что такое световоздушная перспектива
Что такое световоздушная перспектива
Живопись Маслом |Курсы рисунка и живописи онлайн запись закреплена
СВЕТОВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Смысл заключается в следующем:
Чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха между нами и предметом. А воздух не идеально прозрачный. Он имеет плотность. Влажность. В прямом смысле слова, в воздухе летают мельчайшие капли воды… И, как маленькие зеркала, переотражают в себе цвет неба, воды и земли.
Очертания предметов, которые дальше от нас, теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. Чем выше влажность, тем сильнее помутнение воздуха и более заметное изменение очертаний. В туманный день уже на небольшом расстоянии трудно различать отдельные предметы.
То же самое происходит в пыльном или задымленном воздухе.
Все цвета на расстоянии становятся менее цветными.
Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Переотражённые во влажности воздуха оттенки голубого неба застилают темный предмет.
Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние.
Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон.
На новом совместном курсе Георгия Харченко и Надежды Ильиной вы досконально изучите законы световоздушной перспективы и потренируетесь на разных пейзажах. Хотите уверенно писать пейзаж любой сложности? Пройдите предрегистрацию, чтобы обучаться на самых выгодных условиях
https://vk.com/app5898182_-135180102#s=604261
Что такое воздушная перспектива в фотографии и как ее получить?
Здравствуйте! Как ваши дела, как успехи на фотографическом поприще? Надеюсь, что успешно и вы уже готовы впитывать новые знания! Сегодняшняя статья хоть и небольшая, но весьма интересная, потому что мы разбираем такое понятие, как воздушная перспектива в фотографии.
Наверняка, многие о нем слышали, но плохо представляют, что это и как связано с созданием изображения. Давайте по порядку обсудим, почему, в том числе воздушная, так важна в фотографии.
Зачем нужна перспектива в фотографии?
Перспектива делает фото объемным, создавая иллюзию многоплановости и большого пространства, которое простирается и уходит за горизонт, за область видения.
Фотографии различных авторов отличаются своей изюминкой. Но все они в определенной мере соблюдают правила фотографирования, которые значительно улучшают снимки и облегчают их восприятие. Одним из фотографических принципов является создание перспективы, или субъективного ощущения глубины.
Наши глаза видят мир трехмерно, оценивая пространственное расположение объектов – тех, что близко, на переднем плане, и тех, что далеко или уходят вдаль. На фото передать это гораздо сложнее. Для этого используют специальные приемы. В частности, выделают три вида:
Иногда тональную и воздушную перспективу объединяют, но это не совсем верно, так как они все же имеют отличные причины появления и эффекты. Однако, схожи в том, что в результате них меняются тона объектов.
Где найти и как применить воздушную перспективу?
При каких условиях может возникнуть воздушная перспектива? Этому весьма способствует влажный или, увы, загрязненный воздух. К слову сказать, капельки воды в воздухе, как и пыль, не слишком благоприятны для фотоаппарата, так что будьте в курсе. После таких прогулок не помешает почистить объектив, а может, и почистить зеркало в корпусе, хотя бы специальной щеточкой.
При любых обстоятельствах всегда нужно иметь при себе специальный карандаш и тряпочки для чистки объектива. Такие я себе приобретал на Aliexpress.
В целом, можно более конкретно говорить о том, что воздушная перспектива может быть:
Повторюсь, что воздушная перспектива влияет на фотографируемые объекты. Она изменяет их:
Примеров грамотного использования любой из перечисленных перспектив превеликое множество. Фото моста, уходящего вдаль от фотографа и теряющегося в глубине пространства, вьющийся горный ручей, множество пиков гор или холмов, разделенных туманом, колесница (или современный вариант — машина), скрывающаяся в пыли дороги.
Добавление в композицию перспективы придаст всему кадру многоплановости и реалистичности, движения, загадочности; будет помогать направлять взгляд зрителя.
Ваш зеркальный фотоаппарат — ваш величайший инструмент, который может творить историю. Узнайте все преимущества вашей зеркалки и станете на шаг выше тех, кто просто фотографирует в автоматическом режиме! Рекомендуемые мною курсы начинающим.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей зеркального NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей зеркального CANON.
На этом все, что я хотел вам поведать про воздушную перспективу. Надеюсь вам стало более понятно, что это такое. Прощаюсь, но ненадолго! Был рад поделиться своими знаниями. Жду вас снова на моем блоге, не забывайте подписываться и делиться статьей!
Световоздушная перспектива
Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач живописной техники. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Следует различать перспективу линейную, воздушную и световую.
Линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удаленных предметов. По ее правилам вблизи предметы изображаются большими, вдали — малыми. Линейная перспектива выполняется посредством линий контура, очертаний.
Она имеет определенные геометрические способы изображения, изучаемые в начертательной геометрии, в которой способы перспективы рассматриваются как графический метод центральных проекций. Законы линейной перспективы хорошо изложены в многочисленных руководствах.
Здесь вопросы линейной перспективы опущены, но излагаются основные правила воздушной и световой перспективы.
Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешние черты.
Так, очертания предметов под влиянием воздушной среды теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. По мере уплотнения воздушной среды и повышения насыщенности ее парами, пылью или дымом происходит более быстрое помутнение воздуха и более заметное изменение очертаний. В туманный день уже на небольшом расстоянии трудно различать отдельные предметы. В пыльном или задымленном воздухе исчезают ясные границы фигур. Напротив, чем прозрачнее, чище воздух, тем меньше изменяются очертания; высокогорный воздух, например, поражает обманчивостью резких очертаний далеких гор, из-за чего в горах часто бывает трудно зрительно определять расстояние.
На основании этих закономерностей устанавливаются правила воздушной перспективы для очертаний предметов. Фигура с резкими очертаниями воспринимается близко стоящей; фигура с мягкими очертаниями воспринимается отдаленной.
Цвет предметов по мере погружения в воздушную среду изменяется очень своеобразно. Все цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубой оттенок. Цветовое различие смягчается, все цвета обобщаются в один голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из виду синие, зеленые краски, сливаясь с голубыми далями. Позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец, красные. Последние, будучи ярко освещены, чувствуются на большом расстоянии.
Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так как свет, отражаемый его поверхностью, очень слаб. Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние. Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают теплый оттенок.
Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон. Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты.
Фактура и мелкие детали поглощаются, скрадываются воздушным слоем. Предмет на расстоянии приобретает более обобщенный характер. Фактура материала, осязательная предметность формы, ее видимая массивность по законам воздушной перспективы уступают место обобщенному призрачному и плоскому силуэту.
Итак, правильная характеристика изменения окраски светотеневого контраста и очертания предметов в воздушной среде есть средство изображения воздушной перспективы.
Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.
Световая перспектива характеризует расстояние предметов от источника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения. Днем, при одинаковой силе света на всем видимом пространстве, явления световой перспективы незаметны. Но утром, например, когда с востока приходит день, а на запад уходит ночь, предметы на востоке — светлее, на западе — темнее. В изображении утреннего пейзажа, видимого на востоке, предметы переднего плана приходится делать темными, предметы далеких планов — более сильными, на горизонте — совершенно яркими, сколько позволят возможности красок. В пейзаже, видимом на западе, предметы переднего плана будут светлыми, вдали — погруженными во мрак уходящей ночи.
Влияние воздушной и световой перспективы на цвет предметов. Фрагмент картины Ф. А. Васильева «После дождя». Вечерний воздух, освещенный заходящим солнцем, придает дальним планам не голубую, а желтую окраску. Собственные цвета переднего плана в сопоставлении с обусловленными цветами дальних планов передают перспективу степных просторов.
При искусственном свете предметы, близкие к источнику света, как известно, значительно ярче, чем удаленные от него. Когда при искусственном освещении изображается интерьер и нужно передать расстановку предметов в пространстве, наиболее важным средством для передачи пространства служит яркость бликов. Степень яркости предмета определяет его координаты по отношению к источнику света и тем самым характеризует положение в пространстве.
Если свет идет на нас, то фон делается светлым и светлое удаляется, а темное выходит на передний план, как мы это наблюдали утром, глядя на восток или из темной комнаты в светлую.
Если свет идет от нас, то фон становится темным и все светлое будет выступать, а темное отходить на дальний план, как это бывает утром при взгляде на запад или ночью у фонаря. Хорошим примером световой перспективы в интерьере может служить картина П. А. Федотова «Сватовство майора».
Цвета, холодные сами по себе, не имеют свойства удаляться, а теплые выступать, как иногда утверждают, ссылаясь на то, что на дальнем плане преобладают холодные, а на переднем теплые тона. По большей части это так и бывает, но голубые цвета удаляются, а желто-оранжевые выступают не потому, что они имеют такой оттенок, а потому, что холодные тона в противоположность теплым преобладают на расстоянии и оставляют привычное впечатление дали.
В природе мы можем наблюдать примеры, когда холодные цвета выступают на передний план, а цвета теплые уходят вглубь. Например, на закате солнца все дальние планы приобретают огненно-красный цвет, а предметы переднего плана — холодно-синие цвета. В условиях вечернего света теплые тона уходят вдаль, холодные цвета выступают вперед.
Таким образом, закономерные изменения очертаний, светлоты и окраски предметов являются важными живописными координатами в изображении перспективы.
Воздушная перспектива. Акварель А. П. Брюллова «Рим». Пример изображения архитектурных сооружений в мелком масштабе приемами передачи далеких перспективных планов. Резкие на близком расстоянии очертания предметов смягчаются, собственные цвета переходят в обусловленные, светотеневые контрасты стираются, осязаемая предметность сменяется воздушной призрачностью.
SPARTISAN
ХУДОЖНИК ПО ИНТЕРЬЕРУ И ЭКСТЕРЬЕРУ
Воздушная перспектива
При соблюдении принципов воздушной перспективы удается убедительно передать ощущение пространства и глубины в пейзаже. Воздушная перспектива — это необыкновенно простой и эффективный способ передачи иллюзии пространства в живописи. Наблюдательность в сочетании с несколькими профессиональными приемами помогут вам создавать ландшафты. Термин «воздушная перспектива» был впервые употреблен Леонардо да Винчи (1452-1519) для обозначения постепенного изменения цвета в картине, отражающего реальное изменение цвета натуры при увеличении расстояния под воздействием атмосферы. Это явление в действительности происходит благодаря тому, что атмосфера Земли состоит из смеси газов, водяных паров и мелких твердых частиц, которые поглощают лучи света и рассеивают его. Погода, загрязнение воздушных слоев, время года и суток — все это оказывает влияние на состояние пейзажа.
На картине «Канал Сен-Мартин, Париж» Альфреда Сислея голубой цвет неба теряет интенсивность по мере приближения к горизонту. Таким образом создается ощущение расстояния.
Средства создания воздушной перспективы.
Чтобы передать иллюзию глубины в пространстве, необходимо увеличить «контраст» между объектами переднего и заднего планов. Необходимо создать плавное ослабление цвета, тона и фактуры. Для этого понадобится разграничения:
Температура цвета Если посмотреть на сельский пейзаж при солнечном свете, то можно заметить,что цвета предметного мира, которые расположены на переднем плане, близки к локальным, то есть истинным цветам самих объектов. А цвета тех же объектов на расстоянии будут казаться более приглушенными и холодными. Колорит пейзажа голубеет по мере удаления. К примеру: холмы на горизонте могут быть светло-синими или темно-фиолетовыми, хоть на самом деле они покрыты зеленым лесом или еще чем-то не голубым и синим. Чтобы усилить ощущение пространства в живописи, добавьте теплых оттенков на переднем плане и холодных синих тонов на заднем.
«Туманное утро» Иван Иванович Шишкин. 1885. Холст, масло.
Детали и фактура деревьев и другой растительности на переднем плане всегда видны лучше: 1. наш глаз четче видит близко расположенные предметы; 2. атмосфера размывает удаленные объекты. Трава у своих ног легко различима по стебелькам, а луг покрытый травой вдали покажется достаточно однородным. При написании лесного пейзажа можно добавить несколько деталей в виде листьев и веток на переднем плане,а деревья вдали можно набросать в общих чертах.
Цвета и оттенки натуры тоже меняются от расстояния. Посмотрите на дерево расположенное рядом. Вы найдете множество разных оттенков зеленого, коричневого и других близких цветов. Теперь посмотрите на рощу находящуюся на некотором расстоянии — деревья уже менее насыщены и более близки по цвету и тону. Один из способов передать форму на картине — это использовать контраст тонов. При ярком освещении на близко расположенном объекте видна четкая градация светотени, выстраивающая его объем. На расстоянии этот эффект сохраняется, но градация света и тени становится слабее и формы выглядят менее четкими.
Исаак Ильич Левитан (1861—1900) — выдающийся русский художник, член товарищества передвижнических выставок. «Крымский пейзаж» 1887 год.
Шесть законов воздушной перспективы или как грамотно изобразить пространство на рисунке.
by Artfonica · December 3, 2013
Всем известно, что нас окружает воздух — прозрачная среда, которая меняется с увеличением расстояния, влажности, частиц пыли, давления и других факторов. Когда воздух обволакивает предмет, он в какой-то степени меняет его внешний вид и цвет. Все это нужно учитывать при занятиях рисованием, иначе то, что вы пытаетесь передать, будет неверным, неточным. Поэтому при рисовании пейзажа, например, нужно обязательно знать и принимать по внимание законы воздушной перспективы. Что же такое воздушная перспектива? Это изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. А теперь поговорим непосредственно о законах воздушной перспективы.
Первый закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали, раскрывая индивидуальные особенности. Предметы дальнего плана изображают лишь схематически, не прорисовывая их части, а изображая только плоскую массу через контур, светлоту или цвет.
Второй закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные — неопределенно. Чтобы грамотно передать пространство на рисунке нужно контуры ближних предметов делать резче, а удаленных мягче. И действительно, хоть воздух и прозрачен, его движение поднимает вверх мелкие частицы пыли, дыма, мельчайших капелек воды и рассеивает их. Эти частицы мутят воздух, делают его менее прозрачным. Дальние предметы обволакиваются замутненным воздухом и теряют четкость границ и контуров, а также мелкие детали. Еще более неопределенны и мягки контуры предметов в туманную или пасмурную погоду.
Такая загрязненность или замутненность воздуха не только размывает границы удаленных предметов, но и изменяет светлоту их поверхностей. Если сравнить освещенные солнцем предметы первого и дальнего планов, то можно заметить как велика разница в их яркости. Светлота дальних предметов словно меркнет, темнеет из-за мутной толщи воздуха. Темные же части на большом расстоянии наоборот светлеют, так как свет отражается во все стороны от замутняющих его частиц. И образуется такая светлая завеса, которая и делает темные предметы светлее. Эти явления дают третий закон воздушной перспективы: на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные — светлее ближних. Для того, чтобы грамотно передать пространство на рисунке, удаленные светлые предметы нужно слегка притенять, а темные нужно осветлять.
Четвертый закон воздушной перспективы: все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать объемно, а дальние — плоско. Чтобы изобразить близлежащие предметы объемно, нужно заставить сверкать все детали, обращенные к солнцу и показать густые темные тени на гранях, углубленных или повернутых в сторону, противоположную солнцу. На большом расстоянии эта контрастность между светом и тенью исчезает, освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененным.
Пятый закон воздушной перспективы: все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый. Для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные — бледными. Действительно, как бы чист и прозрачен ни был воздух, он всегда в своем составе имеем мутные частицы. Луч света, проходя через слои воздуха и встречаясь с непрозрачными частицами, в некоторой степени отражается и рассеивается, создавая световую завесу. Если количество непрозрачных частиц в воздухе невелико, то образующаяся дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок. С увеличением толщи воздуха, происходит рассеивание других коротковолновых лучей — синих и голубых. Получается, что по мере удаления от наблюдателя цвет предметов меняется на синий и голубой разной насыщенности.
Шестой закон воздушной перспективы такой: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные — одинаковыми. Например, в траве на первом плане мы увидим разные оттенки зеленого цвета — желтоватые в освещенных местах, голубоватые в местах изгиба листочков, сине-зеленые в полутени и коричневые в тени. Для живописания удаленных предметов используется только пара оттенков цвета для обобщенного изображения.
Именно знание законов воздушной перспективы помогает грамотно передать пространство на рисунке. Однако этого не достаточно. Для того, чтобы создавать реалистические изображения и картины, нужно овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм и способами передачи различных состояний природы. Вот об этом мы и поговорим в следующей статье.