi-plie
2 такт – 1и – углубляется demi-plie. Пятки отрываются от пола, сохраняем позицию ног.
2и, 3и – опускаемся ниже, раскрывая колени в стороны и как можно
сильнее. Еще сильнее подтягиваются ягодичные мышцы.
3 такт – 1и – начинаем выпрямление, сохраняя постановку корпуса.
2и, 3и — продолжаем подниматься
4и – ставим пятки на пол
4 такт — выходим из demi-plie
Следить за тем, чтобы полупальцы были как можно ниже. В конце опускания и перед подъемом не должно быть паузы. Внизу нельзя задерживаться. движение должно быть слитным и плавным, без рывков.
II поз. – выполняется точно также, как и по первой позиции, но demi – plie углубляется не так сильно и пятки никогда не отрываются от пола. Следить, чтобы бедра были на уровне голени.
V поз. Методика исполнения demi et grand plie (маленького и большого приседания) аналогична методике исполнения по I позиции.
Народно – сценический танец, в отличии от классического, предусматривает исполнение приседаний по 6 позиции. Методика исполнения та же.
Статья на тему: «Классический экзерсис: Plié (Плие) Виды, методика исполнения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Классический экзерсис: Plié (Плие) Виды, методика исполнения.
Плие (фр. plié, от гл. plier — сгибать) — балетный термин, обозначающий сгибание одной либо обеих ног, приседание на двух либо на одной ноге; «общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом „приседание“». Наравне с подъёмом на полупальцы/пальцы (relevé), вращением и прыжком, является основным элементом хореографии, входит почти во все движения классического танца. Придает соответствующий пластический характер. Исполняется по I, II, III, IV, V позициям. Развивает: ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, гибкость, эластичность, выворотность и силу ног. Активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.
Виды плие
Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций ног:
Деми-плие (фр. demi-plié) — полуприседание, при котором пятки остаются прижатыми к полу.
Гран-плие (фр. grand plié) — глубокое приседание с максимальным сгибом коленного сустава, при этом пятки слегка отрываются от пола.
Приседание на одной ноге в какой-либо позе с ногой на носок в пол либо поднятой в воздух на какую-либо высоту (demi-plié на опорной ноге).
Сгибание работающей ноги, поднятой в воздух на какую-либо высоту в любом направлении.
В уроке классического танца плие выполняется как отдельное упражнение. В русской балетной школе, как правило, это первая учебная комбинация, с которой начинается экзерсис как у палки, так и на середине зала. Приседания выполняются на всей стопе по несколько раз в I, II, IV и V выворотных позициях в координации с плавным движением рук и головы (port de bras). В русской школе плие всегда начинают изучать и выполнять в учебной комбинации начиная с I позиции, в то время как во французской — со II, как более устойчивой и позволяющей лучше почувствовать выворотность в тазобедренном и коленном суставах.
Приседания необходимы для выполнения прыжков, вращений, подъёма на полупальцы или пальцы — практически все эти движения начинаются и/или заканчивается в demi-plié. Плие развивает эластичность суставно-связочного аппарата и выворотность в тазобедренном и коленном суставах, способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия. Для укрепления голеностопа и разрабатывания стопы оно может выполняться стоя на полупальцах или пальцах. Добавление плие на опорной ноге во время выполнения батманов или в какой-либо устойчивой позе позволяет выработать мышечную силу.
Связующее движение в танце
В отличие от одноимённого упражнения в экзерсисе, где плие является основным движением, при выполнении других упражнений и комбинаций из различных движений плие выполняет роль связующего движения: с его помощью выполняется слитный переход из позы в позу или от одного движения к другому. Оно может выполняться в любом темпе и характере.
Методика исполнения grand plié
Grand plié является развитием demi plié. Оно выполняется на двух ногах в любой позиции. Соблюдая правила demi plié, ноги плавно, равномерно доходят до положения demi plié. Далее, удерживая ноги в выворотном состоянии, выполняется приседание до предела вниз, как можно дольше удерживая пятки, не отрывая их от пола. Когда дальше невозможно растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола мягко и постепенно. Выпрямление ног начинается сразу после полного приседания, без остановки в самой глубокой точке. Пятки одновременно опускаются на пол, выворотность ног соблюдается. Подтянутость корпуса усиливается. Проходя положение demi plié, ноги выпрямляются в коленях до упора. Во II позиции пятки не отрываются от пола. Отбедренные части ног образуют горизонтальную линию.
Как при demi plié, так и при grand plié следует усиленно открывать колени, т.е. соблюдать полную выворотность всей ноги.
1. Не заваливаться на большой палец или мизинец.
2. Пятки плотно прижаты к полу.
3. Колени, сгибаясь, раскрываются к мизинцам стоп.
4. Все движения ног протекают свободно, эластично.
Ноты для фортепионо :
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Plie. (Виды, методика исполнения).
Plie (плие) – «приседание». Как элемент входит почти во все движения классического танца. Придает соответствующий пластический характер. Исполняется по I, II, III, IV, V позициям.
Развивает:ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, гибкость, эластичность, выворотность и силу ног. Активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.
Виды:1. Demi plié (деми плие) – полуприседание; 2. Grand plié (гранд плие) – большое приседание.
Методика исполнения demi plié. Ученик, стоя на двух ногах в любой позиции начинает плавно сгибать колени и голеностоп, распределяя тяжесть корпуса на обе ноги. Голова en face (анфас). Плечи и бедра ровные. Demi plié исполняется не поднимая пяток от пола. Выпрямление ног выполняется так же плавно до полного вытягивания колен.
Методика исполнения grand plié. Grand plié является развитием demi plié. Оно выполняется на двух ногах в любой позиции. Соблюдая правила demi plié, ноги плавно, равномерно доходят до положения demi plié. Далее, удерживая ноги в выворотном состоянии, выполняется приседание до предела вниз, как можно дольше удерживая пятки, не отрывая их от пола. Когда дальше невозможно растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола мягко и постепенно. Выпрямление ног начинается сразу после полного приседания, без остановки в самой глубокой точке. Пятки одновременно опускаются на пол, выворотность ног соблюдается. Подтянутость корпуса усиливается. Проходя положение demi plié, ноги выпрямляются в коленях до упора. Во II позиции пятки не отрываются от пола. Отбедренные части ног образуют горизонтальную линию.
Как при demi plié, так и при grand plié следует усиленно открывать колени, т.е. соблюдать полную выворотность всей ноги.
Обратить внимание:
1. Не заваливаться на большой палец или мизинец.
2. Пятки плотно прижаты к полу.
3. Колени, сгибаясь, раскрываются к мизинцам стоп.
4. Все движения ног протекают свободно, эластично.
Battement tendu. (Виды, методика исполнения).
Battement tendu(батман тандю) – «отведение и приведение ноги по полу». Battement tendu – основа всего танца. Исполняется из I или V позиции в трех направлениях (вперед, в сторону, назад). С помощью battement tendu достигается правильное вытягивание всей ноги.
Развивает:силу ног, выворотность.
Виды:1. Simple (сэмпль) – «простой»; 2. С demi plié по IV позиции (при исполнении движения вперед или назад) или II позиции (при исполнении движения в сторону) без перехода с опорной ноги; 3. С demi plié по IV или II позициям с преходом с опорной ноги; 4. Pour le pied (double).
Методика исполнения battement tendu(описание из I позиции в сторону). Р.н., скользя всей стопой по полу в сторону II позиции, отделяется пяткой от пола и, продолжая скользить, вытягивается в подъеме и пальцах, достигая полной натянутости. Носок касается пола, выворотная пятка максимально поднята, тем самым выгибая подъем. Тяжесть корпуса на о.н.; голова en face. Возвращается р.н. в исходное положение скользящим движением, постепенно переходя с носка на всю стопу. Движение исполняется точно по прямой линии, идущей от пятки о.н. до носка р.н.
При исполнении движения вперед нога «открывается пяткой», «закрывается носком». При исполнении движения назад – наоборот.
Если упражнение исполняется из V позиции, то р.н. открывается и закрывается, проходя через I позицию.
Обратить внимание:
1. Чтобы избежать скошенного подъема при исполнении движения вперед, носок должен касаться пола только первым и вторым пальцами.
2. Р.н. предельно выворотна в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
3. Выдвигая ногу и, возвращая ее в позицию, важно сохранить колено вытянутым.
Battement tendu jete. (Виды, методика исполнения).
Battement tendu jete(батман тандю жете) – «фиксированный бросок ноги в точку на 45°».
Исполняется из I или V позиции в трех направлениях (вперед, в сторону, назад).
Развивает:Подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, силу, легкость движения ног.
Виды:1. Battement tendu jet простой; 2. Battement tendu jete с balancuar (балансуа) en face; 3. Battement tendu jete с pique.
Методика исполнения battement tendu jete (описание в сторону из I позиции). Р.н. скользящим движением (battement tendu) сильно выбрасывается в сторону II позиции на высоту 45°; голова en face; о.н. вытянута; р.н. вытянута в колене, подъеме, пальцах. Ц.т. на о.н. Возвращается нога, проходя положение pointe; скользит пальцами, затем постепенно переходит на всю стопу, закрываясь в позицию.
Обратить внимание:
1. Каждый раз нога выбрасывается в одну и ту же точку.
2. Не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро).
Rond de jambe par terre. Методика исполнения.
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер) – «круговое движение ногой по полу». Исполняется из I позиции в направлениях en dehors (наружу) и en dedans (внутрь).
Развивает:Подвижность тазобедренного сустава, укрепляет его.
Методика исполнения rond de jambe par terre (en dehors).Движению предшествует preparation (temp releve). Р.н. из I позиции проводится вперед по принципу battement tendu, ц.т. на о.н.; отсюда носком описывается дуга через II позицию назад до положения против I позиции. От этой точки нога чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через I позицию с опущенной до пола пяткой и вытянутым коленом (passé par terre).
Методика исполнения rond de jambe par terre (en dedans).Движение в обратном направлении. Нога выводится назад с I позиции и чертит ту же дугу и прямую линию в обратном направлении с соблюдением тех же правил.
Понятия en dehors и en dedans. Понятиями en dehors (наружу) и en dedans (внутрь) определяются вращательные движения ноги по кругу или вращения фигуры на полу или в воздухе вокруг своей вертикальной оси. С понятиями en dehors и en dedans учащиеся впервые знакомятся при изучении rond de jambe par terre, где работающая нога из I позиции движется в направлении вперед и по дуге, в сторону и назад, замыкая круг в I позиции, то есть описывает наружный круг от опорной ноги (en dehors).
Движение ноги в направлении назад и по дуге, в сторону и вперед, описывающее круг к опорной ноге, будет en dedans.
Обратить внимание:
1. Проходя через I позицию, р.н. свободно скользит всей ступней по полу, не отделяя пятку, не подгибая пальцев, не заходя за о.н.
2. Во время исполнения упражнения сохраняется предельная выворотность и натянутость всей ноги.
Battement frappe. (Виды, методика исполнения.)
Battement frappe(батман фрапе) – «ударяющее движение». Движение вырабатывает умение владеть нижней частью ноги — от колена до пальцев; четко, энергично сгибать и разгибать ногу при неподвижном верхе. Battement frappe исполняется в сторону, вперед и назад, носком в пол и на 45°.
Развивает:Подвижность тазобедренного и коленного суставов, силу, легкость движения ног.
Виды:1. Battement frappe simple; 2. Battement double frappe.
(Дать понятие sur le cou-de-pied)
Методика исполнения battement frappe. И.п. – V позиция. На preparation р.н. открывается в сторону II позиции. Р.н. бьет о.н. sur le cou-de-pied впереди (сзади) и возвращается на II позицию, ударяя вытянутым носком в пол. Бедро и колено, сохраняя выворотность, остаются подвижными в своем положении. Если это движение делается вперед или назад, бедро и колено отводятся в те же направления, но надо стремиться, чтобы на каждом сгибании ноги, они возвращались в исходную точку. О.н. как и р.н., строго сохраняет выворотность и подтянутость колена.
Движения классического экзерсиса.
1. Demi plie(деми плие) – маленькое приседание, полуприседание.
Полуприседание является неотъемлемой частью многих движений и всех прыжков, которые начинаются и заканчиваются им. Demi plieразвивает ахиллово сухожилье, коленные и голеностопные связки. Вырабатывает выворотность ног в тазобедренном суставе, разрабатывает правильное положение ступни перед прыжком, который начинается с толчка от пола пятками.В рlie участвует активно спина, где она сохраняет прямое, вертикальное положение, что способствует укреплению и развитию мышц в пояснице.
При исполнении demi plieтяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги, колени раскрываются к носкам, пятки не отрываются от пола, мышцы растягиваются и собираются, как пружины, через сопротивление, корпус подтянут, поясницу не прогибать. Не допускать “завал” на большой палец и наклонов корпуса.
2. Grand plie(гранд плие) – большое приседание, полное приседание. Grand plie является развитием demi plie. Исполнив demi plie, необходимо продолжить приседание, отделив пятки от пола, когда их невозможно удержать на полу. Ступни переходят на низкие полупальцы. При обратном движении пятки поставить на пол, а затем вытянуться из demi plie. Мышцы спины и таза сильно подтянуты. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги. Бедра выворотны. Колени раскрываются к носкам. Исполняя grand plie по 2 позиции пятки от пола не отрываются. Колени и ступни образуют прямой угол.
|
3. Releve(релеве) – подъем на полупальцы на двух ногах в заданной позиции с последующим опусканием. Развивает эластичность ступни, гибкость пальцев, икроножные мышцы, силу ног. Подъем на полупальцы происходит за счет работы всех мышц ног. Ноги предельно выворотны в тазобедренных суставах, втянуты в коленях. Обе пятки одновременно отделяются от пола и таким же образом, усиливая выворотность ног, подавая пятки вперед, возвращаются обратно.
4. Battement tendu (батман тандю) – приведение и отведение натянутой ноги, не отделяя носок от пола вперед, в сторону и назад. При исполнении battement tendu вперед нога ведется пяткой, в позицию возвращается носком, назад нога отводится носком, возвращается пяткой. Колени предельно втянуты, не садится на бедра, корпус подтянут, бедра неподвижны и находятся в одной плоскости с плечами, не косить стопу, а сильно вытягивать взъем и пальцы в выворотном положении, пола касается только большой палец ноги.
5. Battement tendu jete(батман тандю жете) – бросок ноги на воздукорпус 45 градусов. Развивает силу, подтянутость тазобедренного сустава, легкость ноги, является основой прыжков на середине. Работающая нога через battement tendu фиксирует высоту 45 градусов и активно возвращается. Движение исполняется с акцентом от себя, battement tendu jete в быстром темпе, с акцентом броска к себе. Обе ноги сильно натянуты. Корпус подтянут. Следить за выворотностью стопы, за высотой броска, за точностью направлений (battement tendu jete назад – ногу за себя), не поднимать ногу бедром, бросок исполняется низом ноги.
|
Balancoire (балансуар) – «качели», применяется в battement jete и grand battement jete.
Pipue (пике)— укол. Быстрое, резкое касание пальцами стопы пола
6. En dehor(ан деор) – это вращательное движение наружу, от опорной ноги.
7. En dedans(ан дедан) – это вращательное движение во внутрь, к опорной ноге.
8. Passe par terre (пассе пар тер) – путь работающей ноги на полу при переходе из одного положения в другое (нога впереди или сзади).
9. Rond de jamb par terre(ронд де жамб партер) – круг ногой по полу. Круговращательное движение тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. Корпус предельно подтянут. Движение натянутой ноги равномерно, свободно в бедре, тазобедренные кости не подвижны, рабочая стопа сохраняет выворотное положение при движении по кругу.
|
10. Temps releve par terre(тан релеве пар тер) – preparations (препарасьон) к rond de jamb par terre. Это сложное движение, где в работу включаются обе ноги. Опорная нога уходит в demi plie, рабочая делает demi rond до стороны, с одновременным вытягиванием опорной ноги. Рука во время plie, поднимается в 1 позицию и раскрывается на 2 позицию вместе с demi rond рабочей ноги.
11. Battement fondu( батман фондю) – мягкое, плавное, «тающее» движение. развивает силу, выворотность, эластичность ног. Состоит из сгибания работающей ноги в положении sur lecou- de- pied при одновременном demi plie на опорной ноге и разгибании работающей ноги в любое направление при одновременном подъеме из demi plie. Все элементы движения выполняются слитно. В вattement fondu положение sur lecou- de- pied впереди видоизменяется. Работающая нога сгибается в колене и при выворотном бедре прикасается мизинцем к опорной ноге над внутренней лодыжкой. Подъем вытянут, пальцы вытянуты.
|
13. Положение sur le cou- de- pied(сюр ле ку де пье) – положение одной ноги на щиколотке опорной ноги. Существует 3 положения: 2 спереди (условное и обхватное) и 1сзади.
Условное cou- de- pied: рабочая нога находится на середине щиколотке опорной ноги, над косточкой, касаясь ее только большим пальцем ноги, пятка опорной ноги не касается, а подается вперед.
Положение sur lecou- de- pied спереди(обхватное): рабочая нога обхватывает щиколотку опорной ноги подъемом, сильно выгнув его, пятка впереди, пальцы отведены назад.
Положение sur lecou- de- pied сзади: пятка прижимается под икру опорной ноги, подъем вытянут, натянутые пальцы отведены назад. При любом положение sur lecou- de- pied следить за выворотностью бедра, колено точно в сторону, «не косить» стопу, корпус подтянут.
15. Rond de jamb en l’air(ронд де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе. Движение развивает подвижность ноги от колена до носка. Исполняется крепкой и сильной верхней частью ноги. Круг в воздухе описывается низом ноги от колена. Предварительно открыть ногу в сторону на 45 градусов.
En dehors: при закрепленном и неподвижном бедре нога сгибается в колене, описывает дугу назад и носок отводится к икре опорной ноги, не касаясь её, нога разгибается в исходное положение.
En dedans –нога описывает дугу спереди.Ноги сохраняют предельную выворотность. Ни завышать, ни опускать, ни “стряхивать” колено нельзя, фиксируется положение рабочей ноги на 45 градусов.
16. Releve lent(релеве лян) – медленный подъем ноги на 90 градусов. Движение развивает шаг, силу ног. Исполняется по правилам battement tendu, нога поднимается носком, а не бедром. Следить за ровность плечевого и тазобедренного пояса, колени и рабочая стопа предельно натянуты. Удерживать заданную высоту. Не заваливать корпус.
17. Battement developpe(батман девлоппе) – раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу. Движение вырабатывает шаг, воспитывает силу ноги Работающая нога из 5 позиции поднимается в положение “условного” sur lecou- de- pied, затем по опорной ноге до положения “у колена” – retire. Нога раскрывается, начиная движение низом ноги в заданное направление и опускается на пол, закрываясь через battement tendu в 5 позицию. Движение исполняется во все направления. Вперёд нога раскрывается от колена пяткой, колено сдерживается. Бедра ровные. Носок раскрывается до уровня колена работающей ноги. Не оседать в пояснице на бедрах. При исполнении вattement developpe назад колено работающей ноги отводится от колена опорной ноги за плечо и раскрывается назад, корпус подаётся вперёд с вытянутыми мышцами спины.
|
18. Battement soutenu(батман сутеню) – выдерживать, поддерживать, вытягивать. Движение состоит из вытягивания работающей ноги через положение на cou- de- pied в заданное направление с одновременным приседанием на опорной ноге и одновременным вытягиванием обеих ног в 5 позицию. Исполняется плавно с непрерывным движением. Развивает силу ног, выворотность, эластичность мышц, координацию. Выполняется носком в пол, на 45 и 90 градусов на всей стопе и на полупальцах.
|
19.
Grand battement jete (гранд батман жете) – большой бросок ноги. При броске назад корпус подаётся слегка вперед и возвращается в прямое положение одновременно с возвратом в позицию работающей ноги. Бросок вперед и в сторону исполняется без участия корпуса. Работающая нога бросается не бедром (они не подвижны), а носком ноги.