что такое times new roman это

Великие шрифты. Times New Roman

Times New Roman (Таймс Нью Роман)

Times New Roman — один из нем­но­гих текс­то­вых шриф­тов, ко­торый не несет в себе ни­каких ис­то­ричес­ких ас­со­ци­аций, а все­цело при­над­ле­жит сов­ре­мен­ности. Это свя­зано с тем, что ис­то­рия его по­пуляр­ности, на­чав­ша­яся еще в 30-х годах прош­ло­го сто­летия, по-нас­то­яще­му ни­ког­да не пре­рыва­лась.

Нес­мотря на то, что по­яв­ле­ние Таймс — дело от­но­ситель­но не­дав­не­го вре­мени, ис­то­рия раз­ра­бот­ки шрифта до­воль­но за­пута­на. Обычно о его соз­да­нии шрифта со­об­ща­ет­ся сле­ду­ющее. В 1929 году анг­лий­ский ти­пог­раф и ис­то­рик шрифта Стенли Мо­рисон был приг­ла­шен в ста­рей­шую лон­донс­кую газету «Таймс» (The Times) как кон­суль­тант по ти­пог­ра­фике. Одной из его ре­комен­да­ций по ре­дизай­ну газеты было — за­менить шрифт ос­новно­го набора. Ру­ководс­тво газеты, сог­ла­сив­шись с до­вода­ми Мо­рисо­на, пред­ло­жило ему возг­ла­вить проект в сот­рудни­чест­ве со штат­ным ху­дож­ни­ком газеты Вик­то­ром Лар­дентом.

Была раз­ра­бота­на новая гар­ни­тура, пред­по­ложи­тель­но на основе шрифта Monotype Plantin (серия 110). Лар­дент на­рисо­вал шрифт-про­тотип, впос­ледс­твии сильно пе­рера­ботан­ный под ру­ководс­твом Мо­рисо­на. В начале апреля 1931 года фирма Monotype начала работу над ос­наст­кой комп­лек­та знаков нового шрифта для ос­новно­го текста в 9 кегле, а в конце этого же месяца в работу пос­ту­пили два других кегля (7 и 5 пунк­тов).

В июне 1931 года ри­сун­ки и от­ливки пря­мого на­чер­та­ния были пе­реда­ны в фирму Linotype, ко­торая должна была из­го­товить мат­ри­цы для набора текста на ли­ноти­пе. Таким об­ра­зом Linotype по­лучил права на новый шрифт па­рал­лель­но с Monotype. Первый номер газеты, наб­ранный новым шриф­том, был на­печа­тан 3 ок­тября 1932 года.

В ре­зуль­та­те по­лучил­ся текс­то­вый шрифт, дос­та­точ­но близ­кий по ри­сун­ку и ём­кости к шрифту Plantin, но рост его строч­ных был уве­личен, за­сеч­ки стали го­раз­до острее, а конт­раст между ос­новны­ми и со­еди­нитель­ны­ми штри­хами в буквах силь­нее. Новый ри­сунок оп­равдал ожи­дания Мо­рисо­на, ко­торый хотел соз­дать прив­ле­катель­ный текс­то­вой шрифт с вы­сокой удо­бочи­та­емостью и од­новре­мен­но по­вышен­ной ём­костью для печати на хо­рошей бумаге. Именно такой рес­пекта­бель­ный шрифт мог и удов­летво­рить тре­бова­ния ру­ководс­тва газеты «Таймс», и со­от­ветс­тво­вать ус­ло­ви­ям про­из­водс­тва газеты, а также предс­тав­ле­ни­ям ее чи­тате­лей. Гар­ни­тура была наз­ва­на Times New Roman (серия 327), что оз­на­ча­ет «Таймс Новый Прямой» — новый по от­но­шению к преж­не­му шрифту газеты «Таймс».

Однако в 1994 году на кон­фе­рен­ции Меж­ду­народ­ной ти­пог­ра­фичес­кой ас­со­ци­ации (ATypI) в Сан-Фран­циско аме­риканс­кий исс­ле­дова­тель Майк Паркер сделал сен­са­ци­он­ное со­об­ще­ние, что ри­сунок шрифта Times New Roman при­над­ле­жит вовсе не Мо­рисо­ну. Паркер об­на­ружил, что прямое свет­лое на­чер­та­ние гар­ни­туры Times New Roman по­рази­тель­но похоже на най­ден­ный в ар­хи­вах аме­риканс­кой фирмы Lanston Monotype комп­лект шриф­то­вых шаб­ло­нов серии 54, из­го­тов­ленный, по всей ве­ро­ят­ности, не позд­нее 1916 года. Их ри­сунок при­писы­ва­ет­ся Стар­лингу Берд­же­су, аме­риканс­ко­му стро­ите­лю го­ноч­ных яхт, авиа- и ав­то­конс­трук­то­ру. Из ар­хивных ис­точни­ков из­вест­но, что этот шрифт пря­мого, кур­сивно­го и жир­но­го на­чер­та­ний Стар­линг Берд­жес за­казал для своего про­ект­но­го бюро W.Starling Burgess & Co., про­дан­но­го в 1916 году. Этот заказ был ан­ну­лиро­ван в конце 1918 года и шрифт не был за­вер­шен.

Сейчас аме­риканс­кое про­ис­хожде­ние ри­сун­ка Times New Roman приз­на­ли и другие исс­ле­дова­тели, нап­ри­мер, Уолтер Трэйси и Роберт Бринг­херст.

Тем не менее, неп­ра­виль­но было бы пы­тать­ся ума­лить роль Стенли Мо­рисо­на и Вик­то­ра Лар­дента в соз­да­нии шрифта Times New Roman. В том виде, каком мы его знаем сейчас, Times New Roman соз­да­ли именно они (и не­из­вест­ные нам по именам штат­ные ди­зай­не­ры фирмы Monotype). Но воз­можно, что пре­дыс­то­рия этого шрифта из­вест­на не пол­ностью.

В целом Times по про­пор­ци­ям, конт­рас­ту и нак­ло­ну осей овалов можно клас­си­фици­ровать как пе­реход­ную ан­тикву, хотя свер­хост­рые за­сеч­ки и су­жен­ные строч­ные явно на­поми­на­ют не­кото­рые шрифты конца XIX — начала ХХ века. В сущ­ности, Times своей эк­лектич­ной формой очень близок к не­кото­рым шриф­там второй ве­ликой эпохи шриф­тотвор­чест­ва, эпохи мо­дер­на, так на­зыва­емым шриф­там типа Эль­зе­вир или French Old Style, на­поми­на­ющим нашу гар­ни­туру Ли­тера­тур­ную, бывшую Ла­тинс­кую.

Ви­зу­аль­ный ха­рак­тер пря­мого (Roman) свет­ло­го на­чер­та­ния (серия 327) оп­ре­деля­ет­ся зна­читель­ным конт­рас­том, очень круп­ным очком строч­ных знаков, ко­рот­ки­ми вы­нос­ны­ми эле­мен­та­ми, ост­ры­ми за­сеч­ка­ми, скруг­ленны­ми в местах при­со­еди­нения к ос­новным штри­хам, и нак­лонны­ми осями овалов. Строч­ные буквы за­мет­но свет­лее про­пис­ных и выг­ля­дят более узкими.

