Что такое циркумполярная арктическая цивилизация

Арктика – территория экологического и социокультурного развития

Сегодня Арктика резко меняется: появляются новые наземные транспортные пути, развивается энергетика, добывающая промышленность, судоходство, туризм, рыболовство. Положительные результаты разведочного бурения на нефть могут коренным образом изменить перспективы развития региона. Очевидно, что для доступа к природным ресурсам, налаживания их добычи и поставки на мировые рынки, необходимы расширение информационного и научного присутствия и создание мощной инфраструктуры, объекты которой должны быть надежно защищены от различного рода угроз, что обусловливает рост количества военных баз. Инфраструктурные проблемы приобретают основополагающий характер и потому, что на сегодняшний день в развитии и модернизации нуждаются общие социально-экономические условия жизни в регионе.

Стратегии развития Арктики, соразмерные новому цивилизационному устроению жизни

В настоящее время все более остро встает проблема устойчивого развития Арктики, но в то же время ответа на то, как обеспечить баланс между технологическим и экономическим развитием, качеством жизни населения и охраной природы нет. В условиях возрастания роли Арктики в ХХI веке необходимо «более четко очертить водораздел между двумя сценариями ее будущего: сведется ли оно к размыванию и растворению самобытной арктической цивилизации под натиском глобализации, агрессивных ТНК и климатических изменений – или ее ждет иная, оптимистическая судьба – возрождения на базе партнерства государств и цивилизаций этого региона и торжества ноосферных принципов» [1].

Повторное «открытие» Арктики, обладающей уникальным природно-экологическим и стратегическим положением, вызывает повышенный интерес к особенностям территории, в том числе к поселениям, их количеству, качеству и типам, как центрам формирования человеческого потенциала, открывающим возможности создания благоприятных условий для жизни населения региона, обеспечения благосостояния северян, развития этнокультурного разнообразия.

В период общественного реформирования конца ХХ – начала ХХI вв. выявились проблемы, которые носят отчетливо кризисный характер, и многие из них до сих пор не разрешены. Одним из наиболее серьезных негативных последствий трансформационных процессов стало разрушение уникальных систем расселения на Крайнем Севере, прежде всего их основы – городских поселений. В настоящее время важнейшим стратегическим направлением развития Арктики стало формирование адекватной системы пространственного развития, которая может включать различные формы организации, но ее опорными точками являются городские агломерации. Их жизнедеятельность связана с формированием транспортно-логистических центров, узлов информационно-образовательной и инновационной инфраструктуры.

С освоением мирового Арктического региона и усилением борьбы за лидерство в нем роль городов, а также государственное значение стратегии организации северного пространства будут возрастать, а сами города претерпевать качественные изменения.

Для анализа проблем развития арктического региона методологически целесообразно использование концепта «циркумполярная цивилизация». Основанием для объединения в циркумполярную цивилизацию служит общая историческая судьба народов Севера, единство их культуры, общность мировосприятия, норм поведения, наличие устойчивых традиций и интересов, а также особенности хозяйственно-бытового уклада жизни. Циркумполярная цивилизация развивается в экстремальных условиях, поэтому природа всегда являлась первоосновой существования северных народов. Самобытность культуры народов Севера связана с рациональностью природопользования, жизни в гармонии с природной средой обитания и с опорой на высокие гуманистические ценности единства человека и природы. Это является важнейшим компонентом, который циркумполярная цивилизация вносит в культурное наследие человечества.

Перспективы развития циркумполярной цивилизации связываются сегодня с формированием стратегий, соразмерных новому цивилизационному устроению жизни на Севере на основе социо- и экологокультурных ресурсов, в сложном контакте с другими культурами и цивилизациями. Циркумполярная цивилизация, опирающаяся на тысячелетний опыт, может стать новой формой человеческого сообщества, базирующегося на ценностях жизни арктических народов.

Формирования единого гуманитарного пространства Севера

Отличительной особенностью от других видов культур и цивилизаций стал экологический и гуманитарный характер Арктики. Сегодня Арктика призвана стать лидером развития природосберегающих технологий и воплотить опережающую модель взаимоотношений природы, человека и устойчивого развития региона на длительную перспективу. Этот формирующийся тип цивилизации может быть назван антропным, его характеристики отличаются сбалансированностью инновационных решений с традиционными формами духовной жизнедеятельности, опирающимися на традиции и обряды коренных малочисленных народов.

Сегодня, когда парадигма нового развития Российского Севера лишь формируется и связана не только с добычей нефти, газа, редкоземельных металлов и пр., но и реальным обеспечением высокого качества жизни северян, усиливается внимание к гуманитарным ресурсам территории, ее исторической специфике и особым характеристикам образа жизни, которые вырабатывались в течение многих столетий.

Для формирования единого гуманитарного пространства Севера необходимо выявить подходы к пониманию мира и человека в обновляемой системе ценностей. Важно найти эффективный способ коммуникации, который будет способствовать синтезу различных видов культуротворчества, а также выработке новых поселенческих компонентов программ устойчивого развития. В них могут органично входить очаги развития местной и национальной культур, что важно для решения проблем коренных малочисленных народов, сочетания традиционных и нетрадиционных производств.

Север России должен рассматриваться как место для становления культурно-этнических и социально-культурных групп, имеющих собственные представления о том, как будет развиваться регион; с учетом принципиально новой модели его освоения, основанной, в первую очередь, на развитии и использовании гуманитарных ресурсов и сопряженной с новой концепцией поселения, которая отражает альтернативную индустриальной модели модель деятельности. Ее сутью является создание постиндустриального сектора на основе инноваций, укрепление и эффективное использование интеллектуального потенциала, развитие образования, науки и информационных технологий, сохранение наследия, ценностей и идентичности коренных малочисленных народов.

Город в сценарии «цивилизационного продвижения» Арктики

В ходе хозяйственного и культурного освоения Севера в советское время происходила очевидная недооценка социально-культурных аспектов урбанизации. Индустриальный сценарий его развития породил главенство технократических подходов, а отход от него – серьезные негативные последствия в экономике, социальной и культурной сферах. Новый сценарий, сценарий «цивилизационного продвижения» складывается под влиянием стратегии устойчивого развития, в которой на первое место выдвигается человек и создание условий качества жизни в экстремальной зоне на основе современных знаний и инновационных технологий.

Город как своего рода критерий цивилизованности, как организм, воплощающий в себе жизненно важные структуры и традиции сыграет важную роль в новой модели освоения Арктики. Разработка концепции перехода города индустриального типа к городу нового качества является злободневной для Севера. В этом случае происходит актуализация социокультурной сферы, которая уже не рассматриваться как обслуживающая инфраструктура, а становится активным фактором территориального развития.

Проблема роли культуры для северного региона имеет особое значение, так как устойчивое развитие должно иметь этнокультурные корни. Основным условием устойчивого и экологически безопасного социально-экономического развития северных территорий является понимание глубинной и неразрывной связи, существующей между природным и культурным наследием народов российского Севера.

Очевидно, что в социокультурном положении народов Севера сохраняется ряд острых проблем, связанных с разрушением традиционного образа жизни и трудностями адаптации малочисленных народов к современному обществу. О том, каким образом можно достичь улучшения ситуации, нет единого мнения. Наиболее перспективной является приобретающая популярность идея о таком варианте устойчивого развития, который требует дифференцированного подхода к расселению и занятиям народов Севера. Поскольку на Севере живут столь отличающиеся по своему образу жизни группы населения, необходима разработка, по крайней мере, двух вариантов модели устойчивого развития – для групп коренного населения с традиционными занятиями и для тех, кто трудится в современных производственных отраслях. Это требует формирования ясной государственной политики по пространственному развитию страны, включающему, в том числе географическое и градостроительное.

Социокультурные критерии устойчивого развития северного города

Социокультурные критерии устойчивого развития северного города должны отражать помимо общих подходов особые условия, актуальные именно для социокультурной ситуации на Севере. Это в первую очередь обеспечение реальных условий для этнокультурного возрождения коренных малочисленных народов, проживающих в городах; учет многообразия культур северных народов для устойчивого пространственного развития города, где современные формы социального, экономического и технического развития не будут нивелировать различные идентичности.

Роль ценностей коренных малочисленных народов в сценарии устойчивого развития современного российского северного города заключается в согармонии человека и природы, глубинном понимании и неразрывной связи между природным и культурным наследием, выгодности экологичности в экстремальных условиях среды обитания. Сохранение культуры народов Крайнего Севера, их «этноэкологической» этики, ценностных предпочтений является важнейшим фактором нового цивилизационного строительства.

Экологические подходы северян к своей жизнедеятельности, предвосхищают будущее человеческой цивилизации. Цивилизационная же миссия северных городов заключается в выработке новых стандартов устойчивого развития. Культурно-антропологические особенности жизни северных народов могут стать действенными для отработки новых образцов взаимоотношений природы и общества. Недаром сегодня говорят о нео-традиционном характере северной цивилизации, которая открывает возможности мироосвоения на альтернативной основе.

Еще недавно считалось естественным, что по мере индустриализации народы Крайнего Севера преодолеют собственные формы общественной организации и в процессе «догоняющего» развития осуществят культурную интеграцию в ведущую локальную цивилизацию. Актуализация термина «циркумполярная цивилизация» означает новый этап в процессе цивилизационного развития Арктики, при этом смысл эвристического использования термина «циркумполярная цивилизация» состоит именно в подчеркивании культурного многообразия, признание которого и является смыслом современной гуманистической позиции по отношению к народам Севера. Творческая сопряженность уникальных ценностей северных культур и общецивилизационных ценностей позволит наметить пути к новому общественному состоянию.

Города могут стать теми точками, которые позволят превратить Север в зону технологического и социально-культурного прорыва, поднимая роль и значение Севера как важнейшей территории России, призванной играть одну из самых главных ролей в обеспечении жизнедеятельности государства. Гуманитарными ресурсами, формирующими культурный облик современного северного города являются гуманитарные технологии, как технологии, ориентированные на человека и основанные на знаниях, экологизации сознания, инновационной культуре, реализующие антропологический и деятельностный смысл существования человека в условиях Севера и создающие условия для «цивилизационного рывка».

Циркумполярная цивилизация имеет нео-традиционный характер, так как основана на выработанных в течение веков ценностях и укладах жизни традиционных северных народов России, Канады, США, Скандинавии. При этом очевидно, что многие цивилизационные характеристики будут зависеть от влияния культур тех стран, включивших в орбиту своего влияния народы Крайнего Севера. В то же время развитие Арктики предполагает реализацию инновационных проектов, способных превратить ее в территорию, на которой возобладают современные подходы к ее развитию. Адекватным особенностям формирующейся циркумполярной цивилизации является преодоление издержек индустриализации, преобладание перспективных тенденций эволюции северного города на экологических и социокультурных основаниях.

В основу долгосрочной северной политики должны быть заложены изучение и защита культурного и природного многообразия Севера, которому грозит уничтожение, если не удастся своевременно заложить четкие социальные и экологические ориентиры. Важно сотрудничество России с другими северными странами по сохранению и приумножению уникального опыта многовекового мирного сосуществования различных этнокультурных групп, созданию эффективных механизмов экологически оправданного экономического сотрудничества стран и выработки общих принципов в сфере этнокультурной политики, сохранности культурного наследия народов Севера с опорой на институты гражданского общества. Установка на единство социального и экологического измерений северной стратегии России не имеет альтернатив как в определении целей и задач национальной социальной стратегии, призванной обеспечить физическое и духовное здоровье нации, так и в геополитическом плане.

Своеобразие сочетания исторических и культурно-цивилизационных факторов определило уникальные черты современного российского северного города, позволяющие взглянуть на него как своеобразную творческую лабораторию, в которой вырабатываются новые форматы жизни и интеграционные проекты, важные не только для России, но и для мирового сообщества в целом. Северный город как форпост циркумполярной цивилизации во всех плоскостях отражает все ее проблемы и особенности. Детальное изучение этноэкологических и этнокультурных традиций циркумполярной цивилизации позволит выявить причины возникновения проблем и найти оптимальное решение, способствующее сохранению и устойчивому развитию.

Яковец Ю.В. Арктическая цивилизация: особенности, исторические корни, перспективы. М.:МИСК, 2011. С.8.

Источник

В Арктике обнаружили единую цивилизацию

Якутские ученые сделали нетипичное для XXI века открытие, установив неизвестное ранее явление существования арктической циркумполярной цивилизации.

Локальных арктических цивилизаций на планете много. Но трудно предположить, что ненцы с низовьев Енисея и коренные жители Алеутских островов могли бы как-то взаимодействовать в своем развитии. Слишком велики расстояния. Однако ученые установили, что существует единая арктическая циркумполярная цивилизация. И на ее пространстве локальные цивилизации взаимодействуют, имеют определенный для арктической зоны генотип и являются носителями «системы социокультурных ноосферных ценностей».

Научное открытие так и называется: «Явление существования арктической циркумполярной цивилизации». Авторами его являются кандидат психологических наук, доктор социологических наук, руководитель центра циркумполярной цивилизации Арктического института искусств и культуры Ульяна Винокурова и автор научной школы цивилизационных циклов, доктор экономических наук Юрий Яковец.

Формулировка понятия «циркумполярная цивилизация» была введена ими еще в 1995 году. В дальнейшем открытие было доказано авторами в научной диссертации, монографиях и во время выступлений на научных конференциях.

Недавно факт установления открытия был подтвержден на основании результатов экспертизы Международной академией авторов научных открытий и изобретений и Российской академией естественных наук. Авторам выдан соответствующий диплом за номером 565.

Умение разглядеть неизвестную доселе цивилизацию на вдоль и поперек изученной карте сегодня равносильно открытию нового острова. Ученые смогли это сделать.

Источник

Циркумполярная цивилизация

ВЫСТАВКА «ЦИРКУМПОЛЯРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ»

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Открытие выставки 29 ноября 2012 года в 15.00

Самым молодым по времени образования народом Якутии являются долганы (1906 чел.), в формировании которых принимали активное участие тунгусские племена, якуты, отчасти энцы, ненцы и русское старожильческое население. Восприняв многие элементы их культуры, и сформировавшись к началу XX века как самостоятельный этнос, долганы выработали свои особенности, присущие культуре оленеводов арктической тундры.

На выставке демонстрируется уникальная орнаментированная берестяная покрышка середины XIX века летнего жилища ураса, приобретённая в 1909 году статским советником Якутского областного управления А.И. Поповым у богатого якута из Теллейского наслега Ботурусского (ныне Чурапчинского) улуса.

Экспонируемые на выставке фотографии из фондов РЭМ позволят посетителям музея познакомиться не только с природой этого края, но с его народами, которые в сложнейших природно-климатических условиях Севера, в теснейшей взаимосвязи и гармонии с окружающей природной средой создали поистине уникальную северную цивилизацию охотников, оленеводов и самых северных коневодов мира. Сохранению и развитию этой самобытной культуры и национальных языков способствует целенаправленная политика Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) по отношению к коренным народам этого сурового и богатейшего региона нашей страны.

Источник

Интервью с автором теории арктической циркумполярной цивилизации

Ульяну Винокурову можно назвать социологом, этнопсихологом, общественным деятелем, политиком, народным депутатом, публицистом, идеологом, защитником природы, исследователем, философом, педагогом, культурологом – и все будет правильно. Она удивительным образом успевает делать фантастически много и на разных площадках. Мы задали несколько вопросов этому необыкновенному человеку.

Винокурова Ульяна Алексеевна – руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации, первый в Якутии доктор социологических наук, кандидат психологических наук, академик Арктической академии наук; лауреат Национального фонда «Барҕарыы» при Президенте РС(Я), Государственной премии РС(Я) в области науки и техники, государственной премии РС(Я) им. Софьи Сидоровой; обладатель медалей им. Г.Е. Волкова и В. Вернадского; заслуженный деятель науки РС(Я); отличник образования РС(Я), отличник охраны природы РС(Я). Автор более 400 опубликованных трудов.

– Ульяна Алексеевна, Вы закончили Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова. Бесспорно, обучение в крупнейшем ведущем учебном заведении страны повлияло на становление Вашей личности.

– Годы учебы остались в моей памяти как трудное испытание. В первый же день пребывания в Северной Пальмире меня дважды оштрафовали: площадь перешла напрямик, затем в автобусе искромсала билет. Я приехала с Колымы, где по сей день нет ни светофоров, ни автобусов. На вступительном экзамене по математике забыла, как по-русски называется «окружность», и долго мялась, прежде чем набралась смелости спросить у экзаменатора. Так началось мое знакомство с городским образом жизни. В Ленинграде я впервые приобщилась к культурному и историческому разнообразию народов. Вместе с подругами занимались два года в Эрмитаже на курсах искусствоведов, постоянно ходили по абонементам в филармонию.

Что такое циркумполярная арктическая цивилизация. Смотреть фото Что такое циркумполярная арктическая цивилизация. Смотреть картинку Что такое циркумполярная арктическая цивилизация. Картинка про Что такое циркумполярная арктическая цивилизация. Фото Что такое циркумполярная арктическая цивилизация

В памяти остались деликатные персональные поучения Б.В. Зейгарник, как строить ответы на вопросы, образец одержимости профессией Н.А. Тих, трепет Л.М. Веккера перед тайной психики, тщательные проверки конспектов студентов и бесценные советы основателя факультета психологии Б.Г. Ананьева, как их писать. Все преподаватели учили, чтобы передать студентам что-то для них заветное, умели создать атмосферу открытого заинтересованного диалога с молодежью. Это исторически сложившийся непревзойденный стиль отношения профессора к науке и студентам Ленинградского университета. И я стремлюсь следовать ему в жизни. Руководитель дипломной работы А.А. Русалинова способствовала закреплению таких качеств, как взыскательность к самой себе, стремление к научной правде и ощущение ответственности социального психолога за состояние общества. Так что вместе с дипломом психолога я получила уроки солидарности, взаимопомощи и упорства добродеятельного интеллигента.

– Вы исследуете этносоциальные процессы в Арктике, работаете руководителем научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации. Как Вы пришли к тому, чем занимаетесь?

– Я начинала работу лаборантом комплексных социологических исследований Института языка, литературы, истории Якутского филиала СО РАН. В качестве социолога объездила всю республику, воочию увидела, в каких крайне сложных условиях живут коренные народы, сельчане, якутская глубинка, и не только климатических, но и материальных, моральных. По итогам поездок составлялись отчетные записки. Я открыто писала о том, что видела, что при этом чувствовала. Во мне назрела острая необходимость помочь, менять, что-то делать, чтобы коренные народы могли управлять своей судьбой и не теряли свое человеческое и национальное достоинство.

– В годы перестройки Вы стали лидером общественного сознания, соорганизатором союза «Саха омук». Выстраданная Вами книга «Сказ о народе саха», без преувеличения, стала настольной книгой многих, будоражила умы, поразила смелостью, правдой, болью за родной народ. Вас называют идеологом национального возрождения народов Якутии. Почему вас вдохновляет это дело?

– Я социолог, и моя задача быть зеркалом общества, показать людям правду. Я не принимаю науку ради науки. Наука должна не только показать и объяснить обществу его состояние, но направлять его, конструировать лучшее будущее.

– Что Вы считаете своими достижениями в науке? Какими из них Вы особенно гордитесь?

– Безусловно, разработка теории арктической циркумполярной цивилизации, признанной как научное открытие. Потенциал этой теории еще впереди, она нам еще пригодится в поиске ответов на большие вызовы, как природные, так и социально-политические.

– Сегодня в республике множество споров и разногласий вызывает закон о дальневосточном гектаре, прошли пикеты с целью исключить Якутию из числа регионов, на которые будет распространяться действие закона. Напрашивается мнение: прежде чем приглашать людей из теплых краев, нужно сначала создать сносные условия жизни для тех, кто уже проживает здесь. Вы были в числе разработчиков поправок в этот закон. Чего не хватает в федеральном законе? Реально ли приехать в якутскую тайгу и начать заниматься земледелием?

– Всероссийский опрос населения России по поводу дальневосточного гектара показал, что опрошенные имеют весьма привлекательный образ о качестве и уровне жизни на Дальнем Востоке. Им не ведомо, что одна четвертая часть населения Якутии отапливают свой дом дровяными печами более 9 зимних месяцев в году и при температуре воздуха до минус 60 градусов. В портрете потенциального переселенца преобладают склонность к риску, слабее морально-этические установки. Закон не учитывает особенности нашего региона, не соблюдает прав коренных народов на исконные земли. Благодаря работе инициативной группы республики закон о дальневосточном гектаре был направлен на правовую экспертизу, в текст документа внесены существенные изменения и поправки. На мой взгляд, главный непоправимый вред от закона состоит в том, что нарушится баланс вечной мерзлоты и все «поплывет». Сейчас на арктической Якутии природа показывает, «кто здесь главный», и к такой же катастрофе приведет дальневосточный гектар. И переселение будет не сюда, а отсюда. Надо остановить действие этого закона, пока не поздно!

– Какого закона не хватает Якутии?

– Закона о многолетней мерзлоте. В Год экологии РФ этот закон был бы самым соответствующим и дальновидным.

– За что Вас критиковали?

– Мои идеи как арктического ученого сначала всегда попадают под критику тех, кто не хочет решать проблемы жителей Арктики и избегает социальной ответственности, а хочет нажить только богатства. Арктику превращают в некую кормушку. На днях принимала участие в Конгрессе арктических социальных наук в Норвегии, где собрались более 700 ученых, большинство которых полевики, много лет посвятившие научной помощи народам Арктики. До этого, в 2016–2017 годах, была на Московском и Архангельском форумах, где большинство составляли сытые и самодовольные бизнесмены и руководители, стремящиеся присосаться к ресурсам Арктики.

– Вы уже многого добились в Вашей профессии, изменила ли Вас популярность? Как Вы сами лично изменились за эти годы?

– У меня профессия такая – идти в ногу с жизнью, которую люблю, изучаю и творю. Такое занятие бесконечно увлекательно и привлекательно. Человек есть творение жизни, потому мы все меняемся, стремясь следовать ее ритму, темпу и вызовам. Мы часто встречаемся с одноклассниками и не замечаем отчуждения. Значит, ядро личности остается неизменным.

– Что Вам хотелось бы еще сделать?

– Много-много. Вызовов много. Есть поговорка: если бы молодость знала, да старость могла. Я дожила до такого возраста, когда и ЗНАЮ, и МОГУ. К моему мнению прислушиваются, и сама могу вмешиваться в дела, которые считаю важными. Этой весной мы с Советом старейшин и Общественной палатой РС(Я) вскрыли проблемы северного завоза, автозимников, снабжения жителей Арктики. Сейчас правительством, Ил Туменом принимаются ответственные решения. В эти дни я подключаюсь к разработке проекта «Рисуют все», так как на севере может достойно жить только креативный, свободный человек. Этот шанс инициирован Первым президентом РС(Я) М.Е. Николаевым для того, чтобы Творчество и Красота стали источником устойчивого развития. На Полюсе Холода начинаем проект «Эстетика теплой одежды», рожденный в Арктическом институте культуры и искусств совместно с Оймяконским и Таттинским улусами, республиканским ресурсным центром «Юные якутяне». Его главная идея – чтоб зимой якутяне одевались тепло, красиво, этнически колоритно и оригинально.

– Ваше главное достоинство и ваш главный недостаток?

– Когда в Ленинграде, во время студенчества я заболела, и в деканате предложили взять академический отпуск, я всерьез встревожилась: «Как Якутия проживет без меня?» и отказалась оформить отпуск и вовремя завершила учебу с помощью однокурсников. Так и живу. Главный недостаток – я занимаюсь только тем, что мне по душе, увлекает и ведет.

– Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?

– Мне нравится определение, данное известным общественным деятелем М. Алексеевым-Дапсы в перестроечное время: «Ульяна Винокурова – единственный мужчина в республике».

– Вы счастливая мать и бабушка. Какого принципа Вы придерживаетесь при воспитании своих детей?

– Жить добром и трудом – главный принцип якутской народной педагогики. Так нас воспитывали и хочется, чтобы это духовная опора сохранялась.

– О чем бы Вы хотели рассказать?

– О месте рождения и местах почитания. Я родилась в селе Хатыҥнаах, это самая северная, заполярная точка произрастания березы в Якутии, своеобразное геокультурное пограничье. На Колыме за 400 лет сформирована реальная культура якутско-русского взаимоуважения, к такой культуре надо стремиться по всей Якутии. Я с благоговением отношусь к местам почитания памятных событий, жизни выдающихся людей, природных и культурных памятников. В этом году мы со студентами Чурапчинского института физической культуры и спорта, Центром дополнительного образования детей Таттинского улуса и жителей села Мырыла Чурапчинского улуса занимаемся охраной священной горы Тэйэр Хайа, у подножья которой создавал свои шедевры Платон Ойунский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *