Первые симптомы аутизма проявляются у детей до года, пока они еще не начали ходить и разговаривать. Важно знать о них, чтобы вовремя заметить признаки аутизма у ребенка. Своевременное лечение в данном случае будет более эффективным, чем-то, которое начато в более позднем возрасте. К этим симптомам относят:
Если у ребенка обнаруживается несколько указанных симптомов, это может служить поводом для обращения к врачу. Однако проявление подобных симптомов не всегда означает, что ребенок болен аутизмом. Только консультация специалиста поможет установить истинную причину нарушений. Важно проведение качественной диагностики, как психологической, так и генетической. Признаки аутизма могут быть характерны для целого ряда генетических заболеваний, например, для таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Поэтому важно поставить правильный диагноз своевременно, ведь от этого будут зависеть методы лечения и коррекции.
Наиболее ярко признаки аутизма начинают проявляться в возрасте от трех лет и старше. Нарушения, характерные для заболевания, отслеживаются в следующих областях:
Нарушения во взаимодействии с окружающими проявляется в том, что больной аутизмом ребенок не идет на контакт ни с родителями, ни со сверстниками. Он сконцентрирован на собственном внутреннем мире и переживаниях. Не отзывается на собственное имя и вообще на чей-либо голос, часто производит впечатление глухого. Детям-аутистам обычно не характерно чувство эмпатии — сопереживания другому человеку. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим иногда по незначительным поводам.
Взаимодействие с окружающими
Ребенок-аутист почти все делает самостоятельно и не обращается за помощью к родителям. Для больных аутизмом характерно нарушение речевой функции. Дети-аутисты поздно начинают говорить, не имитируют слова и не подражают звукам, у них нет простой фразовой речи в том возрасте, когда она уже должна появиться. Многие аутисты в раннем возрасте вообще не говорят, предпочитая словам звуки вроде мычания. Если ребенок-аутист и умеет говорить, то редко использует речь для общения с окружающими, во время разговора не использует местоимений я, ты, они, часто говорят о себе в третьем или втором лицах.
Хотелось бы отметить, что для расстройств аутистического спектра характерны также нарушения мимики и жестикуляции: мимика « бедная», отсутствуют указательные жесты, а часто жесты вообще. Может использоваться безэмоциональный указательный жест при настойчивом требовании чего-либо у родителей, что может говорить о холодном и манипулятивом отношении ребёнка к ним. Больной аутизмом ребенок крайне редко выражает эмоции посредством мимики и жестикуляции, особенно если это положительные эмоции.
Особенности поведения
Поведение детей-аутистов несколько отличается от поведения остальных детей. Больные аутизмом обычно не проявляют интереса к имитативным и ролевым играм. Ребенок-аутист взамен ролевых игр предпочитает игры с мелкими предметами, причем часто фокусируется на какой-то особенности предмета, например, на одинаковой форме, цвете или звучании. Характерны игры с неигрушечными предметами ( веревки, банки, зубные щетки и т. п.), выставление предметов в ряды, часто — от большего к меньшему и наоборот, стереотипное выстраивание примитивных высоких башен « кубик на кубик». Для детей-аутистов характерно « зацикливание» на определенном действии: хлопать в ладоши, качаться из стороны в сторону, ходить на носочках, бегать по кругу, играть с собственной тенью. Кроме того, аутисты обычно стремятся к постоянству: дети не любят перемен в повседневной жизни, склонны к стереотипным поведенческим моделям, когда что-то меняется, сильно нервничают и могут проявлять агрессию.
Также к особенностям детей-аутистов относятся: ходьба по одинаковым маршрутам, просмотр одних и тех же мультфильмов или их серий, прослушивание одной и той же песни часами. Часто отсутствует различения « свой-чужой», дети могут подойти к любому чужому человеку, если он позовет.
Особым пунктом в симптоматике аутизма идут расстройства пищевого поведения. Ребенок-аутист предпочитает употреблять пищу одной консистенции, одного цвета или формы, от остальных продуктов отказывается. Часто в рационе больного ребенка находится всего 2−3 блюда, из-за чего вполне естественно возникают проблемы с пищеварительной системой. В заключение можно сказать, что симптомы аутизма проявляются довольно ярко и отчетливо, поэтому при обнаружении у ребенка хотя бы нескольких отклонений от нормального поведения, следует немедленно обратиться к специалисту. Лечение заболевания на ранней стадии имеет больше шансов на положительный результат.
Обнаружили у ребенка признаки аутизма? Мы поможем Вам и Вашему ребенку! Позвоните нам
Жест, который используется для направления собственного внимания или внимания других людей на что-то (кого-то) чаще всего во время социального взаимодействия.
Наиболее распространенное описание указательного жеста (Дж. Баттерворт): указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем. Это описание ограничивает другие моторные акты, которые также могут нести в себе функцию указания на объект для привлечения внимания. Например, указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и т. п. Однако исследования развития указательного жеста у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) касаются только указательного жеста указательным пальцем и не позволяют оценить, существуют ли другие формы указательного жеста у детей с РАС.
Существуют два типа указательных жестов — императивный (указательный жест с целью получения желаемого «Я хочу печенье») и декларативный (указательный жест с целью привлечь внимание собеседника «Смотри, печенье!»).
Указательный жест развивается в течение первого года жизни. Сначала появляется указательный жест по отношению к объектам, расположенным в непосредственной близости (приблизительно в 9 месяцев), и только к 12-13 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание других людей к объектам, расположенным вдалеке от него. Понимание указательного жеста развивается чуть раньше (6-12 месяцев) и зависит от расстояния между указательным пальцем и собственно объектом, на который указывают. Указательный жест является предиктором появления первых слов и, по данным исследований, количество указательных жестов, используемых ребенком за определенное время взаимодействия в 12 месяцев, предсказывает развитие речи в 24 месяца [5].
Исследования указательного жеста
Исследования по продуцированию и пониманию указательного жеста детьми с РАС начались в 1970-х годах. Большинство из них основывались на ретроспективных данных (опросы родителей). Результаты этих исследований продемонстрировали, что дети с РАС, по сравнению с контрольными группами (дети с синдромом Дауна, с нарушениями речи) испытывали дефицит и в понимании, и в использовании указательного жеста. Обнаружилось также несоответствие между пониманием и продуцированием: понимание указательного жеста было хуже, чем использование. Зачастую дети с РАС использовали руку взрослого для указания на интересующий их предмет (например, кран, чтобы попить воды).
В 80-х годах прошлого века выделилось два теоретических подхода к исследованиям развития указательного жеста у детей с РАС: подход, предполагающий, что в основе дефицита понимания и продуцирования указательных жестов при аутизме лежит нарушение разделенного внимания и подход, предполагающий нарушения в развитии модели психического.
В исследованиях, выполненных в рамках первого подхода было показано, что дети с РАС отличаются от детей с задержкой речевого развития (ЗРР) выраженностью указательного жеста: дети с РАС продуцируют такое же количество указательных жестов, как и дети с ЗРР, когда объект находится в непосредственной близости от них (показывают, дотрагиваясь до него), но практически не используют указательный жест, когда необходимо указать на объект, находящийся далеко от них. Кроме того, понимание указательного жеста детьми с РАС было хуже, если он не сопровождался вербальным высказыванием. Этот факт натолкнул исследователей на мысль, что коммуникативные расстройства при РАС могут быть следствием нарушения способности к разделенному вниманию.
Барон-Коэн [2] показал, что у детей с РАС имеется снижение способности понимать и использовать указательный жест, адресованный кому-то, привлекающий чье-то внимание (продекларативное указание), но не указательный жест, направленный на то, чтобы взять выбранный предмет (проимперативное указание). Этот факт он интерпретировал как следствие дефицита в развитии модели психического у детей с РАС. В дальнейшем эти факты подтвердились в лонгитюдном исследовании: у детей с РАС сначала развивается императивный указательный жест, а только потом (и не у всех из исследуемых детей 2-4 лет) — декларативный.
В исследовании невербальной коммуникации у детей 3-7 лет с РАС, функционирующих на высоком уровне, было показано, что они использовали и понимали указательный жест так же, как дети с типичным развитием и нарушениями речи, но реже использовали визуальный контакт для проверки, смотрит ли собеседник на тот объект, на который они указывают [7].
Последние исследования развития указательного жеста у детей с РАС проводились на группах младенцев с высоким риском развития РАС (обычно сиблингах). Результаты этих исследований продемонстрировали, что в 12 месяцев младенцы, которым впоследствии был поставлен диагноз РАС, отличались количеством указательных жестов только от группы детей с типичным развитием, но не от группы детей с нарушениями речи. Однако были найдены значимые различия в жесте показывания (showing) между детьми с РАС и детьми с нарушениями речи, что подтолкнуло авторов к мысли, что именно этот жест, а не указательный может служить предиктором РАС в возрасте 12 месяцев [3; 4].
Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН
В каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы?
Указательный жест у ребенка считается важной вехой его физического развития. Это наиболее ранний способ коммуникации малыша, а потому родителей часто интересует, в каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы и почему этот жест может отсутствовать.
Что означает указательный жест и почему он так важен?
Итак, ребенок тычет пальчиком в незнакомую игрушку или соседскую собаку, привлекая ваше внимание вопросительными звуками. Это означает, что предмет его заинтересовал, он хочет познакомиться с ним поближе.
Designed by Lars Plougmann from United States/commons.wikimedia.org
Более того, малыш может вкладывать уйму смыслов в это незамысловатое движение. Научные исследования показывают, что указательный жест означает осведомленность ребенка. Он знает о каком-то прошлом событии или предполагает, что случится в будущем. Или же он понимает, что некий предмет стоял на конкретном месте, а теперь его здесь нет.
В каком возрасте появляется указательный жест у детей?
Сначала ребенок начинает замечать и опознавать предметы вблизи себя, затем учится переключать внимание на далекие объекты: птиц за окном, проехавший автомобиль, собаку и т.п.
Постепенно он запоминает, где у мамы и папы рот, глаза, другие части тела, начинает различать животных, знакомые вещи (например, игрушки) и так далее. Таким образом он развивает навык запоминания.
Почему важно стимулировать указательный жест у детей
Когда вы заметили, что ребенок начал активно тыкать пальчиком во все подряд, начинайте поощрять его действия, давайте вовлечь себя в этот процесс. Важно сформировать у него правильные ассоциации.
Чтение вслух и пение – также отличные способы пробудить у него интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.
Designed by gpointstudio/Freepik
Обязательно предлагайте ребенку шумные игрушки и погремушки, когда он за ними тянется. Тактильные ощущения, развитие мелкой моторики очень важны при развитии речи.
Ну и, наконец, поскольку указательный жест становится визуальным способом коммуникации, теперь не придется гадать, чего ребенок хочет и почему опять начал капризничать. Поэтому важно и вам учиться считывать его сигналы.
У ребенка отсутствует указательный жест в 2 года: это плохо?
Родители, замечая, что у ребенка нет указательного жеста, тут же начинают подозревать самое худшее – как правило, расстройство аутистического спектра. Этим термином обозначают искажение процесса развития, при котором у ребенка начинаются проблемы с коммуникацией и нередко неспособность усваивать новые знания. Диагностируют аутистические заболевания как раз в возрасте 2–2,5 лет.
Однако, как показывает практика, одни младенцы постоянно тычут во всё вокруг пальцами и учатся этому практически сразу. Другие предпочитают «отмалчиваться». Более того: некоторые дети, указывая на игрушку, требуют её принести или вместе поиграть с ней. А некоторые предпочитают сами отвести взрослого к желаемому предмету.
Вам стоит определенно показать малыша психологу в том случае, если:
Помимо отсутствия указательного жеста он не говорит, или говорит очень плохо;
Не интересуется предметами и не пытается обратить ваше внимание на что-либо;
Плохо понимает ваши команды и слова, не дает адекватных эмоций (радость, смех, плач) в ответ на определенные действия;
Не контактирует со сверстниками, взрослыми или родителями, либо делает это очень избирательно;
Испытывает трудности с игрой различными предметами;
Не выказывает понимания вашей речи и вопросов. Это можно проверить во время игровой коммуникации;
У него частые и беспричинные истерики во время игры, рисования, взаимодействия с предметами;
Он нервничает и впадает в истерику в любой незнакомой обстановке или при контакте с незнакомыми объектами.
Указательный жест – это по сути первый способ коммуникации в жизни вашего ребенка. В возрасте 12 месяцев он должен им пользоваться уверенно и четко, а вы в свою очередь должны всячески его поощрять.
Впрочем, если у ребенка отсутствует указательный жест или он им пользуется редко, это само по себе нестрашно. Пока малыш контактен, охотно играет с вами и остальными членами семьи, понимает, что вы ему говорите, с его развитием всё в порядке.
Как понять малыша по его жестам. Правила расшифровки
Конечно, родители интуитивно понимают своего ребенка. Но все же существует ряд расшифровок, призванных помочь наладить эту коммуникацию еще лучше. Вот несколько общих «говорящих» жестов, которые присущи почти всем детям.
Активные движения ногами
В сочетании с улыбкой — это сигнал того, что ребенок в хорошем настроении, рад видеть кого-то и готов к общению. Если же малыш капризничает, значит, его что-то беспокоит. Как минимум проверьте подгузник.
Хватает себя за уши
В покое часто означает исследование окружающего мира, в том числе и себя самого. Если же малыш при этом капризничает, стоит проверить уши на чистоту или воспаление.
Изгибает спину назад Если это происходит во время кормления, то чаще всего малыш так реагирует на боли в животе или изжогу.
Отворачивает лицо
Это пункт никого не удивит. Сыну или дочке не нравится, что кто-то вторгается в его пространство или мешает.
Подтягивает колени к животу
Указывает на проблемы с пищеварением (запор, газы). Мягкое поглаживание живота, положение «столбиком» после кормления облегчат состояние малыша.
Открытые ладошки
Верный признак любопытства, готовности к играм и чему-то новому. Ребенок явно сыт и чувствует себя хорошо.
Сжатые кулачки
Это обычная привычка новорожденных, примерно до 3-4 месяцев. Но иногда такое состояние может означать, что ребенок напряжен, так как испытывает голод или стресс.
Сосет пальцы
Если вы не так давно кормили ребенка, а он теперь тащит кулачки в рот, то не спешите опять готовить еду. Скорее всего, это он делает для успокоения в преддверии сна.
Рано или поздно у вас с младенцем сформируется своя система общения, которую бы будете распознавать за секунды без какой бы то ни было помощи.
Первые симптомы аутизма проявляются у детей до года, пока они еще не начали ходить и разговаривать. Важно знать о них, чтобы вовремя заметить признаки аутизма у ребенка. Своевременное лечение в данном случае будет более эффективным, чем-то, которое начато в более позднем возрасте. К этим симптомам относят:
Если у ребенка обнаруживается несколько указанных симптомов, это может служить поводом для обращения к врачу. Однако проявление подобных симптомов не всегда означает, что ребенок болен аутизмом. Только консультация специалиста поможет установить истинную причину нарушений. Важно проведение качественной диагностики, как психологической, так и генетической. Признаки аутизма могут быть характерны для целого ряда генетических заболеваний, например, для таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Поэтому важно поставить правильный диагноз своевременно, ведь от этого будут зависеть методы лечения и коррекции.
Наиболее ярко признаки аутизма начинают проявляться в возрасте от трех лет и старше. Нарушения, характерные для заболевания, отслеживаются в следующих областях:
Нарушения во взаимодействии с окружающими проявляется в том, что больной аутизмом ребенок не идет на контакт ни с родителями, ни со сверстниками. Он сконцентрирован на собственном внутреннем мире и переживаниях. Не отзывается на собственное имя и вообще на чей-либо голос, часто производит впечатление глухого. Детям-аутистам обычно не характерно чувство эмпатии — сопереживания другому человеку. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим иногда по незначительным поводам.
Взаимодействие с окружающими
Ребенок-аутист почти все делает самостоятельно и не обращается за помощью к родителям. Для больных аутизмом характерно нарушение речевой функции. Дети-аутисты поздно начинают говорить, не имитируют слова и не подражают звукам, у них нет простой фразовой речи в том возрасте, когда она уже должна появиться. Многие аутисты в раннем возрасте вообще не говорят, предпочитая словам звуки вроде мычания. Если ребенок-аутист и умеет говорить, то редко использует речь для общения с окружающими, во время разговора не использует местоимений я, ты, они, часто говорят о себе в третьем или втором лицах.
Хотелось бы отметить, что для расстройств аутистического спектра характерны также нарушения мимики и жестикуляции: мимика « бедная», отсутствуют указательные жесты, а часто жесты вообще. Может использоваться безэмоциональный указательный жест при настойчивом требовании чего-либо у родителей, что может говорить о холодном и манипулятивом отношении ребёнка к ним. Больной аутизмом ребенок крайне редко выражает эмоции посредством мимики и жестикуляции, особенно если это положительные эмоции.
Особенности поведения
Поведение детей-аутистов несколько отличается от поведения остальных детей. Больные аутизмом обычно не проявляют интереса к имитативным и ролевым играм. Ребенок-аутист взамен ролевых игр предпочитает игры с мелкими предметами, причем часто фокусируется на какой-то особенности предмета, например, на одинаковой форме, цвете или звучании. Характерны игры с неигрушечными предметами ( веревки, банки, зубные щетки и т. п.), выставление предметов в ряды, часто — от большего к меньшему и наоборот, стереотипное выстраивание примитивных высоких башен « кубик на кубик». Для детей-аутистов характерно « зацикливание» на определенном действии: хлопать в ладоши, качаться из стороны в сторону, ходить на носочках, бегать по кругу, играть с собственной тенью. Кроме того, аутисты обычно стремятся к постоянству: дети не любят перемен в повседневной жизни, склонны к стереотипным поведенческим моделям, когда что-то меняется, сильно нервничают и могут проявлять агрессию.
Также к особенностям детей-аутистов относятся: ходьба по одинаковым маршрутам, просмотр одних и тех же мультфильмов или их серий, прослушивание одной и той же песни часами. Часто отсутствует различения « свой-чужой», дети могут подойти к любому чужому человеку, если он позовет.
Особым пунктом в симптоматике аутизма идут расстройства пищевого поведения. Ребенок-аутист предпочитает употреблять пищу одной консистенции, одного цвета или формы, от остальных продуктов отказывается. Часто в рационе больного ребенка находится всего 2−3 блюда, из-за чего вполне естественно возникают проблемы с пищеварительной системой. В заключение можно сказать, что симптомы аутизма проявляются довольно ярко и отчетливо, поэтому при обнаружении у ребенка хотя бы нескольких отклонений от нормального поведения, следует немедленно обратиться к специалисту. Лечение заболевания на ранней стадии имеет больше шансов на положительный результат.
Обнаружили у ребенка признаки аутизма? Мы поможем Вам и Вашему ребенку! Позвоните нам