что такое в дзюдо япон
Оценки дзюдо
Оценки дзюдо
В дзюдо существуют четыре оценки: «кока», «юко», «ваза-ари», «иппон». 1. Иппон: Иппон-это, полная победа дзюдоиста. А. Если спортсмен упал на большую часть спины, его сопернику присуждают «иппон». Б. Если спортсмена держат в положении удержания на татами 25 секунд, его сопернику присуждают «иппон». 2. Ваза-ари: Если дзюдоист получает два «ваза-ари», они автоматически превращаются в «иппон». А. Если дзюдоист падает на меньшую часть спины, его сопернику присуждают «ваза-ари». Б. Если дзюдоиста держат в положении удержания 20 секунд, его соперник получает «ваза-ари». 3. Юко: А. Если дзюдоист упал на плечо или на его переднюю часть, его сопернику присуждают «юко». Б. Если спортсмена держат в положении удержания 15 секунд, его сопернику присуждают «юко». 4. Кока: А. Если дзюдоист упал на бедро или на таз, его сопернику присуждают «кока». Б. Если спортсмена держат в положении удержания 10 секунд, его сопернику присуждают «кока». Больше информации на сайте: [1]
Смотреть что такое «Оценки дзюдо» в других словарях:
Дзюдо — 柔道 Написание слова дзюдо иероглифами Название боевого искусства (БИ) … Википедия
Путин Владимир Владимирович — (Putin Vladimir Vladimirovich) Биография Владимира Путина, карьера и достижения Биография Владимира Путина, карьера и достижения, государственная деятельность Содержание Содержание 1. Биография Детство и юность Служба в КГБ в Санкт Петербурге… … Энциклопедия инвестора
Грузия на летних Олимпийских играх 2012 — Грузия на Олимпийских играх Код МОК: GEO … Википедия
Иппон в дзюдо
Иппон в дзюдо – это наивысшая оценка, которую может получить спортсмен в бою. Как и многие другие термины этого боевого искусства, он пришел в русский язык из японского и дословно переводится как «одно полное очко».
Иппон равносилен нокауту в боксе, когда судья его объявляет (поднимая руку вверх ладонью вперед), бой закончен. Помимо дзюдо, данное определение используется в карате, джиу-джитсу и некоторых других восточных боевых искусствах.
Когда присуждается иппон
Судья награждает дзюдоиста «одним полным очком» всего в пяти ситуациях, о каждой из которых мы сейчас расскажем.
Бросок
Если один из участников боя успешно применил бросок и уложил противника на спину, судья объявляет иппон при полном контроле над поверженным оппонентом. Альтернативная ситуация – успешно исполненный мост, при этом, спина противника может даже не касаться татами.
Удержание
В случае, если один из дзюдоистов удерживает соперника на спине на протяжении 20 секунд, и тот не контролирует ни одной части тела удерживающего его спортсмена, судья назначает иппон.
Удушение
Дзюдоист выполняет удушение, используя свои руки, ноги или мышцы плеча оппонента. Судья назначает иппон, когда соперник потерял сознание от удушающего приема.
Сдача
Когда атакуемый дзюдоист два или более раза хлопает противника во время удушения, болевого приема или удержания. Еще один вариант сдаться – сказать вслух «маита». Это означает «сдаюсь» на японском.
Дисквалификация
Причины для дисквалификации может быть много и подробнее прочитать о них можно в правилах дзюдо. Мы упомянем лишь самые распространенные: неспособность продолжать бой (например, в случае серьезной травмы), нарушение правил (например, использование запрещенных приемов), ложная атака, недопустимое поведение и другие. В одной из этих ситуаций судья может объявить иппон.
Если во время боя происходит одна из вышеописанных ситуаций, судья назначает иппон и останавливает поединок, и объявляется победа одного из участников.
Термины в дзюдо. Что они значат?
Юко, вадза-ари, матэ – разбираемся что есть что
Дзюдо – в переводе с японского «гибкий путь» – боевое искусство, созданное в конце 19 века в Японии. На Олимпийских играх соревнования по дзюдо впервые появились на летней Олимпиаде 1964 года в Токио, а с 1992 года в программу Игр включены женские дисциплины.
Дзюдо является боевым искусством и системой психофизического воспитания. Основное отличие дзюдо от других боевых искусств заключается в принципе использования преимущества защиты при атаке противником, его ошибок, которые провоцируются бойцом. Обязательное условие схватки заключается в максимальной эффективности при минимальных затратах энергии.
Словарь дзюдо обширен и включает в себя более 150 терминов. Разбираем основную терминологию, чтобы лучше понимать мир дзюдо.
Первоначально дзюдо включало в себя приемы различных школ, наименее опасные при применении в соревнованиях. Первый утвержденный перечень приемов Кодокан дзюдо (Институт Кодокан является руководящей организацией мира дзюдо – прим.ОС) содержал 40 бросков, выполняемых преимущественно из стойки.
На сегодняшний день Кодокан дзюдо насчитывает 67 приемов «нагэ вадза» (техника бросков) и 29 приемов «катамэ вадза» (техника удержания), на основе которых строится практически неограниченное количество вариативных техник.
Приемы дзюдо состоят из:
Все броски в дзюдо разделяются на два вида по стилю исполнения:
Броски, выполняемые в стойке – «тати вадза», в свою очередь, подразделяются на:
Например, Ути Мата — прием в дзюдо, для проведения которого в основном используются руки.
Например, Коши Гурума — оппонента необходимо схватить за шею и совершить «колесо через поясницу»
Например, Аши Гурума – обе ноги противника захватываются, при условии, что одна из них не касается земли.
Броски «сутэми вадза» подразделяются на:
Названия приемов основаны на нескольких принципах: описывают вид движения; называют часть тела, играющую ключевую роль в выполнении; указывают на направление броска; касаются общего вида броска и поэтически описывают настроение.
Оценка в дзюдо
В дзюдо существует три основные оценки:
«юко» – присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. Также «юко» присуждается также при 15-секундном удержании соперника.
«вадза-ари» – вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки.
«иппон» – высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе дзюдоиста, который произвел прием.
Наивысшая оценка «иппон» присуждается в следующих случаях:
· когда дзюдоист быстро и сильно бросает противника на спину (большую ее часть);
· когда дзюдоист проводит удержание более чем в течение 20 секунд;
· когда противник в результате выполнения болевого или удушающего приема произносит слово «маита» (сдаюсь) или два или более раза хлопает рукой или ногой;
· когда результат проведения болевого или удушающего приема очевиден судьям (например, при потере сознания дзюдоистом, на котором проводится прием);
· при перекате по спине.
Помимо трех основных оценок существует оценка «вадза-ари авасет иппон», присуждаемая в том случае, если один участник в течение одной схватки получает вторую оценку «вадза-ари». Арбитр объявляет «вадза-ари авасет иппон», что означает переход двух оценок «вадза-ари» в оценку «иппон», и следовательно победу борца.
Если в основное время поединка у обоих участников равенство оценок и наказаний (либо их отсутствие), назначается дополнительная встреча «голден скор», которая длится до первой оценки или наказания. По правилам периода отдыха между окончанием основного поединка и началом поединка «голден скор» нет.
Замечания
За нарушение правил соревнований судья может назначить спортсменам наказания — «шидо».
Наказания назначаются судьей в случае выполнения запрещенных правилами приемов и действий, пассивность, имитацию приемов, стягивания в партер, постоянную защиту от захватов соперника и т.п.
Если один из спортсменов получает 3 «шидо», то четвертое нарушение приводит к немедленному окончанию схватки и дисквалификации – «хансоку-макэ».
Команды судьи
Схватка в дзюдо начинается по команде судьи «хадзимэ»
Для временной остановки поединка используется команда «матэ»
При окончании поединка судья даёт команду «соро-мадэ»
«Соро-мадэ» означает окончание поединка. Арбитр должен объявить команду «соро-мадэ» и закончить схватку:
В случае, когда арбитр хочет немедленно остановить схватку, например, для обращения к одному или обоим участникам, не меняя их положения для объявления наказания, но так, чтобы борец, не нарушивший правила, не терял выгодную позицию, он дает команду «соно-мама», что в переводе с японского означает «не двигаться».
Командой «ёши» арбитр призывает дзюдоистов к продолжению встречи.
На сегодняшний день лидером по количеству наград на олимпийских турнирах по дзюдо являются родоначальники дзюдо. На счету японских спортсменов 35 золотых медалей из 109 разыгранных наград с 1964 года, а также по 15 серебряных и бронзовых медалей. На втором месте французы, завоевавшие 10 золотых медалей, 8 серебряных и 19 бронзовых. На третьем месте представители Южной Кореи — в их копилке 9 золотых и по 14 серебряных и бронзовых медалей.
Среди наиболее титулованных дзюдоистов, которые достигли наивысших успехов на Олимпийских турнирах по дзюдо:
Тедди Ринер — французский дзюдоист, двукратный олимпийский чемпион, 10-кратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы.
Тадахиро Номура — единственный трёхкратный олимпийский чемпион по дзюдо (1996, 2000 и 2004), выступавший в категории до 60 кг.
Антон Гесинк — нидерландский дзюдоист, трёхкратный чемпион мира, чемпион Олимпийских игр (1964), ставший первым дзюдоистом, победившим японцев в чемпионатах мира и Олимпийских играх (в абсолютной весовой категории).
Рёко Тани — японская дзюдоистка, двукратная олимпийская чемпионка, завоевавшая 5 медалей на 5 Олимпийских играх подряд в категории до 48 кг (2 золота, 2 серебра и 1 бронза).
Давид Дуйе — французский дзюдоист, двукратный олимпийский чемпион (1996 и 2000) и четырёхкратный чемпион мира.
Оценки и баллы в дзюдо
Критерии оценивания
Выставляя баллы за поединки, судьи рассматривают выполнение таких элементов, как:
Каждый пункт максимально оценивается в 10 очков. В случае маленьких недочётов судьи снимают по 1 баллу, в случае значительных – по 2 балла. Если боец был оштрафован на 5 баллов, то элемент считается невыполненным и аннулируется. Также важным аспектом при выставлении оценки за выступление является артистизм спортсмена, который включает в себя красоту выхода на площадку и ухода с неё, ритмичность при переключении между приёмами, чёткий хронометраж, плавность движений и амплитуда бросков. По этому критерию боец может заработать от 1 до 5 баллов, а оценка является средним арифметическим значением очков, которые дал арбитр и двое боковых судей.
Система поощрений и наказаний
Спортсмен получает очки за любую правильно выполненную технику или удавшийся элемент, но за ошибки они либо снимаются, либо присуждаются противнику. Победителем считается дзюдоист с наибольшей суммой баллов. В случае равенства двух участников судьи объявляют дополнительное время.
Поощрения
В дзюдо существует 4 уровня оценок:
Так как «Ваза-ари» обозначает половину победы, то после присуждения второй «Ваза-ари» состязание прекращается и объявляется абсолютная победа одного из бойцов. Кроме основных оценок, в дзюдо также существуют поощрения за сложность проведения манёвров, особенно за успешные обманные техники, которые заставили соперника отреагировать. За технически точно выполненные приёмы с места или непосредственно перед броском спортсмен получает 1 очко, за приём в движении – 3 очка.
Наказания
В дзюдо систему санкций называют «Шидо». Она включает в себя 21 мелкое нарушение, за которые спортсмен получает штраф в 1 очко, и 11 грубых, за которые снимаются 2 очка. Если бойцу было озвучено первое «Шидо», то он лишается балла, а его противнику назначается «Кока». За второе предупреждение у дзюдоиста отнимается ещё одно очко, а «Кока» оппонента снимается и заменяется на «Юко» и так далее. Если в рамках одного поединка участник набирает четыре «Шидо», то его дисквалифицируют.
Подведение итогов
В течение соревнований каждый судья ведёт записи в судейской карточке. В ней фиксируются баллы за исполнение элементов, которые представлены в программе, оценки за сложность продемонстрированных техник, а также пометки о штрафах за неточное выполнение либо за отступления от правил. Окончательный результат спортсмена складывается из общей суммы с вычетом штрафных баллов. Победителем считается, как уже говорилось ранее, боец, набравший наибольшее количество очков.
Отличительная черта дзюдо – минимальное применение физической силы к оппоненту. Инструкторы много времени отводят на изучение философии боевого искусства и самообороны. Данное единоборство воспитывает самодисциплину и терпение, учит понимать себя и своего партнёра.
Дзюдо – история и правила японской борьбы
«Дзю» – в переводе означает «гибкость» или «мягкость». «До» – обозначает путь.
Истоки дзюдо
В 1882 году мастер боевых искусств Дзигоро Кано открыл в Токио свою первую школу. Это событие считают датой рождения дзюдо. Однако история национального японского единоборства началась за несколько столетий до рождения Дзигоро Кано.
Рождение японского дзю-дзюцу
XVI век – Японию раздирает гражданская война (период Сэнгоку). Феодалы делят власть. Самураи режут друг друга, в бесконечных рукопашных стычках. Война многому учит – и убивать, и выживать.
Техника нападения состояла из приемов обездвиживания и удушения. Использовали, например, для бесшумного уничтожения охраны феодала. Основу защиты составляла бросковая техника.
Отличительная особенность дзю-дзюцу XVI века – отсутствие ударной техники. Причину объяснить просто – ударная техника неэффективна против доспехов. Кулаком или ногой железную пластину не пробьешь.
Ударная техника
Японские мастера позаимствовали некоторые приемы из китайского ушу. В дзю-дзюцу включили ударную технику, но она имела свои особенности.
Японская философия целесообразности повлияла на выбор приемов. Количество ударов минимизировали. Все удары были направлены только в жизненно-важные точки тела.
Мирная жизнь повлияла на дальнейшее развитие боевых искусств. В это время сформировалось множество школ, где преподавали технику рукопашного боя против невооруженного противника.
Школа «Сердце ивы»
Дальнейшее развитие дзю-дзюцу история связала с именем Акияма Сиробэя Еситоки. В 1632 году врач из японского города Нагасаки открыл свою школу единоборств – «Ёсин-рю Дзюдзюцу». Техника борьбы, которую преподавали в школе Ёсин-рю, переводится, как – «Сердце ивы».
Однажды Акияма Сиробэй прогуливался по саду после сильного снегопада. Урок, который преподала природа, легли в основу техники «Ёсин-рю». Ветки больших деревьев не выдержали тяжести снега и сломались. А тонкие, гибкие ивы, сначала прогнулись под тяжестью силы, затем сбросили с себя снег и гордо выпрямились.
Вдохновленный увиденным, Акияма Сиробэй сформулировал основные принципы дзю-дзюцу. Эти принципы легли в основу всех японских единоборств – «Поддаться, чтобы победить. Слабый победит сильного, если сначала поддастся».
В школе «Сердце ивы» разработали более трёхсот техник, основанных на принципе «Дзю» – что в переводе означает «гибкость» или «мягкость». Основу школы Ёсин-рю составляли бросковые, болевые и удушающие приемы с использованием одежды противника.
Приемы, разработанные в школы Ёсин-рю, явились фундаментом для создания техники дзюдо.
Создание и развитие дзюдо
Дзюдо – это боевое искусство и философия одновременно. Основной принцип японской борьбы гласит – «Чтобы победить, не сопротивляйся. Сначала уступи натиску противника, используй его силу, а затем поймай в ловушку».
Рождение дзюдо связано с личной историей его создателя – Дзигоро Кано.
Учитель литературы и мастер боевых искусств
Японский юноша Дзигоро Кано напоминал современного «ботаника». Учился в Токийском университете, изучал философию, литературу, политические науки. Природа наградила юношу добрым сердцем и светлыми мозгами, но богатырское здоровье отдала другим. Другие, обделенные мозгами, «ботаника» часто обижали.
В возрасте 17 лет Дзигоро Кано занялся изучением дзю-дзюцу. В 1881 году Кано закончил университет и устроился в школу на должность учителя литературы. Молодому человеку едва исполнился 21 год, но он уже считался признанным мастером дзю-дзюцу.
В октябре 1882 года Дзигоро Кано открыл свою школу боевых искусств – Кодокан. Это событие считают отправной точкой в истории развития дзюдо. В настоящее время институт Кодокан занимает девятиэтажное здание в Токио.
Традиционное «Кодокан дзюдо»
Стиль «Кодокан дзюдо» представляет собой традиционное или классическое дзюдо. Дзюдоисты, кроме техники борьбы, изучают философские и нравственные аспекты, связанные с дзюдо.
Первая группа, которую собрал Дзигоро Кано, состояла из 9 человек. Техника Кано отличалась от остальных техник дзю-дзюцу. Чтобы не допустить травмы, основатель дзюдо исключал из своей программы наиболее опасные приемы.
Дзигоро создал новый вид борьбы. Техника базировалась на гибкости учеников, и мягких «продуманных» движениях.
В 1885 году ученики Дзигоро Кано победили в соревнованиях, проводимых Полицейским управлением Токио. Дзюдоисты повторяли свой успех на протяжение нескольких лет. Система борьбы, созданная Дзигоро Кано, затмила славу остальных школ дзю-дзюцу.
В 1907 году Японское правительство включило дзюдо в школьную программу. «Мягкую борьбу», которая исключала переломы и увечья, взяла на вооружение японская полиция.
Влияние дзюдо на джиу-джитсу
В 1904 году Дзигоро Кано направил в США двух своих учеников Цунэдзиро Томиту и Мицуе Маэду. Для развития дзюдо на американском континенте, ученики Кано провели ряд показательных выступлений, в том числе в Белом доме.
Затем, один из учеников – Мицуе Маэда отправился в турне по Южной Америке. В итоге он поселился в Бразилии. Здесь дзюдоист участвовал в соревнованиях с борцами разных стилей. В поединках Маэда использовал не только технику дзюдо, но и приемы японского дзю-дзюцу.
В 1917 году Мицуе Маэда открыл в городе Белене свою школу единоборств. Мицуе преподавал приемы дзюдо и японского дзю-дзюцу. Стиль, которому обучал Маэда, бразильцы называли «джиу-джитсу». На его основе создано современное бразильское единоборство.
Появление дзюдо в России
История дзюдо в России связана с именем Василия Сергеевича Ощепкова (1892 – 1937). Детство и юность родоначальника советского дзюдо прошли в Японии. Ощепков прошел обучение в токийском институте дзюдо – Кодокан. Получив черный пояс и степень мастера 2-й дан вернулся в Россию.
Первые кружки
Первые кружки дзюдо Ощепков пробовал организовать ещё в 1914 году во Владивостоке. Но гражданская война воспрепятствовала планам энтузиаста. С 1918 по 1926 год был резидентом разведывательного управления Красной Армии в Японии.
В 1929 году Ощепков назначен преподавателем Московского института физической культуры. Здесь он преподает дзюдо и закладывает фундамент для создания отечественного вида единоборств.
Фундамент для самбо
Работая в институте физкультуры Василий Сергеевич знакомится с видами борьбы народов СССР и мира. Проанализировав штыковой бой, вольную борьбу, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы, Ощепков разработал свою систему рукопашного боя.
В 1931 году Ощепков публикует методическое пособие – «Физические упражнения РККА». В пособии была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою военнослужащих Красной Армии.
На основе системы, разработанной Ощепковым, в дальнейшем был создан отечественный вид единоборств – советское самбо. Термин «самбо» и дальнейшее развитие борьбы принадлежит Спиридонову Виктору Афанасьевичу.
Сам Ощепков попал под репрессии 1937 года. Был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Умер в камере Бутырской тюрьмы.
Дзюдо попало под запрет. Вплоть до 60-х годов прошлого века заниматься японской борьбой было опасно. За нелегальные тренировки дзюдоиста, как и каратиста ждала тюрьма. Реабилитировали дзюдо, только после включения японской борьбы в программу Олимпийских игр.
Отличие дзюдо от самбо
Большинство приемов самбо взято из дзюдо. Глобальных отличий в этих двух видов спорта нет. Например, советские самбисты удачно выступали на олимпийских соревнованиях по дзюдо.
Но все же есть различия, которые видны даже непосвященному зрителю.
Стойка. Дзюдоисты перемещаются по ковру в высокой стойке. Самбисты вступают в схватку из низкой стойки.
Болевые приемы. Это визитная карточка самбо. Болевые проводят на любой сустав и на руки, и на ноги (локти, колени, кисти, голеностоп и т.д.) В спортивном дзюдо болевые разрешены только на локтевой сустав.
Удушения – в дзюдо разрешены, в самбо запрещены.
Захваты за пояс – в самбо используют активно, в японском единоборстве запрещены.
Форма. Костюм самбиста состоит из куртки, спортивных шорт и обуви (самбовки). Дзюдоисты выступают босиком, в кимоно (дзюдоги) белого или синего цвета. Дзюдоги состоит из куртки и штанов.
Стиль поединка. Поединок самбистов проходит в основном в партере. Это беспрерывная силовая борьба. Такая «возня» требует больших физических затрат. В этом отношении самбо ближе к вольной и классической борьбе.
Дзюдоисты делают ставку на технику и гибкость. Борцы стараются сохранить стойку и совершить бросок. Здесь одно действие может решить исход всего поединка.
Статус. Дзюдо – олимпийский вид спорта. Самбо – нет.
Дзюдо на Олимпийских играх
Дзюдо дебютировало на Олимпийских играх в 1964 году (XVIII летняя Олимпиада, Токио). Соревнования прошли среди мужчин, в четырех весовых категориях. Женские поединки включили в программу Игр в 1992 г.
Программа современных Олимпиад включает в себя семь весовых категорий для мужчин, столько же для женщин. На Олимпийских играх в Токио (2021г) появился новый раздел в дзюдо — соревнование смешанных команд. Всего дзюдоисты разыграли 15 комплектов наград.
Выступления советских дзюдоистов
Первая советская команда дзюдоистов была составлена из самбистов. «Соломоновым решением» руководство СССР «убило двух зайцев». С одной стороны, дзюдо в СССР не существовало. С другой стороны, советское самбо не является олимпийским видом спорта.
Решили воспользоваться ситуацией. Переодели самбистов в кимоно и отправили на Олимпиаду. Первое выступление оказалось удачным. Все четыре спортсмена дошли до полуфинала и привезли домой бронзовые медали.
Такие «переодевания» продолжались на протяжении многих лет. В 1972 году дзюдо, наконец-то, вышло из подполья и была создана соответствующая Федерация.
За всю историю дзюдо, пять советских дзюдоистов стали олимпийскими чемпионами: Шота Чочишвили, Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.
Лидеры последних Олимпиад
Более сорока лет страна Восходящего солнца удерживает лидирующие позиции в этом виде спорта. Российским дзюдоистам удалось разрушить гегемонию Японии лишь однажды — в 2012 году. Олимпиада-2012 принесла отечественному дзюдо три золота и первую строчку медального зачета.
Из Рио-де-Жанейро (Олимпиада-2016) наши дзюдоисты привезли две медали высшей пробы. Японские спортсмены в 2016 году взяли на одну золотую медаль больше.
Олимпийские игры в Токио, по сравнению с последними Олимпиадами, сложились для России менее удачно. Российские дзюдоисты остались без золотого пьедестала. Взяли три бронзы и оказались на 13 месте медального зачета по дзюдо.
Пояса и ранги
Традиционное дзюдо предполагает разделение спортсменов на ранги, в зависимости от достижений. Все дзюдоисты относятся к одному из двух рангов:
«кю» – степень ученика;
«дан» – ранг (степень) мастера.
В свою очередь ученическая степень и ранг мастера включают в себя несколько ступеней. На каждой ступени выдают пояс соответствующего цвета.
История поясов
До 30-х годов прошлого века в «дзюдо Кодокан» существовало только 3 пояса.
Белые и синие пояса – носили ученики («кю»).
Черный пояс – Дзигоро Кано вручал собственноручно мастерам, достигшим уровень «дан».
Затем, для мастеров наивысшего уровня, добавили пояса красного и красно-белого цвета. Впоследствии, ученики Кано, уехавшие за границу, внедрили новые пояса других цветов.
Современная классификация дзюдоистов
Система классификации дзюдоистов в Европе включает в себя:
6 ступеней «кю»;
10 степеней «дан».
Для учеников начальная ступень – 6-й кю, белый пояс. Высшая ступень – 1-й кю, коричневый пояс. Выше 1-го «кю» идут степени «дан».
Со степенями «дан» дела обстоят наоборот. 1-й дан считают младшей степенью. 10-й дан — наивысшая ступень в современном сообществе дзюдоистов.
Традиция позволяет мастерам любой степени «дан» носить черный пояс.
Пояса и ранги дзюдоистов
Белый пояс (начальная ступень) – 6-й кю
Желтый пояс – 5-й кю
Оранжевый – 4-й кю
Зеленый – 3-й кю
Синий пояс – 2-й кю
Коричневый (верхняя ступень ученика) – 1-й кю
Черный пояс (мастер) – 1-5 дан
Красно-белый – 6-8 дан
Красный пояс (наивысшая степень) – 9-10 дан
Правила спортивного дзюдо (кратко)
Современное единоборство развивается в двух направлениях. Спортивное дзюдо декламирует соревновательный элемент, делает ставку на зрелищность. В традиционном дзюдо большое внимание уделяют вопросам философии и приемам самообороны.
Разные направления содержат различные наборы приемов. Например, в спортивном поединке запрещены болевые на кисти и коленные суставы.
Правила спортивного дзюдо разрешают – броски в стойке, удушающие приёмы в партере, болевые на локтевой сустав. Правила соревнований запрещают – удары, любые болевые и удушающие приёмы в стойке, а также захват ноги в борьбе стоя.
Поединок
Продолжительность поединка составляет 5 минут (для взрослых). Если основное время победителя не выявило, то назначают голденскор.
Голден скор – дополнительный раунд, неограниченный по времени. Борьбу продолжают до первого очка или предупреждения.
Судья на ковре подает следующие команды:
«хадзимэ» – начать схватку;
«матэ» – временная остановка поединка;
«соро-мадэ» – прекратить поединок.
Оценки
В дзюдо существует три оценки:
«иппон» – высший балл;
«вадза-ари» – вторая по значимости оценка;
«юко» – минимальная оценка.
Иппон – это чистая победа, присуждают в следующих случаях:
дзюдоист стремительно бросает противника на спину;
проводит удержание более 20 секунд;
перекатывает соперника по всей спине;
противник сдается в результате выполнения болевого или удушающего приёма.
Вадза-ари – присуждают в двух случаях:
дзюдоист проводит удержание более 10, но менее 20 секунд;
бросает противника на спину, но проводит прием недостаточно чисто (то есть, техники не хватает, чтобы присудить оценку «иппон»).
Юко – назначали за менее эффективные действия. Начиная с 2017 года на крупных соревнованиях «юко» перестали присуждать. Осталось две оценки: «иппон» и «вадза-ари».
Правила изменили, чтобы повысить динамичность поединка.