Что такое урок информатики

Basic по бумажке или что-то большее: чему нужно учить детей на уроках информатики

Разбирать устройство Word и делать конспект в тетради о разных языках программирования — именно так выглядят уроки информатики в большинстве школ. Немудрено, что школьники считают их бесполезными и скучными. Как по-другому преподавать этот предмет и заинтересовать им детей, в эфире «Радиошколы» рассказал руководитель направления «Информатика» «Яндекс.Учебника» Влад Степанов.

Когда наша команда разрабатывала курс информатики, каждый вспоминал, как вели этот предмет в его школе. И опыт у всех примерно одинаковый: либо изучали по бумажке Basic (язык программирования. — Прим. ред.), либо проходили алгоритмы, не понимая, зачем они нужны, либо разбирались в офисных приложениях вроде Word и PowerPoint.

Школьная информатика часто не даёт детям того, что им нужно и интересно. И это отражает процент тех, кто выбирает ЕГЭ по информатике. Количество вузов, где ее изучают, постоянно растёт, а число сдающих предмет на госэкзамене — не так быстро, как хотелось бы (в 2021 году ЕГЭ по информатике сдавали 113 тысяч человек. — Прим. ред.). Так происходит потому, что дети не видят связи между информатикой в школе и современным цифровым миром. Их учат обращаться с классическими офисными приложениями, в то время как они сами уверенно пользуются соцсетями, фото- и видеоредакторами.

Никто из детей не интересуется, как устроен компьютер, вопросы у них возникают практические: «Если я хочу играть, что для этого надо знать?», «Если я хочу редактировать, что мне нужно?» И вот на такие конкретные вопросы наш курс старается ответить.

Например, многие хотели бы стать радиоведущими. Им нужны знания, которые помогут хорошо записать подкаст, отредактировать его, убрать шумы. Такому обычно не учат на курсе информатики, а мы пытаемся это сделать.

Зачем нужны уроки информатики в школе

Важно, чтобы те, кто проходит наш курс, потом хорошо сдавали экзамен. На ЕГЭ и ГИА проверяют умение сделать презентацию, навыки оформления текста, работы с электронными таблицами. Но мы хотим, чтобы полученные на курсе знания пригодились и при сдаче экзамена, и в дальнейшей жизни. Объясняем, что в том, как устроен сервис Google Docs, точно нужно разбираться: там ведут бюджет и отслеживают накопления, рисуют графики, обмениваются информацией. Это важнее, например, чем умение пользоваться горячими клавишами.

Мы выясняем, чем интересуются ученики, какие компьютерные игры предпочитают. Эта информация помогает сделать урок интересным, а значит — запоминающимся. Когда детям рассказывают про видеомонтаж и узнают по формату видео, из какой оно соцсети, их глаза зажигаются.

Все знают про Minecraft — во вселенной этой игры ребёнок может создавать объекты и модифицировать их. На этом примере можно объяснить ребёнку, что такое 3D-моделирование или программное обеспечение. Рассказать, что есть программа, а есть дополнение к ней — и если его установить, то программа будет работать по-другому.

Должны ли гуманитарии программировать?

Сегодня людей по привычке делят на гуманитариев и технарей. Но чем дальше, тем условнее это сравнение: мы все живем в цифровом мире, и даже гуманитариям надо в нем ориентироваться. Я уверен: это разделение вскоре станет более размытым и условным, а цифровые навыки понадобятся абсолютно всем. Чтобы попасть в рекомендации TikTok, надо понимать, как он работает, какие в нем есть алгоритмы. Мы стараемся сделать курс, который подходит всем: и тем, кто идентифицирует себя как гуманитарий, и технарям.

У нас на курсе есть и программирование, и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это две разные сущности, потому что мы не хотим давать программирование тем детям, которым оно не нужно. Но всех важно научить алгоритмизации — умению разделить большую задачу на маленькие или достичь большой цели, реализовав несколько целей поменьше. И часто у учеников уже есть такой опыт.

Современные дети взаимодействуют с техникой с младенчества

Насколько близко — зависит от того, в какой степени родители позволяют это им. Во многих играх ребенок учится делить большую задачу на маленькие. И в этом случае смартфон не просто игрушка, а вещь, которая способствует его развитию.

Учитель в рамках нашего курса может обучить языку программирования Python всех желающих. Но если ученику сложновато, мы показываем, что задачи можно решать по-разному: даже сайт вполне реально написать не через код, а с помощью визуального алгоритма.

IT становится сферой, которая в скором времени станет базовой, потому надо уметь писать грамотные тексты, знать, как редактировать и как устроены цифровые продукты. Но программировать надо далеко не всем.

С какими сложностями сталкиваются преподаватели информатики?

Мы анализируем портрет преподавателей ИКТ, чтобы понимать, для кого создаём продукт. Иногда бывает, что учитель физкультуры и учитель информатики — один и тот же человек.

В идеале же у преподавателя ИКТ есть и педагогическое образование, и технический бэкграунд. Он понимает, что происходит в IT-отрасли, и следит за трендами, знает, как проходят экзамены, чему нужно научить детей, какие профессии существуют в этой области.

Если у преподавателя есть образование в области IT, он быстро переучивается с Паскаля на Python на нашем курсе, и все в порядке. А если преподаватель обучался по другой специальности, а к тому же раньше не особо погружался в программирование, ему может быть сложно. В таком случае мы упрощаем материал, предлагаем им задачи и упражнения, снимаем видеоуроки с нашими преподавателями. Если совсем сложно, эти видео можно смотреть и вместе с детьми.

Узнавать новое всегда сложно: нужно перестраиваться, переступать через себя. Но педагоги всегда могут прийти к нам со своей болью

Вторая проблема для многих учителей — сценарии уроков. Не всегда учитель может подать материал так, чтобы детям было интересно. Но есть множество способов увлечь учеников. Например, в прошлом году мы учили детей делать стикеры для мессенджеров. Правда, мы совершили тактическую ошибку: ориентировались на Telegram, а у большинства учеников, оказывается, установлены WhatsApp и Viber. Telegram популярен у столичных детей, а в регионах — нет. Один преподаватель тогда написал: «Вы бы дали инструкцию для других мессенджеров, было бы отлично».

Полную запись интервью с Владом Степановым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

«Яндекс.Учебник» — это бесплатная и для учителей, и для учеников, и для родителей платформа для обучения школьным предметам. Задания составлены с учетом ФГОС.

Источник

Видеоурок «Информатика как наука об информации»

Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Сложно переоценить роль знакомства учеников с предметом в процессе его изучения. Очень часто от первого впечатления учеников о предмете зависит то, будет ли им действительно интересно его изучение, или же они будут изучать его только потому, что он есть в школьной программе и по нему выставляется оценка. Видеоурок «Информатика как наука об информации» познакомит учеников с таким предметом, как информатика. Ученики узнают о том, что изучает эта наука и как она возникла, а также получат представление о важных и полезных знаниях, которые они смогут получить в процессе изучения информатики в школе.

В начале урока рассматривается определение информатики. Информатика — это наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

Так как это определение большое и достаточно сложное для восприятия, оно рассматривается по частям. В начале рассказывается о том, что такое информация и даётся её определение в информатике. Информация — это набор некоторых сообщений (сигналов). Также в качестве пояснения приводится несколько примеров информации.

Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Далее рассматривается связь между информатикой и компьютерами, говорится об изобретении электронного компьютера, о том, что стало причиной появления информатики как науки. Ученики узнают ответ на вопрос: что компьютер может делать с информацией и зачем это нужно. Также ребята выяснят, что компьютер является лишь инструментом для работы с информацией и информатика связана с компьютерами лишь частично.

После этого кратко рассматриваются разделы информатики:

В конце урока ученики узнают, как появился школьный предмет «информатика» и какие важные и полезные знания они смогут получить при его изучении.

Источник

Первый урок по информатике. Тема «Урок и информация».

«Первый урок информатики»

«Человек и информация»

ФИО (полностью): Крячко Инна Владимировна

Место работы: МБОУ «Молочненская средняя школа»

Должность: Учитель начальных классов

Тема и номер урока в теме: «Человек и информация.Урок№1»

Базовый учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Форма проведения урока – обособленная. (Имеются часы внеурочной деятельности; наличие компьютерного класса).

Место урока в программе : Глава 1. «Виды информации. Человек и компьютер». Первый урок – «Человек и информация».

Основная идея урока : заинтересовать изучением нового предмета «Информатика»; сделать упор на то, что человек живёт в мире информации и очень тесно связан с ней, так как восприятие информации идёт через органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожу).

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с помощью чего получают информацию.

развитие способностей к выбору, умению ставить учебную задачу, формирование навыков парной работы.

использование заданий, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты различных способов решения ситуации;

развитие умений работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, таблицей.

умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.

Используем: групповую дискуссию, побуждающий диалог.

Виды деятельности на уроке: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная;исследовательская, практическая.

Демонстрационный и раздаточный материал, применение специализированного программного обеспечения:

ПК, интерактивный комплекс;

ЭОР: презентация ( Приложение 1 ); видеоролик «Способы получения информации» ( Приложение 5);

предметы для выполнения заданий: (мяч, конфета, часы, духи, освежитель воздуха, лимон, сахар, пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада);

карточки-диаграммы (расстояние, зрительная информация) (Приложение 2); (расстояние, слуховая информация) (Приложение 3);

карточки для игры «Лото» (Приложение 4);

Учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2010;

Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс, 1 часть, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

Школьные толковые словари.

формировать представление о получении информации из окружающей среды с помощью органов чувств;

познакомить учащихся с видами информации в зависимости от способа ее восприятия человеком;

развивать умение работать с информацией;

воспитание бережного отношения к органам чувств;

формировать информационную культуру учащихся;

формировать первоначальные элементы исследования;

воспитывать интерес к предмету информатики, любознательность.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, из эпиграфа к нашему уроку вы уже догадались, что сегодня у нас будет какой-то новый урок, мы будем добывать новые знания, делать новые открытия, а всё новое – это всегда что-то интересное.

Сегодня вы шли на урок и уже знали его название – ИНФОРМАТИКА.

Вы впервые пришли в кабинет информатики. Он очень похож на обычный школьный класс, но отличие сразу бросается в глаза: на каждом столе стоит компьютер. С сегодняшнего дня вы будете учиться работать с ним. Хочется верить, что компьютер станет вашим добрым помощником.

И сначала мы поговорим о правилах поведения в компьютерном классе.

Чтобы помощник был добрым и красивым, надо к нему внимательно относиться. Компьютер не переносит грязи. Пыль, которая всегда бывает в неубранном классе, оседает на поверхности машины, проникает внутрь и выводит из строя точные электромеханические устройства, портит электронные схемы.

Поэтому первое требование, которое надо соблюдать в кабинете информатики — чистота. (На каждом столе памятка с правилами поведения в компьютерном классе).

Нельзя приходить в грязной обуви и одежде. Почистите ваши пиджаки и портфели, прежде чем войдёте в класс.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Вы не успели пообедать на перемене перед уроком информатики? Лучше потерпите, но не приносите с собою хлеб, орешки, конфеты, семечки. Крошки навредят компьютеру больше, чем пыль. Если они попадут между клавишами, их не так легко оттуда извлечь.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Жвачка, какой бы вкусной она вам ни казалась, категорически запрещена каждому, кто сидит рядом с компьютером.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Направляясь на урок информатики, взгляните на ваши руки. Этими руками вы сейчас будете набирать сообщения машине. И если под ногтями у вас грязно, если ваши пальцы — испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши вашего компьютера. А ведь за этой клавиатурой будут работать и ваши учителя, и товарищи из другого класса! Подумайте о них, подумайте о том, что ваши грязные руки испачкают, состарят и просто выведут из строя школьные ЭВМ.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Второе важнейшее требование в кабинете информатики — дисциплина. Ни одну клавишу (даже после того, когда вы узнаете, что они означают!) нельзя нажимать без разрешения учителя. Конечно, если вы нажмёте клавишу, взрыва и пожара не будет. Но если машина подготовлена к уроку, а вы, не предупредив учителя, решили побаловаться с клавиатурой, то, вероятнее всего, подготовленный материал будет испорчен.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Особое предупреждение: никогда не нажимайте кнопку отключения компьютера от электрической сети. Это может привести к потере работоспособности компьютера. На восстановление уйдет много часов.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Компьютеры работают от электрической сети, напряжение которой опасно для жизни. Будьте осторожны! Не трогайте провода, которые подведены к компьютеру.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больших усилий. Компьютер поймёт вас и при самом нежном прикосновении. Помните, что, барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя. Так же “нежно” нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Не трогайте экран монитора даже чистыми пальцами — на нем все равно останутся следы.
Что такое урок информатики. Смотреть фото Что такое урок информатики. Смотреть картинку Что такое урок информатики. Картинка про Что такое урок информатики. Фото Что такое урок информатики

Правила поведения в кабинете информатики не слишком сложны. Но соблюдать их нужно очень строго. Будучи внимательными к своим машинам, вы многому научитесь, много интересного увидите на экранах.

А кто знает, что такое информатика? (Ответы детей).

Чтобы ваши знания стали более точными, посмотрите на доску (слайд 1) и послушайте стихотворение:

Учить вас буду информатике,

И станем с вами мы дружить.

В огромном мире информации

Без автоматов не прожить,

А автомат – это устройство,

Что создал в помощь человек.

Я научу вас постепенно,

Как информацию хранить,

Как обработать, передать,

Я научу вас рассуждать.

Компьютер станет лучшим другом,

В ученье он незаменим,

Как книга, ручка и тетрадка,

Он станет вам необходим.

-Может кто-то догадался о чём пойдёт речь сегодня на нашем первом уроке информатики? (Высказывания детей).

-Правильно, ключевым словом сегодня у нас на уроке будет слово «информация». А что конкретно мы узнаем, связанное с этим понятием, прочитайте в учебнике – с.7.

Понять, что мы живём в мире информации, которую изучаем с помощью органов чувств. Научиться анализировать сигналы, воспринимаемые с помощью органов чувств.)

Ребята, а как вы объясните, что такое «информация»?(Новости, сведения, когда кто-то говорит, смотрим телевизор, читаем книгу, газету и т.п.)

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях, воспринимаемых человеком или специальным техническим устройством.

Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?

В процессе всех заданий вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать определённые выводы.

– Ребята, попробуйте рассказать о предметах, не прикасаясь к ним (на учительском столе: мяч, конфета, часы…)
– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Вы не видите, не слышите, не трогаете руками. Расскажите про предмет (учитель распыляет духи, освежитель воздуха …)

– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Расскажите про предмет, не видя его, но вы можете его попробовать (учащиеся пробуют: лимон, сахар, конфета…)
– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Вы не видите. Какие звуки вы услышали? (аплодисменты, скрипнула дверь…)
– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Вы не видите и не слышите, но вы можете потрогать руками. Расскажите про предмет. (В руках пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада …)
– Какой орган помог получить информацию?

– Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями.
С помощью чегомы получали информацию?

— В получении информации нам помогают органы чувств.
– Сколько органов чувств у человека? (5)
– Какие это органы чувств? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).

К какому выводу мы с вами пришли, выполнив все задания?

– Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

4. Первичное усвоение материала: (работа по презентации и приложениям).

Учитель. Вспомните, с помощью какого органа чувств мы получали информацию о предметах, расположенных на столе? Правильно, мы использовали зрение. Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир. Берегите зрение.(Слайд).

50 шагов – глаза и рот

1,5 км – горящая спичка ночью

6 км – заводские трубы

8 км – свет костра ночью

– Какой орган, позволил нам почувствовать запах? (Нос) Демонстрируется слайд

– Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью носа. (Ответы учащихся)

– Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена и есть её нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды!

Какой орган позволил нам определить звуки? (Уши).

– С помощью ушей человек слышит речь, музыку, шум. Демонстрируется слайд

– Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)

– Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине.

Дальность слышимости человеческого уха: карточки-диаграммы (Приложение 3)

Шум движущегося поезда – до 10 км

Автомобильный сигнал – до 3 км

Лай собаки – до 2 км

Крик человека – до 1,5 км

Движение автомобиля по шоссе – до 1,5 км

Движение автомобиля по грунтовой дороге – до 500 м

Разговорная речь – до 200 м

– Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)

– С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.
– Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!

5. Осознание и осмысление учебной информации.

– А теперь немного отдохнем и проверим, внимательно ли вы слушали и смотрели, поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Итак, начнем, будьте внимательны:

Звонок, горячо, сладко, музыка, яркий, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, высокий, бензин, темный, мороз.

Молодцы, у вас хорошо получается определять виды информации.

6. Первичное закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала проводится в игровой форме.

(Таблица 1 ) (Таблица 2) (картинки органов чувств)

(карточки из таблицы 2 кладут на слова таблицы 1 картин кой вверх) Когда

задание выполнено, учитель выдает контрольную карточку с правильным расположением картинок и просит учеников проверить выполненное задание, затем совместно разбирают ошибки, если они были допущены.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Разобрать материал в учебнике с.9-11, пересказать своими словами материал рубрики «Главное»; с.5 –в тетради, выписать из словаря значение слова «информация».

а)— Вернёмся кначалу урока, вспомним чтодолжны были понять и чему научиться. Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию разных видов.
Для принятия решения человеку необходимы несколько органов чувств: это глаза, уши, язык, кожа, нос.
Зрительную, звуковую и обонятельную информацию можно получить, не прикасаясь к предмету, а осязательную и вкусовую — прикоснувшись к предмету руками или языком.
Часто для принятия решения человеку необходима информация разных видов, воспринимаемая с помощью разных органов чувств.

«Давайте обсудим»
Какие органы чувств есть у человека для восприятия информации?
Для чего человеку пять органов чувств?
Как называют информацию, получаемую с помощью глаз, ушей, носа, кожи и языка?
Какую информацию можно получить, не прикасаясь к предмету?
Для чего человеку нужна информация?

Приём «Продолжи предложение»:

-Я никогда не думал, что..

-Мне было интересно…

-Мне не очень понятно…

-Я ещё не совсем разобрался…

б)Просмотр видеоролика «Способы получения информации», как подготовка к материалу следующего урока.(Приложение 5).

Дальность восприятия предметов с помощью органов зрения

Дальность слышимости человеческого уха

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *