что такое свободы человека
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Методические советы учителям
При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.
Что такое свобода?
Как можно быть свободным всегда
Чаще всего о «свободе» говорят как о свободе в политическом смысле, свободе от тирании и угнетения со стороны других людей. Библия начинает рассказ о свободе на этом, наиболее простом, уровне. Бог Библии — это освободитель, причем освободитель в прямом и буквальном смысле. Десять Заповедей начинаются с торжественного провозглашения: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх 20:2). Бог выводит Свой народ из рабства — вполне буквального рабства, в котором евреи пребывали в Египте, — сломив упорство угнетателей грозными чудесами и знамениями.
Невозможно переоценить влияние, которое история Исхода оказала на формирование сознания христианского мира. Некоторые вещи, которые сейчас кажутся нам само собой разумеющимися, выглядели довольно странно в добиблейском мире. Бог, который становится на сторону рабов, на сторону угнетенных, на сторону бессильных, против сильных мира сего, — это было для современников странной, непонятной и даже возмутительной новостью. Боги язычников символизировали силу, могущество, победу, они были ближе к господствующим, царствующим слоям человеческого общества — и дальше всего от угнетенных и рабов.
Но Бог Закона и Пророков раз за разом оборачивается против сильных и славных и выступает на стороне бессильных и безвестных. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо (Ис 58:6).
Не случайно восприятие свободы как универсальной ценности сложилось именно в христианском мире; и даже те, кто восставал и против Церкви, и против веры в Бога вообще, думая, что обретут этим бóльшую свободу, сознательно или нет апеллировали к библейским образам.
Свобода без Бога
Библейские пророки обрушивались на неправедных властителей — в том числе религиозных — от имени Бога; и многие движения, выступавшие против угнетения, носили отчетливо религиозный характер, будь то аболиционисты, выступающие за отмену рабства чернокожих, или движение за гражданские права в США в 1960-е годы, которое возглавлялось баптистским служителем Мартином Лютером Кингом.
Но в европейской истории сложилось и другое понимание свободы — свободы, не только оторванной от своих библейских оснований, но и прямо восстающей против веры в Бога. Впервые это движение заявило о себе во Франции конца XVIII века, где ряд известных мыслителей стали воспринимать Церковь как опору королевской власти и источник угнетения — угнетения, от которого надо было избавиться ради того, чтобы построить новую жизнь на началах разума, свободы и братства. Большая часть этих мыслителей придерживалась некой размытой и адогматичной религиозности, веры в Бога, которую надлежало «очистить» от церковных «суеверий»; но в том же движении появились и «чистые» атеисты, такие, как барон Поль Гольбах, яростно восстававшие против любой веры, библейской — особенно.
С тех пор мир пережил еще ряд кровавых революций, и одна из самых страшных произошла у нас в стране. Провозглашались лозунги свободы, равенства, братства, обещалась свобода от угнетения, люди воодушевлялись мечтами о дивном новом мире, но почему-то все это кончалось резней и установлением такой тирании, что по сравнению с ней низвергнутый революцией режим оказывался образцом свободы.
От «сентябрьской резни» в конце XVIII века до камбоджийских «полей смерти» в конце века ХХ обещание свободы оборачивалось большой кровью. Почему? Приведем еще одно высказывание Эдмунда Берка: «Значение свободы для каждого отдельного человека состоит в том, что он может поступать так, как ему нравится: мы должны понять, что ему нравится, прежде чем пришлем поздравления, которые в скором времени могут обернуться соболезнованиями».
Свобода от внешних стеснений, если ее обретает человек, лишенный внутренних принципов, оборачивается бедой. «Должен ли я поздравлять убийцу или разбойника с большой дороги, разбившего оковы тюрьмы, — писал Берк, — с обретением им своих естественных прав? Это походило бы на эпизод освобождения преступников, осужденных на галеры, героическим философом — Рыцарем Печального Образа».
Поэтому свобода, о которой говорит Библия, это нечто гораздо большее, чем просто свобода от угнетения со стороны других людей.
Выбор есть всегда
В древнем мире разбойники, нападавшие на всех, кто путешествовал по дорогам, были постоянной проблемой. Власти не могли наладить патрулирование или справиться с задачей как-то иначе; поэтому они пытались компенсировать свое бессилие повышенной суровостью — захваченных разбойников предавали особенно мучительной смерти, что, как предполагалось, должно было отрезвляюще подействовать на остальных. Мы можем представить себе разбойника, который, как бы мы сказали, гуляет на свободе — он должен опасаться властей, но, с другой стороны, никто ему не господин, он не вынужден тяжело вкалывать на какого-нибудь хозяина, он может направляться куда хочет. И вот этого человека поймали, связали и бросили в темницу. Сохраняет ли он свободу? Очевидно, нет. Толстые каменные стены, железные решетки и суровая стража стоят между ним и вольным воздухом. Наконец, его приговорили и, по обычаю того времени, распяли — так, что он не может даже рукой пошевелить и вынужден терпеть невыносимую муку. Свободен ли этот человек? Сам вопрос может показаться издевательским. Но это вполне осмысленный вопрос, и на него существует точный ответ. Человек, который не может пошевелиться, тем не менее свободен принять самое важное решение в своей жизни. Мы читаем об этом человеке в Евангелии от Луки: Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк23:39-43).
Существует свобода, которую ничто не может у нас отнять — в любых обстоятельствах у нас есть выбор. Узник может озлобиться или покаяться; человек, прикованный к инвалидному креслу, может исполниться горечи, обиды и ненависти ко всему миру, а может обратиться к Богу и стать источником поддержки и утешения для окружающих его здоровых людей. Обстоятельства ставят нас перед выбором, но не они определяют, что мы выберем. Это всегда определяем мы сами. Кажется, свобода выбора — это самоочевидный, непосредственно переживаемый нами опыт; тем не менее все мы склонны ее отрицать.
Это не я!
Третья глава Книги Бытия содержит удивительно глубокий и точный рассказ о грехе — первом грехе, но вместе с тем грехе вообще. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? — спрашивает Бог у Адама. Кажется, можно дать только два ответа «да, я ел» или «нет, я не ел». Но Адам сказал:Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт 3:11,12). В том, что Адам нарушил заповедь, виновата жена — и, косвенно, Бог, который ему эту жену подсунул.
Адам совершил сознательный выбор — съел запретный плод. Но он говорит, что это выбор не его, что он определен кем-то или чем-то другим — женой, змеем, Богом, только не им, бедным Адамом.
С тех пор, как был записан этот рассказ, прошло очень много времени, но отношение людей к своей жизни остается тем же: мы склонны утверждать, что наши поступки определяются кем-то другим. Мы приходим в ярость потому, что другие люди нас злят; грешим потому, что другие люди вводят нас в соблазн; ненавидим ближнего своего потому, что он такой мерзавец, что мы не можем его не ненавидеть.
Наши поступки вынуждены окружающими нас обстоятельствами — погодой, страной, в которой мы живем, генами, чем угодно еще — исключая наше личное произволение. Мы не виноваты — виноват кто-то другой, или, возможно, — это всех устраивает — мать-природа.
Почему мы так жаждем сложить с себя ответственность? Ведь это чудовищно глупо и разрушительно с чисто земной, практической точки зрения. Отказываясь признавать свои поступки полностью своими, мы утрачиваем контроль над своей жизнью.
Кто оказывается автором книги нашей жизни, если не мы сами? Другие люди, обстоятельства, наши собственные внутренние импульсы, которые мы даже не пытаемся контролировать. На капитанском мостике нашей жизни оказывается всякий прохожий, наш руль поворачивает всякий случайный порыв ветра, всякая чайка, присевшая на него передохнуть.
Что будет с нашей жизнью? Ничего хорошего. В лучшем случае она будет просто пустой и жалкой — мы ничего не достигнем и ничего не обретем. В худшем — мы просто разобьемся о рифы алкоголизма, наркомании или закончим наши дни в тюрьме. В самом деле, что объединяет людей, потерпевших жизненное крушение? Их вера в то, что их жизнь и их поступки определяются кем-то другим. Они запили, потому что окружающие относятся к ним по-свински; бросили семью, потому что домашние «никогда их не понимали»; совершили преступление, потому, что их довели или вынудили. Даже для того, чтобы на чисто мирском, посюстороннем уровне привести свою жизнь в порядок, надо признать, что мы свободны в том смысле, что сами принимаем решения и сами несем за них ответственность.
Иногда люди прибегают к более изощренному способу отрицать реальность выбора и ответственности: они придерживаются философии, которая вообще объявляет свободную волю иллюзией. Атеистическая философия материализма предполагает, что в мире нет ничего, кроме материи, движущейся по неизменным законам, а то, что мы воспринимаем как акты мышления или свободного выбора, — результат невероятно сложных, но чисто материальных процессов. Ваш выбор читать эту статью обусловлен электрохимическими процессами в коре вашего головного мозга, эти процессы — предыдущим состоянием системы, входными сигналами и неизменными законами природы. У вас не больше свободы выбора, чем у любого другого природного процесса. Вам кажется, что вы совершаете свободный выбор, но, с точки зрения материалистов, это иллюзия.
Но в чем причина такого нелепого поведения? От чего такого страшного люди пытаются спастись, прибегая к столь пагубной лжи?
О том, что мы не можем не знать
Люди могут отрицать и реальность объективного закона, и реальность нашего свободного выбора; но это — такое шило, которого в мешке не утаишь. В действительности мы все глубоко верим в то и другое, и это видно из нашей склонности осуждать других людей. Как пишет святой апостол Павел,итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же (Рим 2:1).
Ведь для того, чтобы человеческие поступки составляли предмет вины или заслуги, необходимы два условия: во-первых, люди должны совершать их свободно; во-вторых, мы должны оценивать их с точки зрения какого-то закона, какого-то критерия добра и зла. Природный процесс — например, пищеварение — не является предметом нравственной оценки. Мы не ругаем человека за больной желудок и не хвалим за здоровый. Виновным человека могут делать только его свободные решения. Порицая кого-то, мы тем самым уже признаем, что он совершил свободный выбор, и этот выбор неправилен. В его воле было нарушать нравственный закон или соблюсти его, и он его нарушил; именно это делает его виновным и достойным осуждения.
Но чтобы закон делал его виновным, это должен быть объективный закон, который мы все обязаны соблюдать, независимо от того, признаем мы его или нет. Упрекая кого-то в аморальности, мы тем самым утверждаем реальность такой вещи, как мораль, которой другой человек обязан был придерживаться. Но, говорит Апостол, раз такой закон существует (и мы сами признаем это в отношении других людей), то он существует и в отношении нас самих. Нас самих могут потребовать — и потребуют — к ответу за его нарушение.
За законом стоит Законодатель и Судия, которому нам надлежит дать отчет. Перспектива возможного осуждения пугает нас — как Адама. И — как Адам — мы пытаемся смягчить наш страх, перекладывая вину на других или придумывая себе сложные системы самооправданий.
Признание того, что мы сами — авторы своих поступков, ставит нас перед неприятным фактом: мы совершили в своей жизни много дурного, и нам нечего сказать в свою защиту.
Если Сын освободит вас.
Человек изначально сотворен свободным — и злоупотребил своей свободной волей, чтобы сделаться весьма испорченным. Христос приходит, чтобы спасти нас от этой порчи. Но почему для этого понадобилась Голгофа? Почему Бог не может просто взять и отменить последствия наших грехов? Потому, что Бог наделяет нас реальной свободой выбора — с реальными последствиями. Наш выбор нельзя просто взять и отменить — это означало бы, что Его дар свободы с самого начала был недействительным. Бог поступает по другому — Он нисходит к нам и становится Человеком в лице Иисуса Христа, чтобы умереть за наши грехи. Как Он сам сказал на Тайной Вечере — и как с тех пор повторяет Церковь за каждой Литургией — сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28). Это прощение грехов обретает каждый, кто прибегает к Нему с покаянием и верой; но свобода, которую приносит Христос, это не только свобода от вины за грехи.
Представьте себе наркомана, который совершил преступление, пытаясь добыть денег на очередную дозу — если только освободить его от осуждения, не излечив его порока, через короткое время он преступит закон опять. Так и грешный человек нуждается не только в прощении, но и глубокой внутренней перемене, которая освободит его от тяги ко греху. Поэтому Апостолы говорят о свободе в более глубоком смысле — свободе от греха, свободе для праведности, свободе соответствовать подлинному благу и предназначению человека.
В отсутствие внешних стеснений человек может делать то, что он хочет — но чего он хочет? Алкоголик остро хочет напиться; в то же время в глубине души он хочет избавиться от своего порока и жить трезвой и здоровой жизнью. Блудник хочет легкой, ни к чему не обязывающей связи — но в то же время в сердце своем он тоскует по настоящей, преданной любви. Мы одновременно хотим разных вещей, и часто наши собственные желания сковывают нас гораздо сильнее, чем тюрьмы и цепи.
Неспособность жить так, как мы должны — и так, как мы в минуты просветления хотим — составляет то горькое рабство, о котором Господь говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34). Гневливый человек не свободен сохранять спокойствие; блудник не свободен сохранять верность; алчный человек не распоряжается деньгами, но терпит, что деньги распоряжаются им. Так любой грех говорит о том, что наша человеческая природа ущербна, недостаточна, больна.
И Христос приносит нам новую жизнь, которая постепенно меняет нас изнутри; молитва, личная и церковная, наставления священников, участие в Таинствах, чтение слова Божия — те средства, которые Бог дает нам для духовного роста. Этот процесс обретения подлинной свободы не будет ни легким, ни гладким — Бог имеет дело не с пластилином, а со свободными личностями, которые продолжают падать и ошибаться — но, если мы последуем за Ним, Христос приведет нас к той вечной и блаженной жизни, для которой Он нас создал.
А если я скажу «нет»?
Евангелие есть книга надежды: самый потерянный грешник, человек, по общему мнению, безнадежно пропащий, может обратиться ко Христу и обрести спасение. Но что, если я откажусь? Как часто приходится слышать выраженное прямо или подразумеваемое требование: «я не собираюсь веровать и каяться, но вы мне пообещайте, что со мной будет все в порядке». Но это фактически означает, что мы должны отрицать за людьми их свободный выбор и уверять их, что их втащат в рай без их согласия. Мы этого не можем — это была бы просто неправда. Бог делает абсолютно всё, что можно, для спасения каждого человека — и Крест Христов напоминает об этом. Но человек может сказать «нет» — и отказаться от предложенного ему дара. Он может отказаться войти в дверь, куда его настойчиво приглашают, — и остаться за дверью.
Иногда говорят, что Бог слишком благ, чтобы оставить кого-либо за дверью — и это, конечно, правда. Бог примет и самого последнего грешника, но даже Бог ничего не может сделать с теми, кто отказывается быть принятым. Он хочет, чтобы мы оставались до конца свободными. Это только наш выбор. И наша ответственность — говорим мы да или нет, отзываемся на зов или отказываемся прийти.
Дверь Его дома открыта; ничто и никто не может помешать нам войти — как тому благоразумному разбойнику. Но никто не может сделать это за нас.
Как обрести свободу личности и зачем это делать: советы профессиональных психологов
Приветствую вас, друзья!
Сегодня мы поговорим о том, в чем заключается свобода личности и как развить ее в себе. Тема очень актуальная и интересная. Не буду томить вас долгими вступлениями – перейдем сразу к делу.
Но прежде чем мы приступим к обсуждению сегодняшней темы, рекомендую вам узнать, что такое личность человека и каждый ли ею становится.
Что такое свобода личности
Свобода личности – это сложное многогранное понятие, определить которое однозначно очень сложно. Если максимально упростить, то свобода личности – это отсутствие зависимости от чего бы то ни было: других людей, вредных привычек, психологических комплексов, общественного мнения и т. д.
Свободный человек уверен в себе, знает, чего хочет от жизни, и действует исходя из своих интересов. Это помогает ему добиваться успеха в жизни и занимать высокое место в социальной иерархии.
Представление о свободе менялось на протяжении веков. К современному пониманию человечество пришло совсем недавно. Примерно с начала XIX века люди стали воспринимать свободу как свое незыблемое право и начали активно отстаивать ее. Под свободой стали подразумевать следование своим стремлениям, реализацию внутреннего потенциала личности, осуществление самостоятельного выбора личного пути.
Очень важно понимать, что свобода не бывает абсолютной. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Это очень тонкий философский вопрос. Прежде чем начать работать над развитием внутренней свободы, нужно сформировать морально-этический стержень личности. Без него свобода может превратиться в произвол и привести к антисоциальному поведению.
Для чего нужно развивать свободу личности
А так ли нужна индивиду свобода личности? Может, лучше жить своей обычной жизнью, не замахиваясь на столь глобальные цели? Каждый человек сам делает свой выбор. Главное, чтобы он был осознанным.
Свобода – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Она неразрывно связана с ответственностью и самоограничением.
Да, вы не ослышались, именно с самоограничением. Свобода не даст права делать все, что вам вздумается. Она поможет стать центром собственной жизни и начать действовать исходя из своих интересов. Но взамен вам придется отказаться от чужой опеки над собой и стать по-настоящему взрослым.
Итак, что вам даст внутренняя свобода:
11 способов обрести личностную свободу
Свобода личности не дается человеку с рождения. Это то, что нужно взращивать в себе волевыми усилиями. Невозможно за один день стать свободным, если до этого вы много лет были зависимыми – материально, духовно, эмоционально. Но осознание своей несвободы – это уже первый шаг к избавлению от нее.
Следующие советы помогут вам пройти путь от внутреннего рабства до полной внутренней свободы.
Избавьтесь от ограничивающих убеждений
Истинная свобода личности приходит изнутри, поэтому и основные враги ее находятся внутри. В первую очередь это негативные мыслительные паттерны. Они оказывают огромное влияние на наш образ жизни в целом. Не зря говорят, что мысль – первопричина всего.
Что из себя представляют ограничивающие убеждения? Это выводы, которые человек делает на основе объективных данных. Возможности познания человека ограничены, поэтому мозгу приходится самостоятельно “достраивать” картину реальности. От того, как он это делает, зависит очень многое.
Представьте ситуацию. Человек заблудился в незнакомом городе и решил обратиться за помощью к прохожему. Но тот, вместо того чтобы указать путь, отнял у бедолаги телефон и скрылся в неизвестном направлении. Какие выводы мог сделать человек на основе имеющихся данных:
Это пример того, как возникают ограничивающие убеждения. Неправильно считать их обычными мыслями, от которых можно отмахнуться. Это самые настоящие деструктивные программы, которые поражают сознание подобно компьютерным вирусам. Они заставляют человека менять поведение, вопреки его изначальным планам.
А ведь всего этого можно было избежать, если бы он не позволил мозгу укоренить искаженные выводы в сознании. Ведь неприятную ситуацию можно было трактовать по-разному. У человека всегда есть выбор, как ему реагировать на то или иное событие.
Если хотите стать по-настоящему свободным, вы должны научиться отслеживать такие ограничивающие убеждения и искоренять их. К ним относятся все грубые обобщения и категоричные выводы. Откажитесь от них совсем. Старайтесь смотреть на мир непредвзято и не ждать от него соответствия своим ожиданиям.
Станьте самостоятельным
Личная свобода начинается с самодостаточности. Любая нужда в ком-то или в чем-то делает вас зависимым и ограничивает возможности. Поэтому стремитесь к самостоятельности во всех сферах жизни.
Начать нужно с материального самообеспечения. Если вы до сих пор живете за счет родителей, начните делать первые шаги в сторону самостоятельности. Устройтесь на работу, снимите квартиру или комнату, начните сами обеспечивать свои нужды. Без этого ни о какой свободе личности можно и не мечтать.
Следующим шагом будет развитие бытовой самостоятельности. Научитесь обеспечивать самому себе комфортный быт: готовить вкусную еду, поддерживать порядок, ухаживать за вещами. Даже если сейчас кто-то делает все за вас, это не значит, что вы можете полностью расслабиться.
В жизни бывает всякое. Вы должны уметь позаботиться о себе в любой ситуации. Это дает ощущение уверенности и внутренней устойчивости.
Еще одно важное условие для обретения свободы – эмоциональная самодостаточность. Это означает, что вы сами в состоянии себя развлечь и утолить эмоциональный голод. Вы не испытываете скуку наедине с собой и способны самостоятельно организовать интересный и насыщенный досуг.
Учитесь принимать решения
Принятие решения – это акт возложения на себя ответственности за свой выбор. Какими бы ни были последствия, вы готовы стойко принять их и при необходимости разрулить.
Нерешительные люди очень боятся ответственности, поэтому всеми силами пытаются разделить ее с кем-то. Они советуются с родственниками, друзьями, коллегами, а потом еще долго колеблются перед вынесением окончательного вердикта. Особо одаренные могут даже предъявлять претензии знакомым за плохой совет.
Нужно постепенно избавляться от этой привычки. Учитесь принимать решения самостоятельно и без оглядки на чужое мнение. Каждый раз, когда возникает желание спросить совета у кого-либо, одергивайте себя. Исключением могут быть лишь случаи, когда вы не обладаете необходимой компетенцией для принятия решения, например, плохо подкованы юридически или экономически.
Формируйте независимую самооценку
Не привязывайте самооценку к оценкам других людей. Это делает вас зависимым и тревожным. Вы будете постоянно озираться по сторонам в поисках чужого одобрения, а от критики впадать в уныние.
Учитесь оценивать себя самостоятельно. Только пищей для оценок должны быть реальные факты, а не ваши иллюзии и психзащиты. Оценивайте себя, как и других людей, то есть без поблажек. Представьте на месте себя какого-то чужого человека и постарайтесь оценить его объективно со всех сторон.
Вы сразу увидите все свои сильные стороны и слабые места. Ваша самооценка перестанет качаться туда-сюда от малейшего дуновения ветерка. А когда вы начнете активно работать над собой, она будет расти пропорционально реальным успехам. Вот и вся наука.
Развивайте саморегуляцию
Большинство людей почему-то считают, что ограничивающие свободу факторы находятся вовне. К ним они относят чужую волю, обстоятельства, превратности судьбы и т. п. Но человек также может быть рабом своих инстинктов, страхов, негативных эмоций.
Представьте ситуацию. Коллега хочет спихнуть на вас часть работы. Вас такая перспектива совсем не радует, но отказывать страшно и некомфортно. Вы соглашаетесь, а потом чувствуете себя несвободным и ущемленным. Вам может казаться, что это коллега ограничивает вашу свободу своей неуместной просьбой. Но ведь у вас был выбор: можно было либо отказаться, либо согласиться. А вы пошли на поводу у своего страха, сознательно ограничив свою свободу.
Учитесь владеть собой даже в стрессовых ситуациях. Не позволяйте деструктивным эмоциям контролировать вашу жизнь. Улучшить саморегуляцию вам помогут следующие советы:
Рекомендую пройти аутогенную тренировку по видео.
Формируйте свою точку зрения
Свободный человек отличается свободным мышлением. У него есть собственное мнение по каждому вопросу, которое он может обосновать. Но при этом он никому не пытается его навязать и толерантно относится к другим точкам зрения.
Почаще спрашивайте себя: “А что я думаю по этому поводу?” Даже самые пустяковые события пытайтесь оценить через призму собственных ценностей и жизненного опыта. Прочитали новость в интернете – задумайтесь над собственным отношением к ней. Стали свидетелем какого-то происшествия на улице – зафиксируйте свои мысли по поводу происходящего.
Следите, чтобы ваше мнение было достаточно стабильным. Если любой прохожий способен поколебать его и заставить вас сомневаться, значит, вам не хватает уверенности в себе. Но и в другую крайность бросаться не стоит. Бывает, что мнение оказывается ошибочным или устаревшим. В этом случае спокойно откажитесь от него и сформируйте новое.
Общайтесь с независимыми людьми
Окружите себя людьми, обладающими теми качествами, которые вы хотите развить: самодостаточностью, уверенностью в себе, свободомыслием. Вы будете инстинктивно тянуться к ним и копировать желаемое поведение.
Интересуйтесь их жизненным опытом, принципами, ценностями. Заряжайтесь энергией от этих людей. Как правило, они охотно делятся ею с окружающими.
Только слишком не увлекайтесь и не впадайте в зависимость. Воспринимайте их как временных наставников. Как только вы почувствуете первые ростки свободы внутри, сосредоточьтесь на них и продолжайте растить их уже самостоятельно.
Перестаньте оправдываться
Отследите у себя привычку оправдываться и начните избавляться от нее. Обычно люди даже не замечают, что постоянно прибегают к оправданиям. Это кажется им естественным и безальтернативным.
А между тем оправданиями вы ставите себя в зависимую позицию и делаете свой образ в глазах других людей слабым и некрасивым. Запомните: окружающим не нужны ваши оправдания, особенно развернутые и эмоциональные. Они хотят общаться по делу, а не тратить время на чужие стенания.
Если вы накосячили, кратко извинитесь и предложите компенсировать косяк. Например, опоздав на работу, скажите, что готовы задержаться и отработать пропущенное время. Скорее всего, это и не понадобится, зато начальник оценит ваш деловой подход и будет благодарен за отсутствие бесполезных оправданий.
Больше читайте
Чтение развивает мозг, расширяет кругозор и помогает сформировать критическое мышление. Согласно исследованиям, люди, которые много читают, меньше подвержены вредоносному влиянию извне, лучше распознают манипуляции и противостоят им.
Естественно, не всякая литература обладает таким эффектом. Некоторые книги не только бесполезны, но и вредны. Избегайте бульварных романов, низкосортных детективов, мемуаров поп-звезд.
Хорошо, если в вашей библиотеке будут книги по психологии, фундаментальные научные труды, биографии великих людей. Они помогут заложить правильные основы для формирования зрелой и свободной личности.
Развивайте экспертность
Прокачивайте свои знания и навыки в какой-то конкретной области, а лучше всего в профессиональной сфере. Она будет вашим местом силы. Когда вы достигнете высокого уровня экспертности, у вас появится реальное влияние среди людей. Они признают в вас авторитет и будут тянуться к вам. Это состояние противоположно состоянию зависимости. Вы должны хорошенько прочувствовать его.
Оно дает ни с чем не сравнимое ощущение личной свободы и устойчивости. Вы почувствуете себя центром, к которому притягиваются люди и важные события. Вам обязательно захочется перенести это чувство и на другие сферы жизни.
Избавляйтесь от вредных привычек
И последний совет – перестаньте быть рабом своих вредных привычек. Пока вы полностью не избавитесь от них, они будут тянуть вас вниз. Речь идет не только о распространенных зависимостях (никотиновой, алкогольной, игровой, пищевой и прочих), но также и о закрепившихся в сознании паттернах поведения, препятствующих личностному развитию.
К ним можно отнести, например, следующие привычки:
Заключение
Мы с вами рассмотрели, что такое свобода личности, в чем она проявляется и как стать свободным человеком.
Свобода личности – непременное условие гармоничной и счастливой жизни. Зависимый человек не владеет собой в полной мере, не может самостоятельно принимать решения, плохо понимает, чего он хочет, и постоянно испытывает тревогу.
Но стать свободным в одночасье, как по мановению волшебной палочки, невозможно. Этому предшествует долгая и кропотливая работа над собой. Придется распрощаться с детской ролью, взять на себя ответственность за жизнь, стать полностью самостоятельным. Только пройдя через все эти сложности, человек сможет насладиться истинной свободой.
А вы считаете себя свободной личностью? Делитесь в комментариях.