Что такое умение высшего порядка
Основные понятия: «двигательное умение», «двигательный навык», «двигательное умение высшего порядка»
«Двигательное умение»-способность выполнять двигательное действие, при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия. Примеры.
«Двигательное умение» характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Признаки умения: 1)управление движением происходит неавтоматизированно; 2) способ решения задачи нестабилен;3)длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других причин.
Характерные признаки двигательного умения высшего порядка (ДУВП): 1) повышенная роль пусковой функции сознания;2) движения входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизировано и могут попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции;3) проявляются всегда в условиях целостной деятельности. Примеры.
Значение ДУВП: 1) приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности; 2) выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.
Разновидности ДУВП: 1) умение эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности; 2) умение одновременно использовать два или несколько навыков;3) умение последовательно использовать два или несколько навыков.
Понятие об умениях высшего порядка
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности
В спортиграх и единоборствах двигательные умения высшего порядка теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Так, чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и т.д.
В гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого инвентаря. В частности, известны случаи, когда из-за мощной работы кондиционеров в зале у художественных гимнасток изменялась траектория бросков предметов, в результате чего девушкам приходилось корректировать технику бросков.
По существу, именно умения высшего порядка являются конечной целью обучения.
2. Взаимодействие двигательных навыков
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков.
В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:
Положительный перенос навыков проявляется тем ярче, чем больше сходства между структурой двигательных действий.
А) управление велосипедом – управление мотоциклом;
Б) акробатические прыжки – прыжки в воду;
В) метание малого мяча – метание гранаты.
Учитывая положительное взаимодействие навыков, целесообразной последовательностью обучения будет такая, при которой в наиболее полной мере используются явления положительного переноса навыков: например, кувырок вперед – сальто вперёд в группировке и т.д.
Наиболее часто отрицательный перенос навыков проявляется в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и в финале усваиваемых двигательных действий, но существенные различия в их главных фазах.
А) прыжок в высоту – барьерный бег;
Б) катание на фигурных коньках – катание на роликовых коньках;
В) сальто назад – переворот назад.
При взаимодействии так называемых «конкурирующих» навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплён. В случае если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна.
Кроме того, выделяют следующие варианты переноса навыков:
К явлению, именуемому «перенос навыков», относят и влияние врождённых автоматизмов. Так, врождённая перекрёстная координация составляет основу ходьбы, бега и некоторых других действий.
3. Основы формирования двигательных навыков
Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определённым закономерностям.
Овладение тем или иным двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
1.
Формирование у обучающегося положительной учебной мотивации.
2.
Формирование знаний о сущности двигательного действия.
3.
Создание полноценного представления об изучаемом движении. В частности, эти представления должны включать:
а) зрительный образ двигательного действия, возникающий на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;
б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
в) двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые возникают при выполнении подводящих упражнений.
4.
Освоение изучаемого двигательного действия в целом.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи устранение допущенных ошибок. Двигательное действие, сформированное путём многократного повторения и доведённое до автоматизма, переходит в двигательный навык.
Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из которых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями и особенностями обучения.
Физиологические особенности: широкая иррадиация (распространение) нервных процессов возбуждения в коре головного мозга, генерализация ответных реакций;
Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм;
Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы;
Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 3 : 2.
Физиологические особенности: развитие процессов торможения и постепенная концентрация процессов возбуждения, уравновешивание процессов возбуждения и торможения;
Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и скованности движений, улучшение координации движений отдельных звеньев тела, сохранение постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная пластичность движений, но всё ещё слабая устойчивость к помехам (нагрузка, эмоциональное напряжение, стрессы и т.д.);
Регуляторные особенности: периодический контроль сознания над выполнением движения, передача управления деталями движений в ниже лежащие уровни управления;
Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 2 : 3.
Физиологические особенности: стабилизация процесса возбуждения и чёткое согласование процессов возбуждения и торможения;
Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, скованности движений, точное согласование движений между отдельными звеньями тела, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой усилий, амплитуды, темпа и ритма, структура движений сохраняется, несмотря на помехи;
Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов центральной нервной системы, контроль сознания преимущественно над смысловой частью (целью) движения;
Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 1 : 3.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Двигательные умения, навыки и умения высшего порядка как результат обучения; закономерности их формирования.
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает физическое образование – «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983).
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в способность выполнять точно и уверенно, и, наконец, находить эффективные решения даже в необычных условиях — т. е. выполнять двигательные навыки и умение высшего порядка.
Различают три уровня владения двигательными действиями — умения, навыки, умения высшего порядка.
Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, при кротором движение выполняется неуверенно, в замедленном темпе, с самыми непредсказуемыми нарушениями. Выполнение движений на этом уровне характеризуется сознательным управлением движениями, жесткой программой действий, неспособностью справиться с действием сбивающих факторов и, как следствие, крайняя нестабильностью итогов — упражнение (особенно необычное) то выполняется, то — нет. Характерными признаками двигательного умения являются:
— управление движениеяи происходит неавтоматически;
— сознание загружено контролем за каждым элементом движения;
— движение выполняется замедленно;
— действие незкономно и неэффективно, утомительно дляисполнения;
— относительная расчлененность движения;
— непрочность запоминания движений.
В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык
В то же время, двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку они пополняют запас памяти необычных движений, являются основой творческого мышления, направленного на анализ и синтез движений.
В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык.
Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, которая характеризуется определенной степенью автоматизированности, когда контроль со стороны сознания сводится к определению т. н. опорных точек упражнения, а конроль за выполнением двигательных действий сводится к сверке по этим ориентирам управлением целостным движением. Двигетельный навык — относительно высоко прочное и надежное исполнени двигательных заданий.
Характерные признаки навыка являются:
— Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.
— Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.
— Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием ряда сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).
— Прочность воспроизведения двигательных действий.
Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).
Умение высшего порядка – это выполнение выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, легко и свободно при включении только тех групп мышц, которые обеспечивают заданное двигательное действие. Это такое выполнение упражнений, про которое говорят, что оно выполняется по строгой схеме несмотря на разнообразные сбивающие факторы.
Умения высшего порядка связаны также с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Они формируется в течение всей спортивной жизни занимающихся.
Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, оно не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач при обучении.
Двигательное умение высшего порядка
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навыков в условиях взаимного двухстороннего влияния, когда наблюдается обоюдное совершенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной координационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков – это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для приобретения нового. Например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.
Ограниченный (частичный) перенос – перенос навыка в весьма узком диапазоне. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. Например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья.
Обобщённый перенос –перенос в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача – сохранить равновесие.
Перекрёстный перенос – это перенос навыков на симметричные органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой, может без специальной подготовки быть выполнено левой.
Этап углубленного разучиваниядвигательного действия
Этап закрепления и совершенствования двигательного действия (этап результирующей отработки действия)
Двигательные ошибки – невыполнение или существенное искажение частей двигательного действия.
Грубые ошибки –ошибки, искажающие основу техники двигательного действия.Например, возможные ошибки в перекате назад из упора присев: существенные – падение на спину, выполнение переката без группировки; грубые – откинутая назад голова, неплотная группировка, широко разведены ноги; незначительные – чуть прогнутая спина, некоторое нарушение плотности группировки, невытянутые носки, чуть разведённые ноги.
Незначительные ошибки –ошибки, связанные с неточным выполнением деталей техники движений.
Нестабильные ошибки –ошибки, возникающие по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие после принятых мер по их устранению.
Стабильные ошибки –ошибки, закреплённые в навык.
Нетипичные ошибки –ошибки, возникающие эпизодически, по субъективным причинам.
Типичные ошибки –распространённые ошибки, которые характеризуются общностью причин их возникновения для определённого контингента занимающихся. Например, влияние стандартных внешних факторов.
Тема 5. Воспитание двигательно-координационных способностей
И ловкости.
Координация (от лат. ) – согласование, сочетание, приведение в порядок.
Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы (Н.А.Берштейн, 1946).
Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи.
Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела во времени и пространстве, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею. (Д.Д.Донской,1971).
Координированность – результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности.
1. Правильность (адекватно и точно);
1. Быстрота (своевременно и скоро);
2. Рациональность (целесообразно и экономично);
3. Находчивость (инициативно и стабильно).
Совокупность данных свойств, присущих координационным способностям, образует качество ловкости.
Ловкость – способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально и находчиво (А.Н.Берштейн). Из всех черт ловкости, перечисленных в её развёрнутом определении, автор особо выделяет находчивость. Вся суть ловкости, по его мнению, заключается прежде всего в способности найти выход из любого положения, в наличии у центральной нервной системы средств к разовому, импровизированному, но адекватному решению неожиданной и нешаблонной задачи.
Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, которое определяется « …во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки».
КС – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС.
Специальные КС – это возможности, определяющие готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизируемых в порядке возрастающей сложности. Различают следующие однородные группы КС:
— во всевозможных циклических (ходьба, бег, лазание, перелазание, плавание, бег на коньках и др.) и ациклических локомоциях (различные прыжки);
— в нелокомоторных движениях всего тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
— в движениях «манипулирования с пространством» отдельных частей тела (движения указывания, прикосновения, укола и т.п.);
— в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, подъём тяжестей);
— в баллистических действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание мяча, гранаты, диска, молота);
— в метательных движениях на меткость (метание или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);
— в движениях прицеливания;
— в подражательных и копирующих движениях;
— в атакующих и защитных действиях единоборств;
— в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях большинства подвижных и спортивных игр.
Специфические КС – возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию – способность к ориентированию в пространстве, сохранению позностатической и динамической устойчивости (сохранять равновесие), точности воспроизведения, дифференцирования и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, поддержанию ритма, произвольному расслаблению мышц и др.
Общие КС – потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Равновесие – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие.
Упражнения в равновесии – упражнения, при выполнении которых обеспечение устойчивости позы затруднено их биомеханическими особенностями и внешними условиями, в силу чего они предъявляют неординарные требования к способности поддерживать равновесие.
Тема 6. Воспитание силовых и скоростных способностей.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
Сила – способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия.
Динамометрические показатели – показатели, получаемые с помощью динамометров и динамометрических стендов, позволяющие количественно оценить параметры проявляемых силовых способностей.
Собственно мышечные факторы силовых способностей – факторы, определяющие физиологическую и механическую мощность производимой мышцами работы. К нимотносят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Центрально-нервные факторы — их суть состоит в интенсивности эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии нервной системы на их функции.
Личностно-психические факторы – от них зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Собственно силовые способностипроявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях с околопредельными, предельными отягощениями; 2) при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.
Статическая сила характеризуется двумя её особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счёт активных волевых усилий человека (активная статическая сила); при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряжённую мышцу (пассивная статическая сила).
Абсолютная сила характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме или предельным весом поднятого груза.
Относительная сила – величина силы, приходящаяся на 1 кг собственного веса спортсмена, оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса.
Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется быстрота движений (например, отталкивание в прыжках, финальное усилие при метании и т. п.). К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю.В.Верхошанский, 1977).
Стартовая сила – способность быстрого наращивания внешней силы в начале рабочего движения.
Ускоряющая сила – способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы.
Реактивная способность мышц – способность мышц к быстрому переключению от растягивания к активному сокращению с использованием упругого потенциала растягивания для повышения мощности их последующего сокращения.
Скоростно-силовой индекс – отношение максимума усилия ко времени его достижения.
Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе.
Основные средства
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнёра и т. д.
2. Упражнения, отягощённые весом собственного тела:
— упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счёт веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, висе);
— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счёт использования дополнительной опоры;
— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (Верхошанский Ю.В., 1970).
3. Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, велотренажёр, комплекс «Универсал» и др.).
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.
5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):
— в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т. п.);
— в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.
Дополнительные средства
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).
2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).
3. Упражнения с противодействием партнёра.
Повторный максимум (ПМ) – величина отягощения или вес поднятого груза, выраженный в процентах от максимальной величины, или количество возможных повторений в одном подходе. В первом случае вес может быть минимальным (60 % от максимума), малым (от 60-70 %), средним (от 70 до 80 %), большим (от80 до 90%), максимальным (от 90 % и выше). Во втором случае вес может быть: предельным – 1 ПМ, околопредельным – 2-3 ПМ, большим – 4-7 ПМ, умеренно большим – 8-12 ПМ, малым – 19-25 ПМ, очень малым – свыше 25 ПМ (В.М. Зациорский, 1970).
Метод максимальных усилий основан на использовании предельных и околопредельных отягощений, которые можно поднять максимально 1 – 3 раза. Максимальный вес отягощения используют один раз в 7-14 дней. Этот метод применяется чаще других при тренировке квалифицированных спортсменов.
Метод повторных непредельных усилий («до отказа»)предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа». Его используют в первую очередь для увеличения массы мышц и их укрепления. Наиболее эффективны последние движения, когда в результате многократного беспрерывного выполнения упражнения в организме наступает утомление. При этом преодолеваемое сопротивление становится для организма максимальным раздражителем, что как раз и способствует увеличению мышечной силы.
Существуют три основных варианта метода «до отказа»:
1 – упражнение выполняется в одном подходе «до отказа», число подходов не «до отказа»;
2 – в последних (одном-двух) подходах упражнение выполняется «до отказа», число подходов не «до отказа»;
3 – упражнение в каждом подходе выполняется «до отказа», число подходов «до отказа».
Метод динамических усилийпредусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30 % от максимума) с максимальной скоростью или темпом. Количество повторений упражнений в одном подходе составляет 15-25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий – 3-6, с отдыхом между ними впо 5-8 мин. В качестве отягощений можно использовать гантели, амортизаторы, набивные мячи, диски от штанги, камни. Такие упражнения развивают способность проявлять силу в условиях быстрого движения, то есть динамическую силу.
Метод изометрических (статических) усилийхарактеризуется выполнением кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Эти упражнения применяются как дополнительные средства развития силы. Они выполняются в виде максимальных напряжений длительностью 5-10 с. Статические силовые комплексы состоят из 5-10 упражнений, направленных на развитие силы различных мышечных групп. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз с интервалом отдыха 30-60 с.
Метод изокинетических усилий состоит в том, что при его применении задаётся не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения. Упражнения выполняются на специальных тренажёрах, которые позволяют делать движения в широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Например, по всей амплитуде гребка в плавании кролем или брассом.
«Ударный» метод – основан на ударном стимулировании мышечных групп путём использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела. Этот метод применяется главным образом для воспитания «взрывной» силы различных мышечных групп, а также для совершенствования реактивной способности нервно-мышечного аппарата. В качестве примера использования ударного метода для развития «взрывной» силы ног можно назвать прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх или в длину.
Быстрота – комплекс морфо-функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций:
1. Способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций.
2. Способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависит скоростные характеристики движений.
Двигательная реакция – процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющей сигнальное значение, и т.п.) и заканчивается с началом ответных движений, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому.
Сенсорная фаза двигательной реакции – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.
Премоторная фаза – от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25- 60 мс.
Моторная фаза – от начала движения до его завершения.
Латентный компонент (период) двигательной реакции– скрытый период реагирования, включающий сенсорную и премоторную фазы.
Простая двигательная реакция – реакция, которая характеризуется одним, заранее обусловленным способом ответа на стандартный (обусловленный) сигнал. Латентное время продолжительности двигательной реакции сравнительно невелико, и мало улучшается в процессе многолетней тренировки (на 0,1-0,3 сек.).
Сложная двигательная реакция относится реакция выбора (РВ) и реакция на движущийся объект (РДО).
Реакция выбора (РВ) – способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации.
Реакция на движущийся объект (РДО) – реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект.
Методика аналитического подхода – раздельное совершенствование быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений. Например: отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал (в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала – в быстроте движений.
Сенсомоторная методика воспитания быстроты простых двигательных реакций – поэтапное формирование умения тонко различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и менее) и соответственно варьировать продолжительностью двигательной реакции, с тем чтобы управлять ею в заданных условиях (С. Геллерштейн и др.).
Собственно скоростные упражнения– упражнения, характеризующиеся небольшой продолжительностью (до 15-20 сек) и анаэробным алактатным механизмом энергообеспечения.
«Скоростной барьер»–стойкое морфо-функциональное состояние, которое не меняется в условиях выполнения скоростных упражнений (бега на скорость).
Упрощение структуры движения – приём, используемый для предотвращения «скоростного барьера», без искажения основы техники движения.
Использование облегчающих внешних условий – изменение условий выполнения скоростных упражнений, способствующих превышению привычной скорости движения. Например: чередование уменьшения и увеличения веса снаряда в метании; уменьшение веса тела выполняющего упражнение за счет приложения внешних сил: выполнение акробатических прыжков с лонжей и без нее; конструкция с передвижной подвеской, противодействие сил тяжести в л/а; использование тяговых, буксировочных устройств; использование наклонных дорожек (л/а, вело); ограничение факторов внешней среды (езда на велосипеде или бег на коньках за передвижным щитом, бег по ветру, плавание по течению).
Эффект ускоряющего последствия – возможность повысить скорость движения путем предварительного выполнения кратковременных действий со значительным отягощением. Например: приседания со штангой большого веса перед прыжком в высоту, метанием или стартовым ускорением могут способствовать проявлению высокой мощности и быстроты в этих действиях, благодаря остаточному «тонизирующему» возбуждению нервных центров.
Тема 7. Воспитание выносливости.
Выносливость – это способность противостоять утомлению в процессе деятельности.
Утомление – вызванное работой временное снижение работоспособности.
Фаза компенсированного утомления – фаза, при которой, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательного действия.
Фаза декомпенсированного утомления – фаза, при которой несмотря на возросшие волевые усилия, интенсивность работы снижается, и через некоторое время наступает отказ от её выполнения.
Общая выносливость (в широком смысле) – совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности.
Общая выносливость (в узком смысле) – выносливость, проявляемая в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена.
Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности.
Биоэнергетические факторы выносливости включают объём энергетических ресурсов, которыми располагает организм, и функциональные возможности его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы.
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой.
Личностно-психические факторы основаны на мотивации и установках к достижению высоких результатов, а также волевых проявлениях, связанных с умением терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма и выполнять работу через «не могу».
Скоростная выносливость – это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные требования к скоростным параметрам движений и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена.
Субкритическая скорость – при которой расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей (т.е. текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности). Оказывает преимущественное воздействие на развитие аэробных возможностей организма.
Надкритическая скорость – при которой кислородный запрос превышает аэробные возможности человека и упражнения выполняются в условиях кислородного долга, содействует совершенствованию аэробных возможностей.
Запас скорости – разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке (Н.Г.Озолин, 1959).
Индекс выносливости – это разность меду временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое бы показал испытуемый, если бы преодолел её со скоростью, показываемой им на короткой (эталонном) отрезке(T.Cureton, 1951).
Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка (Г.Лазаров, 1962).
ПАНО – порог анаэробного обмена.
МПК – максимальное потребление кислорода.
Силовая выносливость – способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений.
Динамическая силовая выносливость – типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического и ациклического характера, где нужна «быстрая» сила.
Статическая силовая выносливость – типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных, околопредельных и умеренных напряжений, необходимых главным образом для сохранения определённой позы.
Координацтонно-двигательная выносливость – выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям относительно длительное время.
Тотальная выносливость – проявляется тогда, когда в работе активно участвует свыше 2/3 всех мышечных групп.
Региональная выносливость – когда активно участвуют в работе от 1/3 до 2/3 мышечных групп.
Локальная выносливость – когда активно функционируют менее 1/3 общего числа мышечных групп.
Тема 8. Формирование осанки, развитие гибкости, воздействие на морфоструктуру и телосложение человека.
Гибкость – применительно к физическим качествам принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур «главным образом мышечных и соединительных), определяющие пределы амплитуды движений звеньев тела.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Активная гибкость – проявляется в движениях, совершаемых благодаря мышечным усилиям выполняющего их.
Пассивная гибкость – проявляется под воздействием внешних растягивающих сил: внешнего отягощения, усилий партнёра и т.д.
Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.
Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида спорта.
Упражнения на растягивание – упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой.
Динамические активные упражнения
Динамические пассивные упражнения
Статические активные упражнения
Статические пассивные упражнения
Комбинированные упражнения – упражнения в растягивании, которые обеспечиваются как внутренними, так и внешними силами, при их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений.
Стретчинг (от анг. Stretching, натянуть, растягивать) – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.
Анатомическая подвижность – предельно возможная подвижность, ограничивающаяся строением соответствующих суставов.
Осанка – это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вертикальной позы, ряда производных от неё и частично видоизменённых поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни.
Осанка – это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности позу и положение тела в пространстве.
Основная осанка – основная форма проявления осанки, выраженная в позе прямостояния.
Оперативная осанка – вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности.
«Правильная» («нормальная») осанка – положение тела, которое характеризуется такой позой, которая способствует сохранению статического и динамического равновесия и создаёт благоприятные условия для функционирования организма.
Осанка прямого вида –
Осанка сутулого вида –
Осанка прогнутого вида –
Осанка наклонного вида –
Осанка изогнутого вида –
Тема 9. Формы построения занятий в физическом воспитании.
Формы занятий физическими упражнениями – способы организации учебно- воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определённым типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя и занимающихся, а также соотвествующими условиями занятий. Они подразделяются на две группы: урочные и неурочные формы.
Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся. К ним относятся уроки физической культуры, спортивно-тренировочные занятия.
Спортивно-тренировочные занятия – занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности и др.
Малые формы занятий – формы используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера. К ним относят утреннюю гимнатику, вводну гимнастику, физкультпаузу, физкультминуту, микропаузу.
Утренняя гимнастика – форма физкультурных занятий, которая оптимизирует переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности.
Вводная гимнастика – комплекс гимнастических упражнений (ОРУ), выполняемых непосредственно перед началом работы или учёбы. Это своего рода разминка, которая последовательно активизируя функциональные системы организма, способствует выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания.
Физкультпауза, физкультминута– кратковременные сеансы упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха, в интервалах, специально выделяемых в процессе труда или учёбы.