Что такое цифровая образовательная среда в детском саду

Совершенствование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду Гузель Карипова
Совершенствование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации

Сегодня невозможно представить детский сад без современных технических средств и компьютерных технологий. Педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти- медиапроекторов, компьютеров. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, Viber, WhatsApp и др.

Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать,и для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя| общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр возможностей гаджетов значительно шире. Самостоятельно, без грамотного участия взрослого у ребенка не сформирмируется культура обращенияс этими устройствами: регламент времени, доступность возрасту, учет зоны ближайшего развития и индивидуальных особенностей.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты. Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей.

Нас заинтересовало это направление, и мы разработали проект «Совершенствование цифровой образовательной среды ДОО», нацеленный на создание условий для повышения качества дошкольного образования за счет использования современных ин-формационных технологий в образовательном процессе. Реализация данного проекта, рассчитанного на два года, предполагает разработку модели цифровой образовательной среды, которая будет учитывать особенности и специфику деятельности нашей ДОО.

Образовательная сфера подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Они дают новые инструменты для развития образовательного учреждения и построения личностно ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Цифровизация создает условия для обмена опытом и знаниями, что позволяет принимать более эффективные решения по различным направлениям.

В данной работе основными выступают четыре главных направления:

— внедрение новых информационных технологий;

— создание информационного образовательного пространства;

— формирование информационной культуры.

Среди интересных цифровых инноваций для административно-хозяйственного и педагогического персонала следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения. Это выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и активного распространения онлайн-курсов МООС (Massive open online courses). Динамика развития онлайн-обучения стимулируется ростом числа доступных онлайн-курсов. Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была открыта только для узкого круга специалистов.

Повысить качество образовательного процесса и добиться максимальных результатов можно только в тесном контакте с семьей. Современные родители не стремятся изучать бумажные носители с результатами проводимых мониторингов, так как большинство их представляет поколение digital natives (часто переводится как «цифровое поколение», Представители его обладают особыми способностями к получению и обработке ин-формации, поскольку цифровые технологии сопровождают их с рождения.

К цифровому поколению относятся и наши нынешние воспитанники, так что в работе с ними не избежать использования технологий и мультимедиа. Презентации, яркие картинки, работа с интерактивной доской и столом нравятся им больше, чем класси-ческие книги и пособия.

Анализ сложившейся ситуации привел нас к необходимости расширения спектра использования цифровых технологий, позволяющих обеспечить обновление содержания образования и оптимизировать применение развивающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности. Все это, по нашему мнению, повлечет за собой изменение роли педагога, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами. Такой педагог максимально индивидуализирует траектории развития детей и создаст необходимые условия для заинтересованного участия родителей в процессе воспитания и образования ребенка.

Внедрение ИТ-решений существенное культурное и организационное изменение и ДОО. Совершенствование цифровой образовательной среды предполагает внедрение более гибких инновационных процессов, изменение корпоративной культуры.

Электронные материалы обладают огромным потенциалом, создающим условия для успешного решения дидактических задач.

Для воспитанника ДОО это:

— расширение возможностей построения образовательной траектории;

— рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;

— доступ к современным образовательным ресурсам:

— культура обращения с электронными устройствами.

Использование современных цифровых образовательных pесурсов не

дополняет сложившийся традиционный воспитательно-образовательный процесс, а приводит к пересмотру содержания технологий обучения и воспитания и внесению изменении в отношения между участниками процесса.

— повышение качества мониторинга образовательного процесса;

— формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

— создание новых условий для мотивации воспитанников при выполнении заданий;

— вырабатывание условий для повышения активности воспитанника в образовательном процессе;

— возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории воспитан-ника;

— расширение образовательного предложения за счет сетевой организации процесса. Система образования становится более открытой и доступной. Данные формы работы более привлекательны для современных родителей.

— расширение образовательных возможностей ребенка;

— повышение прозрачности образовательного процесса;

— облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Что это дает для ДОО:

— повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационные технологии;

— расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организа-ции процесса;

— сближение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Данный инновационный проект позволит обеспечить переход педагогов на более высокий уровень овладения цифровыми технологиями в целях повышения качества и эффективности проводимой работы.

Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей для изучения интересов и способностей своего ребенка.

Проект обеспечивает такие условия, при которых любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Методические рекомендации, обобщающие опыт работы педагогов МАДОУ «Детский сад № 6» по реализации современных образовательных методов и цифровых технологий, могут быть востребованы работниками других ДОО.

Реализация проекта началась с разработки модели цифровой образовательной среды, позволяющей учитывать особенности и специфику деятельности детского сада и обеспечивать обновление содержания образования, повышение его качества (рис. 1).

В ходе организационного этапа была проанализирована имеющаяся цифровая образовательная среда ДОО и составлен перечень необходимых изменений для ее совершенствования.

Созданная рабочая группа уже начала работу по наполнению усовершенствованной модели цифровой образовательной среды. В детском саду началось внедрение системы «Электронный мониторинг детского развития в условиях реализации ФГОС»: создан комплект диагностических методик, соответствующих ООП ДО, реализуемой МАДОУ «Детский сад № 6», все педагоги и родители зарегистрированы на веб-сервисе, имеющем мобильное приложение.

Педагоги работают над созданием банка методических материалов,которые будут доступны всем: оформляют конспекты занятий, создают презентации для интерактивной доски, дидактические электронные игры и др. Результаты работы показывают, что педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных образовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии дают возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Дополнительный опыт педагогам дает обмен информацией в Интернете с партнерами из других организаций. Именно поэтому одним из важнейших направлений работы по реализации проекта стало повышение информационной компетентности педагогов.

В настоящее время существует ряд специализированных ресурсов. Все большую популярность у педагогов приобретают онлайн-курсы МООС (Massive open online courses, в русской интерпретации — массовый открытый онлайн-курс (МООК) (рис. 2, 3).

Реализация проекта, на наш взгляд,будет способствовать получению качественного результата по следующим направлениям:

— личностно-профессиональный рост педагогов; повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;

— повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

— активизация личностного и культурного сознания родителей;

— создание системы поддержки семейного воспитания;

— активное участие родителей в воспитательно-образователь- ном процессе детского сада;

— оперативное взаимодействие с сетевыми партнерами. Дальнейшее развитие инно-вационного проекта будет выражаться в активном использовании цифровых образовательных технологий для успешного обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Цель этой работы — обеспечение полноценного и своевременного перехода вос-питанников на школьный уровень образования.

Новые платформы и сервисы будут способствовать повышению качества онлайн-обучения педагогов. Профессиональный рост позволит им интегрироваться в общую цифровую образовательную среду. Свобода выбора онлайн-курсов, не требуя допол-нительного финансирования, обеспечивает мотивацию педагогов к работе в инновационном режиме и позволяет цолучать доступ к передовому опыту, знаниям и компетенциям коллег.

Результатом реализации проекта станет создание условий для непрерывного развития у педагогов компетенций, способствующих эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, осуществляющим переход к введению ФГОС дошкольного образования.

Робототехника в дошкольной образовательной организации ЧТО ТАКОЕ РОБОТОТЕХНИКА?Слайд 1 Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуФормирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуФотоотчет по самообразованию «Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации» Подборка методической литературы: См. Список изучаемой литературы; Список вопросов, изучаемых в интернет-системе дистанционного обучения.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

LEGO-конструирование в дошкольной образовательной организации Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают.

Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по.

Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации «Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации» Панкратова Н. А., старший воспитатель, МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г.

Проект по самообразованию «Музыкальное образование в дошкольной образовательной организации» Перспективный план самообразования по теме: «Музыкальное образование в дошкольной образовательной организации» музыкального руководителя.

Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным.

Источник

Цифровые технологии в условиях образовательной среды в ДОУ

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду Любовь Полякова
Цифровые технологии в условиях образовательной среды в ДОУ

«Цифровые технологии в условиях образовательной среды в ДОУ»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольномвозрасте, может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и, увы, недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство.

Необходимо учитывать значение, которое имеет работа с медиа-средством в системе общего развития детей. Ответив на вопрос: как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие способностей ребенка, дошкольная педагогика избежит стихийного и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды. Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства, видится безусловным достижением современной системы образования. По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка. Надеемся, что общие рекомендации по организации деятельности и примеры обучающих заданий, полученные опытно-экспериментальным путем, станут «первыми ласточками», элементами построения методики, доступной любому грамотному педагогу. Итак, чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств. Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу. Существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год, — весьма болезненное отклонение от нормы. Второе – обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей. Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом. Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но не следует считать, что знакомство дошкольника с окружающим миром носит случайный характер. Напротив, в образовательном пространстве сложно представить момент, когда ребенок вынужден «на ощупь» искать способы осмысления действительности. Здесь педагог не просто не занимает позицию стороннего наблюдателя, он поддерживает, курирует детскую деятельность, ставя перед ее участниками постепенно усложняющиеся задачи. Пятое условие – поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.

Принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды». Условия возникновения.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуДидактическая игра по ФЭМП «Цифровые домики» Попова Валентина Цель: закрепить знание цифр, вспомнить стихи о цифрах, умение составлять число из двух меньших, подбирать все варианты.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуОрганизация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуПрогулочный участок как часть образовательной среды Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуСоциальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Источник

«Цифровизация» дошкольного детства: за или против?

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду Татьяна Брыкина
«Цифровизация» дошкольного детства: за или против?

• создание сенсорного экрана, который значительно упростил процесс использования компьютерных устройств;

• поведенческие паттерны родителей и других взрослых, которые сами испытывают потребность обращаться к своим устройствам, и подают соответствующий пример подрастающему поколению;

• привлекательность цифрового устройства для ребенка делает его незаменимым «помощником родителя», ведь он является универсальным средством для утешения, отвлечения и развития ребенка;

развитие индустрии развлекательного и обучающего контента для детей всех возрастов: существуют приложения для смартфонов, адресованные детям раннего возраста, от 0 до 3 лет [9].

Использование цифровых устройств детьми разных возрастов является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых С. Тиссерон, Р. Пацлаф, М. Шпитцер, Г. В. Солдатова, В. Н. Шляпников, Л. И. Эльконинова, Е. О. Смирнова и другие. Изучаются виды активности ребенка в этой сфере, вопросы безопасности в сети Интернет, значение цифровых технологий для развития и обучения детей и многое другое.

Цифровая информационная среда – естественный культурный фон для нового поколения детей.

• Уже в дошкольном возрасте они способны ориентироваться на результат и продукт своей деятельности.

• Чаще задают вопрос «зачем?», а не «почему?».

• Современные мобильные устройства интуитивно понятны им.

• Овладевают цифровыми технологиями раньше, чем чтением и письмом.

В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития современных детей, детей новой технологической эры [6].

Естественно, это меняет взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок XXI века стал не хуже или лучше своего сверстника, жившего лет двадцать-тридцать назад, он просто стал другим!

Особое внимание исследователи уделяют характеру взаимодействия дошкольников с цифровыми технологиями. Так, в ходе недавнего исследования Фонда Развития Интернет получены результаты, свидетельствующие о том, что детям дошкольного возраста гораздо проще осваивать планшет, чем персональный компьютер, поскольку он удобнее в обращении (отсутствие мышки, клавиатуры и т. д.). Благодаря простоте интерфейса и многофункциональности, цифровые устройства становятся любимой игрушкой ребенка, при этом главным видом активности для дошкольников является игра. Что касается Интернета, социальных сетей и онлайн-общения, то большинство детей дошкольного возраста находят их скучными и неинтересными [5].

Эксперты считают, что компьютер становится не просто средством получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Компьютерный экран все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими взрослыми (Е. О. Смирнова). Избыточное использование цифровых технологий, особенно в детском возрасте, считают авторы, ввиду пластичности мозга, может привести к таким серьезным последствиям, как развитие так называемой «цифровой деменции» или «цифрового слабоумия», которая характеризуется, прежде всего, ограничением использования собственных умственных способностей, поскольку часть действий выполняет компьютер (М. Шпитцер). Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, призывают не допускать внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь детей вообще и дошкольников в особенности. При этом специалисты относят к цифровым технологиям не только компьютеры, планшеты и смартфоны, но и телевизоры, и рекомендуют педагогическому и родительскому сообществам относиться к ним с такой же осторожностью. Их основной аргумент – у детей остается меньше времени на творческие игры, исследование окружающего мира и другую деятельность, способствующую гармоничному развитию [8].

Сегодня дети благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на «взрослые» темы, смотрят видеоролики, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями видеороликов. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении своих детей. Все чаще педагоги дошкольных учреждений «рисуют» такой портрет современного дошкольника: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, воспитываемый компьютером и ноутбуком ребенок. Однако у современных детей имеется достаточно большие проблемы с развитием творческой активности, у них очень снижена фантазия. Современный ребенок нацелен на получение быстрого и готового результата путем нажатия одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят что-либо из конструктора они так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая [6].

Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых. Раньше в некоторых вопросах родитель мог быть авторитетом. Сейчас дети успевают попробовать что-то, прежде чем взрослый заканчивает это осознавать. Порой дети знают по любой теме больше взрослого.

Раньше у ребенка был развит на высоком уровне рефлекс подражания, он повторял действия за взрослым. На сегодняшний день, у современного дошкольника практически отсутствует рефлекс подражания и преобладает рефлекс свободы, который позволяет ему выстраивать свои стратегии поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии [12, с. 5]. Дети настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, иногда не слышат указаний взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. У них есть проблемы с эмоциональностью. Многие не понимают, что такое плохо, больно, страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Современный ребенок дошкольник говорит много, но плохо, в большей степени страдает связная речь и словарный запас. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и нередко физические показатели здоровья оставляют желать лучшего. Для современного ребенка, особенно жителя города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. На сегодняшний день, все в большей степени исчезает естественное детское «дворовое»сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками, усиливается тенденция индивидуализации игры, и, как следствие, социального отчуждения детей. Причины этого явления кроются не только в изменении характера игры, но и в тех моментах развития детской индивидуальности, о которых уже было сказано выше.

Современный ребенок постоянно находится в эпицентре разнообразных потоков информации, стремится на основе экспериментирования проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т. е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней [2]. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники получения информации, новые гаджеты и новые ощущения. Сокращается время на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.

С одной стороны, положительными сторонами развития современных детей являются умения быстрого поиска информации и высокий уровень мотивации к изучению информационных средств.

К негативным проявлениям развития цифровых детей можно отнести:

– подмену реальной жизни виртуальной;

– искаженные представления о творчестве и этических нормах и ценностях.

– низкий уровень информационной культуры;

– низкая читательская компетентность;

Современная наука фиксирует феномен «экранной зависимости». Ребенок, который привык получать информацию с экрана, нуждается в постоянной внешней стимуляции во время обучающих действий, жаждет готовых развлечений, не стремится к живому общению со сверстниками или взрослыми.

Однако существует и другой подход к решению проблемы использования детьми-дошкольниками цифровых устройств. Согласно этому подходу, компьютер может стать обогащающим элементом развивающей предметной среды, он способствует развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности.

У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны.

Проблема в том, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Многие думают, что у детей должен быть доступ в интернет так же, как и у родителей. Получается, что родители не осознают этой проблемы, и это усугубляет кризис. Еще в 2010 году исследователи говорили, что многие родители разрешают детям пользоваться цифровыми устройствами, чтобы они могли стать частью общества. Непонимание родителей — это тоже серьезная проблема.

В связи с этим, воспитание правильного отношения к техническим устройствам, должно ложиться на плечи родителей, а также предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования.

Сегодня, повышая качество дошкольного образования, мы используем в образовательном процессе целый спектр педагогических технологий, тем самым обеспечивая успешную подготовку ребенка к школе.

В профессиональном стандарте педагога указано, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Практикующие педагоги и специалисты в области дошкольного образования, высказывают мнение, что демонстрация аудио- и визуальных материалов повышает эффективность восприятия новой информации за счет высокой интерактивности, а также возможности работать с разными типами материалов (видеофильмы, аудиозаписи, презентации и др.). По их мнению, включение цифровых технологий в педагогический процесс может лечь в основу успешного обучения в школе, благодаря устойчивой положительной мотивации и развитию познавательного интереса (Е. А. Куликова, Н. В. Белинова). Правда, при этом уточняется, что такие игры не могут заменить традиционную ролевую игру, а потому должны быть ограничены и не могут быть использованы в ущерб основным видам детской деятельности: игровой и творческой и др.

Каковы же положительные и отрицательные стороны использования цифровых технологий?

Противники информационно – коммуникативных технологий в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.

Помимо этого, проблема ИКТ в том, что они только начинают внедряться в дошкольное образование. Для решения ее требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога [1, с. 4].

Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные особенности маленьких детей [4].

В наше время есть педагоги, которые еще достаточно слабо представляют себе все возможности работы на компьютере. Они с опаской относятся к работе с ним и не считают необходимым для себя учиться всем «премудростям». Даже составление отчетной документации, которая сейчас перешла в формат электронного документооборота, является большой проблемой для них.

Педагогам требуется порой осознать, что владение информационно-коммуникационными технологиями помогает им чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

На мой взгляд, плюсы применения цифровых технологий, несмотря ни на что, присутствуют. Компьютерные технологии расширяют возможности педагогов в преподнесении детям развивающего и дидактического материала. Очень важно отметить, что занятия с применением цифровых технологий усиливают познавательный интерес дошкольников и активизируют детское внимание. Цифровые технологии можно включить во все виды детской деятельности.

Как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Это прописано в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ.

ФГОС дошкольного образования также предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий.

Основным видом цифровой активности для дошкольников является игра, изучению которой исследователи уделяют пристальное внимание. Игра – основное условие использования цифровых технологий в дошкольном учреждении. Появление компьютерной игры в жизни ребенка может оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовить его к жизни в информационном веке.

Положительное влияние компьютерных игр на развитие детей возможно, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.

Итак, какие же существуют цифровые устройства применимые для дошкольного образования? Помимо хорошо известных нам компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, можно упомянуть и такие специально созданные для обучения дошкольников цифровые устройства,как:

• Интерактивные детские Мультстудии

• Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями.

“Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в этом обществе. Компьютерная грамотность сейчас становится необходима каждому человеку [1, с. 5].

Сегодня говоря о важных компетенциях подготовки ребенка к школе важно отметить, цифровую компетентность как одно из условий успешного обучения в школе.

Однако следует отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может и не должна заменить высококвалифицированного специалиста.

Не стоит забывать, что при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования ученых многих стран.

• При внедрении ИКТ как «игрушки»встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детскихсадах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет [3].

Все знают как опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Поэтому целесообразно лишь периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр.

Можно с уверенностью сказать, что информационно–коммуникативные технологии в условиях современной информационно–образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.

Что же можно сказать о «цифровизации» дошкольников? Все таки за или против?

1. Бастрыкина А. Ю.Публичная лекция: «Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий»// infourok.ru: ведущий образовательный портал России. 2019.

2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просвещение, 2011. — 190 с.

3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4. Козиоров Е. И., Приезжая М. Н. Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах? // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 11 ноябрь 2013, с. 42-43.

5. Конопатова Н. К. «Информационно образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования.» //www.adm-edu.spb.ru: Портал «Адмиралтейский район. Образование» является официальным ресурсом системы образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

6. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно–коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» //festival.1september.ru: фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003.

7. Коротаева. Е. Дидактические основы интерактивного обучения. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108.

8. Осенчук А. Компьютер. Интернет! Близкие друзья…Опасные враги // Растем вместе №1, 2014., с. 16-17

9. Палецкая Т. В., Рюмина Т. В. «Ребенок 21 века: проблемы, перспективы развития».//ж. Интерактивное образование, № 52,апрель 2014

10. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://минобрнауки. рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации. pdf

12. Яронская Н. П. Использование игровых компьютерных технологий // Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя! № 6 июнь. 2012, с. 5.

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду«Сказка против комплексов и страхов» О том,что с помощью сказки можно успокоить раскапризничавшегося ребенка,знают все родители. Но они даже не догадываются,какой воспитательной.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуФотоотчет о мероприятии «Мы — против террора» В отделении помощи семье и детям ГБУ СО «Центр социальной помощи семье, женщинам и детям Почепского района» прошло занятие «Мы против.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуФотоотчёт о проведении мероприятия «Последний праздник дошкольного детства» Выпускной утренник в детском саду — это самый трогательный, самый незабываемый из всех праздник. С одной стороны, это радостный, долгожданный.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуКонсультация для родителей «Детский сад — за и против» Перед каждым родителем стоит вопрос,который волнует всех:»Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?» Конечно,если после декретного отпуска.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуКонсультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?» В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями.

Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть фото Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Смотреть картинку Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Картинка про Что такое цифровая образовательная среда в детском саду. Фото Что такое цифровая образовательная среда в детском садуСценарий выпускного бала в старшей группе «Улетает наш шарик дошкольного детства!» Сценарий Выпускного бала в старшей группе МБДОУ «Хоринского детского сада «Ромашка» : «Улетает наш шарик дошкольного детства!» Автор :.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *