Что такое царская охота
Царская и великокняжеская охота на Руси
Полезное
Смотреть что такое «Царская и великокняжеская охота на Руси» в других словарях:
Царская и великокняжеская охота на Руси — как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространённого. Владимир Мономах хорошо выразил народную мысль об охоте, когда по поводу обилия птиц и зверей сказал: всё… … Википедия
Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси — Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси … Википедия
Царская и великокняжеская охота — на Руси. Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного. Владимир Мономах хорошо выразил народную мысль об охоте, когда по поводу обилия птиц и зверей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Охота — на оленя. Лукас Кранах Старший. 1529 год У этого термина существуют и другие значен … Википедия
Охота в России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Царская и великокняжеская охота на Руси. Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта… … Википедия
Великокняжеская — Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси Обложка первого тома (1896 год) Автор: Н.И. Кутепов Язык оригинала: русский Оригинал издан … Википедия
Охота — в обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Охота, общее понятие — в обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Русская охота — Охотник с белым медведем Четыре кабана, убитых на охоте в Австрии Охота промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче (то есть поимке или умерщвлении) некоторых видов диких животных. Промысловая охота служит… … Википедия
Звероловство — Охотник с белым медведем Четыре кабана, убитых на охоте в Австрии Охота промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче (то есть поимке или умерщвлении) некоторых видов диких животных. Промысловая охота служит… … Википедия
Царская охота
Царская охота | |
Жанр | |
---|---|
«Царская охота» — советский исторический художественный фильм-драма, поставленный в 1990 году режиссёром Виталием Мельниковым по одноимённой пьесе Леонида Зорина.
Второй фильм исторической трилогии Виталия Мельникова «Империя. Начало»
Содержание
Сюжет
1775 год. Завершен первый раздел Польши, восстание под предводительством Емельяна Пугачева подавлено, Пугачев казнен. Власть государыни Екатерины кажется безграничной. Она диктует волю Европе, заставляет трепетать свой двор: из политических соображений отправляет в отставку старых соратников Панина и Дашкову, прекращает многолетние любовные отношения с всесильным Григорием Орловым, избрав себе нового фаворита — Васильчикова.
Однако до государыни доносится тревожная весть — авантюристка, называющая себя княжной Таракановой, путешествует по Европе, смущая правителей рассказами о том, что она на самом деле дочь Елизаветы Петровны и наследница российского престола. Бурная деятельность смутьянки заставляет Екатерину II предпринять меры.
Государыне известно, что когда-то эта авантюристка была влюблена в графа Алексея Орлова, брата ее бывшего фаворита, участника дворцового переворота 1762 года и убийцы ее мужа, Петра III. Екатерина повелевает Орлову прибыть к ней в Петербург.
Орлов, купающийся в неслыханной роскоши своего огромного состояния, мучается скукой в Москве. Верша судьбы своих крепостных, он приблизил к себе «пиита» Кустова. Получив приказ Екатерины, он бросается в Петербург, где узнает как о перемене судьбы своего брата, так и о том, что за поручение приготовила ему императрица. Алексей отправляется в Италию.
Красавица Тараканова, сама сводившая с ума мужчин, увлекается Орловым и следует за ним на русский корабль. Орлов, чтобы отвлечь внимание союзников Таракановой, изображает свадьбу на борту корабля и затем заключает княжну под стражу. Пленницу перевозят в Петропавловскую крепость, где она проводит последние дни жизни, так и не раскрыв своего секрета. Орлов, до конца выполнивший долг верноподданного Екатерины, получает свою награду — ночь с российской императрицей.
«Царская охота»: версии и жертвы
Как и везде, на Руси охота предупреждает собою историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного.
Бониперти снова и снова приносит Елизавете Владимирской (она же — девица Франк, она же — Шель, она же — госпожа Тремуйль, она же — княжна Тараканова, самозванка) письмо с приглашением на бал в дом Ломбарди, куда зовут только самых знатных или самых прославленных особ.
Сургучная печать… Как вскрывали письма тогда? «Неожиданно» возникший консультант, неожиданно не старичок, «помнящий» шелест подолов по дворцовым паркетам, объясняет: все зависит от характера письма, от степени нетерпения адресата, от качества отношений госпожи и ее секретаря…
«Надо выкупить мои бриллианты», — реплика Елизаветы. «Это невозможно, мадонна…» — «Ну, придумай же что-нибудь…»
Режиссер Виталий Мельников — актерам Анне Самохиной и Рамазу Иоселиани: «Это бытовая как бы сцена, потом только все развяжется…» (да, на том балу произойдет роковая встреча самозванки с Алексеем Орловым, но сама «царская охота» начнется раньше, раньше…)
На какие деньги Бониперти выкупит бриллианты княжны, вот уже несколько лет скитающейся по Европе и живущей на средства любовников? На какие деньги снимает (тоже, кстати, не без выездов в Европу) сию историческую двухсерийную картину Мельников, живущий во времена хозрасчета. Впрочем, о деньгах — чуть позже. Сначала все-таки — о самом фильме. Пожалуйста, Виталий Вячеславович:
— Когда-то, во времена съемок «Женитьбы», я сказал Светлане Крючковой: ты сыграешь у меня Екатерину Великую. И вот — сыграла… Однако начнем с того, что время вот это — екатерининское — поразительно соединяющее в себе просвещенность, цинизм, безумную роскошь, попытки наконец-то создать (смеется) правовое российское государство, прихотливо совмещающееся с тиранией, породившее ярчайших личностей, — не может не привлечь внимания.
— А почему — княжна Тараканова?
— Ее история поразительна: это самой жизнью созданная классическая трагедия. В ней — концентрация всех проклятых вопросов, которые и сегодня нас волнуют и будут волновать всегда. Личность и общество. Интересы личности и государства. Что такое вообще государство и стоит ли о нем всерьез говорить, если личность важнее. Сама по себе Тараканова — только катализатор для действия других сил. Главное в этой всей истории — отношения между Екатериной и Алексеем Орловым, который, собственно, и возвел ее на престол и которому императрица поручала уничтожить еще одну соперницу…
— Записки императрицы Екатерины Второй
…И вот Орлов столкнулся с этой соперницей, ни в чем в общем неповинной игрушкой в чужих руках, увидел в ней никакого не политика, а — человека, женщину, и тем не менее переступил через это во имя неких государственных надобностей. И — сломался сам, ибо ломаются даже самые сильные люди, когда в столкновении естественного, человеческого, с искусственным, созданным якобы для всеобщего благоустройства, выбирают второе…
— Значит, Орлов — фигура трагическая?
— А сама история этой царской охоты?
— По-видимому, романтическая. Хотя бы потому, что в основе ее — почти легенда. Фактов очень мало, много домыслов. Это — версия, одна из версий…
…Орлов получил от имп. Екатерины II повеление «схватить бродяжку, что он и исполнил, притворившись ее сторонником и предложив ей свою руку. Арестованная, по его приказанию, адмиралом Грейгом в Ливорно, она в мае 1775 г. была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания, и умерла от чахотки 4 декабря 1775 г., скрыв тайну своего рождения даже от священника. Обрядов при ее погребении не было совершено никаких. Предание о гибели Т. во время наводнения в С.-Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей (в 1865г.) много шуму картины Флавицкого, не подтверждается исследованиями. Жизнь ее не раз служила темой для романистов…
— Но в основе сценария — еще и пьеса…
— Нам с Леонидом Зориным пришлось немало потрудиться… Пьеса несет отпечаток своего времени, там многое построено на сюжете и на репризах с подтекстом, типичных для театра застойного периода, когда многое нельзя было сказать прямо. Все это сегодня уже ушло. Остаются только отношения между людьми. Об этом и хочется сделать фильм — найти человеческое в мире шпаг и париков. Правда, прежде это тоже делали… Но вообще традиция исторических постановок в нашем кино во многом утеряна.
— Не будем углубляться в причины — думаю, они всем ясны. Чувствуете ли вы себя героем, взявшись за подобное дело?
— Я чувствую себя жертвой, и достаточно давно…
Фотография Е. Карусаар
С падением феодального строя, в конце XVIII стол., О. была признана свободным занятием… царская летняя и зимняя потеха на зверя состояла в ведомстве Конюшенного приказа… Летняя потеха — соколиная — ведалась приказом тайных дел…
…Когда четыре года назад я задумывал фильм, то мыслил его не иначе как копродукцию. Я не представлял себе, что наше государство вынуждено будет выложить такое количество денег. Поскольку часть действия происходит в Италии и картина может быть итальянцам тоже интересна, я думал, что мы располовиним расходы. Нашлась фирма, согласная осуществлять этот проект. Но наш замечательный «Совинфильм» так повел дело (а попросту — обманул фирму), что все рухнуло. Впрочем, это отдельная история… Сейчас нам помогает известный продюсер Сильвия дАмико, благодаря которой восемь съемочных дней мы проведем все же в Италии. Но частично за Италию будем выдавать Крым и Чехословакию…
— Теперь, пожалуйста, о деньгах. Думаю, читателям — будущим зрителям, кроме версии о судьбе княжны Таракановой, будут интересны и ленфильмовские версии о сумасшедшей стоимости вашей картины.
— Она стоит миллион восемьсот тысяч. За такие деньги я бы сделал три или четыре фильма — всю жизнь снимал картины не дороже пятисот тысяч…
— И на студии ходят разные слухи…
— Да, я сам вам их перечислю. Первый: Мельников, пользуясь своим служебным положением худрука объединения, отхватил у объединения и студии бешеные деньги и теперь роскошествует. Поэтому ни один другой режиссер не может начать работать. Второй: Мельников заказами по своей картине заполонил все студийные службы и цеха, исчерпал все мощности. Спешу огорчить разносчиков этих слухов. Прежде всего — деньги на картину выделило Госкино, фильм имеет статус госзаказа. Так что никого я не ограбил и никому не помешал. Что касается костюмов, реквизита, париков, грима… действительно, студийным службам пришлось это делать, от чего они отвыкли: мы давно уже воспринимаем фильмы с тремя актерами в ватниках на фоне трех берез как зрелищные. Но значительный объем работ взяла на себя студия «Баррандов», на которой любят и умеют ставить костюмно-шпажно-каретные картины. А Ялтинская студия построила нам флот.
Указом 6 мая 1771 г. все чины оберегермейстерского ведомства, вместе со всеми дворцовыми служителями, были освобождены от телесных наказаний. Чины охоты, выходя в отставку «за дряхлостию лет» или за полною «инвалидностью», награждались пенсионом в размере жалованья, или же им поручали более легкое дело, с сохранением прежних окладов.
— Почему же государство рискнуло выделить вам такую сумму — в надежде, что фильм сделает большие сборы?
— Ну, у государства нашего разные бывают соображения, не только меркантильные. В данном случае первым было то, что ни одной студии самостоятельно подобную постановку не осилить… Но мы стараемся, конечно, сделать этот фильм интересным не только нам с вами, но и зрителям…
— Публику в первую очередь привлекают актеры…
— О Светлане Крючковой в роли императрицы я уже сказал. Алексея Орлова играет Николай Еременко. Анну Самохину — самозванку — вы видели на площадке. Четвертая большая роль — поэт-приживала при Орлове — у Михаила Кононова. Надо сказать и о людях, с которыми я работаю. Художник Белла Маневич и оператор Юрий Векслер — если бы не они, мои стародавние товарищи, я вряд ли бы предпринял эту затею. Замечательно работает художник по костюмам Лариса Конникова, просто самоотверженно…
…В спальне Елизаветы, на столике, — лист бумаги, из которого ясно, что куртаг с музыкой, маскарад и еще куртаг — в среду, пятницу и воскресенье. Членам группы раздают билеты на самолет в Италию — такие горизонтальные голубенькие книжечки. Директор картины Вениамин Кутиков подписывает счета на мясо жареное, дыни, помидоры, брынзу… Если нажать на клавишу белого клавесина, звука не будет. Но колокольчик «восемнадцатого века» звенит.
В начале XIX стол. Императорская охота из Петербурга была переведена в Петергоф, в 1858 г. — из Петергофа в Гатчину, где находится и поныне.
Что такое царская охота
| Об охотничьих вкусах русских царей и императриц, о том, как охотился Ленин и генсеки, как возникли новые «царские охоты», когда начался бурный рост закрытых охотничьих угодий, как охотились в заповедниках высокопоставленные лица, рассказывает писатель Борис Савченко. Например, как об охотничьих «забавах» Ленина в Шушенском вспоминала Надежда Крупская: «Поздней осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на остров за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда, бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники». |
Царская охота: Как охотились русские Цари, а также Ленин, Хрущев и другие
Василий III
В XV веке, при Василии III достигла своего апогея псовая охота. Была создана даже некая администрация в лице ловчих с помощниками, ведавшая всей организацией. И неудивительно: в государевой охоте, особенно на «красного зверя» (волка, лису) участвовал довольно многочисленный егерский состав – более 100 человек. На великокняжеской службе находились ловчий, выжлятники (охотники с гончими), доезжачий (подчиненный ловчему старший выжлятник), борзятники (охотники с борзыми), псари, загонщики. А еще привлекалась временная обслуга при обозе: повара, конюхи, возницы. Охотники обеспечивались «фирменной» одеждой (кафтан, шаровары, полушубок, плащ, фуражка или шапка) и снаряжением (ножи с ременными поясами, арапники, рога и пр.).
В зависимости от количества собак устраивались большие и малые псовые охоты. В малой участвовали 18 гончих и 20 борзых в пяти сворах, на большую брали до 40 гончих и 12 свор по 3 борзые. Гончие «выгоняли» зверя на открытое пространство, где его ожидали верховые охотники со сворами борзых, – те уже догоняли и «брали» зверя.
В. Суриков. Охота Царя Михаила Федоровича на медведя
Михаил Романов
В отличие от Василия III, обожавшего травлю зайцев, Михаил Романов увлекался охотой на медведей. С этой целью в 1619 году царь посылал на север, в «медвежью сторону» двух охотников и трех конных псарей с приказом брать с людей оброк собаками и медведями.
Зверей доставляли в Москву, и для государя и его гостей устраивалось потешное представление, состоящее из трех актов: медвежьей комедии, травли зверя и медвежьего боя. Во время «комедии» медвежьи поводчики «забавляли зрителей присказками и приговорками, которые служили комментарием к этому медвежьему балету, и объясняли медвежьи действа. Травля заключалась в том, что на прирученного, уже одомашненного медведя напускали дикого собрата или натравливали свору собак. Кульминацией представления был бой человека со свирепым зверем в кругу, ограниченном стеной. От бойца требовалось, изловчившись, воткнуть в медведя рогатину или вилы. В противном случае человек сам становился жертвой разъяренного зверя. И все это называлось охотой!
Женское правление
В период «женского правления» Российской империей охота, как ни странно, приобрела новый размах. Анна Иоанновна, ревниво заботившаяся о блеске своего двора, особое внимание уделяла устройству и развитию учреждений придворной охоты. В 1736 году введена должность обер-егермейстера. Любимым занятием Анны Иоанновны стала ружейная стрельбы. В Петербурге возникло несколько охотничьих дворов, на которых, кроме коллекции редких экземпляров фауны, содержались звери для травли и птицы для ружейной охоты императрицы.
В царствование Елизаветы Петровны при дворе вошла в моду охота на тетеревов из шалашей и с чучелами.
Екатерина II увлекалась ловчими птицами, но с ее эпохой пришла в Россию еще одна западная «новинка» – парфосная охота. Это разновидность псовой травли, смысл которой сводится к тому, чтобы взять зверя живым, не допустить его растерзания.
Кстати сказать, охота в те времена отнюдь не была делом затратным. Напротив – по свидетельству современников, после всех дворцовых издержек и выдачи жалованья оставался еще огромный излишек в виде шкур и мехов, дававших при продаже до 230 тысяч рублей.
После кончины великой императрицы начинается явный упадок царской охоты. Соколиная была полностью ликвидирована, а ведомство псовой вошло в состав министерства императорского двора. В начале XIX века царская охота была переведена в Петергоф, в 1858 – в Гатчину, где формально и просуществовала до 1917 года.
Браконьеры в Разливе
Первые вожди страны Советов отличались скромностью, которая распространялась и на их отношение к охоте. Ульянов-Ленин одним из первых декретов вообще запретил промысел и хозяйственное использование заповедников. Однако скрытая страсть брала свое.
На охоту – в заповедник!
Сразу же после войны начинается бурный рост закрытых охотничьих угодий. Уже в июне 45-го в Латвии для ответработников ЦК республики организуются специальные сафари с запрещенным отстрелом диких коз.
В 1956 году Н. Хрущев и А. Микоян посетили Югославию. После переговоров Иосип Броз Тито пригласил советских гостей на охоту. Большой любитель пострелять, Хрущев был просто поражен и роскошью охотничьего дворца, и изобилием дичи, и выучкой егерей. И решил создать нечто подобное у себя.
Вскоре в урочище Вискули (Белоруссия) появился «объект государственной важности», сооруженный из уральского гранита и кавказского мрамора. «Главный охотник СССР» прибыл на открытие на спецпоезде. Сюда же доставили два бронированных «ЗИСа-100»: один лично для Хрущева, другой – для команды автоматчиков. К охоте подготовились отменно. Глава государства тремя выстрелами подряд уложил трех кабанов, за что загонщики получили по 600 рублей премиальных.
Как-то в Воронежский заповедник прибыл председатель Совета Министров А. Косыгин, пострелять оленей. «Они же почти ручные», – возразил директор заповедника. – «А это даже хорошо, меньше хлопот». Тогда директор напомнил Косыгину о ленинском декрете. «А я как нынешний председатель Совмина СССР на три дня приостанавливаю декрет бывшего председателя Совнаркома», – был обескураживающий ответ.
А как-то в Воронежский заповедник на медвежью охоту нагрянули бравые московские генералы. Никак директор заповедника Буланкин не мог убедить гостей, что медведей в этих краях уже больше века не видели – слушать не хотели, давай медведя и все.
Делать нечего: пока генералы парились в баньке, из местного музея срочно забрали медвежью шкуру, выкопали в лесу берлогу. Нашли молодого лесника, который за бутылку водки согласился облачиться в шкуру, залезть в берлогу. С ним договорились – как только собаки залают, «медведь» должен вылезти из «берлоги» и встать на задние лапы. Генералы откроют огонь (патроны в ружьях будут холостыми) и «медведь» сразу падет. Дальше гостей отвезут на жареную печенку и вручат напоследок «трофей» – медвежью шкуру из музея.
Вначале все шло по сценарию: лайки залаяли, «медведь» вылез и встал на задние лапы, генералы выстрелили. Но молодой да еще немного поддатый для храбрости лесник не стал валиться на бок. Он решил попугать маленько генералов, и, зарычав, сделал в их сторону пару шагов. Но тут подскочили обеспокоенные адъютанты и давай палить из своих «ТТ». «Медведь» взвыл от боли, скинул маску и закричал во весь голос: «Буланкин, мать твою, мы же так не договаривались. »
Леонид Брежнев на охоте. 1973 год. Фото Владимира Муcаэльяна
Come to USSR for hunting
Отдельная песня – визиты руководителей стран из братского соцлагеря, во время которых «доброго гостя» обязательно приглашали на русскую охоту, зачастую превращавшуюся либо в комедию, либо в трагедию.
Как-то к Хрущеву приехал Хоннекер из ГДР. Предполагалась охота на зайцев, но по чьей-то неосторожности косые разбежались из загона. Утром державным лицам, которые уже опохмелились, захотелось пострелять. А зайцев-то ни нет! Егеря взяли одного приблудного кота и зашили в заячью шкурку. Хоннекер выстрелил, промазал, а «зайчик» с испуга… забрался на дерево. Хоннекеру стало так дурно, что тогда, поговаривают, он «заработал» свой первый инфаркт.
Был случай, когда сорвавшийся с цепи медведь ринулся к помосту, где пиршествовал румынский генсек, и чуть не разорвал своего мучителя. Тогда Чаушеску спасла охрана, но после на подобных охотах на деревья сажали снайперов – так, на всякий случай.
Король Испании и медведь Митрофан
Последние скандал, связанный с «царской» охотой на Руси, случился не так давно. В убийстве ручного медведя обвинили не кого-нибудь, а короля Испании, но доказательств не нашли.
Скандал разразился в Вологде в октябре 2006 года. Начальник областного управления по охране и развитию охотничьих ресурсов Сергей Старостин направил губернатору Вячеславу Позгалеву письмо, в котором сообщал, что король Испании Хуан Карлос I, находившийся в августе с визитом на Вологодчине, убил на охоте ручного медведя, которого к тому же напоили водкой.
Согласно письму, Хуан Карлос и его свита жили на базе отдыха «Глухариный дом» в местечке Лимоново. «Отвратительная инсценировка сопровождала охоту короля Испании Хуана Карлоса, – писал губернатору господин Старостин. – Фальсификаторы «принесли в жертву» добродушного и веселого медведя по кличке Митрофан, содержавшегося на базе отдыха в селе Новленском. Медведя посадили в клетку и привезли к месту охоты. После этого его щедро напоили водкой, смешанной с медом, и вытолкали на поле. Естественно, грузное пьяное животное стало легкой мишенью. Его величество Хуан Карлос уложил Митрофана с одного выстрела».
Впрочем, официальная проверка, назначенная губернатором Позгалевым, этот факт не подтвердила. Оказалось, что в программе пребывания короля Испании в Вологодской области охоты не было. А медведь Митрофан, который со слов Старостина, «был принесен в жертву», до 6 октября 2006 года содержался на базе Вологодской областной общественной организации «Клуб охотников «Омогаевское» в поселке Новленское, и, следовательно, не мог быть застрелен в августе 2006 года.
Однако, и в живых медведя уже нет – в ночь с 6 на 7 октября 2006 года, по сообщению официальной комиссии «был произведен вынужденный отстрел медведя по причине его крайне агрессивного поведения».