Что такое уят у казахов

Об ұят, и не только о нем

В социальных сетях и СМИ продолжается обсуждение эпатажных поступков отдельных представительниц прекрасного пола титульной национальности.

Казахстан – поразительная страна. И удивительна не только тем, что занимает 9-е место в мире по территории и имеет горы, пустыни, леса, но и тем, как причудливо здесь уживаются современные веяния с архаичными представлениями о ценностях. Известный адвокат Виталий Воронов назвал Казахстан “страной непуганых агашек”, имея в виду правовой нигилизм и неуважение к Духу и Букве Закона. Сказано было это десять лет назад, но, увы, а воз и ныне там.

Так уж получается, что за годы независимости мы растеряли то, что имели при советской власти, где действовали нормы Морального кодекса строителя коммунизма. После получения суверенитета об этом постарались забыть, а все попытки привнести нормы традиционного уклада казахов терпят крах. А эпоха потребления заслонила собой все представления о нравственности. Пришло слепое следование западным стандартам, оборачивающимся прокрустовым ложем для подражателей.

Институт аксакалов, которые традиционно выступали у казахов моральными авторитетами, утрачен. Агашки, заменившие их, заняты иным, да и по своим нравственным качествам и деяниям вряд ли могут претендовать на то, что могут заниматься выработкой неких норм.

И дискуссия о том, что такое ұят, четко показала водораздел между некими традиционалистами и теми, кто претендует на роль носителей нового.

Впрочем, что такое ұят, сегодня мало кто понимает. “Ұят” с казахского переводится как “стыд”, “позор”. Есть еще одно значение этого слова – совесть. Вот о последнем забыли совсем.

Издавна у казахов ұят было не просто словом, употреблявшимся повсеместно. “Ұят болады”, – говорили старики младшим, предостерегая их от неразумных действий. Из поколения в поколение передавалось это понятие. Возможно, в силу этого в степи во многом избежали тлетворного влияния религиозных фанатиков (то, что происходит сегодня, не имеет ничего общего с местом и ролью религии в жизни казахов) и многого другого.

Сегодня же, когда границы раздвинулись, традиции отошли на второй план, исчезло и само понятие “ұят болады”.

Поэтому можно понять тех, кто резко отрицательно отнесся к неким традиционалистам, осуждаюшим девушек, раздевшихся в ночном клубе, и хозяйку заведения. Ибо за этим, как считают многие пользователи социальных сетей, стоит не забота о нравственности, а ханжеское отношение ко всему новому. И лично я не могу не согласиться с последним. «Уят» и «уятмены»: Кто был круче в 2017 году в Казахстане

Принято думать, что самые информированные у нас таксисты. И зачастую так оно и есть. Не так давно поймала машину. За рулем – молодой человек интеллигентного вида. Тем более неожиданным было услышать от него, когда он выругался, услышав по радио, звучавшему в машине, фамилию одного известного исполнителя.

– Почему переключили, послушали бы, – заметила я.

– А вы знаете, какой это нехороший человек?! – ответил парень. И рассказал свою историю.

Сам он родом из области на западе республики. Окончил институт и работает менеджером в небольшой компании. А супруга все еще учится.

Этот самый исполнитель преподает у его жены. Несколько раз он требовал у своей студентку мзду за хорошую отметку на экзамене. Как говорит парень, пришлось вмешаться ему, и только тогда этот горе-преподаватель перестал требовать взятки.

– Но не все же такие, – робко попыталась защитить я представителей казахстанской сцены, назвав одну группу. В ответ услышала:

– Эти парни первым делом, когда приезжают к нам (был назван город), требуют алкоголь и девушек. Если им отказывают, то устраивают скандал. И все они такие, – категорично подытожил парень.

Не скрою, неприятно было слышать такое. Но и не верить водителю не могу. Уж слишком похоже такое на наших уятменов, у которых двойная мораль. Для себя – одна, а для девушек – другая.

И понятно, почему ни один представитель шоу-бизнеса не выступил с критикой некоего служителя религии, оправдывавшего избиение жен. Между тем подобная ханжеская мораль с двойными стандартами есть продукт правового нигилизма. Пока у нас не воцарят уважение к закону, равность всех и вся перед Законом и неотвратимость наказания так и будут наши доморощенные уятмены стыдить других, втихомолку поколачивая жен, заводя токалок и устраивая оргии.

Источник

Первый “ұят” в истории: как начали стыдить 100 лет назад

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Сегодняшние “уятмены” далеко не первые, кто осуществляет свой “моральный дозор” на просторах Казахстана.

Алматинский исследователь попытался дать научное осмысление такому публичному феномену, как “ұят” (в переводе с казахского – “стыд”), и вот что он выяснил.

Выгодная торговля добродетелями

– В чем ваш интерес к исследованию “уята”, почему вы решили разложить это явление по косточкам?

– Во-первых, толчком послужили резонансные скандалы, связанные с “уятом”, и отсутствие их научного осмысления: в дискурсивном поле вокруг этой проблемы существует только конфликт мнений, парадоксальным образом перетекающий в союз интересов и той и другой стороны: и та и другая группы получают свой символический капитал на медийном рынке, не существуя друг без друга, – рассказывает Игорь КРУПКО, историк, докторант института истории и права КазНПУ им. Абая. – Во-вторых, активизация “уята” – лишь один из тревожных симптомов. Существование подобных способов символического насилия позволяет распространять его на разные социальные группы, угрожая задачам модернизации общественного сознания в нашей стране. Сегодня осуждению подвергаются девушки в коротких юбках, завтра – с рыжими волосами, послезавтра – все левши, а на выходных, к примеру, – все горожане. Агрессия может перекидываться с уровня на уровень, как пламя с этажа на этаж, пока не охватит все здание.

– На самом ли деле “ұят” имеет отношение к моральным кодам традиционной культуры казахов?

– Безусловно, моральные коды традиционной культуры (в нашем случае – казахской) представляют огромный интерес для историков и антропологов, изучающих историю эмоций, антропологию чувств, культуру тела и т. д.

Смысловое богатство концепта “ұят” в традиционной казахской культуре помогает исследователям ответить на самые разные вопросы.

Однако в современном обществе “ұят” превращается в выгодную торговлю добродетелями квазитрадиционной культуры на медийном рынке, как и всё в системе капиталистических отношений.

– Расскажите, можно ли какой-то конкретный случай назвать первым “уятом” в истории?

– В 20-х годах прошлого столетия художником-этнографом Николаем Хлудовым был зарисован обряд “Түйе шешу”, названный им “Праздник с призами” (на фото). “Оскорбляющая” картина, кстати, ставшая одним из главных экспонатов выставки художника, вызвала настолько широкий резонанс и возмущение, а критика была столь интенсивной, что ее пришлось изъять из экспозиции, несмотря на протесты автора.

Была назначена экспертиза, возглавить которую поручили Ахмету Байтурсынову. Занявшись этим делом, Байтурсынов был возмущен искажением истории, а именно тем, что “. казашки никогда не работали полуголыми, но и более того, не позволяли себе появляться в присутственных местах босыми или с обнаженной головой. ”. Но он все же отметил, что сюжет обряда диктует девушке не что иное, как полную обнаженность.

Другие краткие упоминания об этой традиции содержатся в работе одного из основателей археологической науки Казахстана Алькея Маргулана, где он приводит весьма ценное историческое свидетельство, основанное на достоверных источниках. Маргулан указывает, что данная практика была проведена на поминальном мероприятии – асе деда Абая Кунанбаева, Ускенбая, летом 1851 года. Причем автор пишет, что уже в то время обряд был диковинным и непривычным для большинства казахского населения, а значит, уже тогда являлся реликтовым.

Также нет единого мнения по поводу возрастной категории участников ритуала. Байтурсынов в своем очерке решительно отвергает присутствие девушки в состязании, изображенном Хлудовым, указывая, что, по рассказам аксакалов, участницами его были пожилые женщины, которые в патриархальной культуре с возрастом и статусом получали возможность наращивания своего культурного капитала и авторитета. Такие разночтения основных элементов исчезнувших традиций еще раз свидетельствуют о том, что мы имеем дело с реликтовым действом.

Исследование подобных обрядов дарит нам более подробное, глубокое и целостное понимание казахской культуры. К сожалению, уятмены, гневно и, кажется, испуганно отрицая их, искажают красоту символов и кодов традиционной культуры, существовавших веками.

“Рыцарский долг”

– Когда стали появляться в обществе так называемые проводники “уята” – уятмены?

– Я начал замечать их лет 8 назад. До этого воспринимал ұят исключительно как невыполнение некоторых социальных обязательств типа “не позвал кого-то в гости – ұят болады”.

– Что это за люди, каков их портрет? Всегда ли это только молодые и возрастные мужчины?

– Видите ли, возраст здесь – дело восемнадцатое. Сексуальная революция случилась в западном мире 60 лет назад. Те, кто ее вершил или помнит, – выжившие битники, реликтовые хиппи, “дети цветов”, рок- и панк-группы, все они сейчас глубокие аксакалы (80+). И продолжают вдохновлять новые поколения своей свободой. Я знаю многих ученых, писателей, художников, давно пенсионеров, но только по паспорту, – бесконечно молодых и интеллектуально свободных. И желаю себе такой старости. Инструкция, как не быть уятменом и перестать ненавидеть казахстанских женщин

Сложно писать портрет уятмена, навешивать стигмы, лепить комические маски. Эти люди далеко не всегда вымещают собственные неудовлетворенности, действуя так по глупости или обиде.

Возможно, многие из них искренне верят, что приватизировали всё женское население страны и теперь их рыцарский долг – оберегать честь нации.

Ханжество прошли многие европейские культуры (достаточно вспомнить публичное целомудрие викторианской Англии). Возможно, уятмены действительно видят перед собой в качестве социального идеала пасторальный рай, “когда птицы вили гнезда на спинах баранов”.

– Получается, что всех современников можно грубо поделить на уятменов, они же консерваторы, и уятсыз – либералов?

– Это условная схема. Мне самому не близок культ либеральных ценностей, но я отнюдь не консерватор. Так же и некоторые наши художники, позиционирующие себя авангардом либерализма, на поверку оказываются агрессивными ретроградами. Тем не менее в медийном поле Казахстана проблема “уята” становится всё более обсуждаемой и конвертируемой. СМИ регулярно освещают эту тему, по ней вырабатывается свой теоретический инструмент осмысления, разработаны тесты, пройдя которые человек может понять – “уятмен” он (воин стыда) или “уятсыз” (бессовестный).

В то же время существуют попытки осмысления этого феномена в искусстве: спектакль “Ұят” в алматинском театре “АРТиШОК”, позиционирующем себя как островок художественного и политического авангарда, клип на песню “Ұят емес” (“Не стыдно”, “Не уят”) казахстанской группы “Кешyou” и т. д. Протест против символического насилия “ұят” зафиксирован в названии известного алматинского ЛГБТ-клуба “Ұят емес”, 2 года назад сменившего вывеску с “Бомонд”, что демонстрирует социокультурное разделение.

– Уятменов интересует только то, что касается тела, остальное – мимо?

– Почему же, это также могут быть вопросы истории или бесконечная языковая полемика.

Ничто не ново под луной

– Грехи, наказуемые “уятом”, в основном какие?

Однако есть и более безобидные – например, случай, всколыхнувший медийное поле Казахстана в марте 2018 года: популярный казахстанский музыкант Жан Ахмадиев заснял на видеокамеру то, как он камчой разгоняет городских проституток, а затем выложил видео в Интернет. Событие вызвало широкий резонанс, разделив почтенную аудиторию на сторонников и противников подобных методов. Но позже, в результате проверки полицейскими законности этих методов, выяснилось, что во время своего отважного рейда Жан Ахмадиев снимал на видео и бил камчой собственную жену и ее знакомых, решивших помочь уятмену самореализоваться в образе героя, но не традиционных ценностей, а “общества спектакля”.

– Существуют ли прототипы в лице уятменов в других культурах?

– Конечно, ничто не ново под луной. Объединения молодых мужчин, в разных формах и называвших себя “мальчишества”, “аббатства молодежи”, “королевства шутов”, действовали во многих (почти во всех) средневековых обществах. В Европе подобный мужской коллектив представлял собой автономную социальную группу, которая возбуждалась в конфликтах и взаимодействиях с “чужаками” – конкурентами на брачном рынке. Основной их функцией была “защита нравственности” своей общины, в частности молодых девушек, и ликвидация потенциальных сексуальных конкурентов.

Являясь важной частью средневековой культуры, эти союзы молодежи присваивали себе часть надзорных функций, собираясь в “народные дружины” и осуществляя свой “моральный дозор”.

Источник

Почему в Казахстане популярен уят и как он калечит людей?

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Многие из нас хотя бы раз сталкивались с негативной критикой в свой адрес. Но одно дело, если вам просто нахамили или оставили нелестный комментарий, и совсем другое — если история породила общественный резонанс, угрожающий вашему эмоциональному состоянию и репутации. В нашей стране чудесным образом уживаются современные веяния и западные понятия с архаичными представлениями о ценностях. К сожалению, за 30 лет независимости казахстанскому обществу так и не удалось создать правовое государство, в котором царит верховенство закона, а не моральные устои. Вместе с психологом Кристиной Типс мы решили разобраться, насколько опасен уят для психического здоровья человека и как с ним бороться.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казаховКристина Типс, психолог

«Традиции — это прекрасно. Во многих из них лежит вековая мудрость. Они помогают нам правильно поступать и достойнее проживать свою жизнь. Но с развитием науки и с течением времени, некоторые из них не только начинают устаревать, но и доказывают свою несостоятельность. Давайте посмотрим правде в глаза. Мы с вами живем в самое безопасное время, какое только можно себе представить. А те люди, что формировали традиции, жили в совершенно иной период. Возможно, тогда эти традиции могли спасти им жизнь или защитить их честь. Но сейчас… Во время, когда нам доступно столько информации и знаний. Когда мы можем развиваться как личности. И в конце концов, можем и имеем право быть счастливыми. Уместен ли сейчас уят? Можно ли диктовать другому, как правильно нужно жить? Имеет ли кто-то право судить другого?» — заявляет коуч.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Однако, как и у любого другого социального явления, у уята есть свои предпосылки и условия, которые сделали его актуальным для нашего менталитета.

«Не зря говорят: «Не суди, да не судим будешь». Уят настолько популярен как раз таки из-за быстрого темпа развития нашей страны и прогрессивных взглядов казахстанской молодежи. Старшему поколению хочется уберечь их от ошибок, создавая определенные рамки приличия. Я не стану отрицать, что часть этих правил вполне объяснима и логична. И их очень важно прививать с детства. Но опираться нужно не на стыд, а на совесть», — объясняет Кристина.

По словам психолога, привычка угождать другим влечет за собой ряд серьезных психологических проблем. Такие люди не имеют своего собственного мнения, теряют себя как индивидуальную личность и страдают от кучи необоснованных комплексов.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

К сожалению, уятмены и моралфаги всегда были, есть и будут в нашем обществе. Такие люди всячески пытаются нарушить внутренние границы человека, делая его зависимым от мнения окружающих. Столкнувшись с общественным порицанием, важно работать над собой и своей самооценкой, а не пытаться спрятаться в «ракушке» стыда.

Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Shutterstock.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Новости партнеров

Число любви, как и остальные сакральные метки, несет в себе уникальную информацию. С его помощью можно узнать, с какими людьми отношения сложатся наилучшим образом и какую позицию в этих союзах вы будете занимать.

Чтобы рассчитать свое число любви, необходимо сложить цифры даты и месяца рождения.

Например: 18.03 = 1+8+3=12=1+2=3.

Число 1

Под единицей рождаются лидеры. Тяга к первенству позволяем им быть всегда на шаг впереди. Это отличное качество для деловой сферы. Однако в личной жизни из-за него могут возникать проблемы. Нежелание уступать и идти на компромисс отбивают у вашего партнера охоту бороться за отношения. Однако сложность сама по себе исчезает, когда рядом оказывается более сильная и волевая партия.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Число 2

Люди этого числа являются идеальными партнерами. В отношениях они ценят взаимопонимание, уступчивость и взаимную заботу. С такими комфортно не только жить, но строить совместный бизнес. Но их избранникам важно всегда помнить о границах дозволенного.

Число 3

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Число 4

«Четверки» всегда стремятся к стабильности и порядку. Поэтому у их партнеров не возникает и мысли, что им могут изменить или предать. Но если отношения заходят в тупик, то люди данного числа редко решаются на перемены. Они будут бесконечно пытаться реанимировать безнадежный союз, прежде, чем поймут, что пора отпустить.

Число 5

Очень самостоятельные и свободолюбивые личности. Поэтому в отношениях вам всегда требуется немного больше личного пространства, чем другим. Вам важно заниматься своими интересами и реализовывать свои идеи. Поэтому ищите себе человека со схожими взглядами.

Число 6

Самое любовное число из всех. Люди, рожденные под этой цифрой, невероятно нежны и романтичны в отношениях. Ради сильных и искренних чувств они готовы пойти на любые жертвы. При этом они стараются смотреть ясными глазами на своих партнеров, не приукрашивая их достоинств.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Число 7

Седьмое число любви говорит о том, что у его обладателей очень завешана внутренняя планка. Поэтому найти подходящего партнера им бывает крайне сложно. Зато они четко знают, какой человек им нужен рядом и не растрачивают себя на мимолетные романы.

Число 8

Число 9

Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Shutterstock.com.

» [«post_title»]=> string(80) «Что означает ваше персональное число любви?» [«post_excerpt»]=> string(0) «» [«post_status»]=> string(7) «publish» [«comment_status»]=> string(4) «open» [«ping_status»]=> string(4) «open» [«post_password»]=> string(0) «» [«post_name»]=> string(46) «chto-oznachaet-vashe-personalnoe-chislo-ljubvi» [«to_ping»]=> string(0) «» [«pinged»]=> string(0) «» [«post_modified»]=> string(19) «2021-12-08 13:40:44» [«post_modified_gmt»]=> string(19) «2021-12-08 07:40:44» [«post_content_filtered»]=> string(0) «» [«post_parent»]=> int(0) [«guid»]=> string(34) «https://harpersbazaar.kz/?p=208406» [«menu_order»]=> int(0) [«post_type»]=> string(4) «post» [«post_mime_type»]=> string(0) «» [«comment_count»]=> string(1) «0» [«filter»]=> string(3) «raw» > > [«post_count»]=> int(1) [«current_post»]=> int(-1) [«in_the_loop»]=> bool(false) [«post»]=> object(WP_Post)#18796 (24) < ["ID"]=>int(208406) [«post_author»]=> string(2) «42» [«post_date»]=> string(19) «2021-12-08 13:40:42» [«post_date_gmt»]=> string(19) «2021-12-08 07:40:42» [«post_content»]=> string(7631) «

Число любви, как и остальные сакральные метки, несет в себе уникальную информацию. С его помощью можно узнать, с какими людьми отношения сложатся наилучшим образом и какую позицию в этих союзах вы будете занимать.

Чтобы рассчитать свое число любви, необходимо сложить цифры даты и месяца рождения.

Например: 18.03 = 1+8+3=12=1+2=3.

Число 1

Под единицей рождаются лидеры. Тяга к первенству позволяем им быть всегда на шаг впереди. Это отличное качество для деловой сферы. Однако в личной жизни из-за него могут возникать проблемы. Нежелание уступать и идти на компромисс отбивают у вашего партнера охоту бороться за отношения. Однако сложность сама по себе исчезает, когда рядом оказывается более сильная и волевая партия.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Число 2

Люди этого числа являются идеальными партнерами. В отношениях они ценят взаимопонимание, уступчивость и взаимную заботу. С такими комфортно не только жить, но строить совместный бизнес. Но их избранникам важно всегда помнить о границах дозволенного.

Число 3

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Число 4

«Четверки» всегда стремятся к стабильности и порядку. Поэтому у их партнеров не возникает и мысли, что им могут изменить или предать. Но если отношения заходят в тупик, то люди данного числа редко решаются на перемены. Они будут бесконечно пытаться реанимировать безнадежный союз, прежде, чем поймут, что пора отпустить.

Число 5

Очень самостоятельные и свободолюбивые личности. Поэтому в отношениях вам всегда требуется немного больше личного пространства, чем другим. Вам важно заниматься своими интересами и реализовывать свои идеи. Поэтому ищите себе человека со схожими взглядами.

Число 6

Самое любовное число из всех. Люди, рожденные под этой цифрой, невероятно нежны и романтичны в отношениях. Ради сильных и искренних чувств они готовы пойти на любые жертвы. При этом они стараются смотреть ясными глазами на своих партнеров, не приукрашивая их достоинств.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов

Число 7

Седьмое число любви говорит о том, что у его обладателей очень завешана внутренняя планка. Поэтому найти подходящего партнера им бывает крайне сложно. Зато они четко знают, какой человек им нужен рядом и не растрачивают себя на мимолетные романы.

Число 8

Число 9

Источник

В последнее время слово «ұят» («стыд») стало употребляться в казахстанском обществе достаточно часто. Началось все с того, что житель Астаны Талгат Шолтаев накрыл платком скульптуру девушки в откровенном наряде из композиции «Влюбленные» в Астане, обосновав это тем, что «уят болады». Вскоре популярный художник-карикатурист Мурат Дильманов создал серию иллюстраций о приключениях супергероя Уятмена, который боролся с бесстыдством в казахстанском обществе. А известный юрист Жангельды Сулейманов и вовсе предложил в Казахстане ввести такое понятие, как «уят», в закон. Тем временем правозащитница Сауле Мектепбаева на TEDxAstanaWomen тоже решила порассуждать на эту тему, посмотрев на нее с немного другого угла.

Вашему вниманию редакция Tengrinews.kz представляет выступление правозащитницы Сауле Мектепбаевой о понятии «уят» и его актуальном содержании, которое никого не оставит равнодушным.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов
Иллюстрация ©Мурат Дильманов

Сегодня вокруг понятия «уят» очень много дискуссий. Кто-то видит в нем только вред, имея в виду чрезмерно архаичное его содержание, кто-то реанимирует понятие «уят», считая его единственным действенным инструментом в борьбе с радикализацией. В одно и то же время в обществе появляются уятмены и оппонирующие им революционеры, демонстрирующие оголенные тела в знак протеста. Так что же такое уят? И нужно ли нам это явление в современном Казахстане?

Меня всегда удивлял случай в Великобритании, где очень тщательно относятся к санкциям. Так вот там тот факт, что капитан футбольной сборной Англии Джон Терри изменил своей жене, стоил ему потери своей капитанской повязки. В тот период я находилась в Лондоне, и меня очень удивляли публичные обсуждения. Фактически общество сказало: он прекрасный футболист, и, видит Бог, мы любим футбол, но он изменил жене, это уят. Согласно его трудовому контракту, это не основание для увольнения. Но это такой уят, что надо его уволить. Когда у нас будет такое же отношение в обществе к домашнему насилию и унижению женщин, тогда начнут работать и законодательные механизмы.

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов
Джон Терри ©AFP

У нас в стране уже началось активное обсуждение вопросов преступности, но пока оно еще очень поверхностное. В криминологии этот этап называется «моральная паника», когда общество по причине усиления доступа к информации посредством СМИ считает, что происходит значительный рост преступности. На сегодня наоборот уровень насильственных преступлений в стране значительно сократился, это касается и педофилии. В результате моральной паники, у нас складывается обратное впечатление. Иногда мне даже страшно свою фейсбук-страницу смотреть, потому что я постоянно читаю о таких новостях. К сожалению, как свидетельствуют исследования, моральная паника может привести к ошибочным решениям.

Первокурсникам на юрфаке объясняют, что Конституция утверждает Казахстан правовым государством. Что это означает, что Казахстан еще не правовое государство, но стремится к этому. И то, станет ли Казахстан правовым государством, зависит от них, от будущих юристов. Это, конечно же, большая ложь. Станет ли Казахстан правовым зависит не от юристов и не от правозащитников. Это зависит от нас с вами. Изменения начинаются тогда, когда они начинаются с каждого из нас. Время пришло меняться».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое уят у казахов. Смотреть фото Что такое уят у казахов. Смотреть картинку Что такое уят у казахов. Картинка про Что такое уят у казахов. Фото Что такое уят у казахов