Что такое целостная личность
Часто я слышу в качестве запросов от клиентов на психологических сессиях : “Я хочу целостности и спонтанности..”
Но что же такое целостность личности? И насколько это возможно?
Целостность – это когда человек находится в контакте со всеми частями своей личности, не отчуждая ни одну из них. Он слышит их всех. И даёт каждой своей части право голоса.
Каждое качество в человеческой личности имеет свою полярность.
Это как волна движения маятника.
Если есть “+”, всегда будет “-”, и наоборот. И чем выше “+”, тем больше “-”.
Например, если вам присуще добродушие, то вы можете впадать и в ярость, и в злость.
Если вы способны на проявления искренней щедрости, то приступы жадности вам также знакомы.
Если вам доступны состояния эйфории и всепоглощающей любви к миру, то и в опустошающую депрессию вы способны улететь с головой.
Одно не может без другого. Это два полюса одной волны.
Мы все состоим из набора полярностей. Но предпочитаем принимать в себе только то, что достойно быть нами.
Остальное мы привыкли подавлять и “побеждать”.
Маленькое упражнение по ходу пьесы :
Напишите 5 качеств или частей собственной личности, попытайтесь охарактеризовать себя пятью качествами.
Есть? А теперь найдите полярность к каждой из них.
Познакомьтесь. Это тоже вы :))
Художник : Alexi Zaitsev
Побеждённая часть уходит в подполье с чувством изничтоженности, а побеждающая остаётся с чувством вины. В войне с собой нет победителей.
Задавленная часть любит проявляться неожиданным способом в самое неподходящее время.
Знаменитые психотерапевты Польстеры описывают случай парня, работающего волонтёром в самых тяжёлых точках земли, он многое прошёл и многое повидал. Всё бы хорошо, парень сильный и невероятно смелый, но… импотент. Он задавил в себе способность чувствовать страх, способность испытывать эмоции, способность оживляться. Он был невероятно спокойным, описывая всё, что видел и пережил. Но достигнутое с таким трудом спокойствие и вытравленная способность быть живым, сыграли с ним злую шутку: со спокойным членом нельзя заниматься сексом. Ему пришлось вернуть себе способность переживать эмоции, вернуть себе “неспокойствие”.
Второй признак подавления и отчуждения в себе каких-то качеств – это наделение ими других.
То, что мы отчуждаем в себе, то мы проецируем на других людей.
Если мы не видим, не различаем собственную накопившуюся злость, агрессию и раздражение, то тогда всё чаще и чаще мы видим эту агрессию в других. Нам кажется, что вокруг полно злобных и агрессивных людей.
Часто люди проецируют на других жадность, зависть, нечестность, некомпетентность.
Маленькое упражнение номер два
Если вам кажется, что кто-то проявляет к вам враждебность,
Рискните обнаружить это чувство в себе.
Целостность – это обретение контакта с каждой частью себя.
Отчуждая от себя часть, вместе с ней мы лишаем себя её ресурсов, её силы. И при этом тратим энергию на удержание части взаперти, на необходимость постоянного контроля.
В каждом из нас полно установок о том, что плохо, а что хорошо.
Плохо быть грустным, жадным, проявлять агрессию, нетерпимость.
Но в грусти много глубины, жадность оберегает нас от опустошающего растрачивания себя, в агрессии есть сила, а в нетерпимости способность выставлять границы.
Находясь только в одной полярности, мы многое теряем.
Самое главное – половину себя.
Познакомиться и прикоснуться к разным частям своей личности можно на МАРАФОНЕ ” Стать равной себе”
Более глубоко их узнать и интегрировать можно в рамках личной терапии.
Начать постепенно, аккуратно себя узнавать можно на КУРСЕ “ЙОГА ДЛЯ ДУШИ”.
Целостность личности
Целостность личности – это такое соединение ее частей, которое создает крепкую и гармоничную целостность. Можно говорить о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Если человек днем учит здоровому образу жизни и нравственным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, говорить о целостности такой личности трудно. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности. Так, верующему человеку бывает трудно служить в армии, убивая людей: это разрушает его целостность.
