Что такое управленческий мониторинг

Технология управленческого мониторинга

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, N 8

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Рынки экономически развитых стран успешно решают проблемы обеспечения системы управления персоналом динамичной информацией при помощи такого инструмента, как мониторинг. Данный механизм уже положительно зарекомендовал себя как средство оперативного наблюдения во многих отраслях и сферах. В данной статье речь идет о технологии управленческого мониторинга как основы оперативной и актуальной информации о персонале, что особенно актуально при управлении широкой филиальной сетью.

Сегодня залогом эффективности функционирования рынка товаров и услуг в любой сфере является расширение области применения используемого информационного ресурса. Это особенно актуально для организаций непроизводственного экономического профиля с широкой филиальной сетью. Так, довольно динамичным развитием, например, характеризуется современный рынок страховых продуктов и услуг, однако аккумулируемый объем информации используется крайне неэффективно.

Существующие аналитические системы и методы получения информации позволяют получать и анализировать большие объемы данных, являющихся результатом рыночных процессов, стратегий и программ. В условиях развивающейся среды при управлении сложными процессами для анализа и принятия управленческого решения информации о результатах производственного или экономического цикла недостаточно. Для обеспечения более объективного понимания процессов и результатов необходимо обладать актуальными сведениями обо всех этапах, составляющих целый производственный или экономический цикл.

В современном рыночном мире широко распространены и успешно применяются такие механизмы, как технический мониторинг, строительный мониторинг, экономический, финансовый или экологический мониторинг. Перечисленные системы получения и анализа информации подразумевают оценку качества технических соединений, скорости передачи/получения информации, соблюдения требуемых норм и регламентов или полноты заполняемой необходимой документации.

При работе с непроизводственными экономическими циклами, как, например, при управлении широкой филиальной сетью, будь то торговая или страховая компания, перечисленных выше инструментов (технический, экономический и финансовый мониторинг) явно недостаточно, т. к. в данном конкретном случае речь идет о взаимодействии с людьми, а технический или финансовый мониторинг не предназначен для решения подобных задач. Экономическое «моделирование» в наше время достигло небывалых высот, однако такое «моделирование» часто не отражает действительного положения вещей, понимание которых необходимо для эффективного управления.

Действительно, без подробного понимания экономического или производственного процесса, пошагового анализа именно процесса, а не уже имеющегося результата важные управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, повышая вероятность ошибки. Решение данной проблемы невозможно без применения соответствующего аналитического инструментария и теоретического арсенала знаний, находящихся в распоряжении современной науки.

Изучение и развитие социально ориентированных методов контроля и управления связано с поиском и разработкой новых инструментов получения и применения информации для принятия управленческих решений, что является сегодня актуальным направлением научных исследований.

Подход, примененный в данной статье, подразумевает выделение группы приоритетных показателей, работа над которыми будет вестись в течение проекта. Изменяя состав показателей, являющихся приоритетными, руководитель имеет возможность относительно оперативно влиять на те области, которые считает проблемными или перспективными.

Все это говорит о том, что вопросы мониторинга личностных и профессиональных качеств и навыков персонала и управленческой среды, методы оценки и анализа сегодня действительно остаются малоисследованными или рассмотренными в отрыве от реальной практики управления. Вместе с тем нахождение подобных методов и инструментов способствовало бы более активному развитию необходимых организации навыков и личностных качеств работников.

В настоящее время одновременно с ростом количества подходов к понятию «управление» и совершенствованием существующих технологий и методов неизбежно развитие такого механизма, как управленческий мониторинг.

Для целей исследования личностных профессиональных навыков и качеств работников возьмем такие персональные профессиональные навыки, как планирование, контроль, делегирование, взаимодействие и корпоративная культура. Перед тем как оценивать эти навыки и качества, необходимо помнить о том, что эти их оценки должны быть сопоставимы во времени и при изменении количества и/или содержания компонентов, в данном случае профессиональных навыков. Предложенный в результате метод должен позволять учитывать изменения как количественного, так и качественного состава объектов оценки.

Еще одним принципиальным фактором предлагаемой к рассмотрению методики является альтернативный подход по отношению к массово принятым сегодня системам экспертных оценок ввиду их возможной и часто имеющей место быть субъективности.

