Что такое учебно материальная база
Приложение N 1. Наставление по учебно-материальной базе Вооруженных Сил Российской Федерации
ГАРАНТ:
Настоящее Наставление вводится в действие с 1 мая 2010 г.
Приложение N 1
к приказу Министра обороны РФ
от 2 марта 2010 г. N 150
Наставление по учебно-материальной базе Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Настоящее Наставление устанавливает общие правила создания, совершенствования, развития и порядок использования учебно-материальной базы Вооруженных Сил Российской Федерации*(1) (УМБ).
УМБ создается, совершенствуется и развивается согласно требованиям наставлений, программ обучения (курсов подготовки, стрельб, вождения) с необходимой для обеспечения подготовки войск (сил) к выполнению задач по предназначению пропускной способностью и выполнением требований безопасности по охране жизни и здоровья людей при проведении мероприятий подготовки войск (сил).
3. Элементами УМБ являются учебные объекты (поля).
Под учебными объектами (полями) понимаются специально оборудованные и оснащенные здания (комплексы зданий и сооружений, участки местности с расположенными на них сооружениями), предназначенные для проведения учебных занятий учений, тренировок) по планам (программам) подготовки войск (сил), учебным планам (программам) подготовки слушателей курсантов) военно-учебных заведений.
4. Под техническими средствами обучения (ТСО) понимаются технические устройства, комплексы (в том числе тренажеры) и носители информации, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества их обучения.
II. Организация и состав учебно-материальной базы Вооруженных Сил Российской Федерации
5. УМБ (кроме УМБ военно-учебных заведений*(2)) подразделяется на классную, приказарменную и полевую.
6. Под классной УМБ понимаются комплексы учебных зданий (помещений) с ТСО, предназначенные для проведения теоретических и практических занятий в целях приобретения военнослужащими знаний, умений и навыков по военно-учетной специальности, а также их совершенствования в составе подразделений (экипажей, расчетов, смен, групп), проведения лабораторных исследований.
Классная УМБ включает специализированные (специальные) и многопрофильные учебные классы*(3) (лаборатории).
7. Специализированный (специальный) учебный класс (лаборатория) предназначается для проведения занятий по одному отдельному (специальному) предмету обучения (дисциплине).
Специализированный (специальный) учебный класс (лаборатория) оборудуется учебными пунктами управления с размещенными в них учебными боевыми постами и тренажерами (учебными средствами), стендами, макетами, образцами изучаемой военной техники.
В состав специализированного (специального) учебного класса (лаборатории) входят учебные места (классы, лаборатории) для подготовки военнослужащих (специалистов, смен, расчетов) к выполнению специальных задач (несению боевого дежурства), практическому обучению и выполнению нормативов по специальности.
При отсутствии специализированных (специальных) классов (лабораторий) для подготовки дежурных смен и практического обучения по специальности могут использоваться многопрофильные классы.
8. Под многопрофильным учебным классом понимается учебный класс, позволяющий проводить занятия по любому предмету обучения.
Многопрофильные учебные классы, как правило, оборудуются для занятий в составе подразделений или групп специалистов и именуются по названию обучающихся в нем подразделений (специалистов): «Учебный класс для подготовки (наименование подразделения или группы специалистов)» или по определяющему профилю его практического использования (специализации): «Учебный класс по (наименование предмета обучения)».
В состав многопрофильного учебного класса входят:
рабочее место руководителя с классной доской (экраном, пультом руководителя);
рабочие места обучаемых (в том числе с индивидуальными тренажерами, макетами, имитаторами);
ТСО и учебные пособия (стенды, плакаты, диафильмы, слайды, узлы и элементы штатных систем, агрегатов, техники);
военно-учебное имущество по предметам (темам) обучения.
9. Под приказарменной УМБ понимаются оборудованные на территории (вблизи) соединения (воинской части, вуза, учебного центра) комплексы учебных мест (полей), предназначенные для проведения практических занятий, тренировок, отработки нормативов по предметам обучения, а также для подготовки военнослужащих и подразделений к несению гарнизонной и караульной служб.
Приказарменная УМБ оборудуется в целях исключения потерь времени на перемещение подразделений к местам проведения занятий и является общей для всех воинских частей и подразделений соединения (воинской части) или вуза, размещаемых в военном городке.
