Что такое цивилизация с точки зрения системности

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,

одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Вторая классификация цивилизаций

Сравнение западной и восточной цивилизации

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

помогите ответить на вопросы по ФИЛОСОФИИ

Что такое система:
1. рядоположенность предметов любой природы
2. порядок в расположении предметов одного типа
3. любая совокупность предметов
4. совокупность элементов, находящихся во взаимодействии

Что такое цивилизация с точки зрения системности:
1. совокупность предметов материальной культуры
2. общество, развитие которое определяется техникой
3. общество, имеющее свою специфическую культуру
4. надкультурное образование, связанное едиными принципами жизниустройства

Основой русской религиозной философии рубежа 19-20 вв. является:
1. идеализм
2. рационализм
3. иррационализм
4. прагматизм

Основоположником современного экзистенциализма был:
1. С. Кьеркегор
2. З. Фрейд
3. Ф. Ницше
4. Ж.-П. Сартр

В понимании общества и человека З.Фрейд противостоял:
1. К.Марксу
2.К.Юнгу
3. Платону
4. И.Канту

Что общего между религией и философией
1. метафизические рассуждения
2. научность
3. признание авторитетов
4. вера

Самой ранней мировой религией является:
1.христианство
2. ислам
3. буддизм
4. иудаизм

Что означает термин «ноосфера»:
1. объединение человечества в единую мировую систему
2. сфера господства разума
3. система глобального моделирования окружающей среды
4. глобализация общества

Что означает термин «коэволюция»:
1. взаимодействие индивида и общества
2. совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы
3. современная теория эволюции
4. синоним эволюционного подхода

Что такое «Римский клуб»:
1. объединение футбольных болельщиков города Рима
2. Объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией
3. объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности
4. объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу

К глобальным проблемам относятся
1. вырубка тропических лесов
2. демографическая проблема
3. экономическое неравенство
4. истощение минеральных ресурсов

4. совокупность элементов, находящихся во взаимодействии

Что такое цивилизация с точки зрения системности:

4. надкультурное образование, связанное едиными принципами жизниустройства

Основой русской религиозной философии рубежа 19-20 вв. является:

Основоположником современного экзистенциализма был:
1. С. Кьеркегор

2. философия иррационализма
3. психологическое направление

В понимании общества и человека З. Фрейд противостоял:
1. К. Марксу

2. взаимоотношения между Богом и человеком

Что общего между религией и философией
1. метафизические рассуждения

Самой ранней мировой религией является:

Какие положения соответствуют Конституции РФ:

4. все перечисленное выше

Что означает термин «ноосфера»:

2. сфера господства разума

Что означает термин «коэволюция»:

2. совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы

Что такое «Римский клуб»:

3. объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности

Источник

Цивилизация

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Содержание

Появление термина

Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе «Древность, разоблаченная в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системностиКогда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны четкие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации.

Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социально-культурного значения (как стадии культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение — судебное решение, которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских — которое со временем было утрачено.

Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и в Англии, однако там в печатном издании оно появилось спустя пятнадцать лет после публикации книги Мирабо (1772). Тем не менее обстоятельства упоминания этого слова [прим. 1] указывают на то, что слово ещё ранее вошло в обиход, что также объясняет быстроту его дальнейшего распространения. Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова civilization (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В научный оборот его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон, автор сочинения «An Essay on the History of Civil Society» (в русс. пер. «Опыт истории гражданского общества») (1767), где уже на второй странице отметил [7] :

Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации.

Not only the individual advances from infancy to manhood, but the species itself from rudeness to civilization.

И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французского лексикона или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству. С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.

Цивилизация как стадия общественного развития

Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884).

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Изучение локальных цивилизаций

В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях. Впрочем, представления о культурных различиях между европейской и неевропейскими культурами появились ещё раньше: к примеру, российский исследователь И. Н. Ионов трактует заявления итальянского философа Джамбаттисты Вико (1668—1744) о том, что «император китайский в высшей степени культурен», как зародыш представлений о существовании особой китайской цивилизации, а значит, и о вероятной множественности цивилизаций. Тем не менее, ни в его работах, ни в сочинениях Вольтера и Иоганна Готфрида Гердера, выражавших идеи, родственные идеям Вико, понятие цивилизация не было главенствующим, а понятие локальная цивилизация не употреблялось вообще. [11]

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Впервые термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (1844). Спустя несколько лет свет увидела книга французского писателя и историка Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853—1855), в которой автор выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением. Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, — возвышение и падение аристократии. Поэтому его историософская концепция имеет косвенное отношение к теории локальных цивилизаций и прямое — к идеологии консерватизма.

Идеи, созвучные работам Гобино, излагал и немецкий историк Генрих Рюккерт, который пришёл к выводу, что история человечества — это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Немецкий исследователь впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных отношений внутри них. Вместе с тем Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы, что обусловило наличие в его концепции реликтов иерархического подхода к цивилизациям, отрицание их равноценности и самодостаточности. [11]

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевичу Данилевскому, который в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип [прим. 3] не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Развёртывание цивилизации во времени (по Б. Н. Кузыку, Ю. Б. Яковцу) [17]

Глобальная цивилизацияМировые цивилизацииПоколения локальных цивилизацийЛокальные цивилизации
Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.)Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.)
Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.)
1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.)Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)2-е поколение (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская
Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.)Средневековая (VI—XIV вв.)3-е поколение (VI—XIV вв.)Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская
Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.)
Индустриальная (середина XVIII—XX в.)
4-е поколение (XV—XX вв.)Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская
Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз)Постиндустриальная

(XXI — начало XXIII в. — прогноз)

(XXI — начало XXIII в. — прогноз)

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

Критерии выделения цивилизаций, их количество

Циклы цивилизаций

На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов. [19]

Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса — качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития. [19]

На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания. [19]

Критика

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Историк-востоковед Л. Б. Алаев отмечает, что все критерии выделения цивилизаций (генетический, природный, религиозный) крайне уязвимы. А раз отсутствуют критерии, то невозможно сформулировать и понятие «цивилизации», которое до сих пор остаётся предметом споров, как и их границы, и количество. Кроме того, цивилизационный подход апеллирует к понятиям, выходящим за рамки науки, и как правило связанным с «духовностью», трансцендентностью, судьбой и т. д. Всё это ставит под вопрос собственно научность учения о цивилизациях. Учёный отмечает, что аналогичные ему идеи обычно поднимают на щит элиты стран периферийного капитализма, предпочитающие вместо отсталости говорить о «самобытности» и «особом пути» своих стран, противопоставляющие «духовный» Восток «материальному, загнивающему, враждебному» Западу, провоцирующие и поддерживающие антизападные настроения. Российским аналогом таких идей является евразийство. [23]

Этнолог В. А. Шнирельман также пишет, что в цивилизационном подходе акцент делается на культуре, и в силу расплывчатости и сложности этого понятия чёткие критерии выделения цивилизаций установить тоже невозможно. Нередко при установлении границ цивилизаций руководствуются националистическими идеями. Беспрецедентную популярность цивилизационного подхода в постсоветской России (в том числе и в научных кругах) учёный объясняет кризисом идентичности, охватившим общество после распада СССР. Особую роль в этом сыграли, по его мнению, широко известные построения Л. Н. Гумилёва. Расцвет популярности цивилизационного подхода в России совпал с периодом доминирования неоконсервативных, националистических и неофашистских идеологий. Западная антропология к тому времени от учения о цивилизациях уже отказалась и пришла к выводу об открытом и бессистемном характере культуры. [24]

Российский историк Н. Н. Крадин так пишет о кризисе теории цивилизации на Западе и её возросшей популярности на территории постсоветских стран:

В настоящее время (2011 год) свою деятельность продолжает «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций (англ.) русск. », которое проводит ежегодные конференции и осуществляет выпуск журнала «Comparative Civilizations Review».

Источник

Что такое цивилизация с точки зрения системности;

Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание;

42. Какие из нижеприведенных определений вписываются в тему «Общество как процесс»:

1)общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;

2)общество – совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

3)общество – определенный этап в историческом развитии человечества;

4)общество – организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).

43. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:

44. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядом Гегеля:

1)общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

2)общество развивается по спирали;

3)общество развивается по кругу;

4)общество не развивается.

45. Что такое система:

1)рядоположенность предметов любой природы;

2)порядок в расположении предметов одного типа;

3)любая совокупность элементов;

4)совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

Что такое цивилизация с точки зрения системности;

1)совокупность предметов материальной культуры;

2)общество, развитие которого определяется техникой;

3)общество, имеющее свою специфическую культуру;

4)надкультурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.

47. Социальная стратификация – это:

1)разделение общества на классы;

2)сложная неустойчивая структура в обществе;

3)деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;

4)процесс разделения людей на социальные слои.

48. Понятие «традиционное общество» означает:

1)докапиталистическое, доиндустриальное общество;

3)общество, где господствующей религией является ислам;

49. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества:

1)экономическая сфера; а)независимое положение личности;

2)социальная сфера; б)частная собственность;

3)политическая сфера; в)рациональное мышление;

4)духовная сфера. г)правовое государство.

50. Высшая цель культуры:

1)создание условий для формирования личности;

2)выработка алгоритма творчества;

3)человек как личность;

4)сама культура как самоцель.

1)привязанность человека к чему-то постоянному и неизменному;

2)взаимоотношения между Богом и человеком;

3)вера в сверхъестественное;

4)все перечисленное выше;

52. Самой ранней мировой религией является:

53. Какие положения соответствуют Конституции РФ:

1)РФ – светское государство;

2)никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной;

3)религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

4)все перечисленные выше.

54. Что означает термин «ноосфера»

1)объединение человечества в единую мировую систему;

2)сфера господства разума;

3)система глобального моделирования окружающей среды;

55. Что такое «Римский клуб»:

1)объединение футбольных болельщиков города Рима;

2)объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;

3)объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

4)объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу.

56. К глобальным проблемам относятся:

1)вырубка тропических лесов;

4)истощение минеральных ресурсов.

57. Массовая культура – это:

1)культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;

2)культура, которая тиражируется с помощью СМИ;

3)культура вне национальных и социальных различий;

58. В чем проявляется процесс гуманизации образования:

1)в увеличении объема гуманитарных знаний;

2)в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении;

3)в отказе от идеологизации обучения;

4)в расширении количества гуманитарных дисциплин.

59. Что такое гуманитаризация образования:

1)увеличение объема гуманитарных знаний;

2)поворот к общечеловеческим ценностям в обучении;

3)отказ от идеологизации обучения;

4)расширение количества гуманитарных дисциплин.

60. Наиболее актуальными разделами современной философии является:

1)онтология; 2)гносеология; 3)этика; 4)антропология.

Источник

Так что же такое цивилизация?

Так что же такое цивилизация?

Сам термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской (в том числе футурологической) литературе он употребляется в четырех смыслах:

1. Как синоним культуры — например, у А. Тойнби и других представителей англо-саксонских школ в историографии и философии.

2. Как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка. Вспомним нашумевшую в свое время книгу О. Шпенглера «Закат Европы».

3. Как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством. Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. Моргана, вслед за ним у Ф. Энгельса, сегодня у А. Тоффлера (США).

4. Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. В этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т. п. Мы видим, что эти понимания в одних случаях в значительной степени накладываются и дополняют друг друга, в других — являются взаимоисключающими.

Для того, чтобы определиться с понятием цивилизации, необходимо, очевидно, предварительно проанализировать ее наиболее существенные черты.

Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества. Это означает, что переходная эпоха, скачок от животного царства к социуму завершен; организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией его по соседско-территориальному, макроэтническому принципу; законы биологические отошли на второй план, подчинившись в своем действии законам социологическим.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности уже был совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства[88].

Несколько слов об основаниях (базисах) формаций и цивилизаций, о водоразделе между ними. Вопрос этот до сих пор является дискуссионным, но, очевидно, надо исходить из того, что и в том, и в другом случае базис представляет собой несомненно материальное образование, хотя и принадлежат они к разным сферам общественного бытия: в фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем резонно говорить о трех ступенях (волнах) в развитии цивилизации — земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной[89]. В основе же формации базис экономический, то есть совокупность производственных отношений.

Подчеркивая роль технико-технологического базиса цивилизации, отнюдь не следует непосредственно и только из него выводить все, что характеризует данное конкретное общество. В реальном же историческом процессе все обстоит гораздо сложнее, ибо в фундаменте социума наряду с технико-технологическим базисом присутствуют (и занимают достойное место) также природные (включая демографические) условия жизни общества и этнические, вообще конкретно-исторические особенности жизни и развития данного общества. Все это в совокупности своей и составляет реальный фундамент жизнедеятельности социума как системы. Элиминируя из интерпретации исторического процесса какой-либо из указанных компонентов, мы либо искажаем картину, либо вообще вынуждены отказаться от решения конкретной проблемы.

Как, например, объяснить, почему при одном и том же в принципе технико-технологическом базисе мы обнаруживаем серьезно отличающиеся друг от друга варианты исторического развития?

Почему, скажем, в большинстве регионов земного шара возникновение государства явилось следствием зашедшего уже далеко процесса классообразования, а в некоторых заметно опережало этот процесс? Очевидно, при прочих равных (ceteris paribus) и прежде всего при одном и том же технико-технологическом базисе, налицо какой-то дополнительный фактор, определяющий специфику рассматриваемого явления. В данном случае в качестве дифференцирующего фактора выступали природно-климатические условия, предопределяющие необходимость централизованных усилий по сооружению и эксплуатации крупных ирригационных систем. Здесь государство выступало первоначально прежде всего в своей хозяйственно-организаторской ипостаси, в то время как в других регионах все начиналось с функции классового подавления.

Или — почему (тоже при ceteris paribus) отличаются друг от друга исторические пути разных социально-этнических общностей? Было бы опрометчиво сбрасывать со счетов этнические особенности народов. В частности, при всем неприятии в целом концепции этногенеза и понимания сущности этноса у Л. Н. Гумилева нельзя не заметить то рациональное зерно, которое содержится в его суждениях о пассионарности как мере энергетического наполнения, активности и сопротивляемости этноса внешним воздействиям[90]. Не менее опрометчиво сбрасывать со счетов и исторические особенности развития исследуемого социума. Это замечание справедливо и при решении проблем современности, прогнозировании успеха или неуспеха предпринимаемых реформ. Так, оптимизм в отношении судьбы нынешних политических и экономических реформ у нас значительно уменьшается, как только мы начинаем хоть мало-мальски учитывать собственное историческое наследство. Ведь главное, очевидно, не в том, от какого наследства мы сможет отказаться в ходе реформ, главное в том — от какого отказаться не сможем. А в нашем наследии — и многовековые пласты патриархально-коммунистического, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными моментами; и массовидный конформизм, вошедший в плоть и кровь в последние несколько десятилетий; и не менее массовидное непослушание; отсутствие сколько-нибудь значимых демократических традиций и многое другое.

Все три рассмотренных компонента фундамента рефлексируются общественной психологией, и это отражение оказывается необходимым связующим звеном между фундаментом общественной жизни и складывающимися на этой основе производственными отношениями, экономическим базисом. Таким образом, неполнота традиционной схемы формации обнаруживается не только в элиминации из фундамента таких важных «кирпичей», как природные (в том числе демографические) условия и этнические (вообще исторические) особенности, но и в игнорировании социально-психологического компонента общественного развития: базис и надстройка оказываются связанными непосредственно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *