Что такое утомление в биологии
УТОМЛЕНИЕ
Утомление — временное уменьшение функциональных возможностей организма (физиологической системы, органа), вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в снижении работоспособности. Утомление может проявляться снижением количества и качества выполняемой работы, а также ухудшением регуляции функций организма. С понятием «утомление» соотносятся такие термины, как «утомляемость» (свойство физиологического объекта быть подверженным Утомлению) и «усталость» (субъективная характеристика — ощущение Утомления).
Физиологические механизмы Утомления первоначально связывали с недостатком в гуморальной среде длительно работающего органа (как правило, мышцы) кислорода и высокоэргических соединений (см.), а также накоплением продуктов обмена — молочной кислоты (см.) и других веществ. На этой основе возникли теории «удушения», «истощения», «засорения» (гуморально-локалистическая теория Утомления). Факты, обосновывавшие эти теории, были получены в экспериментах на мышцах, изолированных от ц. н. с. В советской физиологии труда господствующими являются представления о нейрогенной природе утомления, изложенные в исследованиях и обобщениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, H. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, П. К. Анохина. Их учениками и последователями конкретизированы связанные с У. различные стороны работы нервной системы и других органов: истощение энергетических ресурсов, трофические влияния, нарушение координации, изменение возбудимости функциональных единиц, участие процесса торможения и др.
Во время целенаправленной, напр. трудовой, деятельности неизбежно происходит потребление энергетических соединений. Непрерывное потребление функциональных резервов, обеспечивающих реализацию активной деятельности, лимитировано определенными рамками. Это ограничение названо И. П. Павловым пределом работоспособности. Предел работоспособности определяет уровень максимальной работоспособности человека. Лимит функциональных резервов может быть израсходован при кратковременной, но значительной нагрузке, когда требуются большие нервные и физические усилия, во время умеренной, но продолжительной работы без достаточных перерывов на отдых и других условий для восстановления работоспособности.
В ходе интенсивной работы нарушаются многие жизненно важные константы гомеостаза (см.). Происходят значительные изменения в деятельности сердца, сосудов, дыхательной системы и других органов. Процесс восстановления жизненно важных констант организма происходит за счет взаимосодействующих отношений между различными функциональными системами организма (см. Функциональные системы).
Ведущая роль центральных нервных факторов в механизме мышечного У. человека и, особенно, представления о преимущественной утомляемости кортикального звена и чисто регуляторном ограничении работы исполнительных органов сближают физиологические механизмы У. при мышечной и умственной деятельности. Поэтому оправдана общность подходов к трактовке ряда вопросов, связанных с проблемой У., с явлениями переутомления, с путями диагностики У. и стимуляции работоспособности при обеих формах деятельности.
В эволюционном плане У. формировалось как приспособительная реакция. У человека утомление — защитная биологическая реакция (см. Защитные реакции организма), предохраняющая организм от выраженного снижения ресурсов и вместе с тем служащая ориентиром при тренировке (см.).
Динамика У. в разных условиях различна, что определяется как характером нагрузки, так и факторами окружающей среды. Неблагоприятные производственные факторы, напр, работа в горячих цехах (см.), вибрация (см.), шум (см.), существенно ускоряют развитие У. Огромное влияние на работоспособность человека и его утомляемость оказывает комплекс факторов, определяемый условиями социальной среды.
Результатом нерациональной организации труда (как физического, так и умственного) может быть переутомление — комплекс функциональных нарушений в организме, обусловленных чрезмерным однократным У. или прогрессирующим накоплением У., сохраняющегося на протяжении длительного времени (недель, месяцев). Если У.— нормальное физиол. явление, то переутомление следует рассматривать как пограничное, препатологическое состояние. В основе его лежит развитие невротического процесса, связанного со своеобразной «сшибкой» (по И. П. Павлову) при упорном продолжении работы на фоне выраженного У. Рациональная организация отдыха (см.) и последующее ограничение нагрузок в этих случаях обязательны, иначе переутомление может перейти в типичный неврастенический синдром (см. Неврастения).
Меры борьбы с Утомлением должны быть направлены не на устранение этого физиологического явления, носящего защитный характер, а на предупреждение переутомления и ускорение восстановительных процессов. С этой целью осуществляют меры, ведущие к устойчивому и длительному повышению работоспособности (тренировка), и меры, направленные на временную стимуляцию работоспособности. Тренировка (см.) обеспечивает минимальное расходование физиол. резервов при заданной интенсивности, упрочение навыков, правильное и оптимальное распределение микро-пауз и перерывов в работе.
К мерам временной стимуляции работоспособности, отдаляющим У. благодаря вовлечению сложных корково-подкорковых механизмов, относятся эмоциональная и афферентная стимуляция — улучшение настроения, повышение интереса к работе, использование так наз. функциональной музыки и гимнастики, смена операций в течение дня и др.
Действенным средством ускорения восстановления работоспособности является открытый И. М. Сеченовым эффект активного отдыха (см. Мышечная работа). Среди механизмов этого феномена ведущая роль принадлежит индукционным отношениям между нервными центрами: вовлечение новых центров углубляет торможение ранее утомленных, что ускоряет их восстановление. Одним из путей реализации сеченовского эффекта служит физкультурная пауза как составная часть производственной гимнастики (см. Гимнастика, производственная гимнастика). Большое значение в профилактике У. и повышении работоспособности имеют рационализация режимов труда и отдыха, внедрение эргономических требований к организации рабочих мест и совершенствованию производственного оборудования (см. Эргономика), оздоровление условий труда и быта работающих.
Особенности утомления у детей
Особенности утомления у детей определяются анатомо-физиологическими особенностями деятельности ц. н. с. ребенка.
В грудном возрасте повышенная активность во время бодрствования быстро приводит к преобладанию торможения. Оно распространяется по коре больших полушарий и нек-рым другим отделам головного мозга. В результате ребенок засыпает прежде, чем в его организме успевают появиться изменения, характерные для У.
У детей 2—3 лет жизни У. уже может развиваться более отчетливо, хотя ребенок не может правильно оценить чувство усталости и свою потребность в отдыхе. Однако в поведении наступают закономерные изменения, к-рые связаны с понижением функциональной активности корковых отделов мозга, возникающим в результате У, Напр., появляются ранее не наблюдавшиеся ошибки в ответах на вопросы, изменяется координация мелких движений, снижается концентрация внимания, ребенок отвлекается от того, чем он занимается, уменьшаются периоды непрерывной активности. Часто взрослые расценивают эти действия как шалость, не понимая истинной причины такого состояния. Утомленный ребенок может прийти на нек-рое время в возбужденное состояние. На этом фоне проявляется раздражительность, между детьми могут возникать конфликты. При переутомлении эти нарушения поведения становятся более глубокими, снижается аппетит, нарушается сон.
Переутомление выражается часто в виде проявлений упрямства, негативизма, агрессивных действий.
Функциональная активность ц. н. с. у детей раннего возраста сравнительно невелика, и хотя она на протяжении первых трех лет жизни увеличивается, дети этого возрастного периода легко и быстро утомляются. Причины У. разнообразны, но одной из главных является несоответствие длительности бодрствования пределу работоспособности их нервной системы. Советскими учеными H. М. Щеловановым и H. Л. Фигуриным обоснованы максимальные временные отрезки непрерывного бодрствования в первые три года жизни. Систематическое увеличение длительности бодрствования без учета возраста ведет к переутомлению и даже к формированию невротических состояний.
Существенными причинами возникновения У. у детей является также хроническое недосыпание, неправильная организация бодрствования (отсутствие подбора игрушек соответственно возрасту, чередования спокойных игр с подвижными и т. д.), трудность предъявляемых детям заданий, длительный просмотр передач по телевизору, продолжительное чтение и т. д. Ограничение двигательной активности детей раннего возраста приводит к перенапряжению ц. н. с. и к развитию У.
В дошкольном возрасте нервная система постепенно становится устойчивее; ребенок 3—4 лет может более продолжительное время находиться в активном состоянии. Работоспособность нервных клеток с возрастом нарастает, и ребенок 5—6 лет утомляется не так быстро, как ребенок младшего возраста. У. в этом возрасте проявляется гл. обр. в рассеивании внимания, снижении интереса к работе, отказе от нее.
У младших школьников нарушения поведения могут быть выражены слабо. Их можно заставить заниматься длительно. Но при У. нарастает число ошибок, а переутомление проявляется в нарушении сна, аппетита, приводит к функциональным сдвигам. У них есть два пика работоспособности: первый — с 8 до 11 час. утра, второй —между 16 и 18 час. Затем следует интенсивный спад, в результате которого вечерние занятия школьников могут привести к переутомлению. Часто у детей младшего школьного возраста возникает переутомление в результате перегрузок — совмещения школы, часто специальной, с занятиями музыкой и т. д.
Профилактика Утомления у детей сводится, в первую очередь, к обеспечению всех условий, необходимых для гармоничного развития и сохранения здоровья. Особенно важен режим, соответствующий возрасту, правильно организованное бодрствование, широкое включение в режим прогулок и достаточной двигательной активности. Очень важны положительные эмоции, а также единство воспитательных подходов. Понижению утомляемости способствуют все факторы, улучшающие общее состояние здоровья.
Библиогр.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Бирюкович А. А. и Ерощев В. Д. Гемодинамические показатели и физическая работоспособность у школьников 7 —10 лет, проживающих в условиях Заполярья, в кн.: Новые исслед. по возрастной физиол., под ред. А. Г. Хрипковой, № 2 (15), с. 28, М., 1980; Ванифатьева Л. М., Кузнецова Л. М. и Лосева О. А. Умственная работоспособность учащихся V—VI классов в школе продленного (полного) дня, там же, № 1 (18), с. 97, 1982; Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов, с. 224, М., 1966; Горшков С. И., 3олина 3. М. и Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда, М., 1974; Зинченко В. П., Леонова А. Б. и Стрелков Ю. К. Психометрика утомления, М., 1977, библиогр.; Кулак И. А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека, Минск, 1968, библиогр.; Основы физиологии функциональных систем, под ред. К. В. Судакова, М., 1983; Розенблат В. В. Проблема утомления, М., 1975, библиогр.; Руководство по физиологии труда, под ред. М. И. Виноградова, М., 1969; Сеченов И. М. Избранные труды, с. 152, М., 1935; Стрельбицкая Р. Ф. Некоторые индивидуальные особенности высшей нервной деятельности детей 2-го года жизни и их значение для организации воспитания, Вопр. охр. мат. и дет., т. 9, № 2, с. 78, 1964; она же, Особенности ориентировочной реакции при длительном воздействии раздражителей у детей раннего возраста, Вопр. психол., Nt 1, с. 145, 1964; Шапиро А. А. Работоспособность учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, в кн.: Новые исслед. по возрастной физиол., под ред. А. Г. Хрипковой, № 2 (17), с. 94, М., 1981; Шеррер Ж. Физиология труда (эргономия), пер. с франц., М., 1973; Hullemann К. D. Die psycho-physische Erschopfung beim Sportier, Med. Mschr., Bd 30, S. 364, 1976; Prokop H. Der psychophysische Erschopfungszustand vom Standpunkt des Psychosomatikers, ibid., S. 355.
В. В. Розенблат, E. Ф. Полежаев; P. В. Тонкова-Ямпольская (пед.).
Как бороться с утомлением?
Нагрузки на работе, стресс, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно отдыхать и грамотно распределять свое время могут привести к возникновению довольно распространенной проблеме – хроническому утомлению.
Утомление – состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер.
К утомлению может привести ряд факторов. Мы часто ощущаем утомление, но отмахиваемся от неприятных ощущений. Мы не задумываемся о том, что утомление может привести к ряду опасных заболеваний, не говоря уже о постоянном стрессе и чувстве подавленности, которое значительно ухудшает качество жизни.
Признаки утомления. Как часто вы чувствуете усталость и бессилие? Замечаете ли вы, что часто не можете вспомнить мелкие детали или быстро забываете услышанное? Это может указывать на проявление хронического утомления. Обратите внимание, нет ли у вас каких-либо из перечисленных признаков утомления:
1) Чувство неуверенности, бессилия;
2) Снижение внимания;
3) Расстройство сенсорной области;
4) Дефекты кратковременной памяти;
5) Снижение самоконтроля, нервозность;
6) Нарушения в моторике;
7) Появление сонливости.
Эти симптомы могут быть признаками многих заболеваний, но диагноз может подтвердить только врач.
Обратите внимание: существует несколько стадий утомления. Возможно, эти описания помогут вам точнее дать определение вашему физическому состоянию.
Стадии утомления:
1. Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость поможет хороший отдых и несколько часов сна.
2. Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные психологические изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).
3. Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.
Важно различать понятия утомления и переутомления. Переутомление – это хроническое утомление, которое возникает при длительном отсутствии отдыха у человека или после долгой и напряженной работы.Переутомление опасно для здоровья человека. При переутомлении организм не может отдохнуть даже ночью, ослабевает и не может сопротивляться внешним воздействиям, а в сложных случаях может спровоцировать заболевания нервной системы.
Признаки переутомления:
1. Долгосрочное снижение результативности трудовой деятельности.
2. Снижение иммунитета, частые простудные заболевания.
3. Снижение творческой активности.
4. Ухудшения в работе сердечно – сосудистой системы.
5. В состоянии переутомления человек испытывает усталость, головные боли.
6. Раздражительность или, наоборот, резкий упадок сил, замедление реакций.
Существует четыре стадии переутомления. Легкое и выраженное переутомление можно преодолеть в домашних условиях, однако при тяжелой форме переутомления необходимо специально назначенное лечение.
Не допустите хронической утомляемости. Одним из условий профилактики переутомления является изменение условий труда.
Способы профилактики переутомления:
1. Смена обстановки. Во время перерыва рекомендуется отправиться на прогулку, чтобы обеспечить приток кислорода.
2. Поступление новой информации, которая обеспечивает активную умственную деятельность.
3. Своевременный отдых.
4. Увеличение пауз в рабочем графике. Даже небольшой перерыв в 5-10 минут может ненадолго отвлечь и тем самым переключить внимание.
5. Регулярный медосмотр. Ранняя диагностика выявляет заболевание и облегчает процесс лечения предупреждая развитие осложнений.
6. Также не следует забывать о правильном питании. В зимний период организм особенно нуждается в витаминах.
Хроническое утомление трудно вылечить обычными методами. Затянувшееся состояние усталости может привести к серьезным последствиям. Только здоровый образ жизни и внимательное отношение к своему здоровью поможет предупредить развитие заболеваний.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Утомление и его профилактика
Утомление и его профилактика
Профилактика утомления, перенапряжения и сохранения здоровья работников физического труда должна включать комплекс мероприятий.
Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и технологии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологическим особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на работы, выполняемые в положении сидя или стоя (ГОСТ 12.2.033-78; ГОСТ 12.2.032-78). Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфораторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответствующей нормативно-технической документации.
Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем раньше после начала смены должны быть введены регламентированные перерывы, а продолжительность их должны быть больше. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня.
Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками (оператоторы ВДТ, перфораторщики, наборщики типографий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать 2-3 регламентированных перерыва продолжительностью 15-20 минут.
Для профессий, связанных с региональными нагрузка (станочники, штукатуры, формовщики мелких изделий и многие другие), в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3-х peгламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 20 минут.
Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими (глобальными) мышечными нагрузками (шахтеры, грузчики, формовщики крупных изделий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3-х регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 35 минут.
Регламентированные перерывы следует заполнять производственной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа, гидромассажа рук (ног) или пассивного отдыха.
Для лиц физического труда, связанных с непрерывным производственным процессом и имеющих сменный график работы, следует предусматривать полноценный отдых между сменами.
Большое значение в комплексной профилактике профессиональной и общей заболеваемостей, укрепления здоровья работающих имеют занятия, проводимые во вне рабочее время в специально созданных «Центрах восстановления работоспособности» (ЦВР). Занятия в ЦВР проводятся под контролем врача. Подготовленные инструкторы составляют комплексы физических упражнений на тренажерах, обновляют и совершенствуют программы целенаправленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации с учетом характера физического труда и физической подготовленности работающих. Физические упражнения целесообразно выполнять стоя, если работать приходится в позе сидя; сидя и лежа, когда работа осуществляется в позе стоя.
В целях предупреждения развития профессиональной патологии опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы следует проводить (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 83 от 16.08.2004г.) предварительный медицинский осмотр для отбора лиц, принимаемых или переводимых с другой специальности в профессии, связанные с физическим трудом. Кроме того, для выявления ранних проявлений поражений ОДА профессионального и общего характеров, предупреждения их прогрессирования и осложнений следует проводить периодические медицинские осмотры (1 раз в 1-2 года) лиц, работающих с физическими нагрузками (приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)).
Доклад на тему «Утомление, переутомление. Причины возникновения, основные проявления, профилактика.»
Утомление, переутомление. Причины возникновения, основные проявления, профилактика.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что, по некоторым данным, от синдрома хронической усталости в мире страдают около двух десятков миллионов человек. При этом ученые отмечают, что у еще примерно такого же количества оно просто не диагностировано.
Впервые о синдроме хронической усталости заговорили в 1988 году, и именно с этого времени он стал расцениваться как заболевание, которое к тому же чревато осложнениями.
Утомление может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).
Умственное утомление проявляется в ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, вялости, сонливости. После интенсивного умственного труда значительно понижаются мышечные усилия и динамическая работа.
Умственное и физическое утомление зависит от здоровья, гигиенических условий труда, характера и продолжительности нагрузки.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.
В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.
Признаки утомления и переутомления
Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится к:
— проблемам к скорости переработки информации;
— появлению ощущения пустоты и тумана в голове.
Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом, например, подготовка студента к экзамену, работа связана с постоянным решением умственных задач.
Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются следующим образом:
— возникает желание поспать;
— автоматизм в действиях;
— сбой в координации движения;
Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому. Такого человека преследует постоянная сонливость, его могут одолевать постоянные, практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется, несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.
Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи человек чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня. Все это является результатом сниженного иммунитета.
Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы, возникают нервные срывы, резкая смена настроения, истерики, ощущение тревоги и повышенная раздражительность.
Выборка составила 30 человек.
В опросе были задействованы студенты, им предлагалось ответить на вопрос: «Как сильно вы устаёте в конце учебного/рабочего дня?»
Результаты показали, что самый частый вариант ответа был «Сильно. К концу дня я думаю только об отдыхе» (29,4%), вторым, по частотности, следовал ответ «Средне. К концу дня я устаю, но это приятная усталость» (24,1%).
Можно сделать вывод о том, что проблема усталости и переутомления действительно актуальна на сегодняшний момент. Темп жизни на столько стремительный, что человек не успевает полноценно отдохнуть, в следствие чего, возникают негативные последствия для организма.
Профилактика утомления и переутомления
Профилактика утомления и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные умственные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.
Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.
Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т. е. рациональной системы чередования периодов работы и перерывов между ними. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма.
Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, а также санитарное благоустройство помещений (кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.