Ориентируясь на детальный анализ процессов управления и принятия управленческого решения при работе с широкой филиальной сетью непроизводственного экономического профиля, для оценки эффективности и качества важно точно понимать, в каких организационно-управленческих условиях принимается решение. Здесь большое значение имеет наличие и качество исполнения методических и нормативных материалов. Это помогает определить и оценить систему стандартных процедур, операций, приемов, средств анализа и алгоритм итераций. Пакет методической документации в нашем случае определяет зону ответственности, ожидаемую и фактическую среду принятия решения, лицо, ответственное за это решение, и иногда диапазон ожидаемых следствий и результатов.

Оценка качества исполнения методических рекомендаций в нашем случае будет отражать качество системы управления. Однако эта оценка еще не является отображением выбранных нами профессиональных личностных качеств: планирование, делегирование, контроль и прочие, т. к. и методические рекомендации, и личностные профессиональные навыки напрямую связаны с субъектом и объектом исследования.

Важно учитывать то обстоятельство, что личностные профессиональные навыки могут проявляться по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей и стиля управления ответственного лица, а также от состояния и условий окружающей экономической, административной, управленческой среды.

Например, сегодня в ряде компаний, имеющих развитую филиальную сеть, довольно давно и успешно применяется механизм так называемых «кризисных управляющих». Это, как правило, группа менеджеров высокого уровня, имеющих весомый опыт управления. Отличительной чертой таких управляющих является явно авторитарный стиль управления: он не отличается наличием тонких тактических и стратегических управленческих ходов, внедрением новых технологий и нестандартных решений. Такой стиль управления направлен исключительно на минимизацию расходов (реклама, персонал, маркетинг и т. п.), на устранение всего лишнего, при этом организация минимально ориентируется на внешние экономические или конкурентные раздражители. Все это требует от ответственного лица высокой работоспособности в крайне тяжелых экономических, психологических и моральных условиях. Менеджеры такой специализации должны обладать навыками, позволяющими справляться с такой нагрузкой.

Однако в ситуации, когда предприятие наращивает объемы, активно развивается, ведет агрессивную политику на рынке, наступает момент, когда авторитарный стиль управления больше не приносит пользы. На определенном этапе очевидна необходимость внедрения новых, более тонких методов взаимодействия и принятия решений. В этом случае приоритет будет на стороне навыков, отличных от навыков, необходимых в приведенном выше примере.

Из вышесказанного следует, что выстраиваемый нами управленческий мониторинг должен позволять не только адекватно оценить условия среды и приоритетные для текущих условий управленческие навыки, но и все возможные их изменения (рис. 1).

Среда осуществления управленческого мониторинга

│ │ │Условия принятия решений,│

│ Ответственный работник │ │ «агрессивная/ │

Источник

Технология управленческого мониторинга

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, N 8

Рынки экономически развитых стран успешно решают проблемы обеспечения системы управления персоналом динамичной информацией при помощи такого инструмента, как мониторинг. Данный механизм уже положительно зарекомендовал себя как средство оперативного наблюдения во многих отраслях и сферах. В данной статье речь идет о технологии управленческого мониторинга как основы оперативной и актуальной информации о персонале, что особенно актуально при управлении широкой филиальной сетью.

Сегодня залогом эффективности функционирования рынка товаров и услуг в любой сфере является расширение области применения используемого информационного ресурса. Это особенно актуально для организаций непроизводственного экономического профиля с широкой филиальной сетью. Так, довольно динамичным развитием, например, характеризуется современный рынок страховых продуктов и услуг, однако аккумулируемый объем информации используется крайне неэффективно.

Существующие аналитические системы и методы получения информации позволяют получать и анализировать большие объемы данных, являющихся результатом рыночных процессов, стратегий и программ. В условиях развивающейся среды при управлении сложными процессами для анализа и принятия управленческого решения информации о результатах производственного или экономического цикла недостаточно. Для обеспечения более объективного понимания процессов и результатов необходимо обладать актуальными сведениями обо всех этапах, составляющих целый производственный или экономический цикл.

В современном рыночном мире широко распространены и успешно применяются такие механизмы, как технический мониторинг, строительный мониторинг, экономический, финансовый или экологический мониторинг. Перечисленные системы получения и анализа информации подразумевают оценку качества технических соединений, скорости передачи/получения информации, соблюдения требуемых норм и регламентов или полноты заполняемой необходимой документации.

При работе с непроизводственными экономическими циклами, как, например, при управлении широкой филиальной сетью, будь то торговая или страховая компания, перечисленных выше инструментов (технический, экономический и финансовый мониторинг) явно недостаточно, т.к. в данном конкретном случае речь идет о взаимодействии с людьми, а технический или финансовый мониторинг не предназначен для решения подобных задач. Экономическое «моделирование» в наше время достигло небывалых высот, однако такое «моделирование» часто не отражает действительного положения вещей, понимание которых необходимо для эффективного управления.

Действительно, без подробного понимания экономического или производственного процесса, пошагового анализа именно процесса, а не уже имеющегося результата важные управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, повышая вероятность ошибки. Решение данной проблемы невозможно без применения соответствующего аналитического инструментария и теоретического арсенала знаний, находящихся в распоряжении современной науки.

Изучение и развитие социально ориентированных методов контроля и управления связано с поиском и разработкой новых инструментов получения и применения информации для принятия управленческих решений, что является сегодня актуальным направлением научных исследований.

Подход, примененный в данной статье, подразумевает выделение группы приоритетных показателей, работа над которыми будет вестись в течение проекта. Изменяя состав показателей, являющихся приоритетными, руководитель имеет возможность относительно оперативно влиять на те области, которые считает проблемными или перспективными.

Все это говорит о том, что вопросы мониторинга личностных и профессиональных качеств и навыков персонала и управленческой среды, методы оценки и анализа сегодня действительно остаются малоисследованными или рассмотренными в отрыве от реальной практики управления. Вместе с тем нахождение подобных методов и инструментов способствовало бы более активному развитию необходимых организации навыков и личностных качеств работников.

В настоящее время одновременно с ростом количества подходов к понятию «управление» и совершенствованием существующих технологий и методов неизбежно развитие такого механизма, как управленческий мониторинг.

Для целей исследования личностных профессиональных навыков и качеств работников возьмем такие персональные профессиональные навыки, как планирование, контроль, делегирование, взаимодействие и корпоративная культура. Перед тем как оценивать эти навыки и качества, необходимо помнить о том, что эти их оценки должны быть сопоставимы во времени и при изменении количества и/или содержания компонентов, в данном случае профессиональных навыков. Предложенный в результате метод должен позволять учитывать изменения как количественного, так и качественного состава объектов оценки.

Еще одним принципиальным фактором предлагаемой к рассмотрению методики является альтернативный подход по отношению к массово принятым сегодня системам экспертных оценок ввиду их возможной и часто имеющей место быть субъективности.

Ориентируясь на детальный анализ процессов управления и принятия управленческого решения при работе с широкой филиальной сетью непроизводственного экономического профиля, для оценки эффективности и качества важно точно понимать, в каких организационно-управленческих условиях принимается решение. Здесь большое значение имеет наличие и качество исполнения методических и нормативных материалов. Это помогает определить и оценить систему стандартных процедур, операций, приемов, средств анализа и алгоритм итераций. Пакет методической документации в нашем случае определяет зону ответственности, ожидаемую и фактическую среду принятия решения, лицо, ответственное за это решение, и иногда диапазон ожидаемых следствий и результатов.

Оценка качества исполнения методических рекомендаций в нашем случае будет отражать качество системы управления. Однако эта оценка еще не является отображением выбранных нами профессиональных личностных качеств: планирование, делегирование, контроль и прочие, т.к. и методические рекомендации, и личностные профессиональные навыки напрямую связаны с субъектом и объектом исследования.

Важно учитывать то обстоятельство, что личностные профессиональные навыки могут проявляться по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей и стиля управления ответственного лица, а также от состояния и условий окружающей экономической, административной, управленческой среды.

Например, сегодня в ряде компаний, имеющих развитую филиальную сеть, довольно давно и успешно применяется механизм так называемых «кризисных управляющих». Это, как правило, группа менеджеров высокого уровня, имеющих весомый опыт управления. Отличительной чертой таких управляющих является явно авторитарный стиль управления: он не отличается наличием тонких тактических и стратегических управленческих ходов, внедрением новых технологий и нестандартных решений. Такой стиль управления направлен исключительно на минимизацию расходов (реклама, персонал, маркетинг и т.п.), на устранение всего лишнего, при этом организация минимально ориентируется на внешние экономические или конкурентные раздражители. Все это требует от ответственного лица высокой работоспособности в крайне тяжелых экономических, психологических и моральных условиях. Менеджеры такой специализации должны обладать навыками, позволяющими справляться с такой нагрузкой.

Однако в ситуации, когда предприятие наращивает объемы, активно развивается, ведет агрессивную политику на рынке, наступает момент, когда авторитарный стиль управления больше не приносит пользы. На определенном этапе очевидна необходимость внедрения новых, более тонких методов взаимодействия и принятия решений. В этом случае приоритет будет на стороне навыков, отличных от навыков, необходимых в приведенном выше примере.

Из вышесказанного следует, что выстраиваемый нами управленческий мониторинг должен позволять не только адекватно оценить условия среды и приоритетные для текущих условий управленческие навыки, но и все возможные их изменения (рис. 1).

Среда осуществления управленческого мониторинга

В качестве инструмента логично использовать систему биномиальных вопросов по оценке управленческой организации, включающих в себя вопросы, затрагивающие личностные профессиональные навыки тестируемого руководителя. Вопросы могут быть адресованы как самому руководителю, так и кругу его подчиненных или руководителей более высокого уровня либо даже предназначены исключительно для работника, проводящего мониторинг. При достаточном количестве вопросов для выделения нескольких обособленных разделов появляется возможность дифференцировать оценку данного конкретного руководителя не только по навыкам, но и по зонам его ответственности, вплоть до оценки соответствия конкретных навыков существующим требованиям.

Пример. Имеется анкета из 200 вопросов для оценки руководителя розничного и корпоративного направления продаж в страховой компании (СК). Анкета содержит два раздела: 1) розница, 2) корпоратив. Учитывая биномиальность вопросов, ответы также будут биномиальными: «да»/»нет» или, например, «1»/»0″. Тогда результатом процедуры мониторинга станет цифровая относительная (в %) и абсолютная (в баллах) оценка ответственного работника в части работы с розничным и корпоративным направлениями независимо друг от друга. Данное значение является уникальной процентной аналитической оценкой, отражающей качество того ли иного показателя. Ожидаемые результаты и требования к ключевым моментам построения управленческой системы должны быть заложены в составе анкеты, внутри групп биномиальных вопросов.

Изменяя нагрузку и количество параметров, на которые направлены вопросы анкеты, мы можем всесторонне обоснованно оценить ключевые моменты управленческой организации и их соответствие методическим указаниям.

Полученная таким образом аналитическая оценка в рамках поставленных задач дает четкое универсальное обоснованное представление, например:

Результатом управленческого мониторинга также является оперативная разработка адекватных мер для устранения выявленных нарушений и недостатков в управленческой среде.

Представленная концепция управленческого мониторинга позволяет оперативно получать наиболее актуальную информацию и оперативно принимать превентивные меры. По результатам управленческого мониторинга можно с достоверной точностью оценить такие аспекты менеджмента, как, например: штатное расписание и персонал, оформление и оснащение процесса и технологий взаимодействия и управления и др.

Еще одним неоспоримым преимуществом данного подхода к мониторингу является активное взаимодействие с ключевым персоналом на местах, что позволяет оперативно влиять на управленческое поведение, аргументированно акцентировать усилия на ключевых моментах, что ведет к устранению выявленных в процессе мониторинга нарушений, следовательно, к повышению персональных профессиональных качеств и навыков ответственных руководителей. Кроме этого, представленный подход к дистанционному контролю и управлению дает возможность влиять на потенциальный результат, принимая превентивные меры, в отличие от классического варианта, когда принимаемые решения являются следствием уже полученных результатов, на которые повлиять уже невозможно.

Исходя из вышеизложенной информации, мы можем сформулировать развернутое определение понятия «управленческий мониторинг».

Управленческий мониторинг несет одну или более из трех организационных функций:

Представленный в статье подход позволяет наиболее эффективно в новом ключе использовать информацию, получаемую в процессе мониторинга, это позволяет утверждать, что:

Источник

Журнал Педагог

Автор: Доброва Наталья Николаевна
Должность: преподаватель профессионального учебного цикла
Учебное заведение: ГОУ СПО «Аграрно–экономический колледж»
Населённый пункт: Молдова, ПМР, г. Бендеры
Наименование материала: статья
Тема: «МОНИТОРИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ.»
Раздел: среднее профессиональное

МОНИТОРИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ,

Доброва Наталья Николаевна

преподаватель профессионального учебного цикла

Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет

взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной

системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий.

Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение,

деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл.

Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью

выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

педагогике и психологии.

диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса

необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с

тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация»,

мониторинга или его частными случаями.

Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного

процесса и средства, которые используются для их достижения.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:

• процесс освоения программы, дисциплины;

• интеграционные процессы в обучении;

•процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения,

средств контроля усвоения учебного материала;

• качество образовательного процесса и т.д.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны

предшествовать обсуждение и корректировка.

обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов

деятельности педагогической системы ее конечным целям.

предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются

некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю

действовать в режиме поиска, инноваций.

образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на

образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой

для инновационной деятельности всех участников (субъектов) В рамках мониторинга его

различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают

информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном

учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив

его, студент вбирает это учреждение и т.д.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве

структур более сложного уровня.

различными организациями. Это связано в первую очередь с тем, что усложняются задачи,

своевременно заметить и принять решение о том, как использовать наметившиеся тенденции

и адаптировать определенную организацию к изменившимся условиям.

управления организациями, единого подхода к этому понятию в этой сфере деятельности до

сих пор не выработано. Недостаточно разработаны основные проблемы его использования в

управлении, четко не определены его цели и задачи, не создана система мониторинговых

информации, не сформирована система сбора данных, нет единого подхода к понятию

индикаторов (критериев). Эти недостатки приводят к тому, что до сих пор не разработаны

удобные методики анализа данных мониторинга, что создает трудности для руководителей-

Для решения имеющихся практических проблем применения исследуемого понятия

мониторинга. Формирование этого понятия необходимо также и с научной точки зрения с

целью более глубокого изучения такого сложного явления, каким выступает мониторинг.

Исследуемое понятие включает две составляющие: управление и мониторинг. Общие

подходы к мониторингу были рассмотрены выше. Теперь необходимо выявить сущностные

характеристики понятия «управление». Управление необходимо для многих образований.

социологии, менеджмента, теории организации, политологии и др. Поэтому существует

множественность подходов к определению управления, что также настоятельно требует

определиться с его содержанием применительно к данному исследованию. А.Файоль, один

управления, давал ему следующее определение: управлять – значит вести предприятие к его

организации или ее части в направлении достижения целей и баланса организации с внешней

реализации целенаправленного воздействия на объект-систему, основанный на обратной

связи, на информационном обмене между объектом и субъектом управления.

В работах по социальному

управлению данное понятие определяется следующим

Профессиональная деятельность для достижения целей организации и поддержания

целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и

управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляющую подсистему).

системами, выделим его главные характеристики, отмечаемые различными авторами:

1) это воздействие субъекта управления на управляемый объект;

2) воздействие на систему, осуществляемое специальным подготовленным органом и

на профессиональной основе;

3) воздействие осуществляется на основе использования имеющихся в организации

ресурсов, в том числе информационных;

функционирования и развития.

Любой процесс управления должен опираться на информацию об объекте управления.

По мнению Коваленко И. В, сбои в информационном процессе также ведут к значительным

потерям времени. Причем ситуация значительно ухудшается в случае передачи неверной

Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает

педагогов и органов управления качественной и своевременной информацией, необходимой

для принятия управленческих решений.

Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса;

Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного

процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников

групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива,

руководитель студенческий коллектив; руководитель коллектив родителей; руководитель

обучающийся; преподаватель семья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является

методов педагогического процесса.

Для того чтобы в результате мониторинга была получена педагогическая информация,

он должен проводиться на основе следующей системы принципов:

непосредственно обеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип

научности отражает систему научных форм, методов и средств получения педагогической

информации. На принципах непрерывности, целостности и преемственности необходимо

разрабатывать технологию мониторинга.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические

цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае

осуществляется определенный вид мониторинга.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

• 1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это

наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и

направлениям и во времени);

• 3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления

образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *