Что такое царские дни в церкви
Царские дни
В начале XX века царскими днями признавались:
Литература
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Царские дни» в других словарях:
Царские дни — дни празднования торжественных событий Царствующей Императорской фамилии, таковы: высокоторжественные дни рождения, коронования, восшествия на престол и тезоименитства Государя Императора, Его Матери, Августейшей супруги, Наследника Цесаревича и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ЦАРСКИЕ ДНИ — Дни рождений и тезоименитств монарха и членов царствующего дома, восшествия на престол и коронации императора … Словарь Петербуржца
Царские дни — так называются, во первых, высокоторжественные дни восшествия на престол и коронования государя императора, рождения и тезоименитств государя императора, государыни императрицы, наследника цесаревича и его супруги; во вторых, торжественные дни… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Табельные дни — Название Т. дни произошло от древнего обычая выставлять на особых таблицах, или табелях, число лет, протекших от начала текущего круга луны (см. Календарь и Пасхалия); смотря по этому определялось наступление праздников. К Т. дням в настоящее… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Высокоторжественные дни — (царские) т. е. дни рождений и тезоименитств Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств, день восшествия Государя на престол и день св. Коронования. В эти дни после литургии совершаются особые молебные пения … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Страстная седмица. Последние дни земной жизни Христа — В понедельник начинается Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ТАБЕЛЬНЫЕ ДНИ — (царские) праздничные дни, в кот. не бывает присутствия и в учебных заведениях учения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Деревня Новосёлки С-Петербургского уезда 3-го стана в наши дни — Деревня Новосёлки Санкт Петербургского уезда 3 го стана ( в данное время Выборгский район С Петебурга) О Новосёлках в Википедии сказано до обидного мало. Главная достопримечательность, оказывается свалка (правильно полигон твёрдых отходов ПТО 3) … Википедия
Что такое царские дни в церкви
О Царских днях
Традиционно в дни годовщины духовного подвига Царственных страстотерпцев, завершивших свои дни в Екатеринбурге в июле 1918 года, в уральской столице проходят Царские дни.
Царские дни — это череда памятных торжественных событий, символизирующих единство русского народа в его осмыслении истории Отечества, возвращении светлого имени государя-императора и его семьи, объединении вокруг Церкви Христовой и традиционных ценностей. В последние годы это также одно из главных международных событий нашего региона.
Каждый год в Екатеринбурге собираются десятки тысяч человек, чтобы принять участие в Царских днях. Главными событиями традиционно становятся ночная Божественная литургия на площадке перед Храмом на Крови, где трагически завершилась жизнь Царской семьи и верных ее друзей, и Царский крестный ход до монастыря Царственных страстотерпцев, на месте которого 103 года назад были уничтожены августейшие останки.
В 2021 году Царские дни будут проведены с соблюдением всех необходимых мер санитарной безопасности.
Обращаем ваше внимание, что некоторые мероприятия в связи с ограничениями, принятыми в условиях распространения коронавирусной инфекции, пройдут в режиме онлайн.
Фестиваль православной культуры «Царские дни»
Массовые торжества традиционно начинаются в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля. В этот день открывается Фестиваль православной культуры «Царские дни». В рамках фестиваля проводятся десятки религиозных и светских мероприятий различного формата, посвященных «царской» теме — от музыкальных фестивалей до творческих встреч и лекций. Культурная программа включает в себя культурно-исторические, музыкальные и образовательные события, музейные и библиотечные выставки, концерты и встречи с историками, писателями, режиссерами из разных городов России и зарубежья.
Фестиваль проходит в Храме-Памятнике на Крови, духовно-просветительском центре «Царский», мультимедийном парке «Россия – Моя история», которые становятся центральными площадками.
Фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земле уральская!»
Ежегодный фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земле уральская!» также проходит в рамках всероссийского фестиваля православной культуры «Царские дни».
В фестивале принимают участие звонари из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Великого Новгорода, Ростова Великого, Вологды, Тюмени, а также лучшие звонари Екатеринбургской митрополии.
Основным событием фестиваля традиционно становится концерт колокольных звонов у храма-колокольни «Большой Златоуст» с участием Духового военного оркестра и хора храма «Большой Златоуст»; свои авторские стихи прочитает иерей Виктор Явич.
После этого традиционно для участников и зрителей фестиваля проводятся мастер-классы по звонарному делу с участием самых опытных звонарей Русской Православной Церкви.
Концерт колокольного звона проходит у храма «Большой Златоуст» (Екатеринбург, 8 марта, 17).
Главные события Царских дней
Основные события Царский дней начинаются 15 июля с богослужения в обители святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.
Затем 16 и 17 июля проходят кульминационные мероприятия Царских дней.
16 июля в 13:00 совершается дневной крестный ход по Екатеринбургскому Пути скорби — в ознаменование прибытия Царственных страстотерпцев в Екатеринбург — от станции Шарташ (ул. Куйбышева, 149 а) до Храма-Памятника на Крови.
Затем, в 15:00 в нижнем храме Храма на Крови начинается малая вечерня с акафистом святым Царственным страстотерпцам.
В 16:30 на площадке перед Храмом на Крови проходит всенощное бдение.
В 23:30 начинается главное богослужение Царских дней – ночная Божественная литургия на площадке у Храма на Крови. Богослужение завершается ночью 17 июля, после чего в 02:30 от Храма на Крови — места расстрела семьи императора до обители святых Царственных страстотерпцев, на месте которой в урочище Ганина Яма в 1918 году были уничтожены их останки, проходит традиционный Царский крестный ход. Шествие собирает десятки тысяч паломников со всего света. Так, в минувшие годы нем принимали участие от 60 000 до 100 000 человек. По прибытии крестного хода совершается молебен святым Царственным страстотерпцам.
Царские дни в Алапаевске
Царские дни продолжаются празднованием дней памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и алапаевских мучеников, которые проходят в Алапаевске.
18 июля в 00:00 традиционно совершается Божественная литургия в Свято-Троицком архиерейском подворье Алапаевска, а в 02:30 — молебен с пением акафиста святым преподобномученикцам Великой княгине Елисавете и инокине Варваре.
В 03:30 по завершении литургии стартует крестный ход от Свято-Троицкого архиерейского подворья в Алапаевске до Напольной школы и далее в монастырь во имя Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, который основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту святые преподобномученицы Елисавета и инокиня Варвара, а также представители Дома Романовых). В 05:30 и 09:00 там проходят две Божественных литургии.
«Горячая линия»
Традиционно действует «горячая линия» Царских дней. Позвонив на нее, паломники могут задать самые разные актуальные вопросы, касающиеся основных событий памятных торжеств, которые отмечаются в Екатеринбурге с 16 по 18 июля, в том числе: расписание главных богослужений с 16 по 18 июля; даты и время начала Малого и Царского крестных ходов в Екатеринбурге, а также крестного хода в Алапаевске; как паломники могут вернуться из монастыря Царственных страстотерпцев после крестного хода 17 июля в Екатеринбурге и из монастыря новомучеников и исповедников Церкви Русской после крестного хода обратно в Алапаевск 18 июля и многие другие вопросы.
Кроме того, по телефонам «горячей линии» можно получить информацию о проведении экскурсий в церковных музеях и выставочных центрах Екатеринбурга, Алапаевска и Верхотурья, а также заказать прием организованных групп и одиночных паломников по «Екатеринбургскому Царскому маршруту».
Телефоны «горячей линии» Царских дней:
+7 (343) 268-99-29, +7 (950) 64-69-019.
Время работы «горячей линии»: ежедневно с 10:00 до 19:00 по местному времени (с 8:00 до 17:00 по московскому времени).
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В день памяти благоверного князя Александра Невского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в тринадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы П.О. Толстым
Архив
«Царский день»
Вероятно, немного найдется среди нас тех, кто мог бы объяснить смысл этого выражения. Большинство из нас ограничатся предположениями, что «Царский день» — это какой-нибудь особенный день, связанный с Царской семьей, или, может быть, это день особого почитания персоны царя, или что-то в этом роде. В общем, так оно и есть. Вернее, было — значение слов «Царский день» изменилось раз и навсегда в июле 1918 года.
До тех пор Царскими днями были день рождения Государя императора, день его коронации. Но тогда, в 1918 году, гибель последнего русского царя превратила это словосочетание в принадлежность исторических исследований, в атрибут воспоминаний и мемуаров.
На самом деле: какой может быть «Царский день», если нет самого царя? И все же Царские дни сохранились. Только теперь вместо дня рождения мы отмечаем больше скорбную дату гибели императора Николая Александровича и всей царской семьи…
Позволим себе несколько цитат представителей трех поколений, посвященных личности государя Николая II. Первый из них знал императора лично. Князь Николай Жевахов, долгое время служивший товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, в своих воспоминаниях, вероятно, одним из первых пророчески предположил: «Царствование императора Николая II даст Православной Церкви нового святого и в будущем будет оцениваться как «житие святого благоверного царя-мученика Николая Александровича».
Архиепископ Иоанн (Максимович), принадлежавший уже к другому поколению, представители которого встретили революцию в России еще совсем молодыми людьми, вспоминая самопожертвование государя-мученика, писал: «Если Петр I сказал: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия», то государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это…»
Наконец, почти что наш современник иеромонах Серафим (Роуз) так же остро ощущал высоту подвига Царя-мученика, называя его «олицетворением идеала законной христианской власти, не только монарха, но и страстотерпца, до конца верного Христу, Церкви, своему высокому служению». О высоте царского служения рассуждают теперь многие, огульно упрекая государя Николая II за какие-то политические просчеты и ошибки.
Думается, тем, кто путает политику и духовную жизнь, кто смешивает понятие «святость» с терминами типа «успешность» или «эффективная политика», уместным ответом будут слова того же архиепископа Иоанна (Максимовича): «Царь-мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича, Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II, Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народа из братского славянского племени. Россия знала Александра III, Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего миpa жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем. С этой целью, по бескорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция. Россия восхищалась Александром I-м и назвала его Благословенным за то, что он освободил Европу от чуждой власти одного человека. Государь Николай II, в условиях во много раз более трудных, восстал против такой же попытки другого человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере славянский народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним преобразования были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна III, Иоанна Калиту Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело Государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Государь Всероссийский — он первый и единственный был Царем Всерусским. Его внутренний духовный нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном — в набожности».
Сегодня «Царский день» — день рождения государя Николая II. Этот день был и остается праздником для каждого верующего сердца, вообще, для каждого, кому дорога наша история и духовное наследие прошлого, кто задумывается о будущем.
И, когда мы вспоминаем сегодня страстотерпца-государя Николая и всю царскую семью, мы не ощущаем в этих воспоминаниях никакой «архивной пыли» и «давности лет». У святости есть какое-то особенное, удивительное свойство: когда мы соприкасаемся с ней, в душе возникает чувство чего-то близкого и родного, по-хорошему современного. Может быть, в этом — одно из свойств настоящей святости.
Михаил Моисеев,
главный редактор отдела новостей
Разноликие царские дни
Закончилась ночная Божественная Литургия в ночь с субботы на воскресенье в Свято-Троицком соборе этого небольшого старинного уральского города, и несколько сотен верующих — большинство из них — женщины, но немало мужчин и детей — выходят в предрассветную мглу, чтобы совершить 12-километровый крестный ход.
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных”, поют верующие в такт быстрого шага.
Алапаевский крестный ход — это одно из событий, которым каждый год православные верующие отмечают здесь «Царские дни». В ночь на 17 июля 1918 года в доме горного инженера Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны отрекшийся от престола Император Николай Второй, императрица Александра Федоровна, пятеро их детей и четверо бывших с ними слуг, а следующей ночью в Алапаевске, в 150 километрах к северо-востоку от Екатеринбурга, были живыми сброшены в шахту сестра императрицы, создательница знаменитой Марфо-Мариинской обители в Москве Великая Княгиня Елизавета Федоровна, ее ближайшая помощница инокиня Варвара, и бывшие с ними пять князей царской крови. Теперь в эти дни, помимо многочисленных богослужений и крестных ходов, здесь организуется каждый год фестиваль православной культуры с выставками, концертами и конференциями. В программе торжеств и V Международный кинофестиваль православных документальных фильмов.
В Екатеринбурге, по оценкам местной милиции, около 20 тысяч человек прошли в ночь с пятницы на субботу от величественного Храма-на-Крови, построенного на месте Ипатьевского дома, до монастыря на Ганиной Яме. Там, на заброшенном руднике в расстоянии около 20 километров от города, большевики и чекисты пытались уничтожить тела Царской Семьи. И хотя с тех пор их останки были обнаружены в двух километрах от Ганиной Ямы, в месте известном как «Поросенков лог», подавляющее большинство верующих не признает этой находки, а Ганина Яма превратилась за минувшее десятилетие в одну из главных святынь Екатеринбурга.
Здесь, в Алапаевске, нет никаких споров о святости тех или иных мест. Все ясно и бесспорно. Но в силу удаленности этого 50-тысячного городка, давно пребывающего в экономическом упадке из-за остановки его основного предприятия — старинного металлургического завода, и в силу меньшей политической нагруженности культа Елизаветы Федоровны, торжества здесь куда меньшего масштаба.
Однако личность великой княгини занимает особое место среди всех святых Романовых. Родная сестра последней русской императрицы, принцесса Елизавета Гессен-Дармштадтская, вышла замуж за дядю императора Николая Второго, генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича. Она осознанно и добровольно приняла православие, активно участвовала вместе со своим мужем в попечении о «Русской Палестине», а после убийства Сергея Александровича в 1905 году революционером-террористом Иваном Каляевым простила убийцу мужа, отошла от двора и создала в Москве на Ордынке знаменитую Марфо-Мариинскую обитель — церковное учреждение с особым уставом, занимавшееся воспитанием девочек и девушек и попечением о больных, раненых и неимущих. Елизавета Федоровна и ее ближайшая помощница инокиня Варвара были канонизированы в Московском Патриархате в 1992 году как «святые преподобномученицы» — задолго до того, как после многолетних дискуссий Царь Николай, его жена и дети были канонизированы в 2000 году как “страстотерпцы”.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети ‑ великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейб‑медик Боткин, камердинер Трупп, комнатная девушка Демидова и повар Харитонов.
Крестный ход проходит мимо одноэтажной Напольной школы, в которой до 18 июля содержалась под стражей Елизавета Федоровна. Сегодня здесь по-прежнему школа и даже избирательный участок, но в одной из комнат стараниями находящегося рядом маленького женского монастыря создан музей. Затем, уже на окраине города, богомольцы минуют Екатерининскую церковь, в которой тела алапаевских страдальцев омывали в октябре 1918 года доставшие их из шахты белогвардейцы. Потом тела были перенесены в Троицкий собор, откуда отправлены, через Харбин, Пекин и Шанхай, в Иерусалим, где и пребывают ныне в русском монастыре Марии Магдалины в Гефсиманском саду.
Рассвет застает верующих, когда они уже выходят из города и идут, отмахиваясь от комаров, по лесной дороге в сторону Синячихинского завода — по тому же пути, по которому Елизавету Федоровну и бывших с ней везли для того, чтобы, избив, столкнуть живыми в 20-метровую шахту, а потом забросать там гранатами и сжечь набросанным в шахту хворостом. По преданию, из шахты тогда еще долго доносилось пение молитв, а когда, спустя месяцы, тела из шахты извлекли, то оказалось, что умершая от ран при падении Елизавета Федоровна еще успела перевязать одного из князей.
Примерно через три часа пути — а идут богомольцы довольно быстрым шагом — впереди виднеются краснокирпичные строения монастыря Новомучеников Российских, построенного вокруг шахты за последнее десятилетие. Еще в конце 90х среди сосен возвышался только фундамент будущей церкви, а сейчас монастырь представляет из себя несколько аккуратных корпусов, обнесенных красным забором. Здесь, приложившись к распятию на краю мемориальной шахты — сегодня она представляет собой яму глубиной около двух метров — уставшие люди располагаются отдохнуть. Некоторые возвращаются на рейсовом автобусе обратно в Алапаевск, а большинство остается на Божественную Литургию, которую в 9 утра возглавит здесь архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Один за другим подъезжают и паломнические автобусы — 12-летний алапаевец Кирилл Формазов с гордостью насчитал 22 автобуса. «Это больше, чем когда патриарх приезжал», — говорит он, имея в виду визит сюда Патриарха Кирилла в апреле этого года.
«Это искорка нашей малой любви, благодарности и признательности к Елизавете Федоровне, святым Царственным Страстотерпцам, инокине Варваре и всем тем, кто пострадал за то, чтобы вера наша была сегодня жива, за то, чтобы мы были счастливы в этой вере», — говорит Вероника Нестерова, преподаватель испанского языка в Уральском государственном университете. Вероника, ее муж Василий и двое их маленьких детей, один из которых все время путешествовал в коляске, а второй то шел, то подсаживался к своему брату в коляску, второй раз проделали этот крестный ход. А старшая дочь Вероники шла накануне с крестным ходом из Екатеринбурга на Ганину яму. “Если Бог даст сил и благословит, когда-нибудь мы и оба крестных хода пройдем,” — говорит Вероника.
Паломники у Поклонного креста на краю мемориальной шахты в Алапаевске
Алапаевский крестный ход от Свято-Троицкого собора до Алапаевского мужского монастыря Новомученников Российских на месте шахты, где погибла Великая княгиня Елизавета Федоровна Романава с членами семьи и прислугой.
Вокруг крестного хода
Старинная христианская традиция дальних крестных ходов переживает сегодня новое рождение в России и часто окрашена в покаянные тона. Виктор Варнавкин, водитель из Оренбурга, говорит, что для него крестный ход — это «форма выражения покаяния», притом не только личного. «Крестный ход — это не единоличное предприятие, — говорит он, — это и личное, и общественное — как служба в церкви».
Нельзя не сказать, что в крестных ходах — а некоторые из них продолжаются и по нескольку дней — сегодня часто проявляются и маргинальные фундаменталистские настроения в церкви, связанные с различными неофициальными культами. Вот и на Алапаевском крестном ходе, в то время как большинство паломников шли с пением Иисусовой молитвы и несли иконки Елизаветы Федоровны или Царственных Страстотерпцев, была группа верующих из Поволжья, которые несли большую тяжелую икону Царской Семьи, а вместе с ней и ряд неканонических икон, включая изображения Григория Распутина и Ивана Грозного с нимбами святых и пели свою молитву, обращаясь к «Царственным Мученикам» и прося их о спасении России. А перед началом Литургии женщина средних лет пела у ворот монастыря песни, напоминавшие по мотиву советские, а по содержанию жестко увязывавшие православие, самодержавие и необходимость отказа от ИНН как «печати сатаны».
Однако в значительной степени под давлением фундаменталистов Русская Православная Церковь не признала и останков царской семьи, которые были обнаружены в 1979 году на Старой Коптяковской дороге в двух километрах от Ганиной Ямы, эксгумированы в 1991 году и, после многочисленных экспертиз в России и за рубежом, были торжественно захоронены, в присутствии Президента России Бориса Ельцина и представителей рода Романовых, в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге в 1998 году. Дело в том, что в формировании почитания Царской Семьи, сложившимся в кругах русской эмиграции, центральную роль сыграла книга следователя Николая Соколова, который пришел к выводу, что их останки были полностью уничтожены на Ганиной Яме, а эта версия хорошо укладывалась в представление о «ритуальном убийстве».
Тогда, после многочисленных экспертиз, было выявлено, что среди останков, обнаруженных на Коптяковской дороге, в месте, известном как «Поросенков лог», отсутствовали останки наследника Алексия и царевны Марии, и это вызывало дополнительные сомнения. И вот в 2007 году екатеринбургские поисковики и археологи обнаружили останки двух молодых людей, закопанные под костром в 70 метрах от первой могилы. Новые генетические экспертизы и исторические исследования признали их останками Алексия и Марии. Но на сегодняшний день уголовное дело закрыто, признания церковью не произошло, а останки Алексия и Марии, которые, в случае признания их церковью, почитались бы как святые мощи, хранятся в Свердловском областном бюро судебно-медицинской экспертизы.
Другое место
В эти же дни, когда тысячи верующих идут крестным ходом на Ганину Яму, археолог Сергей Погорелов и поисковики Леонид Вохмяков и Сергей Плотников, обнаружившие останки Алексия и Марии, собрались с товарищами у места своей находки, чтобы по-своему отметить “Царские дни”. Они сидят у костра, вспоминают обстоятельства своей находки, но взяли с собой щуп и металлоискатель и собираются еще «поискать черепки» — осколки от сосудов с серной кислотой, которыми были облиты трупы царя и его детей.
Обе могилы отмечены крестами, но сюда нет массового паломничества. Время от времени приходят небольшие группки туристов. Одна из посетительниц — Татьяна Штефанова, приехавшая в Екатеринбург из Москвы на выставку технологических инноваций. “Бизнес бизнесом, жизнь жизнью, но нужно выделить время, чтобы посетить эти святые места,” говорит она.
В Екатеринбургской епархии есть группа верующих, которые почитают эти места как святые и стараются добиваться церковного признания царских останков. Но они чувствуют себя настолько изолированными, что даже отказываются называть свои имена для прессы.
Погорелов и его друзья озабочены планами Екатеринбургской епархии создать кладбище в Поросенковом логу. По его словам, строительство кладбища, под которое уже отведена земля, изменит рельеф и уничтожит это историческое место. Сейчас активисты ищут поддержку у авторитетных ученых и направляют письма в высокие инстанции, в том числе и Патриарху Кириллу. Но пока безуспешно.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал в интервью РИА Новости, что на сегодняшний день Екатеринбургская епархия пришла к тому, что кладбище не затронет территорию царских захоронений. «На многие вопросы пока нет ответа, и для того, чтобы эти вопросы снять, надо все же завершить следствие, которое я считаю незавершенным», — сказал он.
Уголовное дело по факту гибели царской семьи было закрыто в январе прошлого года, а на 25 августа назначено следующее заседание Басманного суда в Москве, которое должно рассмотреть жалобу представителей Дома Романовых на это решение.
«Для меня очевидно, что это было не уголовное, а политическое решение, и ему надо дать не только нравственную, но и правовую оценку», — сказал протоиерей Чаплин. Следствие считает, что убийство было осуществлено по решению Уралсовета, и это должно быть юридически подтверждено, сказал он.
Но подавляющее большинство верующих мистически относятся как к самой гибели Царской Семьи, которую они видят не только как страшное преступление, но и как торжество рождения новых святых, так и к спорам вокруг их останков, и рациональные доводы имеют здесь мало силы.
«Большинство людей придерживается мнения, что царские останки были уничтожены, — говорит Вероника Нестерова, — Быть может, произойдет что-то, и это будет нам как-то явлено. Но когда возникает что-то новое, то отношение к этому: надо подождать».