Что такое ушкуй в калининграде
Историко-культурный парк «Средневековое городище «Ушкуй»
Проект «Стены городища»
Само по себе, понятие «городище» означает некоторое огороженное, укрепленное место. Согласитесь, странно было бы называться «городищем» и не иметь оборонительных стен. В 2018 на конкурсе исторических проектов фестиваля » Времена и эпохи» (Москва) наш проект по возведению оборонительных сооружений на городище в историко- культурном парке «Ушкуй» выиграл грант, что означало начало работ по строительству стен, которые должны были придать городищу законченный вид. Летом 2020 работы были завершены. Вашему вниманию предлагается небольшой ролик о том, как происходило строительство, а также историческая справка по истории и археологии старинных городищ нашего и соседских регионов.
Справка: История и археология
Городища являются исключительно важной частью археологического наследия, оставленного предками в нынешних и бывших землях балтийских народов, которые охватывает не только Литву, Латвию, но всю Беларусь, часть России и Польши. В когда-то очень обширном балтийском ареале сохранилось несколько тысяч городищ, знаменующих различные периоды протоистории и исторические времена. Городища – важные элементы культурного ландшафта и значимые места исторической памяти.
В основе воссоздания нашего городища мы старались и основывались, особенно это касается вального укрепления и окружающего его рва и, конечно же, стен, на исследования наших друзей и коллег из музеев Литовской республики. Основой для нас в строительстве укреплений послужило известные городища 13-14 века Великого княжества Литовского. Для лучшего представления этого позволю себе маленький экскурс в историю.
Литва упомянутая в 1009 г., в XIII веке утвердилось как полноправное государство. Первым князем Литвы стал великий князь Миндаугас, коронованный в 1253 г. Литва быстро расширяла свои границы, объединив некоторые балтийские племена, а также присоединив земли, населенные славянами.
В 1226 году рыцари Тевтонского ордена обосновались около Вислы и вскоре стали завоевывать пруссов. Окончательно утвердившись в Пруссии после жестокой борьбы, тевтонские рыцари в конце XIII века расширили свои владения до низовий Немана и стали представлять собой серьезную угрозу для Великого княжества Литовского.
На этом этапе развития балтских земель важная роль была отведена городищам и оборонительным системам. В борьбе с завоевателями большое значение имели деревянные замки различных племен. Большинство из них было уничтожено во время войн в XIII веке. Рыцари пытались утвердится в замках местных племен, строили новые оборонительные сооружения на некоторых городищах. Тем не менее, приоритетом завоевателей было строительство каменных замков, а такие замки могли быть построены и на совершенно ровных местах. Поэтому роль городищ в завоеванных орденами землях Пруссии и Латгаллии стала быстро ослабевать.
Другая ситуация была в Литве. Здесь каменная оборонительная архитектура начала быстро развиваться только в XIV веках, каменных замков было немного, поэтому основная нагрузка в обороне страны легла на деревянные замки, стоящие на городищах.
Фото 1. Основание городища Мажулонис (Игналинский район. Литва) относящееся к XI-XIII векам. Современный вид.
Один из самых впечатляющих комплексов городищ, расположенных на землях балтов, находится в Кярнаве. Наибольшее значение этот комплекс из пяти городищ, наряду с селищами разных эпох и выросшим средневековым городом) приобрел в XIII-XIV веках, когда Кярнаве был одним из важнейших центров Литовского государства. Государственный культурный резерват Кярнаве, в котором находится данный археологический комплекс, внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В средние века Кярнаве была не только одним из крупнейших городов Литвы, но и резиденция великого князя. Название Кярнаве впервые упоминается в конце XIII века в «Ливонской рифмованной хронике», в которой описан поход Ливонского ордена на Литву в 1279 г., и нападение на Кярнаве, землю князя Трайдяниса.
В 1365 году Тевтонский орден организовал военный поход в Литву, одной из причин стал побег к крестоносцам Бутаутаса, сына князя Кейстутиса, который хотел занять Вильнюс и стать правителем Литвы. Последствия нападения рыцарей Ордена на Кярнаве 1365 году были очень болезненными. Несмотря на то, что жители Кярнаве защищались, замок и город были сожжены. Вскоре город и замковый комплекс Кернаве был восстановлен. В начале 1390 г. Подошла огромная армия Тевтонского ордена и их союзников. На этот раз на стороне ордена сражался князь Витаутас. Тогда он, сражаясь с двоюродным братом Ягайлой и его союзниками, решал для себя вопрос занятия престола великого князя Литовского. Защитники Кярнаве сами подожгли замок, форбурги и отступили. Основные силы сторонников Ягайлы были сосредоточены в Вильнюсе, а менее значительные оборонительные объекты уничтожались, чтобы не достались врагу. Разрушенная оборонительная система так и не была до конца восстановлена. Жители покинули долину и обосновались на верхней террасе реки Нярис (Вилия), на территории нынешнего местечка.
Фото 2. Городища в Кярнаве, Литовская республика.
Фото 3. А вот так выглядит современная реконструкция на той самой верхней террасе городища древних литвинов.
Фото 4-5. Кярнаве. Языческое капище древних литвинов с Эдмундас Янкунас, житель Кернавы и историк краевед. Литовская республика.
Фото 6. Реконструкция городища Кярнаве. Общий вид. Литовская республика.
Фото 7.Реконструкция изб в городище Кярнаве. Литовская республика.
Фото 8-9. Городище «Ушкуй» Правдинский район. Калининградская область.
RuGrad.eu
Грозного боевого клича новгородских разбойников вам, впрочем, бояться стоит едва ли. На берегу прекрасной тихой реки Лава три года назад разбили городище калининградские поклонники суровых северных разбойников.
Как оказалось, нравом калининградские ушкуйники в своих предков совсем не пошли и на поверку оказались радушными хозяевами, которые готовы предложить занимательную развлекательную программу, оригинальную сувенирную продукцию и даже выпить и закусить у них найдется.
В минувшую субботу, 29 сентября, побывал у поклонников русских средневековых пиратов и ваш покорный слуга. Дорога, признаться, к ним лежит не близкая – городище расположено километрах в шести от Правдинска, но дорога в очень хорошем качестве, да и интенсивного движения в том направлении совсем не наблюдается. Некоторую сложность может представлять полуторакилометровый участок грунтовки, который преодолеть, однако, труда не составит.
Примечательный момент – есть, где припарковать: хочешь на обочине, а можешь и в чистое поле выехать. Кстати, хватит места и для комфортабельного автобуса. Именно на нем и прибыли к городищу Ушкуй участники «Хобби-Тура» во главе с самым главным пропагандистом регионального туриста и членом Общественной палаты Калининградской области Викторией Корневой.
Само городище, которое энтузиасты из клуба исторической реконструкции стали строить года три назад, представляет собой небольшую огороженную рвом территорию, на которой расположено штук десять строений под аутентичным покрытием из соломы или даже тростника. Парочка из них удивляют своей основательностью. Работает кузнеца, выполненная в духе раннего средневековья, открыт постоялый двор, где к услугам посетителей похлебка, сваренная по рецептам одиннадцатого века, поэтому картофеля и томатов в ее составе вы не обнаружите. Впрочем, как и в травяном чае вы не найдете и привкуса привычного чая. Однако, поверьте, в настойках на хрене, кедровом орехе и мёде привычные ингредиенты…
Участникам «Хобби-тура» сразу же предстояло пройти квест, который может быть интересен, прежде всего, детворе: из лука пострелять, в лешего яблоками побросать, в кузнице молотом помахать и т.д. Заканчивается пару часовая экскурсионная программа «махачем». Гостям предлагалось дать отпор внезапо появившейся «нечисти».
Отдельно хочется отметить, что идея создания такого городища принадлежит ребятам из клуба «Западная башня». С поставленной перед собой задачей они постепенно справляются и мне хочется верить, что всё у них получится.
Запомнился один момент. Моя очаровательная спутница, которая частенько бывает в сопредельлье, отметила, что атмосфера ей очень напоминает подобные праздники в соседней Польше и Словакии. Там ей очень нравится. Понравилось и здесь. Рискну предположить, что ребята из ЗБ использовали опыт своих коллег из тех стран и мест, где они побывали. И нет в этом ничего задорного, а скорее – наоборот.
Коротка справка от Акимова:
Кто же такие ушкуйники. На сколько я помню из университетского курса – спор продолжается и вопрос открытый. Безусловно, славяне-северяне, которые строили свои ушкуи и пускались в набеги по окрестным городам и весям. Ушкуй – это такое суденышко под парусом, которое вмешало ватагу человек в 20-30, которые под веслами и парусом «путешествовали» весьма на значительные расстояния. Помнится, они как и на Волге-матушке орудовали.
Между прочим, наши калининградские «ушкуйники» даже причал на реке Лава себе оборудовали. К нему желающих так же могут отвести… Хотелось бы, чтобы и ушкуй свой они в скором времени получили. Понятно, что дорого, но думается, это станет не меньшей достопримечательностью, чем рыбацкая лодка ныне приписанная к Музею Мирового океана, а областные власти или даже федеральный центр им в этом поможет. Ведь тут, как это ни парадоксально, но совсем нет никакой германизации. Скорее наоборот.
Что такое ушкуй в калининграде
Историко-культурный парк-музей «Средневековое городище» — интерактивный музей под открытым небом на территории Правдинского городского округа Калининградской области, воссоздаваемое на основе исторических источников укрепленное поселение, характерное для юго-восточной Балтии XII-XIV вв. Его строительство ведется с 2013 года спортивно-историческим клубом «Западная башня». В основу музея положена концепция «living history» — живой истории. В настоящее время это самый крупный проект, реализуемый «Западной башней», и единственная в регионе площадка подобного плана по указанной исторической эпохе.
Спортивно-исторический клуб «Западная башня» существует с 1996 года, занимается исторической реконструкцией Европы и Руси эпохи Средневековья, активно участвует в реконструкторских мероприятиях в России, Беларуси, Украине, Литве, Латвии, Польше, Эстонии, Германии, Дании, Франции, Италии, США. Отдельное направление деятельности — исторические средневековые бои (ИСБ), участие в чемпионате мира «Битва Наций» в составе сборной России, победы и призовые места в различных категориях.
Реализация проекта началась еще в 2012 году с проведения в Правдинском районе спортивно-исторического лагеря «33 богатыря». Живописное место, удаленное от трасс и населенных пунктов, с характерным для региона ландшафтом (лес, луг, озеро, излучина реки Лавы) впоследствии получило название «Бобровое поле». В 2013 г. участок площадью 7000 кв. м. оформлен в аренду. За несколько лет возведены оборонительные сооружения (ров, вал, надвратные башни, элементы бревенчатого частокола), жилые и хозяйственные постройки — дружинная изба, общинный дом, кузня, хозяйственные навесы, ледник, а также лодочная пристань, мостки, тренировочные площадки. Проведены работы по очистке и углублению озера, оборудованы подъездные пути, автомобильная парковка, кемпинг. Все постройки по размерам и конфигурации соответствуют реально существовавшим прототипам, в строительстве используются только аутентичные материалы — камень, глина, древесина местных пород, тростник, береста и т. д. В ходе строительства накоплен значительный практический опыт применения средневековых технологий и инструментов.
Проект реализуется силами клуба и на его собственные средства. Воссоздаваемое городище является одновременно интерактивным музеем, летним детским лагерем, культурным, образовательным, этнографическим, ремесленным и спортивным центром, а также — уникальным, не имеющим аналогов туристическим продуктом.
На базе городища регулярно проводятся мероприятия научно-прикладного, реконструкторского, спортивного, культурно-исторического и туристического плана — зимовки, детские лагеря, семинары, маневры, тренировки по ИСБ, ремесленные мастер-классы, празднование Ивана Купала, весеннего и осеннего равноденствия. Ведется постоянная работа по совершенствованию отдельных элементов площадки и ее наполнению аутентичной мебелью, утварью, инвентарем. С 2016 года проводится международный фестиваль боевых искусств и средневековой культуры «Ушкуй!» — крупнейшее в Калининградской области реконструкторское мероприятие по тематике позднего (XIV-XV вв.) средневековья.
Услуги, предлагаемые парком-музеем «Средневековое городище»:
— сплав на байдарках от Правдинска до городища,
— экскурсия по городищу с рассказом о средневековой фортификации, жизни и быте;
— выставка средневековых доспехов, защитного и наступательного вооружения (которое можно потрогать и примерить);
— тир для стрельбы из лука, арбалета, метания сулиц (легких охотничьих копий);
— средневековые игры и забавы для детей и взрослых;
— показательные поединки воинов, вооруженных различными вариантами клинкового и древкового средневекового оружия;
— средневековая кухня, кулинарные мастер-классы с приготовлением напитков и блюд;
— мастер-классы по средневековым ремеслам (кузнечному, кожевенному, плотницкому);
— фотосессии в средневековых костюмах и доспехах;
— интерактивная площадка для коллективных и единоличных турниров с применением мягких мечей (тямбар) и защитного снаряжения (для детей и взрослых);
— автомобильная парковка, биотуалеты, места для установки палаток, мостки для рыбалки, техническая вода, дрова для пикника.
Как добраться: историко-культурный парк-музей «Средневековое городище» расположен в 5 километрах от города Правдинска. Добраться можно на личном автомобиле либо на общественном транспорте до Правдинска (см. расписание) и далее на такси. Вопрос организации регулярного автобусного маршрута в настоящее время находится в стадии решения.
Координаты GPS: 54°28’19.1″N, 21°03’58.2″E
Историко-культурный парк-музей «Средневековое городище» на карте Калининградской области:
Справки по телефону: +7 (909) 789-01-12
Средневековый фьюжн: как прошёл исторический фестиваль «Ушкуй»
В минувшие выходные под Правдинском прошёл уже третий фестиваль исторических боевых искусств и средневековой культуры «Ушкуй», организованный старейшим калининградским клубом «Западная башня». В течение двух дней под палящим июльским солнцем зрители знакомились с бытом и бесхитростными средневековыми развлечениями, а реконструкторы этот быт (и развлечения) обеспечивали. «Афиша Нового Калининграда» рассказывает, как прошёл фестиваль «Ушкуй», и заодно размышляет о том, как из показательных боёв на городских мероприятиях вырастают полноценные фестивали на собственных площадках и почему такие площадки интересны сами по себе в любое другое (нефестивальное) время.
Полтора десятка лет назад, когда основной площадкой Дня города в Калининграде был ещё остров Канта (а назывался он тогда Центральный остров), под стенами Кафедрального собора на потеху публике молодые люди в кольчугах лупили друг друга мечами — тевтонцы сражались с викингами. Историчность этого мероприятия публику волновала мало, зато радовал сам процесс и зрелищность.
Затем в городских парках при поддержке власти было проведено три фестиваля Regiomons, уже с ристалищем, судьями и бугуртом, появился фестиваль «Кауп», проводившийся одноимённым клубом. Несколько лет он кочевал по разным муниципалитетам, пока не осел на своей территории в районе посёлка Романово, где и проводится по сей день.
Клуб «Западная башня», бывший в своё время одним из организаторов «Региомонса» и выступлений на Дни города, также обзавёлся собственной территорией под Правдинском, где приступил к строительству средневекового городища. Сначала «Западная башня» использовала его для клубных мероприятий и лагеря, а в 2016 году провела первый международный фестиваль «Ушкуй». Со всем причитающимся — боями, штурмом крепости, конными выступлениями, средневековой кухней и интерактивными аттракционами. В 2017 году фестиваль повторился, на этот раз под проливным дождём, что не остановило ни участников, ни зрителей. И вот, в 2018 году мероприятие проводится уже в третий раз. Программа вся отработана, построек стало больше, развлечений тоже, а вот боёв — меньше. Всему виной погода и недостаток бойцов. Впрочем, для рядового зрителя разница вряд ли была заметна — организаторы оперативно изменили программу и устроили вместо 5×5 бои 2×2, а ближе к вечеру организовали «Турнир ветеранов», выпустив на ристалище бойцов, которые сражались как раз ещё во времена турниров под стенами Кафедрального собора и в парке им. ВЛКСМ (когда он так назывался).
Итак, 3 часа пополудни, невыносимое пекло, зрители и участники передвигаются по тени или лежат на траве под навесами. Самая большая очередь — к палатке с пивом и квасом, оживление наблюдается возле колодца с ледяной водой. Но лучше всех тем, кто догадался захватить купальники и плавки — у них есть возможность искупаться в прохладной Лаве, как бы странно это ни звучало. За городищем раскинулся исторический лагерь, дальше — кемпинг. Яркие туристические палатки несколько инородно смотрятся рядом с белыми шатрами участников. Но на самом деле всё здесь в данный момент — такой околосредневековый фьюжн, где вперемешку современное и средневековое без границ и условностей. Хочешь — изучай старинные музыкальные инструменты и слушай фолк, хочешь — попробуй себя в кузнечном мастерстве; здесь наливают домашнее вино, там — стреляют из лука, осторожнее, не попади под деревянного коня, которого опять тащат по двору юные поклонники средневековья. «Смотрите, меня убили!», — корчит устрашающие гримасы подругам девушка в колодках (довольно оригинальная и крайне популярная фотозона, кстати).
Глава «Западной башни» Евгений Беденко передвигается по территории фестиваля настолько быстро, что, кажется, одновременно присутствует везде и нигде. У ворот его ловит девочка лет 8, просит расписаться на буклете. Реконструктор предлагает ей сделать 10 отжиманий. Девочка послушно отжимается, получает автограф и убегает искать следующего героя.
На вопрос, что изменилось по сравнению с прошлым фестивалем, Беденко смеётся: «Погода». Затем рассказывает, что за прошедший год достроили ещё одну башню, сделали кузницу и погреб. На фестиваль в этом году приехали около 120 участников из Латвии, Эстонии, Польши, Израиля, Петербурга и Москвы. И строят городище, и проводят фестиваль участники «Западной башни» за собственные деньги и в своё свободное время — власти поддерживать реконструкторов позднего средневековья особо не спешат, предпочитая реконструкцию других эпох и конкретных войн.
«Самая большая сложность в том, что мы делаем всё это своими силами и за свои деньги. Стройматериалы стоят дорого, нужно находить время, а так — вся информация есть, создаём такое собирательное средневековое поселение. Это всё образцы домов, которые были на территории Прибалтики и Европы, построенные по тем же самым технологиям», — рассказывает участник клуба Константин Галкин.
Текст, видео — Татьяна Зиберова, фото — Артём Килькин
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter