Что такое университет академия институт
Академия, институт, университет, колледж: статусы учебных заведений и что они значат
Знаешь, в чём разница между академией и университетом? А между колледжем и техникумом? Адукар разобрался, чем отличаются такие похожие, на первый взгляд, статусы учебных заведений, и готов немного просветить тебя в этом вопросе.
Учреждения высшего образования: университет, академия, институт
Если рассматривать Беларусь, то к учреждениям высшего образования относят три типа учебных заведений: академия, университет, институт. Университет и институт могут быть как государственными, так и частными. Отличие академии в том, что это вуз исключительно государственной формы собственности. Если говорить о разнице между институтом и университетом, то главным критерием будет количество профилей: в институте студенты обучаются только одной специальности, в то время как в университете подготовка ведётся не менее чем по 7 специальностям, принадлежащим к разным областям науки. Также есть и другие, более подробные критерии, которые отличают эти два вида вузов.
Фото: БГУ. «Закон РБ О высшем образовании» выделяет два типа университетов: классический и профильный. Классический университет осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования, а профильный университет (к которому также относят академии и консерватории) осуществляет подготовку специалистов одного или нескольких профилей.
Учреждения среднего специального и профессионально-технического образования
Теперь проясним ситуацию с колледжами. Учреждения среднего специального образования — это колледжи, по окончании которых выпускники получают среднее специальное образование. Раньше такие колледжи называли техникумами. А учреждения профессионально-технического образования — это колледжи и лицеи, по окончании которых учащиеся получают профессионально-техническое образование. Прежнее название таких учреждений образования — ПТУ. И по факту выпускники, получившие среднее специальное образование, получают более высокую квалификацию и могут занимать более высокие должности.
Теперь ты знаешь всё о статусах учебных заведений и без труда разберёшься в них. Ну а найти информацию о специальностях, проходных баллах, ЦТ и другие подробности, касающиеся конкретного места учёбы, ты можешь в нашем каталоге учебных заведений.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Чем отличается университет от института и академии?
Попрощавшись со школой, молодые люди спешат вступить во взрослую жизнь. Кто-то из выпускников сразу идет работать, кто-то предпочитает сначала отслужить в армии, однако большинство юношей и девушек отправляются сдавать ЕГЭ, чтобы затем поступить в вуз.
Российская образовательная система предоставляет широкие возможности для абитуриентов, желающих стать дипломированными и востребованными специалистами. Сотни университетов, академий и институтов ежегодно открывают двери для стремящихся к новым знаниям молодых людей.
Чтобы не потеряться в многообразии вузов страны, стоит сразу разобраться в том, как они функционируют, чем отличаются друг от друга и какие требования к ним выдвигает Министерство образования.
Академия, университет, институт – что это такое?
Высшие учебные заведения – собирательное название всех академий, университетов и институтов. В этих образовательных учреждениях студенты приобретают знания, навыки и компетенции, необходимые для работы по выбранной специальности.
Высшими перечисленные ранее учебные заведения называются потому, что они принимают абитуриентов при условии наличия полного среднего школьного образования. Соответственно, участвовать в конкурсе на зачисление в вуз может только человек, получивший диплом после окончания 11 классов. Подростки, которые ушли из школы после 9 класса, поступают в колледжи/техникумы либо профессиональные лицеи. И уже после получения диплома о среднем специальном образовании можно поступить в вуз.
Чем отличается академия от университета?
Разделение университетов, академий и институтов происходит по следующим параметрам:
Характерной чертой университетов является их многопрофильность. Будучи универсальными образовательными учреждениями, университеты предоставляют студентам учебный материал не по одной специальности, а по целому ряду направлений. Так, например, университет может выпускать единовременно:
Приведенный выше список далеко не полный, однако он наглядно демонстрирует, насколько разнообразные кадры может готовить организации. Дополнительным требованием Министерства образования ко всем университетам является обязательное проведение научных исследований по минимум пяти профилям, представленным в вузах.
Что касается академий, они специализируются на какой-то конкретной области общественной деятельности, выпуская разнонаправленных сотрудников одного профиля. В качестве примера можно привести таможенную академию, которая обучает студентов 3 факультетов: таможенное дело, экономический и юридический.
Окончив образовательное учреждение, все выпускники (как таможенники, так и юристы с экономистами) трудоустраиваются на вакансии, предполагающие работу в области пограничного контроля.
Академии обучают студентов по программам, аналогичным университетским, однако имеют не такой широкий профессорско-преподавательский состав и меньшее количество аспирантов. Помимо этого, научные исследования академии проводят только по своему основному профилю.
Последипломное образование, включая переподготовку, доступно в обоих видах вузов.
Чем отличаются университет и академия от института?
Если университеты и академии занимаются подготовкой широкого круга специалистов, то институты характеризуются узкопрофильной направленностью. Т.е. авиационный институт обучает летчиков и конструкторов, институт психоанализа сконцентрирован только на психологах, а театральный институт отвечает исключительно за деятелей искусства.
К данным вузам Министерство образования выдвигает меньше требований, поэтому оснащенность кабинетов, учебных центров и библиотек там обычно хуже, чем в университетах. Преподавательский состав чаще всего скромный, методические программы обновляются с произвольной регулярностью, а научно-исследовательская деятельность не является для педагогов обязательной.
Еще одно отличие – соотношение аспирантов к студентам очного отделения. В университете должно быть более 4 аспирантов на 100 студентов, тогда как в институте допустимо всего 2. Кроме того, многопрофильные вузы субсидируются государством в гораздо большем объеме.
Исходя из описанных выше особенностей каждого учебного заведения, можно понять, как распределяется рейтинг академии, университета и института.
Первое место занимают университеты, поскольку они хорошо оснащены, обучают представителей многих профессий и позволяют студентам приобрести компетенции в разных областях. Далее следуют академии, а последние в списке – институты.
Куда лучше поступить: в академию, университет или институт?
Выбор учебного заведения напрямую зависит от потребностей абитуриента. Если будущего студента интересует разноплановая подготовка, научные исследования и активная общественная жизнь, то стоит обратить внимание на университеты. Дополнительным бонусом в этом случае станет возможность окончить магистратуру, не меняя образовательного учреждения.
Молодым людям, желающим получить всеобъемлющие знания в каком-то конкретном направлении, подойдут академии. Также туда можно поступить для расширения компетенций после освоения общего курса по специальности в другой учебной организации.
Для тех, кто мечтает о прикладной профессии, открыты двери институтов. Несмотря на существование научно-исследовательских вузов, в настоящий момент наиболее распространены институты, направленные на подготовку практико-ориентированных сотрудников.
При выборе вуза абитуриентам в первую очередь стоит учитывать не вид образовательного учреждения, а его рейтинг. Не лишним будет изучить отзывы выпускников, ознакомиться с профессорско-преподавательским составом, а также поискать информацию о том, насколько то или иное учебное заведение ценится среди нанимателей.
Может ли университет стать академией или институтом?
Реорганизация вуза из одного типа в другой – не такая уж редкость, как кажется на первый взгляд. Этот процесс затрагивает преимущественно университеты и институты, минуя академии.
Наиболее распространенный вариант – отделение определенного факультета от крупного вуза и реформирование его в самостоятельную учебную организацию. Такие преобразования наблюдаются, когда университеты имеют технически и методически оснащенные факультеты, способные к самоуправлению. Наблюдаются и обратные ситуации: институт не может расширить перечень предлагаемых к освоению специализаций, поэтому присоединяется к более крупному образовательному учреждению в качестве факультета.
Где сложнее учиться: в академии, институте или университете?
Нельзя конкретно сказать, куда стоит подавать бумаги абитуриенту, чтобы получить образование без лишних усилий. В университетах хорошая учебная база, обеспеченная серьезной финансовой поддержкой государства и сильным профессорско-преподавательским составом, однако и большое число студентов, на которых тратятся ресурсы.
В институтах и академиях же обучают узкому кругу профилей, следовательно, там попросту не нужны огромные помещения, раздутый штат педагогов и крупные субсидии. Зачастую именно в маленьких вузах можно по-настоящему сконцентрироваться на обучении.
Как бы там ни было, выбирать образовательное учреждение рекомендуется все-таки с учетом его рейтинга, отзывов выпускников, технической оснащенности и престижности среди работодателей.
Чем отличается университет от академии?
Академии и университеты, как и институты, относятся к высшим учебным заведениям и имеют характерные отличия друг от друга. Учёба в институте связана с подготовкой узкопрофильных специалистов, а университет является многопрофильным ВУЗом. Что касается академий, они готовят широкий круг специалистов — в то время как область является узкопрофильной.
Чем отличается академия от университета?
В университете готовят представителей многих специальностей. Также на базе любого университета существуют курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Статус университета означает, что высшее учебное заведение занимается серьёзной научной работой, как минимум, в пяти различных сферах.
Итак, в университете всегда есть:
Иногда люди считают, что более статусный ВУЗ, по сравнению с университетом — это академия. На самом деле, всё наоборот: более высоким статусом отличается именно университет. Именно поэтому в последнее время мы наблюдаем преобразование ряда академий в университеты. Таким образом учебные заведения стремятся к повышению своего статуса.
В отличие от университета, академия готовит представителей одной отрасли. Академия может быть военной, военно-медицинской, сельскохозяйственной и т. д. Состав преподавателей в академиях намного меньше, чем в университетах. Эти учебные заведения тоже занимаются серьёзной научной работой, но проводят её только в одной области и не в таких крупных масштабах.
Поскольку деятельность академий сфокусирована на одной сфере, это влияет и на преподавательский, и на студенческий состав ВУЗа. Такой подход к образованию обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, занимающихся конкретным сегментом.
Чем отличается институт от университета и академии?
Любой институт, в отличие от университета, является узкоспециализированным ВУЗом, поэтому его статус по сравнению с другими — самый низкий. Институт почти никогда не может стать факультетом другого ВУЗа (например, академии или университета). Как уже было сказано, часто наблюдается как раз обратный процесс, когда от университета происходит отделение одного или нескольких факультетов. В дальнейшем они могут получить автономность.
Количество специальностей, которые можно получить на базе института, ограничено, если сравнивать их с университетом. Вот несколько ключевых различий между этими двумя ВУЗами:
Отличия академии от института таковы:
Ну и наконец, рассмотрим подробнее отличия университетов от академий:
На первый взгляд, со статусами разных ВУЗов всё понятно, однако на практике многое зависит не только от официального статуса университета, академии или института, но и от уровня квалификации преподавателей. Качество образования зависит и от финансирования. Выбирая высшее учебное заведение, молодым людям следует ориентироваться не на его название, а на рейтинг и отзывы тех, кто уже имеет опыт получения образования в конкретном месте.
Многие студенты ошибочно «гонятся» за статусностью ВУЗа, после чего испытывают глубокое разочарование, так как образование, полученное в учебном заведении, часто оставляет желать лучшего. Известно, что после получения образования работодатели мало интересуются тем, какой ВУЗ заканчивал соискатель: часто они поверхностно смотрят на диплом о высшем образовании, а далее, если принимают молодого человека на работу, уже стараются «подстроить» его под нужды предприятия или организации.
Таким образом, название учебного заведения далеко не всегда свидетельствует о высоком качестве образования. Именно поэтому при выборе ВУЗа рекомендуется наводить реальные справки, просматривая отзывы учащихся и популярные рейтинги. Неплохо было бы и «вживую» пообщаться со студентами, чтобы получить представление о том, какое учебное заведение подойдёт лично для вас, чтобы не совершить ошибки, о которой впоследствии придётся жалеть.