Что такое уложенная комиссия
Уложенная комиссия
Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года.
Всего было семь таких комиссий. Крупнейшая из них — собрания российских сословных представителей — была созвана Екатериной II в 1767 году.
Манифестом Екатерины II от 14 декабря 1766 г. представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим Наказ, для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».
Мысль о созыве подобной комиссии принадлежала всецело самой императрице и навеяна была на неё чтением западноевропейских писателей, в особенности «О духе законов» Монтескье (мнение В. И. Сергеевича). В руководство комиссии был написан императрицей Большой Наказ, в самых общих, подчас даже туманных чертах намечавший те вопросы, которые, по мнению императрицы, должны быть разрешены созываемой комиссией. Многие из намечаемых вопросов прямо были заимствованы из Монтескье и Беккарии.
Императрицу много занимал вопрос о составе комиссии, и план, составленный князем Вяземским, обер-прокурором Всеволожским, генерал-рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был значительно видоизменен Екатериной II. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов, и митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.
Это резко отличает состав комиссии от состава земских соборов, где духовенство занимало первенствующее значение. Практика, впрочем, представляет и обходы процедуры выборов: в Угличе, например, духовенство принимало участие в выборах и составлении наказов. В СПб. и Москве выборы были всесословными, и последние — не без ведома императрицы. Представителями столиц явились, таким образом, высокопоставленные лица вместо горожан. Такие выборы были исключениями; обыкновенно депутат от города избирался городскими обывателями — купцами, цеховыми ямщиками, канцелярскими чиновниками и пр. Иные города присылали больше депутатов, чем полагалось по процедуре; зато бывали, правда — сравнительно редкие, случаи, когда обыватели старались как-нибудь отделаться от посылки депутатов (Борисоглебская слобода Ярославской губернии), или совсем их не посылали (уезды Масальский, Кологривский, Цивильский, Звенигородский и др.).
По счету профессора Латкина, вся вообще комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан — купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали даже казаков, сотников, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (самоеды, башкиры, черемисы и пр.), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.
Избиратели должны были заявить через депутатов о своих «нуждах и недостатках»; поэтому депутат снабжался особым наказом, на составление которого, по обряду выборов, полагался довольно короткий срок — три дня. Составление наказа велось под руководством выборного представителя сословия. Издаваемые в «Сборнике Императорского Исторического Общества» наказы показывают, что население, большей частью, отнеслось очень серьезно к своим задачам, и наказы, поэтому, являются важным материалом не только для изображения «нужд, желаний и стремлений в эпоху Екатерининской комиссии», но также и для истории русского государственного строя в XVIII в.
Таких наказов, как наказ муромских дворян, заявивших, что они нужд и отягощений не знают, очень немного. Они являются, во всяком случае, исключениями. Депутаты привозили иногда по несколько наказов. Так, депутат архангелогородской провинции Чупров привез 195 наказов, а два депутата от 2-х других провинций Архангельской губернии привезли 841 наказ. Вообще число наказов значительно превышает численность депутатов. На 161 дворянского депутата имеется 165 наказов, на 208 городских — 210, на 167 крестьянских, считая казаков и иноверцев — 1066 наказов. Выборы и составление наказов, по большей части, происходили свободно, без видимого давления администрации. Только в Малороссии генерал-губернатор Румянцев оказал давление на избирателей, когда те захотели внести в наказ просьбу об избрании гетмана. Екатерина, впрочем, не разделяла опасений Румянцева.
31-го июня 1767 г. состоялось открытие комиссии, под председательством генерал-прокурора. В этом же заседании был избран маршал (председатель) комиссии. Из трех представленных кандидатов Екатерина утвердила А. И. Бибикова. Маршалу принадлежала руководящая роль в собрании: он назначал заседания, вносил предложения, ставил их на голосование. Кроме маршала никто из членов не имел права вносить предложения. В случае равного разделения голосов маршалу принадлежало их два. Столько же голосов принадлежало и генерал-прокурору, который присутствовал в комиссии и с которым маршал должен был совещаться о делах. Дела вообще решались по большинству голосов.
Для разработки отдельных вопросов общая комиссия избрала 15 частных, из 5 человек каждая. Кроме них действовали ещё 4 комиссии. Главнейшей из них, предписанной даже наказом, была дирекционная, которой принадлежало руководящее начало в деятельности всех комиссий. Членами её были утверждены императрицей все лица из высшей знати, хотя в числе представленных комиссии кандидатов были и четыре горожанина.
Затем следует комиссия сводов, задача которой состояла в собирании законов по разным предметам; комиссия наказов занималась извлечением инструкций из депутатских наказов и, наконец, экспедиционная комиссия заведовала исправлением слога во всех законодательных проектах. Члены всех этих комиссий могли принимать участие в прениях и комиссии общей; в деятельности своей они должны были руководствоваться большим наказом, наказами депутатскими и действующими законами.
Работы частных комиссий не были приведены в тесную связь с работами общей комиссии, а потому случилось, например, что когда был внесен в общую комиссию проект прав благородных, оказалось, что она ещё не приступала к обсуждению дворянских наказов. Работы общей комиссии отличались вообще случайностью и отсутствием системы. В. И. Сергеевич совершенно справедливо приписывает это полной неподготовленности к делу руководителей комиссий и, в частности, Бибикова.
Например, 8 первых заседаний комиссии были посвящены чтению большого наказа, обряда управления и определению о поднесении Екатерине II титула «великой, мудрой матери отечества»; затем с 8 по 15 заседание прочли 12 крестьянских наказов, 10 заседаний было посвящено чтению законов о правах благородных, потом перешли в продолжение 36 заседаний к чтению законов о купечестве и т. д. Никакого голосования не происходило, и заседания комиссии отличались, вследствие этого, полной бесплодностью.
Это не укрылось от императрицы. Её разочарованию в комиссии следует приписать то обстоятельство, что с 10 июня 1768 г. комиссия собирается вместо пяти четыре раза в неделю, в августе и сентябре было только по 7 заседаний, а 6 октября маршал объявил, что впредь комиссия будет собираться только два раза в неделю. Наконец, 18 декабря 1768 г. маршал объявил, что ввиду того, что многие депутаты должны отправиться к войску на службу, по случаю объявления войны Турции, комиссия распускается впредь до созыва вновь; члены же частных комиссий должны продолжать свои работы.
Военные действия против Турции не были только предлогом для роспуска комиссии. Многие депутаты принадлежали к военному сословию и ещё раньше маршальского объявления просились в армию. Во время турецкой войны комиссия все ещё считалась существующей. Заседания её отсрочивались сначала до 1 мая, затем до 1 августа и 1 ноября 1772 г., наконец, до 1 февраля 1773 г. «Уложенная Комиссия» упоминается ещё в 1775 г. в числе учреждений, прибывших вместе с императрицей из СПб. в Москву. Таким образом К. никогда не была распущена, а просто была забыта.
Причины такого забвения В. И. Сергеевич находит в её бесплодности, неизбежной «при неправильной постановке задачи её, при многих недостатках организации и, наконец, при полном неумении руководящих людей не только исправить искусным применением первоначально допущенные ошибки, но просто привести в исполнение, что в предписаниях Екатерины было исполнимого». В письмах Екатерины есть, впрочем, указания на то, что Комиссия не прошла совершенно бесследно для дальнейшего русского законодательства. Её следы носит изданное, например, в 1775 г. Учреждение о губерниях.
Уложенная комиссия 1767-1768 годов
Уложенная комиссия начала свою работу 30 июля 1767 года. Манифест о ее создании был подписан 16 декабря 1766 года. Роспуск комиссии был объявлен 18 декабря 1768 года под предлогом войны с Османской Империей.
Концепция уложенной комиссии
Уложенная комиссия при Екатерине отличалась, как минимум, тремя важными деталями:
Представительства комиссии
Уложенная комиссия состояла из 564 депутатов. Право выдвигать депутатов было предоставлено следующим категориям граждан:
Таков был состав Уложенной комиссии. Если учесть, что правительственные чиновники также были дворянами, то именно у этой категории был численный перевес.
В работе Уложенной комиссии не принимали участие представители только 2 слоев населения: крепостные крестьяне и духовенство.
Наказ Екатерины для работы комиссии
Уложенная комиссия при Екатерине 2 начала свою работу с «Наказа», в котором императрица доносила свою точку зрения и давала направление для работы комиссии. «Наказ» надо сказать получился весьма обширным. В нем было 20 глав и 526 статей. Эта работа базировалась на трудах других просветителей того времени:
Главный посыл к Комиссии заключался в том, что упор в работе должен делаться на укреплении власти самодержавца. Екатерина 2 неоднократно повторяла, что для России это единственная приемлимая форма власти.
Российский государь должен быть самодержавцем. Вся полнота власти должна соединяться в его особе, подобно огромной нашей территории, которая соединяется в России. Всякое другое правление, кроме самодержавного, нанесет России только вред.
«Наказ» был крайне противоречивым документом. Например, главная задача, которая стояла перед Уложенной комиссией, было создание такого закона, перед которым были бы все равны. Это говорилось в первых строках документа. Но это и было главное противоречие. Во-первых, равенство закона для всех противоречило сословному строю России. Во-вторых, некоторые положения «Наказа» вступали в явный конфликт с главной задачей. Вот, например, некоторые из этих положений:
Главная же проблема того времени (вопрос крепостных крестьян) практически не решался. Уложенная комиссия должна была создать такие законы, при которых «помещики должны были бы с большей осмотрительностью применять поборы». В этом и была огромная проблема «Наказа». В нем Екатерина 2 пыталась сочетать просвещенные идеи буржуазного общества и феодальные методы управления России. Сделать это было невозможно. Приходилось во всем искать компромиссы. Во многом из-за этого работа Уложенной комиссии была неэффективной и не привела ни к каким позитивным результатам.
Наказы депутатам от различных сословий
Одна из задач работы комиссии заключалась в том, чтобы понять требования общества. Для этого было решено получить наказы от всех основных сословий России, чтобы четко понимать какие вопросы для общества являются актуальными.
Итоги работы Уложенной комиссии
Уложенная комиссия Екатерины 2 работала практически 1,5 года. За это время было проведено 203 общих заседания. Никаких конкретных результатов эти заседания не дали. В итоге Уложение выработано не было, а единственный итог работы комиссии можно свести к тому, что в России в очередной раз остро встал социальный вопрос. На заседаниях депутаты от разных сословий не могли договориться между собой.
Уложенная комиссия резко критиковалась многими видными людьми. Вот некоторые высказывания.
Пушкин Александр Сергеевич
В России начала работу Уложенная комиссия, которая должна по замыслу создать справедливые законы. Но вся ее работа это настоящая комедия.
Посол Франции в России
Многие видные деятели 18 и 19 века утверждают, что Уложенная комиссия это попытка Екатерины 2 прославить свое имя. Это не более чем элемент пропаганды, который носил популяристический характер, но ни к каким позитивным изменениям в России привести никак не мог.
Кратко о целях созыва Уложенной комиссии, итогах её деятельности и причинах роспуска
Заседание Уложенной комиссии
Цели и задачи
Состав
В число 564 депутатов вошли:
54 казака, 34 иноверца и представители малых народов (12%)
Суть деятельности Уложенной комиссии
31 июля 1767 года — состоялось открытие комиссии и первое заседание. Депутаты должны были к этому моменту собрать от своих губерний и сословий отдельные «наказы» с прошениями и описаниями проблем населения, чтобы приступить к коллективному изучению и обсуждению. Первое и последующие семь заседаний были посвящены чтению «Наказа», документа составленного Екатериной II для наставления комиссии, и решению об избрании титула для императрицы — «великой, мудрой матери отечества».
Уложенная комиссия была плохо организована, входящие в её состав частные комиссии не имели тесной связи с общим собранием. Кроме отсутствия координации в работе, представители дворян, купечества и крестьян не могли найти взаимопонимания в вопросах уравнивания прав и создания справедливых для всех сословий законов. В результате, уже к 10 июня 1768 года комиссия начинает собираться все реже и реже, а начавшиеся войны с Барской конфедерацией и Османской империей и вовсе вынуждают большую часть депутатов отправиться на фронт.
Оценив плодотворность работы (за год заседаний не было принято ни одного серьёзного решения), Екатерина II разочаровалась в собственном мероприятии и объявила о роспуске комиссии 18 декабря 1768 года.
Причины роспуска
Таким образом, можно выделить следующие причины роспуска уложенной комиссии:
Итоги и результаты
Значение
Неудача работы комиссии стала одной из причин восстания Пугачева — простые люди разуверились в способности правительства и лично Екатерины II изменить их жизнь к лучшему.
На основе «Наказа» императрицы и проведенных 203 заседаний комиссии, впоследствии были разработаны:
Уложенная комиссия 1767-1768 годов
Цель созыва Уложенной комиссии 1767-1768 годов
Уложенная комиссия — это выборный орган, созданный в 1767 г., целью которого являлась систематизация законодательства страны.
В 1649 году в период правления Алексея «Тишайшего» принимается Соборное уложение, представляющее собой свод законодательства государства. Он действовал до 1832 года. Так, одной из задач Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлась систематизация правовых актов во избежание путаницы и принятие нового Соборного уложения.
Кроме того, с помощью Уложенной комиссии Екатерина II хотела провести отдельные частные реформы, чтобы доказать цивилизованному миру, что она является просвещенным правителем своего государства. Уложенная комиссия придавала российскому абсолютизму черты сословно-представительной монархии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Состав комиссии
Императрица хотела, чтобы комиссию представляли все сословия, и даже издала соответствующий указ. Ей это было необходимо для выяснения настроений, царящих у на всех уровнях общества — от дворян до простых горожан. Примечательно, что даже государственные крестьяне получили допуск в комиссию с предоставлением права оставлять свои предложения. При этом крепостные крестьяне оставались не у дел, несмотря на то, что данный пласт являлся самым многочисленным среди населения страны.
Больше всего в Уложенной комиссии набралось горожан, среди которых было немало дворян, как и среди чиновничьего состава. То есть фактически дворянство составляло значительную часть выборного органа.
Одним из принципов деятельности комиссии выступала выборность депутатов, которая осуществлялась следующим образом:
Всего в составе Уложенной комиссии находилось 564 человека, больше половины из которых представляло правящее сословие.
Суть деятельности Уложенной комиссии
Так, 31 июня 1767 г. произошло открытие Уложенной комиссии, на котором началось обсуждение наказов Екатерины II. Однако все дискуссии свелись к обсуждению титула императрицы и его обновлению. Так продолжалось порядка 8 заседаний.
Спустя год Уложенная комиссия собиралась 5 дней в неделю, где зачитывался и обсуждался «Наказ» — специально изданный документ, который должен был служить опорой для принятия новых законов.
Однако в итоге за весь год существования и деятельности Уложенной комиссии не было принято ни одного важного решения и не внесено никаких существенных предложений.
С середины 1768 г. комиссия собирается уже 4 раза в неделю, а затем и всего лишь 2 раза. В декабре 1768 г. Екатерина II распускает орган.
К последствиям Уложенной комиссии следует отнести следующие важные моменты:
Самым негативным моментом неудачной работы комиссии послужило падение авторитета императрицы в глазах простых людей. По одной из версий именно недоверие к власти спровоцировало восстание Емельяна Пугачева.
Структура и история написания «Наказа» Екатерины II
«Наказ» Уложенной комиссии разрабатывался на протяжении двух лет с 1765 по 1767 гг. Документ представлял собой сборник произведений всемирно известных просветителей: Дидро, Монтескье, Беккариа — данный факт не был ни для кого секретом.
В «Наказе» заключалось 506 статей. Члены Уложенной комиссии были обязаны опираться на документ при осуществлении своей деятельности. Документ провозглашал принцип справедливого правления, а также то, что Екатерина II является мудрой правительницей и сторонницей просвещения.
Однако в кругу депутатов начались противоречия, что свидетельствовало о неготовности российского общества менять действующий строй. Восстание Пугачева, произошедшее в 1773-1775 гг., продемонстрировало, насколько напряжены отношения между представителями разных сословий.
Главным плюсом «Наказа» является то, что на его основе были приняты следующие акты:
Сама императрица считала Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту городам эталоном своей законотворческой деятельности.
Причины роспуска уложенной комиссии
Роспуск Уложенной комиссии не был плановым мероприятием. Официальной причиной роспуска явилось начало военных действий с Турцией и в связи с возникшей необходимостью сосредоточить силы, в т.ч. состоящих из депутатов комиссии, в армии и других местах, занятых на фронте. Однако по некоторым статистическим данным всего лишь 4% членов комиссии принимало участие в военном конфликте.
Историки предполагают, что основной причиной роспуска является неэффективность работы Уложенной комиссии и неспособностью решить основополагающие задачи. Новое Соборное уложение так и не было принято, хотя это являлось основной целью создания комиссии. К тому же, те изменения буржуазного характера, на которые делала акцент Екатерина II, не могли быть реализованы в условиях господствующего в стране феодализма.
Еще одно противоречие заключалось в том, что императрица стремилась принять новые законы, базирующиеся на принципах равенства и свободы, и, вместе с тем, укрепляла позиции самодержавия и предоставляла привилегии господствующему сословию дворян.
Результат деятельности
Результатом деятельности Уложенной комиссии стали следующие положения:
Все предложения и идеи, предписанные в «Наказе», являлись возвышенными и гуманистическими. Однако реформы никак не касались крестьян, составляющих 90% всего населения страны — никто не был заинтересован в том, что их нужно освободить или хотя бы предпринять попытки. Большая часть изменений лишь представляла императрицу как просвещенного монарха, что было выгодно ей для поддержания своего статуса на мировой арене.
Сами законы давали привилегии лишь дворянам, значительная часть которых занимала выборные и административные должности. Главный посыл «Наказа» был слишком идеализирован и несовместим с реальностью той эпохи.
Уложенная комиссия
«СТОЛЕТИЕ БЕЗУМНО И МУДРО»
МЕЧТЫ О КОНСТИТУЦИИ
ЩЕРБАТОВ «О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ»
Но слабы были сии преграды, когда вкус, естественное сластолюбие и роскошь стараются поставленную преграду разрушить и где неравность чинов и надежда получить что от вельмож истребляют равность.
Грубость нравов уменьшилась, но оставленное ею место лестью наполнилось; оттуда произошло раболепство, презрение истины, обольщение государя.
Были еще и другие причины, происходящие от самих учреждений, которые твердость и добронравие искореняли. Ибо стали не роды почтенны, а чины и заслуги и выслуги; и тако каждый стал добиваться чинов, а не всякому удастся прямые заслуги учинить, то за недостатком заслуг стали стараться выслужиться всякими образами, льстя и угождая государю и вельможам. Могла ли остаться добродетель и твердость в тех, которые в юности своей от палки своих начальников дрожали?»
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ
Речь императрицы произвела впечатление в России и за ее пределами. Екатериной II восхищались Вольтер, Дидро, Гримм и другие европейские просветители, с которыми российская императрица вела оживленную переписку. Позже Вольтер написал одному из своих русских корреспондентов по переписке: «Я боготворю три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу».
Начались заседания Уложенной комиссии, которые тянулись полтора года. «Общее благо» никак не вырисовывалось. Каждое сословие отстаивало свои интересы. Государственные крестьяне жаловались на тяжесть налогов, на захват земель помещиками. Купцы возмущались тем, что дворяне открывают заводы и занимаются торговлей. Большинство дворянских депутатов наотрез отказывались сократить свою власть над крепостными. Об освобождении крепостных людей и слышать не хотели. Лишь отдельные депутаты предлагали меры, которые, не ущемляя материальные интересы помещиков, защищали крестьян от их всемогущества. Так, дворянин Козельский предлагал закрепить законом оброки и повинности крепостных, чтобы помещики не могли самовольно увеличивать их. Депутат Маслов говорил, что следует создать особую государственную коллегию для управления владельческими крестьянами, которая бы собирала с крепостных подати и оброки в пользу помещиков; несколько депутатов стояло за наделение крепостных крестьян правом собственности на землю.
Между тем грянула война с Турцией. Многие дворяне-офицеры заспешили в полки. Под предлогом войны деятельность комиссии временно приостановили, но по окончании военных действий она так и не возобновила свою работу. Итак, неограниченное русское самодержавие не пострадало при «просвещенной императрице», новое Уложение справедливых законов тоже не было создано.
«СПЛАВ ПРОСВЕЩЕНИЯ И РАБСТВА»
Дворянское столичное общество знало о содержании конкурсных работ в основном по слухам. Их не печатали, а рассматривали в узком кругу с участием императрицы. Призывы Вольного экономического общества к внедрению в хозяйство новшеств не находили широкого отклика, а провинциальные дворяне часто вообще о трудах Вольного экономического общества ничего не слышали.
Но в то же время грубое давление на крестьян чередовалось в «екатерининский век» с мерами, которые облегчили положение отдельных групп крестьян. Екатерина II ограничила произвол остзейских баронов (немецких по происхождению дворян Прибалтики), введя регламентацию повинностей прибалтийских, латышских и эстонских крепостных крестьян. Прибалтийским крестьянам разрешили подавать жалобы на произвол помещиков, были ограничены телесные наказания крестьян.
В 1764 г. вышел екатерининский указ о секуляризации церковных владений. (Такой указ издавал и Петр III, но в ходе дворцового переворота в пользу Екатерины его отменили.) Около 2 млн. монастырских крестьян обоего пола перешли в управление Коллегии экономии. Поэтому их стали называть экономическими. Положение бывших монастырских крестьян улучшилось. Ненавистную барщину отменили, крестьяне получили дополнительную землю к наделам. Государству они обязаны были теперь выплачивать денежный оброк, что способствовало торговой деятельности крестьян, росту их предприимчивости и инициативы. По мнению историков, до 1764 г. примерно 100 тыс. монастырских крестьян находились в волнении. Екатерина II в своих «Записках» свидетельствовала, что в год ее восшествия на престол до 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян «отложилися от послушания, коих всех усмирить надлежало». После указа о секуляризации волнения бывших монастырских крестьян пошли на убыль. Указ о секуляризации имел еще одно важное следствие. Государству была окончательно подчинена православная церковь. Это явилось завершением длительного процесса постепенного лишения церкви самостоятельности, поэтому духовенство спокойно восприняло волю императрицы. Лишь ростовский митрополит Арсений Мацеевич выступил против, за что был лишен сана и отправлен в ссылку.