Что такое утп на пожаре
Боевой участок (БУ) сектор проведения работ (СПР)
Боевой участок (БУ) – это часть территории на месте пожара или чрезвычайной ситуации.
Решение о создании боевых участков (секторов проведения работ) принимает руководитель тушения пожара (ликвидации чрезвычайной ситуации) в ходе проведения боевых действий по тушению пожаров (ликвидации чрезвычайной ситуации).
При создании на месте пожара (чрезвычайной ситуации) пяти и более боевых участков по решению руководителя тушения пожара (ликвидации чрезвычайной ситуации) на месте пожара (ЧС) организуются сектора проведения работ (СПР), объединяющие несколько боевых участков.
На крупных и сложных пожарах создание боевых участков обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний руководителя тушения пожара (РТП), взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.
Нумерация участков начинается с решающего направления.
Условное обозначение боевого участка
На пожаре
Боевые участки могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых боевых действий по тушению пожаров.
Основные боевые действия по тушению пожаров на БУ возглавляет начальник БУ, в СПР – начальник СПР. При создании СПР начальники БУ подчиняются начальнику СПР.
Подробнее о работе начальника БУ и СПР, об их правах и обязанностях
На чрезвычайной ситуации
Боевые участки могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых аварийно-спасательных работ (АСР).
Основные работы по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) на БУ возглавляет начальник БУ, в СПР – начальник СПР. При создании СПР начальники БУ подчиняются начальнику СПР.
Принцип определения и создания
В первую очередь боевые участки создают на решающем направлении, а затем на полное окружение пожара и выполнение отдельных специальных работ.
Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения участков, в зависимости от выполнения задач РТП они могут быть распределены по:
На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются боевые участки по спасанию и эвакуации людей.
РТП должен строго определить ориентиры для боевого участка, его границы, средства взаимодействия с соседними боевым участком по всей территории объекта.
Если пожар произошел в многоэтажном здании, РТП организует боевые участки по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами боевого участка в этих случаях служат перекрытия здания (рис. 1).
Рис. 1. Границами боевого участка являются перекрытия здания (источник: https://www.wiki-fire.org)
При пожарах в здании боевые участки можно создавать и по секциям, ограниченным лестничными клетками (рис. 2).
Рис. 2. Границами боевого участка являются лестничные клетки (источник: https://www.wiki-fire.org)
В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать боевые участки по противопожарным преградам или зонам (рис. 3).
Рис. 3. Границами боевого участка являются противопожарные преграды (источник: https://www.wiki-fire.org)
Рис. 4. Границы боевых участков по видам работ
Рис. 5. Боевые участки по периметру здания
Рис. 6. Боевые участки по объектам
На пожарах в резервуарных парках боевые участки создают по видам работ:
В ходе тушения пожара границы участков могут изменяться. Перед подразделениями на каждом из них ставится конкретная задача. Количество участков на пожаре, объем задач каждого из них, количество приданных сил и средств определяет РТП, при этом они организуются таким образом, чтобы начальник участка мог попасть на позиции ствольщиков.
Руководитель тушения пожара управляет боевыми участками непосредственно через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).
Схема управления подразделениями на пожаре, через оперативный штаб, с организацией боевых участков и секторов проведения работ
Что такое утп на пожаре
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от «____»_________ 2014 года N ______
Боевой Устав по организации тушения пожаров подразделениями пожарной охраны
Деятельность подразделений пожарной охраны по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера и самостоятельное тушение пожаров гражданами настоящим Уставом не регламентируются.
Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.
I. Общие положения
1.1. В целях настоящего Устава применяются следующие основные понятия:
первичные средства пожаротушения;
мобильные средства пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ;
средства пожарной автоматики;
аварийно-спасательные средства и оборудование;
средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;
пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный) и дополнительное снаряжение пожарных;
пожарные сигнализация, связь и оповещение;
системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
источники внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения.
1.4. Эффективность организации руководителем тушения пожара действий по спасению людей и ликвидации пожара, наряду с выполнением требований Устава, определяется правильностью выбора решающего направления.
Решающее направление и сосредоточение сил и средств подразделений пожарной охраны на этом направлении определяется в зависимости от условий, сложившихся на пожаре:
Участки и сектора тушения пожара
Участок тушения пожара- это участок, на котором сосредоточены силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руководством.
Количество боевых участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников УТП и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.
Нумерация боевых участков начинается, как правило, от решающе направления на пожаре, а начальником боевого участка назначаются лица среднего и старшего начальствующего состава.
Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения боевых участков, они могут бы распределены по:
— территории объекта пожара;
— противопожарным преградам или зонам;
— видам работ на пожаре (тушение, защита, спасание, борьба с дымом).
РТП должен строго определить ориентиры для УТП, его границы, сред взаимодействия с соседними УТП по всей территории объекта.
Если пожар в многоэтажных зданиях, РТП организует УТП по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами УТП в этих случаях служат перекрытия задания.
В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать УТП по противопожарным преградам или зонам.
На пожарах в резервуарных парках УТП создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются УТП по спасанию и эвакуации людей.
УТП организуются таким образом, чтобы начальник УТП мог попасть на боевые позиции ствольщиков.
Размеры УТП зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый БУ должен иметь несколько подступов к зоне горения через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в перегородках, покрытиях, стенах и т.д.
РТП управляет УТП через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).
Начальник УТП (СТП) непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем УТП (СТП) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР.
— проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;
— обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТП (СТП);
— проводит расстановку сил и средств подразделений;
— обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции;
— запрашивает, в случае ухудшения обстановки на УТП (СТП), дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач;
— организовывает на УТП (СТП) работу звеньев ГДЗС;
— обеспечивает выполнение правил охраны труда, доводит до участников тушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
— принимает меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;
— докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.
Начальник УТП (СТП) имеет право:
— отдавать, в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;
— получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;
— определять процедуру убытия с УТП (СТП) подразделений, привлеченных сил и средств.
Начальник УТП (СТП).
Начальник УТП (СТП) непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем УТП (СТП) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР.
· проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;
· обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТП (СТП);
· проводит расстановку сил и средств подразделений;
· обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции;
· запрашивает, в случае ухудшения обстановки на УТП (СТП), дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач;
· организовывает на УТП (СТП) работу звеньев ГДЗС;
· обеспечивает выполнение правил охраны труда, доводит до участников тушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
· принимает меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;
· докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.
Начальник УТП (СТП) имеет право:
— отдавать, в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;
— получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;
— определять процедуру убытия с УТП (СТП) подразделений, привлеченных сил и средств.
Количество участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников УТП (СТП) и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.
Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения участков, по выполнению задач РТП они могут быть распределены по:
— территории объекта пожара;
— противопожарным преградам или зонам;
— видам работ на пожаре (тушение, защита, спасание, борьба с дымом и т.п.)
РТП должен строго определить ориентиры для УТП, его границы, средства взаимодействия с соседними УТП по всей территории объекта.
Если пожар в многоэтажных зданиях, РТП организует участки по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами УТП в этих случаях служат перекрытия здания.
При пожарах в здании участки можно создавать и по секциям, ограниченным лестничными клетками.
В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать УТП по противопожарным преградам или зонам.
На пожарах в резервуарных парках УТП создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются участки по спасанию и эвакуации людей.
Размеры тушения участка на пожаре зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый УТП должен иметь несколько подступов к зоне горения через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в перегородках, покрытиях, стенах и т.д.
РТП управляет участками непосредственно через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).
4.Организация взаимодействия подразделений и служб на пожаре.
Взаимодействие считается организованным лишь тогда, когда командиры взаимодействующих подразделений
1.знают общую задачу и замысел действий РТП;
2.знают содержание задач друг друга, способы и время совместных действий по их выполнению;
3.имеют между собой и с РТП надежную связь взаимодействия и могут вовремя осуществить взаимную информацию;
4.имеют и могут быстро применить требуемое количество сигналов взаимодействия.
Подготовка РТП к организации взаимодействия начинается сразу с вступлением в должность и завершается с принятием решения на тушение. Уже при уяснении задачи каждый командир на своем участке, наряду с другими вопросами, выявляет роль и место своего подразделения в системе взаимодействия, намечая план взаимодействия соседними подразделениями.
При оценке обстановки изучается ее влияние на применение и согласование действий различных подразделений. В результате оценки обстановки и принятия решения РТП определяет основы взаимодействия подразделений при выполнении предстоящей задачи. У него вырисовывается при этом модель предстоящих тактико-технических действий, тушение как бы разыгрывается в уме, причем в нескольких вариантах, в результате чего определяются: последовательность тушения пожара, направление сосредоточения основных усилий, группировка сил и средств, задачи подразделений, характер их маневра и прочее. Тут же намечается, когда и как довести до подчиненных намеченный план взаимодействия.
Помогая РТП, оперативный штаб подготавливает для него требуемые данные и расчеты, оформляет намеченный порядок взаимодействия на рабочих документах и осуществляет другие меры по подготовке к организации взаимодействия установленным РТП методом.
Применяются различные методы организации взаимодействия. Их выбор зависит главным образом от возможности личного общения с подчиненными, уровня их подготовки и наличия времени. Если время крайне ограничено, и подчинённых нельзя собрать всех в одном пункте на местности, то указания по взаимодействию доводятся до них одновременно с основными задачами в кратких распоряжениях, передаваемых подчиненным лично РТП и сотрудниками оперативного штаба по каналам связи, а также при личном общении с некоторыми из них. Если позволяет обстановка, то РТП после устной постановки задач может дать всем подчиненным общие указания по взаимодействию непосредственно на местности.
Указания РТП по взаимодействию в таком случае излагаются в строго определенном плане. По каждой промежуточной задаче он определяет и указывает:
— цель согласованных действий (взаимодействия);
— возможное развитие пожара (если нужно, то по вариантам);
— какие силы и средства или подразделения участвуют в тушении пожара;
— порядок согласованных действий сил и средств по направлениям, объектам и времени в пределах данной промежуточной задачи.
В указаниях РТП по взаимодействию на время выполнения любой из очередных задач разрешаются также вопросы, связанные с согласованием действий подразделений при тушении пожара ночью, зимой и т.п. Если по решению РТП применяется спецтехника, то решаются вопросы ее задействования. Подчиненным сообщаются также места и размещение в ходе тушения оперативного штаба и сигналы взаимодействия.
Главное внимание во всех случаях уделяется, конечно, локализации пожара. На каждом направлении тушения РТП определяет: рубежи развертывания сил и средств, маршруты выдвижения и задачи подразделениям перед началом и в ходе тушения. Кроме того, устанавливается порядок взаимодействия. Взаимодействие при наличии достаточного времени может организовываться не сразу после постановки задач на тушение, а спустя некоторое время. Данный метод широко применяется в практике тушения. Он заключается в том, что РТП после отдачи устного приказа на местности предоставляет время подчиненным для принятия решений на тушение.
В обеспечении работы РТП по организации взаимодействия значительная роль оперативного штаба, который помогает РТП в практическом разрешении вопросов взаимодействия и записывает его указания по взаимодействию. В соответствии с этими указаниями оперативный штаб уточняет или разрабатывает документы по взаимодействию, если нужно доводит выписки из них заинтересованным подразделениям. Оперативный штаб разрешает вопросы взаимодействия с теми подчиненными, которым РТП не смог отдать указания лично. Кроме того, оперативный штаб организует и обеспечивает надежную связь между взаимодействующими подразделениями, доводит до них установленные сигналы и осуществляет контроль правильности организации взаимодействия подчиненными, докладывая результаты РТП.
Осуществляя взаимодействие, РТП и оперативный штаб должны: во-первых, с достаточной полнотой и точностью осуществить намеченный до тушения порядок согласованных действий подразделений при выполнении задач; во-вторых, своевременно уточнить, дополнить и развить этот порядок с учетом изменений обстановки; в-третьих, в случае нарушения взаимодействия восстановить или организовать его заново.
Конкретное же содержание этой работы РТП и оперативного штаба во многом зависит от вида объекта, где происходит пожар, своеобразия каждой очередной задачи и способов их выполнения, степени соответствия намеченного до тушения порядка взаимодействия реально складывающейся в ходе тушения обстановке и пр. Определяющее же значение для успеха поддержания взаимодействия во всех случаях имеют: владение обстановкой и предвидение ее изменения; контроль за точным выполнением подразделениями задач и намеченного порядка взаимодействия; применение отвечающего обстановке порядка уточнения, развития и восстановления нарушенного взаимодействия; сохранение надежной связи, обеспечивающей взаимодействие подразделений, и своевременная подача установленных сигналов взаимодействия.
Уточняя порядок взаимодействия в пределах уже выполняемой задачи, РТП и оперативный штаб развивают и детализируют основные вопросы взаимодействия для конкретной задачи, так как до тушения они были разрешены лишь в общих чертях. Своеобразие вопросов, которые разрешить, предопределяется содержанием основной задачи на пожаре, способами и условиями ее выполнения.
При частичной потере боеспособности тем или иным подразделением, ведущим тактико-технические действия на пожаре, делаются лишь некоторые изменения в созданной системе взаимодействия: уточняется задача этому подразделению, и корректируются его совместные действия с другими подразделениями. Иное положение при нарушении действий одним или несколькими подразделениями. В этом случае нарушение взаимодействия и
объем мероприятий по его восстановлению будут, конечно, более значительными.
Восстанавливая в таком случае взаимодействие, РТП и оперативный штаб, прежде всего, устанавливают связь между подразделениями, как можно быстрее выясняют положение и состояние этих подразделений и причины нарушения взаимодействия между ними. Тут же намечается, какие меры, когда и как осуществить, чтобы его восстановить без ущерба для выполнения задачи на пожаре.
В первую очередь налаживается взаимодействие между подразделениями, которые играют главную роль в решении общей задачи или могут продолжить ее выполнение, в то время как другие подразделения вынуждены еще до этого восстановить свою работоспособность. Прежде всего, уточняются задачи и порядок взаимодействия между силами и средствами, предназначенными для непосредственного тушения пожара.
Таким образом, умелая организация, непрерывное поддержание тесного взаимодействия подразделений в ходе ведения тактико-технических действий на пожаре и быстрое его восстановление в случае нарушения являются одними из важнейших показателей профессионализма РТП и оперативного штаба в управлении силами и средствами на пожаре, а также условий успешной ликвидации пожара.
1. Кто является руководителем тушения пожара? По какому принципу организована его работа?
2. В каких случаях создается оперативный штаб на пожаре?
3. По какому принципу назначаются участки тушения пожара?
Основы управления силами и средствами на пожаре
Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.
Управление силами и средствами на пожаре
Учебные вопросы:
1. Управление силами и средствами на пожаре.
2. Должностные лица на пожаре.
Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара (РТП).
Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.
В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:
Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:
Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.
На крупных пожарах для эффективности руководства:
Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:
Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.
Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.
Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.
Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.
Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.
Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.
Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).
Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.
Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.
Должностные лица на пожаре
Руководство тушением пожара
Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара
Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.
Приказания и команды РТП – закон для всего личного состава, работающего на пожаре.
В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:
Работа тыла на пожаре
Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.
В задачи тыла входят:
На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.
Принципы определения границ УТП:
После локализации пожара НУТП производит:
После ликвидации пожара НУТП:
Оперативный штаб на пожаре
В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.
Основные задачи оперативного штаба:
После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).
ОШ ликвидируется только по указанию РТП.
Виды связи на пожаре
Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.
Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.
Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.
Литература: