Что такое уступить дорогу своими словами
1.2 Термин ПДД «Уступить дорогу»
Определение в ПДД РФ:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
Определение в Конвенции о дорожном движении:
аа) предписание для водителя «уступить дорогу» другим транспортным средствам означает, что водитель не должен продолжать или возобновлять движение или осуществлять маневр, если это может вынудить водителей других транспортных средств внезапно изменить направление движения или скорость.
Требование «уступить дорогу» основано на взаимодействии транспортного средства у которого по Правилам дорожного движения отсутствует преимущество по отношению к транспортным средствам имеющим преимущество. Действия уступающего водителя не должны вынуждать другие транспортные средства изменять скорость или направление.
Стоит обратить внимание на вынуженность таких действий. Например, если в плотном потоке при выезде с прилегающей территории или с второстепенной дороги водитель, который движется по главной дороге останавливается, чтобы выпустить транспортное средство с второстепенной дороги, то требование уступить дорогу будет выполнено, так как водитель изменил скорость добровольно, а не вынужденно.
Нарушить требование «уступить дорогу» возможно только в динамике. Если хотя бы одно транспортное средство не двигается нарушить это требование нельзя. Например, если водитель совершил вынужденную остановку или выехал со второстепенной дороги на перекресток и остановился, чтобы пропустить встречных, а через некоторое время по главной дороге стал приближаться автомобиль, то требование уступить дорогу не будет нарушено, так как водитель со второстепенной дороги перед пересечением траекторий не совершает никаких действий. Водитель на главной дороге должен руководствоваться пунктом 10.1 Правил и принять меры к снижению скорости.
Если в двух словах, то на таран идти нельзя, даже находясь на главной дороге. Однако грань между невыполнением требования «уступить дорогу» и требования принять меры по снижению скорости и остановки очень расплывчата. И доказать второе может быть очень непросто, так как схема, составляемая при ДТП, статична, а для объективной оценки необходимо восстановить картину ДТП в динамике.
RusPDD.ru на других площадках:
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях
уступить дорогу
Смотреть что такое «уступить дорогу» в других словарях:
уступить дорогу — перепустить, посторониться, пропустить, отойти в сторону, дать пройти, дать дорогу Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Уступить дорогу — УСТУПАТЬ ДОРОГУ кому. УСТУПИТЬ ДОРОГУ кому. Предоставлять кому либо возможность добиться чего либо, продвинуться в чём либо прежде себя. Такой человек уверен, что занимает место во вселенной не напрасно. Такому человеку уступают дорогу, по… … Фразеологический словарь русского литературного языка
УСТУПИТЬ ДОРОГУ — кто кому Отойдя на задний план, предоставлять возможность продвинуться, добиться цели. Подразумевается, что кто л. осуществлял какую л. деятельность, занимал определённый пост и под. или имел право на это. Имеется в виду, что лицо или группа лиц… … Фразеологический словарь русского языка
уступить дорогу — кому Предоставить кому л. возможность добиться чего л., продвинуться в чём л. прежде себя … Словарь многих выражений
Уступить дорогу (не создавать помех) [в правилах дорожного движения] — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество,… … Словарь юридических понятий
Требование «Уступить дорогу» (не создавать помех) — Уступить дорогу (не создавать помех) требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по… … Официальная терминология
УСТУПИТЬ — УСТУПИТЬ, уступлю, уступишь, совер. (к уступать). 1. кого что кому чему. Отказаться добровольно от чего нибудь в пользу кого нибудь, предоставить, отдать что нибудь. «Ты на две ночи не можешь уступить своего кабинета.» Л.Толстой. «Я бы без ропота … Толковый словарь Ушакова
уступить — уступлю/, усту/пишь, усту/пят, сов.; уступа/ть, нсв. 1) (что кому/чему) Добровольно отказаться от чего л. в пользу другого лица. Уступить дорогу встречному транспорту. Уступить место пожилому человеку. Уступить власть правым. Синонимы: отда/ть … Популярный словарь русского языка
уступить — (в разных значениях) кому что и в чем. Уступить место пожилому человеку. Уступить дорогу встречной машине. Старик в белых воротничках никому не хотел уступить честь разносить шампанское (Писемский). Он не уступит брату в ловкости … Словарь управления
Что означает требование уступить дорогу
Правила дорожного движения устанавливают порядок на дорогах, приоритет движения, запреты и требования. Одно из основных требований — «Уступить дорогу». Оно встречается во многих пунктах правил, и вождение транспорта не может быть безопасным без его выполнения.
Что подразумевает требование
Термин «Уступить дорогу» раскрыт в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ. Он обозначает, что участник дорожного движения не должен начинать, продолжать, возобновлять езду или совершать маневр до тех пор, пока другой участник движения, имеющий преимущество на данном участке или в данной ситуации, не завершит маневр или не преодолеет этот участок. Проще говоря, требование означает, что не нужно создавать помех, а следует пропустить тех, у кого приоритет.
Водитель, не имеющий преимущество, не должен вынуждать других участников дорожного движения к изменению скорости или траектории движения. Если водителю или пешеходу, имеющему преимущество, придется изменить маршрут или скорость, то участника движения, по вине которого это произошло, могут оштрафовать за непредоставление преимущества.
Какие знаки приоритета
ПДД РФ устанавливают несколько дорожных знаков приоритета, задача которых установить очередность проезда перекрестков, пересечений, узких и опасных участков дороги.
Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не требуют объяснений.
Кому и когда водитель обязан уступить дорогу
Основное правило — «помеха справа». Оно используется в тех случаях, когда отсутствуют знаки приоритета. Водитель, справа от которого есть другое ТС (например, на нерегулируемом перекрестке), обязан уступить дорогу. В свою очередь, тот, кто находится справа от других участников движения, имеет приоритет. Но это правило распространяется только на транспорт, не на пешеходов.
Помимо знаков приоритета, очередность проезда устанавливает ПДД в зависимости от ситуации или участка дорожного полотна.
В обязательном порядке
В обязательном порядке нужно уступать дорогу:
Действие по ситуации
На дорогах могут возникнуть ситуации, когда нет возможности равняться ни на знаки, ни на регулировщика и светофор, ни на помеху справа. Часто затруднения возникают при разъезде на спуске и подъеме в гору, а также на уклоне.
Определить приоритет при разъезде на уклоне можно с помощью пункта 11.7 ПДД. Он гласит, что «уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск». Уступает тот, кому после остановки проще тронуться с места. Преимущество имеет тот, кто едет в гору.
При сужении дороги
О сужении дороги предупреждает дорожный знак 1.20. Преимущество имеет автомобиль, который движется по центральной линии, то есть тот, кто не меняет своего положения на дороги из-за сужения. Это означает, что тот, у кого заканчивается полоса, должен уступить дорогу всем транспортным средствам перед перестроением. В данном случае не работает правило помехи справа.
На перекрестке
Если с регулируемым перекрестком все достаточно просто, то с нерегулируемым зачастую возникают вопросы. Стоит разобрать все ситуации:
Если на равнозначном нерегулируемом перекрестке у всех ТС есть помеха справа, то очередность проезда определяется по договоренности.
На регулируемых перекрестках сигналы регулировщика или светофора главнее, чем знаки приоритета.
ВАЖНО! На перекрестке с круговым движением преимущество всегда у тех, кто движется по кругу. Въезжающие должны уступать.
При одновременном перестроении
Согласно пункту 8.4 ПДД РФ, при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно (в одном направлении), преимуществом пользуется ТС, находящееся справа.
Если два автомобилиста едут друг за другом и перестраиваются в одну и ту же полосу, то преимуществом пользуется тот, кто раньше начнет маневр. Второй водитель обязан уступить, дождаться своей очереди.
В данном случае действуют следующие правила:
Встречному автомобилю
При повороте направо нужно уступать автомобилям, движущимся по встречной полосе. Не нужно уступать только в том случае, если на полосе попутного движения установлены знаки, дающие преимущество (например, 2.7 «Преимущество перед встречными» или «Главная дорога» с указателем направления движения). Если установлен знак 2.6, то уступать дорогу на данном участке обязательно.
Если встречный разъезд затруднен в связи с тем, что на одной полосе есть препятствие, то уступать дорогу должен тот, на чьей полосе закрыт проезд. Препятствием является недвижимый предмет (выбоина на дороге, камень, упавшее дерево и прочее). Тихоходный транспорт не относится к категории препятствий на дорогах и его объезд регламентируется отдельным пунктом ПДД.
Пешеходам
Водители ТС обязаны уступать дорогу:
Пешеходы, в свою очередь, должны удостовериться, что им уступают дорогу, а не слепо пользоваться приоритетом.
В каких случаях можно не уступать дорогу
Водитель легкового или грузового ТС имеет право не уступать дорогу общественному транспорту (автобусу, троллейбусу), если движется в своей полосе без перестроения, в то время как маршрутное (общественное) ТС перестраивается (но не отъезжает от остановки). Но если автобус отъезжает от остановки, и при этом перестраивается через несколько полос, то ему нужно уступить дорогу.
Если водитель не перестраивается со своей полосы, то он не должен уступать дорогу тому, кто перестраивается на его полосу.
Если пешеход собирается перейти дорогу в неположенном месте, то не нужно останавливаться и пропускать его. Пешеходы — полноценные участники дорожного движения и на них, как и на автомобилистов, распространяется ПДД и штрафы. Переход разрешен только при наличии «зебры» и соответствующих дорожных знаков. Однако, стоит помнить, что есть категория пешеходов, имеющих безусловный приоритет (слепые пешеходы).
Предусмотренное наказание за невыполнение требований
За нарушение требования уступить дорогу в том или ином случае водитель будет оштрафован. Размер взыскания зависит от конкретного нарушения.
Обжаловать любой штраф можно в течение 10 суток. В этом есть смысл только при наличии доказательств своей невиновности.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Важно помнить, что непредоставление преимущества может повлечь за собой серьезное ДТП. Участники дорожного движения всегда должны действовать таким образом, чтобы не создавать помех и аварийных ситуаций. Соблюдать правила приоритета должны все участники дорожного движения — водители транспорта, велосипедисты, пешеходы.
Пешеходы. Что значит «уступить» или «пропустить»
На днях еду я себе спокойно в городском потоке движения. На перекрестке дождавшись разрешающего сигнала светофора, совершаю поворот направо(передо мной так же поворачивают еще 2 машины). Из этого потока меня выцепляет сотрудник ДПС и жезлом указывает где мне остановиться. Подходит и утверждает мне, что я не пропустил пешехода. Проходим к патрульной машине, чтобы посмотреть видеозапись. Там уже оформляют какого-то парнишку, как я понял за тоже самое. Парень с другим инспектором вышел из патрульки, я со «своим» инспектором присаживаюсь, и он мне показывает фрагмент, где я совершаю поворот и в это время с другой полосы начинает идти пешеход. С довольным лицом он мне указывает на пункт 13.1 ПДД «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке«. И расправившись собирается заполнять постановление. Тут я ему задаю вопрос, который он явно не ожидал: «Так я не уступил или не пропустил?«. Задумвшись над ответом, он еще раз перечитывает п 13.1, и утверждает «Не уступил!«. И походу тут он сам понял, что с остановкой моей он промахнулся, но тем не менее все равно целил ручку на постановление. Естественно я сразу прошу зачитать термин уступить дорогу, он мне просто дает книжку ПДД, со словами «Читай«. Открываю п 1.2 «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.». Зачитываю ему в слух, опять задержка его раздумий и вопрос который наверное ему просто первый пришел в голову «А как ты узнал, что ты ему не помешаешь?«. Отвечаю «Да никак, его вобще на проезжей части не было когда я начал совершать маневр. Я и не должен этого знать. Спорить не буду, если вы настаиваете на моем нарушении, составляйте протокол и в суде будем смотреть эту запись вместе и рассматривать там, я сейчас с вами спорить не буду«. Перелистав еще 3-4 раза страницы пдд туда обратно, он все таки нашел пункт где написано пропустить, это п 14.1 «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу (понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил), обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода«.
Пояснив мне, что если бы я ехал прямо и не пропустил на пешеходном он бы мне выписал постановление. Только он собрался отдать мне документы взглянув на мою машину, его рука с документами потянулась обратно, а другая за рацией. В голове его явно промелькнула мысль «Не может он на БМВ и без штрафов не оплаченных быть». Но «пробив» меня, к его сожалению, я оказался «чистым». Уже не с таким довольным лицом как сначала он возвращает мои документы. И желает счастливого пути. Выходя из патрульки, чтобы не портить карму законопослушности в его глазах спрашиваю «А можно мне здесь дорого перейти к машине?«(она стояла на другой стороне). На что он ответил то ли опечаленно, то ли задумчиво «Да иди ты уже» =))))) Переходя дорогу столкнулся с удивленным взглядом его напарника, удивление судя по всему у него вызвало отсутствие постановления у меня в руках. Он сразу пошел в патрульку, пока я садился, пристегивался и укладывал документы(сек 20. примерно). Выбегает напарник и останавливает подряд 3 авто =))))) Решили на отыгрышь пойти =)))))
Так что помните «Незнание законов не освобождает от ответственности, а знание защищает». Слова «постановление» и «протокол» я выделял специально, чтобы не путали. Постановление — это штраф. Протокол — это так называемый акт о совершении правонарушения.
Если вы с чем то не согласны, не бойтесь спорить, с вас не убудет. Если вы уверены в своей правоте и ИДПС включает броню, требуйте разбор через суд. В объяснениях пишите все доводы за вашу правоту, требуйте приложить фото либо видеосъемку к протоколу и чтобы там была отображена запись об этом. И всегда следить в первую очередь за собой и за своей речью, будьте сдержанными, спокойными и адекватными. Единственное что можно потерять в данной ситуации — это время, а для кого что дороже, каждый выбирает сам.
ПДД термины и определения
В ПДД используются следующие основные определения и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1
и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками
или 5.1 (Автомагистраль) по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 (белая сплошна линия) используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1,5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры».
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии