Что такое уточнение границ земельного участка и зачем она нужна
Как определить, требуют ли уточнение границы Вашего земельного участка?
Александр, Оренбургская область 31 октября 2017 года, 08:17 просмотров: 19061
Как определить, нужно ли уточнять границы моего земельного участка?
Актуальный ответ на вопрос на дату 15.06.2021 Вы можете найти в посте: «Для чего необходимо межевание земельного участка?»
Мы уже писали в своей рубрике «Вопросы ответы», о том что с 01.01 2018 г. распоряжением Правительства Российской Федерации будет введен запрет на любые операции с земельными участками, которые не имеют установленных по закону границ. Их нельзя будет продать, подарить, завещать и т.д. Даже имея на руках свидетельство, подтверждающее право собственности на землю, ею нельзя будет распоряжаться без предварительного проведения процедуры установления границ земельного участка, то есть межевания.
В процессе работы, кадастровые инженеры и менеджеры нашей компании зачастую сталкиваются с вопросом от заявителей: «А надо ли проводить межевание моего участка?»
Есть три простых признака, по которым каждый может ответить на вышеуказанный вопрос, единственное условие – наличие перед собой выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках на рассматриваемый земельный участок. Данную выписку может запросить и получить любое лицо в многофункциональном центре (МФЦ) – для этого необходимо знать кадастровый номер (или точный адрес) и оплатить государственную пошлину (для физического лица стоимость государственной пошлины составляет 400 рублей (Приказ Минэкономразвития России от 10.05.2016 №291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»).
1 Признак:
На первой странице выписки из ЕГРН в 1 разделе в строке «Площадь» значение указано точной цифрой: (как ниже на рисунке)
Это говорит о том, что координаты границ земельного участка либо совсем не определены, либо определены декларировано – значение площади взято из правоустанавливающего или правоудостоверящего документа, выданного ранее – до начала ведения государственного кадастра. Земельные участки, сведения о которых внесены в ЕГРН на основании таких документов имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (раздел 1 выписки из ЕГРН, строка «Статус записи об объекте недвижимости»: (как ниже на рисунке)
В случае если границы у земельного участка уточнены и не требуют межевания, то сведения о площади указываются с данными о погрешности: (как ниже на рисунке)
2 Признак:
В 1 разделе выписки из ЕГРН в строке «Особые отметки» присутствует предложение «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Это говорит о том, что межевание необходимо: (как ниже на рисунке)
3 Признак (дополнительный):
В случае если в имеющейся у Вас выписке из ЕГРН в разделе 3 «Описание местоположения земельного участка» присутствует подраздел 3.2 «Сведения о характерных точках границы земельного участка», то столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» должен быть заполнен числовым значением.
Причем значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков должны соответствовать действующему законодательству:
(Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» ).
В случае если у земельного участка границы не установлены, раздел 3 будет отсутствовать полностью. Это будет подтверждаться данными в строке «Особые отметки» раздела 1:
Однако, в случае если у земельного участка границы декларированные, то подраздел 3.2 будет заполнен, однако столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» будет иметь значение «данные отсутствуют». Межевание требуется:
Если у Вас под рукой не оказалось выписки из ЕГРН на земельный участок, то с помощью публичной кадастровой карты, зная кадастровый номер земельного участка можно получить первичную информацию о необходимости установления границ земельного участка. В случае если границы требуют уточнения, то тогда в отобразившемся окне будет присутствовать фраза «Без координат границ» и/или площадь будет прописана как «декларированная».
Компания «Региональный кадастровый центр» рекомендует делать выводы о необходимости проведения уточнения границ земельного участка исходя из сведений, имеющихся в выписке из ЕГРН.
Уточняем границы земельного участка: правильный подход к решению вопроса
При приобретении участка земли нельзя не уделить внимание вопросу определения его границ.
Если предыдущий владелец не позаботился о том, чтобы провести необходимые процедуры по уточнению пределов земельного надела, нынешнему собственнику ничего не остается, кроме как вплотную заняться этим вопросом.
Если вовремя не уточнить границы участка, то, скорее всего, в будущем это приведет к конфликтам с соседями, которые могут обернуться длительными судебными тяжбами.
Чтобы этого избежать, в этой статье будет подробно рассказано, когда и как нужно проводить уточнение границ участка земли.
Законодательство
Основная масса вопросов, касающихся процедуры уточнения границ участка, урегулирована Федеральными законами № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и № 221 «О кадастровой деятельности».
Последний содержит в себе официальную информацию об уточнении границ и проведении кадастровых работ в комплексе.
Что такое уточнение границ
Документ, полученный по результатам этих работ, будет являться основанием для внесения в ГКН новых границ уполномоченным на то органом (Росреестром).
Иными словами, уточнение необходимо тогда, когда в кадастровом реестре отсутствуют сведения о конкретном местоположении земельного участка в кадастровом реестре.
Однако такой участок обладает присвоенным кадастровым номером, паспортом и планом, то есть он состоит на учете и зарегистрирован.
Когда необходимо проводить уточнение границ
Отсюда, с большой долей вероятности, могут возникнуть трудности при совершении в дальнейшем каких-либо сделок и юридических действий с участком земли, будь то продажа, передача в качестве наследства, либо при строительстве на земле каких-то объектов.
Какие документы потребуются
Должны быть подготовлены, как минимум, следующие документы:
Стоит сразу отметить, что пакеты документов на подачу в каждом конкретном случае различны. Все зависит от того, на каком праве участок принадлежит гражданину или организации, какой вид разрешенного использования, особенности местоположения. Бывает и такое, что некоторые документы на землю приходится заказывать из архива, то есть дополнительно тратить на это время и т.п.
Они и смогут осуществить весь комплекс работ и выдадут готовый документ в подтверждение этому.
Как провести уточнение границ ранее учтенного земельного участка
Не стоит думать, что проведение уточнения границ – это очень сложный и запутанный процесс. Если соблюдать пошаговый план действий, то сделать это будет довольно легко, однако придется затратить некоторое время и средства. Но, несмотря на это, после уточнения пользователь землей может спокойно осуществлять с ней любые действия, не опасаясь проблем с соседями, возможных судебных тяжб и др.
Уточнение границ относится к компетенции кадастрового инженера.
Для того чтобы такого специалиста привлечь к работе, необходимо воспользоваться услугами геодезической компании.
Общий алгоритм действий следующий:
Срок проведения кадастровыми инженерами всего комплекса работ составляет от 15 дней до 3 месяцев, а стоимость оказываемых ими услуг варьируется от 3000 до 6000 рублей, в зависимости от местности и площади участка.
Можно ли приобрести земельный участок на средства материнского капитала? Узнайте об этом здесь.
Хотите взять ипотеку в Россельхозбанке? Об условиях вы можете прочитать в нашей статье.
Особенности проведения уточнения границ земельного участка
До 2011 года времени границы участков земли определялись весьма условно, описательным методом, но с появлением новых правил границы всех земель стали соответствовать геодезической системе координат.
Поэтому возникла проблема наложения границ соседних земельных наделов друг на друга. Чтобы решить вопрос такой кадастровой ошибки (если есть спор между соседями), нужно обратиться в суд с иском об ее исправлении. По результатам рассмотрения дела суд обяжет Росреестр исправить эту ошибку, и вновь уточненные границы будут верными.
Либо, если местными властями установлен предельный минимальный размер земли, то конечные границы могут быть увеличены до этого предела. Кроме того, разрешения органов власти для этого расширения не требуется, и сделать это можно бесплатно.
При уточнении границ важно помнить, что:
Что такое уточнение границ земельного участка и зачем она нужна
Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 43
Споры в суде общей юрисдикции:
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в статье 15 настоящего Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого и требования к заполнению и формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
5. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
6. Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае:
1) поступления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. В этом случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
2) поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке;
3) истечения пятнадцати лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов (копий документов), указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
7. При наличии в органе регистрации прав информации о выполнении на территории определенного кадастрового квартала комплексных кадастровых работ орган регистрации прав уведомляет по адресу электронной почты заказчика и исполнителя комплексных кадастровых работ о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, расположенного на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, о результатах рассмотрения указанного заявления, а также о кадастровом инженере, подготовившем представленный с заявлением межевой план. Форма уведомления устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
(часть 7 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
8. Если представленная в орган регистрации прав по результатам комплексных кадастровых работ карта-план территории подготовлена без учета результатов кадастровых работ и государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, указанных в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона, и в карте-плане территории отсутствуют сведения об указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ таких земельных участков, орган регистрации прав осуществляет государственный кадастровый учет земельных участков или внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, за исключением сведений об указанных в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона земельных участках, если осуществление таких действий не влечет пересечение границ земельных участков (вне зависимости от наличия или отсутствия в карте-плане территории сведений о земельном споре о местоположении границ таких земельных участков) или необходимость изменения описания местоположения границ земельных участков, смежных и (или) не смежных с указанными в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона земельными участками. При наличии в карте-плане территории сведений об указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ земельных участков, указанных в части 7 настоящей статьи или части 16 статьи 41 настоящего Федерального закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости содержащиеся в карте-плане территории сведения о местоположении границ таких земельных участков, в том числе осуществляет их государственный кадастровый учет.
(часть 8 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
9. В срок не более пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и (или) осуществления государственного кадастрового учета на основании карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, орган регистрации прав размещает в личном кабинете кадастрового инженера, подготовившего карту-план территории, и направляет в электронном виде заказчикам таких работ уведомление, в котором указывается информация о результатах рассмотрения заявления: перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с частью 4 настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании карты-плана территории в соответствии с частью 5 настоящей статьи, а также в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, содержащиеся в карте-плане территории сведения о которых не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с указанием причин невнесения таких сведений. Форма уведомления о результатах внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, утверждается органом нормативно-правового регулирования.
(часть 9 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
Что такое уточнение границ земельного участка и зачем она нужна
На сегодняшний день подавляющее большинство населения сельской местности проживает в домах усадебного типа либо в жилых домах, предназначенных для проживания нескольких семей. И в первом и во втором случаях придомовая территория используется собственниками для подсобного хозяйства: возведения хозяйственных построек, содержания домашних животных, выращивания овощей. Как правило, возникновение прав у таких граждан на земельные участки происходило в начале 90-х годов, посредством выдачи свидетельств на право на землю, в которых содержался схематический чертеж границ земельного участка. Позднее до конца октября 2001г. выделение земельных участков для ведения подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляли администрации соответствующих поселений. Такие земельные участки отнесены законом к ранее учтенным, а права на них являются ранее возникшими.
Все чаще и чаще последнее время в средствах массовой информации появляется информация об установлении или необходимости установления границ таких участков. На учтенные земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке, или право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения на которые зарегистрировано и не прекращено до 1 марта 2008 года, требование об обязательном уточнении границ не распространяется.
Вторым действенным аргументом в пользу установления границ на местности может служить и тот факт, что в реальности площадь участка может оказаться больше или меньше площади, указанной в свидетельстве на землю, а размер земельного налога, как известно зависит, в том числе и от размера участка. И если в первом случае заинтересованным лицом является муниципальное образование, в границах которого расположен участок, то во втором случае интерес по проведению межевания возникает у землепользователя (землевладельца).
Кроме того, использование земельной площади, выходящей за границы участка, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, санкция которой для физических лиц предусматривает уплату штрафа от 5 до 10 тысяч рублей, а если кадастровая стоимость захваченного участка определена, то размер штрафа уже составляет от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что при совершении сделки по продаже жилого дома с земельным участком, продавец рискует столкнуться с проблемой, когда покупатель или кредитная организация, предоставляющая денежные средства на приобретение недвижимости захотят увидеть реальные границы участка на местности.
Итак, если границы участка на местности не установлены, а у титульного владельца появилось твердое намерение их уточнить, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий.
Кадастровые работы по уточнению границ выполняются кадастровым инженером и включают в себя обычно следующий комплекс работ:
— сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков;
— подготовку межевого плана, который должен соответствовать заданию на межевание;
— обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);
— выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;
— геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;
— точное определение площади земельного участка;
— чертеж земельного участка со всеми его границами.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Заявление и необходимые документы можно представить в Управление Росреестра по Ульяновской области одним из следующих способов:
— через центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра);
— почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
— в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.
И в заключении хотелось бы сказать, что срок осуществления учетных действий не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема Управлением Росреестра по Ульяновской области заявления и необходимых документов, а проведенный кадастровый учет удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Начальник Межмуниципального отдела
по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам
Управления Росреестра по Ульяновской области
Опубликовано в журнале «Недвижимость Ульяновска» от 22 мая 2018г. №5 (310)