что такое светский характер государства
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Полезное
Смотреть что такое «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь
Светское государство — государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридический словарь
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия
Светское государство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права
светское государство — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь
Светское государство — это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь
Светское общество — Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия
Светское государство — характеристика, признаки и черты
Светское государство — это особый тип устройства общества, характерный для Российской Федерации. Указанное понятие достаточно широко и вбирает в себя определение, сущность, принципы функционирования, особенности и черты такой модели государственного устройства, его отличия от иных альтернативных моделей политического устройства.
Определение и сущность светского государства
Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.
Принципы светской державы
Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.
Секулярное устройство политической жизни общества, в свою очередь, не возлагает на религиозные объединения государственных функций. Отношения в такой политической организации общества базируются на принципах разделения сфер деятельности религиозных объединений и государственной власти при условии соблюдения духовенством законности.
Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.
Основные признаки
В форме списка приведем краткий перечень признаков светского государства, характерных для такого устройства политической жизни общества. К ним относятся:
Кратко о светскости современной России
В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.
Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.
Права человека в секулярном государстве
Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:
Альтернативные модели государственного устройства
Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:
Таким образом, светская держава — это особый, отличный от других тип общественного устройства. Именно такое устройство позволяет отделить церковь от гос. власти.
Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры
Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений
Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, — это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.
Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.
В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:
Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.
Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.
Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.
В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».
В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.
Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.
Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.
Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.
Признаки светского государства
Какое государство является светским и какие признаки позволяют отличить его от иных типов государств с позиции государственно-церковных отношений, – это вопрос права.
При этом, в юридической науке представлен широкий плюрализм мнений на то, какие характеристики позволяют идентифицировать государство как светское.
Следует учитывать, что разработанные в правоведении теоретические признаки светского государства и реально существующие современные светские государства — это часто несовпадающие понятия.
Реальная жизнь дает такое разнообразие типов современных государств, что многие из них, даже официально провозгласив себя светскими, в то же время не вписываются в общепринятые теоретические конструкции светского государства.
В связи с этим, с позиции государствоведения иногда затруднительно дать ответ, является ли данное государство светским. Например, Аргентина является светским государством, но законодательно установлено, что «федеральное правительство поддерживает римско-католическую апостольскую религию». Аналогичная ситуация в Армении – хотя Конституция формально отделяет церковь от государства, однако Армянская Апостольская церковь официально является национальной церковью.
Этот список стран можно продолжать – Финляндия, Грузия, Канада, Израиль, Ирландия, Норвегия, Румыния, Турция и т.д. считаются светскими государствами, но отдельные законодательные положения, касающиеся государственно-церковных отношений, вызывают двусмысленность и неоднозначность в вопросах точной характеристики данных государств.
Чтобы проще понять сущность светского государства, важно понимать, что в нем Государство и Церковь – это два автономных образования, основные разграничения между которыми основываются на 3 аспектах:
Выделяемые в теории те или иные признаки светского государства основываются на трех вышеуказанных аспектах разграничения.
Итак, к основным характеристикам светского государства относятся:
Таким образом, светское государство – это государство, в котором с институциональной, функциональной и идеологической точек зрения государство и церковь выступают как автономные образования, они отделены и относительно независимы друг от друга, при этом гарантируются основные демократические права и свободы граждан и организаций в духовной сфере.
Основные типы светских государств
В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью выделяются несколько основных типов светских государств:
1. Эквипотенциальный тип (от латин. «аequus» — равный) – государство позиционирует себя максимально внерелигиозно, стремится дистанцироваться и изолироваться от церкви и различных религиозных институтов. К иным признакам эквипотенциального светского государства относятся:
Эквипотенциальная модель характерна для современной Японии, КНР, Южной Кореи и США (только отчасти).
2. Преференциальный тип (лат. «praeferentia» — предпочтительный, преимущественный) – характеризует «мягкий» режим отделения религиозных объединений от государства.
В преференциальных светских государствах в силу исторической обусловленности выделяется одна (реже несколько, например, в Германии две — лютеранство и католицизм) религии, которым предоставляется льготный режим существования и деятельности.
Закрепление подобного статуса за определенной религией возможно официально, например, на конституционном уровне, либо неофициально, в силу сложившихся традиций. Например, в Конституции Дании официальная церковь, которая пользуется поддержкой государства, — это Евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), ее устав устанавливается законом.
Нужно обратить внимание на принципиальное положение о том, что законодатель использует термин «государственная религия», но не «общеобязательная». Таким образом, государство поддерживает определенную религию в силу, как правило, исторических традиций, но не навязывает ее гражданскому обществу как единственно возможную, сохраняя для граждан свободу совести и вероисповедания.
3. Контаминационный тип (лат. «contaminatio» — смешение, соединение) — границы между светской и религиозной системами в таком государстве размыты. Религиозное право оказывает влияние на правовую систему государства.
Несмотря на то, что конституции контаминационных стран закрепили отделение религиозных объединений от государства, на практике они играют важную роль, фактически являясь государственной религией. Например, в Лаосе, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии такой религией является буддизм, в Индии и Непале — индуизм. Такая модель характерна и для государств так называемого исламского мира.
4. Идентификационный тип (лат. «identifico» — отождествление) — расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства.
Отличие данного типа от преференциального заключается в том, что здесь более жесткое отделение государства от религиозных объединений, сотрудничество государства происходит с несколькими религиозными объединениями без ярко выраженного предпочтения, граждане сами активно заявляют свою религиозную идентичность.
Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые имеют зачастую печальный опыт гонений на религию, в связи с чем исторические традиции бывают частично утеряны или реконструированы (Россия, Франция, Украина и др.).
Таким образом, несмотря на большое разнообразие типов и подтипов светских государств, во всех из них императивно установлен принцип отделения церкви от государства, который является основополагающим для характеристики светского государства.
В целом, жизнь показывает, что в реальной жизни не существует в абсолютном чистом виде светского государства.
Современная российская практика также демонстрирует отход от конституционных принципов светскости государства. Например, в обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что Россия в целях сохранения государственного единства чтит память предков, сохраняя и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1).
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Светское государство: характеристика, признаки
Базовые виды государства
В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:
Теократическое государство
Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.
К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.
Клерикальное государство
Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.
Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.
Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.
Светское государство
Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.
Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.
Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:
Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.
Основные признаки светского государства
Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:
Этапы отделения религиозных сообществ от государства
Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:
Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:
Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.
Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.
При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.
В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.
Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.
Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.
На основе проведенного анализа можно предложить следующие определения:
Как нам понимать светскость государства
Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.
На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство». Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».
Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.
Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.
1. Секулярность не монолитна. На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».
5. Секулярность (как и религиозность) мифологична. Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.
Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.
Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.
К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.
Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа». То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.