что такое tcr в машине
Как это работает: Traction Control — противобуксовочная система
Система TSC (или ASR) получила свое название от англоязычных терминов Traction Control или anti-slip regulation. По-русски это называется противобуксовочная система. По сути является вторичной функцией ABS. Задачей системы является не дать колесам буксовать на скользком покрытии. При старте машины с места или резкой подачи газа на ходу. Как показывает практика, достаточно мощный автомобиль способен провернуть колеса и на второй и на третьей передаче не ходу, если подобрана неправильная резина или асфальт мокрый.
Как работает система?
В случае, если датчики угловой скорости вращения колеса регистрируют проскальзывание, система в зависимости от настроек может уменьшить подачу топлива и снизить крутящий момент двигателя, либо притормозить проскальзывающее колесо, либо сделать и то, и другое одновременно. Особенно полезна система на скользком покрытии. Также она способна предотвратить проскальзывание колес при добавлении газа в поворотах, тем самым не давая развиться заносу задней оси на заднеприводных машинах и сносу передней на переднеприводных. Также система помогает при старте на скользком покрытии в гору, наглядная демонстрация на видео.
История
Первые образцы системы появились в Европе на Mercedes-Benz S-Class в 1987 году, и раньше в США, на машинах Buick в 1971 году и Cadillac в 1979. Долгое время была экслюзивной опцией для дорогих и мощных автомобилях, сейчас же повсеместно применяется в составе системы ESP.
Достоинства и недостатки
Система оказывает положительное влияние на устойчивость и безопасность автомобиля, особенно на скользком покрытии, не давая водителю чрезмерным нажатием на газ вызывать критическую ситуацию. Но может сослужить плохую службу при проезде по глубокому снегу, песку или грязи, «задушив» мотор как раз в тот момент, когда машине нужен максимальный газ, чтобы с пробуксовкой выбраться из неустойчивого покрытия. Поэтому, при необходимости проехать по песку или снегу (на небольшой скорости) Traction Control стоит заранее отключать.
В различных автомобилях TSC может называться по-разному. Так, BMW именует ее DTS, Audi — ASR, Toyota – TRC, Ford – ETC и так далее. Принципы работы у всех одинаковые, но вот настройки порога срабатывания системы и алгоритмы реакции автомобиля могут существенно отличаться.
TCS в автомобиле: что это такое
Аббревиатура TCS расшифровывается как Traction control system и обозначает систему контроля тяги или антипробуксовочную систему. Данная система имеет более чем 100-летнюю историю, на протяжении которой она в упрощенном виде сначала использовалась не только на автомобилях, но и на паровозах и электровозах.
Глубокий интерес автопроизводителей к TCS-системе появился только во второй половине 60-х годов ХХ ст., что обусловлено приходом в автопром электронных технологий. Мнения по использованию Traction Control System не однозначны, но, несмотря на это, технология прижилась и уже около 20 лет активно используется всеми ведущими автоконцернами. Итак, что такое TCS в автомобиле, зачем нужна эта система и почему получила такое широкое применение?
Зачем нужна система TCS
Электрогидравлическая противобуксовочная система TCS входит в число систем активной безопасности автомобиля и отвечает за предотвращение пробуксовки ведущих колес на влажных и иных покрытиях со сниженной сцеплением. Её задача состоит в стабилизации, выравнивании курса и улучшении сцепления с дорожным полотном в автоматическом режиме на всех дорогах независимо от скорости.
Срыв колес в скольжение происходит не только на мокром и обмерзшем асфальте, но и при резком торможении, старте с места, динамичном разгоне, прохождении поворотов, езде по участкам дорог с разными сцепными характеристиками. В любом из этих случаев система контроля тяги соответственно отреагирует и предупредит возникновение аварийной ситуации.
Об эффективности Traction control system говорит тот факт, что после её апробации на скоростных болидах «Феррари» она была принята на вооружение командами Формулы-1 и сейчас очень широко используется в автоспорте.
Как работает система TCS
TCS не является принципиально новым и независимым введением, а лишь дополняет и расширяет возможности небезызвестной ABS – антиблокировочной системы, предотвращающей блокировку колес во время торможения. Противобуксовочная система успешно использует те же элементы, которые есть в распоряжении ABS: датчики на ступицах колес и блок управления системой. Главная её задача – не допустить потери сцепления ведущих колес с дорогой при поддержке гидравлики и электроники, контролирующих систему торможения и двигатель.
Процесс работы системы TCS выглядит следующим образом:
Возможности систем TCS определяются сложностью их устройства, исходя из чего они вносят коррективы в работу лишь одной из систем автомобиля или нескольких. При многостороннем участии система антипробуксовки может использовать разные механизмы влияния на дорожную ситуацию, включая для этого наиболее подходящую в данных условиях систему.
Читайте также: Что такое ESP и как оно работает.
Мнения и факты о TCS
Хотя многие опытные водители отмечают, что антипробуксовочный механизм несколько снижает производительность авто, для малоопытного автолюбителя Traction control system – незаменимый помощник, особенно когда контроль над дорожной ситуацией, например во время плохой погоды, теряется.
При желании TCS отключается специальной кнопкой, но перед этим стоит еще раз вспомнить список тех преимуществ, которые при отключении становятся недоступными:
Использование антипробуксовочной системы несет и некоторую экономическую выгоду, поскольку на 3-5% снижает расход топлива и увеличивает ресурс двигателя.
Читайте также: Система ASR в автомобиле — устройство и принцип работы.
Горит «TRC OFF» на Тойоте: Как решить проблему с трекшн-контролем
О чем сообщает на панели приборов индикатор «TRC On», а также о том, что делать, если загорелся «TRC Off» пойдет речь в этой статье.
Что такое TRC
TRC — антипробуксовочный комплекс, регулирующий передачу крутящего момента между колесами на ведущей оси автомобиля. Аббревиатура TRC расшифровывается как «Traction Control», в переводе с английского «Контроль тяги».
Впервые система трекшн-контроля появилась в 1971 году в Америке на таких известных авто, как Кадиллак и Бюьик. На машинах немецкой марки Мерседес представительского класса ее стали использовать с 1987 года. После нулевых производители стали включать TRC в автомобили массово.
Датчики скорости отслеживают скорость вращения колес, и система использует меры для понижения тяги. Первые модификации автомобилей снижали тяги за счет глушения оборотов двигателя. Современные транспортные средства уменьшают скорость за счет специальной вискомуфты.
Если горит лампа «TRC On» или «TRAC On» – это значит, что включена система контроля за пробуксовкой колес и гашением заносов. В Тойоте эта система следит и смягчает заносы и пробуксовки. Хотя она изначально создавалась только как противобуксовочная.
Система TRC работает следующим образом:
Таким образом трекшн-контроль защищает водителя и автомобиль от создания аварийных ситуаций на дорогах.
Внимание!
На автомобилях Toyota Avensus , Auris, Rav 4, Lexus на приборной панели есть кнопка под названием «TRC Off». Она позволяет отключить трекшн-контроль.
Как пользоваться противобуксовочной системой
Трекшн-контроль срабатывает при легком скольжении и даже там, где надо проехать сложный участок песчаной дороги на бездорожье. Чтобы ездить по проселочным дорогам производители вынесли кнопку на приборную панель, которая отключает трекшн-контроль.
Нажав на нее, автовладелец сможет двигаться на авто по сложным участкам дороги, где нужен интенсивный разгон авто, а не блокировка колес. Но водители должны знать, что после нажатия кнопки через некоторое время, она автоматически отключается, и снова система контроля за пробуксовкой входит в действие. Поэтому ее придется нажимать несколько раз, если автомобиль пересекает длинные сложные участки.
Но бывает так, что включается лампа VSC и TRC вместе на мониторе приборной панели. Это сигнализирует об ошибке в системе контроля безопасности водителя.
Ошибки VSC и TRC off
VSC расшифровывается как Vehicle Stability Control, в переводе с английского «Система курсовой устойчивости». VSC работает в тандеме с TRC. Если совместно загорелись TRC Off и VSC на Тойота Авенсис – это значит, что появились неисправности датчиков на ведущих колесах, либо возникли проблемы с двигателем или проблемы с проводкой.
Необходимо продиагностировать информацию датчиков через программное обеспечение на СТО сканером OBD2.
Внимание! Эксперты не рекомендуют скидывать ошибки VSC и TRC OFF Тойоты Авенсис или Auris с помощью снятия клеммы с аккумуляторного блока. Если проблема была не в глюке прошивки компьютера, она повторится, и легкая неисправность превратится в капитальный ремонт всей машины.
На Тойотах Авенсис обычно лампочки TRC Off и VSC загораются гирляндами. К ним добавляется третья лампа Check Engine . Это распространенные ошибки, о которых ведутся обсуждения владельцев автомобилей Прадо, Toyota Progress NC 300, на специализированных форумах.
Проявляется проблема в различное время года. Интенсивное появление ошибки обязано холодам в зимний сезон, к которым автомобили не привыкли и компьютер может давать сбои. Но часто TRC Off у Тойоты загорается, когда неисправность находится в самой машине.
Когда горит VSC совместно с TRC в Тойоте Авенсис проблемы могут быть:
Внимание! Эксперты подтверждают, что на Тойотах Авенисах и Аурисах подсвечивание лампы VSC и трекшн-контроля – обычный глюк. Рекомендуется проверить разъемы, пошевелить их, разъединить и обратно вставить.
Советы по исправлению ошибки
Что делать автовладельцу, если горит TRC OFF:
Если автовладелец собрался покупать датчик, то необходимо выбирать оригинальный. Не оригинал быстро выходит из строя, и ошибка снова появляется на мониторе приборной доски.
Если двигатель автомобиля троит, а ошибки появляются те же самые, то эксперты рекомендуют поменять катушку на свечах, почистить форсунки. Желательно заправляться качественным бензином. Особенно, если автомобиль был выпущен в начале нулевых.
На Ленд Крузерах, Тойотах Rav 4 эти ошибки появляются из-за старого кислородника. Опытные механики советуют его заменить.
В некоторых случаях механики на СТО могут перепрошить программу в электронном блоке управления.
При проверке сканером появляются следующие коды:
Если с остальными неисправностями автовладелец может тянуть до бесконечности, то проблема с двигателем должна быть решена сразу. Дальнейшее промедление вызовет полную остановку транспортного средства и капитальный ремонт или замену на новый мотор.
Заключение
Трекшн-контроль является помощником автовладельца на дорогах. Поэтому любое подсвечивание лампы должно быть продиагностировано, а ошибка выявлена и устранена в кратчайшие сроки.
Неработающая система контроля устойчивости автомобиля на дорогах приведет к созданию аварийной ситуации. А также нужно помнить, что езду по-настоящему правильной и без аварийных ситуаций сможет сделать только сам водитель.
Новая гоночная серия TC3/TCR — конкурент WTCC?
Новая гоночная серия TC3/TCR, о запуске которой летом с.г. объявил Марчелло Лотти, понемногу обретает очертания. Многолетний босс мирового туринга, уволенный этой зимой, решил запустить новый проект кузовных соревнований.
Несмотря на то, что TCR по статусу и предполагаемому регламенту автомобилей будет «слабее» мирового туринга, обозреватели уже прочат эту серию в конкуренты WTCC. Ни одна из сторон не признаёт этого, но совершенно ясно, что TCR будет серьезным конкурентом WTCC. Опыт Лотти и его связи позволят собрать под свои знамёна сильный состав, умело использовав просчёты нынешних боссов чемпионата мира, которые так спешили перейти на новый регламент ради привлечения Citroen, что вызвали недовольство многих частных команд.
Об этом же говорит предварительный календарь и формат уик-эндов TCR — две свободные практики, квалификация из двух сегментов и две воскресные гонки – в точности как сейчас в мировом Туринге.
Гонки TCR в Сепанге, Шанхае и Сингапуре пройдут в рамках одного уик-энда с «Формулой-1». Приедет новая серия и в Россию. Гонка пройдет 21 июня на автодроме в Сочи. Также ходят слухи, что пелетон Лотти заберет у мирового туринга знаменитую гонку в Макао, где традиционно проходит финал WTCC. Изначально речь шла о 10 этапах, но в календаре их 12. Есть вероятность, что часть команд WTCC, особенно те, кто не имеет мощной заводской поддержки, могут перейти в новый чемпионат.
Предварительный календарь TCR International Series выглядит следующим образом:
29 марта – Sepang International Circuit, Малайзия
19 апреля – Shanghai International Circuit, Китай
3 мая – Circuit de la Comunitat Valenciana Ricardo Tormo, Испания
10 мая – Autódromo Internacional Algarve (Portimão), Португалия
24 мая – Autodromo di Monza, Италия
31 мая – Salzburgring, Австрия
21 июня – Sochi Autodrom, Россия
26 июля – Autódromo Juan y Oscar Gálvez (Buenos Aires), Аргентина
9 августа – Autódromo Internacional Codegua, Чили
20 сентября – Marina Bay Street Circuit, Сингапур
25 октября – Buriram International Circuit, Таиланд
Ноябрь – дата и трасса будут определены позже
В техническом плане Лотти делает ставку на автомобили класса SEAT León Cup Racer (техрегламент практически «списан» с него) — VW Golf R GTi, Opel Astra OPC, Ford Focus ST, Honda Civic Type R, Mercedes CLA 45 AMG.
SEAT первым из производителей заявил о своем участии в новой серии на а/м SEAT León Cup Racer, а первой командой, объявившей о своем участии в новом чемпионате, стала конюшня Team Target Competition из Южного Тироля, пилоты которой успешно выступили в европейском монокубке SEAT Leon Eurocup’2014.
Об участии в новой серии заявила команда LIQUI MOLY Team Engstler немца Франца Энгстлера, чемпиона WTCC 2014 г. в классе а/м TC2, «изменившего» родному баварскому «вентиляторному» заводу с VW Golf.
Марчелло Лотти рассказал журналу autosport, что в его новой гоночной серии TCR уже есть 20 подтвержденных заявок, а на оставшиеся 4 места претендует еще достаточно много команд. Ожидается, что в первый сезон на старт может выйти более 10 автомобилей SEAT Leon Racer, но в будущем число автомобилей одной марки должно сократиться до шести. Кроме того, есть информация, что Opel также заинтересован в подготовке автомобиля к сезону 2016 года.
На данный момент 5 команд подтвердили участие в чемпионате TCR 2015:
Target Competition — 3-5 SEAT Leon Cup Racer
Engstler Motorsport — 3 VW Golf
Onyx Race Engineering — 2-3 Ford Focus
Paolo Coloni Racing — предположительно 2-3 SEAT Leon Cup Racer
West Coast Racing — 3 Honda Civic:
Итого: 13-17 автомобилей из 20 подтвержденных Лотти.
Более того, кроме международной серии TCR в 2015 году будет проводиться азиатская и португальская серии TCR.
Официальный сайт серии TCR анонсирует также национальные серии по техническим требованиям TCR.
Королевский автомобильный клуб Бельгии RACB и компания Kronos Events объявили о запуске в 2016 году самостоятельной серии TCR BeNeLux.
Другие будут поначалу либо «вписаны» в существующие кузовные серии (американский — в USTCC, итальянский — в CITE, российский — в РСКГ) с последующим выделением их, возможно, в отдельный зачет.
В РСКГ в 2015 году всё же будут допущены новые автомобили SEAT Leon Cup Racer (в рамках класса Туринг). Официального объявления от организаторов РСКГ, будут ли допущены другие автомобили класса TCR, пока сделано не было.
Гирлянда TRC OFF, VSC, ABS: Ошибка датчика ABS или Основы ходовой электрики
Итак давайте я вам расскажу, что такое «Гирлянда» в актуальном для данного поста понимании, так как если вы этого не знаете, то вы беззаботный и возможно даже счастливый человек, но лучше быть предупреждённым, теоретически подкованным и вообще во всеоружии.
Для начала стоит продемострировать обучающие сервисные ролики компании Toyota подробно рассказывающие нам о системах VSC, TRC, ABS, основных компонентах этих систем и принципах их работы
Посмотрели, ахнули, изучили, лезем разбираться что-же у нас.
Самодиагностика:
В Крауне имеем два диагностических разъёма OBD: один под капотом возле клапана VVT-i, второй в салоне под рулевой колонкой в ногах водителя. Лезем под капот, ставим перемычку на разъёмы Tc-E1, включаем зажигание, смотрим на табло, лампочка VSC отмигивает нам ошибку 43 — «Неисправность блока ABS», ну охренеть! Тут стоит добавить что структурно «мозги» систем VSC, TRC и ABS исполнены в одном блоке (в комплектации JZS155-ATPUF в рестайловом исполнении имеющием Part No. 89541-30220), ну охренеть теперь два раза!
Здесь главное было не впасть в отчаяние, потому-как далее был найден мануал как протестить детально ошибки ABS: лезем опять к подкапотному разъёму, в нём есть штатная перемычка на контактах Wa-Wb, снимаем её, включаем повторно зажигание — по лампе ABS считываем код ошибки 33 — «Неисправность датчика частоты вращения правого заднего колеса (RR)».
Смотрим по схемам EPCDATA что это за датчик, откуда и куда идёт добираемся до него и мерим мультиметром сопротивление датчика, допустимые пределы если не изменяет память от 0,8 до 1,2 КОм, в нашем случае получилось 1,05 КОм.
Есть ещё один метод самодиагностики, но он доступен только владельцам комплектаций с MultiVision свободно владеющим Японским, поэтому его пропустим =)
Методики сброса ошибок:
Тут я было подумал что возможно ошибка просто «залипла» в памяти и попробовал сбросить ошибки ABS, согласно легендам, повериям и книжке АвтоДаты есть несколько способов сделать это:
— самый простой — сбросить ошибки сканером или с ноута с помощью программы TECU через адаптер USB-OBDII
— рецепт из книги АвтоДаты — включить зажигание, замкнуть на всё-том же разъёме контакты Tc-CG и нажать педаль тормоза 8 или более раз дословно «в интервале трёх секунд» — понимайте кто как =)
— народно-гаражный метод — скинуть клеммы аккумулятора, выдернуть предохранитель ECU-B
В итоге в моём случае сброс ошибок должного эффекта не дал, что было весьма и весьма досадно.
Важно: по данным некоторых источников окончательный сброс ошибок происходит после того как по завершении всех процедур автомобиль проедет прямолинейно(желательно) какое-то расстояние со скоростью свыше 20км/ч
Кстати о сканерах и OBD||:
Как я уже обмолвился выше можно воспользоваться сканером OBDII… или человеком у которого есть такой сканер… или услугами сервиса у которого есть такой человек с таким сканером, ну или раздобыть ноут, адаптер USB-OBDII и скачать программу TECU2.
Важно: в случае с ноутбуком, адаптером и программой имейте ввиду, что если у вас OBDII-адаптер на базе ELM327, то использовать следует именно TECU версии 2 (точно проверена на работоспособность версия 2.3.9.3c), так как версия 3 и более поздние более не поддерживают этот тип адаптера
С помощью нетбука и вышеуказанных программы с адаптером были сняты диаграммы показаний датчиков в движении. Все датчики кроме заднего правого показывали скорость вполне соответствующую реальной, с заднего правого приходили только унылые 0 км/ч.
Маленький нюанс:
Товарищи с Краун-Клуба подсказывают, что при наличии ошибки например правого заднего датчика ABS истинным виновником может быть противоположный датчик, т.е. в нашем случае левый передний.
Эх! Была не была!
Самый точный метод борьбы со сложными системными ошибками это метод исключения. Решено. Едем на разборку, снимаем с распила задний правый датчик, передний левый нам великодушно подгоняет товарищ со своей контрактной ступицы, так как ему за ненадобностью он, едем в гараж, меняем свои датчики на новые, попутно проверяем наличие и соответствие колец ABS (передние и задние кольца между собой отличаются), для задних колёс выглядеть это должно примерно так:
собираем, обуваем, опускаем, сбросы, сбросы, сбросы, зажигание, VSC-43, ABS-33… «машина не виновата, это мы что-то не знаем» успокаивал я себя.
Проводка:
Ну а на что ещё остаётся грешить когда датчик заведомо исправен, а сигнала нет? Ну вот и я подумал. Вообще я сразу не сказал, но для того чтобы прозвонить задние датчики ABS нужно снимать диван сзади (если он у вас на электроприводе и делится на две части — значит вам повезло), а для того чтобы прозвонить передние — колесо, фишка будет в районе стойки в прослойках подкрылка, смотрите по проводу от ступицы.
Скидываем сидушки, откручиваем нижние болты спинки, далее опускаем подлокотник и перегородку с обивкой за ним, снимаем подголовники, таким образом получаем доступ к верхним болтам спинки. Снимаем спинку. (В случае с электродиваном если вам предстоит снять большую спинку — не забудьте отстегнуть фишку для кнопок и прикуривателя в подлокотнике). В том месте где у нас проходи ремень безопасности заднего пассажира будет выходить провод с двухконтактной фишкой, это фишка самого датчика, далее провода идут по правому порогу салона к ногам водителя, где под пластиковой отделкой рядом с блоком салонных предохранителей можно найти дополнительную коммутационную колодку с фишками. Из этой колодки провода более плотным коротким жгутом уходят к блоку управления системами ABS, TRC, VSC, который закреплён над педалью тормоза