что такое светофор головы
С человечком и без молоточка: какие нововведения ждут автомобилистов
В некоторых тоннелях теперь можно перестраиваться, а ездить по парковочным карманам запрещено. Все выделенные полосы оставляют только такси и общественному транспорту, а обычным автомобилистам заезжать на них нельзя даже ночью и по выходным. Кроме того, в Москве меняют дорожные знаки и ставят необычные светофоры. В нововведениях, к которым еще предстоит привыкнуть автомобилистам, разбирались «Известия».
Секция белых ходоков
В Москве стали появляться новые светофоры, оснащенные секцией с белым человечком. Она напоминает тем, кто поворачивает направо на зеленую стрелку, о необходимости пропустить пешехода.
Нововведение призвано сэкономить время ожидания «зеленого» для всех, разрешая одновременное движения и пешеходов, и машин. Как пояснили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), для пешеходов, совершающих переход, зеленый сигнал будет загораться на несколько секунд раньше, чем водителям, и, согласно прогнозу, совмещение фаз сократит время ожидания для пешеходов и велосипедистов на 40%, но при этом пропускная способность улиц вырастет на 30%.
«Когда-то в ГИБДД решили, что если развести потоки, то и проблем не будет. На практике это обернулось долгим ожиданием на светофоре для всех участников дорожного движения. Транспортные задержки увеличились, а пешеходы стали бегать на красный. И если водителей еще как-то можно администрировать, то пешеходов бесполезно», — поделился с «Известиями» руководитель «Пробок.нет» Александр Шумский. По его словам, такая секция может применяться на перекрестках, где направо поворачивает 120 машин в час и проходит не более 600 пешеходов. Он уточнил, что по факту в Москве таких перекрестков очень мало. Сейчас светофоры с белым человечком работают на восьми столичных перекрестках.
Напомним, поворот машины в обе стороны с одновременным проходом пешеходов был разрешен до 28 февраля 2014 года.
«Все жили нормально в совмещенных фазах, когда для автомобиля горит зеленый, для пешеходов тоже горит зеленый и правый поворот осуществляется по принципу «уступи дорогу». То есть поворачиваешь и уступаешь дорогу пешеходам и едешь дальше. Но нашлись люди, которые, поворачивая направо, сбивали пешеходов. Основываясь на этих частных случаях, было внесено в ГОСТ такое императивное требование, как запрет совмещения фазы перехода дороги для пешеходов и правого поворота для машин, что, естественно, увеличило время ожидания разрешающего сигнала светофора», — поделился с «Известиями» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Парковаться можно, ездить нельзя
Водителям теперь нельзя двигаться по парковочной разметке — за этим начали следить камеры, сообщает Telegram-канал департамента транспорта. Дело в том, что водители зачастую пытаются объехать основной поток через пустой парковочный карман. Они вклиниваются в ряд, создавая помехи и опасные ситуации.
Пока камера следит за машинами только на одном проблемном участке, на улице Косыгина. Штраф за нарушение в настоящее время составляет 500 рублей.
В тоннелях можно перестраиваться, но не во всех
В двух десятках столичных тоннелей нанесли прерывистую разметку. Теперь в них можно безопасно перестраиваться перед съездом, а не занимать нужный ряд еще до въезда, как раньше. По словам руководителя проекта «Пробок.нет» Александра Шумского, участвовавшего вместе с ЦОДД в этом проекте, были выбраны тоннели неглубокого залегания, у которых нет сложной геометрии. Также критериями отбора были хорошее освещение и низкая аварийность.
«Лефортовский тоннель не подошел бы. Он очень длинный, со сложными радиусами поворота, водитель будто бы чувствует, что машина наклоняется влево-вправо по ходу движения. Если при этом еще и перестроиться, результат будет не очень приятный. А в тоннелях Садового кольца такого эффекта нет», — рассказал Александр Шумский. По его словам, в следующем году список может пополниться еще 10–15 тоннелями.
Ждите новый штраф за выделенку
Выделенные полосы лишаются знаков с «молоточками» и переходят на круглосуточный режим без выходных. Однако санкции пока не вступили в силу.
«Единый режим работы выделенок, в том числе в ночное время суток, нужен для того, чтобы устранить путаницу и избежать случайных штрафов для автомобилистов. Об этом не раз говорили сами водители», — прокомментировали нововведение в пресс-службе дептранса. Теперь в утренние и вечерние часы пик общественный транспорт должен поехать без задержек, а жители столицы смогут меньше ждать на остановках.
Александр Шумский считает, что неправильно штрафовать водителей ночью на выделенной полосе, когда они не создают помех для общественного транспорта. В то же время определить временные границы, во время которых автомобилисты не будут получать штрафы, сложно.
«На многих магистралях уже в 5:30 могут собираться достаточно большие дорожные заторы. Да и любое обозначение по времени вызывает вопросы: вот в 1:59 я еще получу штраф, а в 2:00 нет?» — рассказал он.
Водителям уже нужно привыкать к тому, что вскоре за проезд по выделенкам ночью и в воскресенье будут штрафовать на 3 тыс. рублей. В ГИБДД заявили, что водителей о введении санкций предупредят заранее.
Платные магистрали лишат шлагбаумов
Еще одно нововведение платных дорог. До конца года за неоплаченный проезд по ним начнут штрафовать, водителей легковых автомобилей на 2 тыс., грузовых — на 5 тыс. рублей.
Это позволит внедрить новый формат проезда по платным магистралям — free flow («Свободный поток»), без шлагбаумов. Впервые такая система появится на ЦКАД, которая сейчас строится в Подмосковье. Оплата будет производиться посредством транспондеров T-pass, которые будут привязаны не к конкретному автомобилю, а к счету водителя. Причем всё должно работать и на высоких скоростях, тормозить перед специальной рамкой не нужно.
«Согласно законопроекту, мы даем пять дней на оплату проезда, это и есть система постоплаты. Далее человека уведомляют о нарушении, и еще ему дается возможность в течение 60 дней оплатить проезд без штрафа. Если человек этого не сделал, ему придется оплачивать и штраф, и проезд по платной дороге», —рассказал в эфире «Радио Автодор» Игорь Козубенко. ЦКАД планируют открыть в конце октября. Ближе к этому времени появится информация и о тарифах.
Без рамок
В Москве начали отказываться от флуоресцентных рамок вокруг дорожных знаков. По мнению ЦОДД, на хорошо освещенных дорогах вроде Тверской и Нового Арбата такая окантовка не нужна. Что касается таких важных знаков, как «Дети» и «Объезд препятствия», то для них всё останется по-прежнему.
Согласно исследованиям ЦОДД, повсеместное использование желтых рамок приводит к тому, что водители просто перестают обращать внимание на них. Кроме того, упразднение окантовки сделает городские пейзажи чище и приведет к очищению от информационного шума.
Получить права будет сложнее
Все эти новшества придется выучить и тем, кто сейчас сдает на права. Впрочем, для них экзамен в ГИБДД и так станет сложнее. С 21 апреля проверка навыков будет проводиться сразу в городе, без предварительного экзамена на закрытой площадке. Нововведение по понятным причинам не коснется мототехники.
«Наши автошколы за это выступали много лет. Писали предложения, приводили в пример Европу и другие страны. И наконец площадку отменили. Как это повлияет на аварийность — зависит от экзаменатора, он же находится на дублирующей педали», — поделилась с «Известиями» президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева. Она уверена, что нововведение однозначно повысит качество подготовки будущих водителей.
При этом учеников больше не будут водить по городским маршрутам — они будут знать лишь список улиц и территорий, где они должны будут проехаться с экзаменатором.
«Это сделано для того, чтобы не натаскивали учеников по одним и тем же маршрутам. Чтобы они были готовы к любым дорожным условиям и неожиданным ситуациям», — отметила Зайцева.
Светофоры с «белыми» человечками и новые штрафы: все об изменениях в ПДД
Автомобилистам подготовили новую порцию изменений на дорогах. Нововведения появляются очень быстро: чтобы не получить неожиданный штраф, нужно быть начеку. Autonews.ru рассказывает, на что нужно обратить внимание и какие важные события ждут водителей совсем скоро.
«Кто впервые видит, начинает жестко тупить». Так описали автомобилисты первые впечатления от нововведения на московских дорогах — светофора с дополнительной белой секцией с пешеходом. Он указывает поворачивающим направо под зеленую стрелку водителям о том, что сначала надо пропустить пешеходов. Один из первых светофоров с «белыми человечками», как заметили участники сообщества «Синие ведерки», установили на улице Краснобогатырская д.72с3 — рядом со зданием Мосгорсуда. «Первую неделю водители были сбиты с толку и не могли понять, что надо делать», — поделились очевидцы.
Как рассказали Autonews.ru в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), по задумке, нововведение должно сэкономить время ожидания зеленого сигнала для всех участников движения. Светофоры с совмещенной фазой разрешают одновременное движение пешеходов и машин, водители которых поворачивающих направо. Об этом их информирует дополнительная секция с изображением пешехода и стрелки бело-лунного цвета.
Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает такой способ организации дорожного движения безопасным, понятным и удобным в части увеличения скорости потока, поскольку долгое ожидание «зеленого» сигнала не вынуждает участников движения нарушать ПДД.
«До 1 марта 2014 года водителям был разрешен поворот направо и налево и одновременный проход пешеходам, — напомнил в беседе с Autonews.ru Александр Шумский. — У нас же пошли по пути «нет пересечения переходов с транспортом, нет и проблемы», и запретили эти два действия в одной фазе светофора. В итоге это увеличило время ожидания и для водителей, и для пешеходов, которые стали чаще перебегать на «красный». В Москве фазы светофоров перенастроили, а в регионах практические везде все осталось по-прежнему. Сейчас это уже вторая попытка эксперимента, первый из которых «завернули» в ГИБДД около двух лет назад».
Все адреса светофоров с новой фазой можно изучить в материале Autonews.ru.
Госдума 23 сентября в третьем чтении приняла поправки к закону об автодорогах, которые дают «зеленый свет» системе оплаты «Свободный поток». Так называемую систему free flow, впервые в России опробуют до конца года на новой платной трассе — ЦКАД. Всего по данным ГК «Автодор», на ЦКАД будет 12 рамок системы — она позволит водителям проезжать без остановок, а дорожникам отказаться от строительства пунктов оплаты и шлагбаумов. Оплачивать проезд можно транспондером T-pass.
Как уточнил в эфире радио «Автодор» зампредседателя правления госкомпании по ИТС и цифровизации Игорь Козубенко, съезды с трассы и на трассу останутся «барьерными», а все остальные участки трассы можно будет проезжать свободно.
До конца года в КоАП должна появиться новая административная ответственность — за неоплату проезда по платным трассам. Как уточнил зампредседателя правления ГК «Автодор» по ИТС и цифровизации Игорь Козубенко, планируется синхронизовать запуск платной трассы ЦКАД и появление новых штрафов, которые как раз и позволят администрировать наказание для нарушителей. Он уточнил, что пока в КоАП этой нормы нет. Планируется, что штраф за неоплату проезда на легковом автомобиле составит 2,5 тыс. руб., а на грузовом транспорте — 5,5 тыс. руб.
На ЦКАД будет опробована новая система взимания штрафа. Так, если водитель намеренно не оплатил проезд или у него случайно не сработал транспондер, такой нарушитель сначала получит извещение от ГК «Автодор» с суммой долга. Оплатить его можно будет в течение двух месяцев. И только потом нарушителя ждет административный штраф.
«В Австрии штраф за такое нарушение в рублевом эквиваленте составляет 9 тыс. руб., в Швейцарии — 25 тыс. руб., в Беларуси — 23 тыс. руб., поэтому российская система более лояльна, — уточнил Козумбенко. — Штрафы пока не приняты, это изменения в КоАП заработают с открытием дороги в один день».
При этом, по словам Козумбенко, проблема с иностранным госномерами пока не решена, поскольку организация платного проезда работает по общей системе.
Каршеринговый сервис «Делимобиль» начал интеграцию в обучающую программу автошкол. Пока все добровольно: партнерство в виде предоставления учебных материалов и изучения видеоуроков начнется в автошколах Нижнего Новгорода, Cамары, Тулы и Екатеринбурга. В скором времени также будет запущено партнерство с автошколами Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Новосибирска. Об этом сообщила пресс-служба «Делимобиля».
Стоит отметить, что изучение нового раздела о каршеринге в обязательном порядке не получится — для этого нужно на законодательном уровне вносить изменения в обучающие программы автошкол. Вместо этого с автошколами каршеринг прорабатывает вопрос проведения дополнительных обучающих курсов для автомобилистов с уже действующими водительскими правами. В дальнейшем это позволит проводить специальные тесты и экзамены для новичков-пользователей сервиса, чтобы подобрать для них индивидуальные тарифы на услугу.
В Москве постепенно заканчивают работу по освобождению выделенных полос для общественного транспорта от висящих перед ними знаков с «молоточками». Это означает, что действующая продолжительное время поблажка, разрешающая автомобилистам ездить без штрафа в 3 тыс. руб. по выделенкам прекращает свое действие.
Для многих происходящее оказалось сюрпризом — чтобы избежать штрафов, автомобилисты начали резко маневрировать. В Департаменте транспорта столицы заверили, что пока постановления приходить не будут — там пообещали предупредить водителей заранее. Пока официальных сообщений об отмене льготы не было — требуются согласования изменений в ГИБДД. Однако, чтобы избежать путаницы в дальнейшем, лучше начинать привыкать к изменениям уже сейчас.
«Autonews.ru» направил запрос в Дептранс с просьбой уточнить, когда ожидается введение санкций.
Тем, кто раздумывает о получении водительских прав, стоит поторопиться — с 21 апреля 2021 года практическая часть экзамена в ГИБДД все-таки усложнится.
Проверку первоначальных навыков управления на закрытых площадках в формате отдельного экзамена вступления изменений в силу в ГИБДД проводить больше не будут (нововведение не коснется мототранспортных средств). Водительские навыки кандидатов инспекторы начнут оценивать сразу в городе. Элементы, которые раньше можно было демонстрировать на закрытой площадке без других участников дорожного движения, придется выполнять в максимально приближенных к реалиям условиях.
Кроме того, не будет «натаскивания» и при прохождении городских маршрутов, которые были известны заранее. Так, если раньше в арсенале автоинспекторов было около трех стандартных маршрутов по городу, то теперь водители будут знать только перечень улиц и дорог, а также территорий, где им нужно будет проехать с экзаменатором. Когда и какой элемент нужно будет выполнить, решит на свое усмотрение сам экзаменатор.
В Министерстве юстиции проходят правовую и антикоррупционную экспертизу поправки в ПДД от Министерства транспорта. Изменения заработают в случае одобрения документа. Они, в частности, уточняют правила проезда по перекресткам с круговым движением.
Так, в ПДД уточняется, что водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на перекрестке, который обозначен знаком 4.3 «Круговое движение», только при пересечении равнозначных дорог. А если на примыкающей дороге установлен знак приоритета (желтый ромб), то преимущество для потока сохранится и на круге.
На дорогах появились новые светофоры. Как по ним ездить?
Московский департамент транспорта продолжает устанавливать в городе новые светофоры. Сегодня в столице работает уже более 100 светофорных секций с совмещенной фазой. Такой светофор представляет с собой стандартный вариант столба с корпусом из трех цветов в квадратных секциях и нижним дополнительным сектором. На последнем временами загорается изображение белого шагающего человечка и стрелки поворота.
Как работает такой светофор
Светофоры с совмещенной фазой разрешают одновременное движение пешеходов и машин, которые совершают поворот. О том, что впереди могут двигаться пешеходы, водителей информирует дополнительная секция с изображением человечка и стрелки белого цвета.
«При совмещенной фазе зеленый свет горит одновременно для водителей, совершающих правый/левый поворот, и для пешеходов той дороги, куда водитель сворачивает», — сообщили в Дептрансе.
Именно новая секция с белым человечком и стрелкой информирует водителя о том, что на его пути могут быть пешеходы, которых следует пропустить.
Пешеходам при переходе перекрестка с таким светофором на зеленый свет обязательно нужно убедиться, что машины их пропускают и внимательно смотреть по сторонам. Если пешеход передвигается на велосипеде или самокате, нужно слезть с транспорта и перейти дорогу пешком.
Зачем нужны новые светофоры
Установка светофоров с совмещенной фазой началась год назад в качестве эксперимента. Нововведение должно было сэкономить время ожидания зеленого сигнала для всех участников движения. Согласно прогнозу ЦОДД, совмещение фаз должно сократить время ожидания для пешеходов и велосипедистов на 40%, а пропускная способность улиц при этом должна вырасти на 30%. Исходя из того, что на сегодня в городе работает уже более 100 таких светофоров, городские власти пока считают эксперимент успешным.
«Совмещенная фаза светофоров увеличивает пропускную способность перекрестка для автомобилистов и пешеходов. Время ожидания зеленого сигнала светофора для пешеходов сокращается в 2-3 раза», — заявили в Дептрансе.
В ведомстве уверяют, что такая схема движения абсолютно безопасна. Чиновники считают, что при повороте водитель видит дополнительную секцию с изображением пешехода и стрелкой на поворот, что сигнализирует ему о первостепенном пропуске людей, только после этого он может продолжить движение.
Где расположены такие светофоры
Новые светофоры с совмещенной фазой расположены в разных местах Москвы. Все адреса таких перекрестков доступны на сайте mos.ru. Такие секции, например, можно встретить на пересечении Тверской Заставы с 1-й Брестской, а также на перекрестке Бутырского вала и 1-й Тверской-Ямской. Заметить такой светофор могли пешеходы и водители перекрестка улиц Яблочкова и Руставели, а также улиц Авиаторов и Щорса. Недавно такой светофор появился на Проспекте Мира в месте пересечения с улицей Бориса Галушкина и на Большом Кондратьевском переулке возле Грузинского Вала.
Работают светофоры в соответствии с международным опытом безопасности движения. Для пешеходов, совершающих переход, зеленый сигнал загорается на несколько секунд раньше, чем для водителей. По данным департамента транспорта, в Германии, Франции, Нидерландах и Швеции разрешено одновременное движение транспорта и пешеходов. Сперва разрешающий сигнал загорается для пешеходов, а спустя 1-2 секунды — для автомобилей на поворот. И в большинстве случаев там не устанавливается дополнительных секций или знаков. В отдельных сложных случаях на перекрестках ставят знак «Внимание».
На самом деле такая схема уже применялась
Долгое ожидание зеленого сигнала часто вынуждает участников движения нарушать ПДД. А такой способ организации дорожного движения безопасен, понятен и удобен в части увеличения скорости потока. Об этом Autonews.ru заявил руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
Эксперт напомнил, что до 1 марта 2014 года водителям разрешали поворот направо и налево с одновременным проходом пешеходов. «Но у нас пошли по пути «нет пересечения переходов с транспортом, нет и проблемы», и запретили эти два действия в одной фазе светофора. В итоге выросло время ожидания и для водителей, и для пешеходов, которые стали чаще перебегать на красный свет. Если в Москве фазы светофоров перенастроили, то в регионах практические везде все осталось по-прежнему», — объяснил Шумский.
Похожий эксперимент уже пытались внедрить в Москве два года назад. Но тогда категорически против выступила ГИБДД. Сегодняшние светофоры с совмещенной фазой — вторая попытка внедрить новые правила проезда перекреста. Кроме того, еще полгода назад Министерство транспорта России выступило с инициативой создать новый знак на светофоре, который предупреждает о зеленом свете для пешеходов за поворотом. Чиновники даже подготовили соответствующие поправки в ПДД.
Что еще умеют новые светофоры
Разработчики новых светофоров говорят, что за счет увеличения площади сигнала такие светофоры лучше заметны для пешеходов и водителей, так как имеют большую площадь свечения. Дизайн и функционал большинства действующих сейчас в городе светофоров соответствует устаревшим ГОСТам. По ним в светофор можно вкрутить только круглые лампы накаливания. Новые устройства с диодными лампами не имеют таких ограничений.
Поэтому в конструкцию светофора встроен сигнал, обозначающий одновременное движение пешеходов и транспорта. В таких квадратах также лучше виден обратный отсчет времени до смены сигнала. Дело в том, что в круглые секции цифры просто не помещаются. Более того, новые светофоры в дальнейшем также можно дооборудовать — например, установить на нем камеры наблюдения или датчики погодных условий. Конструкция также позволяет выводит информацию на табло светофора.
Магазины-склады с дешёвыми продуктами: что известно о «таинственной» сети «Светофор» с выручкой почти 200 млрд рублей
Её основатели вдохновились успехом Walmart и открыли сеть магазинов с минимальным оформлением. В 2021 году они попали в список Forbes, но о них никто ничего не знает.
Сеть продуктовых «Светофор» насчитывает 1700 магазинов в России и работает в других странах, в том числе в странах Европы. Однако компания не такая публичная, как X5 Retail Group или «Магнит», поэтому о ней почти ничего неизвестно.
В 2021 году название «Светофор» дважды прогремело в новостях:
13 апреля аналитики Infoline поставили «Светофор» на седьмое место в списке крупнейших в России сетей товаров повседневного спроса. Ритейлер стал самой быстрорастущей сетью с выручкой 189 млрд рублей в 2020 году (рост за год на 39%).
«Светофор» развивают предприниматели из Красноярска, которых когда-то вдохновил успех дискаунтера Walmart.
За 11 лет работы они не делали никаких публичных заявлений и не давали интервью, пока в их бизнесе разбирались деловые издания — Forbes в 2017 и The Bell в 2021 году.
На основе материала The Bell и других открытых источников собрали главное о том, что известно про «Светофор» и его подход к работе с магазинами и поставщиками.
Магазин «Светофор» в городе Кумертау YouTube-канал ТРК «АРИС»
Что известно об основателях «Светофора» и как росла сеть
Первый магазин «Светофор» открыли братья Сергей и Андрей Шнайдеры в Красноярске в 2009 году.
Опыт в торговле у них уже был — семья владела сетью пивных магазинов «Напильник», которую в 2015 году обанкротил «Сбербанк».
Шнайдеры — непубличные люди и не общаются не только с журналистами, но и с потенциальными партнёрами.
Когда впервые с ними столкнулся, немножко охренел от того, какие они таинственные. Мне понравился концепт, я передал через общих знакомых, что хотел бы встретиться. Никто даже не перезвонил! У нас в ритейле так не принято. Все друг с другом общаются.
один из бывших руководителей нескольких торговых сетей
в разговоре с The Bell
Для открытия первых двух магазинов в Красноярске и Ачинске Шнайдеры взяли кредит на 200 млн рублей в «Сбербанке». Старшего брата, Сергея Шнайдера, вдохновила концепция Walmart, и он решил её повторить в России.
Walmart, Aldi и Lidl — иконы для всех нас. Сейчас они гораздо более user friendly, чем «Светофор», но если заглянуть в прошлое, общие черты найдутся.
Помню, в 1998 году послал сотрудника с видеокамерой на разведку в Aldi. Скромный ассортимент, до 900 позиций. Никаких стеллажей — всё на паллетах.
Но парни [из «Светофора»] пошли дальше. У них не просто паллеты — у них паллеты в несколько ярусов. Машины приезжают загруженными под завязку, хранение ничего не стоит. Максимальный бенефит!
топ-менеджер одной из крупнейших российских торговых сетей
в разговоре с The Bell
До 2013 года сеть развивалась только в Сибири: 80 магазинов «Светофор» покрывали Красноярский и Алтайский края, Читу, республику Хакасию, Томскую, Омскую, Кемеровскую, Новосибирскую и Иркутскую области.
2014 год — сеть выросла до 175 магазинов и вышла в новые регионы: Тюменскую, Свердловскую и Челябинскую область, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ и республику Башкортостан.
2015 год — «Светофор» вырос в три раза, до 550 магазинов.
2017 год — компания запустила гипермаркеты под вывеской «Маяк». Магазины «Светофор» открываются в Казахстане и Беларуси.
2018 год — сеть достигла 1000 магазинов.
2018 год — сеть вышла в Европу под брендом Mere, первый магазин открылся в Румынии.
2019 год — открылся первый Mere в Германии, магазин стал конкурентом местных сетей Aldi и Lidl.
2020 год — магазины Mere открываются в Литве, Польше, Украине.
2021 год — сеть насчитывает более 2200 торговых точек в России, СНГ, Европе и Китае. Открыт первый магазин в Сербии.
В планах компании в ближайшее время запуститься в Испании, Франции, Греции и Великобритании.
Репортаж немецкого издания Bild из магазина Mere в Лейпциге
Почему в «Светофоре» всё дёшево и как устроены его магазины
Главная особенность сети — продукты дешевле, чем в магазинах других сетей. Разница может быть в полтора или даже в два раза, пишет The Bell.
Руководитель одной из торговых сетей в разговоре с изданием предположил, что основатели с самого начала хотели сделать магазины для россиян, которые живут крайне бедно.
Сам «Светофор» заявляет, что его аудитория — это семейные люди со средним доходом или ниже среднего, которые планируют свои покупки и посещают магазин один-два раза в неделю. Также ритейлер обещает покупателям цены на 20% ниже, чем у других.
В «Светофоре» продаются в основном товары длительного хранения — консервация, замороженные продукты и товары не требующие специальных условий хранения. Магазины закупаются как через логистику «Светофора», так и самостоятельно. Из-за этого ассортимент в них сильно отличается.
Скоропортящиеся продукты, например, хлебобулочные изделия и торты, в магазинах не продаются. Судя по комментариям покупателей, ритейлер недавно отказался от поставок замороженного мяса в некоторых городах.
Предлагать низкие цены «Светофору» позволяет жёсткая экономия практически на всём:
Ритейлер закупает товары напрямую у производителей.
Ассортимент магазинов — не более 2000 наименований.
В магазинах нет мерчандайзеров и работников торгового зала. Всего на точку площадью 1000 м² приходится 10 сотрудников, рассказал The Bell Александр Митрохин, директор по развитию «Светофора» в Санкт-Петербурге.
Компания арендует помещения на городских окраинах и в промзонах.
Внутри торговые точки средней площадью 1000 м² похожи склады, а не на магазины: все товары выставлены на паллетах — деревянных подставках для грузов. В «Светофоре» это называют «аскетичным оформлением торгового зала».
Это не магазины, а именно склады. В этом отличие «Светофора» от «Доброцена» и других дискаунтеров, с которыми его сравнивают.
Они не понимают, что такое магазин, но очень хорошо понимают, что такое эффективный склад: высотное хранение, весь товар приходит полными паллетами.
топ-менеджер одной из торговых сетей
в разговоре с The Bell
Компания открывает магазины в городах и поселениях, где живёт не меньше 15 тысяч человек. Расстояние между двумя торговыми точками должно быть больше пяти километров.
«Светофоры» и «Маяки» редко открываются в густонаселённых районах, покупатели добираются до магазинов на общественном или личном транспорте. Поэтому сеть требует от арендодателей организовать для посетителей парковку на 30-40 автомобилей.
С улицы магазины привлекают «броским внешним оформлением» — большой красной вывеской с названием сети Сайт магазина «Светофор»
В агентстве коммерческой недвижимости RentQuick рассказали The Bell, что искали «Светофору» помещение в Московской области с арендной ставкой до 300 рублей за 1 м².
По данным RentQuick, в 15 км от МКАД 1 м² коммерческой недвижимости стоит от 800 до 1500 рублей без учёта коммунальных платежей, содержания здания и уборки. А «Светофор» хотел, чтобы за 300 рублей было всё включено.
В обмен компания предлагает арендодателям до 2% от оборота магазина сверх арендной платы, рассказали The Bell два источника на рынке.
У «Светофора» сложная структура с множеством юрлиц, но основным владельцем остаётся семья Шнайдеров
Примерно 1,7 тысячи «Светофоров» и «Маяков» оформлены на сотню ООО в разных регионах, пишет The Bell. Братья Шнайдеры остаются основными владельцами компании.
Кроме них есть миноритарные акционеры — родственники Шнайдеров, а также старые соратники и несколько ключевых менеджеров. Так, их мать — Валентина Шнайдер в 2017 году имела долю более чем в 50 юрлицах сети.
У сети децентрализованная структура: после открытия десятка магазинов в регионе регистрируется юрлицо, в котором руководитель получает миноритарную долю.
Юрлица называются примерно одинаково — «Торгсервис» и номер региона, в котором оно работает. Например, торговые точки Алтайского края объединяет юрлицо «Торгсервис 22». «Маяки» открываются по такой же схеме под юрлицами «Восторг».
За операционное управление отвечает Андрей Шнайдер, а за стратегию — Сергей. Но при этом они соревнуются, собирают команды менеджеров в разных регионах и сравнивают результаты, говорят собеседники The Bell.
Выручка новой точки в большом городе должна быть около 10 млн рублей в месяц, узнал The Bell у одного из менеджеров «Светофора». Нормальная выручка — 30 млн, желательная — 50 млн рублей в месяц.
Финансовые показатели некоторых юрлиц «Светофора» за 2020 год (данные из системы «Контур.Фокус»):
«Торгсервис 324» в Красноярске сделал 1,98 млрд рублей выручки и 25,35 млн рублей прибыли.
«Торгсервис 27» в Хабаровске получил 9 млрд рублей выручки и 122,19 млн рублей прибыли.
«Торгсервис 75» в Чите заработал 7,18 млрд рублей выручки и 263,43 млн рублей прибыли.
Крупный бизнес может искусственно дробиться на малые предприятия, чтобы пользоваться налоговыми льготами, отметила юрист налоговой практики консалтинговой компании Crowe CRS Евгения Заинчуковская.
Например, вместо НДС, налога на прибыль и имущество платить единый налог с более низкой ставкой — 6% или 15%.
Если будет установлено, что основная цель деления бизнеса — экономия на налогах, действия налогоплательщика могут быть квалифицированы как злоупотребление. Это чревато серьезными налоговыми доначислениями и привлечением к публично-правовой ответственности.
Как «Светофор» работает с поставщиками
«Светофор» отдаёт предпочтение российским производителям и закупает у них товары без посредников.
Поставщик, который желает работать с сетью, должен выполнить несколько требований.
Продать товар на 20-30% дешевле, чем другим сетям. Для известных брендов эта разница должна быть не менее 50%. «Этого можно достичь за счёт экономии на упаковке — нам не нужны яркие и броские «обёртки»», — поясняет ритейлер.
Обеспечить доставку своей продукции по всем торговым точкам в пределах как минимум одного региона.
Правильно оформить импортные товары на таможне.
Кроме того, поставщик должен вернуть ритейлеру деньги за продукцию, которую он не смог продать.
Для части продуктов это требование запрещено по закону, а для остальных товаров — так делают все ритейлеры, рассказал vc.ru основатель и аналитик агентства Infoline Иван Федяков. Иногда возврат оформляется по договору обратного выкупа.
В марте 2021 года Минпромторг внёс в правительство законопроект о регулировании работы оптовых и розничных продовольственных рынков, чтобы избавить производителей от избыточных требований ритейлеров. Из-за них они не могут попасть на полки крупных сетей, заявил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
После внесения законопроекта крупные FMCG-сети перестали ужесточать свои требования, считает Федяков.
Поставщики «Светофора» жаловались на тематических форумах в 2017 и 2019 году, что при жёстких требованиях сеть нарушает свои обязательства:
Задерживает выплаты по поставкам на месяцы.
Запрашивает большие объёмы продукции, не может её реализовать и возвращает обратно.
Не принимает поставку товаров в срок, чтобы обвинить поставщика в нарушении договора и потребовать скидку в качестве компенсации.
Компнаия «Витал», которая называет себя официальным логистом сети «Светофор», настаивает на том, что все партнёры работают на одних условиях.
«Любые обещания привилегий не могут быть предоставлены и являются обманом. Если кто-то из сотрудников требует от Вас вознаграждение за рассмотрение заявки, особые условия, или другие привилегии, сообщите об этом по адресу sb@svetofore.ru», — указано на сайте «Витала».
Кроме требований «Cветофор» даёт поставщикам некоторые преимущества: в сети отсутствует «плата за вход» и ретро-бонусы, как у других федеральных игроков.
Кто пытается конкурировать со «Светофором»
Одно из главных преимуществ сети в том, что у неё нет прямых конкурентов, отмечает The Bell. По ценам к «Светофору» близки сети Fix Price и «Доброцен».
«Никто не понимает, на чём мы зарабатываем. И…
За 13 лет с открытия магазина, где товары продаются по одной цене, сеть доросла до 4000 точек
Формат жёстких дискаунтеров в России формируется с середины 2010-х. К 2020 году на рынок вышли крупнейшие торговые сети — X5 Retail Group и «Магнит».
В 2015 году сеть «О’кей» открыла дискаунтеры под брендом «Да!».
В 2016 году на рынок вышел уральский дискаунтер «Доброцен».
В 2020 году жёсткие дискаунтеры «Чижик» открыла X5 Retail Group, вслед за ней «Магнит» начал тестировать магазины «Моя цена». Они вышли на рынок на фоне падения реальных доходов россиян.
В январе 2021 года тестовые дискаунтеры «365+» запустила «Лента».
Федеральные сети станут угрозой для «Светофора», потому что у него нет собственных торговых марок, в отличие от «Чижика», «Моей цены» и «365+», рассказал The Bell Иван Федяков.
В будущем конкуренция будет строиться именно вокруг СТМ, а не вокруг самой низкой цены на условный батончик Snickers.
Мы это видим по европейскому опыту, где Aldi и Lidl в свое время просто убили конкурентов, когда пришли на рынок и сказали: «Нам не важно, какие у вас цены. Мы просто будем заказывать и производить доступные товары, будем продавать с комфортной для нас маржой».
Это существенно изменило рынок, а цены на СТМ и некоторые аналогичные товары национальных брендов — какие-нибудь бритвенные станки, например, — стали отличаться в разы.
В нашем случае это горизонт пяти лет. Успеет ли «Светофор» за это время вырасти до размера, который позволит ему заняться СТМ? Может быть.