10. Под полевой УМБ понимаются специально отведенные в установленном порядке и предоставленные Министерству обороны участки суши или акватории с воздушным пространством над ними, оборудованные и оснащенные учебными (специальными) объектами (полями) для совершенствования полевой выучки войск (сил) и курсантов вузов, в том числе для:
мероприятий совместной (межвидовой) подготовки войск (сил) (маневров, оперативных, оперативно-тактических, тактических, командно-штабных, специальных летно-тактических и тактико-специальных учений войск (сил), отработки вопросов управления войсками (силами) в различных условиях обстановки во взаимодействии с соединениями, воинскими частями и подразделениями видов и родов войск Вооруженных Сил;
проведения показных, контрольных (проверочных), опытных и исследовательских учений (испытаний) по планам Министерства обороны, Генерального штаба, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск Вооруженных Сил, руководителей органов военного управления;
слаживания соединений, воинских частей и подразделений, совершенствования их тактической, тактико-специальной и огневой выучки в условиях, максимально приближенных к боевым, освоения новых способов ведения боевых действий, совершенствования навыков личного состава соединений, воинских частей и подразделений в действиях при вооружении и военной технике;
обеспечения боевого применения различных видов вооружения и средств поражения (СП), а также тактической выучки авиационных экипажей, подразделений и воинских частей авиационных соединений;
обеспечения учебного процесса учебных центров, вузов и мероприятий по военной подготовке граждан Российской Федерации;
уничтожения боеприпасов, неразорвавшихся в ходе проведения учений, занятий, а также боеприпасов (боевых частей) образцов вооружения и военной техники, снятых с вооружения (выбракованных).
Учебные объекты полевой УМБ оборудуются на местности, характерной для театра военных действий, и оснащаются автономными ТСО.
11. В зависимости от задач по обеспечению мероприятий подготовки войск (сил) полевая УМБ подразделяется на:
полигоны военных округов;
наземные авиационные полигоны ВВС и морской авиации Военно-Морского Флота (МА ВМФ);
учебные комплексы соединений, воинских частей и вузов.
Учебные комплексы соединений, воинских частей и вузов являются структурными штатными подразделениями соединений (воинских частей и вузов).
Наземные авиационные полигоны ВВС и МА ВМФ, учебные комплексы соединений, воинских частей и вузов могут включаться в состав центров подготовки и боевого применения видов и родов войск Вооруженных Сил (в том числе войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, Центр горной подготовки Вооруженных Сил).
14. На время проведения стратегических и оперативно-стратегических учений (маневров) Генеральным штабом определяются региональные центры совместной (межвидовой) подготовки, их количество и состав, руководство и порядок использования.
17. Наземные авиационные полигоны (НАП) ВВС (МА ВМФ) по объему и характеру задач, выполняемых экипажами авиационных соединений и расчетами зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) (зенитно-ракетных систем (ЗРС), подразделяются на группы.
Для обеспечения полетов и боевого применения авиации на территориях полигонов военных округов и отдельно расположенных земельных участках, предоставленных в установленном порядке Министерству обороны в пределах досягаемости отдаленных авиационных соединений, из состава НАП 1 группы разворачиваются подвижные подразделения (подвижные авиационные полигоны).
Для обеспечения безопасного боевого применения авиационного вооружения и СП площадь земельного участка Филиала и общая площадь НАП МА ВМФ 3 группы должны быть не менее 15 кв. км.
19. Под учебным комплексом понимается объединенная в систему сеть комплексов и учебных объектов (полей) для обеспечения подготовки военнослужащих по военно-учетным специальностям и слаживания подразделений до роты (батареи) включительно.
Учебные комплексы подразделяются на:
учебные комплексы подготовки подразделений, предназначенные для подготовки военнослужащих и слаживания подразделений соединения;
учебные комплексы подготовки военнослужащих по военно-учетным специальностям, предназначенные для специальной и общевойсковой подготовки военнослужащих в региональных, межрегиональных учебных центрах, учебных центрах видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил (в том числе войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил) и в военно-учебных заведениях.
При расположении воинских частей, соединений (вузов) в двух и более гарнизонах и при наличии земельных участков решением командующих войсками военных округов за счет численности учебного комплекса соединения (воинской части, вуза) создаются учебные комплексы гарнизонов. Начальником учебного комплекса гарнизона назначается один из начальников учебных объектов учебного комплекса соединения (воинской части, вуза).
20. В зависимости от возлагаемых задач по подготовке военнослужащих и подразделений в состав учебного комплекса включаются:
комплекс огневой подготовки (стрельбища, директрисы стрельбы из боевых машин и танков, огневые городки);
комплекс вождения (танкодромы, автодромы, машинодромы, вододромы);
комплекс специальной подготовки (артиллерийские директрисы, винтовочно-артиллерийские полигоны, радиополигоны, учебные поля для подготовки специалистов родов войск);
специализированные комплексы, учебные поля или объекты в зависимости от предназначения (воздушно-десантные, морские десантные, горно-спортивные, водолазные).
Объекты учебных комплексов подготовки подразделений могут располагаться на одном или нескольких участках местности на территории или вблизи пунктов постоянной дислокации соединений (воинских частей, вузов).
III. Создание, содержание и эксплуатация учебно-материальной базы Вооруженных Сил Российской Федерации
22. УМБ создается в установленном в Министерстве обороны порядке*(5).
23. Строительство объектов, военных городков, отдельных общевойсковых, жилых, общественных зданий и сооружений Полигонов (Центров) выполняется на основе разработанной проектной документации.
Учебные объекты сооружаются согласно требованиям соответствующих курсов, наставлений и руководств, как правило, из легковозводимых (модульных) конструкций по типовым проектам.
В генеральном плане Полигона (Центра) отражаются:
границы и общая площадь земельного участка;
основные направления стрельбы (ОНС) и боковые защитные зоны (БЗЗ), глубина излетного пространства, направления боевого пути для бомбометания и секторы захода авиации для пусков ракет и стрельб по наземным (воздушным и надводным) целям;
характеристики экологической обстановки в районе Полигона (Центра), согласованные с территориальным органом охраны окружающей среды;
Государственным заказчиком строительства объектов УМБ выступает уполномоченный в Министерстве обороны орган военного управления.
25. Строительство учебных объектов и сооружений, не предусмотренных генеральным планом, на территории Полигонов (Центров) не производится.
26. Ремонт объектов Полигонов (Центров) организуется и проводится в установленном в Министерстве обороны порядке с оплатой работ по соответствующим статьям расходов бюджетной сметы Министерства обороны.
27. Основой содержания УМБ в сохранности и постоянной готовности к функциональному использованию с момента завершения строительства (реконструкции, капитального ремонта) до момента постановки на реконструкцию (очередной капитальный ремонт) является плановое техническое обслуживание.
Под содержанием УМБ понимается комплекс мероприятий (в том числе услуг сторонних организаций) по техническому обслуживанию, уборке, диагностике, испытанию и обследованию УМБ (зданий, сооружений, полигонного оборудования и коммуникаций учебных объектов), техническому надзору за ее состоянием*.
Под техническим обслуживанием УМБ понимается операция или комплекс операций (в том числе выполняемых сторонними организациями) по поддержанию работоспособности или исправности УМБ (зданий, сооружений, полигонного оборудования и коммуникаций учебных объектов) при использовании по назначению, хранении и транспортировании*(6).
28. Плановое техническое обслуживание УМБ организуется и проводится с учетом природно-климатических условий, конструктивных решений, технического состояния и режима эксплуатации с периодичностью, обеспечивающей эффективное использование УМБ.
В военно-учебных заведениях планирование развития и совершенствования УМБ на следующий год осуществляется в установленном в Министерстве обороны порядке*(7).
30. Проекты планов развития составляются по каждому Полигону (Центру) с учетом нормативных сроков службы сооружений, периодичности их обслуживания и изменений в состоянии УМБ.
При составлении проекта плана развития учитываются:
потребность в строительстве новых объектов, расширении, реконструкции и ремонте существующих объектов;
изменения в организационно-штатной структуре войск (сил);
изменения тактико-технических характеристик применяемых на Полигоне (в Центре) вооружения, военной и специальной техники.
план развития УМБ военного округа на год;
план материально-технического обеспечения развития УМБ военного округа учебным оборудованием и промышленными материалами на год;
назначение должностных лиц, ответственных за административное и техническое руководство, материальное обеспечение развития и совершенствования УМБ, ведение учета затрат и представление установленной отчетности;
уточнение плановой документации на проведение работ по развитию и совершенствованию УМБ с указанием выделяемых сил и средств;
материально-техническое обеспечение работ по развитию и совершенствованию УМБ необходимыми материальными средствами с учетом имеющихся остатков и заготавливаемыми на месте;
мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды;
контроль за выполнением работ в установленные сроки.
37. Должностные лица, назначенные ответственными за административное и техническое руководство, материальное обеспечение развития и совершенствования УМБ, учет затрат на содержание учебных объектов и представление установленной отчетности, организуют:
обеспечение работ материальными и техническими средствами по установленным нормам и в утвержденные планами-графиками сроки;
выполнение работ с соблюдением установленных требований безопасности;
ведение учета материальных затрат и своевременное представление отчетности;
работу приемных комиссий по вводу объектов УМБ в эксплуатацию.
IV. Ресурсное обеспечение учебно-материальной базы Вооруженных Сил Российской Федерации
38. Ресурсное обеспечение УМБ осуществляется в пределах объемов ассигнований, предусматриваемых Министерству обороны федеральным бюджетом на год и последующий плановый период.
Финансовое обеспечение УМБ
39. Планирование и финансирование расходов на создание, содержание и эксплуатацию УМБ осуществляется на:
41. Распределение доведенных до органов военного управления объемов бюджетных ассигнований и их доведение до войск (сил) осуществляется на основании представленных в органы военного управления бюджетных заявок на денежные средства в пределах утвержденных и доведенных лимитов бюджетных обязательств на год.
42. Расходование средств на содержание УМБ осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение УМБ
47. Учебным оборудованием и имуществом, не входящим в табели к штатам, соединения (воинские части), Полигоны (Центры) обеспечиваются в соответствии с нормами снабжения, утвержденными решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск Вооруженных Сил.
V. Управление учебно-материальной базой Вооруженных Сил Российской Федерации
49. На полигонную службу возлагаются задачи:
разработка правовых актов по организации полигонной службы, выполнения требований безопасности;
планирование развития и совершенствования учебных объектов на Полигонах (в Центрах) и в их Филиалах, в том числе для обеспечения боевого слаживания;
организация и контроль материально-технического обеспечения Полигонов (Центров) и их Филиалов, проверок их финансово-хозяйственной деятельности;
организация эксплуатации и обслуживания полигонного оборудования, проведения научно-исследовательской и рационализаторской работы, подготовка предложений по изготовлению и ремонту учебного (полигонного) оборудования;
контроль соблюдения экологической безопасности и рационального природопользования на Полигонах (в Центрах) и в их Филиалах;
51. Организацию выполнения требований безопасности на объектах УМБ Вооруженных Сил, расположенных на закрепленных территориях, осуществляют командующие войсками военных округов. Порядок деятельности и организация требований безопасности на объектах УМБ Военно-Морского Флота устанавливаются решениями командующих флотами в Правилах использования полигонов (ПИП) флота.
52. Непосредственное руководство объектами УМБ осуществляют командиры (начальники), в подчинении которых они находятся.
Указанные должностные лица отвечают за состояние, оснащение, оборудование, развитие, совершенствование и постоянную готовность УМБ к выполнению задач по предназначению, а также за организацию и выполнение требований безопасности в ходе занятий.
53. Объекты УМБ по решению Министра обороны Российской Федерации могут содержаться и эксплуатироваться сторонними организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ). В этом случае вопросы создания, содержания и эксплуатации УМБ, ее ресурсного обеспечения, учета и отчетности, изложенные в разделах III и IV настоящего Наставления, оговариваются соответствующим государственным контрактом.
Начальник Главного управления
боевой подготовки и службы войск
Вооруженных Сил Российской Федерации
генерал-лейтенант
*(2) Состав учебно-материальной базы высших военно-учебных заведений установлен приказом Министра обороны Российской Федерации 2003 года N 80.
*(3) Перечень основных учебных классов объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководство по обеспечению военно-учебным имуществом объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Нормы снабжения военно-учебным имуществом объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены и введены в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 2007 года N 05.
*(5) Приказ Министра обороны Российской Федерации 2006 года N 345.
*(7) Приказ Министра обороны Российской Федерации 2003 года N 80.
*(8) Приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 года N 222.
* Оплата расходов, связанных с документальным оформлением регистрации и учета зданий (сооружений) Полигонов (Центров), проведением землеустроительных работ и оформлением межевых дел, постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет, государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками производится за счет средств статьи расходов 1241 «Прочие квартирно-эксплуатационные расходы» бюджетной сметы Министерства обороны.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материально-техническое оснащение учебно-производственных мастерских
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся.
В состав учебно-материальной базы входят учебное здание, учебные кабинеты и лаборатории, мастерские и помещения, библиотеки, читальные залы, учебно-спортивные кабинеты, площадки, сооружения, помещения административно-хозяйственного, санитарно-бытового и медицинского назначения, приусадебный участок, а также соответствующее учебное оборудование (средства обучения).
Формирование учебно-материальной базы включает решение следующих задач:
К учебно-материальной базе относят практически все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс.
Значительное место среди них занимает учебно-производственное и обычное производственное оборудование. Учебно-производственное оборудование отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, тогда как обычное производственное оборудование просто используется для целей обучения. Это машины, аппараты приборы, станки, приспособления, рабочие и измерительные инструменты, используемые в учебном процессе, и т.д. С помощью этого оборудования организуются и проводятся практические работы и производительный труд учащихся, обеспечивается их деятельность по техническому и декоративно-прикладному творчеству, сельскохозяйственному опытничеству, что способствует развитию технической мышления и конструкторских способностей.
Учебно-материальная база включает в себя также лабораторное оборудование: аппараты, приборы, установки и т.д., которые используются в лабораторных работах учащихся.
Учебный процесс по производственному обучению не обходится также без самых различных конструкционных и других материалов: древесины, металлов (в зависимости от получаемой учащимися профессии) и т.д., технология обработки которых изучается учениками. Это, так называемая, «расходная» часть учебно-материальной базы, т.к. в учебно-производственном процессе материалы расходуются на изготовление изделий. Если учебно-производственное и лабораторное оборудование, которым оснащается учебный процесс по технологии, может служить многие годы, то конструкционные и другие материалы требуют постоянного пополнения. Это часто создает значительные трудности в эффективном проведении учебных занятий.
К учебно-материальной базе относят также технические средства обучения, включая средства программированного обучения, средства наглядности и т.д., которые следует рассмотреть отдельно.
Указанными материальными средствами обеспечения учебного процесса по технологии оснащаются учебные мастерские и технические кабинеты общеобразовательных учреждений, учебно-производственные комбинаты (УПК). Оснащение производится в соответствии с функциональными возможностями учебно-производственного и другого учебного оборудования.
По функциональному признаку все оборудование можно подразделить следующим образом:
а) Основное оборудование индивидуального пользования, которое включает в себя инструменты, приспособления и другое оснащение рабочих мест учащихся.
б) Основное оборудование группового пользования, на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы. К. нему можно отнести, например, Практически все лабораторные установки и приборы.
в) Оборудование рабочего места учителя технологии.
г) Учебно-наглядные пособия и аудиовизуальные средства,
д) Вспомогательное оборудование.
Учебно-материальная база обеспечивает применение в учебном процессе той или иной системы трудового обучения (операционно-предметной, операционно-комплексной и др.), реализацию многих известных принципов обучения (особенно принципов наглядности, связи теории с практикой и т.д.), а также возможность использования наглядных и практических методов обучения.
Учебно-материальная база имеет решающее значение в реализации принципа связи теории с практикой в обучении технологии. Этот принцип предполагает включение в учебный процесс самых различных практических и лабораторных работ и упражнений. Содержание этих работ и упражнений в обучении технологии таково, что без соответствующих инструментов, материалов и т.д. их нельзя выполнить.
Практика и производительный труд в обучении только критерий истинности технологических знаний и средство развития и углубления этих знаний, но и основа формирования у учащихся практических умений и навыков, база для воспитания у них нравственно-трудовых качеств и технологической культуры в целом.
Влияет учебно-материальная база и на реализацию такого дидактического принципа, как принцип доступности в обучении, суть которого заключается в обеспечении учащимся возможности восприятия и усвоения изучаемого учебного материала. В практическом обучении важно, чтобы учебно-трудовые задания и производительный труд учащихся были посильны им. С этой целью следует дифференцировать учебно-трудовые задания с учетом индивидуальных способностей учащихся, их технологической подготовки и просто физических возможностей. А подбор объектов труда, необходимых для их изготовления материалов, инструментов и т.д. ограничивается возможностями учебно-материальной базы.
Важную роль играет учебно-материальная база в реализации принципа прочности усвоения технологических знаний, умений и навыков. При хорошей организации она даст возможность проводить самые различные упражнения учащихся, лабораторные и практические работы, надежно закрепляющие в памяти учащихся технологические знания и формирующие устойчивые умения и навыки.
С помощью лабораторного и учебно-производственного оборудования, инструментов и конструкционных материалов обеспечивается сама возможность применения многих методов. Без соответствующих учебно-наглядных пособий нельзя использовать наглядные методы обучения, без лабораторного оборудования — лабораторные работы и т.д.