Что такое учебный план в школе индивидуальный
Обучение по индивидуальному учебному плану в школе
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.
Что такое индивидуальный учебный план
Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Кто может перейти
На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:
Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.
От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:
Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
Образец индивидуального учебного плана учащегося
Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
Как оформляют переход на ИУП
Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.
Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.
Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.
Образец бланка заявления на перевод
Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.
Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.
Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.
Образец приказа
Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.
Заключение
Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».
Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.
Организация обучения по индивидуальному учебному плану (ИУП) в школе – рекомендации Минпросвещения России (часть 1)
Посетители блога нередко интересуются, что такое индивидуальный учебный план (ИУП), как на него перейти, кто его разрабатывает, что в него включается, могут ли школьники, перешедшие на ИУП, посещать уроки, могут ли родители обучающегося по ИУП повлиять на содержание ИУП, сроки реализации ИУП, как и кто осуществляет контроль за реализацией ИУП и др.
В настоящее время Минпросвещением России разработаны Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5 — 11 классов по индивидуальному учебному плану (далее – Рекомендации), которые направлены в регионы письмом Минпросвещения от 26 февраля 2021 г. № 03-205.
В Методических рекомендациях рекомендовано следующее.
Что такое ИУП?
Определение индивидуального учебного плана (ИУП) в соответствии со ст.2 ФЗ об образовании: индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей конкретного обучающегося, дополнено применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность: ИУП — это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.
ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан более чем на один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся, и обеспечивает достижение обучающимся результатов, предусмотренных образовательной программой.
Обучение по ИУП начинается, как правило, с начала учебного года.
Реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы соответствующего уровня в реализуемых школой формах, при этом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.
Нормативное обеспечение
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ об образовании)
Приказ Минобрнауки и Минпросвещения России от 30 июля 2020 года № 845/369
Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора России от 7 ноября 2018 г. № 189/1513
Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора России от 7 ноября 2018 г. № 190/1512
ФГОС основного общего образования (ФГОС ОО)
ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО)
Локальные акты школы, разрабатываемые с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (при наличии)
Кто имеет право на обучение по ИУП?
В соответствии с ФЗ об образовании право на обучение по ИУП предоставляется любому обучающемуся школы независимо от причин возникновения потребности в обучении по ИУП.
На обучение по ИУП с согласия родителей (законных представителей) обучающегося также могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования.
Как перевести обучающегося на обучение по ИУП?
Рекомендовано перевод на обучение по ИУП осуществлять по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в котором указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов (курсов), углубленное изучение отдельных учебных предметов (курсов), сокращение сроков освоения образовательных программ и др.). Заявления о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение учебного года до 15 мая (может быть установлена иная дата, дающая возможность и обучающемуся, и организации спланировать и организовать обучение по ИУП).
Рекомендуется ИУП утверждать решением педагогического совета школы, а перевод на обучение по ИУП оформлять приказом директора школы.
Права и обязанности обучающегося по ИУП
Разъяснено, что обучающимся по ИУП предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обучающихся, в том числе и в случаях, когда организация предоставления мер социальной поддержки предусматривает посещение школы. Школа предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер.
Обучающемуся по ИУП предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда школы, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в школе в порядке, определенном школой и закрепленном в ее Уставе. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных учебных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Законом об образовании.
Обучающийся по ИУП имеет право на зачет результатов обучения в другой организации, в том числе в организации дополнительного образования в порядке, определенном приказом Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 30 июля 2020 года № 845/369.
В случае зачета результатов обучения, полученного в другой образовательной организации, обучающийся на основании ИУП освобождается от освоения зачтенного материала в базовой школе.
Школа обязана предоставить обучающемуся в пределах ИУП по запросу его родителей (законных представителей) следующие решения:
— изменение последовательности и распределения учебных предметов по периодам обучения,
— предоставление права самостоятельного изучения,
— предоставление углубленного изучения в пределах имеющейся трудоемкости (без дополнительных материально-технических ресурсов),
— включение в перечень дополнительного элективного предмета при условии самостоятельного изучения.
Остальные решения школа вправе предоставлять при наличии возможности организовать ИУП без изменения финансовой основы обучения, включая предоставление дистанционного освоения части программы, предоставление изучения не включенных в перечень по учебному плану учебных предметов.
При отсутствии возможностей школа предлагает обучающемуся другой, возможный для нее вариант ИУП.
Обучающиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные ИУП учебные занятия.
Продолжение в части 2:
Разработка ИУП
Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация
Финансовое обеспечение ИУП
Как учиться с индивидуальным учебным планом?
Каждый раз, когда мы слышим про онлайн-образование или частные онлайн-школы, мы сталкиваемся с понятием «индивидуальный план». Но что это значит? Как учиться с индивидуальным планом и всё равно окончить школу, как и все остальные, сдавая ЕГЭ?
Также многие родители сейчас всерьёз задумываются о том, чтобы перевести ребёнка на семейное образование. На СО (семейное образование) родители самостоятельно могут выбрать программу обучения.
Более того даже обычный школьник может обучаться по индивидуальной программе, а не по общей вместе со всеми.
О такой возможности обычно родителям никто не сообщает, потому что в нашей системе у педагогов ещё мало опыта взаимодействия с индивидуальным планом, однако это может сильно облегчить жизнь ребёнка.
Так что же такое – индивидуальный план?
Индивидуальный учебный план точно так же, как и общий, описывает то, как, в каком объёме и в какой последовательности ребёнок будет осваивать материал по программе. Он является официальным документом.
Общий учебный план составляет каждая школа заранее до начала учебного года. Однако существует план, на который ориентируются школы – Федеральный базисный учебный план.
Индивидуальный учебный план отличается от общего только тем, что он составляется на конкретного ученика.
Вот сокращения, которые обычно используются для обозначения планов:
По стилю и формату написания индивидуальный и общий планы не отличаются. Они должны быть составлены по аналогии друг с другом и содержать одну и ту же структуру. Индивидуальный учебный план может быть составлен на любого ученика «на основе индивидуализации содержания программы с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации).
Несмотря на то, что структура у учебных планов едина, существует множество отличий между ними.
Зачем нужен индивидуальный план и что он отражает? Давайте разбираться.
Индивидуальный учебный план важен именно потому, что он помогает настроить обучение в интересах самого ученика.
У многих из нас есть разные представления о том, как мы хотим учиться, чем бы мы хотели заниматься и чего бы нам совсем не хотелось делать. И на самом деле очень важно сделать так, чтобы индивидуальный учебный план отражал цели и задачи в образовании конкретного ребёнка.
Таким образом, предметы, прописанные в учебном плане, могут отличаться от общего плана так же, как последовательность обучения и объём или трудоёмкость работы.
Как меняется учебный план в зависимости от индивидуальных потребностей ученика?
Предметы, которые включены в учебный план – это те дисциплины, который ученик должен изучить за учебный год. Есть предметы, которые в учебном плане должны быть обязательно, но есть и те, которые можно убрать или добавить.
Обязательный перечень предметов регулирует ФГОС.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка порядок изучения предметов в учебном году также может меняться. Как правило, в общем учебном плане школы многие предметы изучаются параллельно. В индивидуальном учебном плане это можно изменить. Например, ребёнку нужно сделать упор на конкретном предмете – тогда можно все остальные предметы ставить не параллельно, а после – блоками или модулями.
В данном случае отталкиваться стоит от потребностей ученика. Очень многим детям бывает сложно изучать параллельно все важные обязательные предметы, и это абсолютно нормально – изменить что-то в последовательности обучения.
Трудоёмкость – это объём изучения предмета в год. Например, часто трудоёмкость часто отличается в профильных классах: в физико-математическом количество часов на изучение математики в неделю будет сильно больше, чем в гуманитарном.
Также, если родитель и учителя понимают, что ученику не нужно в 11 классе много часов французского языка, но он учится в школе с углублённым изучением французского языка, то можно с помощью ИУП сократить количество часов языка.
Все ли дети имеют право на индивидуальный учебный план?
Наличие индивидуального учебного плана у ребёнка – это возможность проходить обучение иначе, не так, как основной поток школы. В теории каждый ребёнок может иметь право на индивидуальный план, но традиционная школа не может на каждого ученика составлять план отдельно. Именно поэтому план может быть предоставлен только в конкретных случаях:
Существует ряд других причин, по которым на ребёнок может учиться на индивидуальном плане.
Как сдавать те же самые контрольные и экзамены, если обучаешься по индивидуальному плану?
ИУП – это план, который существует в рамках программы школы. То есть это не другая образовательная программа, и это важно понимать родителям. Индивидуальный план помогает посмотреть на ребёнка под другим углом, но в рамках единой системы. Но это не влияет на аттестацию. Промежуточная и итоговый аттестация осуществляется в рамках основной программы.
Поэтому очень важно грамотно составить план, чтобы это не повлияло на результат на аттестации в худшую сторону.
Чтобы составить ИУП на ребёнка нужно:
И только потом следует приступать к разработке учебного плана. Писать план на ребёнка может как школа – на очной, очно-заочной и заочной форме обучения, так и родители – на семейном образовании.
Так как основная ответственность за образование на семейной форме обучения ложится на плечи родителей, то и индивидуальный план формируют именно они. Безусловно для каждого родителя – это большая нагрузка и стресс, потому что этому родителей также никто не учит.
Однако если семья выбирает семейное образование и обучение в онлайн-школе, то нагрузка с плеч родителей спадает и ложится на плечи специалистов «Онлайн-школы №1». В некоторых онлайн-школах дети учатся по индивидуальному плану и только так. Индивидуальный подход в образовании позволяет раскрыть сильные стороны ученика и привести его к наилучшему результату.
Как перейти на индивидуальный план, если ребёнок учится в традиционной школе?
Как перейти на индивидуальный план, если ребёнок учится на семейном образовании?
В «Онлайн-школе №1» индивидуальный план есть у каждого ребёнка, потому что у каждого ребёнка есть свои цели, задачи и, главное, интересы.
Индивидуальный план на ребёнка разрабатывает куратор вместе с родителями, и, если становится понятно в течение времени, что ребёнку сложно или планы меняются, то индивидуальный план всегда можно подкорректировать.
«Онлайн-школа №1» поддерживает семьи на каждом этапе перехода на новую дистанционную форму обучения, а также может помочь найти школу для прикрепления и зачислиться официально в школу.
Если вы дочитали статью до этого места, значит, мысль о переходе на индивидуальный план уже давно живёт в вашей голове. Значит, у вас есть на это причины. Значит, точно стоит попробовать.
Особенности обучения по индивидуальному учебному плану
Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности обучения по индивидуальному учебному плану
Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.
Для начала следует определиться, что индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Индивидуальный учебный план разрабатывается и реализуется в соответствии с ФГОС в пределах осваиваемой образовательной программы. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией.
Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:
Для каких категорий обучающихся разрабатывается индивидуальный учебный план?
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:
Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.
«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».
Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе.
Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.
При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.
Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.
Особенности перевода на ИУП
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.
При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:
Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:
Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.