Что такое утреня славословие

Славословие

Славосло́вие (греч. Доксоло́гия; от δόξα — «слава» и λόγος — «слово»)– высшая форма молитвы и соот­вет­ству­ю­щие ей молит­во­сло­вия.

Входит в состав бого­слу­же­ния утрени и пове­че­рия. В празд­нич­ные и вос­крес­ные дни вели­кое сла­во­сло­вие на утрене поется, в будние – чита­ется.

В бого­слу­жеб­ной прак­тике уко­ре­нился обычай на Вели­ком сла­во­сло­вии откры­вать Цар­ские врата, а свя­щен­нику обла­чаться в фелонь.

2. Высшая форма молитвы, когда чело­век всем серд­цем и умом погру­жен в любовь к Богу.

пре­по­доб­ный Паисий Свя­то­го­рец:
Пусть «слава Тебе, Боже» нико­гда не сходит у вас с уст. Для меня, когда что-то болит, лекар­ством служит «слава Тебе, Боже»; ничто другое не помо­гает. «Слава Тебе, Боже» даже выше, чем «Гос­поди Иисусе Христе, поми­луй мя». Старец Тихон гово­рил: «“Гос­поди Иисусе Христе” стоит сто драхм, а “слава Тебе, Боже” стоит тысячу драхм, то есть гораздо больше». Этим он хотел ска­зать, что чело­век испра­ши­вает милость Божию по необ­хо­ди­мо­сти, а сла­во­сло­вит Бога по любо­че­стию, и это имеет боль­шую цен­ность. Он сове­то­вал гово­рить «слава Тебе, Боже» не только, когда у нас всё хорошо, но и когда терпим невзгоды, потому что и испы­та­ния попус­кает Бог для пользы души.

Текст вели­кого сла­во­сло­вия

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя вели­кия ради славы Твоея.
Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй* грех мира, поми­луй нас.
Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века. Спо­доби, Гос­поди, в день сей без греха сохра­ни­тися нам!
Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди Боже отец наших, и хвально и про­слав­лено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя.
Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим (трижды).
Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе.
Гос­поди, к Тебе при­бе­гох: научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави* милость Твою веду­щим Тя!
Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас. Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас!

Взем­ляй — подъ­ем­лю­щий.
Про­бави — про­стри.

Вели­кое сла­во­сло­вие

про­то­и­е­рей Димит­рий Кувыр­та­лов

«Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» – этим воз­гла­сом в конце все­нощ­ного бдения древ­няя Цер­ковь при­вет­ство­вала начало нового дня. Вели­кое сла­во­сло­вие – одно из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви – про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца. В этом воз­вы­шен­ном и тор­же­ствен­ном пес­но­пе­нии мы хвалим, бла­го­сло­вим, покла­ня­емся, сла­во­сло­вим и бла­го­да­рим Бога. Здесь мы испо­ве­дуем Боже­ствен­ные Имена, через кото­рые, как через сол­неч­ные лучи, нас каса­ется Боже­ствен­ная теп­лота, радость и сила.

Цен­траль­ная часть Сла­во­сло­вия – это исто­рия нашего спа­се­ния, совер­шен­ного Иису­сом Хри­стом не за наши заслуги, а по неиз­ре­чен­ной и непо­сти­жи­мой мило­сти Божией к нам.

«Во свете Твоем узрим свет». Закан­чи­ва­ется Сла­во­сло­вие вели­ким лико­ва­нием. Чело­век, испол­нен­ный гре­хов­ного мрака, про­све­ща­ется чув­ством Боже­ствен­ного при­сут­ствия. Ста­но­вясь светом, он видит себя рядом с Богом непро­све­щен­ным мраком; оси­ян­ный бла­го­да­тью Божией, ста­но­вится спо­соб­ным лице­зреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Гос­поди, милость Твою зна­ю­щим Тебя».

Цер­ковь знает три вида моле­ния – про­ше­ние, бла­го­да­ре­ние и сла­во­сло­вие. Когда душа испол­нена мило­стей Божиих, когда она бла­го­да­рит Бога за все, нис­по­сы­ла­е­мое ей, тогда она в бла­го­го­вей­ном вос­торге сла­во­сло­вит, поет и пре­воз­но­сит Живо­на­чаль­ную Троицу. Поэтому Вели­кое Сла­во­сло­вие закан­чи­ва­ется пением Три­свя­того.

Чело­век не может жить без Бога, чело­век сроден Богу. Бог соде­лал нас Собой… Чело­век сла­во­сло­вит Бога, навы­кая рай­скому состо­я­нию души.

Содер­жа­ние вели­кого сла­во­сло­вия

Самое сла­во­сло­вие начи­на­ется ангель­скою песнью при рож­де­нии Спа­си­теля, – чем утреня, уже бли­зя­ща­яся к концу, воз­вра­ща­ется к своему началу (люби­мый прием в цер­ков­ных песнях). Такая высо­кая, небес­ная песнь освя­щает наши уста (как и пред утре­ней) для нашей соб­ствен­ной песни, кото­рая и начи­на­ется со слов: «хвалим (соб­ственно: «поем») Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся» (ср. с заклю­че­нием к недав­ней 8‑й песни канона), напо­ми­на­ю­щих своею крат­ко­стью и общ­но­стью вели­чай­шую песнь литур­гии («Тебе поем»): как там не ука­зы­ва­ется, за что поем, бла­го­сло­вим и бла­го­да­рим Гос­пода и о чем молимся Ему, потому что бла­го­да­рим тогда за все и молимся о всем и пере­чень вышел бы бес­ко­неч­ным, так не ука­зы­ва­ется это и здесь, а ука­зы­ва­ется вер­хов­ная при­чина нашей хвалы, покло­не­ния и бла­го­да­ре­ния – вели­кая слава Божия.

За этим про­слав­ле­нием Бога в песни сле­дует молитва к Нему, пере­хо­дом к кото­рой служит молит­вен­ное обра­ще­ние ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св. Троицы молитва направ­ля­ется глав­ным обра­зом к Хода­таю нашему на небе, Агнцу Божию (люби­мое назва­ние Спа­си­теля у древ­них хри­стиан), у Кото­рого мы просим поми­ло­ва­ния (основ­ное про­ше­ние всех молитв бдения – екте­ний), обу­слов­ли­ва­е­мого между прочим при­ня­тием насто­я­щих наших (долгих и уже бли­зя­щихся к концу) молитв.

Для уве­рен­но­сти в успехе этого про­ше­ния оно заклю­ча­ется тем тор­же­ствен­ным испо­ве­да­нием Христа, какое воз­гла­ша­ется на литур­гии пред самым при­об­ще­нием Св. Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца» (неиз­ме­ри­мую славу Божию налич­ность такого Сына еще уве­ли­чи­вает, хотя уве­ли­чить ее как бы некуда). Этим закан­чи­ва­ется первая часть вели­кого сла­во­сло­вия, заклю­ча­ю­ща­яся первым «аминь» в нем.

Третья часть уже исклю­чи­тельно молит­вен­ная. Пока­ян­ная скорбь здесь уже настолько уси­ли­ва­ется, что радост­ное про­слав­ле­ние Бога, кото­рым нача­лось вели­кое сла­во­сло­вие и кото­рое должно быть глав­ным пред­ме­том его, едва про­ры­ва­ется кое-где в отдель­ных выра­же­ниях («Бла­го­сло­вен еси Гос­поди» – Пс.118:12 ). Эта часть и начи­на­ется молит­вою, а не хвалою, в про­ти­во­по­лож­ность первым двум, молит­вою общего харак­тера о мило­сти Божией, однако рас­тво­ря­е­мою надеж­дою на Бога («Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя» – Пс.32:22 ).

Эта общая молитва при­ни­мает затем более опре­де­лен­ный харак­тер и сво­дится к просьбе у Бога – научить нас Его оправ­да­ниям, просьбе, выра­жен­ной сло­вами 118 пс: «Бла­гословен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим» и повто­ря­е­мой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повто­ре­ние это дела­ется не с изме­не­нием в тексте, как на вечерне в «Спо­доби Гос­поди», а с бук­валь­ною точ­но­стью, чем эффект уси­ли­ва­ется).

Далее эта еще довольно общая просьба раз­ви­ва­ется и разъ­яс­ня­ется: для осу­ществ­ле­ния в жизни оправ­да­ний Божиих нужно очи­ще­ние от грехов и умение тво­рить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Кото­рому и нужно при­бег­нуть за помо­щью, как при­бе­гали к Нему всегда и все («Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род» – Пс.89:1 ); у Него и испра­ши­ва­ется сна­чала очи­ще­ние от грехов (сло­вами Пс.40:5: «Аз рех» – уси­лен­ная просьба: «Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе»); а затем еще уси­лен­нее («Гос­поди, к Тебе при­бе­гох…») – науче­ние воле Его ( Пс.142:9 ).

Молитва заклю­ча­ется твер­дою уве­рен­но­стью в испол­не­нии ее, обос­но­вы­ва­е­мой (как в воз­гла­сах после екте­нии: «Яко Ты еси») на осо­бен­ной бли­зо­сти к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10 ), источ­ника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утрен­ний – воз­вра­ще­ние к начально­му воз­гласу вели­кого сла­во­сло­вия при конце его). Послед­ними сло­вами своими: «про­бави (продли) милость Твою веду­щим Тя», вместе с преды­ду­щими: «яко у Тебе…» ( Пс.35:10,11 ) третья часть вели­кого сла­во­сло­вия воз­вра­ща­ется к своему началу, причем началь­ное ее про­ше­ние о мило­сти Божией к нам («буди») здесь уси­ли­ва­ется («про­бави»).

Нельзя не заме­тить, что ука­зан­ная связь между отдель­ными пред­ло­же­ни­ями насто­я­щей длин­ной песни не очень тесная; пере­ходы в ней от одной мысли к другой довольно неожи­данны. Песнь состоит, соб­ственно, из отры­воч­ных молит­вен­ных и хва­леб­ных вос­кли­ца­ний, из кото­рых каждое слиш­ком полно, закон­ченно само в себе, чтобы еще нужно было про­дол­же­ние или вос­пол­не­ние его. Все выра­же­ния взяты из Св. Писа­ния, и оттуда выбраны самые силь­ные.

На буд­нич­ных (несла­во­слов­ных) и вели­ко­пост­ных празд­нич­ных утре­нях, а также на пове­че­риях Вели­кое сла­во­сло­вие заме­ня­ется чте­нием все­днев­ного сла­во­сло­вия.

Текст все­днев­ного сла­во­сло­вия:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя, вели­кия ради славы Твоея. Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй грех мира, поми­луй нас. Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяку нощь бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века.

Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе. Гос­поди, к Тебе при­бе­гох, научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави милость Твою веду­щим Тя.

Источник

Утреня

У́треня (заут­реня) (греч. ὄρθρος (орт­хрос) (от гла­гола ὀρθρίζω — рано при­хо­дить)) – одно из бого­слу­же­ний суточ­ного круга – цер­ков­ное обще­ствен­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое, согласно Уставу, утром.

Время совер­ше­ния и место Утрени в суточ­ном круге бого­слу­же­ний

Суточ­ный круг, согласно сло­жив­шейся тра­ди­ции, зафик­си­ро­ван­ной в Типи­коне (книге, изла­га­ю­щей бого­слу­жеб­ный устав), при­вя­зан не к аст­ро­но­ми­че­скому, но к так назы­ва­е­мому бого­слу­жеб­ному вре­мени. Так, первое бого­слу­же­ние суточ­ного круга – Полу­ноч­ница (слав. Полу­нощ­ница) – должна начи­наться по про­ше­ствии поло­вины ночи. Сле­ду­ю­щая служба – Утреня. Согласно Типи­кону, ее окон­ча­ние сов­па­дает с рас­све­том («Слава Тебе, Гос­поди, пока­зав­шему нам свет!» — харак­тер­ное начало вос­пе­ва­е­мого или чита­е­мого в конце утрени т. н. вели­кого сла­во­сло­вия). Далее – Первый час, совер­ша­е­мый как пра­вило сразу после утрени, в первом часу начи­на­ю­ще­гося с вос­хо­дом солнца дня. Сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния суточ­ного круга – Третий час, Шестой час, Изоб­ра­зи­тельны (по сути, древ­нее молит­вен­ное пра­вило ко Свя­тому При­ча­ще­нию: у мона­хов в то время, когда скла­ды­вался устав, была рас­про­стра­нена прак­тика еже­днев­ного келей­ного при­ча­ще­ния запас­ными дарами, освя­щен­ными за вос­крес­ной или празд­нич­ной Литур­гией; после при­ча­ще­ния пола­га­лась тра­пеза), Девя­тый час, Вечерня, Пове­че­рие (по-вече­рие, то есть служба после “вечери” – ужина).

Литур­ги­че­ская тема Утрени

Каждое бого­слу­же­ние под­ра­зу­ме­вает выра­же­ние неко­то­рой основ­ной идеи; в част­но­сти, утреня, завер­ша­ю­ща­яся на вос­ходе солнца, носит мес­си­ан­ский харак­тер, вос­пе­вая восход Солнца Правды – первое при­ше­ствие в мир обе­то­ван­ного Спа­си­теля, Гос­пода Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шесто­псал­мием, начи­нает рас­кры­ваться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Анге­лов на Рож­де­ство Хри­стово.

Про­ис­хож­де­ние Утрени

Утреня в целом состав­лена из двух частей раз­лич­ного про­ис­хож­де­ния, обо­зна­ча­е­мых обычно как кафед­раль­ная (город­ская) и мона­ше­ская. Первая из них, при­зна­ва­е­мая наи­бо­лее древ­ней, совер­ша­лась на рас­свете в Иеру­са­лиме в храме Вос­кре­се­ния Хри­стова начи­ная с IV в. и окан­чи­ва­лась выше­упо­мя­ну­тым вели­ким сла­во­сло­вием. Вторая, назы­ва­е­мая тогда «канон», – пред­ше­ство­вала первой, совер­ша­лась в конце ночи, еще до рас­света, и сло­жи­лась в мона­ше­ской прак­тике. Счи­та­ется, что в V в. в мона­сты­рях эти службы совер­ша­лись уже соеди­нен­ными друг с другом.

Виды Утрени

Утреня бывает все­днев­ная (буд­нич­ная) и празд­нич­ная (вари­анты – вос­крес­ная, поли­е­лей­ная, сла­во­слов­ная). Рядом осо­бен­но­стей обла­дают вели­ко­пост­ная и заупо­кой­ная Утреня.

Чин все­днев­ной утрени вклю­чает в себя бла­го­сло­ве­ние, начало обыч­ное, псалмы 19 и 20, тро­пари, каж­де­ние храма, екте­нию, шесто­псал­мие, вели­кую екте­нию, тро­пари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, сти­хиры на хва­ли­тех, вели­кое сла­во­сло­вие, екте­нию, сти­хиры на сти­ховны, молитву «Отче наш», тро­парь, отпуст.

Празд­нич­ная утреня допол­ня­ется пением поли­е­лея (после кафизм и седаль­нов), а в вос­кре­се­ния также пением бла­го­сло­вен­ных, ипа­коев и анти­фо­нов, про­ким­нов и чте­нием Еван­ге­лия, после кото­рого поется вос­крес­ная песнь «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше».

Празд­нич­ная утреня, соеди­ня­е­мая с Вели­кой вечер­ней и первым часом, состав­ляет Все­нощ­ное бдение.

Пас­халь­ная утреня начи­нает слу­житься после крест­ного хода в при­творе бла­го­сло­ве­нием и пением пас­халь­ного тро­паря и состоит из пас­халь­ных тро­па­рей, канона, све­тильна, стихир, чтения пас­халь­ного слова Иоанна Зла­то­уста, екте­ний и отпу­ста.

Основ­ные тексты Утрени

Среди тек­стов, чита­е­мых и вос­пе­ва­е­мых во время утрени (как и любой другой службы), обычно выде­ляют неиз­ме­ня­е­мые (сотав­ля­ю­щие своего рода каркас службы) и изме­ня­е­мые, кото­рые под­би­ра­ются согласно уставу в зави­си­мо­сти от: а) дня сед­мицы (из Окто­иха – книги, вклю­ча­ю­щей тексты бого­слу­же­ний сед­мич­ного круга), б) дня года (из Миней – книг, содер­жа­щих тексты бого­слу­же­ний годо­вого круга), в) дней Вели­кого поста или Пасхи (из Триоди Пост­ной и Триоди цвет­ной соот­вет­ственно). Таким обра­зом, в утреню как службу суточ­ного круга, сохра­ня­ю­щую четко опре­де­лен­ную струк­туру (неиз­ме­ня­е­мые части), вклю­ча­ются тексты сед­мич­ного и годо­вого бого­слу­жеб­ных кругов, а также вели­ко­пост­ного и пас­халь­ного цикла. Неиз­ме­ня­е­мые части утрени поме­щены в Часо­слове и Слу­жеб­нике.

Важ­ней­шим и в то же время наи­бо­лее древним неиз­ме­ня­е­мым тек­стом утрени явля­ется псалом 50, в кото­ром по-осо­бому звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокру­шен». Вечер­ние и утрен­ние бого­слу­же­ния, во вре­мена Вет­хого Завета свя­зан­ные с жерт­во­при­но­ше­ни­ями, в хри­сти­ан­ское время вклю­чили такие тексты, где пред­ла­га­ется новое пони­ма­ние слу­же­ния Богу, когда на смену жерт­вам при­хо­дит молитва и сокру­ше­ние сер­деч­ное. Также клю­че­выми неиз­ме­ня­е­мыми тек­стами явля­ются хва­лит­ные псалмы 148–150 и вели­кое сла­во­сло­вие – ран­не­хри­сти­ан­ский гимн, состав­лен­ный из стихов Св. Писа­ния.

К выше­ука­зан­ным древ­ней­шим неиз­ме­ня­е­мым тек­стам утрени в мона­ше­ской прак­тике были при­со­еди­нены шесто­псал­мие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142) и канон, состо­яв­ший изна­чально из 10 биб­лей­ских песней. При­бли­зи­тельно в ХII в. к самому началу утрени была при­со­еди­нена допол­ни­тель­ная служба для особой молитвы за царя – дву­псал­мие, цен­тром кото­рой явля­ются два “цар­ских” псалма, 19‑й и 20‑й, где царь и пророк Давид про­об­ра­зует веч­ного Царя – Гос­пода Иисуса Христа. Так мес­си­ан­ская тема утрени стала про­яв­ляться с самого ее начала.

Устав буд­нич­ной Утрени изло­жен в 9 главе Типи­кона, празд­нич­ной – в главах 2, 3, 4 и 5.

Основ­ные отли­чия совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тики совер­ше­ния утрени от пред­пи­са­ний Типи­кона

Время совер­ше­ния

В наши дни в горо­дах утреня нередко совер­ша­ется вече­ром, в соеди­не­нии с вечер­ней, причем как в случае вос­крес­ной или празд­нич­ной утрени в составе Все­нощ­ного бдения, так и в случае буд­нич­ных служб.
Неустав­ная прак­тика слу­же­ния Утрени вече­ром впер­вые появи­лась в нашей Церкви в XIX в. Ещё в XVIII в. службы совер­ша­лись обычно трижды в день: в 3–5 утра — Утреня, в 8–10 — Часы и Литур­гия, в 15–16 — Вечерня. Такой рас­по­ря­док был как в мона­сты­рях, так и на при­хо­дах. Однако в XIX в. ритм жизни в сто­ли­цах стал пре­пят­ство­вать ста­рому бого­слу­жеб­ному гра­фику. Как след­ствие, в Санкт-Петер­бурге и в Москве воз­никла прак­тика слу­жить Утреню вече­ром, чтобы соби­раться на службы 2 раза в сутки, а не 3. Это ново­вве­де­ние при­жи­лось не сразу. Многие цер­ков­ные авто­ри­теты были его про­тив­ни­ками. В част­но­сти, митр. Мос­ков­ский Фила­рет запре­щал в своей Мос­ков­ской епар­хии слу­жить подоб­ным обра­зом, упре­кая свя­щен­но­слу­жи­те­лей в лено­сти. Но несмотря на сопро­тив­ле­ние, к началу XX в. в России Утреня совер­ша­лась утром почти только в одних мона­сты­рях. Св. Иоанн Крон­штадт­ский был один из немно­гих, кто в конце XIX — начале ΧΧ вв. ещё служил Утреню утром. В его время это уже была ред­кость.

Коли­че­ство тек­стов

Сокра­ще­ние устав­ного коли­че­ства бого­слу­жеб­ных тек­стов встре­ча­ется очень часто, причем сокра­ще­нию или отмене под­вер­га­ются не только про­дол­жи­тель­ные свя­то­оте­че­ские чтения и рядо­вые кафизмы, но и тро­пари канона (рас­про­стра­не­ныы вари­анты чтения «на 6» и «на 4»), сти­хиры и прочие изме­ня­е­мые части.

Изме­не­ние набора исполь­зу­е­мых тек­стов

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии про­изо­шла, в част­но­сти, прак­ти­че­ски полная замена «Непо­роч­ных» (17‑й кафизмы, пс. 118) на поли­е­лей. Непо­рочны по логике Типи­кона – вос­крес­ный текст. Согласно Типи­кону, поли­е­лей совер­ша­ется только от отда­ния Кре­сто­воз­дви­же­ния до пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова и от отда­ния Бого­яв­ле­ния до недели Сыро­пуст­ной. В осталь­ное время на его месте в службе преду­смот­рены Непо­рочны.

Дони­ко­нов­ский Типи­кон (Око Цер­ков­ное) пред­пи­сы­вал пение Непо­роч­ных в про­дол­же­ние всего года, даже тогда, когда поется поли­е­лей. В послед­нем случае пола­га­лось петь Непо­рочны, затем тро­пари по непо­роч­ных и поли­е­лей.

Кроме того, тро­пари каждой песни канона пред­ва­ря­лись и пере­ме­жа­лись сти­хами соот­вет­ству­ю­щих биб­лей­ских песней, что сохра­ни­лось до насто­я­щего вре­мени на буд­нич­ной вели­ко­пост­ной утрене.

Схема Утрени на все­нощ­ном бдении

Еван­гель­ские чтения на вос­крес­ной Утрене

Общее число эпи­зо­дов Еван­ге­лия, чита­е­мых на вос­крес­ной все­нощ­ной, — один­на­дцать. Это чтение может быть заме­нено лишь в случае сов­па­де­ния вос­крес­ного дня с дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком.

Вос­крес­ные еван­ге­лия на утрене ока­зы­вают вли­я­ние на состав экса­по­сти­ла­рия, его бого­ро­дична и еван­гель­ской сти­хиры, кото­рые зави­сят от еван­гель­ского чтения (а не от гласа) и нахо­дятся в при­ло­же­нии Окто­иха.

Источник

О Всенощном бдении. Часть 6. О Великом славословии

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова).

Что такое утреня славословие. Смотреть фото Что такое утреня славословие. Смотреть картинку Что такое утреня славословие. Картинка про Что такое утреня славословие. Фото Что такое утреня славословие

Сегодня многие воспринимают Церковь как нечто положительное, но уже сказавшее свое последнее слово в истории.

«Да, помним, в свое время способствовала формированию русской культуры, письменности и становлению государственности. Да, дала России ряд известных исторических деятелей. Да, было много и других заслуг. Но сегодня-то что может Церковь сказать россиянам XXI века? Зачем так часто посещать храм? Что такого важного происходит в храме, чтобы отрывать самые сладкие часы сна и отдыха от своих выходных после тяжелой рабочей недели и посвящать их храму?»

Распространенная сегодня «религиозность» вполне позволяет обывателю совмещать несовместимое: «Бог в душе, а тело в магазине или перед телевизором».

К тому же не секрет, что жизнь Церкви непонятна редко посещающим её людям. И не только из-за непростого языка богослужения и разнообразной символики. У Церкви и секулярного общества разный взгляд на многие фундаментальные вопросы жизни – брак, семью, верность, нравственность, целомудрие, преемственность традиций и пр.

Но что такое Церковь? Это не какие-то бородатые старцы за высокими стенами с позолоченными крестами и куполами. Церковь – это все мы, носящие имя Христово. И от того, что в наших головах, чем вдохновлены наши поступки и какие они, наши поступки, зависит нечто большее, чем наш моральный облик.

Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум.

Стихиры на хвалитех

После канона на утрене читают короткий текст, вкратце говорящий о духовной сути праздника и носящий особое название «светилен», что приблизительно переводится как «возвещающий приближение света». В воскресном каноне это песнопение называется греческим словом «экзапостиларий» – от глагола «высылаю», потому что в древности для пения этого песнопения певец посылался с клироса на середину храма.

В дни крупных праздников этот светилен может быть спет хором.

Содержание «стихир на хвалитех», как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память празднуемого святого.

Великое славословие

Заканчиваются стихиры величественным пением одного из древнейших христианских гимнов — Великого славословия (IV век). Великое, потому что довольно большое по тексту. Основанное на ангельской песне «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», пропетой при Рождении Иисуса Христа (Лук. 2:14) и отрывках из псалмов, славословие сложно по содержанию. Оно прославляет Бога и содержит просьбы о спасении от греха, исцелении души, познании воли Божией. Текст древний, поэтому в нем практически нет прошений о наших земных нуждах – исцелении от болезней, например, и помощи в повседневных делах.

Так Церковь постоянно напоминает нам о том, что главное, а что второстепенное в нашей жизни.

В древности был обычай распределять песнопения и чтения ночной службы так, чтобы пение светильна и славословия, символизирующих свет, пришедший в мир через рождение Христа, приходилось на появление первых лучей восходящего солнца.

Этот обычай сохранился до наших дней на Афоне и в некоторых других монастырях. Поэтому после пения стихир на хвалитех вновь сияют паникадила, и в открытых Царских вратах виден священник, прославляющий Христа: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Славословие обычно поется на красивые мотивы. Некоторые настолько красивы, что слов за ними не разобрать. А жаль – текст важный для христианина.

Заканчивается пение славословия трисвятым «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас!» и тропарем дня – кратким песнопением, раскрывающим смысл праздника.

После сдержанного и возвышенного текста Великого славословия мы уже подробнее молимся о наших основных, повседневных нуждах. Диакон на амвоне читает «сугубую» и «просительную» ектению, как на вечерне.

В конце второй ектении священник поворачивается лицом к нам и благословляет со словами «Мир всем!», а потом мысленно читает молитву. В древности она читалась вслух:

«Господи Святой, на высотах живущий и дольнее (находящееся внизу, на земле) озирающий, и всевидящим оком Твоим взирающий на всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом и молимся Тебе, Святой Святых: простри невидимую руку Твою от святого жилища Твоего и благослови всех нас, и, если в чем согрешили мы, вольно или невольно, Ты нас, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам необходимые для жизни в миру и для духовной жизни блага Твои».

Окончание Всенощной

Вслед за последним благословением священника хор поёт многолетие Патриарху, правящему епископу, настоятелю и прихожанам, закрываются царские врата, выключаются паникадила и… расходимся? Нет, еще не всё. Читается «Первый час» – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения.

Часы́ (греч. ὧραι) — христианские общественные молитвословия, освящающие определённое время суток.

Как и остальные «часы», Первый час состоит из трех псалмов и разных молитв. В современной практике все это читается. Народ, утомленный длинным богослужением, уже особо не прислушивается к чтецу, собирается домой. Но если вслушаться, а еще и посмотреть перевод текста, то можно получить духовную пользу. Ведь Первый час – это не просто чтение «чего-то» ради соблюдения древних установлений, а осмысленное воспоминание событий Священной истории и молитвы, освящающие утро.

В трех псалмах – 5, 89 и 100, которые читаются на Первом часе, а также и в других молитвах этого часа вспоминается об изгнании из рая Адама и Евы, о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд Каиафы.

В молитвах часа мы просим Бога, чтобы Он «рано утром услышал голос наш» и помог в делах в продолжении дня.

Вслед за молитвой «Иже на всякое время…» священник смиренно выходит из алтаря в епитрахили, без блестящих риз. В полумраке он заканчивает Первый час молитвой Христу, в которой Он прославляется как «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир».

«Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да увидим в Нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь».

В конце молитвы священник преклоняется перед иконой Божией Матери в иконостасе, а хор поёт победную песнь в Её честь «Взбранной Воеводе победительная». В переводе она звучит так:

«Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед мы, рабы Твои, Богородица, совершаем благодарственные торжества! Но Ты, как имеющая власть непобедимую, от всяческих опасностей нас избави, да взываем Тебе: Радуйся (приветствуем Тебя), Невеста, брака не познавшая!»

После чего священник снова произносит «отпуст», на этот раз краткий. Хор поёт трижды «Господи, помилуй», в некоторых храмах добавят еще немного общенародных песнопений в честь Богородицы и святых. И вот теперь всё.

Мы выходим из храма в мир.

Как родившиеся заново, вновь принявшие благодать православной веры.

Как при пении экзапостилария певца посылали с клироса в центр храма, как апостолы выходили из Иерусалима в разные концы Вселенной, так и мы посылаемся в мир, чтобы вновь вернуться в храм после проповеди.

Да, проповеди. Потому что после того, как мы приняли на себя имя Христово, наши поступки и слова – проповедь.

Эта проповедь доверена всем нам – православных христианам, посещающим общие храмовые богослужения, в том числе и Всенощное бдение. Мы, независимо от степени духовного роста, едиными устами славословим Бога и свидетельствуем перед всем миром о преображающем действии Православия, не прекращающемся действии Бога в этом мире.

Поэтому парадоксальным образом мы – неразумные – призваны в Церковь, чтобы вернуть разум в тот безумный мир, который нас окружает. Вернуть через преображение своей жизни.

Храм – это не только место, куда можно прибежать, когда плохо. Храм – это посольство нашей небесной Родины. И от нас, помолившихся на Всенощной, зависит, насколько в нашей стране будут не только вспоминать о славных православных страницах своего прошлого, но и будут жить богоугодно, по-настоящему православно.

Хорошо бы полюбить Всенощное бдение настолько, чтобы всякий субботний и предпраздничный вечер был без него пустым, чтобы душа звала в храм.

А Господь не оставит нас и посетит любовью наше истрепавшееся в житейских бурях сердце.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *