что такое свидетельство регистрации по месту пребывания
Регистрация по месту пребывания
Разделы:
Что такое «место пребывания»?
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию «место пребывания» относятся: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Статьей 5 Закона № 5242-I установлено, что регистрация по месту пребывания должна быть произведена не позднее 90 дней с момента прибытия гражданина в жилое помещение. Интересно, что ранее этот срок равнялся лишь 10 дням и был увеличен в связи с тем, что данная норма для граждан России выглядела дискриминационной по сравнению с положением иностранных граждан ряда стран, получивших право на 90-дневное пребывание без регистрации раньше граждан РФ.
При изучении данной нормы необходимо обратить внимание, что установленный срок исчисляется с момента прибытия гражданина в жилое помещение. То есть, если гражданин каждые 89 дней уезжает к себе по месту жительства, а затем возвращается, то обязанности регистрации по месту пребывания не возникает. Проконтролировать же факт того, что гражданин выезжал по месту жительства практически невозможно. Этим законодательным пробелом успешно пользуются граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности оформлять официальную регистрацию по месту пребывания. Законодательство не содержит никакой нормы, обязывающей граждан хранить и предъявлять билеты, по которым они выезжали на место жительства. Более того, гражданин имеет право поехать домой на машине, а то и пойти пешком – в этих случаях никаких билетов и быть не может.
Регистрация по месту пребывания в гостиницах и санаториях
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Проблем с регистрацией в гостиницах и подобных учреждениях обычно не возникает, поскольку их администрация, как правило, не возражает против регистрации постояльцев в установленном порядке.
Однако, потенциальные споры по этому вопросу могут возникать в мини-гостиницах или новых учреждениях гостиничного типа, а также хостелах. Если первые могут не знать о своих обязанностях по регистрации постояльцев или не иметь ресурсов для организации оформления регистрации, то у хостелов проблемы могут возникать и по причине большого количества регистрируемых граждан на одной площади. Так, постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г. № 16АП-1554/11 было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 апреля 2011 года по делу № А63-1060/2011, которым были удовлетворены индивидуального предпринимателя Сопильняк Е.А. о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по отказу в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства. Мотивом такого отказа являлось установление УФМС факта того, что в жилом помещении общей площадью 43,90 кв. м. было зарегистрировано более ста человек. Предпринимателю было отказано в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства по указанному адресу по причине ограниченности жилого помещения, поскольку регистрируемые граждане не имеют возможности фактического проживания по месту жительства, месту пребывания в данном помещении. Тем не менее, суд признал отказ в регистрации граждан со стороны УФМС незаконным, поскольку ограничения в размере площади помещения при регистрации граждан законодательством не установлены.
Регистрация по месту пребывания в жилых помещениях
Еще большие трудности при оформлении регистрации по месту пребывания возникают у добросовестных арендаторов жилых помещений, арендующих таковые у частных лиц. Проблема состоит в том, что для оформления регистрации гражданин должен предъявить:
С последним пунктом обычно возникают затруднения. Собственники жилых помещений в абсолютном большинстве категорически отказывают своим арендаторам в предоставлении согласия на регистрацию, а без такого согласия получить регистрацию невозможно. При этом арендаторы не обращаются в судебные органы, поскольку находятся в зависимости от арендодателя и опасаются, что конфликт с высокой степенью вероятности может привести к их выселению.
По результатам нашего опроса 22% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по причине невозможности получения согласия собственника жилья, в котором они проживают.
43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства.
Следует отметить, что сложившаяся судебная практика обычно не признает права арендаторов (нанимателей) на получение регистрации по месту жительства, указывая на то, что жилым помещением они пользуются на основании договоров аренды (найма), заключенных на определенный срок. Так, определением Свердловского областного суда от 12 января 2012 года по делу № 33-102/2012 было указано, что в удовлетворении требования о признании права на постоянную регистрацию по месту жительства отказано правомерно, так как истец проживает в частном жилищном фонде на основании договора коммерческого найма, ввиду чего имеет право только на временную регистрацию, так как жилое помещение является для него местом не постоянного проживания, а местом пребывания.
Однако, имеется и положительная судебная практика, поддерживающая правовую позицию о том, что подписание собственником договора аренды означает и его согласие на регистрацию арендатора по месту жительства или пребывания. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в решении ВС РФ от 27 августа 2003 г. № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489, а также в апелляционном определении Курского областного суда от 27.09.2012 г. по делу № 33-2255-2012.
Регистрация по месту пребывания по почте и через Интернет
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
При этом было предусмотрено, что собственник или наниматель жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, имеет право подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.
Однако на практике с применением этой нормы практически сразу же возникли затруднения. При принятии этой поправки она преподносилась, как огромное достижение в упрощении регистрационного учета граждан. Действительно, в первое время граждан регистрировали по месту пребывания по почте и через Интернет. Практически сразу чрезмерно мнительные собственники жилья запаниковали и стали направлять в ФМС России требования запретить такую регистрацию, поскольку они боятся, что к ним в квартиру зарегистрируются посторонние лица без их ведома. Разъяснения о том, что регистрация не предоставляет каких-либо прав на жилье результата не возымели и ФМС России под влиянием собственников жилья запретила регистрацию по месту пребывания без личной явки регистрируемого лица и предоставления согласия собственника жилья, чем фактически уничтожила созданный удобный сервис, пойдя на поводу невежественных представлений части граждан. Попытки обращения в судебные органы ни к чему не привели. Так, апелляционным определением Московского городского суда от 30 октября 2012 года по делу № 11-24676 было указано, что в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что в регистрации истцу отказано не было, и не установлено фактов нарушения прав истца. В данном случае истец настаивал на своем праве зарегистрироваться по месту пребывания через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, суд пришел к выводу, что личная явка гражданина и предоставление паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, содержащих подписи заявителя и лица, предоставляющего жилое помещение являются обязательным.
Также, следует отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками или нанимателями. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Что такое свидетельство регистрации по месту пребывания
II. Регистрация граждан по месту пребывания
9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)
(см. текст в предыдущей редакции)
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 N 172, от 14.08.2002 N 599, от 26.10.2011 N 869)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 869)
С 01.07.2022 в абз. 6 и абз. 9 п. 9 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 N 744).
В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 869)
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 N 885)
Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)
10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:
с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220)
(см. текст в предыдущей редакции)
с собственниками жилых помещений;
с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.07.2022 в п. 11 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 N 744).
11. Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Органы регистрационного учета не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.
По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета (при подаче заявления о регистрации по месту пребывания через Единый портал). Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2021 N 744)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.
Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2014 N 809, от 05.03.2015 N 194, от 25.05.2017 N 631)
(см. текст в предыдущей редакции)
Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 194; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.2017 N 631)
(см. текст в предыдущей редакции)
Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 72)
Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 72)
Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 72)
15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 194)
Временная регистрация
Каждый гражданин, находящийся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по месту своего проживания.
Законодательство предусматривает два вида регистрации: постоянную и временную. Постоянная возможна только в собственном жилье, в то время как временная — в любом помещении, предназначенном для проживания, но только с согласия его собственника.
Что такое временная регистрация?
Основным ее отличием от постоянной является отсутствие права зарегистрированного человека претендовать в будущем на занимаемую жилую площадь. Собственник жилья, давший согласие на временное нахождение у него другого лица, может в любое время изменить свое решение, сообщив о нем в государственный регистрационный орган.
Временная регистрация граждан РФ
Любой гражданин Российской Федерации, несмотря на наличие постоянной прописки, в случае пребывания в любом ином регионе страны обязан получить документ о временной регистрации. Сделать это необходимо, если он планирует находиться в другом населенном пункте более 90 суток.
К основным причинам, которые являются основанием для получения регистрации временного типа, относятся:
продолжительная выездная работа и постоянное нахождение в командировках;
обстоятельства, которые вынудили на время переехать в другое место;
получение работы в другом городе или поселке;
заболевание, которое вынудило человека длительно находиться в санатории, доме отдыха или в медицинском учреждении;
получение своевременной помощи от правоохранительных органов;
нахождение в туристической поездке и постоянное проживание в отеле, кемпинге или пансионате.
Если вы уехали в другой город более, чем на 3 месяца, то вам необходимо получить временную прописку.
После постановки на учет вы получаете соответствующее свидетельство. Если такой документ не будет получен, вы не сможете:
официально трудоустроиться на работу;
обратиться за помощью в медучреждение;
устроить проживающего с ним несовершеннолетнего ребенка в детсад или школу;
Временная регистрация для несовершеннолетних
Ребенок должен быть постоянно или временно прописан по месту проживания одного из родителей. При наличии разногласий между отцом и матерью спорные вопросы решаются через суд.
Нередко родители ребенка сознательно делают ему фиктивную регистрацию на территории другого района этого же населенного пункта, поскольку за каждым образовательным учреждением закреплена своя территория. Таким образом они пытаются устроить ребенка в более престижное детское учреждение.
Оформив несовершеннолетнему временную регистрацию, не следует ждать того, что его сразу же возьмут в школу неподалеку. Рассчитывать на место в учебном заведении можно в том случае, если ребенок имеет постоянную прописку.
Поэтому оформлять фиктивную прописку нет необходимости. Если она на самом деле нужна, следует пройти процедуру в соответствии с законом, предоставив в регистрационный орган соответствующий пакет документов.
Временная регистрация для иностранцев
Каждый иностранный гражданин, прибывший на территорию России, обязан пройти эту процедуру, если планирует находиться здесь более семи суток. При нарушении этой нормы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. рублей. Возможно и более строгое наказание — депортация за пределы нашей страны сроком до пяти лет.
Миграционный отдел при МВД РФ возложил ответственность на принимающую сторону за оформление прибывшего к ней иностранного гражданина.
Если иностранец приехал на отдых или лечение, то специальная регистрационная карточка на него заполняется в отеле или лечебном учреждении. В случае прибытия иностранца в Россию без визы, он вправе находиться здесь не более трех месяцев. Виза может быть выдана сроком до двух лет.
Документы для временной регистрации
Перед тем, как обратиться в регистрационный орган, необходимо подготовить предусмотренный законом пакет документов. Он зависит от способа прохождения процедуры.
Подать заявление на временную регистрацию можно при личном посещении миграционного отдела МВД РФ, по почте или через портал Госуслуг.
Для регистрации нужно подготовить следующий пакет документов:
заявление, бланк которого можно скачать на сайте Госуслуг и заполнить самостоятельно. От себя писать заявление не следует, т.к. если оно не будет соответствовать форме, принимать его регистрационный орган откажется;
договор найма или аренды жилого помещения или выписка из ЕГРП о праве собственности на квартиру или дом. Если вселение осуществляется с согласия собственника, следует приложить его письменное разрешение.
При подаче документов по почте дополнительно нужно заверить нотариально документ, являющийся основанием для регистрации. Одновременно нужно будет заполнить адресный листок прибытия, в 3 экземплярах на основании унифицированной формы № 2, а также статистический листок в одном экземпляре по форме №12-П при регистрации на срок от 9 и более месяцев.
Как сделать временную регистрацию?
Пакет документов вместе с заявлением принимающая сторона должна подать в тот миграционный отдел при МВД РФ, на территории которого находится жилое помещение, где будет проживать физическое лицо. Сделать это можно лично, по почте или через интернет в течение 90 дней после прибытия гражданина.
Срок регистрации временного типа может быть установлен, в зависимости от обстоятельств, продолжительностью от трех до шести месяцев, а также от одного года до пяти лет.
Согласовывается этот период в первую очередь с собственником помещения или представителем жилищно-строительного кооператива. Если заключен договор аренды, регистрация действует до окончания срока соглашения.
Порядок постановки на временную регистрацию
Оформление временной прописки начинается со сбора документов, которые после заполнения подаются в миграционный отдел МВД. Уполномоченные лица обязаны в трехдневный срок после поступления документов оформить свидетельство о прописке.
Если вы обратились к должностному лицу, ответственному за регистрацию, а не в отделение МВД, срок выдачи свидетельства может быть увеличен на 3 дня. В случае предоставления вместе с документами договора аренды или социального найма, для проверки данных потребуется дополнительный период.
С учетом всех нюансов максимальное время для выдачи свидетельства о временной регистрации не может превышать 8 рабочих дней. При этом сниматься с учета по месту постоянной прописки в другом городе не нужно.
Временная прописка оформляется в течение недели.
Заявление
Оно имеет стандартную форму и должно быть заполнено и подписано заявителем — собственником или нанимателем помещения, в котором будет проживать жилец. Поставив свою подпись в заявлении, вы даете согласие на вселение и временное проживание другого гражданина.
Сколько стоит?
Независимо от того, для чего нужна временная регистрация и в каком месте она осуществляется, оплачивать эту процедуру не нужно. В некоторых случаях зарегистрироваться помогают агентства недвижимости, подыскивающие жилье по договору найма. Цена такой услуги будет зависеть от установленных тарифов.
Сроки
Если заканчиваются сроки регистрации, и гражданин не собирается менять место жительства, собственник помещения в семидневный срок должен подготовить такой же пакет документов и подать его вместе с заявлением в регистрационный орган.
Чем опасна временная регистрация?
После того как собственник жилья оформил временную прописку, он может столкнуться с рядом негативных последствий:
увеличивается стоимость квартплаты;
не все временные жильцы могут захотеть оплачивать коммуналку;
помещение может быть сдано временным жильцом в аренду другим лицам без согласия собственника или использовано не по назначению;
имуществу может быть нанесен материальный вред;
временные жильцы могут отказаться покидать жилье в добровольном порядке, в результате нужно будет обращаться в суд для их выселения.
Временно прописанные граждане не могут претендовать на занимаемое жилье. Поэтому бояться того, что кто-то из них сможет попытаться через суд завладеть квадратными метрами, не нужно.
Если временно зарегистрированный гражданин по истечении срока регистрации не покидает жилье, обратиться за помощью нужно сначала в правоохранительные органы, а затем подать иск в суд по месту нахождения имущества. После принятого судебного решения такие люди подлежат принудительному выселению при помощи судебных исполнителей.
Если вы хотите быстро оформить временную регистрацию, обратиться за помощью следует к квалифицированным юристам компании Правовед.ру. Они грамотно подготовят необходимые документы и проконтролируют процесс выдачи свидетельства, в результате чего вы будете уверены что у госорганов не возникнет к вам никаких претензий.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Несколько лет я работаю и живу в Самаре. На постоянной основе прописана в Краснодаре. В Самаре вышла замуж и мне родители мужа предоставили временную прописку. Год назад развелась. Во временной регистрации отказали. Был лишь один выход: купить временную регистрацию. Сейчас я имею постоянную официальную работу. Действие временной прописки закончилось месяц назад. Покупать новую у меня нет особого желания. Предыдущая обошлась в немалую сумму. Не хочется заработные деньги тяжелым трудом просто так выкидывать. Да и работодатели не спрашивают о прописке. Когда нанималась на работу, регистрация была. Если я не куплю новую прописку, как меня могут наказать и собственно, зачем нужна эта временная регистрация?
Добрый день. Временная регистрация необходима для :
обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Так гласит Закон. При ее введе6нии подразумевалось, что так будет легче например учитывать граждан для некоторых целей (голосование, участие в судопроизводстве итд), однако со временем необходимость регистрации стала все менее явной и в настоящее время представляется древним атавизмом, унаследованным Россией со времен СССР.
В том же законе (Закон РФ № 5242-1), однако указано, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, в связи с чем ее необходимость представляется очень и очень сомнительной и неслучайно в последнее время все чаще полвяются сообщения о различных инициативах, направленных не ее упразднение как таковой.
Если ВЫ не продлите регистрацию, то в принципе ВЫ ничем не рискуете, поскольку в соответствии с ПРАВИЛАМИ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИС РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Постановление Правительства РФ № 713 от 17.07.95), Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
За всю свою практику мне известно пару раз такого привлечения, и то в обоих случаях виновник все признавал и доказывать ничего не надо было.
Наказать Вас могут, если участковый докажет, что вы проживаете на одном месте более 90 суток непрерывно.
Статьей 19.15 Кодекса об административных правонарушениях установленна административная ответственность, за:
наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Согласно положениям постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»:
9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
Таким образом, в случае установления факта проживания Вами без регистрации по месту пребывания свыше 90 суток, Вам может быть назначен штраф в размере от 1500 до 2500 рублей. Но как справедливо указали коллеги выше, достаточно сложно доказать тот факт, что Вы прибыли для временного проживания в жилое помещение, не являющееся Вашим местом жительства, на срок свыше 90 дней.
Но обязанность получить временную регистрацию устанновлена, ответственность за не выполнение данной обязанности предусмотренна, поэтому риск привлечения к ответственности существует.
Что касается того, зачем необходима временна регистрация, то согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»:
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
То есть, временная регистрация необходима для того, чтобы государственные органы могли знать где, на территории России Вы находитесь и в случае необходимости могли Вас найти, а также для того, чтобы Вы могли обратиться в местные государственные органы (например в ГАИ для сдачи экзамена на получение прав).
Доброго Вам дня!
Регистрация по месту пребывания необходима, во-первых, для учета перемещения граждан Федеральной миграционной службой. Наше родное государство должно знать где находится в данный момент гражданин. Это не нарушает конституционное право граждан на свободу передвижение и выбора места жительства, а только дополняет это право обязанностью или зарегистрироваться по месту жительства или зарегистрироваться по месту пребывания, если прибыли на срок более 90 суток. Во-вторых, это необходимо для начисления коммунальных услуг по месту временной регистрации, поскольку часть коммунальных услуг предоставляется исходя из количества проживающих в жилом помещении лиц.
За нахождение по месту временного пребывания свыше 90 суток без регистрации Вы можете быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.15 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.
Протоколы уполномочены составлять сотрудники ФМС и участковые уполномоченные полиции, при этом практически любой сотрудник МВД может проверить наличие регистрации по месту пребывания и, в случае её отсутствия, направить дело участковому для составления протокола.
Так что носите с собой подтверждающие дату приезда (но не более 90 суток) документы: ж/д билет, чеки с АЗС и т.п.
В принципе отсутствие регистрации по месту пребывания практически не затруднит проживание: работодатели не имеют права отказать в приёме на работу при её отсутствии, в поликлинике примут, а в магазинах, банках и т.п. тем более. Только вот, например, без регистрации не поставить на учёт автомобиль в ГИБДД по месту пребывания, не подать документов в суд по месту пребывания (теоретически) и не получить госуслуги, которые связаны с местом жительства гражданина.