Жирное (Bold) на­чер­та­ние (серия 334) в гар­ни­туре прак­ти­чес­ки со­от­ветс­тву­ет по ши­ринам пря­мому свет­ло­му, ха­рак­те­ризу­ет­ся по­вышен­ной на­сыщен­ностью и конт­рас­тностью, что, оче­вид­но, свя­зано с его пер­во­началь­ным при­мене­ни­ем в газете в ка­чест­ве за­голо­воч­но­го. Пос­коль­ку про­пор­ции про­пис­ных ближе к про­пор­ци­ям про­пис­ных ос­новно­го на­чер­та­ния, от жир­но­го на­чер­та­ния воз­ни­ка­ет ощу­щение узких строч­ных при нор­маль­ных про­пис­ных.

Пер­во­началь­но в гар­ни­туре был раз­ра­ботан только один свет­лый курсив (Italic). Его про­пис­ные буквы более узкие, по срав­не­нию с прямым на­чер­та­ни­ем, но по ри­сун­ку они похожи. Жирный курсив (Bold Italic) был вы­пущен только в 1956 году. По форме он на­поми­на­ет свет­лый курсив и не совсем со­от­ветс­тву­ет в де­талях ри­сун­ка пря­мому жир­но­му на­чер­та­нию.

В 1936 году было раз­ра­бота­но по­лужир­ное (Semi-Bold) на­чер­та­ние (серия 421) спе­ци­аль­но для набора Библии в из­да­тель­стве Кемб­ридж­ско­го уни­вер­си­тета. Monotype вы­пус­тил шрифт серии 727 с об­легчен­ны­ми про­пис­ны­ми, чтобы они более со­от­ветс­тво­вали по цвету стан­дарт­ным строч­ным. Был раз­ра­ботан также рас­ши­рен­ный ва­ри­ант ос­новно­го на­чер­та­ния, так на­зыва­емый Times Roman Wide (серия 427), ва­ри­ант с уд­ли­нен­ны­ми вы­нос­ны­ми эле­мен­та­ми для книж­но­го набора (серия 627) и нес­коль­ко жирных и по­лужир­ных версий, сверх­жир­ное (серия 834) и узкие на­чер­та­ния (серии 724/725), а также два спе­ци­аль­ных на­чер­та­ния для набора объ­яв­ле­ний мелким кеглем (Times New Roman Small Ads 927).

Через год после того, как гар­ни­тура была раз­ра­бота­на, Monotype вы­пус­тил ее в ши­рокую про­дажу. Версии, расп­рос­тра­ня­емые фирмой Linotype, стали на­зывать­ся Times Roman. Этот шрифт при­меня­ет­ся во всех об­ластях пе­чат­ной ком­му­ника­ции, от книг и жур­на­лов до рек­ла­мы. Times Roman стал еще по­пуляр­нее, когда по­яви­лись компь­ютер­ные нас­толь­но-из­да­тель­ские сис­те­мы, в ко­торые он встра­ивает­ся. В связи с тем, что для него еще в период ме­тал­ли­чес­ко­го набора было раз­ра­бота­но мно­жест­во до­пол­ни­тель­ных ма­тема­тичес­ких, фо­нети­чес­ких, линг­вис­ти­чес­ких и других спе­ци­аль­ных знаков, Times стал стан­дарт­ным шриф­том для набора тех­ни­чес­кой и на­уч­ной ли­тера­туры. В част­нос­ти, этой гар­ни­турой на­бира­лась все­мир­но из­вест­ная Бри­танс­кая Эн­цикло­педия (Encyclopaedia Britannica). Ши­рокое при­мене­ние Times свя­зано еще и с тем, что гар­ни­тура сде­лалась нас­толь­ко при­выч­ной, и ее ри­сунок стал восп­ри­нимать­ся как ней­траль­ный.

Обе фирмы, вла­де­ющие пра­вами на ри­сунок шрифта Times, не­зави­симо друг от друга при­нялись раз­ви­вать гар­ни­туру по на­чер­та­ни­ям и до­пол­нять ее новыми спе­ци­али­зиро­ван­ны­ми вер­си­ями. Встро­ен­ная циф­ро­вая версия шрифта Times фирмы Linotype стала стан­дарт­ной для постскрип­товс­ких вы­вод­ных уст­рой­ств бла­года­ря сот­рудни­чест­ву с фирмой Adobe, соз­да­телем языка PostScript. Затем Linotype раз­ра­ботал 4 на­чер­та­ния Times спе­ци­аль­но для циф­ро­вого набора текста с экс­пер­тны­ми на­бора­ми знаков, вклю­чая прямую свет­лую ка­питель и ми­нус­куль­ные цифры. Шрифт был назван Times Ten, пос­коль­ку он оп­ти­мизи­рован для при­мене­ния в ба­зовом кегле 10 пунк­тов. Кроме того, были раз­ра­бота­ны 3 прямых за­голо­воч­ных на­чер­та­ния (Times Eighteen Roman, Bold, Extra Bold) для при­мене­ния в ба­зовом кегле 18. Фирма Monotype пе­рера­бота­ла 4 ос­новных на­чер­та­ния Times New Roman для фор­ма­та PostScript, чтобы они по росту и ши­ринам знаков со­от­ветс­тво­вали стан­дарт­но­му Times, встро­ен­но­му в постскрип­товс­кие вы­вод­ные уст­рой­ства. Эта версия на­зыва­ет­ся Times New Roman PS. В 1989 году Monotype раз­ра­ботал новое на­чер­та­ние гар­ни­туры, Times New Roman Medium, про­межу­точ­ное между свет­лым и по­лужир­ным, с со­от­ветс­тву­ющим кур­си­вом.

Пос­ле­во­ен­ный успех шрифта Times New Roman вызвал волну под­ра­жаний и пе­рера­боток пер­во­началь­но­го ри­сун­ка. Одним из первых и на­ибо­лее близ­ких по форме к Times был шрифт Life, соз­данный в 1964 году для фирмы Ludwig & Mayer ди­зай­не­ром Виль­гель­мом Биль­цем и до­пол­ненный в 1965 году Фран­ческо Си­мон­чи­ни. Сле­ду­ющим шриф­том по­доб­но­го типа был Concord фирмы Berthold, спро­ек­ти­рован­ный в 1968 году ее глав­ным ху­дож­ни­ком Гюн­те­ром Ге­рар­дом Ланге. И, на­конец, в 1972 году Уолтер Трэйси по заказу фирмы Linotype раз­ра­ботал гар­ни­туру Times Europa для замены Times New Roman Мо­рисо­на и Лар­дента для набора лон­донс­кой газеты «Таймс». Этот шрифт более прис­по­соб­лен к ус­ло­ви­ям га­зет­но­го набора и ро­таци­он­ной вы­сокой печати, его про­пор­ции более рас­ши­рены, умень­ше­на конт­рас­тность и за­сеч­ки более мощные и не такие острые, как в Times New Roman.

После того, как газета «Таймс» пе­реш­ла на офсет, по­яви­лась воз­можность ис­поль­зо­вать более тонкие и эле­гант­ные шрифты. И в 1991 году Times Europa был за­менен на новый ва­ри­ант ста­рого шрифта, под наз­ва­ни­ем Times Millenium, работы ис­ланд­ско­го ди­зай­не­ра Гунн­ла­угу­ра Брима. Однако этим дело не ог­ра­ничи­лось, и в 2002 году газета пре­тер­пе­ла оче­ред­ной ре­дизайн. Шрифт Times Millenium был за­менен на еще один ва­ри­ант под наз­ва­ни­ем Times Classic, ко­торый спро­ек­ти­рова­ли Дэйв Фэйри и Ричард Доусон.

Не­обы­чай­ное расп­рос­тра­нение шрифта Times New Roman для книж­но­го и жур­наль­но­го набора при­вело к по­яв­ле­нию его мно­гочис­ленных клонов и копий под дру­гими име­нами. Нап­ри­мер, версия Times фирмы Bitstream на­зыва­ет­ся Dutch 801, фирмы Alfatype — English. У Apple один из встро­ен­ных в софт шриф­тов, очень по­хожий на Times, на­зыва­ет­ся New York. Гам­бург­ская фирма URW расп­рос­тра­ня­ет сразу 2 тай­мсо­вид­ных шрифта: Nimbus Romanи URW Roman. Версия Times аме­риканс­кой фирмы Linguist Software, за­нима­ющей­ся на­бором мно­го­языч­ных линг­вис­ти­чес­ких текс­тов, на­зыва­ет­ся не­затей­ли­во: Serif (а Helvetica, по­нят­но, Sans Serif). Фирма IBM в свое время ис­поль­зо­вала уп­ро­щен­ную версию Times под именем Press Roman.

Раз­ра­бот­ка гре­чес­ких и ки­рил­ли­чес­ких версий се­мей­ства Times на­чалась почти сразу после соз­да­ния ос­новных ла­тинс­ких на­чер­та­ний па­рал­лель­но и не­зави­симо друг от друга в фирмах Monotype и Linotype.

Первая оте­чест­вен­ная версия ки­рил­ли­чес­ко­го шрифта Таймс была сде­лана еще в со­ветс­кие вре­мена, в конце1970-х годов, в Отделе на­бор­ных шриф­тов Все­со­юз­но­го научно-исс­ле­дова­тель­ско­го инс­ти­тута по­лиг­ра­фичес­ко­го ма­шиност­ро­ения (теперь АО «По­лиг­рафмаш»). Это была гар­ни­тура Тип Таймс в 4-х на­чер­та­ни­ях (ди­зай­не­ры Ген­на­дий Ба­рыш­ни­ков, Эмма За­харо­ва и др.). Он выг­ля­дел го­раз­до грубее своего ла­тинс­ко­го про­тоти­па, но он был первым.

Впос­ледс­твии пе­рест­рой­ка в России и спро­воци­рован­ный ею в 90-х годах ки­рил­ли­чес­кий «шриф­то­вой взрыв» при­вели к воз­никно­вению мно­жест­ва других версий Times оте­чест­вен­ной раз­ра­бот­ки, вы­пол­ненных без раз­ре­шения за­кон­ных вла­дель­цев или дер­жа­телей ав­торс­ких прав на этот шрифт и за­час­тую неп­ро­фес­си­ональ­но. В итоге число ки­рил­ли­чес­ких версий Times, как оте­чест­вен­но­го, так и иност­ран­но­го про­из­водс­тва даже пре­выси­ло пот­ребность, так что часть этих шриф­тов со вре­менем прак­ти­чес­ки вышла из упот­ребле­ния.

В нас­то­ящее время в ки­рил­ли­чес­ком наборе в силу разных (не всегда ху­дожест­вен­ных) дос­то­инств широко расп­рос­тра­нены три версии Times.

Вне кон­ку­рен­ции — Times New Roman, встро­ен­ный фирмой Microsoft в опе­раци­он­ную сис­те­му Windows. Это нес­коль­ко мо­дифи­циро­ван­ный шрифт Times New Roman фирмы Monotype, ко­торый теперь пос­тавля­ет­ся в фор­ма­те OpenType.

Эта ки­рил­ли­чес­кая версия гар­ни­туры Times спро­ек­ти­рова­на дос­та­точ­но про­фес­си­ональ­но, но выг­ля­дит чу­жерод­ной и даже во многом разд­ра­жа­ет. Ее не­из­вест­ный ди­зай­нер явно был знаком с до­рево­люци­он­ны­ми русс­ки­ми шриф­та­ми руч­но­го набора, такими, как Рената и Ла­тинс­кий, но он не смог пе­рера­ботать форму их знаков в стиле ла­тинс­ко­го Times. Вместе с тем прямое на­чер­та­ние от­но­ситель­но прис­той­но. Про­из­водные на­чер­та­ния, осо­бен­но кур­си­вы, соз­дать го­раз­до слож­нее и по­это­му они по­лучи­лись хуже. Тем не менее в целом это не самый худший ки­рил­ли­чес­кий Times, и с ним еще можно ра­ботать.

Еще один расп­рос­тра­нен­ный кириллический вариант Times создан фирмой Linotype. Гар­ни­тура была вы­пуще­на в 1972 году в тех же 4-х ос­новных на­чер­та­ни­ях (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined) для фо­тона­бора. В 90-е годы шрифт был пе­рера­ботан в со­от­ветс­твии с новой ла­тинс­кой циф­ро­вой вер­си­ей Times Ten. Сейчас именно этот Times встра­ивает­ся во все прог­рамм­ные про­дук­ты Adobe и Apple. Ри­сунок ки­рил­ли­чес­ких букв прак­ти­чес­ки не из­ме­нил­ся по срав­не­нию с фо­тона­бор­ной вер­си­ей. Ли­нотай­повс­кий ки­рил­ли­чес­кий Times в целом вы­пол­нен удач­нее, чем мо­нотай­повс­кий, он ровнее по цвету и пра­виль­нее по про­пор­ци­ям букв. Можно ска­зать, что это один из лучших ки­рил­ли­чес­ких шриф­тов Times, спро­ек­ти­рован­ных не в России. Однако и его знаки не лишены не­дос­татков.

Третий по расп­рос­тра­нению ки­рил­ли­чес­кий ва­ри­ант Таймса — это гар­ни­тура Newton ком­па­нии Па­раТайп (1990, ди­зай­нер Вла­димир Ефимов при учас­тии Алек­санд­ра Тар­бе­ева). Гар­ни­тура была раз­ра­бота­на для биб­ли­оте­ки циф­ро­вых шриф­тов ParaType фирмы ParaGraph и по 1993 год вы­пус­ка­лась под наз­ва­ни­ем TimesET. По форме ла­тинс­кая часть дос­та­точ­но близка к пер­во­началь­но­му мо­нотай­повс­ко­му шрифту, но предс­тав­ля­ет собой не циф­ро­вую копию, а пе­рери­сов­ку. Ки­рил­ли­чес­кая часть ори­гиналь­на по ри­сун­ку. Гар­ни­тура Newton — один из нем­но­гих тай­мсо­подоб­ных ки­рил­ли­чес­ких шриф­тов, вы­пус­ка­емый в 5-ти на­чер­та­ни­ях, со­от­ветс­тву­ющих мо­нотай­повс­ким Roman, Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold (серии 327, 334, 834). Newton раз­ра­ботан для всех фор­ма­тов и плат­форм во всех стан­дарт­ных ко­диров­ках для набора на языках на­родов России, За­пад­ной и Вос­точной Европы и Сред­ней Азии. В рамках этой гар­ни­туры Алек­санд­ром Тар­бе­евым раз­ра­ботан комп­лект фо­нети­чес­ких знаковNewton Phonetic, а также ва­ри­ан­ты для набора на современном и древнем гре­чес­ком языках Newton Greek в 4-хна­чер­та­ни­ях каждый (Вла­димир Ефимов), ар­мянс­кий шрифт Newton Armenian (Гаянэ Баг­да­сарян) и гру­зинс­кий Newton Georgian (Вла­димир Ефимов) в 3-х на­чер­та­ни­ях каждый. В целом этим шриф­том можно на­бирать тексты более чем на 140 языках.

С точки зрения шриф­то­вой формы гар­ни­туру Newton можно счи­тать до­воль­но удач­ным воп­ло­щени­ем в ки­рил­ли­це шрифта Times. Ее ос­новным не­дос­татком яв­ля­ет­ся не­сов­па­дение по раз­ме­рам и мет­ри­кам с об­щепри­няты­ми за­пад­ны­ми ана­лога­ми.

Можно ска­зать, что се­год­ня Таймс стал своего рода за­лож­ни­ком собс­твен­ной по­пуляр­ности. Он при­меня­ет­ся и будет при­менять­ся всюду, где нужен «обыч­ный», спо­кой­ный, об­щепри­нятый, «как у всех», «как у людей», шрифт. Ста­биль­ная пот­ребность в по­доб­ном шрифте вряд ли когда-нибудь ис­чезнет. К тому же, пе­ресы­лая куда-либо наб­ранный Тай­мсом до­кумент, вы можете быть уве­рены, что уж этот-то шрифт точно най­дет­ся там, где до­кумент будет рас­пе­чатан. Может быть, по­доб­ная судьба по­кажет­ся кому-то весьма не­завид­ной — но ее вряд ли воз­можно из­ме­нить.

Глава Таймс Нью Роман в книге «Великие шрифты»

Источник

Необычная история возникновения шрифта «Times New Roman»

Многие пользователи компьютеров слышали или применяли на практике шрифт, который называется «Times New Roman». Его часто можно встретить не только в официальных документах, но еще в научных работах, докладах или рефератах. Не все знают, что история его возникновения является достаточно интересной и заслуживает внимания.

В 1929 году Морисон начал свою консультационную работу в известной «Times». Он занимался топографическими вопросами, а также совместно со штатными работниками, включая Виктора Лардента, начал тщательную разработку нового и более совершенного шрифта.

Создание печатных знаков

В результате совместной деятельности вместе с Морганом и Лардентом был создан новый комплект гарнитуры. Для этого под чутким руководством Морисона изменениям подвергся используемый набор знаков для печатания «Monotype Plantin».

Обновленный комплект шрифта работники начали настраивать с апреля 1931 года. До этого в «Timеs New Roman» применялся размер под названием 9-й кегль. После разработчики компании «Monotype», в которой роль эксперта с 1923 по 1967 годы выполнял Стэнли Морисон, дополнительно начали применять 5-й и 7-й кегли, более миниатюрные дубликаты главных букв.

Над созданием рисунков, типографских матриц и отливок для «Timеs New Roman» в июне 1931 года стала работать компания «Linotype». В начале октября 1932 года популярное издание «Таймс» наконец-то предстало перед его читателями с новым по дизайну и более удобным для восприятия шрифтом.

Результат труда Морисона и других участников проекта тут же получил клеймо «респектабельных и удобочитаемых знаков». Созданный набор для печатания публично стал назваться «Timеs Nеw Roman, партия 327», что в переводе на русский язык означает «Таймс Новый Прямой».

Был ли на самом деле причастен к проекту Морисон?

По истечении 62 лет после появления в свете издания с обновленным шрифтом многие стали проявлять неуверенность в причастии Морисона к разработке гарнитуры. Один из американских исследователей Майк Паркер на конференции, которая проводилась в Сан-Франциско на ATypI, высказал неожиданное мнение. В нем шла речь о том, что известный топограф не имеет никакого отношения к разработке эскизов «Timеs New Roman».

Несмотря предоставленные сведения, все же был сделан вывод, что разработчиком гарнитуры «Timеs New Roman», который используется в настоящий момент времени, без сомнения считается Стэнли Морисон и участники его команды. Если у американцев в 1916 году и имелись проекты по этому вопросу, но они не были доведены до конца. Конечно же, можно предположить, что в настоящий момент мы не полностью владеем информацией и в дальнейшем появятся и другие неожиданные сведения разработки популярных знаков для печатания.

Источник

Таймс Нью Роман

Стэнли Морисон
Виктор Лэрдент

Та́ймс Нью Ро́ман (англ. Times New Roman ) — засечковый шрифт, созданный типографом Стэнли Морисоном и художником Виктором Лэрдентом в 1932 году.

В 1931 году Морисон написал статью, в которой обвинил газету The New York Times в некачественном печатании. Он обратился к Виктору Лэрденту, художнику из рекламного отдела Times, с просьбой помочь ему создать новый образец шрифта. В качестве образца Морисон использовал шрифт Plantin. Было решено изменить шрифт так, чтобы повысить удобочитаемость и сэкономить больше пространства. Полученный шрифт получил название Times New Roman. Впервые был использован газетой Times 3 октября 1932, и уже через год стал использоваться для коммерческих продаж.

Описание

Благодаря своему строению, шрифт на долгое время стал основным шрифтом с засечками, вытеснив шрифт Georgia, который достаточно похож на Times New Roman.

Использование

Интересные факты

Полезное

Смотреть что такое «Таймс Нью Роман» в других словарях:

Таймс (гарнитура) — Times New Roman Стиль Переходная антиква Классификация PANOSE Дата создания 1931 … Википедия

Голодные игры (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Голодные игры. Голодные игры The Hunger Games Обложка для первого издания в России, 2010 год. Автор … Википедия

Стрелок (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стрелок. Стрелок The Dark Tower: The Gunslinger … Википедия

Источник (роман) — Источник The Fountainhead … Википедия

Брокер (роман) — Брокер The Broker Автор: Джон Гришэм Жанр: Саспенс … Википедия

Младший брат (роман) — Младший брат Little Brother Обложка для первого издания в России, 2010 год. Автор: Кори Доктороу … Википедия

Историк (роман) — Историк англ. The Historian Жанр: готический и исторический роман Автор: Элизабет Костова Язык оригинала … Википедия

Адвокат (роман Гришэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адвокат (значения). Адвокат Жанр: триллер Автор: Джон Гришэм Издательство: Bantam Books (en … Википедия

Код Да Винчи (роман) — Код да Винчи это также название фильма 2006 года с Томом Хэнксом и Одри Тоту в главных ролях. «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. В романе тело Жака Соньера, убитого куратора Лувра, находят на полу музея в точно такой же позе, как на этом … Википедия

Код да Винчи (роман) — Код да Винчи это также название фильма 2006 года с Томом Хэнксом и Одри Тоту в главных ролях. «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. В романе тело Жака Соньера, убитого куратора Лувра, находят на полу музея в точно такой же позе, как на этом … Википедия

Источник

Шрифты

Новые Римские Времена 1

Почти детективная история шрифта Times New Roman

Concord* (Berthold),
Dutch 801 (Bitstream),
SPSL Dutch*,
English (Alphatype),
Latinskij* (DoubleAlex),
Life (Simoncini),
Moskva* (MacCampus),
News* (Russian Type Foundry),
Newton* (ParaType),
New York (Apple),
Nimbus Roman* (URW),
Press Roman* (IBM),
Respect* (Intermicro),
Serif* (Linguist Software),
Tempora* (HermesSOFT),
Teutonica* (Tilde),
NTTierce* (Ipex Research),
Thames* (TypeMarket),
Timeless* (Typoart),
Time Roman* (SoftUnion),
CGTimes* (Agfa),
TimesET* (ParaType),
Times Europa (Linotype),
Times New Roman* (AzZet),
Times New Roman* (Monotype),
Times Eighteen (Linotype),
Times Modern (Linotype),
Times Roman* (Linotype),
Times Ten* (Linotype),
Tribuna (MacCampus),
URW Roman*,
Тип Таймс* (ЛенПолиграфмаш),
Тип Таймс* (ВНИИ Полиграфмаш)

Все это названия таймсообразных шрифтов различных фирм (в скобках приводятся названия производителей).
Звездочкой отмечено наличие кириллических версий разной степени красоты или безобразия.

Английский дизайнер и теоретик типографики Уолтер Трэйси (Walter Tracy) назвал шрифт Times New Roman самым замечательным типографическим феноменом двадцатого века. В самом деле, немногие из современных текстовых шрифтов могут сравниться с Times по количеству вариантов, широте применения и общему влиянию на типографику. Однако история его создания довольно запутана.

Рождение

Обычно о создании шрифта Times New Roman сообщается следующее. В 1929 году английский типограф и историк шрифта Стэнли Морисон (Stanley Morison) был приглашен как консультант по типографике в старейшую лондонскую газету «Таймс» (The Times) для улучшения ее облика. Его рекомендации сводились к тому, что надо усовершенствовать верстку, но главное — заменить шрифт основного набора. К этому времени газета уже более 100 лет набиралась английским вариантом антиквы нового стиля, очень контрастным с тонкими засечками. Пробный набор различными шрифтами показал, что существующие гарнитуры либо недостаточно компактны, либо неудовлетворительны по форме, либо плохо читаются в кегле 9 пунктов. Тогда Морисон предложил cоздать новую гарнитуру на основе хорошего исторического рисунка, подобно тому, как фирма Monotype разработала свои шрифты Plantin, Baskerville и Perpetua. В ответ руководство газеты, убежденное доводами Морисона, предложило ему самому возглавить проект в сотрудничестве со штатным художником газеты Виктором Лардентом (Victor Lardent).

что такое times new roman это. Смотреть фото что такое times new roman это. Смотреть картинку что такое times new roman это. Картинка про что такое times new roman это. Фото что такое times new roman это
Увеличенные буквы типичного газетного шрифта кегля 7, которым
набиралась газета The Times до разработки шрифта Times New Roman.

Приняв это предложение, Морисон решил не использовать выпущенный 4-мя годами ранее американской фирмой Mergenthaler Linotype шрифт Ionic, созданный специально для газетного набора, несмотря на его популярность и удобочитаемость. Для него подобный шрифт ассоциировался с бульварными газетами «для народа». Набор консервативной газеты «Таймс», которую читали министры и государственные деятели Англии, должен был выглядеть иначе.

Под руководством Морисона была разработана новая гарнитура, предположительно на основе шрифта Monotype Plantin (серия 110). По одним сведениям, Морисон передал Ларденту серию собственных карандашных эскизов алфавита нового шрифта, по другим, дал устное указание использовать в качестве модели Plantin, заострив засечки, по третьим, в основе работы Лардента лежала фотокопия страницы из некоей книги фламандского печатника XVI века Кристофа Плантена (Christoph Plantin), возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона (Robert Granjon). Опираясь на этот источник, Лардент нарисовал шрифт-прототип, впоследствии сильно переработанный под руководством Морисона. В начале апреля 1931 года фирма Monotype начала работу над оснасткой комплекта знаков нового шрифта в 9 кегле, а в конце этого же месяца в работу поступили два других кегля (7 и 5 1/2 пунктов).

что такое times new roman это. Смотреть фото что такое times new roman это. Смотреть картинку что такое times new roman это. Картинка про что такое times new roman это. Фото что такое times new roman это
Новый и старый Times в металле. Иллюстрация из
специального выпуска бюллетеня The Monotype
Recorder, посвященного внедрению нового шрифта
в газете The Times, 1932 г.

В июне 1931 года рисунки и отливки прямого начертания были переданы на фирму Linotype, которая должна была изготовить комплект матриц для набора текста на линотипе. (Таким образом Linotype получил права на новый шрифт параллельно с Monotype). К концу этого же года новый шрифт в текстовых кеглях уже был передан в наборный цех газеты «Таймс». Очевидно, это было прямое начертание вместе с курсивом. Однако работа над заголовочными комплектами продолжалась до августа 1932 года. Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября 1932 года.

Получившийся в результате текстовый шрифт был достаточно близок по рисунку и емкости к шрифту Plantin, но рост его строчных был увеличен, засечки стали гораздо острее, а контраст между основными и соединительными штрихами в буквах сильнее. Новый рисунок отвечал ожиданиям Морисона, который хотел создать привлекательный текстовой шрифт с высокой удобочитаемостью и одновременно повышенной емкостью для печати на хорошей бумаге. Именно такой респектабельный шрифт мог удовлетворить требования руководства газеты «Таймс» и соответствовать методам ее производства, а также представлениям ее читателей. Гарнитура была названа Times New Roman (серия 327), что означает «Таймс Новый Прямой» — новый по отношению к прежнему шрифту газеты «Таймс».

Неизвестный папаша

В 1994 году на конференции Международной типографической ассоциации (ATypI) в Сан-Франциско американский исследователь Майк Паркер (Mike Parker) сделал сенсационное сообщение, что рисунок шрифта Times New Roman принадлежит вовсе не Морисону. В том же году вышел журнал Printing History (vol. 31/32) с его подробно аргументированной статьей. Паркер обнаружил, что прямое светлое начертание гарнитуры Times New Roman поразительно похоже на найденный в архивах американской фирмы Lanston Monotype комплект шрифтовых шаблонов серии 54, изготовленный, по всей вероятности, не позднее 1916 года. Их рисунок приписывается Старлингу Берджессу (W. Starling Burgess), американскому строителю гоночных яхт, поэту, авиа- и автоконструктору.

Это сообщение вызвало бурю эмоций в среде историков типографики: как же так, неужели наиболее уважаемый английский типограф XX века Стэнли Морисон, творец самого известного современного шрифта английской школы, воспользовался для его создания рисунками какого-то никому не известного американца? Тем не менее оказалось, что в архивах той же фирмы нашлись несколько шаблонов курсивных знаков из серии 55, относящихся к тому же заказу и тоже похожих на курсив Times. Фирма Lanston Monotype выпустила в 1962 году свой собственный шрифт металлического набора Times серии 362, сопровождаемый жирным шрифтом Times Bold серии 57. На шаблонах серии 362 ясно виден выбитый более ранний номер 54. Из архивных источников известно, что шрифт серий 54, 55 и 57 (предположительно по собственным рисункам) был заказан Старлингом Берджессом для его проектного бюро W.Starling Burgess & Co., проданного в 1916 году. Этот заказ был аннулирован в конце 1918 года и шрифт не был завершен.

Сейчас американское происхождение рисунка Times New Roman признается и другими исследователями, во всяком случае, это предположение невозможно игнорировать: слишком велико сходство. Английскую фирму Monotype и американскую фирму Lanston Monotype связывали деловые отношения. Поэтому нельзя исключить, что рисунки знаков серии 54 могли попасть в Англию и затем послужить основой для Times New Roman Морисона и Лардента. Кроме того, Морисона никак нельзя назвать дизайнером, графиком, художником шрифта. Он был исследователь, историк, критик, типограф (по советской терминологии, художественный и технический редактор). Неизвестно, рисовал ли он когда-нибудь шрифт руками. Сам он нигде не утверждал, что нарисовал Times New Roman собственноручно. Более того, Морисон позже писал про этот шрифт: «Его достоинство в том, чтобы выглядеть так, как будто он не был спроектирован кем-то персонально. ». Его художник Виктор Лардент работал в отделе рекламы газеты «Таймс» и писал заголовки к рекламным объявлениям. Он тоже не был дизайнером наборного шрифта. Это отчетливо видно по первоначальному эскизу алфавита нового шрифта, бесспорно нарисованному Лардентом. С моей точки зрения, это красивая шрифтовая композиция, но никак не проект газетного шрифта для набора текста в кегле 9 пунктов. Более того, этот эскиз имеет мало общего с окончательным Times New Roman как по рисунку отдельных букв (в особенности C, G, R, S, s), так и по цвету, пропорциям и степени остроты засечек. Разумеется, процесс создания шрифта в тот момент только начинался, было много уточнений рисунка и переделок, в которых немаловажную роль сыграли штатные дизайнеры шрифта фирмы Monotype, но тем не менее.

что такое times new roman это. Смотреть фото что такое times new roman это. Смотреть картинку что такое times new roman это. Картинка про что такое times new roman это. Фото что такое times new roman это
Шрифт серии 54, изготовленный фирмой Lanston Monotype для Старлинга Берджесса.
Оцифровано и набрано для иллюстрации к выступлению Майка Паркера на конференции
ATypI в Сан-Франциско, 1994 г.

Хотя Морисон и ратовал за «невидимый» шрифт, который совершенно не отвлекает читателя, его единственное шрифтовое творение, Times New Roman, никак не назовешь лишенным индивидуальности. Более того, он — явно результат индивидуального творческого акта, со всем своим резко характерным и алогичным рисунком. В таком контексте тонкий критик-традиционалист Морисон, оплот элегантности и хорошего вкуса, не очень подходит в качестве создателя шрифта Times. Требуется кто-то более неистовый, например, сын крупнейшего американского конструктора гоночных яхт XIX века, обладатель крупнейшей авиационной премии Коллье (Collier Trophy) 1915 года за конструкцию бесхвостого гидросамолета «летающее крыло», строитель гоночных яхт, три из которых (Enterprise, Rainbow, Ranger) выиграли Кубок Америки, и удивительного автомобиля Dymaxion — Старлинг Берджесс, который сам был не чужд миру издательств и типографий. (Берджесс напечатал в 1903 году книгу своих стихов в типографии Кембриджского университета, был знаком со многими американскими типографами; в архивах фирмы Lanston Monotype сохранился комплект шаблонов еще одного шрифта, сделанных по его рисункам).

что такое times new roman это. Смотреть фото что такое times new roman это. Смотреть картинку что такое times new roman это. Картинка про что такое times new roman это. Фото что такое times new roman это
Эскиз прямого светлого начертания шрифта Times New
Roman работы Виктора Лардента, 1931 г.

Я нисколько не пытаюсь умалить роль Стэнли Морисона и Виктора Лардента в создании шрифта Times New Roman. В том виде, каком мы его знаем сейчас, Times New Roman создали именно они (и неизвестные нам по именам штатные дизайнеры фирмы Monotype). Просто возможно, что предыстория этого шрифта известна не полностью. Справедливость требует заметить, что среди его возможных прототипов называли, кроме шрифта Plantin, также шрифты голландского пуансониста XVI века Хендрика ван дер Кеере (Hendrik van der Keere), шрифт Neue Kirchenschrift 1862 года немецкой фирмы Bauer и шрифты американского типографа конца XIX — начала ХХ века Теодора Лоу де Винна (Theodor Low de Vinne).

Фамильные черты

Некоторые относят Times New Roman к голландской антикве старого стиля. С моей точки зрения, такой подход далек от реальности. Мне гораздо ближе позиция современного канадского исследователя Роберта Брингхерста (Robert Bringhurst), который в своей книге «The Elements of Typographic Style» называет Times New Roman шрифтом «с гуманистическим (то есть ренессансным) наклоном осей овалов, но маньеристическими пропорциями, барочной насыщенностью цветом и острыми неоклассицистическими окончаниями». В целом Times по пропорциям, контрасту и наклону осей овалов скорее уж можно классифицировать как переходную антикву, хотя сверхострые засечки и суженные строчные явно отсылают к некоторым шрифтам начала ХХ века. В сущности, Times из-за своей эклектичной формы очень напоминает шрифты второй великой эпохи шрифтотворчества, эпохи Модерна, наподобие нашей гарнитуры Литературной, бывшей Латинской.

что такое times new roman это. Смотреть фото что такое times new roman это. Смотреть картинку что такое times new roman это. Картинка про что такое times new roman это. Фото что такое times new roman это
Monotype Times New Roman, серия 327. Прямое светлое начертание, 1932 г.

Визуальный характер прямого (Roman) светлого начертания (серия 327) определяется значительным контрастом, очень крупным очком строчных знаков, короткими выносными элементами, острыми засечками, скругленными в местах присоединения к основным штрихам, и наклонными осями овалов. Строчные буквы заметно светлее прописных и выглядят более узкими. В крупном нижнем полуовале строчного а внутрибуквенный просвет расширен, но в других строчных, например, таких, как b, d, h, m, n, p, q, u он вытянут по вертикали. Это связано с тем, что все строчные буквы имеют слегка вытянутые пропорции. Пропорции прописных, наоборот, достаточно широки и алфавит в целом стремится к одноширинности. Прописные буквы с круглыми элементами, такие, как C и S, довольно открыты. G, несмотря на свою значительную ширину, производит впечатление закрытого знака из-за высокого правого вертикального штриха без нижней шпоры, но с двусторонней засечкой вверху. Прописная J не имеет свисания ниже линии шрифта, в отличие от шрифта Plantin, что характерно уже для шрифтов эпохи классицизма. Буквы с круглыми элементами C, G, S, s на концах штрихов имеют двусторонние остроконечные чуть наклонные засечки. Выраженная обратная засечка в таких знаках характерна для шрифтов не ранее начала XVIII века.

что такое times new roman это. Смотреть фото что такое times new roman это. Смотреть картинку что такое times new roman это. Картинка про что такое times new roman это. Фото что такое times new roman это
Monotype Times New Roman, серия 334. Прямое жирное начертание, 1932 г.

Жирное (Bold) начертание (серия 334) в гарнитуре практически соответствует по ширинам прямому светлому, имеет повышенную насыщенность и контрастность, что, очевидно, связано с его первоначальным применением в газете. Как пишет Уолтер Трэйси в своей книге «Letters of Credit», это начертание загадочно, поскольку его строчные знаки по форме ближе к шрифтам эпохи классицизма из-за горизонтальных односторонних засечек в верхней левой части таких букв, как b, d, h, i, j, k, l, m, n, p, r, тогда как в светлом начертании аналогичные буквы имеют наклонные треугольные засечки антиквы старого стиля. Кроме того, строчные знаки жирного начертания пришлось сделать чрезвычайно узкими для соответствия их ширин строчным светлого начертания, в свою очередь, достаточно узких. В результате внутрибуквенный просвет большинства строчных напоминает узкую вертикальную щель, засечки очень короткие, и набор напоминает частокол. Поскольку пропорции прописных ближе к пропорциям прописных основного начертания, от жирного начертания возникает ощущение узких строчных при нормальных прописных. Обычно унификация ширин знаков разных начертаний объясняется необходимостью их совместного применения как основного и выделительного при наборе на линотипе. Но в газете «Таймс» в качестве шрифтового выделения применялся курсив, а жирным начертанием набирались только заголовки, поэтому не было необходимости делать ширины его знаков такими же, как в светлом. Можно было спроектировать жирное начертание более близким по рисунку и пропорциям к основному, как и было сделано позже при разработке полужирного (Semi-Bold). То, что этого не случилось, можно рассматривать как косвенное доказательство того факта, что рисунок жирного начертания тоже был в какой-то мере заимствован.

Первоначально в гарнитуре был разработан только один светлый курсив (Italic). Его прописные буквы несколько более узкие, чем у прямого начертания, но по рисунку близки к нему. Для курсивных строчных характерны жесткая форма k с двусторонней горизонтальной засечкой на конце правого верхнего штриха и жесткие треугольные v, w, y. Буква z вначале имела внизу росчерк с каплей на конце, однако затем фирма Monotype заменила его на строгий горизонтальный штрих. (В шрифте Times Roman фирмы Linotype эта буква сохранила первоначальную форму). Ширины знаков курсива соответствуют основному начертанию.

Жирный курсив (Bold Italic) был выпущен только в 1956 году. По форме он очень близок к светлому курсиву и не совсем соответствует в деталях рисунка прямому жирному начертанию.

Зарубежные кириллические родичи и самозванцы

Насколько можно судить, разработка греческих и кириллических версий семейства Times началась почти сразу после создания основных латинских начертаний параллельно и независимо друг от друга в фирмах Monotype и Linotype. Точные даты и авторы этих разработок не всегда известны, поскольку эти фирмы тогда не указывали их в своих каталогах шрифтов. Во всяком случае, поскольку библиотека шрифтов фирмы Monotype включает в себя по 4 основных начертания кириллического Times (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined), можно сделать вывод, что они были созданы после 1956 года, когда был разработан латинский жирный курсив. Характерное изменение терминологии начертаний по сравнению с латинской версией как бы подразумевает, что курсивные начертания в кириллице на самом деле наклонные (Inclined), что не соответствует действительности.

Шрифт был разработан вначале для металлического (монотипного) набора, а затем переработан для фотонаборных машин ряда Monophoto. Судя по тому, что довольно близкий по рисунку к монотайповскому фотонаборный кириллический Times фирмы Berthold датирован 1967 годом, шрифт фирмы Monotype был разработан ранее этой даты. С освоением в конце 70-х годов первого лазерного фотонаборного автомата Lasercomp монотайповский кириллический Times был переведен в цифровую форму, а с распространением в 80-х годах настольных издательских систем и изобретением языков PostScript и TrueType он стал доступен всем пользователям персональных компьютеров. При этом рисунок самого шрифта практически не изменился.

Кириллическая версия гарнитуры Times фирмы Monotype спроектирована достаточно профессионально, но выглядит для нас чужой и даже во многом раздражает. Ее неизвестный дизайнер явно был знаком с дореволюционными русскими шрифтами ручного набора, такими, как Рената и Латинский, но не смог критически переработать форму их знаков. Вместе с тем прямое начертание относительно пристойно. Производные начертания, особенно курсивы, гораздо сложнее и соответственно получились хуже.

Тем не менее, в целом, это не самый худший кириллический Times, при не очень большой требовательности к форме букв им можно работать.

Кириллический Times Linotype

Гарнитура была выпущена в 1972 году в тех же 4-х основных начертаниях (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined) для фотонабора. В 90-е годы шрифт был переработан в соответствии с новой латинской цифровой версией Times Ten фирмы Linotype. Сейчас именно этот Times встраивается во все программные продукты Adobe. Рисунок кириллических букв практически не изменился по сравнению с фотонаборной версией.

Кириллический вариант шрифта Times фирмы Linotype в целом выполнен удачнее, чем монотайповский, он ровнее по цвету и правильнее по пропорциям букв. Можно считать, что это один из лучших кириллических шрифтов Times, спроектированных не в России. Тем не менее при близком рассмотрении нельзя сказать, что и его знаки лишены недостатков.

Благодаря взаимному лицензионному договору между фирмами Linotype и Adobe все шрифты Linotype предлагаются также и Adobe, в том числе и все кириллические версии Times.

Кириллический Times Berthold

Гарнитура была выпущена в 1967 году в 3-х начертаниях (светлом, курсивном и жирном) для фотонабора. По своему решению она очень похожа на вариант фирмы Monotype. В целом для зарубежной разработки бертольдовский кириллический Times производит хорошее впечатление, выгодно отличаясь по пропорциям и цвету от монотайповской версии и приближаясь по качеству к линотайповской.

Кириллические Times другие фирмы

Кроме перечисленных трех кириллических Times фирм Monotype, Linotype и Berthold, за рубежом предлагались кириллические версии Times английской фирмы Letraset, американской фирмы Bitstream под названием Dutch 801, американской фирмы Agfa (Compugraphic) под названием CGTimes, шрифт Timeless народного предприятия Typoart из ГДР, шрифт Nimbus Roman западногерманской фирмы URW. На западном рынке и сейчас можно встретить еще несколько вариантов шрифта Times, но все они представляют собой либо линотайповскую версию (гарнитура Moskva фирмы McCampus), либо шрифт Timeless фирмы Typoart, который сейчас продает фирма URW под названием URW Roman Cyrillic и фирма McCampus под названием Roman Cyr Turk, либо вообще ужасные поделки, такие, как Serif фирмы Linguist Software или News фирмы Russian Type Foundry. Как будто, у небезызвестной фирмы Cassady & Green тоже был кириллический Times, но про него лучше не надо, особенно на ночь.

Отечественные кириллические шрифты Times

Все без исключения российские версии Times разрабатывались без разрешения законных владельцев или держателей авторских прав на этот шрифт, следовательно, с точки зрения современного авторского права они нелегальны. С одной стороны, это объясняется давней правовой изоляцией СССР, с другой — неудовлетворенностью зарубежными кириллическими версиями, разработанными легально, но без учета особенностей нашей шрифтовой традиции. Вместе с тем в начале 90-х годов появились просто цифровые копии западных кириллических шрифтов, например, такие, как CarolusYE (искаженная версия Monotype), Times PA некоего Алекса Пандре или Times фирмы «ИнфоЛада» (искаженная версия Linotype). К счастью, качество их было ужасно, и их быстро заменили более профессиональные шрифты.

Тип Таймс ВНИИ Полиграфмаш

Первым профессиональным шрифтом типа Times, разработанным в России, был шрифт Тип Таймс (дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и др.). Он был спроектирован в 4-х начертаниях для фотонабора в конце 70-х годов в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»). Следует упомянуть, что значительно ранее в ОНШ делалась попытка создать подобный шрифт под названием Темп, но тот проект не был завершен. Тип Таймс выпускался для фотонаборного комплекса «Каскад» на Ленинградском заводе «Полиграфмаш», затем он был переработан для цифрового набора и выпускался легально сначала в формате PCL, а затем PostScript Type 1 и TrueType разными организациями, включая АО «Ленполиграфмаш», ВНИИ полиграфии, фирму ParaGraph (в 1990 году) и фирму Intermicro, где этот шрифт назывался Рустаймс, Интертаймс и Респект. Этот же шрифт в форматах PostScript Type 1 и TrueType выпускался фирмой Ipex Research под названиями NTTimes и NTTierce, а также нелегально некоторыми другими фирмами, скопировавшими его в начале 90-х годов, когда цифровых шрифтов не хватало. И до сих пор попадаются издания, набранные этим шрифтом, который обычно называется Times или Dutch.

Поскольку это был первый опыт разработки фотонаборного шрифта Times в СССР, нельзя сказать, что он получился очень удачным. В качестве прототипа для определения основных параметров был принят не оригинал фирм Monotype или Linotype, а шрифт CGTimes фирмы Compugraphic, который в свою очередь представлял собой достаточно огрубленную версию, приспособленную к тогдашнему несовершенному фотонабору. В конце 80-х годов в ОНШ дополнительно к 4-м основным начертаниям были разработаны 4 узких, которые распространялись в цифровом виде фирмой Intermicro.

Под названием Респект шрифт в 8-ми начертаниях доступен и сейчас в фирме ParaType в составе библиотеки шрифтов Intermicro, хотя его качество уже не удовлетворяет современным требованиям.

PT Newton ParaType

Гарнитура была разработана в 1990 году для библиотеки цифровых шрифтов ParaType фирмы ParaGraph (дизайнеры Владимир Ефимов, Александр Тарбеев) и по 1992 год выпускалась под названием TimesET. По форме латинская часть достаточно близка к первоначальному шрифту фирмы Monotype, но представляет собой не цифровую копию, а перерисовку. Кириллическая часть оригинальна по рисунку. Гарнитура Newton — один из немногих таймсоподобных кириллических шрифтов, выпускаемый в 5-ти начертаниях, соответствующих монотайповским Roman, Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold (серии 327, 334, 834). Это стандартный шрифт фирмы ParaType, поставляемый вместе со шрифтами Pragmatica и Courier в составе клавиатурных драйверов ParaWin и ParaMac и других программных приложений. Newton выпускается для всех форматов и платформ во всех стандартных кодировках (в кириллической, западноевропейской, восточноевропейской, турецкой, азиатской для набора на языках народов России и Средней Азии. В рамках этой гарнитуры разработан комплект фонетических знаков Newton Phonetic в одном начертании, а также варианты для набора на современном и древнем греческом языках Newton Greek в 4-х начертаниях каждый и армянский шрифт Newton Armenian в 3-х начертаниях.

С моей точки зрения, гарнитуру PT Newton можно считать одним из самых удачных воплощений в кириллице шрифта Times. Ее основным недостатком является несовпадение по размерам и метрикам с общепринятыми западными аналогами, поставляемыми с популярными программами. Подобно линотайповскому варианту, в прямых начертаниях гарнитуры Newton буквы Ж, К, ж, к, близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д трапециевидной формы с прогнутым левым штрихом. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную форму с каплями на концах. В курсивах у строчной z нижний горизонтальный штрих имеет форму росчерка с каплей на конце, как у шрифта Times фирмы Linotype. Строчная ж имеет зигзагообразную конструкцию. Ветви у строчной к мягкой изогнутой формы с каплей справа вверху. Строчная л имеет плавно изогнутый верх. Центральный штрих строчной ф прямой с односторонней засечкой вверху и двусторонней внизу. Нога у строчной я плавно изогнута. Акценты курсивных букв Й, й имеют традиционную форму росчерка с каплей слева.

Гарнитура PT Newton распространяется фирмой ParaType и ее дилерами.

TM Thames TypeMarket

Гарнитура TM Thames (1994, дизайнер Алексей Шевцов) выпускается в 4-х начертаниях в полной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Латинская часть похожа на шрифт фирмы Monotype, за исключением светлой курсивной z, имеющей чуть прогнутые, не совсем таймсовские горизонтальные штрихи. Кириллица напоминает исправленный линотайповский вариант. В прямых начертаниях буквы Ж, К, ж, к близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д имеют изогнутый слева штрих. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную кириллическую форму с каплями на концах.В курсивах строчная ж с диагональными штрихами напоминает форму аналогичного знака в шрифте Тип Таймс. В светлом курсиве к имеет жесткую верхнюю диагональ с двусторонней горизонтальной засечкой, как у Monotype, а в жирном курсиве та же буква похожа на вариант Linotype с мягкими ветвями и каплей сверху справа (к). Строчная л с прямым горизонтальным верхом и засечкой слева тоже напоминает форму аналогичного знака в шрифте Тип Таймс. Дополнительные знаки в курсивах, такие, как ©®±+, тоже наклонные. Разработан комплект фонетических знаков Phonetic TM. Гарнитура TM Thames распространяется фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов TypeMarket.

AG Teutonica Tilde

Гарнитура AG Teutonica (1991–92, дизайнер Андрейс Гринбергс) в 4-х начертаниях выпускается в неполной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Шрифт в прямом начертании с латинскими формами букв Ж, К, ж, к напоминает линотайповский, однако акценты у букв Й, й в жирном начертании представляют собой латинское бреве с острыми концами, как у Times фирмы Berthold. В курсивах строчная г напоминает латинскую s, отраженную зеркально, почему-то с засечкой наверху слева. Буквы ж, к, л, я по конструкции похожи на аналогичные знаки шрифта Тип Таймс. Строчная ф имеет слишком наклонные овалы, особенно в светлом начертании. У строчных ъ, ы, ь неожиданно жесткие формы основных штрихов, особенно у ъ. Гарнитура AG Teutonica распространяется фирмой Tilde, а также фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов Tilde.

SU TimeRoman SoftUnion

Гарнитура SU TimeRoman (1993, дизайнер Никита Всесветский) в 5-ти начертаниях выпускалась в неполной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Разработан комплект фонетических знаков. Это один из двух выпускаемых сейчас в России шрифтов типа Times с так называемыми кириллическими формами букв Ж, К, ж, к, у которых верхние ветви имеют мягкий изгиб и капли на концах. Шрифт в целом очень похож на несколько улучшенный кириллический Times фирмы Monotype. Однако сохраняется некоторая неровность по цвету в наборе и характерные формы курсивных строчных ж, к, л, м, ф, я. Гарнитура SU TimeRoman распространяется фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов SoftUnion.

DA Latinskij DoubleAlex Font Studio

Гарнитура DA Latinskij (1992, дизайнер Алексей Чекулаев) в 4-х начертаниях выпускается в полной кириллической кодировке в формате PostScript Type 1 для обеих платформ. Шрифт очень похож на кириллический Times фирмы Linotype, включая характерные формы букв Ж, К, ж, к и акцентов у Й, й в прямых начертаниях и строчных г, ж, з, к, л, ф, ц, ч, щ, ъ, э, я в курсивах. Строчная курсивная м отличается от линотайповского варианта присутствием левой верхней наклонной засечки в месте соединения штрихов. Шрифт довольно ровен по цвету. Гарнитура DA Latinskij распространяется фирмой DoubleAlex Font Studio, а также фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов DoubleAlex.

AZ Times Az-Zet

Гарнитура AZ Times (дизайнер Виктор Кучмин) в 4-х начертаниях была спроектирована в конце 80-х в графическом бюро Az-Zet и выпускалась в начале 90-х годов в кириллической кодировке сначала в формате PCL, а затем PostScript. Вначале шрифт имел кириллические формы букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних ветвей, как у шрифтов фирм Monotype и Berthold, но затем они были заменены латинскими формами этих букв с прямыми диагоналями и двусторонними засечками, как у шрифта Times фирмы Linotype. В формате PCL было разработано несколько декоративных начертаний. К сожалению, графическое бюро Az-Zet более не существует, а его библиотека шрифтов сейчас принадлежит фирме A3-Graphics. Некоторые шрифты из нее распространяются фирмой ParaType, но гарнитура AZ Times не входит в это число.

SPSL Dutch SPSL

Гарнитура SPSL Dutch (1996, дизайнер Игорь Настенко) в 4-х начертаниях выпускается в кириллической кодировке в формате PostScript Type 1. Латинская часть достаточно близка к оригиналу Linotype. Это один из двух выпускаемых сейчас в России шрифтов типа Times с так называемыми кириллическими формами букв Ж, К, ж, к, у которых верхние ветви имеют мягкий изгиб и капли на концах, как у шрифтов фирм Monotype и Berthold. В курсивных начертаниях строчная л имеет характерную трапециевидную форму с чуть наклонным верхним штрихом и засечкой слева. Шрифт довольно ровен по цвету и профессионально спроектирован. Гарнитура SPSL Dutch распространяется фирмой SPSL.

1 На заре перестройки и кооперативного движения, изучая каталог шрифтов сухого перевода одной фирмы, я обнаружил под образцом шрифта Таймс такую подпись: Таймс Новый Римский. Понятно, что составители каталога не подозревали, что Roman по-английски означает «прямой шрифт», в отличие от курсива, и к городу Риму этот термин имеет весьма отдаленное отношение. Сразу захотелось перевести и последнее английское слово. В результате появилось замечательное шрифтовое название: «Новые Римские Времена», которым и названа эта статья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *