Что такое цифровой диктант
Цифровые диктанты. Что это такое?!
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
На уроках русского языка я использую такую форму работы как цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике, а также можно использовать при переходе от одного этапа урока к другому.
Методика проведения цифрового диктанта
Какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.
Данное условное обозначение обязательно записывается на доске.
Учитель диктует слова ( словосочетания, предложения ), а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры.
В результате получается определённый код, который легко и быстро проверить.
Такой вид учебной работы позволяет сэкономить время на уроке, способствует накопляемости оценок, развивает интерес у обучающихся.
Цифровые диктанты по разделу «Предложение»
Словосочетание и предложение
Сильный ветер, плавает рыбка, работал в саду, тёплое пальто. Дружные ребята. Идёт дождь. Наступила осень, ножка стола. Урожай капусты, еду в город.
КОД: 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 1
Зеленеют листья, чудесный платок, сверкает на солнце, листья осины, шёл снег, автор рассказа, деревья пожелтели, написал сочинение, ягоды малины, сгустились тучи.
КОД: 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1, 2
КОД: 2, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 1
Тихо журчит лесной ручей.
Солнце уже скрылось за лесом.
Зачем вы меня разбудили?
Собирай ягоды осторожно!
Погода в июле стояла жаркая.
Почему ты не пришёл?
Полевые цветы долго стоят в вазе.
КОД: 1, 2, 1, 2, 3, 1, 3, 2, 3, 1
Долго стояла дождливая осень.
По небу неслись тёмные тучи.
Крупные капли дождя стучали по крыше.
С приходом осени покраснели листья осины.
Перелётные птицы улетают на юг.
КОД: 2, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1
Как красив осенний лес!
Берёзки надели золотые платья.
Листья клёна разрумянились.
Только сосны и ели остались зелёными.
А сколько грибов в лесу!
Как хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики!
Они давно ждут грибников.
КОД: 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2
Главные и второстепенные члены предложения
Наступила долгожданная весна.
Какими членами предложения являются слова: наступила весна?
Побежали быстрые звонкие ручейки.
Какими членами предложения являются слова: быстрые звонкие?
Скоро покажутся зелёные листочки.
Какими членами предложения являются слова: покажутся листочки?
Громко и весело щебечут птички.
Какими членами предложения являются слова: громко и весело?
Появились первые весенние цветы.
Какими членами предложения являются слова: появились цветы?
В воздухе разливается весенний аромат.
Какими членами предложения являются слова: в воздухе весенние?
Ласковое солнышко освещает верхушки деревьев.
Какими членами предложения являются слова: ласковое верхушки деревьев?
КОД: 1, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2
Однородные члены предложения
1 – предложения с однородными членами
Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна.
Рябина вся в красных бусах.
У листьев ясеня жёлтый цвет.
Королевой осеннего леса становится осина.
Осенью осина превращается в красавицу.
Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные.
Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.
Лес весь лучится, сверкает, светится.
КОД: 1, 2, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1
Простые и сложные предложения
Шуршит под ногами влажный песок.
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
Пускай шумит волна морей!
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Десять дней Айболит не ест, не пьёт и не спит.
В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.
Лес пахнет дубом и сосной.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.
КОД: 1, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2
1 – предложение с прямой речью
2 – предложение без прямой речи
Мы попросили лесника, чтобы он нас проводил.
«Что, кумушка, ты так грустна?» – ей с ветки ласково Голубка ворковала.
Лесник сказал, чтобы мы шли за ним.
И сказала скалка: «Мне Федору жалко.»
Ребята ответили, что они готовы.
И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»
КОД: 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1
2 – предложение без обращения
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Я люблю тебя, Россия!
Ты расскажи мне о своей поездке.
Ленивое солнце ещё спит.
Вы осмотрите всё кругом внимательно.
Не трещите, морозы, в заповедном лесу.
Растёт берёзка около дороги.
Ёж, не верь словам лисицы!
КОД: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
На уроках русского языка я использую такую форму работы как цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике, а также можно использовать при переходе от одного этапа урока к другому.
Методика проведения цифрового диктанта
1. Какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.
2. Данное условное обозначение обязательно записывается на доске.
3. Учитель диктует слова ( словосочетания, предложения ), а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры.
4. В результате получается определённый код, который легко и быстро проверить.
Такой вид учебной работы позволяет сэкономить время на уроке, способствует накопляемости оценок, развивает интерес у обучающихся.
Номер материала: 183718
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В Интернете вас могут ввести в заблуждение, обмануть или обокрасть. Как цифровой диктант решает проблему
Цифровое образование не менее важно, чем базовые дисциплины в школе. В Интернете вы можете лишиться денег, стать жертвой травли или получить ложную информацию о значимом событии. Получать навыки пользования Интернетом необходимо.
Фото © Getty Images
Цифровая грамотность — крайне важный момент в нашей жизни. Интернет слишком значим для нас, а на фоне пандемии коронавируса это единственный инструмент для получения образования и один из немногих источников дохода.
Вместе с безграничными возможностями в Сети есть немало опасностей: кража личных данных, фейковые новости, подписки на короткие номера. Киберугрозы могут как дезориентировать людей, так и украсть личные данные или даже деньги.
Что такое цифровой диктант?
Фото © Getty Images
Главная причина опасности киберугроз — цифровая безграмотность. Цифровой диктант — решение этой проблемы. Это всероссийская образовательная акция. Её задача — определение уровня цифровой грамотности у всей страны и конкретно каждого человека.
Диктант состоит из вопросов, разработанных с учётом трёх возрастных категорий:
Сами вопросы делятся на четыре смысловых блока (три основных и один дополнительный):
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников говорит, что цифровой диктант поможет любому человеку, независимо от возраста и того, насколько много он сидит в Интернете и насколько хорошо его знает.
— Это способ повышения уровня цифровой грамотности. Пользователи, которые его пройдут, смогут реально оценить свой уровень цифровой грамотности и получить документ с работой над ошибками. Там ему будет объяснено, на что он правильно ответил, на что неправильно и над чем стоит поработать, — рассказал Гребенников.
Главная задача образовательной акции — показать людям, что у каждого есть пробелы в знаниях об использовании тех или иных информационных технологий, несмотря на то что мы постоянно ими пользуемся. Ещё важнее доказать существование мошенников, сайтов, которые вас обманывают.
Цифровой диктант – 2020 — почему он особенный?
Фото © Getty Images
В 2020 году в цифровом диктанте появились изменения. Первое — повышенное внимание к искусственному интеллекту. Организаторы считают, что это важный момент в развитии цифровых технологий. При этом о нём никто не рассказывает простым языком. Цифровой диктант решит эту проблему.
— Прежде всего, в цифровом диктанте появились разделы, посвящённые искусственному интеллекту. Для того чтобы простым людям через вопросы рассказать, что это такое. В каждой новости нам о нём говорят, а люди не понимают. Мы же решили рассказать простым языком на конкретных примерах, что это такое и почему государство так много инвестирует в него, — говорит директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Кроме того, цифровой диктант расширил охват аудитории. Раньше в нём принимали участие школьники от 14 лет, теперь же его могут пройти дети младше. Их уровень знаний тоже важно проверить, потому что роль Интернета в их жизни возросла.
Как быть системе образования?
Фото © Getty Images
— Я против того, чтобы кому-то что-то намеренно насаждать, в том числе и в рамках акции, которую мы проводим. Я против того, чтобы применять кнут, чтобы пользователи проходили. Я за то, чтобы вызывать у людей интерес — и они шли сами, — говорит директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Правда, школы могут создать пласт, чтобы на цифровом диктанте у учеников были максимально высокие показатели.
— В рамках программы по ОБЖ и обществознанию детям нужно рассказывать об информационной безопасности. Преподавать нужно гуманитарные знания, а не технические. Какими сайтами можно пользоваться, что такое государственные услуги, что можно делать в Интернете и что нельзя — те знания, с которыми можно улучшить жизнь благодаря Интернету. Нужно обучать школьников, нужно обучать педагогов давать эти знания, — говорит Сергей Гребенников.
О платформе
ЦифровойДиктант.рф — это платформа для измерения и повышения цифровой грамотности пользователей Рунета, а также проведения партнерских и корпоративных тестирований в области digital.
Ежегодно на платформе проходит всероссийская акция “Цифровой Диктант”, признанная самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности. Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу над ошибками и сформировать свою личную траекторию развития недостающих знаний и навыков.
Что мы измеряем в ходе Цифрового Диктанта?
Диктант состоит из тестирований, разработанных с учетом разных возрастных категорий: для детей (7-13 лет), подростков (14-17 лет), взрослых (18-59 лет) и людей старшего возраста (60 лет и старше).
Каждое тестирование включает 4 смысловых блока (3 основных и 1 дополнительный). Первый блок посвящен основам цифрового потребления, а именно, различным устройствам и знаниям базовых программ и приложений. Второй – цифровым компетенциям (работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами). Третий – цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств. Четвертый дополнительный блок – новым технологиям, включая искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн.
Партнерские и корпоративные диктанты
На платформе также реализована возможность проведения корпоративных диктантов по цифровой грамотности и других тестирований по актуальным тематикам из сферы digital.
Повышение цифровой грамотности
Повышение цифровой грамотности Для всех, кто заинтересован в развитии своих цифровых навыков и компетенций, на платформе функционирует библиотека образовательно-просветительских материалов по цифровой грамотности “Хочу все знать”. В ней собраны интерактивные анимированные инфографики, онлайн-уроки, мультфильмы и учебные пособия для разных возрастных категорий по самым актуальным темам: от базового пользования браузером и текстовыми редакторами до создания собственного сайта с помощью онлайн-конструктора.
А для тех, кто хочет пройти курсы по цифровой грамотности, была разработана и постоянно обновляется “Карта цифровых возможностей”. На ней представлены программы и курсы повышения цифровой грамотности населения в онлайн и офлайн-форматах.
Цифровой диктант как методический прием активизации внимания
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит одна из самых сложных задач – организовать работу по развитию внимания детей. Отсутствие такой работы обязательно скажется на успешности обучения младшего школьника.
Мы часто замечаем, как ребенок может часами заниматься любимым делом, не проявляя никаких признаков утомления, но стоит ему взять в руки учебник, сразу начинаются проблемы. Все дело в том, что возрастными особенностями внимания младших школьников являются слабость произвольного внимания и его неустойчивость.
Для мобилизации внимания необходимо активировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и всё, что доступно их силам, выполняли самостоятельно.
Существует много приёмов активизации внимания. В своей работе я часто использую «Цифровой диктант». Он прост в использовании и интересен для учеников.
Методика проведения «Цифрового диктанта»
Работа выполняется в двух вариантах. Учитель записывает на доске (можно делать слайды в программе PowerPoint) понятия по изученной или изучаемой теме. Против каждого понятия целесообразно ставить цифры, разные для каждого варианта. Учитель предлагает прослушать отдельные отрывки и указать цифру того понятия, о котором говорится.
Рассмотрим это на примере. (Таблица 1)
«Природные зоны»
1 вариант
2 вариант
Информация, которую зачитывает учитель:
Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 4.
Ответы для 2 варианта: 4, 2, 3, 1.
Достоинства «Цифрового диктанта»
Во-первых, «Цифровой диктант» непродолжителен по времени и занимает не более 5 минут.
Во-вторых, может быть использован на уроке как при проверке домашнего задания, так и при закреплении полученных знаний.
В-третьих, при работе учащиеся должны сосредоточиться только на своём варианте. У них совершенно нет времени и возможности подсмотреть в тетрадь соседа по парте.
В-четвёртых, очень удобно организовать самопроверку и взаимопроверку.
В-пятых, использовать «Цифровой диктант» можно со II полугодия 1 класса и на любом уроке.
Приведу несколько примеров. (Таблицы 2, 3, 4, 5)
Математика. «Сложение чисел в пределах 20»
1 вариант
2 вариант
Информация, которую зачитывает учитель:
6 + 8, 3 + 9, 5 + 7, 6 + 6, 8 + 4, 9 + 5, 6 + 9, 7 + 7, 8 + 8, 7 + 6
Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 1, 1, 3, 4, 3, 5, 2.
Ответы для 2 варианта: 2, 5, 4, 5, 5, 2, 3, 2, 1, 4.
Русский язык. «Состав слова»
1 вариант
2 вариант
Информация, которую зачитывает учитель:
(Задание осложняется тем, что вместо слов: приставка, корень, суффикс, окончание введены условные обозначения.)
Ответы для 1 варианта: 1, 3, 4, 2.
Ответы для 2 варианта: 4, 2, 3, 1.
Литературное чтение. «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»
1 вариант
2 вариант
Информация, которую зачитывает учитель:
Что это за жанр устного народного творчества? (Потешка)
Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 5, 2.
Ответы для 2 варианта: 1, 2, 5, 3, 4.
Окружающий мир. «Полезные ископаемые»
1 вариант
2 вариант
Информация, которую зачитывает учитель:
Ответы для 1 варианта: 7, 4, 5, 3, 6, 1, 2.
Ответы для 2 варианта: 6, 3, 7, 4, 5, 2, 1.
При подборе содержания стараюсь учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допустить излишнего упрощения.
В 4 классе (2008 – 2009 уч. г.) мои ученики уже сами составляли «Цифровые диктанты» для своих одноклассников и с удовольствием проводили их на уроках.
Вот некоторые из них. (Таблицы 6, 7, 8, 9)
Окружающий мир. «Растительный мир Ростовской области»
Цифровой диктант 2021
«Цифровой Диктант» – это ежегодная акция, признанная самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности. Она дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу над ошибками и сформировать свою личную траекторию развития недостающих знаний и навыков.
9–24 апреля 2021 года во всех регионах Российской Федерации состоялась третья Всероссийская образовательная акция по определению уровня цифровой грамотности «Цифровой диктант». Ее организаторами являются РАЭК, Microsoft и ОНФ, при поддержке Университета 20.35 и «Кадры для цифровой экономики». Всего в акции этого года приняли участие 919 317 человек. Среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции 2021 года составило 6,90 балла из 10 возможных, что на 0,35 балла ниже, чем у участников 2020 года.
Результаты «Цифрового Диктанта» включают в себя оценку общего уровня цифровой грамотности, а также оценку знаний по трём ключевым направлениям: цифровой безопасности, цифровому потреблению и цифровым компетенциям, и дополнительному направлению, посвященному новым технологиям. Диктант проходил в форме тестирования и состоял из вопросов, разработанных с учетом разных возрастных категорий.
Как и в прошлом году, лучше других в «Цифровом Диктанте» себя проявили участники 7–13 лет (7,40 балла) и 25–34 лет (7,30 балла). Самые низкие результаты по цифровой грамотности в 2021 году показали подростки 14–17 лет (6,43 балла) и молодежь 18–24 лет (6,72 балла). Самый стабильный рост уровня цифровой грамотности на протяжении 3 лет наблюдается у аудитории 60 лет и старше (с 6,25 балла в 2019 году до 6,91 балла в 2021).
Лучшие результаты участники «Цифрового Диктанта» продемонстрировали в области использования цифровых ресурсов и знания базовых программ, приложений и сервисов – цифрового потребления, среднее значение которого составило 7,37 балла.
Самой сложной для участников оказалась проверка своих цифровых компетенций – навыков и умений эффективно выбирать и применять технологии в жизни, среднее значение которого составило 6,45 балла.
Среднее значение уровня цифровой безопасности в 2021 году составило 6,87 балла из 10. Лучше всего с вопросами данной категории справились дети 7-13 лет (7,44 балла) и подростки 14-17 лет (6,74 балла).