что такое свистки и бумажки
Скриптонит записал самый необязательный альбом в карьере. Но он может себе это позволить
Вышел пятый альбом Скриптонита «Свистки и бумажки». Владимир Завьялов послушал пластинку и пришел к выводу: Скриптонит записал альбом для себя, а не для цифр и карьеры — и в этом нет ничего плохого.
«***** [неважно], сколько мне лет. Мне кажется, я все еще ребенок — рамок нет. Я не хочу стать одинаковым» — первой же строчкой Скриптонит дает понять, что будет происходить на его пятом альбоме.
И это явно не то, что от него ждали.
Вообще, карьеру Адиля Жалелова (вернее, ее успешный период) можно условно поделить на две части — классический период и то, что было после него. Точкой водораздела удобно поставить 2018-й. Скриптонит сообщил, что рэп в альбомных масштабах для него кончился, и придумал для новых творческих вызовов проект Gruppa Skryptonite, где радикально раздвинул жанровые границы, уйдя чуть ли не в психофолк.
Логика подсказывала: все, Адиль умчал от рэпа по пути усложнения музыки. Скриптонит послал наши ожидания куда подальше — и записал «2004». Получился не просто альбом чистого и нефильтрованного рэпа, а сеанс пылкого признания в любви жанру. Причем в абсолютно ретровой ипостаси: «2004» звучал так, как будто Адиль впервые дорвался до заведомых реликтов жанра — аналоговых синтезаторов и старорежимных драм-машин — и с детским восторгом и нетерпением поспешил их воспроизвести в творчестве. И заодно опробовал еще один приемчик из старины — скиты в огромном количестве.
Четвертый альбом изрядно выбивался из хода творческой эволюции Скриптонита. В том числе и тем, что жажда игры в ретроманию оставила «2004» без магистральной сюжетной линии — важной черты предыдущего творчества Адиля. Это не мешало пластинке звучать цельно — ведь в самой природе ее появления уже была вшита идея ретроальбома: Скриптонит не только использовал старые инструменты, но и для выразительности метода цитировал полузабытых рэперов 2000-х вроде Lil’ Flip и Mims.
«Свистки и бумажки» — если не вслушиваться в тексты — кажется самым нецельным альбомом Скриптонита в карьере. Да даже не альбомом — сборником треков: ньюскульные трэп-биты соседствуют с бумбэпом, практически кофейный джаз-рэп и присущий ему чилл — с грязным звуком, агрессией и выходом эмоций.
Плохая новость для тех, кто ценит у Скриптонита скрупулезный подход к музыке: в «Свистках и бумажках» его нет и в помине. Первым же треком альбом нехарактерно для автора стартует с «тайпового» бита. Такие обычно создают за пять минут в программе Ableton с помощью «лупа» по элементарной схеме: нашел пятисекундный кусок — вставил — зациклил на две-три минуты общего звучания — готово. Другие звуковые опыты сверхстараниями тоже не отличаются и отсылают в основном к тому же рэпу 2000-х — можно легко предположить, что многие треки с альбома были записаны за пару недель.
А еще можно подискутировать, почему перфекционист Скриптонит написал обычный рэп-альбом. И тут опять мы обращаемся к вечному разговору о большом статусе и о том, что делать после того, как ты его приобрел.
Легкость и непосредственность творческого подхода здесь не только в музыке, но и текстах: то, что вы слышали у Адиля всегда, услышите и здесь — в лайт-режиме. Скриптонит все так же препарирует коллег («вы все как в 2012-м, ***** [черт побери], такие же фейковые»), ведет ретроспективную хронику неспокойной павлодарской юности («Мы стелили на три-два аккорда/Пивом полоща горло»), равно как и текущую хронику жизни посреди успеха («Я вечно в топе, потому что я стелю лишь жизу») и продолжает говорить на вечнозеленые темы — отношения, алкоголь, запрещенные препараты.
На этом фоне сильно выделяется одна вещь — отпраздновавший в прошлом году тридцатилетие Адиль говорит о возрасте и самоощущении на этот счет. Скриптонит будто бы нарочно противится степенности — кажется, это и есть отправная точка альбома. Отсюда и строчки вроде «Мне кажется, я все еще ребенок — рамок нет» или «Тебе еще не сказали, но в 30 ты будешь глуп». Можно предположить, что отсюда и попытка поиграть с фрешменами на их поле, цитирование Фейса и фит с Федуком как сам факт.
Но, с другой стороны, возраст словно нагоняет Адиля, подталкивает к неизбежной рефлексии на этот счет и подводит к финальному номеру «Одно и то же». «Иногда мне кажется, я все еще живу каким‑то прошлым, пренебрегая своим настоящим», — признается Адиль в одном из самых откровенных и философских треков в карьере. И приходит к простой истине: мы устроены так, что не можем помочь друг другу, мы вроде бы пытались стать другими, но ошибками-то все равно в отцов.
Однако определение «необязательный», вынесенное в заголовок, ни в коем случае не стоит оценивать однозначно негативно. «Свистки и бумажки» при всех своих вводных все-таки пропитаны неподдельным чувством творческого удовольствия у автора — и это ощущение сложно не передать слушателю.
Очень часто альбомы больших артистов, следующие за пиковыми и классическими, оставляют ощущение усталости и пройденного пика. «Свистки и бумажки» такого впечатления не производят. Адиль записал альбом для себя, а не в ответ на вызовы времени и слушательские ожидания.
Очевидно, что автор «ДСНЯ» и «Уробороса» имеет полное право позволить себе хоть пять «Свистков и бумажек», — его статус, наследие и влияние на жанр останется при нем. Да, карьера Скриптонита в какой‑то момент отклонилась от вектора последовательной эволюции — но и что с того, если сам автор считает «ДСНЯ» «средним альбомом и попсой»?
«Ни перстни, ни статуэтки не волнуют меня, я здесь тупо тренируюсь» — творческие вызовы могут быть и такими. И хорошо.
«Свистки и бумажки»: Как Скриптонит на новом альбоме доказывает, что никому ничего не должен
Подписаться:
Поделиться:
В конце марта Адиль Жалелов, больше известный как Скриптонит, выпустил новый альбом «Свистки и бумажки». Если вы еще не знакомы с его работами (вдруг такое бывает), начинать с него мы не советуем — лучше сначала прочтите ликбез по творчеству рэпера, который подготовил редактор «Собака.ru» Даниил Дедов. Все, что вы хотели знать об Адиле, но боялись спросить — в нашем гайде.
Конец нулевых. Адиль Жалелов — пацан, работающий на заправке в поселке Ленинский близ Павлодара, начинает писать биты и зарабатывать на них первые деньги. Скоро он докажет, что в Казахстане есть не только нефть и руда. Пока же в тяжелом от смога заводов (их тут несколько — нефтяной, химический, металлургический и машиностроительный) воздухе еще не витают идеи культурной революции.
Надо сказать, что русскоязычный хип-хоп тогда делился на три категории: беззубый коммерческий, скопированный с Запада и непонятный большинству трэп и «подъездно-пацанский». Особняком стоял Oxxxymiron с полными аллюзий интеллектуальными текстами, а Pharaoh и Boulevard Depo к тому моменту еще не вывели на большую аудиторию самобытный синтез иностранного стиля с образом жизни артиста в России.
Конец ноября 2015-го. Ожидается, что он пройдет под эгидой Джастина Бибера и Адель, но внезапно на первой строчке российского iTunes оказывается альбом «Горгород» Oxxxymiron. Через неделю Скриптонит выпускает первую пластинку «Дом с нормальными явлениями» — и отодвигает его на второе место. В сети начались споры, кто же на самом деле «перевернул игру», — Окси или Скрипи.
«Дом с нормальными явлениями» («ДСНЯ») — претенциозность на блюдечке
Чувство единства на альбоме усиливается смешением стилей — даунбит, джи-фанк, трип-хоп, гитарные риффы и мотивы вальса. «ДСНЯ» выходит за рамки хип-хопа, поп-культуры и всех жанровых сплавов, в которой варилась русскоязычная музыка. Этот феномен просто объяснить: в 2009 году Адиль перестал слушать русский рэп.
«Я сам проштудировал все: от джаза 1920-х до этники, рока, блюза, соула. Такое погружение — это та же самая школа, как мы идем в библиотеку, читаем энциклопедии и черпаем знания».
«Я рассказываю о жизни обычного жителя постсоветского пространства с обыкновенными бытовыми проблемами. Поэтому стараюсь проще выражаться в своих текстах, чтобы мысли были доступными для многих. Какой смысл писать музыку, если тебя не понимают? Вот я не понимаю рэперов, которые читают о своем рэпе. Я считаю их очень ущербными людьми. Где вся остальная их жизнь? Где люди в ней?»
Реалистичность «ДСНЯ» подчеркивается использованием полевых записей — разговоров и звуков города. Несмотря на мощную музыкальную составляющую, альбом, как признался Адиль, создан стоковыми инструментами FL Studio (программа для создания музыки — Прим. ред.), а капеллы взяты «грязными» — сделаны дома без звукоизоляции. В песне «Океан» Скриптонит читает: «Я слышу ноты в куче возмущений и ****** [чертовыx] хлопот «. » И я слышу новый ритм, а не просто топот».
«Дом с нормальными явлениями» закрепляет за Адилем статус одного из главных артистов второй половины десятых — сразу после выхода пластинки СМИ называют ее лучшей в 2015 году. Казалось бы, можно с гордостью вспоминать о таком дебюте, но у артиста иное мнение. Недавно в комментариях Instagram фанат про свежий материал Скриптонита отозвался, что он «худший в его карьере», сравнив с «ДСНЯ». Адиль отвечает так: «»Дом с нормальными явлениями» — ****** [чертова] попса и средний альбом. Вы просто любите пафосную ***** [бред], когда вся претенциозность лежит на блюдечке, и молодые пацаны кричат о том, какими они хотят быть».
Дилогия рефлексии — «Уроборос: Улица 36 и Зеркала»
К 2017 году русскоязычный хип-хоп становится народным жанром — чарты наполняются самобытными артистами вперемешку с модными трэперами, а пацаны из каждого подъезда хотят кроссовки Air Force 1. До перенасыщенности и однообразия последнего времени еще далеко, но крупные игроки уже тогда чувствовали усталость — и Скриптонит в их числе. Выбравшись из нищеты, артисты поняли, что и на олимпе довольно мрачно — любой уважающий себя рэпер после нескольких лет творческого пика обязан выпустить альбом о депрессии. Оказалось, что деньги и запрещенные вещества не лечат боль, приобретенную еще на улицах родных провинциальных городов.
После успеха «ДСНЯ» у Скриптонита появляется опыт жизни при славе и гонорарах. Он дает интервью Дудю, его рада видеть богема, журнал GQ называет его «Открытием года» (но он на церемонию не приходит). Для Адиля становятся возможным любые творческие эксперименты, он периодически делает анонсы новых альбомов, но те все никак не складываются. Всех своих подающих надежды друзей-артистов из Казахстана он тоже перевозит в Москву, где снял снимает для них дом.
Через два года после дебютной пластинки рэпер по-настоящему устает, а конца рефлексии все нет. Срок жизни рэпера в творчестве — около пяти лет, в течение которых он находится на пике таланта и славы. После есть несколько путей: умереть от передозировки; открыть студию или продюсерский центр; исписаться и отойти на второй план; стать культовым и перестать париться. Здоровье Скриптонита, несмотря на годы тусовок, не подвело, первый лейбл Zorski он уже открыл, желание обойти себя самого не давало исписаться, а быть культовым артистом оказалось скучно.
Успокоившись, Адиль решает подвести итоги пути из грязи в князи. В декабре 2017-го он выпускает альбом «Уроборос». Тот состоит из двух частей: «Улица 36» и «Зеркала». В сумме — 21 трек, которые можно долго обсуждать и искать скрытые смыслы, но их тут нет. Первая часть — социальщина о выживании в Павлодаре, вторая — обратная сторона славы и красивой жизни. Обе «раскачают» любую тачку, а трек «Положение» с «Улицы 36» стал саундтреком для пьяных звонков бывшим по всей России и СНГ. Но фанаты и любители хип-хопа ждут вау-эффекта, но не дожидаются — Скриптонит оставляет муки творческого поиска, отпускает вожжи загнанной лошади своего таланта и шагает в новый этап без груза на сердце, положив «*** [член] из денег на их мнение».
Пожалуй, главным треком дилогии можно назвать «Сливочное масло» — квинтэссенцию детского опыта Скриптонита. Это песня не об эфемерном трэперском понятии «выбраться с улицы», чтобы потом купить пуховик Moncler, — ее поймут те, кто встречался с реальной нищетой. Адиль, будучи ребенком, мечтал о сливочном масле, ведь оно было дорогим и недоступным.
После «Уробороса» Скриптонит заявляет, что перестает делать рэп в ближайшие годы. «Он как формат для меня себя изжил. Мне нечего сказать, я не хочу лить воду в куплете на 16 строк, потому что так обязывают какие-то каноны. У меня другой мусор в голове сейчас — и органично он смотрится в другом исполнении, на другую музыку. С рэпом все, ***** [конец], я думаю». Фанаты решили, — ушла эпоха, но, как говорится, не плюй в колодец.
Gruppa Skryptonite — приручить свободу
Из творческого тупика в хип-хопе Скриптонит выкрутился элегантно, собрав в настоящий ансамбль музыкантов, с которыми выступал на живых концертах. В апреле 2019 года Gruppa Skryptonite выпускает альбом Solitude — камерный, атмосферный и с большим набором инструментов.
На пластинке снова смешиваются жанры, даря Адилю возможность исследовать музыкальные границы и углублять старые принципы — мы слышим психоделическое ретро, джаз, блюз и фолк. Голос Скриптонита, который и раньше служил отдельным инструментом, избавился от структурных оков хип-хопа. За несколько дней до релиза Solitude, кстати, выходит еще и live-видео, где старые песни «Притон» и «Сука тащит нас на дно» предстают в новой форме.
Много ли мы знаем рэперов, которые в тяжелое время берут и пишут инди, в котором находится место даже хитам? (Podruga, 3х3, Latinskaya Muzyka). Творческая свобода есть не у всех, но Адиль смог приручить и ее.
Новый альбом Скриптонита вышел раньше срока официального релиза из-за технической ошибки
Новый альбом рэпера Скриптонита (настоящее имя Адиль Жалелов) «Свистки и бумажки» вышел раньше объявленного срока официального релиза из-за технической ошибки, сообщил сам исполнитель в инстаграме
Изначально сборник планировали выпустить 30 марта. Однако из-за ошибки при загрузке альбома 26 марта он стал доступен для прослушивания в нескольких странах. Тогда команда музыканта решила выпустить его на три дня раньше срока официального релиза.
По данным The Flow, альбом «Свистки и бумажки» на какое-то время разблокировался на Apple Music и утек в сеть.
Что еще известно:
В шестой сборник Скриптонита вошли 15 треков, в том числе несколько песен, записанных совместно с Feduk и группой «Сестры». Пока «Свистки и бумажки» можно послушать только на Apple Music. Как отмечает The Flow, релиз альбома на других стриминговых площадках может затянуться, как это было с предыдущей пластинкой исполнителя «2004».
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь
Студентка из Москвы Кристина Кравцова потеряла сознание на улице и получила обморожение рук и ног. Вскоре после госпитализации девушку принудительно отправили в психиатрическую больницу. Об этой истории в фейсбуке рассказал адвокат Дмитрий Джулай, к которому обратились родители Кравцовой, предполагая, что студентке неправильно оказали помощь, а теперь пытаются скрыть врачебную ошибку. «Сноб» поговорил с защитником и матерью девушки Надеждой Герасименко, а также выяснил, что об этом думает столичный Депздрав
Новый альбом Скриптонита «Свистки и бумажки» выйдет в марте
Скриптонит анонсировал свой новый альбом «Свистки и бумажки». Он выйдет в марте, сообщает Karmapolitan, музыкальное издание рэпера.
Это будет шестой логплей музыканта. Его предыдущий альбом «2004» вышел в декабре 2019-го. Всю музыку для него Скриптонит написал сам.
Разговоры о новом альбоме появились еще в начале года. Тогда Скриптонит опубликовал фото в Instagram с подписью «6».
Читайте также
Статьи
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Мы хотим быть там, где вам удобно, поэтому теперь узнать о том как провести время в Москве можно из наших аккаунтов в соцсетях. Мы говорим об этом городе понятно и интересно. Мы рассказываем о нем для вас.
Что такое свистки и бумажки
Релиз был запланирован на 30 марта, однако его пришлось выпустить несколькими днями ранее, 27 марта. Все из-за технической ошибки в Apple Music, из-за которой песни стали доступны к прослушиванию в нескольких странах.
Пока пластинку можно послушать только на Apple Music. Похожая история произошла с предыдущим альбомом Скриптонита «2004». Он был выпущен в конце 2019 года, но лишь в январе 2020-го появился на всех остальных стримингах. Те, кто пока не подписан на сервис, могут воспользоваться тремя месяцами бесплатного пробного периода.
В настоящий момент «Свистки и бумажки» возглавляет российские чарты iTunes и Apple Music. Наиболее популярными оказались композиции «Жить как я живу» и «Рамок нет», занявшие соответственно первое и второе место песенного чарта Apple.
Ранее на этой неделе, 24 марта, вышел совместный трек Скриптонита и Andro – «Dragon». 29 мая у рэпера запланирован большой сольный концерт в московском клубе Adrenaline Stadium. Первоначально выступление должно было состояться еще в 2020 году, но из-за пандемии его пришлось несколько раз перенести. Все ранее приобретенные билеты остаются действительными.
В 2020 году Скриптонит выпустил EP «PVL is back», записанный вместе с Niman, принял участие в работе над EP «Мумий Тролля» «Призраки Завтра» и представил песню «Чистый», вошедшую в саундтрек к сериалу «Псих».