В психологии чаще говорят о внутренней целостности личности, имея в виду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям. Это человек одновременно автономный – и открытый к людям и жизни. О целостностности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.
Антиподом понятия «целостная личность» является понятие «фрагментарная личность», т.е. личность, элементы которой входят в конфликт друг с другом и не составляют связной картины мира – диссертации по гуманитарным наукам – http://cheloveknauka.com
Откуда берется или как складывается целостность личности? Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. В зависимости от конкретного окружения и внутренней предрасположенности целостность личности может складываться по двум основным моделям: по силовой модели и модели внутренней гармонии.
В силовой модели целостность личности поддерживается жесткими убеждениями и способностью эти убеждения отстаивать в прямом и открытом конфликте. Такая личность может сломаться целиком, но сгибаться и «сдавать» свои убеждения она не будет. Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность. Заметим, что человек с невысоким уровнем развития личности, «упертый» на своих взглядах, будет называться «упертым», а не целостным. О целостности говорится в отношении людей уже с определенным уровнем развития, где в убеждениях есть не только воспроизведение бытовых стереотипов, но и высокая мораль, тем более представление о духовности. Человек, живущий под звездой своих идеалов и ценностей, готов без внутренних сомнений принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь. Можно сказать, что это развитая личность на пути Служения.
Силовая модель целостности личности более характерна для мужчин и воспитывается в рамках мужской культуры. Мужчине непросто согласиться с внешними требованиями и внешним контролем, он должен эти требования принять внутри себя, действительно согласиться с ними. Но если он их принял, он будет следить за ними сам. Он стал – таким.
В модели внутренней гармонии целостность личности поддерживается двумя обстоятельствами: гармонией внутри и внутренней гибкостью. Когда отношения со средой складываются благополучно, то есть человек принимает среду, а она – его, то формируется здоровая, нормальная, внутренне непротиворечивая – цельная личность. Гармония внутри, которую иногда описывают как союз сознания и подсознания, как отсутствие конфликтов между внутренними частями личности, чаще представляет собой усвоение социально приемлемых убеждений и позитивное мировосприятие, когда человек понимает как окружающих, так и себя, отмечает в себе и окружающих в первую очередь положительные и сильные стороны и не склонен к самообвинениям. Мягкие движения, теплые интонации и естественная доброта дополняет образ такого человека. Что касается внутренней гибкости, то это способность на время приспосабливаться к жестким требованиям внутренней среды, используя при этом любую возможность для самовосстановления, для возврата к исходному состоянию.
Метафорически, это конструкция из резины, которую можно сжать, растянуть и согнуть, но как только будет ослаблено давление, все восстанавливается. Модель внутренней гармонии более характерна для женщин и воспитывается в рамках женской культуры. Женщине несложно согласиться с требованиями мужчины, но она будет следовать этим требованиям только до тех пор, пока за этим мужчина следит и ей напоминает. Со временем, если внешний контроль ослабевает, женщина делает все так, как она делала это всегда. Она – такая.
Целостная личность ли ты – ТОП-10 актуальных для женщин признаков
Практикующий психолог, педагог-психолог. В область моей деятельности входят.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Последнее время довольно часто возможно услышать сочетание слов «целостная личность». Люди говорят о желании стать целостным человеком. Но все ли до конца понимают, что именно означает это выражение и есть ли понимание того, как правда стать целостным.
Целостность личности понятие довольно широкое. Множество факторов и моментов являются характеристикой такого человека. Попробуем дать обобщенное понятие.
Целостная личность (с психологической точки зрения)- это способность человека иметь внутри себя четкий стержень, благодаря которому удается в каждой ситуации оставаться верным своим убеждениям, опираться лишь на свои истинные желания и потребности. И делать это не потому, что так надо, а потому, что так чувствуешь и хочешь, испытывая гармонию и спокойствие.
Основные характеристики целостного человека
Речь идет не о самовлюбленности, а о здоровой любви к самому себе. Когда человек является опорой, а не ищет того, на кого возможно опереться. Уважение своих желаний, потребностей. Принятие всех сильных и слабых сторон.
Речь не о попытках угодить другим и всячески потакать им. Важно умение действовать, не нарушая границ другого человека, уважая его желания. Способность заботиться об окружающих, не нанося вред ни себе, ни им. Развитое чувство эмпатии.
Целостный человек, даже если испытывает тревогу и негативные эмоции, способен находить баланс и справляться с каждыми сложностями. Для этого ему не приходится затрачивать много энергии. Для него гармоничное состояние – необходимая составляющая его личности.
Четкое понимание своей ценности помогает человеку давать себе достойную оценку (своим качествам, внешности, внутреннему содержанию).
Способность видеть целостную картину, не зацикливание на мелочах, умение вычленять нужное и важное.
Мнение не меняется под воздействием некоторых факторов (окружающие люди, обстоятельства). Человек спокойно выражает свои мысли и уверен в своей правоте, ведь это его четкая непоколебимая позиция, основанная лишь на его убеждениях.
Целостный человек не опирается также и в поступках на мнение окружающих или какие-либо нормы общества. Он способен позволить себе делать так, как хочет он.
Человек непринужденно и легко ведет себя, спокоен в общении с любым человеком. Не замкнут и не испытывает дискомфорта. Целостный человек настолько гармоничен, что притягивает окружающих как магнит.
Способность не растрачивать попусту свое время и энергию. Все это происходит от четкого понимания своих потребностей и целей.
Для целостного человека важно полное доверие миру и обстоятельствам. Он знает, тот факт, что все происходящее с ним, является лучшим сценарием конкретно для его жизни. Ему безопасно и спокойно в любых условиях.
Почему человек способен утратить свою целостность?
На утрату целостности влияет ряд факторов:
Дети, чьи родители постоянно критикуют своих малышей, ожидая от них конкретных достижений и личностных качеств, наносят травму детской психике. Формируется такой паттерн поведения, когда ребенок все время тратит на то, чтобы угодить окружающим. Вырастая, человек продолжает угождать всем вокруг. Ему кажется, что его любить будут только в том случае, если он будет «хорошим» для всех вокруг.
Допустим, женщина вступила в отношения, где мужчина на протяжении длительного времени обесценивал все, что она делала. Посредством такого психологического прессинга, женщина способна утратить свою целостность.
Каждые навязывания моральных правил и норм, способны накладывать отпечаток на формирование целостности. Социум несет нам идею того, что мы должны соответствовать конкретному формату. Однако для каждой целостной личности правила и нормы могут быть свои.
Однозначно бессмысленное занятие для человека, это сравнивать себя с окружающими. Всегда возможно найти недостатки и засомневаться в своей ценности. Важен акцент только на себе и своих достижениях.
Признаки нецелостности своего «Я»
Определить, что ты утратила свою целостность, можно по следующим признакам:
Как обрести или вернуть свою целостность?
В детских обидах и установках, возможно, скрыта причина неспособности, ощущать себя целостной. Разберись, что именно мешает тебе. Если самой не получается «докопаться до истины», стоит обратиться к специалисту, который сможет помочь найти путь к самой себе.
Ты прекрасна, индивидуальна, и неповторима. В этом твоя сила и достоинство. Мнение и ожидания родителей это лишь их личное восприятие, и влиять на твою жизнь они никак не должны. Поблагодари их за все, и начни свою собственную историю и путь к себе.
Всю свою боль и обиды на близких стоит отпустить. В этот момент есть потребность поблагодарить свое тело, что оно такое длительное время носило в себе тяжесть чужого мнения. Пожалей себя, дай поддержку для самой себя. Целостный человек умеет поддерживать и заботиться о своем «Я», поэтому тебе стоит этому научиться.
Для этого в любом действии и мыслях, должно быть четкое понимание, для чего тебе это нужно. Первое время возможно задавать себе этот вопрос. Например, ты сидишь, и задумалась о неприятной ситуации, произошедшей на работе. Спроси себя: «Для чего мне сейчас нужны эти мысли?».
В случае если ты будешь ощущать необходимость анализа данной ситуации, можешь извлечь из этого полезные моменты. Однако, как правило, мысли, посещающие наши головы, бесполезны и отнимают массу нашей энергии. Учись сосредотачиваться только на действительно важном.
Подумай, почему ты утратила эту любовь и постарайся с этого момента думать о том, чего ты желаешь и о чем мечтаешь. Удовлетворяй свои потребности и научись прислушиваться к себе.
Умение с достоинством относиться к окружающим провоцирует достойное отношение к самому себе.
Для себя ты – центр вселенной и только твои потребности имеют значение. Прочувствуй ценность, и значимость всего, что ты имеешь внутри себя.
Будучи целостной личностью, тебе будет легко достигать любых вершин, сохраняя при этом саму себя. Ведь целостные люди спокойны, гармоничны и четко знают, чего хотят.
Кто такая целостная личность?
11 апреля 2016 3 345
Вы хотите достичь успеха? Хотите быть целостной личностью, которая знает, чего хочет от этой жизни? Тогда вы обязаны разобраться в том, кто такая целостная личность и какой характер она имеет.
Вокруг нас всегда много проблем, и часто большая половина из них связана с тем, что человек не выстроил в себе целостную личность, или утратили ее.
Целостной личностью является человек, который смог собрать воедино свои плюсы и минусы и принял себя таким, как есть. Целостная личность осознает свои таланты и чувствует внутреннюю силу.
Когда человек является целостной личностью, то он:
Не целостная личность же имеет низкую самооценку, поэтому он думает о том, что ни на что не способен, не признает своих талантов и отрицает всякую возможность реализации, что и лишает его счастья жизни.
Не целостный человек:
Целостная личность всегда знает чего хочет и достигает успеха во всем, потому что она понимает, чего достойна в этой жизни.
В современном мире важно иметь целостность, потому что нецелостная личность не может достичь результата и в первую очередь из-за своих внутренних установок. Целостность очень влияет на развитие вашего бизнеса, дела, карьерного роста. Как именно читайте далее
Станьте целостной личностью! Забудьте о том, кто и что о вас подумает! Будьте уверенны в себе, двигайтесь вперед и достигайте жизненного успеха и счастья.
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Данный материал создан редактором Онлайн-Платформы 5 СФЕР.
Как достичь целостности личности. Подлинная Индивидуальность
Цельная личность
Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.
Нельзя считать это понятие четко определенным и устоявшимся, поскольку разные люди (в том числе, и авторитетные специалисты от науки и различных областей деятельности) вкладывают в это понятие разное содержание.
В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.
В более многостороннем понимании цельную личность можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.
Нравственность и гармония
Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.
Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.
Развитие и воспитание цельности
Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем воспитания и образования).
Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.
Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.
Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.
Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек с собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.
Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.
Целостность личности как философская проблема
В статье рассматривается феномен целостной личности с точки зрения метафизики человека. Основное внимание уделяется феномену собирания человека как личности в целостность. Такое собирание подразумевает точки сбора, такие как дух, бытие, проект, идеал, логос. Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию онтологической пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности. Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью онтологического одиночества.
Ключевые слова: личность, целостность, собирание себя, дух, бытие, пустота, полнота, метафизический акт, онтологическое одиночество, усилие.
Целостность человеческой личности осуществляется через поиск метафизической основы. Целостностью человек может обладать лишь устремившись к ней. Таким образом, целостность всегда будет ускользать, постоянно требуя нового собирания. П. С. Гуревич пишет: «Человек по определению не может быть целостным» [1. с. 170]. Он постоянно находится в поиске своей сущности. Можно сказать, что целостность является некоторым идеалом для человека. Этот идеал по определению не может быть достижим, но к которому необходимо стремиться. Целостность воплощена в идеале, приобщившись к которому личность обретает полноту бытия. Идеал может выступать как точка собирания человека. Он всегда находится впереди человека, в будущем, тем самым представляет собой структуру проекта. Такое проектирование имеет онтологические основания. Только благодаря онтологическому основанию проектирование не может быть произвольным.
Таким образом, единичное «я» становится причастно к сфере духа. Через дух человек может собирать себя в некотором осознанном пути, следуя от себя как сущего к себе как бытию. В сфере духа человек слышит шепот всех людей, живших до него, которые стремились к воплощению в себе идеала человечности. Этих людей зовут творцами культуры. Попадая в сферу духа, мы попадаем в некоторый порядок, но не можем надолго удержаться в нем. И поэтому приходиться постигать этот порядок заново. Только дух, воплощенный в человеческой личности, является органом постижения порядка бытия. Следовательно, только человек, существующий в сфере духа, воплощается во всей своей целостности как личность.
Интуиция о духе была известна еще с древних времен. В древности вселение духа в человека происходило в обряде инициации. В ходе инициации в неофита вселялся дух предка. Мирча Элиаде пишет: «К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим» [7. с. 13]. После вселения духа предка, человек перестает принадлежать себе. Теперь он принадлежал духу, который всегда больше эмпирического человека. Принадлежа духу, мы все время не совпадаем с собой эмпирическим. В этом несовпадении и заключается залог роста. Вселение духа предполагает преображение, в котором мы можем приобрести немыслимое богатство бытия. Только через собственное преображение мы становимся представителями человеческого рода, в результате чего обретаем целостность. В сфере духа человек всегда приобщается к чему-то большему, чем есть он сам. Дух, понятый на современный лад, является духом культуры. Приобщаясь к культуре, человек начинает существовать как родовое существо, благодаря чему приобщается к идеалу человечности. Воплощая в себе идеал человечности, человек проживает в себе человека, бытийствуя во всей своей целостности.
Пребывая в бытии, человек больше не хочет быть бездомным. Хайдеггер определяет человеческое существование как «присутствие в его не-по-себе, исходное брошенное бытие-в-мире как не-у-себя-дома» [6. с. 276]. Само понятие дом для человека является важным, по причине того, что только дома человек может обрести целостность. «Тяга быть повсюду, как дома» может быть понята как тяга к целостности. Только ощущая себя в бытии как дома, может появиться опыт осмысленной свободы, которая подразумевает служение бытию. Такое служение не допускает произвол, но и не означает рабства, что, в конечном итоге, определяет свободу как осознанную необходимость. Тем самым бытие возвышает человека до его онтологического статуса, в котором открывается царство свободы, где человек перестает быть только эмпирическим существом. В этом царстве свободы человек начинает собирать себя в целостность.
Человек занимается постоянным собиранием различных фрагментов мира в целостность. Такое собирание подобно логосу. Как пишет А. Ф. Лосев: «Логос не цельность, но принцип цельности; не индивидуальность, но метод ее организации; не созерцательная картинность и воззрительная изваянность, но чистая возможность их; не общность, но закон получения ее и т. д». [2. с. 44]. Логос рассеянное достраивает до единства, создавая цельную и непротиворечивую картину нашего восприятия. Логос открывает человеку мир во всей своей целостности. Даже если человек имеет дело с фрагментом реальности, он способен достроить этот фрагмент до целого. Он способен держать идею мира в своем сознании. В логосе человек становится целостным, ощущая себя онтологической единицей мира. Такая способность доступна человеку как родовому существу. Только в своем родовом пространстве он становится универсальным, безмерным в своем становлении. Человек должен становится единым с человечеством, через свою родовую сущность. Такое собирание в целостность всегда начинается изнутри человека, где посредством собственной воли человек совершает усилие, подводя к общему знаменателю разноосновные составляющие собственной жизни. Этим знаменателем может служить собственное «я», вокруг которого выстраивается целостная картина мира. «Я» имеет способность все центрировать на себе, внутри себя оно уже должно быть целостным, собранным в кулак. «Я» не может быть в разобранном состоянии в момент бытийствования или совершения метафизических актов: актов любви, веры, совести, сочувствия. Только в собранности «я» может возникнуть ощущение полноты жизни, когда мы начинаем видеть и слышать всем существом в неразрывном единстве души и тела.
Собирание себя в целостность происходит через уединение, где личность пребывает наедине с собой в состоянии одиночества. О. Ю. Порошенко пишет: «Человек устанавливает связь с бытием в одиночестве» [3. с. 142]. В этот момент личность буквально оторвана от всего остального мира, для того чтобы встретится с бытием. Происходит остановка, пауза во внешнем мире, для того чтобы погрузится в свой внутренний мир и остаться наедине со своими ожиданиями, представлениями и желаниями. Испытывая на себе онтологическое одиночество, человек проявляет заботу к самому себе как личности. Трансцендируя к бытию в осознании собственного одиночества, мы становимся свободны для собственного собирания. Самосознание сделало человека чужим в мире. Через осознание чужести мира, в человеке возникло ощущение собственного одиночества, которое в себе несет позитивный момент для осмысления мира и собирания его по-новому в своем внутреннем мире. Но такое собирание возможно только тогда, когда сам человек представляет собой мир. О. Ю. Порошенко пишет, что одиночество выступает как «экзистенциал, концентрирующий смысложизненную проблематику, в едином месте, в точке «я», окруженной личными границами» [3. с. 142]. Через одиночество и причастность к бытию, человек становится сам миром в самом себе, где появляется его осознанное «я». Только после обретения собственной целостности человек прекращает паузу и приходит в мир уже в собранном виде. Эта собранность постоянно норовит распасться, и поэтому, посредством уединения, необходимо приобщиться к бытию, где происходит постоянное воссоздание целостности человека. Только в этом состоянии человек может приобщиться к своей родовой сущности, «поднимаясь над самим собой», над узкой формой своей индивидуальности, становясь одним целым с судьбой человечества, где он больше не психика, он уже дух.
Наше «я» ни на чем не держится, если его не поддерживать своим собственным усилием, оно норовит распасться. Поэтому она требует постоянного собирания. Рефлексия помогает нашему «я» искать самообоснование своей внутренней сущности. Так же она помогает обнаружить наше «я» путем интроспекции через собственную память. Память фиксирует наши изменения, выступая как орган собирания. Г. К. Сайкина пишет: «Иметь «я» значит помнить» [5. с.50]. Через рефлексию и память мы постепенно начинаем иметь представление о себе, как о некотором целостном существе. Человек изначально не целостен по причине принадлежности к тому или другому полу. Он проявляет недостаточность, принадлежа к полу. Существо человека не в противоположном поле, а в единстве полов. Человек должен реализовать в себе единство полов. Обрести целостность, воплощая в себе гармонию обоих полов, можно лишь через открытие в себе родовой сущности. Личностная форма имеет возможность собирать в единое целое всю человеческую жизнь, а также жизни других людей, когда-либо живущих на земле, которые представляют собой человеческий род. Через собирание в своей личности человеческих жизней, мы постоянно пересобираем родовое тело человека, которое так же нуждается в собирании, как и отдельный индивид. Еще в первобытные времена, когда родовая сущность позволяла человеку быть целостным и неделимым индивидом, сохраняя его индивидность, люди предпринимали коллективные усилия в ритуале. Ритуал сохранял целостность рода, не позволял ему распасться.
Собранность человека никогда не может быть окончательной. Она постоянно требует рефлексивного опыта самого себя во всех временах. Только в рефлексии себя настоящего, в воспоминаниях о себе прошлом и представлении себя будущего, человек пребывает целостно в каждом моменте времени как личность. Пребывая в состоянии целостной личности, человек живет в гармонии со временем и со своими желаниями, людьми миром и собственной совестью. Собранность предполагает восхождение к новому собиранию. Она в своей полноте недостижима при жизни, так как жизнь предполагает постоянное движение и протекание ее в действительности. Но при этом целостность личности возможна, лишь, когда человек включен в полноту бытия.