что такое свободная игра
Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько, сколько хотели. Конечно, надо было ходить в школу, а кому-то еще «на музыку» или в спортивную секцию. Были домашние обязанности. Но так или иначе, в жизни любого среднего школьника или дошкольника было время, которым он распоряжался по своему усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у друга в гостях – это было частью обычной детской жизни.
Сегодня жизнь маленького человека почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе и занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать время как хочется почти нет.
4 правила свободной игры
Зачем детям нужна свободная игра?
1. Развивать навыки самостоятельно принимать решения
Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом свободной игры из реалий детской жизни.
2. Быстро адаптироваться к изменениям в жизни
В игре развиваются нейронные сети головного мозга – ребенок «играющий» готовится к непредсказуемости жизни, развивает возможности гибкого реагирования на самые разные обстоятельства.
3. Возможность справиться с эмоциональными трудностями
Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам». Взрослый человек, взволнованный тем или иным событием, может поделиться своими переживаниями с близкими. Ребенок же говорит о своих переживаниях языком игры. Если он обижен или расстроен, то в его силах, к примеру, «переиграть» событие, которое произошло.
4. Развивать навыки социального взаимодействия
Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно, что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта взаимоотношений.
5. Развивать творческие способности
Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым, полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение.
Как вернуть свободную игру в жизнь ребенка?
Родители, понимающие, как важна игра для детского благополучия и развития, найдут возможности вернуть свободную игру на подобающее ей место в детской жизни.
С чего начать? С трех базовых принципов.
Создавайте пространство для игры со сверстниками
Компанией для игр вашему ребенку могут быть дети ваших друзей. Или одноклассники, если вы создадите для них возможность поиграть вместе. Безопасное пространство для игр может быть оборудовано своими силами – например, на дачном участке.
Вспомните свои детские игры
Вы можете вовлечь детей в игры, которые затевали во дворе сами, – так, чтобы впоследствии у детей была возможность при желании вернуться к этим играм, проиграть их самостоятельно с друзьями.
Поощряйте ребенка играть самостоятельно
Вы можете сопровождать игру ребенка, не вмешиваясь в его активность и доброжелательно присутствуя рядом. В это время важно не оценивать, не критиковать, не хвалить ребенка, а просто быть рядом – с открытыми глазами, ушами и сердцем. Какой бы странной ни казалась вам игра, в ней есть логика и задачи, которые решает ребенок.
Итак, если вы уже соблюдаете три первых принципа свободной игры, то начало положено. О том, как еще помочь вашему ребенку развиваться через свободную игру, Я – Родитель и наш эксперт Елена Пиотровская расскажут в следующих материалах.
Какой талант у вашего ребенка? Узнайте, пройдя тест Я – Родитель.
Наталья Королева
по мотивам поста из блога Елены Пиотровской
Значение игры в развитии ребенка и зачем необходимо ее поощрять
Узнайте, как самостоятельная игра может способствовать развитию вашего ребенка
В условиях пандемии COVID-19 многие дети оказались лишены возможности играть со своими одноклассниками и друзьями, лишились одного из ключевых факторов в своем развитии. Однако, учитывая важность взаимодействия детей со своими сверстниками, самостоятельная игра тоже имеет свои преимущества.
Мы поговорили с экспертами по образованию и развитию детей Сайедой Свзия Заман и Фердоуси Ханом из Института развития и образования при Университете BRAC о том, как и зачем родителям следует поощрять самостоятельную игру.
Почему игра так полезна для детей?
Что такое «свободная» игра?
Чем свободная игра полезна для детей?
«Польза от игры детей самостоятельно или в одиночку заключается в том, что это помогает им раскрыть творческий потенциал», говорит Ханом. Когда ребенок играет в одиночку, он сосредоточен на себе, использует свое воображение, это формирует в нем ощущение независимости с раннего детства, говорит Заман. Воспитание у ребенка самостоятельности продуктивно отразится и на его дальнейшей жизнедеятельности.
С какого возраста родители должны приобщать детей к свободной игре?
Свободная игра дает детям возможность исследовать свой мир самостоятельно, помогает развивать творческие способности и воображение, поэтому Ханом и Заман рекомендуют начинать с раннего возраста. Родители должны поощрять детей младшего и дошкольного возраста к свободным играм на регулярной основе, а при постоянном присмотре можно начинать даже с шестимесячного возраста.
Как приучать ребенка к свободным играм дома?
Хотя свободная игра и подразумевает свободу, все же родители должны принимать участие для того, чтобы процесс самостоятельного развития был веселее и интереснее.
Свободная компьютерная игра
Свободная компьютерная игра — компьютерная игра, которая является свободным программным обеспечением, и использует только свободное содержание — графику, музыку и т. п., выпущенные под свободными лицензиями.
Некоторые игры имеют открытый исходный код движка, но собственнические данные. Такие игры не являются свободными, но их иногда относят к открытому ПО. Свободные игры часто являются кроссплатформенными, и их часто включают в свободные дистрибутивы операционных систем. [1]
Содержание
Разработка
Подавляющее большинство свободных игр создаётся на некоммерческой основе как хобби небольшими группами людей в личное свободное время. Из-за этого многие игры развиваются медленно, в течение многих лет, так что больших законченных высококачественных свободных игр немного. [2] Иногда программисты берутся за игру в обмен на обещание пользователей заплатить вместе определённую сумму.
Некоторые игры основаны на выпущенных под свободной лицензией играх, которые изначально разрабатывались как проприетарные, например Warzone 2100 или Sopwith. Существуют свободные 3D-шутеры (например, Nexuiz и Tremulous), основанные на свободных игровых движках от id Software.
Некоторые свободные игры являются клонами коммерческих собственнических: например Freeciv (Civilization) и Frozen Bubble (Puzzle Bobble). Другие концептуально основаны на собственнических коммерческих играх, являясь своего рода развитием их идей. Это можно сказать об игре 0 A.D., которая представляет собой переработку коммерческой Age of Empires II: The Age of Kings.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Свободная компьютерная игра» в других словарях:
Enigma (компьютерная игра) — Enigma Снимок экрана 133 уровня Enigma: Double Spiral Разработчик Raoul Bourquin и д … Википедия
XBill (компьютерная игра) — XBill XBill: game over! XBill классическая свободная (GNU GPL) аркада, написанная Brian Wellington и Matias Duarte в 1994 году. Злой очкастый компьютерный хакер, известный как Билл (не путать с Биллом Гейтсом), разработал самый совершенный… … Википедия
Сапёр (компьютерная игра) — KMines 2.1.9 Сапёр компьютерная игра‐головоломка. Содержание 1 Принцип игры 2 Варианты 3 … Википедия
City Life (компьютерная игра) — City Life Разработчики Monte Cristo Издатель Monte Cristo Дата выпуска 2006 Жанр Градостроительный симулятор Режим игры Кампания и Одиночная игра … Википедия
Свободная игра — Свободная компьютерная игра компьютерная игра, которая является свободным программным обеспечением, и использует только свободное содержание графику, музыку и т. п., выпущенные под свободными лицензиями. Некоторые игры имеют открытый исходный… … Википедия
Игра — У этого термина существуют и другие значения, см. Игра (значения). Игра вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Содержание 1 Игра у животных 2 Детские игры … Википедия
Cube (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Куб (значения). Cube … Википедия
The Amazing Spider-Man (игра, 2012) — The Amazing Spider Man Обложка игры Разработчик Beenox (360/3DS/Wii/PS3/PC) Other Ocean Interactive (DS) Gameloft (Android/iOS) … Википедия
Сапер (игра) — KMines 2.1.9 Сапёр компьютерная игра‐головоломка. Содержание 1 Принцип игры 2 Варианты 3 … Википедия
Crossfire (компьютерная ролевая игра) — Запрос «Crossfire (игра)» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Crossfire Разработчи … Википедия
Зачем нужна свободная игра?
Мы часто относимся к детским играм как к чему-то неважному, второстепенному и не серьезному. «Ну, подумаешь, игрушка пропала – велика беда, возьми другую! Сколько можно копаться, обед стынет, потом доиграешь! Что ты рыдаешь, это же игра, нашел из-за чего расстраиваться!» Как часто ребенок слышит такие слова? Какой вывод он из них делает?
Сердце колотится, трясущиеся руки никак не могут настроить окуляр картонной подзорной трубы… Но что это в нем появляется вдруг? Мама. Откуда она здесь? У нее почему-то сердитое лицо… Какой обед? Мама, потом! Пожалуйста, подожди! Лодка сейчас уплывет, мне нужно до нее докричаться. Почему она злится? Что значит пять раз звала. Я не слышал… Почему в угол? За что. О чем подумать. А лодка тем временем исчезает на горизонте…
Ребенок вживается в роль, игровая ситуация становится на время его реальностью, и – главное! – он проживает в ней самые что ни на есть настоящие, «всамделишные» чувства и эмоции. Принижая важность игры, мы тем самым обесцениваем именно детские переживания, давая ребенку понять, что они не важны. А, значит, и сам он не важен? Но ведь на самом деле это не так! Поэтому нужно понять и принять ценность игры и необходимость ее присутствия в детской жизни.
Игра является для дошкольников ведущей (то есть самой главной) деятельностью и основным источником развития. По мере роста ребенка изменяются и трансформируются его игры – от простых манипуляций с предметами он переходит к освоению их социальных значений, а зачем к взаимодействию с другими детьми и сложным сюжетно-ролевым играм. При этом игра необходима для развития потенциала ребенка, она решает множество задач и имеет целый ряд различных функций:
— Познание мира, накопление знаний
— Тренировка и отработка различных навыков и умений
— Развитие познавательной сферы: восприятия, памяти, мышления (образного и логического) и речи
— Развитие воображения и творческого начала, способности мечтать
— Тренировка способности к целеполаганию: умению ставить цели и составлять план действий для их достижения
— Освоение социальных норм и правил, помогающих гармонично встроиться в общество и обеспечить свою безопасность (например, в игре можно легко и непринужденно усвоить правила дорожного движения, что очень пригодится в жизни)
— Развитие саморегуляции, произвольности и волевой сферы: усвоение и соблюдение правил игры, необходимость сдерживать свои импульсы
— Освоение различных социальных ролей и взаимоотношений между людьми
— Развитие эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию и эмпатии
— Изменения в мотивационно-потребностной сфере, становление потребности в общественно-значимой деятельности и мотивации к обучению
— Зарождение самопознания и рефлексии, становление самооценки
— Развитие личностной сферы: появление иерархии мотивов и их соподчинения
— Развитие общения и умения налаживать контакты с разными людьми в разных ситуациях
— Эмоциональное отреагирование: проживание актуальных эмоций и ситуаций, помогающее справиться с ними в реальной жизни
Что такое свободная игра?
Существуют разные виды игр, и каждая из них по-своему ценна и нужна. Остановимся сейчас на свободной игре.
Это спонтанный игровой процесс, не регламентированный взрослыми, в который ребенок может войти и действовать в нем по своему усмотрению. В ней могут быть правила, но они вырабатываются участниками по ходу и могут меняться в процессе. В ней всегда есть элемент непредсказуемости: никто не знает заранее, как повернется сюжет. Она не предполагает какой-то конечной цели, а затевается ради процесса. По сути, это обычная ролевая игра, в которой дети взаимодействуют, договариваются, выбирают себе роли и действуют исходя из них, имея право на свободу самовыражения. Она способствует развитию инициативы и самостоятельности, тренирует навыки социального взаимодействия, улучшает адаптацию и устойчивость, развивает воображение и эмоциональную сферу.
Для такой игры нужны партнеры – либо реальные, либо воображаемые. Именно поэтому дошкольникам в какой-то момент становится нужна компания сверстников, и ее необходимо обеспечить. Но так же важно развивать способность к самостоятельной игре: в норме ребенок может играть сам, не призывая постоянно взрослых. Это не значит, что нужно бросить его на произвол судьбы – нужно постепенно передавать ему инициативу и уходить на второй план.
Задачи родителей при становлении свободной игры:
— предлагать, но не настаивать
— организовывать, но не руководить
— помогать, но не делать за ребенка
— показывать, но не давить, предлагая на основе своего примера придумать что-то свое
И самая главная задача: создавать условия, в которых ребенок сможет сам раскрыть свой игровой потенциал, который есть у каждого. Удобное безопасное место для игры, материалы для творчества, игровой реквизит, свободное время, партнеры для игр. Этого достаточно. При этом нужно отталкиваться от потребностей самого ребенка, не навязывая активно свою точку зрения. Тогда игра будет всем в радость и, непременно, – на пользу.
Зачем нужна свободная игра?
Дети любят играть – это знают все. Но не каждый может объяснить, зачем же нужна ребенку игра, что она ему дает и не лучше ли заменить ее чем-то «серьезным и полезным» – например, обучением чтению и другими развивающими занятиями?
Мы часто относимся к детским играм как к чему-то неважному, второстепенному и не серьезному. «Ну, подумаешь, игрушка пропала – велика беда, возьми другую! Сколько можно копаться, обед стынет, потом доиграешь! Что ты рыдаешь, это же игра, нашел из-за чего расстраиваться!» Как часто ребенок слышит такие слова? Какой вывод он из них делает?
Сердце колотится, трясущиеся руки никак не могут настроить окуляр картонной подзорной трубы… Но что это в нем появляется вдруг? Мама. Откуда она здесь? У нее почему-то сердитое лицо… Какой обед? Мама, потом! Пожалуйста, подожди! Лодка сейчас уплывет, мне нужно до нее докричаться. Почему она злится? Что значит пять раз звала. Я не слышал… Почему в угол? За что. О чем подумать. А лодка тем временем исчезает на горизонте…
Ребенок вживается в роль, игровая ситуация становится на время его реальностью, и – главное! – он проживает в ней самые что ни на есть настоящие, «всамделишные» чувства и эмоции. Принижая важность игры, мы тем самым обесцениваем именно детские переживания, давая ребенку понять, что они не важны. А, значит, и сам он не важен? Но ведь на самом деле это не так! Поэтому нужно понять и принять ценность игры и необходимость ее присутствия в детской жизни.
Функции игры
Игра является для дошкольников ведущей (то есть самой главной) деятельностью и основным источником развития. По мере роста ребенка изменяются и трансформируются его игры – от простых манипуляций с предметами он переходит к освоению их социальных значений, а зачем к взаимодействию с другими детьми и сложным сюжетно-ролевым играм. При этом игра необходима для развития потенциала ребенка, она решает множество задач и имеет целый ряд различных функций:
— Познание мира, накопление знаний
— Тренировка и отработка различных навыков и умений
— Развитие познавательной сферы: восприятия, памяти, мышления (образного и логического) и речи
— Развитие воображения и творческого начала, способности мечтать
— Тренировка способности к целеполаганию: умению ставить цели и составлять план действий для их достижения
— Освоение социальных норм и правил, помогающих гармонично встроиться в общество и обеспечить свою безопасность (например, в игре можно легко и непринужденно усвоить правила дорожного движения, что очень пригодится в жизни)
— Развитие саморегуляции, произвольности и волевой сферы: усвоение и соблюдение правил игры, необходимость сдерживать свои импульсы
— Освоение различных социальных ролей и взаимоотношений между людьми
— Развитие эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию и эмпатии
— Изменения в мотивационно-потребностной сфере, становление потребности в общественно-значимой деятельности и мотивации к обучению
— Зарождение самопознания и рефлексии, становление самооценки
— Развитие личностной сферы: появление иерархии мотивов и их соподчинения
— Развитие общения и умения налаживать контакты с разными людьми в разных ситуациях
— Эмоциональное отреагирование: проживание актуальных эмоций и ситуаций, помогающее справиться с ними в реальной жизни
Что такое свободная игра?
Существуют разные виды игр, и каждая из них по-своему ценна и нужна. Остановимся сейчас на свободной игре.
Это спонтанный игровой процесс, не регламентированный взрослыми, в который ребенок может войти и действовать в нем по своему усмотрению. В ней могут быть правила, но они вырабатываются участниками по ходу и могут меняться в процессе. В ней всегда есть элемент непредсказуемости: никто не знает заранее, как повернется сюжет. Она не предполагает какой-то конечной цели, а затевается ради процесса. По сути, это обычная ролевая игра, в которой дети взаимодействуют, договариваются, выбирают себе роли и действуют исходя из них, имея право на свободу самовыражения. Она способствует развитию инициативы и самостоятельности, тренирует навыки социального взаимодействия, улучшает адаптацию и устойчивость, развивает воображение и эмоциональную сферу.
Для такой игры нужны партнеры – либо реальные, либо воображаемые. Именно поэтому дошкольникам в какой-то момент становится нужна компания сверстников, и ее необходимо обеспечить. Но так же важно развивать способность к самостоятельной игре: в норме ребенок может играть сам, не призывая постоянно взрослых. Это не значит, что нужно бросить его на произвол судьбы – нужно постепенно передавать ему инициативу и уходить на второй план.
Задачи родителей при становлении свободной игры:
— предлагать, но не настаивать
— организовывать, но не руководить
— помогать, но не делать за ребенка
— показывать, но не давить, предлагая на основе своего примера придумать что-то свое
И самая главная задача: создавать условия, в которых ребенок сможет сам раскрыть свой игровой потенциал, который есть у каждого. Удобное безопасное место для игры, материалы для творчества, игровой реквизит, свободное время, партнеры для игр. Этого достаточно. При этом нужно отталкиваться от потребностей самого ребенка, не навязывая активно свою точку зрения. Тогда игра будет всем в радость и, непременно, – на пользу.