что такое светотень в изобразительном искусстве

Урок 5. Светотень.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Источник

Законы светотени: от простых форм до портрета

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Источник

Светотень

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Свет в изобразительном искусстве, фотографии и кинематографе является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

Элементы светотени у объекта и фотографического изображения часто называют тона́ми. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий.

Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

Фотографическое изображение имеет меньше тонов, чем объект. Когда оно состоит из 50 и более тонов от белого до чёрного, то воспринимается как неконтрастное, мягкое, потому что различия между тонами будут незначительными; из 35-45 тонов — как имеющее нормальный контраст, а из 10-20 тонов — как контрастное, так как различия между ними станут уже значительными.

Источник

Светотень в рисунке и живописи

Давайте рассуждать глобально: как влияет светотень в целом на наше существование в пространстве? Ведь свет и тень живут не только в натюрмортных постановках. С помощью этих двух необыкновенных явлений жизни мы можем видеть мир контрастным и объёмным, понимать формы и размер предметов, глубину близкого нам расстояния, различать полутона. Наша с вами задача – познакомиться со светотенью в изобразительном искусстве, понять, как работают её правила распределения на предметах.

Откуда берётся реализм?

Когда мы видим неудачный рисунок, наши внутренние ощущения отказываются верить в реальность существующего объекта. Перед глазами просто серый, замызганный карандашом, участок бумаги. Но стоит нам взглянуть на мастерски исполненную тональную зарисовку, скажем, простого яблока – мы невольно хотим протянуть к нему руки, вырвать фрукт из плоской поверхности листа. Художник, умеющий расшевелить зрительское восприятие – прекрасно владеет рисованием светотени. Чтобы понять основной закон распределения света и тени на предметах – начнём с самых азов.

Что такое свет?

У этого термина много значений. Но нас волнует свет на предметах. Самой ярко освещённой поверхностью будет та часть, которая обращена ближе всех к источнику света. Если немного развернуть предмет в другую сторону – освещённость начнёт ослабевать. Здесь мы уже говорим о скользящем свете. Конечно, интенсивность освещённости предмета зависит и от ряда других условий, физических свойств и явлений.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусствечто такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Женские портреты испанского художника Juan Gonzalez Alacreu.

Что такое блик?

Самое светлое пятно на освещённой стороне предмета. Это чистый свет, который чаще всего не трогают, т.е. оставляют в рисунке кусочек бумаги, а в живописи обозначают чистыми белилами. Но бликов может не быть вообще благодаря другому освещению, фактуре самого предмета. Или он может иметь разную насыщенность из-за разнообразия предметного мира.

Тогда появляется вопрос: если блик можно оставлять нетронутым, то свет на предметах нужно обязательно штриховать? Для многих начинающих художников светлая часть объекта – практически табу! Хотя в этом кроется большое заблуждение. Приложите к освещённой стороне предмета белый лист бумаги и сравните – насколько лист светлей, ярче? Поэтому, даже самую освещённую сторону мы легко прокладываем карандашным тоном.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Картина маслом испанского художника Juan Gonzalez Alacreu (слева). Фердинанд дю Пюигадо «Китайские тени, кролик».

Что такое полутон?

Полутон (полутень) – растяжка тонов от света к тени. Чем больше вы видите полутонов, тем реалистичней, жизненней ваша работа. Полутон распределяется под косыми лучами света. Особенно мягко и неуловимо на круглых формах.

Что такое тень?

Поверхность, которая больше всех скрыта от источника света. Здесь мы говорим о собственной тени – самой тёмной стороне предмета. А ещё есть падающая тень, отбрасываемая на плоскость стола. По сути – это искажённый силуэт предмета. Чаще всего именно падающую тень пытаются сделать темнее собственной. Это неверно. Собственная тень предмета всегда темнее, но наш глаз часто отказывается верить в это. Почему? Всё дело в рефлексах…

Что такое рефлекс?

Рефлекс – отражённый свет окружающей среды в собственной тени предмета. Другими словами, в тени рисуемого объекта, появляются не яркие, но ощутимо светлые куски тона. Вот они то и усыпляют бдительность многих рисующих. Им кажется, что собственная тень светлее за счёт рефлекса.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусствечто такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Натюрморт американского художника Дэвида Чифеца (слева). Рисунок российского художника Ивана Алифана.

Яркость рефлекса во многом зависит от материальной фактуры самих предметов. Глянцевый кофейник будет ловить самые светлые, сочные рефлексы в отличии от гипсового куба. Но никогда рефлекс не должен конкурировать со светлой стороной предмета, иначе мы получим вывернутый, странный образ. Все рефлексы мы глушим, как бы незаметно «припудриваем» тоном карандаша или слоем краски, сажая их в тень.

Как рисовать светотень в живописи?

Если с тональным рисунком более менее понятно, то как работают правила светотени вместе с цветом? Законы света и тени не меняются. Но в живописи нам приходится думать о взаимосвязи тона и цвета, который также имеет свои характеристики. К примеру, освещённая и теневая сторона предмета отличаются друг от друга не только тональной градацией, но и цветовым оттенком – тёплым или холодным. Если свет у объекта тёплых оттенков, то тень будет холодной, и наоборот.

Чистых, локальных цветов в природе нет. На любой цветной предмет влияют много факторов: общая освещённость, игры рефлексов, перспективное изменение цвета и др. В живописи на предметах светотень использует все те же закономерности. Но рисуя красками, помните об изменчивости и взаимосоединении цветов.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

Особенности формирования светотени и ее создания в технике «старых мастеров»

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Цвет в живописи. Секреты появления новых оттенков при работе по технике «старых мастеров»

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Технология оптических просветов (ТОП). Основные этапы

Особенности формирования светотени и ее создания в технике «старых мастеров»

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о методах, с помощью которых передается объем в живописи и рисунке. Расширим эту тему и подробнее остановимся на факторах формирования светотени – ключевом аспекте, влияющем на визуальное восприятие изображенных на плоскости объектов в качестве объемных.

Понятие светотеневого рисунка

Светотенью или светотеневым рисунком называют распределение освещенности на поверхности предмета. Благодаря упорядоченному распределению светлых и темных зон, создающих так называемую шкалу яркости, мы воспринимаем предмет в определенной объемной конфигурации. Различные по светлоте участки – это:

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Природа светотени

Залогом видимости предмета является световая среда, которая состоит из прямого и отраженного света. Другими словами, если мы можем видеть тот или иной объект, значит он находится в световых потоках, и каждой его зоне противостоит один или несколько отличающихся друг от друга по яркости и цвету источников света. Таким образом, светотеневые отношения образуются под воздействием световой среды и находятся в прямой зависимости от силы окружающих их источников света.

Все объекты способны отражать и поглощать свет, и чем выше преобладание отражающей способности над поглощающей, тем сильнее чувствуется влияние световой среды. Например, на белых предметах светотеневой рисунок всегда будет отчетливей, чем на темных. В то же время практически стопроцентное отражение света из-за отсутствия затемненных зон делает объект малозаметным. Так, помещенный в световую среду зеркальный шар, практически в ней растворяется.

Если мы видим все части предмета, значит он получает освещение со всех сторон, и каждый из его участков отражает свет, который, достигая нашего глаза, обеспечивает восприятие предмета в качестве объемного. И наоборот, единственный источник света показывает нам только одну зону. Остальные скрыты от наблюдателя, так как они не отражают свет.

Тогда почему же мы видим теневую сторону объектов, ведь на нее не попадает прямые лучи? Связано это с тем, что появляется один или несколько дополнительных источников света, освещающих затененные зоны, а те в свою очередь излучают отраженный свет, который достигает нашего глаза. Следует также отметить, что световая среда природы всегда динамична, поэтому светотень с течением времени будет перемещаться и видоизменяться, представляя объект в несколько ином облике.

Поскольку в природе крайне редко встречаются ситуации, когда предмет освещается только одним источником, при создании живописных произведений следует учитывать влияние дополнительного света, в том числе и рассеянного. Так, голубое небо может охватить всю верхнюю часть объекта, показать незаметные (если бы источник света был один) области и сформировать мягкое свечение на границе перехода от видимой передней к невидимой задней стороне.

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Контрастные и нюансные светотени

Как по светлоте, так и по цвету светотеневые отношения бывают контрастными и нюансными. Чем больше разница между силой света различных источников, тем сильнее контрастность светотени. В свою очередь нюансный светотеневой рисунок проявляется тогда, когда все части объекта освещены примерно одинаково.

Предметы, находящиеся в помещении, как правило, имеют контрастную светотень, поскольку освещаются одним источником и окружены стенами, слабо отражающими свет. На открытом пространстве наоборот, объекты всесторонне освещаются солнцем и получают дополнительный свет от других ярко освещенных элементов. В результате рождается мягкая (нюансная) светотень.

Опять же, на узкой улице, в лесу или горном ущелье светотень предметов будет контрастнее, чем на равнине, площади или возвышенности. Тип светотеневых отношений одного и того же предмета также зависит от характера освещенности. Например, здание будет иметь более нюансную светотень при безоблачном небе и более контрастную, когда небосклон затянут облаками, через которые слабо пробивается рассеянный солнечный свет.

Таким образом, прежде, чем приступить к написанию картины, необходимо составить для себя полное представление об объектах, которые будут на ней изображены, а также окружающей их световой среде. Предмет является зеркалом освещенности, поэтому изобразить его – означает запечатлеть в его облике окружающую обстановку. А показать световую среду – значит передать живописный колорит объекта. Рассмотрим, как решается такая задача в технике «старых мастеров».

что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть фото что такое светотень в изобразительном искусстве. Смотреть картинку что такое светотень в изобразительном искусстве. Картинка про что такое светотень в изобразительном искусстве. Фото что такое светотень в изобразительном искусстве

Создание светотени по технологии оптических просветов (ТОП)

Поскольку ТОП основана на методике, которую использовали великие итальянские художники эпохи Возрождения, светотень закладывается еще на этапе проработки полотна. Речь идет о грунтовке, которая не только обеспечивает хорошее прилипание имприматуры, но и формирует самые светлые участки на этапе работы наждачной бумагой.

Чтобы добиться гармоничных светотеневых отношений, необходимо вести работу «от пятна» и по всему полотну, и тогда полутона будут плавно перетекать в тени и света. Что касается самых светлых участков, то это как раз и есть белая грунтовка, до которой мастер добрался наждачной бумагой. Полутона отображены красными зонами разной насыщенности – это работает имприматура. Тени в большей степени формируются темным колером и наждачкой прорабатываются не столь интенсивно. Следует отметить, что даже на этапе ввода оптических смесей и красок, благодаря которым формируются цвета, работа наждачной бумагой не прекращается, что позволяет в любой момент скорректировать тот или иной участок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *