Что такое условие задачи 1 класс определение в математике
Урок математики в 1-м классе «Что такое задача»
Класс: 1
Ключевые слова: математика
Класс: 1.
Тип урока: Открытие нового знания.
Дидактическая цель: Способствовать формированию теоретического понятия «Задачи».
Цель:
Задачи:
Формирование универсальных учебных действий:
Понятия:
Предметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
2. Познавательные УУД:
3. Коммуникативные УУД:
Технологии:
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование:
Ход урока
— У нас на уроке гости, давайте поздороваемся!
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
Итак, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума. (1-2 мин.)
II. Устный счет
Игра «Муха» на концентрацию внимания.
Числовой ряд. Работа с карточками. 1, 2, 3, …9.
— назовите числа от 0-10,
— покажите соседей числа 6, 8, 3
— Предыдущее 7, 3, 8, 4,
— последующее 5, 2, 9, 7,
— покажите сумму 2 и 4, 3 и 5, 1 и 6
— разность 7 и 1, 3 и 2,
— уменьшаемое 5, вычитаемое 3, чему равна разность,
— слагаемое 7, слагаемое 2 чему равна сумма.
Игра с карточками 1,2,3,4,5…. На состав числа 7, 8.
Подготовка к работе на основном этапе.
Рассмотри картинки и реши примеры. Приложение 3
III. Составление математических рассказов по картинкам. (Работа в парах)
ТЕКСТ
1. Барбусы – это стайные виды рыб, отличающиеся высокой активностью и интересными расцветками. Очень активны и миролюбивы. Плавают в водоемах в количестве 4-5 рыб.
2. В аквариуме плавали 3 барбуса. Из зоомагазина принесли еще 1 рыбку. Сколько барбусов стало?
— Какой из этих рассказов – математический?
— Почему вы так решили? (Выдвигают гипотезы.) что в математическом рассказе должно быть?
Т.к. там есть ВОПРОС, СЮЖЕТ, ДАННЫЕ, МОЖНО РЕШИТЬ.
— А КТО ЗНАЕТ? КАК НАЗЫВАЕТСЯ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, в котором есть ВОПРОС, СЮЖЕТ, ДАННЫЕ, МОЖНО РЕШИТЬ.
? ЗАДАЧА? (так какая тема сегодняшнего урока)
Цифровая физкультминутка (1 мин.)
IV. Открытие нового знания
Тогда предлагаю стать исследователями и проанализировать рассказы.
Являются ли они задачами?
V. Работа в группе
Распределите роли, не забывайте о правилах.
ДОКЛАДЧИКИ у доски.
Так какой вывод вы можете сделать? Что такое задача?
(ЗАДАЧА – это математический рассказ, в котором есть сюжет, данные, вопрос.)
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. (5 мин.)
Содержательная рефлексия.
— Мы с вами сегодня говорили о задачах, и я предлагаю вам решить несколько интересных задач. (Приложение 5)
VI. Систематизация и самооценка полученных знаний
— Какие новые знания вы получили на уроке?
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
— Какие умения помогли вам сегодня на уроке?
— Какие знания вы использовали и приобрели?
— Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)
— Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)
Рефлексия (1-2 мин)
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 21. Задача. Структура задачи.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Компоненты задачи – условие, вопрос, решение, ответ.
Задачи на сложение и вычитание.
Взаимосвязь между условием и вопросом задачи.
1. Условие (что известно в задаче).
2. Вопрос (что нужно узнать).
3. Решение (действие, нахождение неизвестного).
4. Ответ задачи (ответ на вопрос задачи).
Текстовая задача; условие задачи; вопрос задачи; решение задачи.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.– с. 88 – 89.
На уроке мы узнаем, как построена задача и как называются структурные элементы задачи. Научимся решать задачи, записывать решение задачи и ответ. Сможем выделять задачи из предложенных текстов.
Основное содержание урока
Послушайте два рассказа и сравните их:
1. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?
2. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. В овощах очень много витаминов, они очень полезные.
Какой из этих текстов мы будем изучать на уроке математики, а какой на уроке окружающего мира?
Первый текст на уроке математики, так как в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления, а второй на уроке окружающего мира.
Как называется текст с вопросом, для ответа на который нужны математические вычисления?
Такой текст называется «Задача».
Сегодня на уроке мы узнаем, какой текст называется задачей и из каких частей она состоит.
Тема нашего урока: «Задача. Структура задачи».
Посмотрите ещё раз на текст знакомой нам задачи и ответьте на вопрос.
Что в ней известно?
В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?
Что мама купила 3 перца и 4 морковки.
Что в задаче нужно узнать?
Сколько всего овощей купила мама.
Это вопрос задачи. Это о чём спрашивают в задаче, то, что нужно узнать.
Что нужно сделать, чтобы сосчитать, сколько мама купила овощей?
Нужно к трём прибавить четыре, получится семь овощей.
Это решение задачи.
Ещё раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него.
Мама купила семь овощей.
На уроке мы поймём, как построена задача – в ней есть условие и вопрос.
Будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ.
Составьте условие задачи по рисунку.
В корзинке четыре луковицы, ещё две луковицы лежат рядом.
Сколько всего луковиц?
Как решить такую задачу? Сложением или вычитанием?
Четыре да ещё две, задача решается сложением.
Запишем решение. К четырём прибавить два получится шесть.
Осталось записать ответ задачи. Ответим на вопрос задачи: всего шесть луковиц.
Ещё раз посмотрите внимательно на этот же рисунок:
Составьте другую задачу, которая будет решаться вычитанием:
В корзине было четыре луковицы, из неё взяли две луковицы.
Сколько луковиц осталось в корзине?
Как записать решение?
Из четырёх вычесть два, получится две луковицы.
Осталось записать ответ задачи.
Разбор тренировочных заданий.
Рассмотрите рисунок, дополните условие и решите задачу.
На огороде с одного куста сорвали 2 кабачка, а с другого куста 6 кабачков. Сколько кабачков собрали с двух кустов?
Выберите только те тексты, которые являются математическими задачами.
Верные равенства обозначьте синим цветом, а неверные красным.
Прочитайте задачу и установите соответствия между её компонентами.
Попробуйте заменить овощи соответствующей цифрой.
Ответ:
Ответь на вопросы с помощью таблицы.
Покажите разным цветом, как можно получить число 6.
Ведение понятия «задача». Составные части задачи. 1-й класс
Класс: 1
Цель урока: на основании понимания научить детей находить в тексте задачи условие и вопрос, подвести детей к автоматическому навыку выделения основных частей задачи.
Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
При построении урока использовались принципы:научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
1. Организационный момент
Проверяется готовность детей к уроку, порядок на рабочих местах.
– Здравствуйте, ребята! Готовы работать? А давайте проверим, готовы ли ваши пальчики.
Пальчиковая разминка: дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
2. Минута настроения
– Добрый день, ребята! Мне приятно вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!
На части не делится солнце лучистое
И вечную Землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
– Итак, готовы вы отправиться в волшебный мир математики? Но давайте сегодня постараемся и сделаем так, чтобы тучки не закрыли наше веселое солнышко. Хорошо?!
3. Постановка цели
– Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, а поможет нам в этом компьютер.
– Тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете ребус. (На экране слайд с ребусом)
– Задача!
– Молодцы, вы правильно разгадали ребус. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Но начнем мы, конечно, с повторения и устного счета.
4. Повторение. Устный счет
1. Задачи в стихах (на экране появляются слайды, изображающие условие задачи, дети пишут ответы на досках «фантазиях»)
Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)
Вот восемь зайчишек по полю идут,
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся зайцев домой? (10)
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку
– Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? (6)
Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
– Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? (3)
– А сейчас проверьте ответы (на экране появляются ответы 4, 10, 5, 6,3)
– Ниже напишите эти числа в порядке возрастания.
– Проверьте свои ответы на экране (3, 4, 5, 6, 10)
2. Работа с отрезком натурального ряда чисел
Дети пользуются «веерами».
(Появляется улыбающееся солнышко с глазками, ротиком, носиком, но без лучей)
– Что отсутствует у нашего солнышка, а в математике учит считать? (Солнышко с лучами)
(Луч учит!) На экране появляются примеры, затем – ответы на луче. Дети хором называют ответы и потом проверяют.
0 + 1 1
1 + 1 2
2 + 1 3
3 + 1 4
4 + 1 5
5 + 1 6
6 + 1 7
7 + 1 8
8 + 1 9
9 + 1 10
Появляется пример. После того, как дети покажут на «веерах» ответ – появляется ответ на луче.
10 – 1 9
6 + 1 7
3 – 1 2
0 + 1 1
4 – 1 3
7 – 1 6
9 + 1 10
5 – 1 4
6 – 1 5
7 + 1 8
– Показать на цифровом веере, какое число следует за число 6,8?
– Как мы получили последующее число? (прибавили 1)
– Покажите, какое число является предыдущим для чисел 8, 6?
– Как получили предыдущее число (отняли 1)
– А теперь повторим состав некоторых чисел.
5. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два – вперед нагнуться,
Раз и два – назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу)
– Мы опять с вами улыбаемся и солнышко радуется вместе с нами!
6. Подготовка к основному этапу
– А к нам сегодня на урок пришли гости, сказочные герои, которых вы все знаете. Отгадаете, кто это? И я покажу вам их.
Детям загадываются загадки, после того, как они отгадывают, на слайде появляются картинки с их изображением этих персонажей.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Я – славный мишка …
Любой меня поймет:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мед! (Винни-Пух)
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
– Так вот нашим сказочным героям было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. Учитель читает тексты.
(Изображение Винни-Пуха и текст)
«Вечером было 3 горшочка с медом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»
(Изображение Зайки)
«Кто в теремочке живет?»
(Фигурка Буратино)
«У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня осталось?»
– Как вы думаете, кто из литературных героев решал именно задачу?
На доске прикрепляется первая карточка со словом ЗАДАЧА. Мнения детей могут разойтись, так как недостаточно знаний. Тогда учитель высказывает предположение:
– Наверное, вы почувствовали, что вам не хватает знаний о задаче? Давайте сформулируем, что нужно знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить наших сказочных героев.
7.«Открытие» новых знаний
На доске прикрепляется вторая карточка со словом ПОДУМАТЬ!
– Что такое задача? Какие мысли приходят в голову? (Текст, числа, вопрос…) – выслушиваются ответы детей.
– Помогу вам. Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
Первая часть – УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом)
Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ
Вторая часть – ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько)
Вопросы учителя:
– Итак, что такое условие задачи? (То, что нам известно)
– А то что нужно найти, как будет называться? (Вопрос)
Например: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2. Сколько воздушных шариков у обеих девочек? Это – задача, так как является математическим высказыванием и состоит из двух частей – условие и вопрос.
Условие: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2.
– Известно количество шаров у Тани – 4 и у Оли – 2. Рассказывается об одном и том же предмете – о шарах. С условием связан вопрос задачи.
Вопрос: Сколько воздушных шаров у девочек?» Есть вопросительное слово «сколько.
– А теперь давайте вернемся к нашим сказочным героям и определим, является ли их задание задачей.
8. Работа по рядам
– Первый ряд получает задание Винни-Пуха. Каждый ученик получает карточку с его заданием.
– Второй ряд получает задание Зайки
– Третий ряд получает задание Буратино
Дети некоторое время совещаются и говорят ответ. В итоге все сходятся на мысли, что задачей является только задание Буратино.
– Давайте сейчас поможем Буратино решить эту задачу.
– Открыли тетради, пропустили вниз от предыдущего задания 3 клетки, сейчас будем изображать УСЛОВИЕ задачи.
Уже другим детям даются две карточки с буквами У, В. Они повторяют сначала условие задачи.
– Рисуем в тетрадях 5 яблок, через клетку (кто не умеет, тот рисует кружочки).
– Что еще известно? (Он отдал Пьеро 2 яблока)
– Значит 2 яблока зачеркиваем.
– Что мы сейчас зарисовали? (Условие)
– Какой вопрос в этой задаче?
Ученик с карточкой В повторяет вопрос задачи.
– Ставим под оставшимися яблоками зеленой ручкой знак вопроса.
Двум-трем ученикам учитель выдает вырезанные из картона вопросительные знаки, и эти дети должны повторить еще раз вопрос.
– А теперь запишем РЕШЕНИЕ. Это тоже часть задачи. Если нас спрашивают, то мы должны решить.
Учитель выдает карточку с буквой Р другому ученику. Он должен сказать решение.
– Записываем (2 клеточки вниз)
5 – 2 = 3
– А теперь нам нужно сказать ОТВЕТ
– Кто это может сделать?
Ответ называется устно: 3 яблока.
– Молодцы. Мы помогли сказочным героям определить задачу. А теперь я хочу, чтобы вы догадались, где ЗАДАЧА, а где нет и почему.
9. Закрепление (изображение на экране)
1.«Мама принесла 5 конфет. 2 конфеты она отдала детям»
2.«На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?»
Выслушиваются ответы детей. Наконец, приходим к выводу, что ЗАДАЧА под цифрой 2. Устно повторяются еще раз все составные части задачи, называется решение и ответ.
Самостоятельная работа (примеры на экране)
Работа по вариантам, более слабым учащимся выдаются перфокарточки. Взаимопроверка по вариантам.
10. Итог урока
– Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Теперь мы знаем, что такое задача и из каких частей она состоит? (Ответы детей)
(Сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)
– А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (Учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)
11. Домашнее задание
– На следующий урок принесите текст своей задачи, оформленный на отдельном листе. Выделите синим карандашом – условие, красным – вопрос.