Что такое уставная воинская часть

«Лучше мы сделаем вид, что у нас все хорошо». Неуставные отношения в российской армии

«Дедовщина как таковая не существует»

Армейская реформа в России идет с 2008 года, когда был сокращен срок службы с двух лет до одного года. Министром обороны на момент начала реформы был еще Анатолий Сердюков, который вскоре после назначения на должность объявил одной из основных своих задач на посту упразднение дедовщины в армии. Сделать это планировалось главным образом за счет сокращения времени срочной службы. «С сокращением срока службы с двух лет до одного года дедовщина как таковая перестала существовать. Исчезла иерархия между сослуживцами – «дедов» и «духов» больше не существует», – примерно такой ответ о неуставных отношениях в армии мы слышим от представителей генштаба. Менее высокопоставленные представители Минобороны и вовсе любят сравнивать условия срочной службы в современной российской армии с детским садом.

На смену Сердюкову в 2012 году приходит Сергей Шойгу. Федеральные телеканалы вскоре взахлеб рассказывали о том, что Сергей Кужугетович наконец-то навел порядок в вооруженных силах и повысил их боеспособность. После присоединения Крыма в 2014 году и во время операции российских вооруженных сил в Сирии роль Шойгу как спасителя армии внутри страны уже не подвергалась сомнению, зарубежные эксперты также признавали, что российская армия полностью изменилась.

Но что происходит в военных частях внутри самой страны? Об этом россияне практически не получают новостей, а ведь такая информация лучше любой телевизионной картинки отражает состояние вооруженных сил и их боеспособность. В 2017 году появились поводы сомневаться в боеспособности элитной Кантемировской танковой дивизии, которая дислоцируется в городе Наро-Фоминске Московской области. В год 75-летнего юбилея подразделения в нем погибло четыре человека – срочников и младших офицеров, служащих по контракту. Смерти военнослужащих были квалифицированы Министерством обороны как несчастные случаи, но уголовные дела пестрят неточностями и несостыковками, так что родные погибших неслучайно сомневаются в результатах официального расследования. Впрочем, об этом событии написали только несколько либеральных изданий, так что серьезных проблем Министерству обороны эта история не доставила.

Оборонное ведомство, в целом, достаточно успешно пользуется проверенным советским методом – скрывать информацию до тех пор, пока не случится что-то страшное.

И вот такое событие произошло – вечером 25 октября в военной части №54160 Забайкальского края рядовой Шамсутдинов расстрелял восемь других военнослужащих – офицеров и солдат. После ареста он рассказал, что к бойне его подтолкнули неуставные отношения в части, причем в самых диких своих проявлениях. Минобороны полностью отрицает слова солдата. Не прошло и недели, как стало известно о самоубийстве солдата-срочника Сергея Сафонова в Козельске. Судмедэксперты обнаружили на теле Сергея наспех замаскированные следы побоев. Напомнила о себе в эту осень и уже знакомая нам Кантемировская дивизия: солдат срочной службы Евгений Демин сбежал из лагеря, чтобы покончить с собой. Элитное подразделение тогда находилось на учениях в Нижегородской области, вот уже два месяца поиски Евгения ни к чему не приводят.

Так что сейчас происходит в российской армии? Остается ли неуставщина неотъемлемой частью службы и борется ли с этим Министерство обороны?

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская частьТренировка в костюме химзащиты, источник tvzvezda.ru

Как сейчас проходит срочная служба?

Вряд ли кто-то может рассказать честнее о том, что сейчас происходит в армии, кроме вчерашних срочников. «Свободные» пообщались с саратовцами, недавно прошедшими срочную службу.

«Конечно же, были случаи неуставных отношений. Сначала я служил в Саратове. Тут часть находилась практически в центре города, очень часто приезжала военная прокуратура, так что все было по уставу. Да, бывало, что один солдат другого как-то зацепит, пошутит неудачно – слово за слово, могли не сильно друг другу заехать, все же мужской коллектив, все молодые… Но каких-то крупных потасовок, а тем более неуставщины, не было.

После четырех месяцев службы, уже сержантом, перевели в другую часть, в Самаре. Часть, конечно, тоже уставная, но на окраине города, это очень сказывалось. Там уже парни сбивались в землячества, этнические группы. Защищали «своих», если кого-то обидели или им так показалось. Солдаты из Тувы с ножами ходили, например. Неоднократно своих солдат защищал от нападок всех этих групп. С меня, как с сержанта, постоянно был спрос – я все должен был знать, у кого с кем какие конфликты, кто как и с кем общается. Сержант в армии – звено между офицерством и рядовым солдатом, от его работы в части очень многое зависит. К счастью, я и другие сержанты хорошо справлялись с этими обязанностями, любое давление со стороны старослужащих быстро пресекали. Вечером, перед отбоем, мы собирались и обсуждали с командиром, какие проблемы есть в части, все очень быстро решалось. Телесные осмотры проводились дважды в день – утром и вечером, проводили их серьезно. Если замечали кровоподтеки или синяки – требовали писать объяснительную, да и просто на всех давили, чтобы узнать – откуда это. Ну а уж если очевидные следы побоев, а тем более переломы – добро пожаловать в военную прокуратуру, тут уже всем достанется, вплоть до командира части или подразделения. Разумеется, такое никому не нужно было.

Ну а вообще, конечно, от друзей слышал и про неуставные части, такие обычно за Уралом. Там пожестче».

«Я служил под Иркутском. Больших проблем не было, отслужил хорошо. Были мелкие стычки, конечно. Землячества и национальные группы тоже были в части, но к конфликтам это не приводило, хотя я ушел раньше, чем приехали тувинцы – вот с ними были проблемы, два раза в неделю их обыскивали и как минимум две-три заточки находили. Офицеры – тоже в большинстве нормальные мужики, случалось что пили, но к солдатам при этом адекватно относились. Если хотели придраться или как-то наказать, то не делали это неуставными методами. Наоборот, есть устав, и он прямо-таки к этому располагает. Тренировка в химзащите двухчасовая – это жопа. Или поставить в наряд третьей сменой [отвечает за зону у туалета] могли – так за косяки наказывали, все по уставу.

Осмотры, конечно, больше для галочки были, но врачи за наше здоровье прямо-таки тряслись, если что-то замечали – не отвертишься, идешь в медпункт. Был случай – один солдат другому в глаз дал, а на следующее утро добыл ему мазь от синяков, на губу [гауптвахту] никто не хотел».

«Я служил в Калининграде. Часть секретная, я попал в войска по своей узкой специальности, да и вообще всего лишь 30 срочников и раза в два больше офицеров. Так что мне повезло. Ну и начинал я в учебке: один призыв, дичайший контроль, ежедневные осмотры, куча рассказов о том, как можно уехать в дисбат, и так далее. Так что нет, неуставных между сослуживцами не было совсем. Только уже под конец моей службы пришло молодое пополнение, среди них был откровенно неадекватный парень, и по рассказам, уже после того как весь наш призыв домой ушел, он там устроил какую-то жесть с несколькими драками, его перевели в другую часть после этого.

Все существующие методы борьбы с неуставщиной хороши ровно до тех пор, пока это не умалчивается внутри самой армии. В ситуации с тем парнем неадекватным – его могли отправить в дисбат служить, но нет, как-то всё обыграли и просто в другую часть перевели. Если бы вся система с дисбатами работала как полагается, служить было бы проще. А сейчас так: если что-то можно скрыть на уровне взвода, то командир роты ничего не узнает, не узнает командир части и так далее. Все держится на понятии, что лучше мы сделаем вид, что у нас все хорошо, чем нас потом замучают проверками.

Мой друг служил в Чите, в большой части (около 700 человек), и там все было плохо. Офицерам без разницы, все служат группами своими, и кого больше, тот и рулит. Но вот о таких случаях, как в Забайкалье, вообще не слышал, даже представить не мог, что где-то до сих пор так бывает…».

Где и почему гибнут солдаты?

Каждому из наших собеседников в той или иной степени повезло с частью – по крайней мере, все они были уставными. Но в армии до сих пор гибнут срочники, причем часто из-за халатности или неуставных отношений. До 2010 года официальную статистику ежегодно публиковало Минобороны, она включала сведения о военнослужащих, погибших от всех причин – болезни, суициды, убийства, аварии, несчастные случаи и боевые потери. В конце декабря 2017 года, впервые за столь долгий срок, военное ведомство раскрыло потери военнослужащих за 2012-2016 годы. Впрочем, эту публикацию можно назвать случайной. «Ведомости» нашли в открытом доступе тендер на страхование военнослужащих в 2018-2019 годах, а в дополнение к документу перечислялись типы страховых случаев и статистика по каждому из них.

Согласно опросам фонда «Право матери», самоубийства и доведения до самоубийств – основная причина гибели военнослужащих. В 2017 году с суицидами было связано 40 процентов всех обращений, в 2018-м – 44 процента.

«Лидерами» по количеству смертей являются Западный военный округ и Восточный военный округ. В 2018 году с Западным военным округом связаны были 37 процентов обращений, а с Восточным военным округом – 33. Геополитические проекты России тоже нашли отражение в печальной статистике: в 2017 году 13 процентов обращавшихся в фонд указали Сирию местом гибели военнослужащего. Ранее «Ведомости», анализируя официальные данные о смертях военнослужащих, обратили внимание на пик числа погибших в 2014 году, что может быть связано с участием российской армии в конфликте на Донбассе.

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Анна Каширцева считает, что проблема неуставных отношений в армии будет решена только когда абсолютно все военнослужащие, вне зависимости от звания или срока службы, будут понимать, что над ними стоит закон. Говоря о нынешнем положении дел, Анна упоминает дело о смерти рядового Алексея Снакина: «Следствие доказало, что Снакина избивал майор Чабанов. И вынесло Чабанову приговор – три года условно. На процессе майор был уверен, что останется в должности и не понесет серьезного наказания, он чувствовал себя под защитой системы. Но наш фонд добился повторного рассмотрения дела, и Чабанов получил реальный срок в колонии. Все существующие меры борьбы с неуставщиной бесполезны, если у военнослужащих нет понимания власти закона и неотвратимости наказания за его нарушение».

«Свободные» отправили запрос и в областной военкомат, в котором просили представителей Минобороны рассказать о мерах предотвращения проявлений неуставных отношений в войсках. К сожалению, в своем ответе военный комиссар Саратовской области Андрей Старков лишь посоветовал обратиться к органам информационного обеспечения Вооруженных сил.

Источник

Уставная часть в армии

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Такая ситуация. Служил в армии, часть уставная, очень не сложились отношения с командиром роты, после одного конфликта на словах, не буду сильно вдаваться в подробности, меня комиссовали по 17 б статье. 1) объясните пожалуйста какие ограничения она устанавливает на дальнейшую мою жизнь, можно ли ее снять, 2) и самое главное очень очень хочу отслужить, есть ли хоть какая нибудь возможность снова призваться. Жду вашего ответа.

Ответы на вопрос:

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Не беспокойтесь, никаких ограничений в жизни не влечет. Что касается поступления на военную службу, то вам необходимо будет вновь пройти освидетельствование ВВК и снять указанную статью.

Похожие вопросы

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

а) абзац второй части первой после слов «на срок от шести месяцев до одного года,» дополнить словами «либо ограничением свободы на срок до двух лет,»;

а) абзац второй части первой после слов «на срок от одного года до двух лет,» дополнить словами «либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет,»;

5) в части первой статьи 18 слова «ограничению свободы,» исключить;

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Сменился командир воинской части, старый не самым лучшим образом новому командиру меня охарактеризовал, не заслуженно при чем, на фоне этого теперь у командира части ко мне предвзятое отношение. За 2 недели получил уже 3 взыскания и намерен уволить меня, как быть в такой ситуации? Спасибо.

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Заместитель командира части и психолог части проживают вместе, официально отношения незарегистрированные. Командир части узрел у них конфликт интересов и предлагает одному из них уводиться («иначе у нас будут проблемы из-за вас, а мне они не нужны»-его слова). Правомерны ли его требования? Есть ли конфликт интересов? И как выйти из этой ситуации не увольняясь?

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Посоветуйте пожалуйста, как поступить в сложившейся ситуации!

У моего друга Андрея, после сдачи анализов крови, во время прохождения призывной комиссии, поставили подозрение на гепатит С.И сказали сдать анализы повторно. После сдачи этих анализов, в военкомате ему сказали, что он абсолютно здоров, и может проходить срочную воинскую службу. Назначили день отправки. Мой друг, переживая за достоверность повторных анализов, сдал независимый анализ крови на гепатит С.До его отправки в армию результатов он не получил, т.к.больницы в провинции работают очень плохо.

Будучи уже в армии он позвонил домой, и попросил узнать результаты анализа. Ему подтвердили, что у него гепатит С.Мать Андрея, узнав об этом, сообщила командиру части, в которой он служит, о сложившейся ситуации. Командир части направил его на обследование в военный госпиталь. Там ему, подтвердили гепатит С.Проведя недельные процедуры, отправили назад в часть служить.

Я хотел бы узнать, законы ли действия со стороны командира части, что человек болеющей такой страшной болезнью, продолжает служить до сих пор, контактируя с другими солдатами без ограничения? Почему его не комиссуют по состоянию здоровья?

Можно ли ему подать рапорт на досрочное увольнение на основании этой болезни?

Заранее благодарю, Владимир.

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Написал рапорт на регистрацию при части, подписал у командира роты, отдал в КЭС, а они зампотылу он носят рапорта командиру части, прошло 5 дней, не ответа не привета, в какой срок должен подписать командир части рапорт на регистрацию при части.

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Вопрос такой: пошел служить в армию, и комиссовали по психиатрии. сначала смирился, думал пусть будет как есть. Пугали что жизнь будет тяжелая, работу не найду, и т.д. работа есть, квартиру купил, машину купил, денег в достатке, НО. счастья армейского нет. есть ли у меня какой нибудь шанс пойти снова отслужить? Благодарю за достойный ответ!

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Я военнослужащий по призыву, получил звание младшего сержанта в учебе, после отправления из нее попал в войска в Абхазию, командир роты разжаловал меня до ефрейтора, издевается. Законно ли он это сделал? Ведь звание мне давали в учебе. Могу ли я минуя командира роты разжаловать себя до рядового по собственному желанию? Мне очень важно знать ответы на эти вопросы. Помогите пожалуйста. Осталось служить полтора месяца, а командир жизни не дает, относится ко мне очень предвзято. Помогите.

Источник

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Поиск, Вид и Навигация

Вы здесь: Главная-НОВОДАР > НОВОХИТ: Выскажись! > Мужской клуб > Иерархия воинских формирований (Подразделение, часть, соединение. Что это такое?)

Малая земля

Возврат на главную страницу «НИ»

Иерархия воинских формирований (Подразделение, часть, соединение. Что это такое?)

Автор: Из электронной версии монографии Юрия Веремеева «Анатомия армии». Добавил Sverchook

*** Бригада. Также как и полк является основным тактическим формированием. Собственно, бригада занимает промежуточное положение между полком и дивизией. Структура бригады чаще всего такая же как и полка, однако батальонов и других подразделений в бригаде значительно больше. Так в мотострелковой бригаде мотострелковых и танковых батальонов в полтора-два раза больше, чем в полку. Бригада может состоять и из двух полков, плюс батальоны и роты вспомогательного назначения. В среднем в бригаде от 2 до 8 тыс. человек.Командир бригады, также как и в полку, полковник.

*** Корпус. Как бригада является промежуточным формированием между полком и дивизией, так и корпус является промежуточным формированием между дивизией и армией. Корпус уже является общевойсковым формированием, т.е. обычно он лишен признака одного рода войск, хотя могут существовать и танковые или артиллерийские корпуса, т.е. корпуса с полным преобладанием в них танковых или артиллерийских двивизий. Общевойсковой корпус обычно именуется «армейский корпус». Единой структуры корпусов не существует. Всякий раз корпус формируется, исходя из конкретной военной или военно-политической обстановки и может состоять из двух-трех дивизий и различного количества формирований других родов войск. Обычно корпус создается там, где нецелесообразно создавать армию. В мирное время в Советской Армии корпусов существовало буквально три-пять. В годы Великой Отечественной войны корпуса создавали обычно или для наступления на второстепенном направлении, наступлении в полосе, где невозможно развернуть армию, или же наоборот, для концентрации сил на главном направлении (танковые корпуса). Очень часто тогда корпус существовал считанные недели или месяцы и по выполнении задачи расформировывался. Говорить о структуре и численности корпуса невозможно, ибо сколько существует или существовало корпусов, столько и существовало их структур. Командир корпуса генерал-лейтенант.

*** Фронт (округ). Это наивысшее воинское формирование стратегического типа. Крупнее формирований не существует. Наменование «фронт» употребляется только в военное время для формирования, ведущего боевые действия. Для подобных формирований в мирное время, или находящихся в тылу используется наименование «округ» (военный округ). В состав фронта включается несколько армий, корпуса, дивизии, полки, батальоны всех родов войск. Состав и численность фронта может быть различна. По родам войск фронты никогда не подразделяются (т.е не может быть танковый фронт, артиллерийский фронт и т.п.). Во главе фронта (округа) стоит командующий фронтом (округом) в звании генерал армии.

*** Объединение. Этот термин объединяет корпус, армию, группу армий и фронт (округ). Штаб объединения также является частью, которой подчинены различные соединения и части.

Источник

Войсковая часть

Содержание

Россия

В России до советского периода термин «часть» («войсковая часть») употреблялся в соответствии с нормами русского языка, то есть войсковая часть — составная часть войска, что является правильным. Точно не известно, в какой период времени было принято решение, для соблюдения режима секретности присваивать условные наименования, применяя словосочетание «войсковая часть № (В/Ч №)» всем войсковым формированиям, начиная от частей (полки, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), отдельные роты (батареи), корабли 1-го, 2-го и 3-го рангов) а также управлениям соединений, отделам и службам в управлениях объединений, учреждениям, заведениям, предприятиям и организациям Вооружённых Сил СССР. [4] [5] [6]

Применяется во взаимоотношениях частей, соединений и учреждений между собой, с гражданскими ведомствами, отдельными гражданами, а также при пересылке корреспонденции и грузов. [5] [7]

Для подразделений, входящих в состав частей, соединений и учреждений, к условному наименованию последних добавляются литеры — буквы русского алфавита (например, войсковая часть 12345-А) А — 1-я рота, Б — 2-я рота и т. д.. [2]

Белоруссия

Украина

Казахстан

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Что такое уставная воинская часть. Смотреть фото Что такое уставная воинская часть. Смотреть картинку Что такое уставная воинская часть. Картинка про Что такое уставная воинская часть. Фото Что такое уставная воинская часть

Войсковые части в Вооружённых Силах Республики Казахстан сохранили советскую нумерацию. Причём нумерация войсковых частей не изменилась с советских времён. При переходе на бригадную основу номера войсковых частей расформированных полков сохранялись за бригадами созданными на их основе.
В Казахстане информация о реальных (действительных) наименованиях войсковых частей, местах их дислокации, приблизительная численность личного состава и вооружение не являются государственной тайной и свободно публикуются в прессе.

Германия

В Германии для идентификации воинской части время Второй мировой войны для соблюдения режима секретности использовался номер полевой почты (нем.: Feldpostnummer) [15] — идентификационный номер почтового отделения, использовавшегося для почтового обслуживания воинских частей.

Например, 100-й инженерный батальон 100-й пехотной дивизии вермахта имела следующий № полевой почты # 31795.

Источник

Правовое положение воинских частей и военных организаций

Правовое положение воинских частей и военных организаций

Понятие и виды военных организаций

В гражданском и военном законодательстве понятие учрежде­ний и предприятий раскрывается, как правило, через термин «органи­зации», разновидностью которых они являются. Поэтому для понима­ния сущности военных учреждений и военных предприятий (которые, в свою очередь, являются разновидностью военных организаций) не­обходимо определить, что представляют собой военные организации, каковы цели их создания, организационное устройство и порядок дея­тельности.

Военные организации создаются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что обусловливает особенности их учреждения и деятельности.

Под военными организациями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организационно-правовые обра­зования, действующие в войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в совокупности образую­щих военную организацию государства.

Особенности правового положения отдельных видов военных организаций с учетом проводимых военной и административной ре­форм определяются специальными законодательными и иными нор­мативными правовыми актами:

Рассмотрим существующие виды военных организаций.

Наиболее распространенной и характерной военной организа­цией является воинская часть.

К воинским частям относятся:

Кроме воинских частей, к военным организациям также относятся:

Особенности учреждения и деятельности военных органи­заций обусловлены в первую очередь принципами строительства ВС РФ:

Кроме того, на специфику организации и деятельности воен­ных организаций существенное влияние оказывают:

В силу специфики своей деятельности военные организации могут иметь, кроме действительного, также и условное наименова­ние. В таких случаях сведения о действительных наименованиях воен­ных организаций являются, как правило, закрытыми, имеют ограни­ченный доступ и могут предоставляться в соответствии с законода­тельством РФ о государственной тайне. Именем (наименованием) во­инской части как участника гражданских правоотношений должно считаться ее условное наименование. Однако в тех случаях, когда во­енная организация не имеет условного наименования, ее именем явля­ется действительное наименование.

Рассмотрим особенности военной организации как юридиче­ского лица. Военная организация может иметь статус юридического лица, который оказывает существенное влияние на ее правовое поло­жение (преимущественно в сфере гражданско-правовых отношений). В этом смысле можно говорить о военных организациях как о разно­видности юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и организационно входят в состав ВС, других войск, воин­ских формирований и органов, в которых предусмотрено прохождение военной службы.

Правовое положение военной организации, являющейся юри­дическим лицом и принимающей участие в гражданском обороте, оп­ределяется гражданским законодательством РФ с учетом особенно­стей, предусмотренных специальными военно-правовыми актами.

Гражданские правоотношения с участием воинских частей иг­рают значительную роль в организации материального обеспечения войск и сил флота, поскольку нужды войск в товарах, работах и услу­гах настолько объемны и разнообразны, что обеспечить их в полном объеме в централизованном порядке не представляется возможным. Используя выделенные военной организации по смете из федерально­го бюджета денежные средства, а также находящееся у нее военное имущество, полученное от приносящей доход деятельности, военная организация может вступать в гражданские правоотношения. Обла­дающие гражданской правосубъектностью воинские части и другие военные организации выступают в гражданском обороте на равных началах с остальными субъектами гражданского права. Но в то же время их гражданская правосубъектность имеет и некоторые особен­ности, определяемые общественно-публичным характером военной организации.

Главная особенность правосубъектности военной организа­ции заключается в том, что указанные организации (в отличие от ос­тальных юридических лиц) изначально созданы не для участия в гра­жданских правоотношениях, которое носит для них вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Поэтому граждан­ская правосубъектность военной организации в целом носит специ­альный (ограниченный), а не общий (универсальный) характер. Воен­ная организация как субъект гражданского права может иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям ее деятельности и публичным интересам государства.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства военная организация признается юридическим лицом, если она об­ладает следующими признаками:

Основная масса имущества, которое находится у военных орга­низаций, созданных в форме государственного учреждения, не может участвовать в обороте, а имущественная обособленность созданного собственником учреждения традиционно определяется через наличие у него выделенных собственником денежных средств. Поэтому для рассмотрения вопросов о наличии имущественной обособленности военных организаций как юридических лиц, созданных в форме госу­дарственного учреждения, следует принимать в первую очередь выде­ленные им по смете денежные средства.

Гражданская деликтоспособность военной организации за­ключается в ее возможности самостоятельно отвечать по своим обяза­тельствам имеющимися денежными средствами, имуществом, не изъ­ятым из оборота, а также имуществом, полученным от приносящей доход деятельности. Реализуя гражданскую деликтоспособность, во­енные организации становятся субъектами ответственности за неис­полнение или ненадлежащее исполнение гражданских обязательств, а также за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам.

Принцип единоначалия и организационного единства является отличительной особенностью устройства и деятельности военных ор­ганизаций и зачастую создает трудности в выделении из состава воен­ных организаций таких структур, которые обладают статусом юриди­ческого лица.

Возможность участия военных организаций в договорных от­ношениях, их выступления в суде от своего имени как важный при­знак юридического лица фактически закреплена в Руководстве вой­сковым (корабельным) хозяйством, в Наставлении по правовой работе в ВС РФ и в других нормативно-правовых актах.

В соответствии с общими правилами гражданского законода­тельства военная организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации путем внесения запи­си в Единый государственный реестр юридических лиц, который ве­дется налоговыми органами по месту нахождения (дислокации) воен­ной организации. Однако государственные органы фактически при­знают юридическими лицами и военные организации, официально не зарегистрированные в качестве юридического лица.

Статус юридического лица может быть придан как ранее соз­данной, так и вновь создаваемой военной организации и реализуется в порядке, установленном гражданским законодательством. Решение о придании военной организации статуса юридического лица принима­ется, как правило, Правительством РФ или федеральным органом ис­полнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация.

Военная организация как юридическое лицо может создавать свои представительства и филиалы в порядке, предусмотренном граж­данским законодательством РФ.

Руководитель военной организации как командир- единоначальник:

Военные организации могут создаваться и действовать как юридические лица в следующих организационно-правовых формах:

б) некоммерческие (не извлекающие прибыль и не распреде­ляющие ее между участниками):

Органы военного управления, соединения, воинские части во­инских формирований и органов могут создаваться для участия в гра­жданском обороте только в организационно-правовой форме феде­рального государственного учреждения (военного учреждения).

Особенности правового положения отдельных видов военных учреждений определяются специальными законами и иными норма­тивно-правовыми актами (например, вуз, военная прокуратура).

По своему целевому предназначению и видам деятельности все военные учреждения подразделяются на:

а) боевые части (части боевого применения и постоянной го­товности):

б) части боевого обеспечения:

в) остальные военные учреждения:

Военная организация может быть лишена статуса юридического лица без последующей ее ликвидации, т.е. она приобретает статус подразделения вышестоящей или другой военной организации.

Военные предприятия как разновидность военных организа­ций имеют ряд существенных черт, отличающих их от военных учре­ждений по целевому (функциональному) назначению, экономическо­му содержанию и организационно-правовому устройству.

К военным предприятиям относятся:

Военные предприятия, состоящие на хозяйственном расчете, являются юридическими лицами и свою производственно­хозяйственную деятельность осуществляют на основании ФЗ «О госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В зависимости от значения, профиля производства и объема выпускаемой продукции военные предприятия принято разделять на:

По основным видам деятельности выделяют:

Основным назначением военных предприятий является матери­ально-техническое обеспечение деятельности ВС, т.е. они выполняют вспомогательные функции и не предназначены для ведения боевых действий.

Учредительным документом военного предприятия являет­ся устав, который утверждается уполномоченными государственны­ми органами РФ и должен содержать в себе наиболее важную инфор­мацию:

Военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяй­ственного ведения, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не может привлекаться к от­ветственности по обязательствам собственника его имущества, кото­рым является РФ в лице уполномоченных органов.

В то же время РФ не несет ответственности по обязательствам военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйствен­ного ведения, за исключением случаев, если банкротство такого пред­приятия вызвано органом, осуществляющим функции собственника его имущества.

Так как большинство военных предприятий участвует в граж­данском обороте, то в случае принятия решения о ликвидации такого предприятия Правительство РФ или уполномоченный им орган назна­чает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами этого предприятия.

В случае, если при ликвидации военного предприятия будет ус­тановлена его неспособность удовлетворить требованиям кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидацион­ная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия банкротом.

Рассмотрим кратко военные организации, которые не являют­ся юридическими лицами.

Примером такой военной организации является военная кафед­ра невоенного образовательного учреждения, которая является струк­турным подразделением этого учреждения и подчиняется его ректору, несмотря на то, что должности профессорско-преподавательского со­става замещаются военнослужащими, осуществляющими служебную деятельность в соответствии с военным законодательством, уставами и др. нормативно-правовыми актами.

Правовой режим имущества воинских частей и военных организаций

Действующее законодательство не содержит четкого определе­ния военного имущества или имущества военной организации. Однако из анализа данного понятия следует, что оно эквивалентно понятию «материальные средства воинской части».

Под правовым режимом имущества принято понимать сово­купность установленных действующим законодательством и связан­ных с этим имуществом прав, обязанностей и ответственности субъек­тов имущественных отношений.

Правовой режим военного имущества может регулироваться как нормами военного законодательства (когда имущество не участву­ет в гражданском обороте), так и нормами гражданского права (если имущество участвует в гражданском обороте).

Субъектами правоотношений, которые возникают по пово­ду военного имущества, являются:

Военное имущество является собственностью государства, от имени которого права собственника имущества военной организации осуществляет Правительство РФ и уполномоченные им органы.

Права собственника в отношении военного имущества реали­зуются Правительством РФ и уполномоченными органами в соответ­ствии с действующим законодательством, содержащим как нормы гражданского права, так и военно-административные нормы.

В перечень их прав входят:

Данные права оказывают существенное влияние на правовой режим военного имущества, порядок его хранения и использования.

Законодательство устанавливает разрешительную систему в от­ношении всех сделок по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемых военными организациями.

В число этих сделок входят:

Что касается военных предприятий, то в отношении распоряже­ния принадлежащим им движимым имуществом на праве хозяйствен­ного ведения никаких ограничений по сделкам, а также распоряжению выпускаемой продукцией не существует, если это специально не ого­ворено законом.

Решение о высвобождении и реализации движимого военного имущества принимают федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Денежные средства, полу­ченные от реализации данного имущества, за вычетом затрат на его предпродажную подготовку и реализацию, в полном объеме перечис­ляются в доход федерального бюджета.

Прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления военным имуществом производится по основаниям и в порядке, предусмотренном для прекращения права собственности. Помимо этого, прекращение может быть произведено и по решению собственника при условии, что оно имеет правомерный характер.

Основания прекращения права на военное имущество могут быть следующими:

К юридическим гарантиям правового режима имущества во­енных организаций относятся:

Рассмотрим правовой режим имущества военных учрежде­ний. В составе имущества, находящегося у военного учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида денежных и ма­териальных ценностей:

1. Имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете.

Данным имуществом учреждение владеет, распоряжается и пользуется в пределах прав, установленных законом, целями своей деятельности, заданием собственника и назначением имущества. Уч­реждение вправе распоряжаться только денежными средствами, выде­ленными ему по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

2. Доходы, полученные учреждением от деятельности, прино­сящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемое на от­дельном балансе.

Если таковое имущество имеется, то военное учреждение впра­ве распоряжаться им самостоятельно. В этом случае правовой режим аналогичен режиму права собственности.

Однако законодательство предусматривает возможность учре­ждений выступать собственниками определенного имущества. Таким имуществом могут быть:

Самостоятельное распоряжение доходами от разрешенной дея­тельности ограничивается рамками целей деятельности и задачами военного учреждения. Такие доходы должны в первую очередь ис­пользоваться на потребности военной организации:

Рассмотрим правовой режим имущества военных предпри­ятий. В зависимости от правового режима имущества, закрепленного за военными предприятиями, различают:

Порядок отпуска материальных средств военным предприятиям определяется постановлениями Правительства РФ и приказами МО РФ.

Истребование военными предприятиями материальных средств, отпускаемых за плату или бесплатно, производится через центральные управления МО РФ и управления военных округов по подчиненности на основании штатов, табелей, норм и планов обеспечения, а также на основании техпромфинпланов военных предприятий.

Военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяй­ственного ведения, распоряжается принадлежащим ему движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством, и не вправе продавать принадлежащее ему недви­жимое имущество, а также сдавать его в аренду, отдавать в залог, вно­сить в качестве вклада в уставной капитал или иным способом распо­ряжаться имуществом без согласия его собственника.

Военное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом передавать другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в уставной капитал и т.п.) все имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, лишь с согласия Правительства РФ или уполномоченного им феде­рального органа исполнительной власти.

Реализация производимой военным казенным предприятием продукции осуществляется им самостоятельно, если иное не установ­лено законом или иными правовыми актами. При этом цены на эту продукцию устанавливаются Правительством РФ или уполномочен­ным им органом.

Военное казенное предприятие вправе распоряжаться принад­лежащим ему имуществом (в том числе и с согласия Правительства РФ или уполномоченного им органа) только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия, поскольку в противном слу­чае может произойти сбой поставок материально-технических средств в войска, что создаст угрозу обороноспособности государства и его безопасности.

Понятие войскового хозяйства и организация его ведения

Организация и ведение войскового хозяйства подразумевает под собой соблюдение ряда принципов:

Содержание организации и ведения войскового хозяйства (хозяйственная деятельность) включает:

Создается войсковое хозяйство одновременно с формированием военной организации, которая должна иметь обособленное имущество для полноценного осуществления своей деятельности в соответствии с установленными ей целями и задачами.

К основным источникам пополнения военных организаций относятся:

Важное место в организации и ведении войскового хозяйства отводится складам, которые должны находиться в постоянной готов­ности к приему и выдаче материальных средств в сроки, определяе­мые специальными указаниями. Ответственность за хранение и сбе­режение материальных средств на складах возлагается на соответст­вующих начальников складов и кладовщиков.

Документами, подтверждающими обеспеченность военнослу­жащего продовольствием, вещевым и другим имуществом, являются аттестаты, выдаваемые ему на эти материальные средства.

Большое значение в решении вопросов продовольственного обеспечения личного состава имеет подсобное хозяйство воинской части, которое организуется по решению командира и оформляется его приказом.

Подсобные предприятия военных организаций (портновские и сапожные мастерские, парикмахерские, типографии, лаборатории, столовые, клубы, кафе и т.п.) также вносят вклад в надлежащее функ­ционирование войскового хозяйства.

Организация ротного хозяйства направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих внутренний порядок, сохранность, правиль­ное содержание и использование имеющихся в роте вооружения, бое­вой техники, транспорта и имущества, а также поддержание опрятного внешнего вида военнослужащих.

Основными задачами ротного хозяйства являются:

Рассмотрим основные обязанности должностных лиц по орга­низации войскового хозяйства.

Обязанности должностных лиц по организации войскового хозяйства

Субъектами хозяйственной деятельности выступают все должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение со­хранности и надлежащего целевого использования военного имущест­ва. Это в первую очередь руководители военных организаций, их за­местители, начальники соответствующих служб и довольствующих органов военных организаций, старшины подразделений, начальники складов и др.

Важное место отводится в организации войскового хозяй­ства начальнику штаба части. Он должен знать состояние войско­вого хозяйства и контролировать выполнение распоряжений команди­ра по вопросам его организации и ведения.

Основным организатором войскового хозяйства является заместитель командира по тылу. Он отвечает за хозяйство части по подчиненным службам, и его указания по общим вопросам планиро­вания хозяйственной деятельности, подвозу материальных средств, торгово-бытовому, квартирно-эксплуатационному обеспечению и противопожарной охране обязательны для всех начальников служб и командиров подразделений.

Контроль за выполнением договоров осуществляют соответст­вующие заместители командира и начальники служб части, на кото­рых возлагается вся полнота ответственности за надлежащую реали­зацию условий договора.

Ротное хозяйство организует командир роты, который ру­ководит им и несет ответственность за его состояние, а также обеспе­чение личного состава положенными материальными средствами. Его помощниками являются командиры взводов и старшина роты.

Понятие, общая организация и правовые основы обеспечения Вооруженных Сил материальными средствами

Понятие, задачи и организация войскового учета

Все поступающее в войска имущество подлежит учету в соот­ветствии с требованиями нормативно-правовых актов.

Выделяют три вида войскового учета:

Все документы, используемые при ведении бухгалтерского учета в военной организации, подразделяются на три основные группы:

Правильно организованный войсковой учет материальных средств военных организаций позволяет командирам, другим должно­стным лицам получать достоверные данные о наличии и состоянии военного имущества в подразделениях, а также осуществлять эффек­тивный контроль за его сохранностью и правильным использованием.

Рассмотрим порядок списания материальных средств.

Списание материальных средств: основания и порядок

Порядок и основания списания материальных средств в воен­ных организациях регламентируются руководствами, положениями и другими нормативно-правовыми актами органов военного управления. В результате списания военное имущество снимается с учета, о чем делается соответствующая запись в книгах и карточках учета военной организации.

Военным законодательством предусмотрены следующие ос­нования списания материальных средств:

Правовое обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности в ВС РФ

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим правовое обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности в ВС РФ, является Наставление по правовой работе в ВС РФ.

В данном документе определены основные задачи финансовой и хозяйственной деятельности воинских частей и учреждений.

Самостоятельное финансовое хозяйство ведут все воинские части, имеющие по штату финансовую службу (бухгалтерию) или специальных должностных лиц для ведения финансового хозяйства.

Командир (начальник) воинской части несет полную ответст­венность за финансовое обеспечение и руководит финансовой дея­тельностью вверенной ему воинской части, распоряжается в соответ­ствии с законодательством денежными средствами, обеспечивает эко­номное расходование денежных средств в соответствии с утвержден­ной сметой и своевременное выполнение обязательств перед государ­ственным бюджетом.

Проведение мероприятий, связанных с расходами денежных средств, не обеспеченных соответствующими ассигнованиями и мате­риальными ресурсами, запрещается.

Командир воинской части, принимая решение о проведении ме­роприятий, требующих затрат материальных и денежных средств, должен соизмерять их с эффективностью конечных результатов при соблюдении строжайшей экономии всех ресурсов.

В Наставлении по правовой работе в ВС РФ также перечислены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие во­просы финансовой деятельности, решаемые командирами воинских частей и должностными лицами финансовых органов.

Командир воинской части организует хозяйственную деятель­ность и руководит ею лично через штаб, своих заместителей и началь­ников служб.

Основными задачами контроля за хозяйственной деятель­ностью воинской части являются:

Правовая работа по обеспечению хозяйственной деятельно­сти осуществляется в нескольких направлениях, в соответствии с видами обеспечения и довольствия личного состава:

а) продовольственное обеспечение: командир воинской части несет ответственность за продовольственное обеспечение вверенной ему воинской части. Он обязан:

б) вещевое обеспечение: командир воинской части несет ответ­ственность за вещевое обеспечение вверенной части. Он обязан:

в) медицинское обеспечение: командир воинской части в мир­ное и военное время отвечает за медицинское обеспечение вверенной ему воинской части и обязан принимать меры по сохранению и укреп­лению здоровья военнослужащих. В этих целях он обеспечивает необ­ходимые бытовые условия для жизни и службы личного состава, орга­низует и осуществляет постоянный контроль за выполнением военно­служащими правил личной гигиены.

На основе оценки состояния заболеваемости личного состава и санитарного состояния объектов воинской части принимает решение о проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических меро­приятий;

г) обеспечение горюче-смазочными материалами: командир во­инской части несет ответственность за обеспечение горюче­смазочными материалами вверенной ему воинской части. Он обязан рассматривать и утверждать лимиты расхода горючего на планируе­мый период (год, квартал, месяц) и конкретные мероприятия (учения, полевые выходы и т.п.), он обязан принимать меры к сохранению и правильному использованию горюче-смазочных материалов и перио­дически проверять их наличие.

Горюче-смазочные материалы расходуются на вооружение и военную технику в соответствии с установленными временными и постоянными нормами.

д) воинские перевозки;

е) противопожарная защита: за организацию и состояние про­тивопожарной защиты в воинской части отвечает заместитель коман­дира воинской части по тылу;

ж) квартирное обеспечение: командир воинской части обязан следить за содержанием и правильной эксплуатацией казарменно­жилищного фонда и других зданий и сооружений, территории воин­ской части, а также за состоянием противопожарной охраны в воин­ской части.

Начальник квартирно-эксплуатационной службы воинской части подчиняется заместителю командира воинской части по тылу и отвечает: за обеспечение части всеми видами квартирного довольст­вия, за правильную техническую эксплуатацию казарменно­жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования и квар­тирного имущества, а также за их своевременный ремонт.

В воинских частях, где по штату должность начальника квар­тирно-эксплуатационной службы не предусмотрена, его обязанности выполняет по совместительству другое должностное лицо, назначен­ное приказом командира воинской части.

Таким образом, вкратце, выглядит правовая работа командиров воинских частей по обеспечению финансовой и хозяйственной дея­тельности.

Основы экологического и земельного права

Для того чтобы осмыслить правовые основы охраны окружаю­щей среды, изучим понятие и источники, субъекты и объекты эколо­гического и земельного права, а также нормы юридической ответст­венности за их нарушение.

Понятие и источники экологического права

Предмет экологического права образуют отношения:

Экологическое право подразделяется на:

Экологическое законодательство и право основываются на следующих принципах:

Основными источниками экологического права являются:

Субъекты и объекты экологического права

В зависимости от характера объектов выделяют глобальные (например, озоновый слой), региональные (например, бассейн Волги) и локальные (например, воды малых рек).

Национальное законодательство выделяет объекты, подлежа­щие особой охране: государственные природные заповедники и заказ­ники, национально-природные парки и памятники природы.

Юридическая ответственность за нарушение экологического права

Дисциплинарная ответственность устанавливается за эколо­гические правонарушения, совершенные военнослужащими (работни­ками) в процессе исполнения ими своих служебных (трудовых) обя­занностей в тех случаях, когда нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Эта ответственность (предупрежде­ние, выговор) применяется командованием воинских частей, админи­страцией предприятий в отношении военнослужащих и работников, допустивших экологические правонарушения.

Материальная ответственность заключается в обязанности военнослужащего (работника) возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине части (предприятию) в результате ненадлежащего исполнения им своих служебных или трудовых обязанностей. Независимо от дисцип­линарной ответственности граждане могут быть привлечены одновре­менно и к материальной ответственности.

Административная ответственность закреплена Федераль­ным законом «Об охране окружающей среды». Конкретные составы экологических проступков установлены также главой Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правона­рушения в области охраны окружающей среды и природопользова­ния». Административные санкции выражаются в штрафах.

Уголовная ответственность наступает за наиболее общест­венно опасные деяния, посягающие на экологическую безопасность. В частности, Уголовным кодексом РФ установлены следующие составы экологических преступлений: умышленное уничтожение лесов путем поджога, незаконное занятие рыбным промыслом и т.д. Все составы преступлений разделены на: специальные экологические составы; смешанные и дополнительные. УК РФ предусматривает в качестве уголовных наказаний за экологические преступления: штрафы; лише­ние права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью; обязательные работы до 240 часов; исправи­тельные работы до 2 лет; ограничение свободы; арест до 3 месяцев; лишение свободы.

Основные принципы и источники земельного права

Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих прин­ципах:

Говоря об основных правовых источниках земельного законо­дательства, необходимо указать, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Оно состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

Участники земельных отношений

Земельное законодательство регулирует отношения по исполь­зованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности наро­дов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения.

К ним относятся отношения:

Имущественные отношения по владению, пользованию и рас­поряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, зако­нодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Участниками земельных отношений являются:

Среди участников земельных отношений выделяются:

Объектами земельных отношений являются:

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подраз­деляются на следующие категории:

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов дея­тельности.

Целями охраны земель являются:

Собственность на землю

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собст­венностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законода­тельством РФ.

Г раждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участ­ки, находящиеся в государственной или муниципальной собственно­сти, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридиче­ских лиц, за исключением земельных участков, которые в соответст­вии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут на­ходиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земель­ными участками, находящимися на приграничных территориях, пере­чень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с фе­деральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с феде­ральными законами.

Государственной собственностью являются земли, не нахо­дящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципаль­ных образований.

В федеральной собственности находятся земельные участ­ки:

В собственности субъектов РФ находятся земельные уча­стки:

Учитывая особенности изучаемой нами дисциплины с точки зрения ее военных аспектов, необходимо сказать о том, что ряд зе­мельных участков изымается из оборота в силу их занятости опреде­ленными объектами, находящимися в федеральной собственности. В частности, к таким объектам относятся:

Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, не­сут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных право­нарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Должностные лица и работники организации, виновные в со­вершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную от­ветственность в случаях, если в результате ненадлежащего выпол­нения ими своих должностных или трудовых обязанностей организа­ция понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негатив­ное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение хими­ческими и радиоактивными веществами, производственными отхода­ми и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности опре­деляется трудовым законодательством, законодательством о государ­ственной и муниципальной службе, законодательством о дисципли­нарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их соб­ственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам зе­мельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, ви­новными в нарушении земельного законодательства, за время неза­конного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использова­ния состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восста­новление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридиче­скими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных пра­вонарушениях, или за их счет.

Основы арбитражного процесса

Арбитражные суды призваны содействовать с помощью право­вых средств укреплению законности в экономических отношениях, защищать охраняемые законом права и интересы организаций. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, законами, ука­зами, постановлениями, инструкциями министерств, ведомств, норма­тивными актами субъектов РФ, а также договорами, которые заклю­чают между собой спорящие стороны.

Однако есть нормативный акт, специально посвященный право­вому регулированию деятельности арбитражных судов. Им является Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

Состав арбитражного суда, подведомственность и подсудность дел

Дела в первой инстанции рассматриваются судьями арбит­ражного суда единолично. При этом они действуют от имени суда. Коллегиальное рассмотрение дел в первой инстанции возможно, если одна из сторон заявит об этом. Коллегия в данном случае будет состо­ять из судьи и двух арбитражных заседателей. Сторонам дается право выбрать по одному заседателю из списка, утвержденного для данного суда.

Обязательный коллегиальный состав суда в составе трех профессиональных судей предусмотрен при рассмотрении в суде пер­вой инстанции дел о несостоятельности (банкротстве), об оспаривании нормативных актов. Все дела апелляционной, кассационной и надзор­ной инстанций рассматриваются также коллегиальным составом суда.

Все вопросы, возникающие при рассмотрении дел коллегиаль­но, разрешаются судьями большинством голосов, причем председа­тельствующий в заседании голосует последним.

Говоря о подведомственности дел арбитражному суду, необ­ходимо заметить, что согласно АПК РФ арбитражный суд рассматри­вает споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляю­щими предпринимательскую деятельность без образования юридиче­ского лица и имеющими статус предпринимателя (граждане- предприниматели). Участниками спора в арбитражном суде могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Подведомственны арбитражному суду и споры с участи­ем иностранных организаций. Высшему Арбитражному Суду также подведомственны дела по спорам между Российской Федерацией и ее субъектами.

По характеру арбитражные споры могут быть самыми раз­личными, но все их можно разделить на три группы:

Судебные расходы и сроки в арбитражном процессе

В арбитражном процессе судебные расходы, т.е. затраты, свя­занные с рассмотрением и разрешением дел, направлены на возмеще­ние затрат на содержание судебной системы и предотвращение обра­щений в суд с необоснованными требованиями.

Существует два вида судебных расходов: государственная по­шлина и судебные издержки.

Государственной пошлиной оплачиваются первоначальные и встречные исковые требования как имущественного, так и неимущест­венного характера. Пошлина взимается не только с исковых заявлений, апелляционных жалоб, но и за выдачу копий документов из арбитраж­ного дела.

Сумма пошлины по имущественным спорам взимается в зави­симости от цены иска:

Цена иска указывается истцом, однако в случае неправильного его обозначения она определяется арбитражным судом.

По другим спорам госпошлина взимается в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда.

К судебным издержкам относятся суммы, подлежащие выплате за:

Судебные расходы возлагаются на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государст­венная пошлина, по общему правилу, относится на виновную сторону.

Судебная процедура по своим затратам довольно дорогая, и по­этому закон побуждает всех лиц, участвующих в арбитражном процес­се, действовать, не затягивая его ход. Помимо этого процессуальные сроки устанавливаются и в интересах спорящих сторон: чем быстрее будет наказана виновная сторона, тем эффективнее окажется санкция, тем быстрее будут защищены права и интересы обиженной стороны.

Закон устанавливает следующие сроки:

Участники арбитражного процесса

Арбитражный суд в необходимых случаях может привлечь к участию организацию, которая не значилась стороной в деле, но дела­ет это с согласия истца.

Стороны при рассмотрении дела пользуются равными процессу­альными правами. Они имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, предостав­лять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопро­сы, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбит­ражному суду, представлять отводы по всем вопросам, возражать про­тив ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные акты. Истец может до принятия решения изменить предмет и основание иска или отказаться от него. В свою очередь, ответчик вправе признать иск полностью или частично. И, наконец, стороны могут закончить дело мировым соглашением.

Вместе с тем стороны несут обязанности, предусмотренные за­коном, и должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

АПК РФ предусматривает возможность участия в арбитраж­ном процессе третьих лиц: с самостоятельными требованиями на предмет спора и не заявляющих таких требований, а участвующих в деле на стороне истца или ответчика. Примером первого варианта бу­дет предъявление самостоятельного иска о признании права самостоя­тельности на строение, когда по нему уже идет спор между двумя ор­ганизациями. Второй вариант участия третьих лиц будет налицо, если иск о нарушении обязательств по договору подряда, предъявленный генеральному подрядчику, будет рассматриваться с участием субпод­рядчика, который вступит в дело на стороне ответчика. Наиболее ти­пичным основанием во второй ситуации является возникновение рег­рессного иска к третьему лицу.

В арбитражном процессе может участвовать прокурор. Такое участие вызвано необходимостью со стороны его встать на защиту государственных или общественных интересов. Обычно речь идет о вступлении его в дело по сделке, противоречащей закону, хотя проку­рор может предъявить иск и в интересах конкретной организации или гражданина-предпринимателя. К иску прокурора не применяются тре­бования об уплате государственной пошлины. Вступивший в арбит­ражный суд путем предъявления иска прокурор пользуется всеми пра­вами и несет обязанность истца. Он обязан обосновать и доказать предъявленный иск. Вступление прокурора в дело по действующему законодательству возможно только по инициативе самого прокурора. АПК РФ не предусматривает возможность участия прокурора по ини­циативе арбитражного суда, а также случаев прямого предписания о рассмотрении дел с обязательным участием прокурора.

Зачем нужен представитель? В основном необходимость в пред­ставительстве вызывается желанием юридического лица получить ква­лифицированную юридическую помощь при рассмотрении дел в ар­битражном суде.

Представителем может быть любой гражданин, имеющий над­лежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбит­ражном суде. Ими могут быть только физические лица-граждане.

Представительство (сторон и третьих лиц) возможно по всем категориям дел в арбитражном суде первой инстанции, апелляцион­ной, кассационной, надзорной инстанции и при исполнении арбитраж­ных решений.

Участие в арбитражном процессе представителя (а им чаще все­го бывают юрисконсульты, работники юридических фирм, адвокаты) не устраняет из дела орган юридического лица (руководителя органи­зации, его заместителя) или гражданина-предпринимателя. Они могут участвовать в деле совместно.

Полномочия представителей на ведение дела в арбитражном су­де должны быть надлежаще оформлены (доверенность, выдаваемая представителю за подписью руководителя представляемой организа­ции с приложением печати, или ордер, выдаваемый адвокату юриди­ческой консультацией).

Доказательства в арбитражном процессе

Два вида фактов не требуют доказывания:

Обязанность доказывания фактов, по общему правилу, возла­гается на сторону, которая на них ссылается в обоснование своих тре­бований или возражений.

Доказательствами являются полученные сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разре­шения спора.

Различают прямые и косвенные доказательства.

Прямые доказательства указывают на однозначную связь с искомым фактом (например, товарно-транспортная накладная с соот­ветствующими отметками является прямым доказательством перевоз­ки груза).

Косвенные доказательства показывают многозначную связь с искомым фактом и позволяют сделать несколько в равной степени ве­роятных выводов о наличии или отсутствии фактов, имеющих значе­ние для дела. Поэтому лишь оценка нескольких косвенных доказа­тельств может дать достоверные сведения о искомом факте.

Различают следующие виды доказательств:

1. Письменные доказательства, используемые в арбитражном процессе, весьма многообразны: акты, договоры, справки, деловая корреспонденция и другие документы и материалы, содержащие све­дения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, полученные, в том числе, посредством факсимильной, электронной и иной связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Вещественной основой их является, как правило, бумага.

2. Вещественные доказательства в арбитражно­процессуальном законодательстве определяются как предметы, кото­рые своим внешним видом, внутренними свойствами, местом их на­хождения или иными признаками могут служить средством установ­ления обстоятельств, имеющих значение для дела.

Разумеется, дать их исчерпывающий перечень нельзя. Предметы используются как вещественные доказательства в силу того, что они отражают события, действия, бездействия, имевшие место в прошлом, в виде изменения их свойств, отпечатков, следов и т.п.

Вещественные доказательства представляются сторонами, дру­гими лицами, участвующими в деле, либо истребуются арбитражным судом от указанных или иных лиц.

Хранятся вещественные доказательства в деле или по описи сдаются в камеру хранения вещественных доказательств арбитражного суда. Если они не могут быть доставлены в суд, то хранятся в месте их нахождения. После окончания процесса они возвращаются предоста­вившим их лицам либо тем, за кем признается право на эти вещи.

3. Заключение эксперта. Экспертиза назначается судом для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требую­щих специальных познаний.

Виды экспертизы могут быть самыми разными: экономическая, товароведческая, техническая, бухгалтерская, почерковедческая и др. Средством доказывания является заключение эксперта. Назначается экспертиза по ходатайству лиц, участвующих в деле. Проводится экс­пертиза либо специалистами соответствующих экспертных учрежде­ний, либо специалистом, обладающим необходимыми познаниями в определенной области. В арбитражном процессе участвует и сам экс­перт, и это является его обязанностью. За дачу заведомо ложного за­ключения или отказ от дачи заключения эксперт несет уголовную от­ветственность.

4. Показания свидетелей. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

Обязанность свидетеля такова: явиться по вызову суда и дать правдивые показания по известным ему обстоятельствам. За дачу за­ведомо ложного показания свидетель несет уголовную ответствен­ность.

5. Объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле. Этот вид доказательств используется во всех делах, поскольку они являются исходным доказательственным материалом, на котором основываются требования истца и возражения ответчика.

Однако не все доказательства принимаются арбитражным судом во внимание.

Согласно АПК РФ арбитражный суд принимает только те дока­зательства, которые имеют отношение к делу. В соответствии с этим правилом суд обязан отобрать только доказательства, обладающие свойством относимости, исключив из процесса доказывания те из них, которые к делу не относятся. Так, если в результате перевозки были подмочены рулоны ткани, то не надо доказывать, что после опреде­ленной обработки эта ткань будет пригодна к использованию. Швей­ное предприятие или магазин все равно не имеют возможности такую обработку осуществить.

Доказательства должны обладать свойством допустимости, т.е. существовать в определенной процессуальной форме. Так, если свиде­тель не предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, то его показания не будут счи­таться доказательством.

Оценка доказательств ведется судом с точки зрения относи­мости; допустимости; достоверности; достаточности.

В соответствии с АПК РФ арбитражный суд оценивает все дока­зательства по своему внутреннему убеждению, основанному на все­стороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, руководствуясь при этом действующим законодательством. При­чем никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции, кассационное обжалование решений

Рассмотрение арбитражных дел в суде первой инстанции про­ходит несколько стадий.

Это требование должно основываться на фактических обстоя­тельствах по делу. Кроме этого иск должен иметь и правовое основа­ние, т.е. указание на законы или иные нормативные акты, которые, по мнению истца, нарушены.

Согласно закону иск принимается к рассмотрению независимо от истечения срока исковой давности (общий срок исковой давности равен трем годам). Его истечение является основанием для вынесения решения об отказе в иске, если причина пропуска срока будет призна­на неуважительной.

Судья единолично решает вопрос о принятии искового заявле­ния и выносит определение.

Закон предоставляет возможность ответчику направить отказ на исковое заявление с приложением документов, подтверждающих воз­ражения против иска.

Подготовка дела к судебному разбирательству. От четкости и правильности подготовки дела зависят быстрота и качество судебного процесса. Сама подготовка к судебному разбирательству складывается из определенных процессуальных действий судьи: определяется закон, которым стоит руководствоваться, решается вопрос о составе лиц, участвующих в деле, определяются доказательства, которые должны быть представлены сторонами, извещаются участники процесса о вре­мени слушания дела.

Срок для подготовки дела к слушанию законом не устанавлива­ется, но в любом случае дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд.

Лица, участвующие в деле, призваны содействовать эффектив­ной подготовке дела к судебному разбирательству, например, путем личного обращения они могут обратить внимание судьи на необходи­мость проведения тех или иных действий.

Судебное разбирательство является центральной стадией ар­битражного процесса.

В подготовительной части заседания судья с участием предста­вителей сторон выясняет, кто явился в суд, проверяет полномочия представителей сторон, объявляет состав суда и проверяет явку лиц, участвующих в деле, разъясняет участникам процесса права и обязан­ности и др.

После проверки всех условий, необходимых для разрешения спора в данном заседании, арбитражный суд приступает к рассмотре­нию дела по существу.

Оно начинается с изложения обстоятельств дела истцом или его представителем, хотя суд может предложить это сделать и ответчику (его представителю). В таком случае каждой из сторон должны быть представлены равные права и возможности предъявить необходимые для разрешения спора доказательства.

Дело может быть закончено признанием иска ответчиком или отказом истца от иска. Не исключен и вариант заключения между ни­ми мирового соглашения, но это должно быть сделано только до мо­мента вынесения решения судом.

После исследования доказательств председательствующий вы­ясняет у лиц, нет ли у них дополнительных материалов, заявлений, ходатайств. И если таковых не имеется, суд проводит судебные прения и затем удаляется для принятия решения.

Вынесение решения производится в отдельной комнате, где мо­гут находиться лишь судьи, участвовавшие в рассмотрении дела. При­нимается решение при коллегиальном рассмотрении дела большинст­вом голосов. Решение излагается в письменной форме и подписывает­ся всеми судьями (судьей). Решения рассылаются лицам, участвую­щим в деле, заказным письмом с уведомлением или вручаются под расписку в пятидневный срок со дня принятия.

Решение арбитражного суда обязательно для исполнения всеми организациями и должностными лицами. Оно устанавливается оконча­тельно (если не обжалуется) и создает невозможность рассмотрения этого спора еще раз, т.е. вторичный тождественный иск уже предъя­вить нельзя.

Решение вступает в силу по истечении месячного срока после его вынесения, если не была подана жалоба, в противном случае оно вступает в силу после рассмотрения жалобы в апелляционной или кас­сационной инстанциях.

Задачей апелляционного суда является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определе­ний арбитражного суда первой инстанции и недопущения вступления в законную силу ошибочных решений.

Право на апелляционное обжалование возникает со дня при­нятия решения в окончательной форме у лиц, участвующих в деле. Представитель (юрисконсульт, адвокат и др.) вправе подать апелляци­онную жалобу, если это полномочие оговорено в доверенности.

В заседании апелляционной инстанции председательствует председатель суда, его заместитель или один из судей.

Апелляционные жалобы рассматриваются в открытом заседа­нии суда апелляционной инстанции (если это не противоречит интере­сам охраны государственной тайны). Особенностью апелляционного суда является то, что дополнительные доказательства здесь принима­ются во внимание, если заявитель обосновал невозможность их пред­ставления в суде первой инстанции, а также то, что здесь новые иско­вые требования не принимаются.

После внимательного изучения всех имеющихся доказательств, анализа действующего законодательства и руководящих указаний Высшего Арбитражного Суда РФ по рассматриваемым вопросам вы­носится и оглашается постановление.

Порядок ведения заседаний в апелляционной инстанции при­близительно такой же, как и в суде первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело, вправе:

Основанием к изменению или отмене решений согласно АПК РФ являются:

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в за­конную силу с момента его принятия. Оно направляется лицам, участ­вующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении под расписку в пятидневный срок. Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке.

Право на кассационное обжалование возникает со дня вступле­ния решений и постановлений в законную силу у лиц, участвующих в деле. Кассационная жалоба может быть ими подана в письменной форме в течение двух месяцев после вступления решения или поста­новления в законную силу через суд, вынесший решение.

О принятии кассационной жалобы к производству судья выно­сит определение, в котором указывается время и место рассмотрения жалобы. Заказным письмом определение направляется лицам, участ­вующим в деле, что дает им право направлять отзыв на жалобу.

Рассматривается кассационная жалоба в месячный срок со дня поступления ее вместе с делом в суд округа. Правила рассмотрения ее примерно те же, что и в суде первой инстанции.

Рассматривается жалоба тремя профессиональными судьями и начинается докладом председательствующего или одного из судей. После доклада заслушиваются лица, явившиеся в зал судебного засе­дания, и (или) их представители. Первым выступает лицо, подавшее жалобу. Затем суд знакомится с представленными сторонами дополни­тельными материалами. Затем суд удаляется на совещание для выне­сения постановления. Постановление оглашается публично.

Окружной арбитражный суд, рассмотрев дело, вправе:

По результатам рассмотрения кассационной жалобы прини­мается мотивированное постановление, подписанное всеми судьями. Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит. Постановление направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уве­домлением о вручении или вручается им под расписку в пятидневный срок со дня принятия.

Пересмотр дела в порядке надзора

В заключение краткого обзора организации арбитражного про­цесса в РФ необходимо заметить: несмотря на то, что решения суда первой инстанции порой рассматриваются и в апелляционной, и в кас­сационной инстанциях, не всегда удается избежать принятия ошибоч­ных решений. Проверка вступивших в законную силу решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав орга­низаций и граждан-предпринимателей.

Однако эта стадия арбитражного процесса существенно отлича­ется от предыдущих. Решения в порядке надзора могут быть пере­смотрены по заявлениям лиц, участвующих в деле, или представлению прокурора только Высшим Арбитражным Судом РФ.

Заявление (или представление прокурора) рассматривается кол­легиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ, кото­рый решает вопрос о направлении дела в Президиум ВАС РФ, который и пересматривает вступившие в законную силу решения, если есть для этого основания.

Надзорная инстанция может истребовать и изучить дело. Пре­зидиум ВАС РФ рассматривает дело при наличии на заседании боль­шинства его членов. Лица, участвующие в деле, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика. После этого Президиум ВАС РФ принимает постановление в закрытом совещании. Оно вступает в силу со дня принятия и подлежит опубликованию в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *