Что такое цезура в стихах

Цезура (в стихосложении)

Смотреть что такое «Цезура (в стихосложении)» в других словарях:

ЦЕЗУРА — (лат. caesura, от caedere рубить, отрезывать). 1) в поэзии пресечение, остановка, разделяющая две части стиха. 2) в музыке: ритмические отделы музыкальных фраз, предложений, в больших периодах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка

ЦЕЗУРА — ЦЕЗУРА, ы, жен. В стихосложении: пауза, делящая строку на части; в музыкальном исполнении: очень короткая пауза между двумя фразами или завершёнными разделами. | прил. цезурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

цезура — ы, ж. 1) В стихосложении: ритмическая пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного размера. 2) В музыке: грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения, расчленяющая целое на части и способствующая… … Популярный словарь русского языка

Цезура — I Цезура (лат. caesura рассечение) медиана, в стихосложении, постоянный словораздел в стихе. В античном стихосложении Ц. приходилась, как правило, на середину стопы. В силлаботоническом стихосложении, наоборот, Ц., как правило,… … Большая советская энциклопедия

ЦЕЗУРА — (от лат. caesura — сечение), медиана, постоянный словораздел в стихе. В античном стихосложении Ц. приходилась, как правило, на середину стопы (отсюда название; стопораздельная Ц. называлась диерезой); в силлабо тоническом стихосложении,… … Литературный энциклопедический словарь

Цезура — (латин. caesura разрез). В статье о стихосложении (см.) выяснено значение Ц. естественного перерыва в длинном стихе. Наше внимание может охватить значительную ритмическую группу как целое лишь в том случае, если она распадается на части;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Метрическое стихосложение — Сюда перенаправляется запрос «Трибрахий». На эту тему нужна отдельная статья. Метрическое стихосложение, квантитативное стихосложение, метрика (от др. греч. μέτρον длина, протяжение, размер, лат. quantitas количеств … Википедия

Квантитативная метрика — Метрическое (квантитативное) стихосложение, метрика (от др. греч. μέτρον длина, протяжение, размер, лат. quantitas количество), система стихосложения, при которой в стихе фиксируется только количество просодического времени. Если например в… … Википедия

Квантитативное стихосложение — Метрическое (квантитативное) стихосложение, метрика (от др. греч. μέτρον длина, протяжение, размер, лат. quantitas количество), система стихосложения, при которой в стихе фиксируется только количество просодического времени. Если например в… … Википедия

Логаэдический стих — Логаэдический стих, логаэд (от др. греч. λογᾰοιδικός прозаически стихотворный), в силлабо метрическом и метрическом стихосложении стих, образованный сочетанием 3 сложных 4 морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2 сложными… … Википедия

Источник

Что такое цезура и какова ее роль в стихе?

Что такое цезура в стихах. Смотреть фото Что такое цезура в стихах. Смотреть картинку Что такое цезура в стихах. Картинка про Что такое цезура в стихах. Фото Что такое цезура в стихах Что такое цезура в стихах. Смотреть фото Что такое цезура в стихах. Смотреть картинку Что такое цезура в стихах. Картинка про Что такое цезура в стихах. Фото Что такое цезура в стихах Что такое цезура в стихах. Смотреть фото Что такое цезура в стихах. Смотреть картинку Что такое цезура в стихах. Картинка про Что такое цезура в стихах. Фото Что такое цезура в стихах Что такое цезура в стихах. Смотреть фото Что такое цезура в стихах. Смотреть картинку Что такое цезура в стихах. Картинка про Что такое цезура в стихах. Фото Что такое цезура в стихах

Что такое цезура в стихах. Смотреть фото Что такое цезура в стихах. Смотреть картинку Что такое цезура в стихах. Картинка про Что такое цезура в стихах. Фото Что такое цезура в стихах

Что такое цезура в стихах. Смотреть фото Что такое цезура в стихах. Смотреть картинку Что такое цезура в стихах. Картинка про Что такое цезура в стихах. Фото Что такое цезура в стихах

Цезурой называют короткую ритмическую люфтпаузу в середине стиха. Эта пауза разделяет стих на две части, на два полустишия и вносит еще большую организованность в его ритмический характер. Если более четырех стоп в стро­ке, нужна цезура, чтобы держать и подчеркивать ритм. Так, в шестистопном стихе цезура ставится после трех стоп и, подчеркивая соизмеримость двух частей стиха, яснее выяв­ляет ритм его:

И долго буду тем | любезен я народу,

Что чувства добрые | я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век | восславил я свободу.

Эти едва уловимые паузы нужны исполнителю «как воз­дух» для того, чтобы подготавливать восприятие чрезвычай­но важных слов, утверждающих гражданскую позицию поэ­та.

Возьмем знакомые стихи и прочтем их с цезурами после трех стоп:

Когда, любовию | и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой | коленопреклонённый,

Я на тебя глядел | и думал ты моя, —

Ты знаешь, милая, | желал ли славы я.

Цезуры помогают передать развитие мысли, чувств поэ­та во второй части стиха. Встает вопрос: а не внесет ли это в исполнение монотонность, механичность? — Наоборот, ро­дится естественная речь. Ведь цезура цезуре рознь: одна мо­жет быть короче другой, а третьей может и не быть, а про­сто изменится тон, тембр, темп произнесения слов. Цезура не обязательно — остановка. Изменение в характере произ­несения воспринимается как новый такт речи.

И в гекзаметре цезура также обязательна, чтобы спра­виться с длинной строкой. Но там она чаще не постоянна, а подвижна.

В пятистопном стихе цезура обычно ощущается после двух стоп. И в этом тоже действенная тайна стиха. Две сто­пы и три стопы. Неравные части. А читать надо так, чтобы они были соразмерны. Почему? Да потому, что поэты, вы­ражая мысль, подтекст, действие, ощущают эти остановки и располагают слова по их значимости так, что часть стиха, где меньше стоп, оказывается важнее по смыслу, чем та, в которой три стопы. (28)

Простишь ли мне | ревнивые мечты,

Моей любви | безумное волненье?

Ты мне верна: | зачем же любишь ты

Всегда пугать | мое воображенье?

Поэтому понятна необходимость произносить первые ча­сти стихов (состоящие из двух стоп) более протяженно, зна­чительно, чем вторые. Конечно, когда говорим «медленнее», «быстрее» — это все условно. Здесь не может быть матема­тической точности. Важно чувствовать тенденцию, подска­занную закономерностью стиходействия.

Скажем, однако, о том, что Пушкин хоть и писал: «При­знаться вам, я в пятистопной строчке люблю цезуру на вто­рой стопе: Иначе стих то в яме, то на кочке. », сам не все­гда придерживался этого правила. В пятистопной строчке чаще всего (особенно в современной поэзии, в драматурги­ческом материале, переводной литературе) встречаем под­вижную цезуру. Это создает еще большую гибкость стихо­творной речи. Но закон исполнения обязателен и в данном случае.

Вот восемь строк пятистопного ямба из стихотворения А. Прокофьева с подвижной цезурой;

Густая роща | в зареве заката /2 ст. — 3 ст. /

Вечернею водой | отражена /З ст. — 2 ст. /

И кажется | вот-вот на перекатах /2 ст. — 3 ст./

Замрет | неугомонная волна /1 ст. — 4 ст./

Здесь все такое милое | простое /4 ст. — 1 ст. /

Склонилась ива к вербе | как сестра, /З ст. — 2 ст./

В густой траве | цветы заснули стоя. /2 ст. — 3 ст./

Никто их не разбудит | до утра /З ст. — 2 ст./

Источник

Цезура

Содержание

Цезу́ра (лат. caesura — рубка, срубание; др.-греч. τομή — рассечение, отсечение, отрубание):

Цезура в метрике

Необходимость пауз в метрической поэзии возникает из ритмической симметрии размера. Например, в силлабо-метрических размерах (которые были песенными, с нефиксированным «плавающим» ритмом) наличие паузы некритично для восприятия стиха. В метрических размерах (которые были речитативными, с фиксированным постоянным ритмом) цезура, без которой слух не охватывает длинной моноритмичной строки, необходима.

Цезура в героическом гекзаметре

На раннем этапе, когда гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом, он произносился симметрично, без пауз, и был собственно дактилическим (то есть первые пять стоп были дактилями и не подменялись спондеями). Позже, с развитием индивидуального творчества, гекзаметр стал в полной мере квантитативным, с произвольным слоговым составом, но общей фиксированной долготой.

Таким образом, гекзаметр представляет собой стих, состоящий из последовательности трехморных (трехдольных) фрагментов, начало и окончание которых маркируется паузами. Как правило, гекзаметр делится на два или три таких фрагмента. Употребление паузы в метрическом стихе требует осторожности; она не должна находиться в таком месте, где рассекла бы стих на два тождественных полустишия. Отсюда в поэтической практике возникло два правила:

Для метрического стиха, состоящего из стоп одинаковой структуры, это в первую очередь значит: пауза не должна проходить между стопами, но должна стопу рассекать. То есть, первое полустишие должно заканчиваться начальной, сильной частью рассеченной стопы; второе — начинаться неначальной, слабой. Такая пауза, которая рассекает стопу, получила название цезуры. В гекзаметре устоялись следующие цезуры:

Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη. (Homerus, Odyss. I, 125) Áurea príma satá [e]st || aetás, quae víndice núllo… (Ovidius, Metam. I, 89)

Οἰονοῖσί τε πᾶσι • || Διὸς δ᾽ ἐτελείτο βουλη. (Homerus, Il. I, 5) Pándite núnc Helicóna || deáe, cantúsque movéte… (Vergilis, Aen. VII, 64)

Díc mihi, Dámoetá, cuium pécus? || Án Melibóei? (Vergilius, Ecl. III, 1)

Quídquid id ést, || timeó Danaós ¦¦ et dóna feréntes (Vergilius, Aen. II, 49)

Διογενὲς || Λαερτιάδη, || πολυμήχαν᾽ Ὀδυσσεῦ. (Homerus) Quídquid id ést, ¦¦ timeó Danaós || et dóna feréntes (Vergilius, Aen. II, 49)

Буколическая цезура (3) отличается от прочих тем, что не рассекает стопу. Такая пауза также называется диереза. Диереза, которая требует после себя сильной доли (и соответственно, по указанным причинам, не может использоваться в середине стиха) используется относительно редко и, как правило, не в начале но в окончании (после первой цезуры).

Наиболее употребительная из всех цезур — пятиполовинная. Синтагматическое деление стиха (и соответственно пунктуация) приходится, как правило, на нее; при этом в греческом гекзаметре апостроф цезуру не нарушает:

Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη. (Homerus, Odyss. I, 125) Árma virúmque canó, || Troiáe qui prímus ab óris… (Vergilius, Aen. I, 1)

Цезура в ямбических и трохеических стихах

трех- и семиполовинная цезуры в ямбическом сенаре:

Fabúlla: || númquid ílla, || Páule, péierát? (Mart. Ep. VI 12, 2)

пятиполовинная цезура в ямбическом триметре:

volés sonare: || tú pudica, tú proba (Hor. Ep. XVII, 41)

Цезура в силлабо-метрике

В асинартических (составных) и логаэдических стихах, то есть в стихах с переменным ритмом, цезуры возникают автоматически при смене ритма. Напр. в асинартете (биметре, стихе с двояким ритмом) цезура возникает между отрезками разного ритма, напр. в Архилоховом стихе:

Núnc decet áut viridí nitidúm caput || ímpedire mýrto’ (Hor. Carm. I 4, 19)

Tú ne quáesierís, || scíre nefás, || quém mihi, quém tibí (Hor. Carm. I 11, 1)

Integér vitáe || scelerísque púrus (Hor. Carm. I 12, 1)

Цезура в силлабо-тонике

Что такое цезура в стихах. Смотреть фото Что такое цезура в стихах. Смотреть картинку Что такое цезура в стихах. Картинка про Что такое цезура в стихах. Фото Что такое цезура в стихах

Как эта улица зовется — ты на дощечке прочитай, А для меня ее названье — мой рай, потерянный мой рай. Как этот город весь зовется — ты у прохожего узнай. А для мeня его названье — мой рай, потерянный мой рай.

В этих стихах Елены Шварц как цезурные сигналы использованы: а) метрический контраст (медиальные вкрапления анапеста, заметные на фоне ямба); б) знаки препинания, обусловленные особенностями синтаксического устройства фразы, в данном случае — тире. Цезурование обязательно изменяет ритм стихов, сообщая им так называемую внутреннюю ритмовку. В результате приведенные стихи звучат так:

Как эта улица зовется — Ты на дощечке прочитай, А для меня ее названье — Мой рай, потерянный мой рай.

For the moon never beams without bringing me dreams

Or les petits enfants, sous le rideau flottant

Eine starke, schwarze Barke

в средневековой латинской поэзии:

Gloria factorum temere conceditus horum.

Известен этот прием и в русской поэзии:

Детей от Прекрасной Дамы иметь никому не дано, || но только Она Адамово оканчивает звено. И только в Ней оправданье темных наших кровей, || тысячелетней данью влагаемых в сыновей. И лишь по Ее зарокам, гонима во имя Ея — || в пустыне времен и сроков летит, стеная, земля. (М. Шкапская, 1921)

Источник

Владимир ХОХЛЕВ

Урок 50. Цезура

Главное для поэта — это способность выражать свои мысли при помощи речи.

Не с помощью музыки, жестов, драматической игры (все это может дополнять Поэзию) – а словами (напечатанными на бумаге, произносимыми со сцены).

При декламации стихов, часто неумение «строить фразу», неверное интонирование, несовершенная дикция, произвольное дыхание, множественное ударение в словах и фразах мешают автору донести информацию до читателя, слушателя. Поэту важно уметь заражать словом, соединять в слове силу и убедительность, насыщать его красками. Важно заставить слова звучать. Но не менее важным в декламации стихов представляется и пауза.

Потому что пауза иногда может говорить больше, чем слово.

Часто именно оборванное слово, недосказанное предложение поражает нас своей экспрессией. Для поэта на сцене пауза — это не просто тишина, зияние между словами. Это возможность подумать, оценить ситуацию, разглядеть зал, изменить интонацию речи…

Читателю — воспринимающему стихи с листа, глазами — паузы помогают настроиться на авторскую волну. И читать так, как задумал поэт. Чаще всего на бумаге поэтические паузы обозначаются отточиями (три точки).

Профессионалы называют их цезурами.

ЦЕЗУРА (от лат. caesura — рассечение) — постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на части и способствующий её ритмический организации.

Если цезура делит стих на две равные половины, то она называется большой или медианой. Цезуры также могут быть стопораздельными, паузными и свободными (передвижными).

Посмотрим, как «работает» свободная цезура у А.С. Пушкина в «Евгении Онегине». Я обозначу ее таким значком (…).

В тот год (…) осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, (…) ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. (…) Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, (…) кровли и забор,
На стеклах (…) легкие узоры,
Деревья (…) в зимнем серебре,
Сорок веселых (…) на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, (…) всё бело кругом.

Зима. (…) Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, (…) снег почуя,
Плетется рысью (…) как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, (…) в красном кушаке…

Нетрудно заметить, как особенно выразительна цезура в первой строке второй строфы:

Зима. Крестьянин торжествуя…

Здесь паузу — которую автор обозначил отточием — можно держать как угодно долго.

Стопораздельная цезура совпадает с синтаксической паузой и (или) стопоразделом в строке.

Иван Мятлев «Розы»
Как хороши, (…) как свежи были розы
В моем саду! (…) Как взор прельщался мой!
Как я молил (…) весенние морозы
Не трогать их (…) холодною рукой!

Как я берег, (…) как я лелеял младость
Моих цветов (…) заветных, дорогих;
Казалось мне, (…) в них расцветала радость;
Казалось мне, (…) любовь дышала в них.

Но в мире мне (…) явилась дева рая,
Прелестная, (…) как ангел красоты;
Венка из роз (…) искала молодая —
И я сорвал (…) заветные цветы.

И мне в венке (…) цветы еще казались
На радостном челе (…) красивее, свежей;
Как хорошо, (…) как мило соплетались
С душистою волной (…) каштановых кудрей!

И заодно они (…) цвели с девицей!
Среди подруг, (…) средь плясок и пиров,
В венке из роз (…) она была царицей,
Вокруг ее вилась (…) и радость и любовь!

В ее очах (…) — веселье, жизни пламень,
Ей счастье долгое (…) сулил, казалось, рек,
И где ж она. (…) В погосте белый камень,
На камне (…) — роз моих (…) завянувший венок.

Известному романсу, созданному на эти стихи, помогла не только авторская интонация, но и сквозная цезура, изначально задающая стихотворению музыкальный ритм.

Паузная цезура представляет собой ритмическую паузу, усиливающую восприятие строк.

Поэт- фронтовик Яков Хелемский пользуется ею в стихотворении «Сидят герои Бреста…»

Сидят герои Бреста (…) в Краснознамённом зале —
Политруки, комбаты, (…) медсёстры и стрелки.
Их павшими считали, (…) пропавшими считали,
Но вот они живые, (…) всем бедам вопреки…

Стихотворение без пауз не прочитать. Пауза (наравне со словом) задает торжественность, значимость мысли. Придает строкам возвышенное звучание.

В 2017 году увидела свет моя новая поэма. В ее длинной строке цезура – очень значимый элемент. Приведу небольшой отрывок.

Владимир Хохлев «Поэзия – Санкт-Петербург»

Поэтический сон… (…) Рифмы-крыши во сне встрепенулись,
разложили проспекты (…) листы городских площадей.
Шпили башен (…) в чернила Невы, (…) не спеша, окунулись…
и стихи потекли (…) — про несчастья и счастья людей.

Их читали мосты, (…) сокрушаясь и радуясь вместе
с куполами церквей, (…) отражающих внутренний свет.
Летний сад рассказал (…) своей Зимней канавке-невесте
о прекрасной любви… (…) по прошествии тысячи лет.

Зазвонили трамваи, (…) с ночными собаками споря,
кони вздыбились, (…) им не впервой (…) отбиваться от рук.
Зашептал Эрмитаж, (…) строкам слышимым истово вторя,
зазвучал над садами (…) высокий таинственный звук.

Бриз балтийский его, (…) не сумев заглушить, (…) увеличил…
до небесных высот вознеся, (…) чтобы слышали все.
Поэтический сон (…) Петербург воспевал и величил,
над землею по взлетной (…) стараясь взлететь полосе…

Источник

цезура

Полезное

Смотреть что такое «цезура» в других словарях:

ЦЕЗУРА — (лат. caesura, от caedere рубить, отрезывать). 1) в поэзии пресечение, остановка, разделяющая две части стиха. 2) в музыке: ритмические отделы музыкальных фраз, предложений, в больших периодах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка

цезура — ы, ж. césure f. <лат. caesura рубка, разрез. 1. Пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного стихотворного размера. БАС 1. Французские романтики версификацией щеголяют, блеском ее стараются по крайней мере помрачить своих… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

цезура — словораздел, пауза Словарь русских синонимов. цезура сущ., кол во синонимов: 3 • пауза (16) • пентемим … Словарь синонимов

ЦЕЗУРА — ЦЕЗУРА, цезуры, жен. (лат. caesura, букв. разрез):. 1. Ритмическая остановка в стихе, обычно в середине пяти или шестистопного стиха (лит.). 2. Пауза в музыкальной мелодии (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЦЕЗУРА — ЦЕЗУРА, ы, жен. В стихосложении: пауза, делящая строку на части; в музыкальном исполнении: очень короткая пауза между двумя фразами или завершёнными разделами. | прил. цезурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

ЦЕЗУРА — жен. пресеченье; конец первого полустишия в пяти и в шестистопных стихах; в музыке: препинанье, конец одной музыкальной мысли. Цезурный, к сему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Цезура — ЦЕЗУРА (или цесура) главная субъективная пауза (см.) в стихе, падающая на словораздел (см.) вслед за колоническим ударением. С. П. Б … Словарь литературных терминов

Цезура — Содержание 1 Цезура в метрике 1.1 Цезура в героическом гекзаметре … Википедия

цезура — ы, ж. 1) В стихосложении: ритмическая пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного размера. 2) В музыке: грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения, расчленяющая целое на части и способствующая… … Популярный словарь русского языка

цезура — (лат. caesura – рассечение), постоянный словораздел в стихе, пауза, необходимая для интонационного деления стиха на полустишия в том случае, если этот стих многосложный. В силлабо тонике используется, если в стихе более пяти 2 сложных или более… … Литературная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *