что такое свитка в тарасе бульбе

Что такое свитка в тарасе бульбе

Свиткой называется верхняя одежда у малороссиян. (Прим. Н.В. Гоголя.).

Пышный – здесь: гордый, недотрога.

Здесь и далее, за исключением специально оговоренных случаев, примечания С.И. Машинского.

Рейстровые козаки – казаки, занесенный поляками в списки (реестры) регулярных войск.

Охочекомонные – конные добровольцы.

Комиссары – польские сборщики податей.

Очкур – шнурок, которым затягивали шаровары.

Рыцарскую. (Прим. Н.В. Гоголя.).

Консул – старший из бурсаков, избираемый для наблюдения за поведением своих товарищей.

Ликтор – помощник консула.

Кулиш – жидкая пшенная каша с салом.

Крамари под ятками – торговцы в палатках.

Бараньи катки – куски бараньего мяса.

Кошевой – руководитель коша (стана), выбиравшийся ежегодно.

Натолия – Анатолия, черноморское побережье Крыма.

Чайки – длинные узкие речные суда запорожцев.

Мазницы – ведра для дегтя.

Саламата – мучная похлебка (преимущественно из гречневой муки).

Городовое рушение – городское ополчение.

Della notte (итал.) – ночной, прозвище, данной итальянцами голландскому художнику Герриту (ван Герарду) Гонтгорсту (1590-1656), картины которого отличаются резким контрастом света и тени.

Клирошанин – церковнослужитель, поющий на клиросе, в церковном хоре.

Осокорь – серебристый тополь.

Кухоль – глиняная кружка.

Далибуг (польск.) – ей-богу.

Зерцало – два скрепленных между собой щита, которыми в старину воины предохраняли спину и грудь.

Источник

Найдите художественные детали в Тарасе Бульба

В повести Н. В. Гоголя художественные детали встречаются уже в первой главе.

На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

Интерьер – это внутреннее убранство помещения.

Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

Рисуя портрет матери автор обращает внимание на деталь внешности матери. «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо».
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.
Эта художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине
Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
С помощью деталей интерьера при описании светлицы автор обращает наше внимание на образ матери.
Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно,

.Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.

Иконы, надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.

Горилка – напиток настоящих казаков. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная… » Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря.

Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому, так как люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы.

Источник

Вопросы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс, игра «Слабое звено»)

Вопросы к игре «Слабое звено»

(по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Где учились сыновья Бульбы? (в бурсе г.Киева)

Что такое свитка (верхняя одежда)

Кто сказал: «хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей богу, поколочу»? (Остап)

Значение слова «почеломкаемся»? (поцелуемся)

Кто такой «мазунчик» и кого так назвал Тарас Бульба? (маменькин сын, Андрия)

Назовите печеные изделия, которые отвергал Тарас Бульба. (пампушки, медовики, маковники, пундики)

Значение слова «вытребеньки»? (причуды, затеи)

Что за украшения были на 2 прислужницах в доме Бульбы? (червонные мониста)

Как называется народный украинский музыкальный инструмент? (бандура)

Что такое «уния»? (объединение православной церкви с католической под властью римского папы)

Как звали старого товарища Тараса Бульбы? (Дмитро Товкач)

Продолжите «…Нет лучшей науки для молодого человека, как…» (Запорожская Сечь)

Назовите имя младшего сына Тараса? (Андрий)

Что такое «вирши»? (стихи)

Какого римского поэта упоминал Тарас? (Горация)

Назовите воинское звание Тараса Бульбы? (полковник)

О ком говорил писатель: «… она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей» (женщина)

С шириною чего сравнивает автор ширину шароваров? (Черное море)

Что спасает «и на воде, и на земле»? (молитва материнская)

Кто из братьев сбежал из бурсы в первый же год? (Остап)

Кто из братьев был более изобретателен? (Андрий)

О ком идет речь? «…черноглазая и белая, как снег…» (полячка)

Что такое люлька? (трубка)

Назовите хотя бы 2 растения, которые росли в степи. (дрок, волошки, кашка)

Какие птицы стояли неподвижно в небе, когда казаки скакали в Сечь? (ястреб)

Перечислите, какие птицы водятся на реке Днестр? (лебеди, гоголь, кулики, курухтаны)

На каком острове расположена была Запорожская Сечь? (Остров Хортица)

Зачем были замазаны шаровары алого дорогого сукна у спавшего казака? (для показания полного к ним презрения)

Как называются дома, в которых жили запорожцы? (курени)

Что такое «рада»? (военный совет)

Чем занимались казаки в Сечи? (стрельба, конные скачки, охота. Все остальное время – гульба)

Из скольких куреней состояла Сечь? (примерно 60)

Как звали казаки куренного атамана? (батька)

Какое блюдо объединяет казаков и бурят? (саламата и саламат)

Как на Сечи наказывали смертоубийцу? (вырывали яму, опускали туда живого убийцу, и сверх него ставили гроб с убитым)

Каким музыкальным инструментом собирали народ на площадь? (литавры)

Зачем несколько человек отправились на противоположный берег Днепра, переодевшись в других казаков? (чтобы сподвигнуть казаков Сечи на войну)

Кого называли запорожцы матерью? (Сечь)

Какой польский город решил оказать казакам сопротивление? (Дубно)

О ком идет речь: «… Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала» (татарка)

Зачем панночка отправила служанку к Андрию? (попросить хлеб для матери)

Чьи это слова: «… Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего» (Андрий)

Кому принадлежат слова «…И погиб казак! Пропал для всего козацкого рыцарства!» (автор)

Кто это «Медные шапки сияли, как солнце, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами…» (поляки)

Кто из казаков был наказан за жадность? (Бородатый)

Атаманом какого куреня стал Остап? (Уманского)

О ком идет речь «…Впереди перед другими понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф…» (Андрий)

Кому принадлежат слова: «Я тебя породил, я тебя и убью»? (Тарасу)

Во сколько червонных оценили ляхи голову Тараса? (в 2 тысячи)

Последние слова Остапа? («Батько! Где ты! Слышишь ли ты!)

Какие поминки справил Тарас по Остапу? (выжег 18 местечек, доходил до Кракова)

Какой предмет остановил Тараса, когда он пробивался сквозь строй врагов? (он обронил люльку)

Какая казнь ждала Тараса? (сожгли живым)

Последний подвиг Тараса? (на казни указал казакам челны, чтобы они могли спастись)

Закончите «Да разве найдутся на свете такие огни, мука и такая сила, которая пересилила бы русскую ….? (силу)

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Предлагаю вопросы (с ответами) к игре «Слабое звено» по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вопросы составлены по тексту и могут быть использованы для проведения викторины на знание содержания повести. Обычно провожу «Слабое звено», чтобы стимулировать детей на чтение, выявление качества чтения и, конечно, для подготовки к олимпиадам.

1. 1. Где учились сыновья Бульбы? (в бурсе г.Киева)

2. 2. Что такое свитка (верхняя одежда)

3. 3. Кто сказал: «хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей богу, поколочу»? (Остап)

4. Значение слова «почеломкаемся»? (поцелуемся).

Номер материала: 443440

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Опрос по произведению «Тарас Бульба»

Вопросы к игре «Слабое звено»

(по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Где учились сыновья Бульбы? (в бурсе г.Киева)

Что такое свитка (верхняя одежда)

Кто сказал: «хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей богу, поколочу»? (Остап)

Значение слова «почеломкаемся»? (поцелуемся)

Кто такой «мазунчик» и кого так назвал Тарас Бульба? (маменькин сын, Андрия)

Назовите печеные изделия, которые отвергал Тарас Бульба. (пампушки, медовики, маковники, пундики)

Значение слова «вытребеньки»? (причуды, затеи)

Что за украшения были на 2 прислужницах в доме Бульбы? (червонные мониста)

Как называется народный украинский музыкальный инструмент? (бандура)

Что такое «уния»? (объединение православной церкви с католической под властью римского папы)

Как звали старого товарища Тараса Бульбы? (Дмитро Товкач)

Продолжите «…Нет лучшей науки для молодого человека, как…» (Запорожская Сечь)

Назовите имя младшего сына Тараса? (Андрий)

Что такое «вирши»? (стихи)

Какого римского поэта упоминал Тарас? (Горация)

Назовите воинское звание Тараса Бульбы? (полковник)

О ком говорил писатель: «… она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей» (женщина)

С шириною чего сравнивает автор ширину шароваров? (Черное море)

Что спасает «и на воде, и на земле»? (молитва материнская)

Кто из братьев сбежал из бурсы в первый же год? (Остап)

Кто из братьев был более изобретателен? (Андрий)

О ком идет речь? «…черноглазая и белая, как снег…» (полячка)

Что такое люлька? (трубка)

Назовите хотя бы 2 растения, которые росли в степи. (дрок, волошки, кашка)

Какие птицы стояли неподвижно в небе, когда казаки скакали в Сечь? (ястреб)

Перечислите, какие птицы водятся на реке Днестр? (лебеди, гоголь, кулики, курухтаны)

На каком острове расположена была Запорожская Сечь? (Остров Хортица)

Зачем были замазаны шаровары алого дорогого сукна у спавшего казака? (для показания полного к ним презрения)

Как называются дома, в которых жили запорожцы? (курени)

Что такое «рада»? (военный совет)

Из скольких куреней состояла Сечь? (примерно 60)

Как звали казаки куренного атамана? (батька)

Какое блюдо объединяет казаков и бурят? (саламата и саламат)

Как на Сечи наказывали смертоубийцу? (вырывали яму, опускали туда живого убийцу, и сверх него ставили гроб с убитым)

Каким музыкальным инструментом собирали народ на площадь? (литавры)

Зачем несколько человек отправились на противоположный берег Днепра, переодевшись в других казаков? (чтобы сподвигнуть казаков Сечи на войну)

Кого называли запорожцы матерью? (Сечь)

Какой польский город решил оказать казакам сопротивление? (Дубно)

О ком идет речь: «… Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала» (татарка)

Зачем панночка отправила служанку к Андрию? (попросить хлеб для матери)

Чьи это слова: «… Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего» (Андрий)

Кому принадлежат слова «…И погиб казак! Пропал для всего козацкого рыцарства!» (автор)

Кто это «Медные шапки сияли, как солнце, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами…» (поляки)

О ком идет речь «…Впереди перед другими понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф…» (Андрий)

Кому принадлежат слова: «Я тебя породил, я тебя и убью»? (Тарасу)

Во сколько червонных оценили ляхи голову Тараса? (в 2 тысячи)

Последние слова Остапа? («Батько! Где ты! Слышишь ли ты!)

Какие поминки справил Тарас по Остапу? (выжег 18 местечек, доходил до Кракова)

Какой предмет остановил Тараса, когда он пробивался сквозь строй врагов? (он обронил люльку)

Какая казнь ждала Тараса? (сожгли живым)

Последний подвиг Тараса? (на казни указал казакам челны, чтобы они могли спастись)

Закончите «Да разве найдутся на свете такие огни, мука и такая сила, которая пересилила бы русскую ….? (силу)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Номер материала: ДБ-847297

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта

Время чтения: 0 минут

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Приблизительное время чтения: 19 мин.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» изучают в школе в седьмом классе, и нередко у детей (да и у их родителей) возникают недоуменные вопросы: почему герои повести, казаки-запорожцы — положительные герои? Ведь с точки зрения современных этических представлений их можно считать самыми настоящими разбойниками с большой дороги. А для читателей-христиан встает еще и другой вопрос: в чем заключается христианский посыл «Тараса Бульбы»? На непростые вопросы об этой повести Гоголя «Фоме» ответил в нескольких тезисах доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ Владимир Воропаев.

что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть фото что такое свитка в тарасе бульбе. Смотреть картинку что такое свитка в тарасе бульбе. Картинка про что такое свитка в тарасе бульбе. Фото что такое свитка в тарасе бульбе

Когда детям учителя или родители разъясняют смысл «Тараса Бульбы», то нередко допускают две серьезные ошибки, примитивизируя эту гоголевскую повесть.

Во-первых, это безусловное оправдание ее героев, запорожских казаков. Раз они защищают русскую землю от врагов, раз они защищают русскую веру — то какие могут быть к ним претензии? Они — образец для подражания, ими следует восхищаться, а их, мягко скажем, недостатки особой роли не играют. Такой подход был свойственен советской школе, но встречается и в наши дни.

Во-вторых, это безусловная демонизация запорожских казаков. Они подаются как отпетые бандиты, как кровожадные чудовища, нечто вроде орков из «Властелина колец» Толкина. Весь смысл повести, таким образом, сводится к описанию жестокостей прошлого. Это веяние возникло в 90-е годы на волне критического (а зачастую и некритического) пересмотра традиционных представлений. Кстати, представители такого подхода уверены, что «Тараса Бульбу» вообще лучше исключить из школьной программы, что детям вредно его читать.

Оба подхода ошибочны. А истина лежит даже не посередине, а вообще в другой плоскости. Все ведь значительно сложнее, и чтобы правильно понимать «Тараса Бульбу» (да и вообще гоголевскую прозу), надо сразу настроиться на то, что быстро и просто понять не получится. Придется думать, сопоставлять и разные произведения Гоголя, и биографические моменты, и исторические факты.

Я попробую сформулировать несколько вещей, которые надо учитывать, говоря о «Тарасе Бульбе». Ничего нового, впрочем, не скажу, все это есть не только в сугубо научной, но и в научно-популярной литературе — однако в школе это не всегда рассказывают.

«Тарас Бульба» — это героический эпос. А эпос — особый род литературы, очень отличающийся от того что мы называем сегодня реалистическим произведением. Поэтому нельзя воспринимать героев повести Гоголя как героев реалистического романа.

Что значит «героический эпос»? Это значит, что каждый герой олицетворяет какое-то одно человеческое качество — доблесть, предательство, мужество, коварство, трусость, жестокость, честь, жадность. В эпическом герое нет сложности, нет тех полутонов, которые свойственны героям привычной нам реалистической прозы. Вот есть в таком герое доминирующая черта — и все остальные черты лишь оттеняют эту главную. Скажем, если сын Тараса, Остап, олицетворяет верность долгу, то неважно, насколько он умен, каковы его культурные запросы, каковы его недостатки. Если другой сын Тараса, Андрий, олицетворяет нравственное падение, предательство, то так же не важны его прочие качества.

В эпическом произведении сюжет выстроен так, что столкновение разных героев, символизирующих разные качества, работает на авторский замысел. Поэтому совершенно неважно, где и когда все это происходит, насколько логически непротиворечив ход событий, объяснимы ли рационально те или иные сюжетные повороты. Подходить к эпосу с мерками реалистической прозы — это то же самое, что подходить с такими же мерками к сказке или былине.

Но именно с такими реалистическими мерками школьники (и их родители) воспринимают Тараса, Остапа, Андрия и других героев повести. И

тогда, вполне естественно, возникают ассоциации с бандитами, отморозками, полевыми командирами, террористами и прочими печальными реалиями нашей современности.

Почему так происходит? Потому что хотя «Тарас Бульба» и героический эпос, но внешне он выглядит как историческая проза. Действие происходит вроде бы не в настолько седой древности, как в случае «Илиады» Гомера, и не в толкиновском Средиземье, а в нашем мире. Вроде бы все понятно с местом действия (территория современной Украины) и временем (расцвет польского государства, Речи Посполитой). Вот и тянет читателя воспринимать события в контексте реальной истории той эпохи. Приметы эпоса в «Тарасе Бульбе» надо еще разглядеть.

Более того, говорить, что «Тарас Бульба» это только героический эпос, было бы не совсем верно. В какой-то мере это и историческая проза, и даже реалистическая. Поэтому очень непросто вычленить, где тут проявляется эпическое начало, а где повествование приобретает черты реалистического произведения. Потому так легко ошибиться и, по аналогии с какими-то явно реалистическими моментами (например, бытовыми описаниями), счесть реалистическими и те места, которые на самом деле таковыми не являются, а представляют собой черты героического эпоса.

Действие «Тараса Бульбы» происходит в специально сконструированном под авторскую задачу художественном мире. Все моменты, взятые из реальной истории, играют там роль декораций.

Взять, допустим, время действия повести. Какие это годы? Есть ли в тексте явные привязки? Да! Например, там есть фраза: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников. » Значит, XV век? Не спешите. Там есть и другая фраза, слова одного из эпизодических героев: «А так, что уж теперь гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу». Какой исторический факт тут подразумевается? Гетман Семерий Наливайко, один из лидеров казацкого мятежа в Польше, был казнен в Варшаве в 1597 году — казнен таким вот зверским способом. Значит, XVI век? Снова не торопимся. Ближе к концу повести упоминается, как восставшие казаки пленили польского военачальника, коронного гетмана Николая Потоцкого: «Согласился гетьман вместе с полковниками отпустить Потоцкого, взявши с него клятвенную присягу оставить на свободе все христианские церкви, забыть старую вражду и не наносить никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник не согласился на такой мир. Тот один был Тарас». А Николай Потоцкий — это уже XVII век. Коронным гетманом (то есть главнокомандующим) он был в 1637—1646 годах, а описанное в «Тарасе Бульбе» казацкое восстание («поднялась вся нация») более всего соответствует реально случившемуся казацкому восстанию 1637–1638 годов.

Откуда такие «нестыковки»?

Работая над книгой, Гоголь пересмотрел множество летописей и исторических источников. Он прекрасно знал эпоху, которой посвящено его произведение. Но важнейшим материалом, который помог писателю так живописно передать характеры запорожцев, стали народные песни и думы. Как установили исследователи, в «Тарасе Бульбе» нет ни одного значимого эпизода или мотива, которые не имели бы своим источником героические народные песни и думы.

В тексте — не ошибки автора, а намеренное смешение реалий разных эпох. Это было нужно ему именно для того, чтобы дать ощущение эпичности происходящего. События из разных времен сгруппированы вместе — для того, чтобы создать картину противостояния двух сил, двух полюсов, добра и зла — угнетаемых православных русских людей и угнетателей, поляков-католиков.

Как эта картина соотносится с историческими реалиями? На этот счет историки дают разные ответы.

Важно иметь в виду, что когда Гоголь говорит «русские люди», «русская земля», «русская сила», «русская вера» — речь идет не об этнической или государственной идентичности, а о духовной. Во времена действия «Тараса Бульбы» (даже если брать по верхней границе (30-е годы XVII века) России не принадлежали те территории («Украйна»), где происходят описанные в повести события. Эти территории принадлежали Речи Посполитой — мощной на тот момент европейской державе, возникшей благодаря слиянию в XIV веке королевства Польского и Литвы. Герои повести, казаки-запорожцы, были подданными польской короны. Часть этих казаков была реестровыми, то есть считались нерегулярными польскими вооруженными формированиями, обязаны были защищать южные границы Польши — и получали за то определенные привилегии и денежное содержание. Поэтому в реальности русскую землю (то есть русское государство) они, конечно же, не защищали.

При этом казаки-запорожцы — православные христиане, а Речь Посполитая была государством католическим, которое, формально декларируя веротерпимость, в действительности оказывало сильнейшее давление на своих православных подданных, принуждая их принимать католичество или униатство (униатство — попытка скрестить Православие с католицизмом, где от православной веры остались только внешние обрядовые моменты). Гонения на православных людей заключались и в ущемлении прав, и в издевательствах, и в финансовом бремени (например, в необходимости платить деньги за саму возможность совершать в православных храмах богослужения), и, как нередко случалось, в физическом преследовании. Упомянутый в повести эпизод — «Слушайте. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан» — один из множества подобных.

Поэтому периодически случавшиеся на восточных территориях Речи Посполитой мятежи и восстания имели одной из своих причин и религиозную мотивацию — стремление защитить православную веру. Эта мотивация не была единственной — там сплетались многие факторы, и социальные, и экономические (например, не всех казаков брали в реестр, и те, кто туда не попадал, лишался привилегий, им было обидно).

Но Гоголь в «Тарасе Бульбе» намеренно упрощает эту сложную реальность, изображая мир, где, с одной стороны, господствуют жестокие поляки-католики, а с другой, страдают под их гнетом русские люди (напомню, русские — не в этническом смысле этого слова, а люди, исповедующие русскую веру: в средние века это был просто синоним Православия — такой же, как и греческая вера). Гоголь создает художественный мир, так деформирует время и пространство, чтобы в этих исторических декорациях оказалось возможным говорить о том, что ему было крайне важно: о доблести и мужестве, о смысле воинского подвига с христианских позиций.

Суть воинского подвига, с точки зрения Гоголя — готовность отдать жизнь за истину (то есть за истинную веру) и за своих друзей. И такой подвиг могут совершать не только праведники, но и грешники. Ратный подвиг способен спасти человеческую душу, которая иначе погибла бы из-за множества грехов.

Но в том-то и парадокс, что одно не уравновешивает другого. Гоголь, описывая нравы запорожцев, показывает, что они склонны к пьянству, что они пренебрегают соблюдением постов, что они плохо заботятся о находящемся в Сечи храме. «Притом же у нас храм Божий — грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости Божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей» — говорит в повести кошевой, то есть выборный предводитель казаков. И уж тем более Гоголь не скрывает присущей казакам жестокости. «Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе». Или: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». Вряд ли найдется хоть один читатель, который увидел бы в этих авторских словах одобрение.

Что характерно (и Гоголь это в повести прямо показывает), сама ситуация, в которой приходится умирать, может оказаться следствием греха этих готовых положить жизнь за други своя героев. Например, почему вообще погибли большинство казаков, осаждавших польский город Дубно? Потому что они разделились, часть казацкого войска решила отправиться в набег на татар. Тут у Гоголя явная отсылка к евангельскому «всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Но если уж, так или иначе, перед человеком встает выбор — отдать жизнь за благое дело или струсить, предать, то самопожертвование спасает даже грешную душу.

В этом и проявляется гений Гоголя: он умел в простом, грешном человеке увидеть способность к подвигу, решимость на подвиг. Очень легко осудить героев повести, поставить себя выше их. Но можно, вслед за Гоголем, посмотреть глубже, увидеть человеческую сложность, противоречивость, увидеть, что грех и героизм не уничтожают взаимно друг друга, как щелочь и кислота в химическом опыте, а способны долго сосуществовать в человеческой душе. И неожиданно — для тех неожиданно, кто привык смотреть на всё рационалистически! — в критический момент такой человек совершает подвиг. Примеров, уже не из повести Гоголя, а из реальной жизни, предостаточно. Взять хотя бы подвиг Александра Матросова, закрывшего своей грудью немецкий пулемет. А кем был Матросов до войны? Трудным подростком. И не случись войны, возможно, так и пошел бы по кривой дорожке…

Вообще, Гоголя проблема воинского подвига всегда очень волновала — причем не только как писателя, но в первую очередь как христианина. Позволительно ли христианину убивать на поле брани? Гоголь делал по этой теме выписки из святых отцов, у которых, замечу, не было единого мнения на сей счет. Так, например, святой Василий Великий ввел канон, согласно которому, воин, убивавший в бою, на три года лишался права причащаться. В реальности этот канон не исполнялся (из уважения к воинскому подвигу), но само его принятие говорит о том, что церковное сознание видело здесь проблему. С другой стороны, святой равноапостольный Кирилл приравнивал к христианским мученикам всех воинов, погибших в боях за веру и отечество. Проблема и поныне остается дискуссионной. С богословских позиций ее, кстати, пытался рассмотреть русский философ Иван Ильин в своей книге «О сопротивлении злу силой» (1925 год). Естественно, что свои представления о воинском подвиге Гоголь воплотил и в «Тарасе Бульбе».

Более того, он в каком-то смысле сформировал в отечественной культуре представление о том, что такое подвиг. Естественно, подвиги совершались и раньше, но вот осмысление этого слова по-настоящему произошло как раз благодаря «Тарасу Бульбе». Точно так же, как, например, и до «Ревизора» были самозабвенные вруны, пускающие всем пыль в глаза, но только после гоголевской комедии в обиход вошло слово «хлестаковщина». Явление было и раньше, а представление о нем появилось, когда «Ревизор» вошел в русскую культуру.

Традиционно считается, что «Тарас Бульба» учит патриотизму. И это действительно так — но только с учетом того, что патриотизм Гоголь понимал по-своему.

Для Гоголя патриотизм, то есть любовь к родной земле, неотделим от любви к Богу, то есть от веры и жизни по вере. Он сам писал об этом: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, — нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова» («Авторская исповедь»). А в письме к своему другу, графу Александру Петровичу Толстому, он высказывается еще яснее: «…нам прежде всего нужно жить в Боге, а не в России. Будем исполнять закон Христа относительно тех людей, с которыми нам придется столкнуться, а о России Бог позаботится и без нас».

Именно такое понимание патриотизма выразил Гоголь и в «Тарасе Бульбе», оно проявляется во всем художественном строе повести. И ее центральный, сюжетообразующий конфликт — предательство, которое совершил сын Тараса Андрий — как раз об этом. История Андрия — это история о том, как одно предательство влечет за собой другое. То, что он пылко влюбился в дочь польского воеводы — это, конечно, не грех. Грех начинается с тех решений, которые принимает Андрий ради своей любви.

Первое, что он отвергает — это веру. Ведь именно разница в вероисповедании была тут главным препятствием. Он православный, она католичка, соединиться браком они не могли, а близость вне брака — несомненный грех что с православных, что с католических позиций. Андрию приходится выбирать, что ему дороже — Православие или прекрасная полячка. Выбирая полячку, он автоматически отвергает Православие. Отвергнув Православие, он отвергает и родину. «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты!» — говорит он своей возлюбленной (которая, кстати, куда более трезво оценивает ситуацию: «тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе»). Отвергнув отчизну, Андрий предает уже и самых близких своих людей — отца, брата, боевых товарищей. Кончается его предательство тем, что он вступает с ними в бой в качестве польского офицера. А началось все именно с отхода от веры, с отвержения Божиего Промысла о себе.

Такое вот «доказательство от противного» Гоголь применяет, чтобы выразить свою мысль: патриотизм — это лишь следствие из главного, то есть из веры в Бога, доверия Богу. Но не будет веры — не будет и патриотизма. Без веры патриотизм лишается своих оснований, его можно отвергнуть с помощью рациональных аргументов (что и делает Андрий, его логика вполне убедительна, если, конечно, вынести за скобки Бога).

В повести «Тарас Бульба» не так-то легко понять, какова позиция автора. Повесть написана от лица некого рассказчика, но было бы ошибкой отождествлять этого рассказчика с самим Гоголем.

От чьего лица излагаются читателю события повести? Кто этот рассказчик? Автор, открытым текстом излагающий свои мысли, дающий свои оценки происходящему? Ни в коем случае! Рассказчик в «Тарасе Бульбе» — это тоже герой, только неявный, безымянный. Местами он говорит то, что мог бы безусловно сказать и сам Гоголь, а иногда почти отождествляет себя c героями повести, казаками-запорожцами с их необузданными нравами. К примеру, можно ли представить Николая Васильевича Гоголя, с веселой усмешкой описывающего подробности еврейского погрома на Сечи?

Как же различить позицию автора? Сразу скажу — это непросто. Позиция автора вытекает из всего строя произведения, она проявляется в сюжетных ходах, в описаниях, в иронической интонации одних мест и лирической — других. А кроме того, она проявляется не только в словах повествователя, но и в словах героев — например, в рассуждениях Тараса о дружбе.

Позволю себе привести эту его речь целиком:

Кто это говорит? Тарас Бульба — или сам Гоголь его устами? Ведь эта речь — пожалуй, квинтэссенция авторской мысли. Такая дружба, такое товарищество, как здесь описано — это ведь ни что иное как воплощение христианской любви — в тех конкретных исторических формах и обстоятельствах.

И еще: чтобы понять авторскую позицию в «Тарасе Бульбе», недостаточно читать только «Тараса Бульбу». Его надо сопоставлять с другими гоголевскими произведениями, потому что между ними есть важные смысловые связи.

И это, кстати, свойственно не только Гоголю. Вот взять Пушкина, «Капитанскую дочку». Где там позиция самого Пушкина? Чтобы ее понять, нужно смотреть на слова всех героев, сопоставлять их, учитывая контекст, учитывая и предыдущее, и последующее развитие событий, учитывая отношения между героями. И нет среди них ни одного, чью позицию можно было бы полностью отождествить с пушкинской. Пушкинская — шире, многограннее.

Вообще, учитель литературы должен привить ученикам понимание того, что художественное произведение — это не слепок с реальности, что у него, произведения, есть свои законы, эстетические. Но если хотя бы чуть-чуть знать и понимать эти законы — тогда понятней станет и окружающая нас действительная жизнь.

Подготовил Виталий Каплан

На заставке: Герасимов А. Тарас Бульба. 1952

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *