Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий

Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий

Наконец, Гаврик добывал деньги игрой в ушки. Эта игра только что вошла в моду. Ею увлекались не только дети, но и взрослые. Ушками назывались форменные пуговицы различных ведомств, со вбитыми внутрь петельками.

В общих чертах игра состояла в том, что игроки ставили чашечки ушек в кон, а затем по очереди били по ним специальной ушкой-битой, стараясь их перевернуть орлом вверх. Каждая перевернутая таким образом ушка считалась выигранной.

Игра в ушки не была труднее или интереснее других уличных игр, но в ней заключалась особая, дьявольская прелесть: ушки стоили денег. Их всегда можно было купить и продать. Они котировались по особому курсу на уличной бирже.

Но его мешочек никогда не пустовал. На другой же день Гаврик выигрывал еще больше ушек, чем продал накануне.

Таким образом, то, что для других было развлечением, для мальчика стало чем-то вроде выгодной профессии. Ничего не поделаешь, приходилось выкручиваться!

Надвигались события. Казалось, что они надвигаются страшно медленно. В действительности они приближались с чудовищной быстротой курьерского поезда.

Как хорошо было знакомо Гаврику, жителю Ближних Мельниц, это чувство ожидания летящего поезда!

Поезд еще где-то очень далеко, его еще не видно и не слышно, но длинное дилиньканье повестки на станции Одесса-Товарная уже дает знать о его приближении. Путь свободен. Семафор открыт. Рельсы блестящи и неподвижны. Вокруг полная тишина. Но все уже знают, что поезд идет и никакая сила не может его остановить.

Медленно опускается на переезде шлагбаум. Мальчики торопятся взобраться на станционный забор. Стаи птиц в тревоге снимаются с деревьев и кружат над водокачкой. Они с высоты уже, наверно, видят поезд.

Издалека доносится еле слышный рожок стрелочника.

Теперь он уже ясно слышен: медленные выдохи пара, каждый следующий явственнее предыдущего.

И все-таки еще не верится, что через минуту пролетит курьерский. Но вот вдруг впереди неожиданно обнаруживается паровоз, охваченный облаком пара. Кажется, что он стоит неподвижно в конце аллеи зеленых насаждений.

Да, несомненно, он остановился. Но тогда почему же он так чудовищно увеличивается с каждым мигом? Однако уже нет времени ответить на этот вопрос.

Отбрасывая в стороны шары пара, проносится курьерский, обдавая головокружительным вихрем колес, окон, площадок, бандажей, тамбуров, буферов.

Источник

Белеет парус одинокий. Валентин Катаев

Однозначно могу сказать, что книга эта хороша. Но всё же мне недостает многого, я ожидала, что будет много событий про революцию, будет бунт, будут изменения в жизни людей. А вместо этого повесть детская, но в тоже время меня поразило, как мыслят дети в этой книги, какие у них чувства к жизни, их эмоции, и ощущение создается, что читаешь про подростков, а не совсем маленьких детей. Пете лет восемь, Гаврик чуть старше, но не намного. Дети совершают такие поступки, идут на такие подвиги, например, когда таскают пули для Терентия. Или когда гуляют среди толпы бунтующих людей, видят самоубийцу – часового, который истекает кровью.

Проскальзывают в книги плохие моменты, где присутствует кровь, или мертвые. Это ужасает, это отталкивает. Ну, разве можно такое читать детям? Я думаю, что вообще-то сейчас дети смотрят такие ужасы, что такая книга покажется им даже позитивной.

Петя умный мальчик, храбрый. Но в тоже время Петя воришка, лгунишка, и вообще на протяжении всей книги, хотя, он и отважно гуляет с Гавриком, но всё же, Пете недостает какой-то храбрости, честности. Ведь он так прямодушно врет тете и отцу. Петя вовлекается в азартную игру, которая называется «ушки». Идея игры выиграть как можно больше ушек. Но Петя всё время проигрывает другим и Гаврику. Не буду расписывать события, но какое-то раздражение возникает, когда понимаешь, что уличные игры могут довести до лжи самым близким людям.

Гаврик же хорош собой, умный и храбрый мальчик. Мне он понравился, именно он на протяжении всей книги поддерживает к ней интерес. Его отчаянная борьба за жизнь восхищает. Его ум поражает. И ведь этот мальчик даже не учился никогда и нигде. Он всему научается сам. Сам добывает себе деньги на хлеб, за счет помощи всяким людям, и игры в ушки, он достигает невероятных успехов, считаясь чуть ли не чемпионом.
Очень жалко дедушку Гаврика. Особенно когда его избивал полицейский, у меня от такого сердце защемило. Я не люблю, когда младшие обижают старших. Это некрасиво и ненормально.

Конечно, в книге были события революции, было страшное время, были бунт и кровь, но я ожидала большего описания этой темы. Но в книге больше похождений двух мальчиков, их дружба, крепкая и теплая, и также отважность, храбрость, которую не сравнить ни с чем.
Книга заслуживает хорошей оценки, но не дотягивает до пятерки.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Смотреть фото Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Смотреть картинку Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Картинка про Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Фото Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий

Отзыв о повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»

Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Смотреть фото Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Смотреть картинку Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Картинка про Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Фото Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокийГлавные герои повести «Белеет парус одинокий» — два друга, Петя и Гаврик. Петя Бачей – сын учителя одной из одесских гимназий, ему восемь с половиной лет. Гаврик — внук рыбака, ему девять лет, но он уже помогает дедушке ловить рыбу и носит улов на базар. Гаврик с дедушкой живут в лачуге на берегу моря и еле сводят концы с концами, потому что на дедушкиной шаланде нет паруса, а без паруса им не добраться до мест, где водится много рыбы. Дедушка Гаврика мечтает о парусе, но заработать на него никак не получается.

Летом 1905 года Петя с отцом и братом Павликом возвращались в Одессу с отдыха на море. В то лето произошло восстание на броненосце «Потемкин», которое закончилось поражением восставших. Мятежные матросы покинули корабль и вынуждены были скрываться. Один из них, Родион Жуков, спасаясь от погони, укрылся в дилижансе, на котором семья Бачей возвращалась в Одессу. Глава семейства не стал выдавать матроса стражникам и тот сумел добраться до ближайшего города, из которого в Одессу можно было попасть на пароходе «Тургенев».

Позже, на пароходе, наблюдательный Петя Бачей снова увидел беглого матроса. Петя углядел, что матроса опознал сыщик. Когда сыщик попытался задержать Жукова, тот выпрыгнул за борт и поплыл к берегу. Пароход в это время уже подходил к Одессе и у моряка были шансы добраться до берега вплавь.

Так случилось, что Родиона Жукова подобрала шаланда, на которой вечером вышли в море Гаврик с дедушкой. Они доставили моряка на берег и укрыли в своей лачуге. От долгого пребывания в воде матрос заболел, у него началась горячка. Гаврик решил обратиться за помощью к старшему брату Терентию, который был уже взрослым человеком и работал в мастерских.

Отправляясь к брату, который жил достаточно далеко, в районе под названием Ближние Мельницы, Гаврик взял с собой за компанию Петю. По дороге Петя с жаром рассказывал о беглом матросе. Гаврик понял, что именно этого человека они с дедушкой спасли в море, но он ничего не стал рассказывать Пете.

В гостях у Терентия Петя познакомился с его дочерью Мотей. Пока Мотя показывала Пете свои игрушки и играла с ним в прятки, Гаврик рассказал Терентию о матросе с броненосца «Потемкин». Терентий обещал помочь матросу и вместе с Гавриком и Петей отправился в город.

Но когда поздно вечером Терентий с товарищем пришел к дедушке забрать матроса, лачугу окружила полиция. Гаврик успел предупредить брата об опасности и Терентий с товарищем и Родионом Жуковым сумели скрыться. Но дедушку Гаврика полиция арестовала и отправила в тюрьму. Гаврику пришлось вернуться к брату на Ближние Мельницы.

Тем временем Петя Бачей был занят поступлением в гимназию. Он успешно прошел вступительное испытание, а после вместе с отцом и тетей покупал школьную форму, ранец и письменные принадлежности. А потом наступила осень и началась учеба. Поначалу Петя нахватал двоек, но после взялся за ум и стал учиться со всем прилежанием.

На какое-то время друзья потеряли друг друга из виду. Гаврик жил у брата, потому что дедушку по-прежнему держали в тюрьме. Не желая быть обузой, мальчик каждый день отправлялся в город и старался заработать хоть немного денег. Он подносил корзинки с провизией, помогал грузчикам на станции. В то время у одесских детей была популярной игра в «ушки», которыми называли пуговицы от форменных мундиров. Гаврик заинтересовался этой игрой, потому что в нее играли на деньги. Он быстро стал чемпионом и игра стала приносить ему стабильный доход.

Петя Бачей тоже заинтересовался этой игрой, но игрок из него был никудышный, и он постоянно проигрывал. Для того, чтобы отыграться, Петя пошел на преступление – он тайком взял с комода сдачу, которую кухарка принесла с рынка. А через какое-то время он вытащил деньги из копилки младшего брата Павлика. Но и эти деньги он проиграл Гаврику. Вскоре Петя стал должником Гаврика и вынужден был выполнять все его поручения. В основном ему приходилось таскать в своем ранце мешочки с «ушками», которых у Гаврика всегда было много.

В октябре, после опубликования царского манифеста, из тюрем стали выпускать заключенных. Вышел на свободу и дедушка Гаврика. Пребывание в тюрьме сильно подорвало его здоровье и он больше не мог жить в своей лачуге и заниматься рыбной ловлей. Терентий при помощи товарищей устроил его работать сторожем.

В Одессе наступило тревожное время, на улицах стреляли, доступ в некоторые районы был перекрыт полицией. Однажды Гаврик потребовал от Пети взять ранец, гимназический билет и отправиться с ним. Гаврик наполнял ранец тяжелыми мешочками и вместе с Петей пробирался в районы Одессы, блокированные полицией. Вскоре Петя догадался, что он носит в ранце не «ушки», а револьверные патроны, в которых остро нуждались восставшие рабочие. Но, даже узнав, чем он занимается, Петя продолжал помогать Гаврику.

Вскоре сопротивление восставших было подавлено, и многим из них пришлось скрываться от полиции. В их числе был и Терентий. Его семья вынуждена была переехать в лачугу дедушки на берегу моря. Терентий по мере возможности помогал родным и даже обещал купить деду парус на шаланду.

Мысли о парусе воодушевили старого рыбака, но его состояние здоровья ухудшалось, и весной дедушка Гаврика умер. Когда Терентий принес обещанный парус, было уже поздно. Гаврику и Пете тоже не удалось долго походить на шаланде под новым парусом. Их общий знакомый, матрос Родион Жуков, был схвачен полицией, но друзья устроили ему побег из тюрьмы. Гаврик, Петя и Мотя приняли деятельное участие в спасении моряка. Они пригнали шаланду под парусом в условленное место и, дождавшись появления Терентия с Родионом Жуковым, передали матросу шаланду. После этого ребята долго смотрели на одинокий белый парус в открытом море.

Таково краткое содержание повести «Белеет парус одинокий».

Главная мысль повести заключается в том, что правильные, справедливые поступки можно совершать в любом возрасте. Гаврику и Пете было чуть больше девяти лет, когда они приняли деятельное участие в спасении матроса Родиона Жукова. Ребята также помогали восставшим рабочим, доставляя им патроны в заблокированные районы. Но и ошибок ребята не избежали. Петя, увлеченный игрой в «ушки», совершал неблаговидные поступки — взял тайком деньги, оставленные кухаркой на комоде, и опустошил копилку младшего брата.

Повесть «Белеет парус одинокий» учит не поддаваться азарту и всегда думать о последствиях того или иного поступка.

В повести мне понравился дедушка Гаврика. Старый рыбак, попав в заключение, сумел выдержать тяжелые испытания и не выдал никого из революционеров, потеряв здоровье и жизнь.

Какие пословицы подходят к повести «Белеет парус одинокий»?

Хороша помощь, оказанная вовремя.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Справедливый победит.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Катаев Валентин Петрович

Книга «Белеет парус одинокий»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

О, как много их было. Дутые студенческие десятки с накладными орлами. Золотые офицерские пятки с орлами чеканными. Коричневые — коммерческого училища, с жезлом Меркурия, перевитым змеями, и с плутовской крылатой шапочкой. Светлые мореходные со скрещенными якорями. Почтово-телеграфные с позеленевшими молниями и рожками. Артиллерийские с пушками. Судейские со столбиками законов. Медные ливрейные величиной с полтинник, украшенные геральдическими львами. Толстые тройки чиновничьих вицмундиров. Тончайшие писарские «лимонки» с острыми, режущими краями, издающие при игре комариный звон. Толстые одинарки гимназических шинелей с серебряными чашечками, докрасна вытертыми посредине. Сказочные сокровища, вся геральдика Российской империи, на один счастливый миг были сосредоточены в Петиных руках. Ладони мальчика еще продолжали ощущать многообразные формы ушек и их солидный свинцовый вес. Между тем он был уже совершенно разорен, опустошен, пущен по ветру. Вот тебе и волшебный неразменный пятак! Мальчик думал об ушках, и только об ушках. Они стояли все время перед его глазами видением приснившегося богатства. Он рассеянно смотрел за обедом в тарелку супа, в масляных капсюлях которого отражались по крайней мере триста крошечных абажуров столовой лампы, он видел триста сверкающих ушек с золотыми орлами. Он с отвращением рассматривал пуговицы отцовского сюртука, обшитые сукном и не представляющие ни малейшей ценности. Вообще он только сегодня заметил, что, в сущности, живет в нищей семье, где во всем доме нет ни одной приличной пуговицы. Тетя сразу обратила внимание на странное состояние мальчика.

— Что с тобой сегодня такое? — спросила она, проницательно вглядываясь в необычно возбужденное лицо Пети.

— Может быть, тебя мальчики на дворе побили? Петя сердито мотнул головой.

— Или, может быть, опять двоек нахватался? Так ты лучше прямо скажи, чем сидеть и мучиться.

— Да нет же! Ну что вы ко мне все пристали, я не понимаю!

— А ты, часом, не болен?

— Ой, боже мой. Петя даже захныкал от этих расспросов.

— Ну, как знаешь. Не хочешь говорить — не надо. Страдай!

И Петя действительно страдал, ломая голову, где бы раздобыть денег, необходимых на завтрашнюю игру. Он даже неважно спал, терзаемый желанием поскорее отыграться. Утром он решился на тонкую хитрость. Он долго и нежно терся возле отца, просовывая голову под его локоть, целовал красную пористую шею, пахнущую свежестью умывания. Отец гладил колючую головку маленького гимназиста и прижимал ее к сюртуку с отвратительными пуговицами.

— Ну что, Петюша, ну что, маленький?

Мальчик только и дожидался этого вопроса, этого нежного дрожания в отцовском голосе, показывающего, что отец теперь ни в чем не откажет, чего ни попроси.

— Папа! — сказал мальчик, выкручиваясь возле отца и с деланной застенчивостью поправляя пояс.

— Папа, дай мне пять копеек.

— Для чего? — спросил отец, никогда, даже в самые нежные минуты, не отказывавшийся от строгих принципов воспитания.

— Нет, ты скажи, для чего.

— Нет, ты скажи. Я должен знать, на что ты собираешься истратить эту сумму. На дельную, полезную вещь я тебе дам денег с удовольствием, а на вредную не дам. Так вот, ты мне и скажи: па что тебе нужны деньги?

Как мог Петя сказать отцу, что ему необходимы деньги для азартной игры? Разумеется, это было совершенно невозможно. Тогда Петя сделал простодушное лицо благонравного мальчика, которому хочется немножко полакомиться.

— Я себе куплю шоколадку, — тихим голосом сказал он.

— Шоколадку? Прекрасно! Против этого трудно что-нибудь возразить.

Петя так и просиял. Но тут отец молча подошел к письменному столу, отомкнул его и подал совершенно ошеломленному мальчику плитку шоколада с передвижной картинкой на обертке, запечатанной, как конвертик, пятью сургучными кляксами. Со слезами на глазах Петя взял шоколадку, пробормотав:

— Спасибо, папочка. С разбитым сердцем он отправился в гимназию. Но все же это было лучше, чем ничего. Шоколадку можно было попытаться обменять на ушки. Однако в этот день Пете не пришлось играть. Едва мальчик, миновав Куликово поле, вышел на Новорыбную, где находилась гимназия, как он сразу заметил, что в городе происходит какое-то важное, торжественное и чрезвычайно радостное событие. Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. Вид у всех был крайне возбужденный и деловитый, хотя никто никуда не торопился. По большей части люди стояли кучками возле ворот и задерживались на углах, окружая киоски. Всюду разворачивались газеты, сразу становившиеся под мелким дождиком еще более серыми. Над всеми воротами были выставлены национальные бело-сине-красные флаги. По ним Петя привык судить о богатстве домовладельца. Были флаги небольшие, полинявшие, на коротких палках, кое-как привязанных к воротам. Были совершенно новые, громадные, обшитые трехцветным шнуром с пышными трехцветными кистями до самого тротуара. Ветер с трудом поворачивал грузные полотнища, ощутительно пахнущие краской сырого коленкора. Гимназия оказалась закрытой. Навстречу бежали веселые гимназисты. Гимназический дворник в белом фартуке поверх зимнего пальто с барашковым воротником протягивал вдоль фасада, между деревьями, тонкую проволоку. Значит, вечером будет иллюминация! Она обычно зажигалась в табельные дни. Например, в день тезоименитства государя императора. Эти три магических слова — иллюминация, табель и тезоименитство были для мальчика как бы тремя гранями стеклянного подвеска. Такие подвески от церковных люстр весьма ценились среди одесских мальчиков. Стоило только поднести к глазам эту маленькую призму, как тотчас мир загорался патриотической радугой «царского дня». Но разве сегодня царский день? Нет. О царском дне обычно известно заранее из календаря. Сегодня же на папином отрывном календаре цифра была черная, не предвещавшая ни иллюминации, ни табеля, ни тезоименитства. Что же случилось? Неужели у царя опять, как и в прошлом году, родился наследник? Нет, нет! Не может быть, чтобы каждый год по мальчику! Наверное, что-то другое. Но, в таком случае, что? — Послушайте, — спросил Петя у дворника, — что сегодня? — Свобода, — ответил дворник, как показалось мальчику, несерьезно. — Нет, кроме шуток. — Какие могут быть шутки? Говорю — свобода. — Как это — свобода? — А так само, что вы сегодня свободно можете идти домой, потому что уроков не будет. Отменяются. Петя обиделся. — Послушайте, дворник, я вас серьезно спрашиваю, строго сказал он, изо всех сил поддерживая достоинство гимназиста Одесской пятой гимназии. — А я вам серьезно говорю, что идите себе домой к родителям, которые вас ждут не дождутся, и не путайтесь у занятого человека под ногами. Петя презрительно пожал плечами и независимо, как бы прогуливаясь, отошел от дворника, усвоившего себе отвратительную привычку разговаривать с гимназистами тоном классного наставника. Городовой, к которому Петя решил обратиться со своим вопросом как к представителю власти, посмотрел на черномазого мальчика сверху вниз и неторопливо разгладил рыжие усы с подусниками. Вдруг он неожиданно скорчил совершенно еврейское лицо и, ломая язык, сказал: — Швобода! Вконец обиженный, мальчик побрел домой. Людей на улице становилось все больше и больше. Мелькали студенческие фуражки, каракулевые муфточки курсисток, широкополые шляпы вольнодумцев. Несколько раз Петя услышал не совсем понятное слово «свобода». Наконец на углу Канатной его внимание привлекла небольшая толпа возле бумажки, наклеенной на дощатый забор дровяного склада. Петя пробрался вперед и прочел по-печатному следующее:

Источник

«Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Смотреть фото Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Смотреть картинку Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Картинка про Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий. Фото Что такое ушки в рассказе белеет парус одинокий

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты“мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон“как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832.

Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”.

Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. ”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза:“страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *