Что такое усвоенные уроки
Усвоенные уроки – опыт для улучшения управления проектами
Наш мозг, как утверждают нейробиологи, обладает способностью прогнозировать будущее, опираясь на полученный опыт. Вот что пишет об этой важнейшей функции мозга К.Фрит: «Наш мозг предсказывает, что произойдет, когда мы совершим то или иное действие, и учитывает ошибки в своих предсказаниях, чтобы в следующий раз показать лучший результат».
По аналогии с работой мозга должна улучшаться и система управления проектами компании в части повышения точности прогнозов по срокам и бюджетам. Но мы слишком часто, только завершив один проект, бросаемся начинать новый, не рефлексируя над полученным опытом.
По моему мнению, одна из важных функций корпоративной системы управления проектами – накопление ошибок, допущенных в ходе выполнения проектов, и поиск решений, которые можно применить, чтобы избежать ошибок на новых проектах. Для улучшения прогнозов относительно сроков реализации проектов и их бюджетов компании необходимо постоянно анализировать причины успехов и неудач, выстраивать причинно-следственные связи, обнаруживать проблемы и искать для них решения. В конечном итоге должна быть создана постоянно пополняемая корпоративная база знаний по проектам, с легким доступом к ней руководителей проектов.
Почему нужно инвестировать в создание базы знаний по проблемам проектов? Если полученный опыт не стал достоянием компании, существует риск того, что другие проектные группы будут тратить время и энергию на проблемы, решение которых уже было найдено в прошлом. Вторая причина заключается в том, что пока полученные уроки не записаны, они являются достоянием участников команды проекта, которые рано или поздно покинут компанию и унесут знания с собой.
В управлении проектами принято говорить о пост-проектном обзоре (post-project review), как о способе проанализировать и зафиксировать полученные знания о выполненном проекте.
Инструментом для сбора данных о полученном опыте обычно является документ «усвоенные уроки» (Lessons learned). Он может стать плодом рефлексии проектного менеджера или результатом коллективного обсуждения на совещании. Учтите, что большая часть знаний, полученных на проекте, является так называемыми «неявными» знаниями, которыми участникам проекта трудно поделиться. А это значит, что если ваши сотрудники получили опыт, но не могут его передать компании, – компания теряет нематериальный актив.
Концепцию «неявного» знания в 50-е годы предложил М.Полани. «Неявное» знание – это знание, которое трудно выразить вербально, «явное» знание – хорошо вербализуется.
К «явным» знаниям на проекте относятся спецификации, процедуры, программный код, чертежи, базы данных, статистика, диаграммы, статьи, презентации – это знания, имеющие материальную форму. «Неявные» знания – полученные навыки, информация о проблемах и подходах к решению проблем на проекте, которая еще нигде не описана.
Развитие идей о двух типах знаний произошло в работе Нонака и Такеучи, описавших четыре способа трансформации знаний. Среди людей, занимающихся темой управления знаниями, есть мнение, что доля «явных» знаний в компаниях не превышает 20-30 процентов от всей базы знаний. Но для начала компании стоит научиться аккумулировать хотя бы «явные» знания. Для сбора «явных» знаний руководство компании может ввести некоторые правила проведения пост-проектного обзора (ППО), например, такие:
Правило | Рекомендации |
Придание пост-проектному обзору статуса важного мероприятия | Обязательное участие в ППО вышестоящего над менеджером проекта руководителя. Иначе участники команды проекта могут относиться несерьезно к ППО |
Срок проведения, место | |
Участники | Из «ядра» команды проекта должны присутствовать все – важно получить мнение каждого. Можно пригласить представителей заказчика и поставщиков |
Фасилитатор, атмосфера, удобная подача материала | |
Использование метафор и историй | Прекрасно, если кто-то из вашей команды сможет подготовить рассказ о ходе проекта или подобрать яркие метафоры для случившихся в проекте проблем |
Торжественные мероприятия, связанные с ППО | На самом деле обсуждение усвоенных уроков можно завершить каким-нибудь торжественным мероприятием по поводу завершения проекта, на котором у руководителя проекта появится возможность поблагодарить участников команды на глазах у вышестоящего руководства |
Кроме пост-проектного обзора и документа «усвоенные уроки», для передачи знаний по проектам можно использовать и установочное совещание по проекту. Например, в вашей компании (или в другой компании, которая готова поделиться с вами знаниями), только что закончился похожий проект. Пригласите руководителя этого проекта на установочное совещание по стартующему проекту и попросите рассказать об «усвоенных уроках» его проекта.
О том, как происходит извлечение опыта из выполненных проектов и передача знаний в другие проекты, можно почитать в работе «MANAGING LESSONS LEARNED AND TACIT KNOWLEDGE IN NEW PRODUCT DEVELOPMENT». Ее авторы исследовали 5 немецких компаний и выяснили, что с помощью ППО документируются «явные» знания, но «неявные», как правило, остаются в головах участников проекта. Это связано с тем, что «неявные» знания высказываются с помощью метафор, а менеджер, создающий отчет по совещанию, может считать, что записывать метафоры бесполезно, т.к. правильно их интерпретировать смогут только участники обсуждения.
Как можно извлекать «неявные» знания из выполненных проектов?
Интересной идеей, на мой взгляд, является внедрение в компании роли «брокера знаний». Основная задача такого человека, – передача усвоенных уроков из одного проекта в другой. Одно дело почитать «сухой» отчет об усвоенных уроках, а другое – послушать человека, который участвовал в ППО других проектов и может ответить на дополнительные вопросы или привести пару искрометных метафор, чтобы рассказать о возникших проблемах и найденных решениях. В случае если в компании внедрена роль «брокера знаний», он должен участвовать во всех установочных совещаниях для передачи усвоенных уроков.
Еще одним инструментом извлечения знаний о проектах может стать участие руководителей проектов в различных профессиональных сообществах, например, в обсуждениях профессиональными руководителями проектов тем в группе на Facebook или Linkedin, посещение какого-нибудь «Клуба руководителей проектов».
Итак, что же можно порекомендовать руководителям проектно-ориентированных компаний?
Когда я впервые узнал о практике пост-проектного обзора, решил, что обязательно буду писать документ «усвоенные уроки» в конце каждого проекта, которым я буду руководить. Даже если работодатель этого не будет требовать. Обоснование этому решению было простое – я буду это делать для улучшения своих навыков руководителя проекта и сохранения своей истории ошибок, проблем и найденных решений.
В своих проектах я использовал следующий подход:
Усвоенные уроки: что это и как подготовить?
Сегодня я расскажу о том, что такое “Усвоенные уроки”, зачем и как готовить этот документ. Также поделюсь накопленным опытом проектов, в которых принимал участие. По всем примерам хотелось бы услышать ваши предложения или пожелания (оставляйте в комментариях).
Что такое “Усвоенные уроки”?
Усвоенные уроки или Lessons learned – это документ, в котором команда проекта (или ее руководитель) документирует весь тот бесценный опыт, который был получен в ходе всего проекта. Подготовка этого документа – обязательный шаг при закрытии проекта.
Подробнее о закрытии проекта читайте в статье “Шесть шагов закрытия проекта“.
Как составить отчет “Усвоенные уроки”?
Документ можно начинать составлять уже тогда, когда ваш проект вышел на финишную прямую: остались последние итерации, заказчик принял продукт в эксплуатацию, есть все результаты проекта… Международные стандарты, например PMBoK, рекомендуют документировать опыт на протяжении всего проекта, чтобы ничего не упустить и не забыть. В моем опыте такая практика не прижилась.
Какие разделы включают в себя “Усвоенные уроки”?
В состав документа я всегда включаю следующие разделы:
Все высказывания в документе должны носить конкретный характер. Очень важно, чтобы отчет был построен на фактах и подкреплялся документами или ссылками на них. Желательно, чтобы описываемый опыт мог быть применен в других проектах.
Вот хорошие примеры высказываний.
К разработке контента для системы команда проекта приступила с сильным опозданием без явных на то причин, что повлекло к превышению срока разработки программного продукта.
При разработке сайта было запланировано недостаточно итераций с подрядчиком, что повлекло превышение срока разработки web-сайта.
Цели и результаты проекта не были документированы, что привело к сложностям при закрытии проекта. Команда проекта не была формально создана, что привело к сложностям при контроле исполнения задач заказчика и исполнителя.
100% выделение времени руководителя проекта на проект сделало мероприятие более управляемым. Активное участие Заказчиков на совещаниях повысило приоритет проекта для его участников.
При больших сроках реализации проектов (более 5 месяцев) и большом количестве документации по проекту целесообразно делать скан-копии всех договоров со всеми внешними подрядчиками, а также главных документов по проекту (утвержденные ТЗ, спецификации требований, протоколы совещаний). Документацию целесообразно размещать в Проектном Офисе.
Была проведена сверка с 2240 клиентами. Торговые команды не оказали должной помощи в подписании актов сверки. Мотивационный фонд не повлиял на ситуацию. Ресурса финансовых контролеров не было достаточно, чтобы обеспечить сверку в установленный срок.
Примеры записей, которые я определил как некорректные:
Низкий уровень исполнительской дисциплины по проекту со стороны некоторых участников проектной группы. Мое мнение: нет понимания кто именно и почему.
Прежде чем приступать к выбору и тем более внедрению системы автоматизации (СА), необходимо формализовать бизнес-процессы, которые необходимо автоматизировать, затем определить требования к СА на основе составленной технологической карты и на ее основе составить техническое задание на внедрение. Мое мнение: такой опыт можно писать к каждому проекту автоматизации.
При реализации проекта в полной мере отработан комплексный подход по проектированию, строительству, тестированию, вводу в эксплуатацию и поддержке ИТ-инфраструктуры, представляющей сложный многокомпонентный комплекс оборудования и программного обеспечения (ЦОД). Мое мнение: опыт безусловно получен, но как можно использовать в других проектах.
В качестве резюме выкладываю несколько примеров документов для скачивания.
10 жизненных уроков, которые ты сможешь усвоить только на собственном опыте
Жизнь преподаёт каждому из нас важные уроки, которые мы можем усвоить только на собственном опыте. То, чем делятся с тобой твои родные и друзья, те озарения, о которых ты читаешь в социальных сетях или слышишь по радио, не будут представлять для тебя ценность, вне зависимости от сильной аргументации, интонации рассказчика и идеально подобранных слов. Чтобы по-настоящему понять что-либо, тебе нужно это прожить. Вот несколько примеров умозаключений, к которым ты обязательно придёшь когда-нибудь в будущем.
1. Чем больше ты стараешься получить одобрение от окружающих, тем меньше ты сам одобряешь свои поступки
Стремление получить одобрение от общества играет с тобой злую шутку. Чем больше ты корректируешь свои слова, действия и цели, желая быть как все, купаться в похвале и стать гордостью для своих родителей, друзей, девушки или начальника, тем больше тебе приходится притворяться кем-то другим.
Когда ты идёшь против себя ради поощрения от окружающих, ты перестаёшь одобрять свои поступки. Ты понимаешь, что тебе придётся отказываться от своих собственных желаний, взглядов, ориентиров, что, по своей сути, нельзя назвать правильным решением.
2. Сожаления о том, чего ты не сделал, гораздо страшнее твоих переживаний и опасений
Сейчас тебе может казаться, что самое разумное в твоей ситуации — это отступить назад, отказаться от желаемого, не покидать зону комфорта. Всё новое, любые изменения непременно пугают человека, вызывают у него опасения, заставляют задаваться вопросами: «А что, если всё будет хуже, чем сейчас?» или «Что, если у меня ничего не получится?». Поэтому ты можешь попасть в ловушку своих страхов и упустить ту самую возможность, которая могла бы дать тебе жизнь, о которой ты всегда мечтал.
Рано или поздно ты поймёшь, что сожаления об упущенном шансе гораздо страшнее, чем все те переживания и опасения, которые мешали тебе принять единственно верное решение. В конце концов, лучше жалеть о том, что ты сделал, чем о том, что ты даже не попробовал.
3. Стремясь к счастью, ты лишаешь себя возможности стать счастливым
Ты когда-нибудь задумывался о том, что вообще значит фраза «стремиться к счастью», ведь счастье — это то, что мы ощущаем внутри себя, и это чувство не зависит от каких-нибудь внешних обстоятельств. Ты можешь долгое время быть уверенным, что ты будешь ощущать себя счастливым, когда начнёшь получать хорошую зарплату, найдёшь себе девушку, переедешь в город мечты и т.д. Но в один прекрасный момент, добившись всех своих целей, ты внезапно можешь осознать, что никогда в жизни не был счастливее, чем тогда, когда у тебя не было ничего из вышеперечисленного.
Счастье — это естественное состояние. Стремясь стать счастливым, прикладывая все усилия к тому, чтобы достичь успеха, возлагая надежды на то, что кто-то другой сможет осчастливить тебя своим появлением в жизни, ты лишаешь себя этого ощущения.
4. Жизнь непредсказуема, так что слишком конкретные планы только мешают получать от неё наслаждение
Нас всегда учат ставить перед собой максимально конкретизированные цели, планируя своё будущее на неделю, месяц, год или даже пять лет. Но вопреки ожиданиям это приносит не ясность и ощущение безопасности, а напротив — тревогу и стресс. Жизнь слишком непредсказуема, мы редко получаем именно то, что хотим, наши ожидания почти всегда сильно отличаются от реальных результатов наших трудов, и поэтому нет никакого смысла в нашем стремлении распланировать своё будущее до мелочей.
5. Убежать от себя и от своих проблем невозможно
Каким бы искусством убеждения ты не обладал, как часто бы не переезжал, не менял работу, не откладывал на потом решение проблем, и не надеялся, что всё разрешится само собой, ты не убежишь от себя и своей жизни. Ты будешь притягивать одних и тех же людей, застревать в одних и тех же ситуациях, мучиться из-за одних и тех же эмоций.
Когда ты пытаешься убежать от чего-то, это что-то обязательно догоняет тебя и больно бьёт по голове. Так что единственное, что ты можешь сделать — это посмотреть в лицо своим страхам и принять верное волевое решение, несмотря на свои внутренние переживания, сомнения, нежелание выходить из зоны комфорта.
6. Неожиданные трудности и досадные неудачи необходимы
Жизнь время от времени проверяет на прочность каждого из нас. И вопрос не в том, насколько сложное испытание выпадет на твою долю, а в том, сможешь ли ты достойно пройти его, найти в себе силы, чтобы действовать и двигаться вперёд.
Конечно, первое, что хочется сделать, когда с тобой случается что-то плохое — это начать жаловаться на жизнь и взывать всех вокруг к справедливости. Но с течением времени ты поймёшь, что всё плохое, что когда-либо случалось с тобой, на самом деле было необходимым условием для того, чтобы ты стал тем, кто ты есть сейчас. Неудачи, досадные ошибки, сложности — всё это полезно для укрепления твоего характера, силы воли и умения справляться со всем тем дерьмом, которое может поджидать тебя впереди.
7. Важно не «как», а «для чего»
Если ты не можешь найти способ сделать что-либо, значит, ты просто не знаешь, для чего тебе нужно вкладывать своё время и силы. Как говорится, кто хочет — тот ищет возможности, и это абсолютная истина. Если ты чётко понимаешь, зачем тебе нужно добиться поставленной цели, что с её достижением изменится в лучшую сторону в твоей жизни, какие долгосрочные перспективы откроются для тебя — ты сможешь совершить невозможное. Так что когда-нибудь, оглядываясь назад, ты поймёшь, что цели, которых ты не добился, просто были не так важны для тебя. И с этого самого момента ты будешь делать только то, что вдохновляет тебя, заставляет раскрыть внутренний потенциал и почувствовать себя счастливым.
8. Неважно где, важно с кем
Мы часто употребляем это выражение, но мало кто по-настоящему понял и принял его суть. Ты можешь годами повышать качество своей жизни, готовиться к переезду в большой город, снимать квартиру мечты, но в один из дней осознать, что ты не чувствуешь себя счастливым, несмотря на достигнутые цели. Как бы хорошо ты не жил, если тебе не с кем разделить свои чувства, если в твоей жизни больше нет тех людей, которых ты можешь назвать близкими, или вас связывают уже не столь доверительные отношения, ты будешь испытывать грусть, вспоминая прошлую жизнь.
Так что вывод один — ценить, уважать и беречь тех, кого ты любишь.
9. Любовь не поддаётся логике
Сколько бы ты не сравнивал себя с бывшими или будущими избранниками своей девушки, ты не найдёшь логическое объяснение вашему союзу или расставанию. Чувства не поддаются логике: ты можешь быть самым чудесным парнем, заботливым и чутким, а она, провстречавшись с тобой несколько лет, объявит о разрыве и за пару месяцев выйдет замуж за кого-то другого. Точно так же и ты можешь мечтать о крепкой семье с любимой, а выбирать себе в пару девушек, которые совершенно не разделяют твоих ценностей. Когда-нибудь ты перестанешь надеяться объяснить любовь и поступки, обусловленные ей, с точки зрения логики.
10. Если в отношениях проблемы, ты должен делать всё, что требуется, и за себя, и за своего партнера
Есть распространённое мнение, что в отношениях каждый должен делать навстречу друг другу по 5 шагов, то есть делать всё, что от него требуется. На самом деле, ситуация обстоит немного иначе — когда в паре какие-то проблемы, любящий и заботливый партнёр будет готов сделать 9 шагов вперёд, то есть взять на себя часть обязанностей и ответственности другого. Когда-нибудь ты поймёшь, что готовность действовать за двоих — это и есть проявление настоящей любви.
Верное усвоение жизненных уроков
Мы можем легко простить ребенка, который боится темноты.
Истинная трагедия жизни — это когда взрослый боится света.
Верное усвоение жизненных уроков как качество личности — способность с первого раза усваивать уроки судьбы.
Приходит клиент к психологу: — У меня все плохо, вся жизнь развалилась! Жена ушла к другому, машину украли, крах в бизнесе, потеря друзей, проблемы со здоровьем… — А вы напишите записочку «так будет не всегда», размножьте ее и распространите по всей квартире. Пусть эти записочки будут у вас везде. Прошло несколько лет, приходит к специалисту тот же клиент: — Док, вы так мне помогли! Встретил прекрасную женщину, бизнес наладился, здоровье поправил, машину купил еще круче, друзья появились, еще лучше… Психолог серьезно выслушал и говорит: — Да, но записочки то не выбрасывайте!
Наша школа продолжается всю жизнь. Мы каждый день идем в школу жизни. Как и в обычной школе, в наличии своя программа, журнал, расписание занятий, разные предметы и уроки. На каждого ученика разработан индивидуальный план. Если ученик усвоит урок, он получает право перейти к другому уроку. Если попадается нерадивый ученик, его возвращают к пройденному уроку.
Все внезапные события нашей жизни призваны преподать нам урок. Этот урок нам нужен для перехода к более высокой точки спирали жизни. Мы воочию наблюдаем результат действия одного из законов мироздания, согласно которому, когда мы успешно справились с заданиями урока, в нашей жизни уже не повторяются ситуации и люди, задействованные для преподавания урока. Мы как бы обновляемся для новой жизни всякий раз, когда сдаем экзамен и бодрой походкой направляемся к лучшему будущему.
В противном случае, если мы не желаем усваивать жизненный урок и начинаем обвинять в своих неудачах окружающих, плохую наследственность, погоду, карму, гадания цыган — подобные ситуации и люди будут стучаться к нам в двери, пока мы, наконец, не усвоим урок. Мы будем в который раз жениться или выходить замуж, но все за того же человека только в другом обличье. Мы будем находить новых друзей, которые будут нас предавать, как и старые. Мы будем искать новые МММ, если нас недостаточно научил Сергей Мавроди. Мы напоминаем мужа, которого неоднократно видели с красотками в центре города, но он упорно наступает на те же грабли: «Иду с прекрасной дамою в лучах большого дня! И грабли те же самые приветствуют меня». Если человек нас обманул, значит, он мошенник, если он обманул нас дважды, значит мы простофили, недотепы и глупцы. Дураки учатся на своих ошибках, а умные у дураков.
Заметьте, что повторение будет происходить на более высоком качественном уровне. Если первый муж выпивал, то второй будет пить, а третий будет и пить и бить. Словом, утром – чай, в обед – чаёк, вечером – чаище. Иными словами, если человек как «двоечник» не желает учить урок, то, возвращаясь к пройденному уроку, он обнаруживает более сложные и болезненные для него задания. Боль перейдет в невыносимые страдания. У него останется выбор или выучить урок или умереть. Заметьте, что страдания даются тому, кто имеет силы их преодолеть. Если мироздание увидит бесполезность его дальнейшей учебы, оно потеряет к нему интерес. Догадываетесь, что произойдет и реально происходит в жизни?
Каждому из нас в жизни даются специфические, самые главные для нас уроки. Поэтому для каждого ученика разработан индивидуальный план занятий. Какие качества личности противоречат законам мироздания, по ним и даются уроки. Если мы не готовы к самопознанию и совершенствованию, жизнь будет настойчиво бить по этим болевым точкам. Любая ситуация нашей жизни связана с нашим предназначением.
Сегодняшняя наша данность – это зеркало тех уроков, которые еще предстоит пройти. Поскольку, мы на ошибках учимся, постольку все наши неудачи и преграды – просто подарки. Наша задача из неудачи сделать удачу. Все что нам в жизни не по душе, все что мы не хотим иметь, все что у нас вызывает неприязнь и раздражение, из-за чего мы переживаем – все это наши лучшие учителя. Именно они подталкивают нас к действиям и служат подсказками для жизни. Они оголяют те наши качества, которые нуждаются в совершенствовании. Когда ученик готов, приходит учитель. Все наши неурядицы и невзгоды – наши опытные преподаватели, дающие нам уроки. Нам остается их прилежно выучить, чтобы перейти к новым координатам своей жизни.
Одна моя знакомая рассказала мне об одном периоде своей жизни. У нее четыре раза за полгода обокрали квартиру, несколько раз подрезали сумочку и угнали машину. Она позвала мужа и сказала: «Это не может быть простой случайностью. Давай думать, что мы сделали такого плохого, чтобы на нас без конца сыпались несчастья. Если мы не поймем, в чем виноваты, это будет продолжаться бесконечно, пока не усвоим урок». И вот после долгих раздумий они получили верную подсказку. Моя знакомая работала фотографом около Ласточкиного гнезда в Крыму. Туристы фотографировались, оставляли деньги, адреса и уезжали к своим санаториям и пансионатам. Знакомая проявляла пленку, печатала фотографии, а мужу поручила подписывать конверты и отправлять их на почте. Муж решил, что есть куда более приятные занятия, чем подписывать бесчисленные конверты, тратить на них деньги и еще бегать на почту отправлять. Он фотографии выбрасывал в море. Узнав такую ошеломляющую новость, знакомая навсегда бросила свое прибыльное занятие. С тех пор воры оставили ее в покое.
Когда у вас в доме разгулялись неприятности, следует насторожиться и задуматься о том, что вы что-то неверно делаете, нарушаете какие-то законы мироздания. Равновесные силы мироздания сделают все необходимое, чтобы ликвидировать дисбаланс в вашей жизни. К сожалению, люди не обращают внимания на очевидные сигналы и продолжают крутить «заезженную пластинку» своей жизни. Угнали машину – получил страховку и приобрел другую. Попал в аварию – опять получил страховку, отремонтировал машину и продолжает копировать на дорогах Шумахера. В итоге, человек разбился. Жизнь поняла, что человек не хочет, и не будет учиться. Как писал Николай Заболоцкий: «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь. Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь». Пока наша душа готова трудиться, совершенствоваться, проходить и усваивать жизненные уроки, мы интересны мирозданию.
Люди боятся совершать ошибки, колеблются и, в конечном счете, так ничего и не совершают. Ошибки не должны нас пугать. Благодаря нашим ошибкам происходит и наш личностный рост. Дело в том, что некомфортно наступать на одни и те же грабли, повторять одни и те же ошибки. Повтор ошибок наглядно демонстрирует, что мы живем, как во сне, неосознанно, что мы «неуспевающие» жизни. Грандиозный замысел мироздания в контакте с нами состоит в умении учиться у прошлого. Наше прошлое нам необходимо не для того, чтобы тысячи раз переживать свои прошлые неудачи. Наш житейский опыт ошибок должен служить трамплином к будущему успеху. Илья Ильф вспоминает: «Решено было не допустить ни одной ошибки. Держали двадцать корректур. И всё равно на титульном листе было напечатано: «Британская энциклопудия». Ошибки — это часть жизни, они необходимы для развития. Это как в поговорке: «Счастье приходит с правильными суждениями, правильные суждения приходят с опытом, а опыт приходит с ошибочными суждениями».
Внутри каждого человека таится огромный потенциал. Беда в том, что мы страшимся с ним общаться, и не реализуем свои шикарные возможности. Обычный человек не способен реализовать свой безграничный потенциал, потому что он напичкан ложными убеждениями о своей правильности. Он слепо верит родителям, учителям, прочитанным книгам, но самостоятельно «чисткой» своего подсознания не занимается. Если бы мы жили в соответствии с законами природы, верили в себя, нам были бы подвластны необычайные вещи. Но мы делаем вид, что от нас мало что зависит, не верим в существование естественных законов мироздания. Последние войдут в нашу жизнь, если мы будем хорошо знать их суть, механизм действия и использования на практике.
Большинство людей желают иметь теплое и светлое место под солнцем, но при этом не осознают свою роль во внешнем мире. Они не понимают, как устроено мироздание, и не желают выходить из общего строя. Для достижения своих целей им необходимо чувство ответственности за собственную жизнь. Без принятия личной ответственности невозможно реализовать свой внутренний потенциал. Вопреки этому, множество людей становятся профессиональными обвинителями жизни. Все неудачи и ошибки своей жизни списываются на других людей или злые обстоятельства. В поражениях на семейном фронте мы обвиняем супругов, карьерные фиаско оправдываем плохим начальником, обвиняем родителей за плохое воспитание, раздражаемся и испытываем неприязнь к окружающим, потому что сами раздражены и недовольны жизнью. Словом, жизнь состоит их одних обвинений. Но обвиняя других, мы, тем самым, оправдываем себя. Грустно и страшно жить, зная, что мы не распоряжаемся своей жизнью. Раз во всем виноваты другие, значит, мы не являемся хозяевами своей жизни. Мы всего лишь жертва в руках палачей. Бесконечно оправдываясь, мы только еще раз подтверждаем свое нежелание отвечать за все в своей жизни.
Много лет назад вице-король Неаполя, герцог Ассунский, нанес визит в Испанию, в город Барселону. В то время в гавани стояла галера, на которой гребцами были осужденные. Герцог поднялся на борт этой галеры, обошел всех заключенных, спросил каждого о преступлении, которое привело его на галеры, и выслушал их трагические истории. Один человек сказал, что оказался здесь только потому, что судья взял взятку у его врагов и вынес ему несправедливый приговор. Другой сказал, что его враги заплатили свидетелю и тот дал в суде ложные показания против него. Третий — что его предал лучший друг, бежавший от правосудия и принесший его в жертву. Наконец, герцог выслушал человека, который признался: «Господин мой, я здесь потому, что заслужил это. Я возжелал денег и украл кошелек. Я заслуживаю того, что мне приходится терпеть». Герцог был изумлен. Он повернулся к капитану галеры и сказал: «Все эти люди не виновны и попали сюда из-за несправедливого суда, но среди них есть один преступник. Давайте же освободим его, пока он не заразил остальных своей испорченностью». И человек, признавший свою вину, был отпущен на свободу и помилован, в то время как те, кто нашел себе оправдание, остались на галере.
Это произошло на самом деле и интересно тем, что точно отражает роль оправданий в нашей жизни. Вместо того, чтобы признать ошибку, учесть свой отрицательный опыт и двигаться дальше, мы всю энергию направляем в оправдание. Лучше сразу сказать себе: «Я отвечаю за все в моей судьбе», тогда мы становимся свободны от галерного рабства чужой жизни и способны вступить на свою линию жизни. Выдавливайте из себя галерного раба и в награду получите свободную и счастливую жизнь. Для этого, как мы убедились, надо взять на себя ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее.
Ответственный человек находится на более высоком уровне в сравнении с людьми-оправдальцами. Если сравнить с компьютерной игрой, обвинители других людей и обстоятельств никак не могут пройти первый уровень, в то время как вы подходите к цели. Почему так важно для нас взять на себя ответственность? Прежде всего, мы перестаем сопротивляться жизни, и принимаем к действию законы мироздания. Этим актом мы возвращаем себе свое утерянное могущество.
Если захотите кого-то в очередной раз обвинить в своих неудачах, направьте на него мысленно указательный палец. Посмотрите на свою руку. Что вы замечаете? Вы одним пальцем указываете на мнимого виновника, а на кого смотрят другие пальцы? Они указывают на вас. Все изменения в вашей жизни начнутся в лучшую сторону, когда вы перестанете сваливать с больной головы на здоровую, то есть перекладывать свою вину на других и возьмете судьбу в свои руки.
Наши ошибки и неудачи не характеризуют нас с какой-то дурной стороны. Любой человек несовершенен. Несовершенство – одна из качественных сторон человека. Если бы мы были свободны от недостатков, мир стал бы не интересен. Никакой интриги. Наш жизненный путь был бы лишен всякого смысла. Мы всегда были бы на конечной станции. Обладая собственным несовершенством, мы ставим перед собой цели и задачи, выбираем свой жизненный путь. Сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас. Иными словами, наши несовершенства дают нам возможность тянуться к лучшей, истинной нашей сущности. В жизни появляется смысл: найти дорогу к самосознанию, к развитию собственного разума. Ведь взрослые – это испорченные дети. Не будь наших ошибок, нас не ждала бы работа по самоанализу и совершенствованию.
Наш список претензий и запросов к жизни бесконечно долог. Он всегда исполняется, но не всегда тогда, когда мы хотим. Жизнь снисходительно взирает на наши «хотелки» и дает нам не то, что мы желаем, а то, что мы из себя представляем, то, что нам положено по судьбе. Ей безразлично, что мы имеем и что делаем, жизнь интересует только одно – кто мы есть.
В качестве старта для своего самопознания приглядитесь к своим слабостям. Зажгите свет в своей душе. Все темные стороны своей личности нужно признать и осознать. Чтобы освободиться от них, нужно заменить ошибочные убеждения нашего подсознания, внушенные нам в детстве родителями учителями, новыми прогрессивными установками. Без этой работы нам никак не обойтись, потому что если мы не подчиним себе нашу «тьму», «тьма» подчинит нас.
К примеру, если мы не подчиним себе страх, он парализует всю нашу жизнь, если мы не подпишем приговор злобе и ненависти, они разрушат нас. Мы сами создаем иллюзию собственного совершенства, боясь приступить к чистке подсознания. Все свои беды и невзгоды легко списать на кого-то или чего-то, хотя причина их скрыта в глубинах подсознания: это наши вредоносные программы, установленные нам еще в детстве, это приобретенные ложные убеждения, верования и негативные эмоции. Мы и не догадываемся, что они подают нам резкие команды из глубин подсознания, а мы их неосознанно исполняем. Мы сами себя обманываем. Разум, получив команду, услужливо восклицает: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Кому ж хочется остаться в темной комнате с собственными страхами? Надо набраться мужества, чтобы победить страхи и прочую нечисть подсознания, чтобы осознанно смотреть на свою жизнь.
Есть такая прекрасная притча: Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает: — Ты пишешь обо мне? Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку: — Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш… Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного. — Он точно такой же, как все карандаши! — Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу с миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Высшей силой. Доверяй этой силе и учись чувствовать ее. Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя. В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя – не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути. В-четвертых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя. И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, поэтому обдумывай каждый свой шаг.