Что такое целевой аванс
Разъяснения Минстроя России по определению совокупного размера всех авансовых платежей при контроле банками операций по расчетным счетам застройщиков
Банк России в связи с вопросами уполномоченных банков и застройщиков о разъяснении порядка определения совокупного размера всех авансовых платежей при осуществлении банками контроля операций по расчетным счетам застройщиков (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 № «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № сообщает о получении следующих разъяснений Минстроя России в соответствии с его компетенцией.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № совокупный размер всех авансовых платежей в целях, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 1 данной статьи, не должен превышать 30% от проектной стоимости строительства. При этом застройщик самостоятельно определяет размер авансовых платежей по каждому договору с учетом определенного указанной частью ограничения.
Согласно части 2 статьи 18.2 Федерального закона № при принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует соответствие назначения и размера платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных застройщиком и являющихся основанием для составления распоряжения, и требованиям статьи 18 Федерального закона № за исключением случаев, предусмотренных пунктами 11, 14, 15 части 1 статьи 18 данного Федерального закона.
При этом определение совокупного размера авансовых платежей в целях, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 1 статьи 18 Федерального закона № (в редакции Федерального закона от 01.07.2018 № «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), осуществляется на дату поступления в уполномоченный банк распоряжения (платежного поручения) застройщика на оплату авансового платежа по соответствующему гражданско-правовому договору и исходя из проектной стоимости строительства, указанной в проектной декларации.
Исходя из требований к плану счетов организации, установленных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», в бухгалтерском учете любой организации (в том числе застройщика, осуществляющего деятельность по Федеральному закону № суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
В соответствии с пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, сумма аванса, перечисленная подрядчику по договору, расходом не является и отражается в составе дебиторской задолженности.
Согласно пункту 16 указанного положения расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
При этом при осуществлении расчетов по договору обязанной стороной ранее полученный аванс в момент реализации товаров (оказания услуг или выполнения работ) зачитывается в сумме предоплаты. На отгружаемый товар (услугу или работу) выписывается счет-фактура. В частности, текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме, сумма отработанного текущего аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ в расчетном месяце за вычетом суммы отработанного целевого аванса на установленный договором процент авансирования.
Таким образом, в момент закрытия ранее произведенного авансового платежа происходит признание расходов в бухгалтерском учете организации, что находит свое отражение в соответствующих бухгалтерских проводках.
Принимая во внимание вышеизложенное, при определении совокупного размера авансового платежа не учитываются ранее выданные авансы, которые были закрыты поставленными товарами, выполненными работами, оказанными услугами и операции по которым отражены в бухгалтерском учете застройщика.
В целях получения информации, подтверждающей распоряжение (платежное поручение) застройщика на оплату авансового платежа, уполномоченному банку надлежит руководствоваться положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2018 № 897 «Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика».
Аванс: сроки, порядок и размеры выплат
Выплата аванса – законодательная обязанность работодателя, закрепленная в ТК РФ. Рассказываем, что такое аванс, каковы сроки, порядок и размеры его выплаты в различных ситуациях.
Аванс и сроки его выплаты
Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятия «аванс». Однако анализ ст. 129 и 136 ТК РФ позволяет сделать вывод, что аванс – это заработная плата за первую половину месяца.
По закону заработная плата выплачивается каждые полмесяца, а период между датой начисления и датой выплаты заработной платы не может превышать 15 дней (ст. 136 ТК РФ).
Это значит, что зарплату за первую половину месяца работник должен получить в любой из дней в промежутке с 16 по 30 (31) число текущего месяца. Условно это и будет считаться авансом. За вторую половину месяца работодатель обязан рассчитаться с работником с 1 по 15 число следующего месяца.
Конкретная дата выдачи заработной платы должна быть установлена и закреплена в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре. С целью планирования финансовых потоков организации могут устанавливать разные дни выплаты зарплаты для работников различных структурных подразделений (например, рабочим выплачивать ее 13-го и 28-го числа, а административному персоналу – 10-го и 25-го числа).
Выплатить аванс работодатель должен не позднее последнего дня оплачиваемого месяца (ст. 136 ТК РФ, письмо Минтруда от 14.02.2017 № 14-1/ООГ-1293, письмо Роструда от 26.09.2016 № ТЗ/5802-6-1).
Если срок между выплатами превысит 15 дней из-за того, что крайние даты расчета выпадают на праздничные нерабочие дни, это не будет считаться нарушением.
Пример
Поскольку в указанном случае организация произвела расчет с сотрудниками с соблюдением всех требований закона, отступление от периодичности выплаты не может считаться нарушением ТК РФ.
Размер аванса
Размер аванса определяется из расчета оклада (тарифной ставки) работника и всех надбавок, не зависящих от оценки работы за месяц в целом или от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда.
По общему правилу аванс должен выплачиваться сотрудникам пропорционально отработанному ими времени (письмо Минтруда от 10.08.2017 № 14-1/В-725 и от 05.08.2013 № 14-4-1702).
В расчет аванса включается вознаграждение за труд и некоторые из компенсационных надбавок. Например, выплата за работу в ночное время в соответствии со ст. 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, профессиональное мастерство, стаж работы и др.
Стимулирующие выплаты (премии) на размер аванса не влияют и начисляются по результатам достижения работником показателей эффективности работы по итогам месяца.
Доплата за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные нерабочие дни (ст. 152, 153 ТК РФ) в аванс не включается. Такая доплата начисляется в пользу работника при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц. Районные коэффициенты, процентные надбавки северянам тоже начисляются на месячную зарплату. Поэтому в общем случае перечисленные компенсационные выплаты не влияют на размер аванса.
Пример расчета величины аванса
Аванс в процентах от зарплаты и фиксированный аванс
ТК РФ не запрещает работодателям платить аванс в процентах от заработной платы. Причем данный способ выплаты аванса наиболее удобен. При нем бухгалтеру не нужно обрабатывать табель учета рабочего времени, а работнику заранее известна сумма, которую он получит за первую половину месяца.
Зачастую работодатели выплачивают работникам аванс в размере 40% от месячного заработка, что позволяет достичь равномерности выплат в пользу работника.
Однако в некоторых случаях данный способ выплаты аванса неприменим. Например, когда первую половину месяца работник отработал не полностью (в связи с больничным, отпуском, отгулами и т. д.).
Выплата аванса в процентах к зарплате в подобных случаях приведет к тому, что аванс превысит реальный заработок сотрудника. Причем если и за вторую половину месяца в расчетной ведомости не будет начислений, тогда бухгалтер не сможет удержать НДФЛ с суммы выплаченного до окончания месяца аванса.
Что касается фиксированного ежемесячного аванса, то его применения лучше избегать.
По мнению контролеров, выплата аванса работникам в фиксированном размере – это дискриминация в сфере труда и нарушение прав работников на получение заработной платы в полном объеме (письмо Минтруда от 10.08.2017 № 14-1/В-725, письмо Минфина от 29.03.2016 № 02-07-05/17670).
Поэтому даже если уровень оплаты труда у всех работников на предприятии примерно одинаковый, выплата фиксированного аванса незаконна.
Выплата аванса вновь принятым сотрудникам
Трудовые инспекторы в регионах считают, что в отношении вновь принятого работника нужно соблюдать общие правила ст. 136 ТК РФ о сроках выплаты зарплаты. В противном случае работодателя могут привлечь к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Поэтому, если новый сотрудник отработал в расчетном периоде хотя бы один день, его в обязательном порядке следует оплатить. Причем оплачивать авансы в таких случаях лучше всего пропорционально отработанному времени.
Пример
Кроме того, в отношении вновь принятых сотрудников в локальных актах работодателя можно установить особенные сроки и порядок выплаты авансов. Например, определять размер аванса в процентном соотношении к окладу, в зависимости от интервала дат приема сотрудника на работу.
Пример
Поскольку законодательно проблема срока первой выплаты заработной платы новому работнику не решена, на наш взгляд, лучший выход – рассчитывать аванс пропорционально отработанному времени, независимо от даты заключения трудового договора.
Целевой аванс в строительстве
Правовая регламентация использования целевых авансов в строительстве закреплена в п.58 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда»(далее- Правила), где указано, что полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение четырех месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством.
Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами.
прямо не определено, что следует понимать под «отработкой целевого аванса» и в данной части на практике возникает ряд споров.
Для разъяснения возникающих вопросов Минстройархитектуры своим письмом от 03.04.2015г. N 04-3-03/3502 «О порядке расчета процентов за пользование чужими денежными средствами при несвоевременной отработке текущих авансов» разъяснило, что в соответствии с
Правил, полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение трех месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством. В соответствии с
Правил, сумма средств, подлежащих оплате за выполненные строительные работы, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком текущих авансов, а также целевых авансов в размере стоимости материальных ресурсов, приобретенных за их счет и включенных (предусмотренных к включению) в стоимость выполненных строительных работ в расчетном периоде. При оплате работ, выполненных в первом и втором месяцах, целевой аванс зачитывается в сумме стоимости строительных материалов, приобретенных за счет целевого аванса и фактически использованных в первом и втором расчетных месяцах. В случае если материалы, приобретенные за счет целевого аванса, фактически не использованы при строительстве в течение трех месяцев с даты получения аванса, то сумма целевого аванса, не зачтенная в счет оплаты выполненных работ в первом и втором расчетных месяцах, зачитывается в счет оплаты выполненных работ в третьем месяце.
Таким образом, в данных разъяснениях (в соответствии с законодательством по состоянию на 2015г.) под «отработкой целевого аванса», при условии выделения целевого аванса с бюджетных средств, понимается дата (период) фактического использования приобретенных за счет средств целевого аванса материальных ресурсов, оборудования.
В данном контексте под документами, подтверждающими использование целевого аванса, могут быть приняты: акты сдачи-приемки выполненных строительных работ, в которых будут указаны фактически использованные подрядчиком материальные ресурсы и иные аналогичные документы.
Вместе с тем, целевой аванс выдается не на выполнение работ, а на приобретение материальных ресурсов, оборудования.
В договорах строительного подряда стороны зачастую указывают, что о
тработка целевых авансов подтверждается товарно-транспортными накладными (иными документами, подтверждающими факт приобретения материалов).
В таком случае, подтверждением использования целевого аванса по целевому назначению в установленный срок является фактическое приобретение тех материальных ресурсов (оборудования), на закупку которых выдавался целевой аванс.
Что такое целевой аванс
Целевой аванс – разовая выплата денежных средств на приобретение материальных ресурсов.
Перечень таких материальных ресурсов установлен в приложении к Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).
Предоставление разовых (целевых) авансов осуществляется при условии, что они предусмотрены договором строительного подряда и графиком платежей согласно заявке подрядчика.
В заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры. Исключение составляют объекты, финансируемые с привлечением бюджетных средств (п. 58 Правил № 1450).
Ответственность за обоснованность представления в органы казначейства платежных поручений на перечисление подрядчику разовых (целевых) авансов несет заказчик, который осуществляет контроль за их целевым использованием и своевременным освоением в соответствии со сроками, указанными в графике платежей.
В договоре строительного подряда может быть предусмотрено обеспечение возврата неиспользованного или использованного не по назначению целевого аванса подрядчиком в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса.
Полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 4 месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством.
Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами.
За пользование чужими денежными средствами подрядчик уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного текущего аванса, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в расчетном месяце, на который выдавался аванс. При расчете суммы процентов принимается точное количество дней в году (365 или 366) (письмо Минстройархитектуры от 03.04.2015 № 04-3-03/3502 «О порядке расчета процентов за пользование чужими денежными средствами при несвоевременной отработке текущих авансов»).
Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения текущего аванса до даты подписания заказчиком актов выполненных работ, в счет оплаты которых зачитывается (в т.ч. частично) неотработанный текущий аванс.
Не допускается зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ.
В разделе 4 справки формы С-3 и в разделе 3 справки формы С-3а «Суммы, учитываемые при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы, – всего» предусмотрены строки для зачета целевого и текущего авансов.
По строке «Зачет целевого аванса» указывается стоимость материалов, приобретенных генподрядчиком (субподрядчиком) за счет средств целевого аванса и израсходованных (планируемых к израсходованию) на производство работ в отчетном месяце.
Сумма, подлежащая уплате за выполненные строительные работы, определяется за вычетом целевых авансов в размере стоимости материальных ресурсов, приобретенных за их счет и включенных в стоимость выполненных строительных работ в расчетном периоде.
Новые правила аванса в 2020 году
Ситуация 2020 года, связанная с пандемией, оказалась непростой для участников закупок. В целях поддержки рынка госзакупок были приняты срочные меры.
В частности, до конца 2020 года приостановлено действие норм Постановления Правительства №1496 в части права предусматривать в контракте авансовые платежи в размере, не превышающем 30% от суммы контракта (Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 630). Но обо всем по порядку.
Общие правила авансирования по контракту
Возможность включения условия о выплате аванса в государственный контракт предусмотрена законодательством о госзакупках (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ).
Предусматривая авансирование по контракту, Заказчик указывает в проекте контракта и в документации условия предоставления аванса – размер, сроки и порядок выплаты. Размер аванса определяется в процентах от цены контракта. Если контракт разбит на этапы, то размер аванса указывается в процентах от цены каждого этапа отдельно.
Если Заказчик планирует предусмотреть выплату аванса, то он должен включить в проект контракта и документацию условие об ограничении выплаты аванса в случае применения антидемпинговых мер (ст. 37 Закона 44-ФЗ).
Аванс не выплачивается, если участник закупки, с которым будет заключаться контракт, снизил НМЦК или цену за единицу товара или услуги на 25 процентов и более.
Отсутствие условий о порядке выплаты аванса в документации будет являться административным правонарушением (ч 4.2. статьи 7.30 КоАП). Ответственность за его совершение – штраф в размере 3000 рублей.
Более серьезные меры административной ответственности применяются в случае невыплаты аванса – штраф от 30 000 до 50 000 рублей при первом правонарушении и дисквалификация на 1-2 года при повторном (ст. 7.32.5 КоАП).
Субъектом административного правонарушения в обоих случаях будет должностное лицо.
Размер аванса в госзакупках
Подзаконные акты достаточно гибко регулируют размер пороговых значений аванса в зависимости от характера закупки и цены контракта.
Основным документом, который устанавливает предельные размеры аванса для получателей средств федерального бюджета, является Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 года № 1496.
По общему правилу аванс не должен составлять более 30% от цены контракта (п. 18 Постановления). В любом случае авансовые платежи не могут превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств. По ряду видов контрактов предусмотрены специальные правила для аванса, авансовые платежи могут составлять:
Изменения в правилах авансирования в 2020 году
До конца 2020 года приостановлено действие норм Постановления Правительства №1496 в части права предусматривать в контракте авансовые платежи в размере, не превышающем 30% от суммы контракта (Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 630).
Размер порогового значения для аванса по госконтрактам увеличен. До конца 2020 года получатели денег из федерального бюджета могут при закупках по Закону №44-ФЗ устанавливать условия о выплате аванса в размере до 50% от цены контракта.
Помимо этого, приняты изменения в сам Закон № 44-ФЗ (ст. 112), и до конца 2020 года можно изменять отдельные положения госконтракта, если его исполнение затруднено из-за ситуации с коронавирусом. Возможность изменения касается также размера и порядка выплаты аванса.
Однако, включить условие о выплате аванса, если его там не было ранее, не получится – речь идет именно об изменении условия, уже включенного в контракт и документацию о торгах.
Софинансирование контрактов по строительству и капремонту
Еще одна мера, призванная поддержать подрядчиков и исполнителей по государственным контрактам в связи с ситуацией, сложившейся из-за пандемии – предоставление субсидии для софинансирования расходов на оплату контрактов по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства при условии, что заказчик обяжется установить в контракте условие об авансе не выше 50% от цены контракта.
Таким образом, как на законодательном уровне, так и на уровне принятия подзаконных актов в сфере госзакупок меры, направленные на поддержку участников рынка госзакупок, были приняты достаточно оперативно.
С 08 сентября действуют новые правила при государственных закупках некоторых товаров для нужд промышленности (Постановление Правительства РФ №1289 от 26.08.2020г.)
В перечень товаров, утвержденных Постановлением №1289 вошли станки (в том числе токарные, для обработки металла лазером, обработки камня, дерева, машины для сварки и пайки), ручной инструмент, сменные инструменты для станков или ручного инструмента (ОКПД2 товаров: 25.73.30, 25.73.40, 27.90.31.110, 28.41.1, 28.41.2, 28.41.3, 28.49.1).
При закупке товаров с данными ОКПД2 для государственных нужд, для нужд обороны и безопасности страны аванс должен составлять не менее 80% цены договора (государственного контракта), но не превышать лимиты бюджетных обязательств.
Когда нельзя устанавливать аванс
Существует перечень товаров (утв. распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 г. № 21-р), при закупках которых осуществление авансовых платежей запрещено. В основном это товары и услуги широкого массового потребления – моющие средства, белье, одежда, средства телефонной и видео связи, телевизоры, услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспорта, компьютеров, мебели.
Данный перечень постоянно корректируется. Последний раз уточнения в него были внесены в марте 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 761-р), перечень товаров, услуг, которые можно приобрести в результате госзакупок по 44-ФЗ на условиях авансирования расширен.
Теперь можно предусмотреть выплату аванса для определенных товаров, в том числе портативных компьютеров (вес которых не более 10 кг), радиотелефонной и радиотелеграфной аппаратуры, аппаратов видеосвязи, телевизоров.
Необходимым условием для этого является наличие данных товаров в реестре российской радиоэлектронной продукции (утв. Постановлением правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878).
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!