Что такое церковные таинства

Таинства

Та́инства — свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые в лоне Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви (в данном отно­ше­нии исклю­че­ние состав­ляет Таин­ство Кре­ще­ния), в резуль­тате кото­рых веру­ю­щим, по мере их веры, пре­по­да­ются опре­де­лен­ные Дары Свя­того Духа, осу­ществ­ля­ется еди­не­ние с Богом, причём, настолько полно, насколько это воз­можно в усло­виях земной жизни, с учётом харак­тера Таинств и личной веры участ­ни­ков.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Под таин­ствами в пра­во­слав­ном бого­сло­вии пони­ма­ются свя­щен­но­дей­ствия, в кото­рых про­ис­хо­дит встреча Бога с чело­ве­ком и наи­бо­лее полно, насколько воз­можно в земной жизни, осу­ществ­ля­ется еди­не­ние с Ним. В таин­ствах бла­го­дать Бога нис­хо­дит на нас и освя­щает все наше есте­ство – и душу, и плоть – при­об­щая его к Боже­ствен­ному есте­ству, ожи­во­тво­ряя, обо­го­тво­ряя и вос­со­зи­дая в жизнь вечную. В таин­ствах мы полу­чаем опыт неба и пред­вку­шаем Цар­ство Божье, к кото­рому все­цело при­об­щиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти.

В насто­я­щее время в Пра­во­слав­ной Церкви к таин­ствам отно­сят:

Все осталь­ные свя­щен­но­дей­ствия отно­сят к числу обря­дов. Восточ­ная свя­то­оте­че­ская мысль не инте­ре­со­ва­лась числом таинств и не ста­вила перед собой задачи под­счи­ты­вать их. В XV веке святой Симеон Солун­ский гово­рит о семи таин­ствах, наста­и­вая, однако, на сакра­мен­таль­ном харак­тере мона­ше­ского постри­же­ния. Его совре­мен­ник мит­ро­по­лит Иоасаф Эфес­ский пишет: «Я считаю, что цер­ков­ных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, вклю­чив в их число мона­ше­ское постри­же­ние, чин погре­бе­ния и чин освя­ще­ния храма.

В каждом таин­стве есть види­мая сто­рона, вклю­ча­ю­щая в себя само чино­по­сле­до­ва­ние, то есть слова и дей­ствия участ­ни­ков, «веще­ство» таин­ства (вода в Кре­ще­нии, хлеб и вино в Евха­ри­стии), а есть и неви­ди­мая сто­рона – духов­ное пре­об­ра­же­ние и воз­рож­де­ние чело­века, ради чего и совер­ша­ется все чино­по­сле­до­ва­ние. Соб­ственно «тайной» и явля­ется эта неви­ди­мая часть, оста­ю­ща­яся за пре­де­лами зрения и слуха, выше разума, вне чув­ствен­ного вос­при­я­тия.

Таин­ство – это внеш­ний и види­мый знак внут­рен­ней и духов­ной мило­сти.
блаж. Авгу­стин

Всякое дей­ствие Церкви всегда в неко­то­ром смысле явля­ется таин­ством. Но Цер­ковь выде­ляет семь глав­ных таинств, кото­рые отли­ча­ются от осталь­ных тем, что в них дается некое осо­бен­ное, новое каче­ство чело­веку, некий осо­бен­ный духов­ный дар, кото­рый изме­няет жизнь чело­века – каче­ственно изме­няет. Поэтому не всякая молитва и не всякий моле­бен назы­ва­ются таин­ствами.
про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Воро­бьев

Источник

7 таинств Православной Церкви. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Что такое церковные таинства? Какие таинства существуют? И как они на нас отражаются? Смотрите нашу инфографику.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Крещение

Суть Таинства: Присоединение к Церкви, рождение во Христе.

Главное священнодействие: Троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь«.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Миропомазание

Суть Таинства: Освящение всего человека, сообщение ему благодати Святого Духа.

Главное священнодействие: Крестообразное помазание священником лба, глаз, ноздрей, ушей, груди, рук и ног новокрещеного освященным миром со словами «Печать дара Духа Святаго. Аминь«.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Причащение

Суть Таинства: Соединение верующего со Христом.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Покаяние

Суть Таинства: Исповедание своих грехов перед Богом и получение прощения.

Главное священнодействие: После открытого исповедания своих грехов перед Богом, священник, присутствующий при совершении Таинства и являющийся свидетелем покаяния, произносит две молитвы. В первой звучат слова «примири и соедини его со Святой Твоей Церковью«. Вторая называется «разрешительной»: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь«

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу.

Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я (их)«.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Елеосвящение

Суть Таинства: Исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Священство

Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства.

Что такое церковные таинства. Смотреть фото Что такое церковные таинства. Смотреть картинку Что такое церковные таинства. Картинка про Что такое церковные таинства. Фото Что такое церковные таинства

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК.

Читайте также:

Таинство это жест любви Бога к человеку

Источник

Что «тайного» в таинствах?

Что такое таинство?

Таинство — это священнодействие, через которое на человека действует благодать Божия. Главное в таинстве — реальное действие Бога. Суть таинства — вступить в прямое общение с Богом, Который обновляет и изменяет всего человека. Это обновление может проявлять себя не только в духовном перерождении человека, но и в исцелении души и тела (например, исцелении от болезни). В таинстве Господь Сам нисходит к нам, действуя в нас и приобщая нас Своей благодатью к Царствию Небесному. На литургии об этом говорится прямо: перед началом литургии диакон произносит: «Время сотворити Господеви», то есть «Время действовать самому Господу».

Сколько таинств в Православной Церкви?

Семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Елеосвящение, Покаяние, Священство и Брак. Каждый православный христианин участвует за свою жизнь в первых пяти таинствах. Брак — таинство, в котором участвуют лишь семейные пары. Таинство Священства — для мужчин, которые становятся диаконами или священниками. Подробнее о каждом таинстве можно посмотреть в инфографике.

Что происходит во время таинств?

В Крещении человек освящается и освобождается от прежних грехов.
В Миропомазании человеку подается благодать, которая ставит его на путь духовной жизни.
В Покаянии человек получает благодать, которая освобождает его от грехов, в которых он кается.
В Причащении (Евхаристии) человек соединяется со Христом.
В Елеосвящения исцеляются душевные и телесные немощи человека.
В Браке освящается союз супругов и дается благословение на рождение и христианское воспитание детей.
В Священстве дается благодать совершать таинства и окормлять людей.

Что же тайного в таинствах?

Действительно, слово «таинство» происходит от слова «тайна». Но это не что-то доступное только для узкого круга посвященных — тайна заключается в невидимом действии благодати Божией, которая подается во время таинства — человек не знает, как именно это происходит. В Крещении мы видим воду, но не схождение Святого Духа; в Евхаристии мы видим все те же хлеб и вино, но принимаем их как Тело и Кровь Христовы. Но, причащаясь, мы приобщаемся ко Христу не символически или умозрительно, а реально.

Можно обойтись без регулярного участия в таинствах?

Не участвовать в таинствах — значит добровольно лишиться благодати и непосредственного контакта с Богом, на которых и держится Церковь. Иными словами, отрезать самого себя от Тела Христова (так называют Церковь).

Как появились таинства?

Сам Иисус Христос установил таинства Церкви. Они все находят свое основание в Священном Писании и восходят ко Христу. Господь дает апостолам власть «вязать и решить» (Мф 16:19), повелевает крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19–20) и совершать Евхаристию (Лк 22:19), дает обетование Святого Духа (Ин 7:37–39), благословляет брак (Мф 19:3–6, Ин 2:1–11), сам избирает 12, а затем 70 апостолов и повелевает врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф 10:1), и они «мазали маслом и исцеляли» (Мк 6:12–13).

Источник

РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Глава 1. Православное учение о таинствах (сакраментология)

1.1. Понятие о таинствах

Отличие таинств от прочих священнодействий

Следует указать на два основных критерия, по которым эти семь священнодействий выделены из числа прочих.

Во-первых, таинства являются богоустановленными («будучи установлено Господом нашим»), т. е. их появление в жизни Церкви относится непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. Все остальные священнодействия появились позже, или о них нет определенного учения в Божественном Откровении.

Во-вторых, в обычных священнодействиях преподаваемая благодать имеет общий, «неопределенный» характер. Через них человеку преподается спасительная благодать, и призывается благословение Божие на те или иные виды деятельности (например, молебны о путешествующих, учащихся и т. п.) или на некоторые материальные предметы (освящение жилища и др.). Однако при этом невозможно с определенностью сказать, как именно эта благодать действует в человеке, какие изменения в его жизни, в состоянии его природы она вызывает.

В таинствах же действие благодати носит конкретный характер. Участвуя в таинствах, человек приобретает новые, и при этом вполне определенные, свойства, возводится на качественно иной уровень христианского бытия. Например, в крещении человек духовно возрождается; в миропомазании получает необходимые для христианской жизни дары Святого Духа; в таинстве брака мистически соединяется со своей супругой (супругом) в плоть едину; в таинстве покаяния получает прощение грехов и воссоединяется с Церковью и т. д. Таким образом, в таинствах человеку преподаются все благодатные дары, необходимые для спасения. С точки зрения конечной цели христианской жизни все остальные священнодействия, при всей своей значимости и полезности для духовной жизни, имеют вспомогательный характер.

1.2. Действительность таинств

Условия действительности таинств

Действительность – это объективная сторона таинства. Таинство называется действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать. Если же преподания благодати по тем или иным причинам не происходит, то в таком случае священнодействие признается недействительным.

Для того чтобы таинство могло считаться действительным, к нему предъявляются определенные требования как со стороны совершителя таинства, так и со стороны способа его совершения.

Совершители таинств

Православное учение о таинствах исходит из того, что всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова. Однако Господь раздает спасительную благодать как Богочеловек, Глава созданной Им Церкви, и только тем, кто является членом Его Церкви. Таким образом, таинства не совершаются сами по себе, они суть одно из проявлений жизни Церкви. Там, где нет Церкви, нет и никаких оснований говорить о таинствах.

Жизнь Церкви не есть некая «благодатная анархия»: церковная жизнь, в том числе и в своем земном аспекте, определенным образом структурирована. Несомненно, воля Господа состоит в том, чтобы священнодействия в Церкви совершались в соответствии с определенными правилами: Сам Спаситель установил священную церковную иерархию, преподал власть священнодействия не всем членам Церкви, но только особо Им избранным для этого ученикам. Изначально это были апостолы, которые, несомненно, осознавали, что в таинственной жизни Церкви занимают совершенно особое место: . каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ).

С возрастанием Церкви появилась трехстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения.

Власть священнодействия не есть некая привилегия, преподаваемая отдельному индивидууму, который способен далее распоряжаться полученным даром по собственному усмотрению. Священнослужитель может совершать таинства только при том условии, что находится в единстве с Церковью. Отпадая от церковного единства, он утрачивает и власть священнодействия. Церковь с древнейших времен тщательно следила за тем, чтобы священнодействия совершали только правильно рукоположенные клирики. Если священнослужитель противопоставляет себя Церкви и его деятельность наносит вред церковной жизни, то Церковь в лице священноначалия может либо лишить такого священнослужителя священного сана, либо запретить его в священнослужении на более или менее продолжительный срок.

В силу того что таинства совершаются по вере и молитвам Церкви, действительность таинств не может быть поставлена в зависимость от личных нравственных качеств священнослужителей.

Способ совершения таинств

Способом совершения таинства является соответствующее чинопоследование, представляющее собой определенным образом структурированную последовательность молитвословий и символических действий. Чинопоследования таинств могут развиваться, изменяться, в совершении таинств в Поместных Православных Церквах могут иметь место несущественные различия. В случае необходимости чинопоследование таинства может быть сокращено.

Не все в чинопоследованиях имеет одинаковую важность. Например, главной частью литургии является литургия верных, внутри нее выделяется Евхаристический канон, а в нем, в свою очередь, эпиклеза, т. е. призывание Святого Духа на предложенные Дары.

Очевидно, что в чинопоследовании каждого таинства есть некая основная часть, без которой способ совершения таинства не может быть реализован. В догматическом учении о таинствах в этой основной части выделяются:

а) материя таинства, т. е. необходимые для совершения таинства вещество (в крещении – вода, в миропомазании – миро, в Евхаристии – хлеб и смешанное с водой вино, в елеосвящении – елей) иили видимый знак (в крещении – троекратное погружение крещаемого в воду, в миропомазании и елеосвящении – крестообразное помазание различных частей тела миром или елеем соответственно, в Евхаристии – благословение Святых Даров, в священстве – возложение рук епископа на главу рукополагаемого, в браке – троекратное благословение вступающих в брак, в покаянии – крестообразное благословение кающегося);

Таким образом, для того чтобы таинство являлось действительным, необходимо выполнение трех условий:

2) должно быть употреблено определенное вещество иили видимый знак (правильность со стороны материи таинства);

3) должны быть правильно произнесены совершительные слова таинства (правильность со стороны формы таинства).

Эти условия являются необходимыми, но не исчерпывающими. Таинство не есть некая самостоятельная реальность, но одно из проявлений жизни Церкви, и только Церковь может вынести окончательное суждение относительно его действительности. Жизнь же Церкви сложна и не может быть полностью описана какими-либо формальными схемами. Могут возникать ситуации, при которых данные условия оказываются недостаточными для решения спорных вопросов относительно действительности таинств. Поэтому Церковь в лице священноначалия, руководствуясь указанными правилами, а также принимая во внимание и все сопутствующие обстоятельства, в каждом спорном случае выносит решение о действительности того или иного таинства. Так, недействительным может быть признано таинство, совершенное священнослужителем, который не был запрещен на момент его совершения, но совершение которого сопряжено с нарушением церковных канонов (например, самочинные действия епископа за пределами вверенной его управлению епархии). В некоторых случаях необходимо учитывать также причины и мотивы участия в таинстве, в частности не могут быть признаны действительными таинства (например, брака), совершенные над человеком путем насилия или обмана.

1.3. Действенность таинств

Действенность – это субъективная сторона таинства. Под действенностью таинства понимается то, каким образом полученная в таинстве благодать воздействует на человека.

Необходимыми условиями спасительного воздействия благодати таинств на человека являются:

1) вера во Христа и в спасительную силу таинств (см.: Мф.13:58, 16:16 ; Ин.6 );

2) искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответствии с евангельским нравственным учением.

1.4. Основные отличия православного учения о таинствах от римо-католического

В римо-католической сакраментологии, так же как и во многих других разделах католического богословия, присутствует элемент юридизма. Наиболее существенные расхождения между Православием и католицизмом в учении о таинствах касаются вопросов о действительности и действенности таинств, а также о роли священнослужителей в деле их совершения.

Ниже приводится краткий обзор таинств Православной Церкви.

Глава 2. Таинства крещения и миропомазания

2.1. Таинство крещения

В ряду церковных таинств крещение стоит хронологически на первом месте, оно есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Сам Господь Иисус Христос указал на безусловную необходимость крещения для спасения: . если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ).

Условием принятия крещения являются покаяние и вера 1253 :

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. ( Деян.2:38 ).

Кто будет веровать и креститься, спасен будет. ( Мк.16:16 ).

По этой причине Церковь не перекрещивает обращающихся к ней от еретических сообществ, при условии что в этих сообществах сохраняются неповрежденными основы христианского вероучения (учение о Пресвятой Троице, Боговоплощении, апостольском преемстве) и крещение над ними было совершено в соответствии с правилами Православной Церкви, т. е. в три погружения и во имя Пресвятой Троицы.

2.2. Таинство миропомазания

Избрание для совершения таинства именно мира, а не какого-либо иного вещества было обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (см.: Исх.27:41, 30:25 ; 1Цар.16:13 ; 3Цар.1:39 ).

О внутреннем действии таинства миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: . вы имеете помазание от Святого и знаете, всё. помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20, 27 ). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ).

Способом совершения таинства является крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа. Совершительной формулой таинства миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», которыми сопровождается каждое помазание. Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение. Так, помазание

а) чела означает «освящение ума или мыслей»;

б) персей (груди) – «освящение сердца и желаний»;

в) очей, ушей и уст – «освящение чувств»;

Глава 3. Таинство Евхаристии

3.1. Евхаристия как таинство

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере (см.: Мф.26:26–28 ; Лк.22:19–20 ). В качестве предустановления таинства можно указать на произнесенные в капернаумской синагоге слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном (см.: Ин.6:51, 53–56 ).

Чинопоследование таинства Евхаристии – вся литургия, которая является единым и неразделимым священнодействием. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон (анафора), а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, т. е. на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары. Эпиклезу нельзя вырывать из всего чинопоследования, и она, с точки зрения православного учения о таинствах, не есть «установительные слова» (тайносовершительная формула) в их латинском понимании.

3.2. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Свв. же отцы древней Церкви не сомневались в том, что евхаристические хлеб и вино после освящения становятся истинным Телом и истинной Кровью Господа Иисуса Христа. При этом хлеб и вино сохраняют свой естественный вид и внешние характеристики (вкус, цвет и т. п.), но это лишь кажущееся «несоответствие» между внешним видом и внутренним существом таинства.

Таким образом, можно утверждать, что православное и римо-католическое учение о преложении (пресуществлении) практически не различаются. Отличие состоит лишь в том, что у римокатоликов раскрытие учения о пресуществлении посредством философских понятий «сущность» (субстанция) и «акциденция» фактически догматизировано, тогда как в православной традиции такого рода рассуждения рассматриваются как возможная «модель» описания таинственной действительности, имеющая целью хотя бы отчасти приблизить нас к пониманию существа величайшего христианского таинства.

3.3. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах

Господь Иисус Христос в Евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, т. е. и Телом, и Душою Своего человечества и Божеством.

Весь Христос присутствует в каждой части Евхаристических Даров. В молитве на раздробление Святого Агнца говорится: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый», потому что разделение Евхаристического Хлеба и Вина ни в коей мере не предполагает разделения Самого Христа. Причащаясь любой, даже самой малой частицы Святых Даров, человек принимает в себя всего Христа, соединяется с Ним.

Один и тот же Христос пребывает во всех храмах верных. По освящении и преложении Дары суть одно и то же с Телом Христовым, сущим на небесах.

Евхаристические Хлеб и Вино становятся Телом и Кровью навсегда.

Так как Христу подобает единое нераздельное Божеское поклонение, а Святые Дары находятся в отношении Божеского Лица Спасителя в таком же отношении, что и Его человечество, то Святым Дарам мы должны воздавать ту же честь, какую воздаем Самому Господу Иисусу Христу.

3.4. Отношение Евхаристии к Голгофской жертве

Голгофская жертва и Евхаристия нераздельны между собой и, собственно, составляют одну жертву; и вместе с тем в то же самое время они различаются между собой. Евхаристия не есть повторение Крестной жертвы; она – принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, «всегда ядомых и николиже иждиваемых». В отличие от Голгофской жертвы, Евхаристия есть жертва бескровная и бесстрастная, т. к. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает ( Рим.6:9 ). Евхаристия, будучи бескровной и бесстрастной, совершается в воспоминание Тайной вечери, страданий и смерти Христа.

Совершителем Евхаристии является Сам Христос. Согласно литургической молитве, Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый. Но в отличие от жертвы Голгофской, Евхаристическую жертву Господь приносит не непосредственно Сам, а через священнослужителя.

Еп. Кассиан пишет, что в каждом жертвоприношении надо различать две стороны – заклание и приношение. Дело священника есть приношение, а не заклание (см.: Лев.1:5 ). Иисус был заклан на Голгофе, но Свою Кровь как Священник Он принес в небесной скинии. Приношение предполагает заклание. Учение ап. Павла в Послании к Евреям не упраздняет Голгофу, но первосвященническое служение Христа, на котором это Послание делает ударение, относится ап. Павлом не к Голгофе, а к небесной скинии.

Смерть Христа на Кресте совершилась в определенной точке пространства и в определенный момент времени. Тем самым Голгофа относится к земной истории. Небесная же скиния пребывает вне времени и вне пространства. Именно поэтому о небесной скинии как о «месте» принесения Христовой жертвы можно говорить лишь условно. И вместе с тем временное и вневременное дано в Послании к Евреям с нерасторжимым единством. Голгофа и Первосвященническая жертва Христа в небесной скинии тесно связаны между собой.

3.5. Евхаристия как жертва

1. Евхаристия есть жертва благодарения (это, собственно, и означает греческое слово ε ὐ χαριστ ί α), представляющая собой прославление и благодарение Бога за все великие дела Божии, в том числе творение, промышление о мире и человеке и искупление.

2. Евхаристия есть жертва умилостивительная. О самих Теле и Крови в молитве Евхаристического канона (в анафоре) сказано как о «Теле ломимом» и Крови, «изливаемой во оставление грехов». Евхаристическая жертва всегда приносилась в память и оставление грехов как живущих, так и умерших христиан. Поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию, т. к. очищает нас от грехов.

3. Евхаристия также есть жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе – всех живых, усопших, святых. Эта сторона Евхаристической жертвы наиболее полно раскрывается в чинопоследовании проскомидии.

4. Наконец, Евхаристия есть жертва просительная, т. к. она, что следует из молитв Евхаристического канона, совершается о всех, требующих Божественной помощи.

3.6. Выводы литургического характера

а) Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться под двумя видами (см.: Мф.26:27 ; 1Кор.11:27 ).

б) Причащение должно совершаться от единого хлеба (см.: 1Кор.11:23 ). При совершении литургии на храмовом престоле должен находиться единый хлеб, который и прелагается в Евхаристической жертве; затем всех участников евхаристического приобщения причащают от этого единого хлеба, который предварительно раздробляется – точно так же, как и Христос на Тайной вечере, взяв один хлеб, преломил его и раздал Своим ученикам. У католиков и протестантов существует практика причащения от многих хлебов: здесь заготавливается большое количество так называемых «гостий» (hostia- лат. жертва), и эти хлеба все вместе предлагаются на престоле.

в) Несколько сложнее обстоит вопрос о том, на каком хлебе должна совершаться Евхаристия – на квасном или на пресном? В традиции Православной Церкви утвердилась практика совершения Евхаристии на квасном хлебе. В качестве аргумента в пользу такой практики приводят тот факт, что все евангелисты и ап. Павел (см.: 1Кор.11 ), говоря об Евхаристии, используют слово ἄ ρτος. В греческом языке различаются слово ἄ ρτος, которое обычно означает хлеб квасной, и слово ἄ ζυμον, означающее хлеб пресный, опреснок. Однако такое различие все же небезусловно. Например, в тексте Септуагинты слово ἄ ρτος иногда может означать и пресный хлеб (см.: Лев.8:26 ).

3.7. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости причащения для спасения христиан ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни:

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:53–54 ).

Спасительные плоды или действия причащения таковы:

оставление грехов (см.: Мф.26:28 );

теснейшее соединение с Господом (см.: Ин.6:55–56 );

возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (см.: Ин.6:57 );

даруемый залог будущего воскресения и вечной жизни (см.: Ин.6:58 ).

Впрочем, все это справедливо только по отношению к тем, кто приступают к причащению подготовленными: с благоговением и покаянным чувством; недостойным причащение приносит великое осуждение (см.: 1Кор.11:29 ).

Глава 4. Прочие таинства

4.1. Таинство покаяния

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. До Своего Воскресения Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ; также см.: Мф.16:19 ).

По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им власть отпускать людям грехи силою и действием Святого Духа, сказав: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

Чинопоследование таинства покаяния состоит из двух основных действий, составляющих его видимую сторону:

а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству;

б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (здесь называется имя кающегося), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

От приступающих к таинству покаяния требуется:

а) вера во Христа и надежда на Его милосердие, ибо всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ; также см.: Деян.4:12 ; Евр.7:25 ).

б) Сокрушение о грехах, потому что печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. ( 2Кор.7:10 ).

Исповедание, т. е. произнесение вслух, грехов должно быть не только формальным признанием своей неправоты, но действительным раскаянием, т. е. искренним сожалением о содеянном, сопровождаемым чувством отвращения ко греху. Причем раскаяние это должно проистекать не только из страха перед гибельными последствиями греха, но прежде всего из любви к Богу, из осознания того, что всякий грех есть нарушение воли Божией, оскорбление нашего Творца, отделяющее грешника от Бога и лишающее его главного блага, которым обладает христианин, – возможности благодатного общения со своим Небесным Отцом.

в) Намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» ( Иез.33:19 ).

Раскаяние в грехах является необходимым, но недостаточным условием действенности таинства покаяния. От кающегося требуется также изъявление воли к исправлению, твердого намерения бороться с грехом, желания сотворить достойные покаяния плоды (см.: Мф.3:7–8 ). Причем это намерение должно соединяться с осознанием собственной немощи и с испрашиванием у Бога благодатной помощи, без которой невозможно победить грех.

Невидимыми благодатными действиями таинства покаяния являются отпущение грехов и оправдание кающегося (см.: Ин.20:23 ), освобождение от наказания за содеянные грехи и обретение надежды на спасение (см.: Лк.19:7–9 ), его примирение с Богом (см.: Лк.15:17–24 ), исцеление кающегося, т. е. восстановление его в состоянии духовной цельности («бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши» 1303 ). В таинстве покаяния кающийся восстанавливается в том состоянии, которое было обретено им в таинстве крещения. Поэтому покаяние называют «вторым крещением».

4.2. Таинство священства

Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). Таким образом, священническое служение включает в себя учительство (научите), священнодействие (крестя) и служение управления (уча их соблюдать). Это тройственное служение учительства, священнодействия и управления – имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются, для того чтобы пасти Церковь ( Деян.20:28 ).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь поставил одних апостолами. иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения. ( Еф.4:11–12 ).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас. ( Ин.15:16 ).

И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр.5:4 ).

Божественное установление таинства священства видно из действий апостолов, которые сами совершали это таинство и через возложение рук возводили во все три степени иерархии: епископа (см.: 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), пресвитера (см.: Деян.14:23 ) и диакона (см.: Деян.6:6 ).

Рукоположение, возведение человека в иерархическую степень – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении.

Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 );

. напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ).

В Православной Церкви существуют три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.

В Православной Церкви таинство священства с древнейших времен совершается во время Божественной литургии. Видимой стороной этого таинства является возложение «архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого с молитвою или словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи. «» 1310 Указанная молитва, читаемая совершающим таинство епископом, представляет собой совершительные слова таинства священства.

Невидимое действие таинства священства состоит в том, что через него сообщается рукополагаемому Божественная благодать священства, необходимая для прохождения пастырского служения.

4.3. Таинство брака

О том, что брак действительно является таинством, свидетельствует ап. Павел: . оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ).

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например продолжения человеческого рода, но имеет цель в самом себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь одной плотью ( Быт.2:24 ; Мф.19:5–6 ), т. е. единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене ( 1Кор.7:32–33 ).

Церковные каноны (правила 1, 9 и 10 Гангрского собора, IV в.) 1317 предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, т. е. отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому что считает брак недостойным христианина. В христианстве и девство и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.

Видимой стороной таинства брака является, во-первых, торжественное свидетельство жениха и невесты перед лицом Церкви о том, что они вступают в брак добровольно и обещают сохранять супружескую верность до конца жизни, а во-вторых, торжественное благословение их брачного союза священнослужителем, которое осуществляется через возложение венцов на головы брачующихся с произнесением слов: «Венчается раб Божий. рабе Божией. (Венчается раба Божия. рабу Божию. ) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – с последующим троекратным общим благословением обоих брачующихся священником и троекратным произнесением им краткой молитвы: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

Идея развода для православного учения о браке совершенно неприемлема: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ; также см.: Мк.10:11–12 ; Лк.16:18 ; 1Кор.7:10–11 ; Рим.7:2–3 ). В Новом Завете указывается только одно возможное основание для расторжения брака: нарушение супружеской верности одним из супругов. В таком случае пострадавшая сторона имеет право инициировать расторжение брачного союза (см.: Мф.19:9 ). Церковь не считает целесообразным и душеполезным формально сохранять те брачные союзы, которые фактически уже распались по причине нарушения брачных обетов одним или обоими супругами. Преступая брачные обеты, супруги сами разрушают свой брачный союз, лишая себя дарованной в таинстве благодати. Если согрешившие супруги не обнаруживают признаков покаяния и стремления к взаимному примирению, то формальное сохранение такого союза с точки зрения православного понимания сущности брака оказывается бессмысленным. Однако это не означает, что Церковь осуществляет развод; Церковь лишь констатирует тот факт, что данный брак в действительности более не существует.

4.4. Таинство елеосвящения 1322

Это таинство берет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ).

Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории. Причем очевидно, что ап. Иаков ни в коей мере не выступает как установитель нового священнодействия; для него елеосвящение – такое же обычное явление церковной жизни, как молитва или пение псалмов (см.: Иак.5:13 ): Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ).

Из этих слов апостола видно, что таинство елеосвящения должно совершаться несколькими священнослужителями и включать в себя молитву над болящим и его помазание елеем. То, что речь у апостола идет не просто о некотором врачебном действии, а именно о церковном таинстве, следует из того, что

1) это действие совершается пресвитерами Церкви, а не врачами;

2) елей не является врачебным средством от всех болезней;

3) в этом священнодействии болящему подается не только исцеляющая благодать, он получает также и прощение грехов.

Вещество этого таинства – елей, смешанный с красным вином. Елей – это символ Божественной милости, которой в таинстве приобщается болящий человек. Кроме того, елей и вино, будучи древнейшими медицинскими средствами, являются символами исцеляющей Божественной благодати (ср.: Лк.10:34 ). Елей, используемый при совершении таинства, освящается священнослужителями в начале чинопоследования.

Таинство елеосвящения следует предварять исповедью и завершать причащением Святых Христовых Тайн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *