что такое светодиодная мышь
Параметры сенсоров мышей и игровых мышей
Содержание
Содержание
Игровые мыши — это огромный мир периферийных устройств, который по-своему интересен: он удивляет техническими рекордами, новыми разработками и постоянным развитием эргономики. Несмотря на большое количество материалов на эту тему, сенсорам уделяется не так много внимания. Именно поэтому речь сегодня пойдет только о сенсорах.
Оптическая светодиодная мышь чаще всего выбирается для работы — она самый частый гость в офисах. Оптическая лазерная мышь — выбор профессиональных геймеров. Вообще главное отличие геймерской мыши от простой заключается не в уникальном дизайне и даже не в типе сенсора, а в характеристиках устройства.
Сегодня в продаже можно встретить устройства с максимальным разрешением датчика от 300 до 24000 dpi, но большая часть мышей имеет максимальное разрешение, которое не превышает 5000 dpi. Почему же так происходит? Давайте разбираться.
Принцип работы, разбираемся в тонкостях
Сердцем любой компьютерной мыши является сенсор. На сегодняшний день самыми распространенными являются два типа устройств— оптическая светодиодная и оптическая лазерная мышь. В основе первого типа устройств лежит стандартный светодиод, во втором случае — инфракрасный излучатель (лазер).
Инфракрасный лазер оптической лазерной мыши
Игровые мыши чаще всего оснащаются инфракрасным лазерным излучателем — такие устройства отличаются высочайшей точностью и предельной скоростью реагирования. Разрешение сенсора у игровых мышей может достигать рекордных значений.
Видна часть оптического датчика светодиодной мыши
Что касается оптических светодиодных мышей, то они отличаются умеренной точностью, работают относительно быстро, без задержек и для своих целей вполне оправданны.
Оптико-светодиодный сенсор
В бюджетных устройствах используются оптические сенсоры с диодами красного цвета, так как подобные излучатели являются самыми доступными в производстве. Диод-излучатель, под специальным углом, излучает свет, который формирует тени на поверхности стола/коврика. Сенсор оснащается камерой низкого разрешения, которая покадрово фиксирует тени в микронеровностях. Каждый полученный кадр преобразуется в систему координат, которая позволяет точно воспроизвести месторасположение мыши в пространстве.
Как работает сенсор оптической светодиодной мыши
Для тех, кому интересен процесс работы сенсора подробнее, рассмотрим его детальнее. CMOS камера с высокой скоростью (несколько тысяч снимков в секунду, в зависимости от производителя и модели мыши) фотографирует маленькие участки коврика или другой поверхности. Полученный кадр делится на квадраты — каждому из них присваивается средний показатель яркости. Например: от 0 до 70 единиц, где 0 — черный, а 70 — самый яркий белый участок. Одновременно формируется подобие мозаики, которая состоит из огромного числа таких квадратиков.
Рабочая поверхность в представлении процессора мыши
Один такой квадрат является тем самым count или отсчетом, который указывается в качестве единицы измерения разрешения сенсора. Все считываемые изображения накладываются друг на друга, но со смещением. Обработку отснятых кадров осуществляет процессор устройства. Каким именно образом происходит обработка, зависит от производителя мыши — алгоритмы являются закрытыми и запатентованными.
Все полученные кадры сопоставляются друг с другом — в итоге CPU мыши идентифицирует величину/вектор передвижения устройства. Затем все данные трансформируются в координатную систему, вычисляются и передаются уже в систему компьютера.
Мышь с оптическим сенсором. Хорошо виден свет от красного излучателя
Лазерно-инфракрасный диод
Лазерно-инфракрасный диод используется в мышах с лазерным сенсором. Благодаря передаче луча прямо на процессор (илл. ниже), достигается высочайшая точность измерений. Инфракрасное излучение точнее фокусируется на плоскостях, которые содержат большое количество неровностей.
Схема работы оптической светодиодной и оптической лазерной мыши
Лазерная мышь эффективно взаимодействует с любым типом поверхности, включая глянцевые, стеклянные, основания. Кроме этого мыши с лазерным сенсором отличаются низким уровнем энергопотребления.
Лазерная мышь практически не чувствительна к типу поверхности
Что такое интерполяция
Интерполяция — это пропуск кадров. Интерполяция активируется, когда микроконтроллер вынужден угадывать значения датчика в оси координат, вместо того, чтобы иметь «реальные» значения положения мыши в пространстве. Пропуск кадров происходит в двух случаях.
Первый — если датчик отслеживает значения, которые превышают его диапазон по умолчанию (нейтральный диапазон).
Второй случай — если данные приемника-датчика и микроконтроллера не синхронизированы, либо — если сервисный интервал возвращает ошибку, сброс или нулевые данные. Последнее происходит, когда события ESD содержат недопустимые адреса, например — в случае поломок микроконтроллера.
Основные параметры сенсоров
К основным параметрам сенсоров можно отнести: разрешение, время отклика, максимальное ускорение.
Сенсор мыши — именно этот компонент определяет точность и трекинг.
Разрешение сенсора обозначается как DPI или CPI — эти аббревиатуры используются для обозначения количества точек на дюйм. Чем больше разрешение сенсора, тем продолжительнее расстояние, которое пройдёт курсор на экране, по отношению к пути мыши на рабочем основании.
G403 — предельная точность и скорость в играх. Высочайшее разрешение обеспечивается лазерным сенсором HERO 16K
Сенсор мыши определяет точность и трекинг. К основным параметрам сенсоров можно отнести разрешение и время отклика.
Как меняется разрешение: современные игровые мыши позволяют менять разрешение не только программным образом, но и при помощи кнопок, которые находятся на корпусе устройства. Последний способ предпочтительнее, так как разрешение можно менять на лету — за считанные секунды, что особенно актуально в играх. Программно менять разрешение можно при помощи специализированных утилит или путем задействования различных макросов.
Как измеряется: разрешение сенсора измеряется в DPI или CPI — эти характеристики используются для обозначения количества точек на дюйм и количества считываний на дюйм, соответственно. Если быть скрупулезным и более точным, то измерять разрешение сенсора нужно только в CPI, так как мы измеряем именно число считываний, а не число точек.
На что влияет: разрешение определяет перемещение устройства по рабочему основанию. Максимальное значение разрешения позволяет понять, какое минимальное движение мыши будет зафиксировано и считано самим устройством.
G PRO — один из королей геймерской периферии. В основе — всё тот же HERO 16K. Мышь улавливает количество точек в диапазоне от 100 до 16000 dpi. Идеальный выбор для профессиональных геймеров
Частота опроса или время отклика — еще один важный параметр для игровых мышей. Чем меньшее время отклика, тем быстрее мышь будет «откликаться» на действия игрока, наприме — в динамичных шутерах. Современные игровые мыши обладают временем отклика, которое варьируется в пределах миллисекунды. Частота опроса или время отклика — это характеристика, которая показывает насколько часто контроллер устройства сравнивает данные о текущем местоположении с исходным расположением.
Чем выше опросная частота, тем плавнее будет передвигаться курсор мыши на экране. Измеряется опросная частота в Герцах. Чтобы было понятнее, как эта характеристика влияет на отклик, приведем пример: при частоте опроса 500 Гц отклик будет составлять около двух миллисекунд, при опросе 1000 Гц — уже около одной миллисекунды. Следовательно, при частоте опроса в 500 Гц мышь будет ощущаться острее, а при 1000 Гц — более плавно.
Таким образом, частота опроса — это характеристика, которая показывает, как часто процессор опрашивает матрицу (или, проще говоря, как часто он делает фото подложки).
Какие бренды пользуются наибольшим доверием
В условиях высочайшей конкуренции современные сенсоры практически не отличаются — наращивать, например, ту же мощность уже нецелесообразно. Даже если производитель использует какие-то собственные наработки — кастомные линзы или модернизированную прошивку, заметить это без специализированных тестов не сможет даже опытный геймер.
Сенсоры современных игровых мышей изготавливают множество производителей. Лучше выбирать сенсоры проверенных брендов. К ним можно отнести сенсорные модули следующих производителей:
● Pixart;
● TrueMove3;
● HERO;
● Mercury.
Модельные линейки сенсоров от значимых брендов
Вышеуказанные сенсоры используются при производстве многих популярных игровых мышей. Так сенсоры Pixart (серии 3389, 3390, 3391, 3366, 3361, 3367 3360, 3310, 3330, 3988) используются при создании мышей Razer, включая Naga Trinity, DeathAdder Elite. Сенсоры Pixart также используются в устройствах Lancehead, Pulsefire FPS Pro, Corsair IronClaw RGB, Asus ROG Gladuis, SteelSeries Rival 300. Вообще большинство геймерских мышей оснащаются именно сенсорами Pixart.
В основе DeathAdder одноименный сенсор с разрешением 6400 DPI. Бюджетный, но практичный вариант для любых игр
Сенсоры Mercury используется при создании мышей Logitech G102. Сенсоры HERO используется при создании мышей G502 HERO, G Pro Wireless и G502. Сенсоры TrueMove3 нашли применение в устройствах Rival, включая 650 Wireless и проводные мыши Rival 310, 710, 600. Также сенсорами TrueMove комплектуется мышь Sensei 310 производителя SteelSeries.
Заключение
Сегодня возможности игровых мышей практически сравнялись. Разницу можно ощутить лишь между светодиодными и лазерными устройствами. Для современной игровой мыши главной характеристикой является скорость и ускорение. Разрешение сенсора уже отошло на второй план. Выбирая геймерскую мышь нужно обратить внимание на производителя сенсора — лучше выбирать устройства в основе которых лежат проверенные разработки Pixart, TrueMove3 и HERO.
На каких поверхностях может работать оптическая мышка
Содержание
Содержание
Компьютерная мышь — это манипулятор без которого не обойдется ни один офисный работник или геймер. Пользователи не всегда задумываются над тем, на какой поверхности лучше всего перемещать своего «грызуна». А между тем, этот фактор является немаловажным.
Немного истории
Первоначальный облик компьютерной мыши был несколько непривычен современным пользователям, так как прямо в центре «грызуна» находился круглый шарик, который и отвечал за функционал мыши. В начале 80-х годов была создана мышка, которая начинает отслеживать движения пользователя не шариком, а светом. Это была оптическая мышь первого поколения. Второе поколение оптических «грызунов» появилось в конце 90-х годов. Они полностью избавились от шариков, стали намного точнее, практичнее и вообще близки к современным моделям.
Оптическая мышь первого поколения не могла работать на любой поверхности. Для этого был необходим специальный коврик-планшет.
Поверхность
Принцип работы оптической мыши заключается в подсветке участка поверхности под мышкой специальным светодиодом. В лазерных мышках функцию светодиода выполняет соответственно лазер, хотя в целом принцип работы у обоих типов одинаков. Свет отражается от поверхности, собирается другой линзой и фиксируется миниатюрной видеокамерой-сенсором. Полученная информация (сделанные снимки) передается на специальный микропроцессор и далее уходит на компьютер.
Для работы оптической мыши будет пригодна практически любая однородная поверхность. Такая поверхность способствует эффективной работе датчика мышки, который и приводит в движение курсор на экране. Это может быть, как поверхность обычного компьютерного стола, так и коврика для мыши, которые выпускаются в различных вариантах и из различных материалов (даже из искусственной кожи или металла).
Ровные или неровные
Конечно для работы мышки желательно использовать ровную поверхность, но что делать, когда ее нет под рукой, а проводить какие-либо манипуляции на мониторе необходимо? В принципе, как было уже сказано, подойдет любая поверхность, например, даже книга, поверхность кожаного кресла или дивана. Проведем несколько тестов, используя вместо привычного коврика, ровную поверхность деревянного компьютерного стола и ручку компьютерного кресла с искусственной кожаной обивкой.
Возьмем несложную онлайн программу, которая поможет нам проверить, возможно ли совершить на разных поверхностях стандартные клики мышками за отведенное время. Тестировать будем обычную оптическую мышку Oklick, а время теста ограничим 15 секундами. В нашу задачу входит сделать одинаковое количество кликов на той и другой поверхностях за отведенное время. Результаты проведенного теста видны на скринах. Из них можно сделать вывод, что за 15 секунд удалось сделать равное количество кликов правой и левой кнопками, а также двойные клики без срывов и других проблем с сенсором. Однако есть и минус — на кожаной обивке курсор мыши несколько «плавает» по экрану, что делает работу не совсем удобной.
Поэтому помимо кликов стоит проверить как будет реагировать сенсор на точность позиционирования. В этом нам поможет небольшая тестовая игра, где нужно успеть за отведенное время попасть по неожиданно возникающим красным кругам. Учитываем, что результат также может зависеть и от быстроты человеческой реакции (для геймеров отличная возможность проверить свои навыки). Как видим из результатов, точность при использовании покатой кожаной поверхности кресла несколько ниже, хотя не стоит забывать, что тесты не дают полноценной картины. Многое зависит от модели мыши и других условий.
Несмотря на то, что оптическая мышь увидела свет еще в 80-х годах, она была недоступна широкому кругу покупателей вплоть до 1999 года из-за высокой цены.
Разноцветные и цветные
Так как сейчас производится немалое количество ковриков разных цветов, то возникает закономерный вопрос о влиянии цветов на работоспособность мышки. Устройство будет работать на ковриках любого цвета, хотя желательно чтобы цвет был однородным. А как мышь будет вести себя на других цветных поверхностях, не предназначенных для ее работы? Небольшой эксперимент показывает, что если действовать мышью на разноцветных листах бумаги (красный, зеленый, белый, желтый), то ведет она себя менее уверенно, но в целом работоспособно.
Прозрачные, полупрозрачные, зеркальные
Работать на данных типах поверхностей получится не всегда, так как есть риск, что мышка просто не будет слушаться пользователя. Любая поверхность имеет микроскопические, практически не видимые глазу трещины и неровности. Все они освещаются оптическим светодиодом и отбрасывают тени, которые считываются датчиком. На прозрачной или полупрозрачной поверхности данных неровностей может не быть и сенсору просто не за что «зацепиться». Поэтому мышь либо будет стоять на одном месте, либо «плавать» по экрану. Проблему можно попытаться решить с помощью использования матового стекла.
На зеркальных поверхностях мышка ведет себя еще хуже. Она хотя и реагирует на движения, но теряет все свойства манипулятора. Курсор зависает, дергается, и чтобы переместить его с одного угла экрана в другой, нужно изрядно постараться. На практике это будет выглядеть следующим образом. Первый гиф показывает движения курсора по коврику, а нижний гиф по зеркальной поверхности. Если присмотреться, то видно, что на зеркале все-таки можно сделать несколько движений и кликов, но полноценно работать на такой поверхности «грызун» просто не сможет.
Тип сенсора и качество подсветки
Сенсор можно назвать настоящим «сердцем» мышки, так как именно он отвечает за перемещение устройства по поверхности. Соответственно поведение «грызуна» на каком-либо типе поверхности будет зависеть от типа сенсора — оптического светодиодного или лазерного. Лазерный считается более инновационным и способен работать практически на всех поверхностях. Однако, несмотря на плюсы, лазерный сенсор способен собирать бесполезную информацию с поверхности, что чревато потерей точности.
Также немаловажное значение имеет производитель сенсора и другие характеристики. Такие как разрешение датчика dpi (чувствительности мышки), частота опроса (измеряется в Гц) или качество подсветки светодиода.
Наиболее проверенными брендами будут сенсоры от производителей HERO, Mercury, Pixart. Сенсор как правило имеет красный светодиод из-за большей чувствительности фотоэлемента именно к красному свету и возможности более точной передачи отражаемого света. Считается, что подобными качествами также обладает и зеленый свет. Многие мышки имеют подсветку, в том числе и подсветку RGB, что никак не мешает работе устройства.
Первая мышь имела всего одну кнопку, хотя ее создатель Дуглас Энгельбарт, хотел сделать еще 5. По одной на каждый палец руки.
Оптимальное использование и рекомендации
Так какая же поверхность будет оптимальной для оптической мыши? Любая ровная и чистая поверхность. Дерево, пластик, искусственная кожа, ткань и т.д. На всех этих материалах мышка будет чувствовать себя вполне уверенно, однако все-таки предпочтительнее использовать поверхности специальных ковриков или же обычного стола. Это позволит избежать потери чувствительности, срывов сенсора и «плавания» курсора по экрану.
Заранее определите для каких целей вам необходимо устройство: для простой офисной работы или же для игр. Высокие цифры dpi гарантируют быстрое перемещение курсора мыши по экрану, но в тоже время это может создавать серьезные неудобства, особенно в процессе игры. Для комфортной работы оптимальным будет значение 800 или 1000 dpi. Нужно периодически очищать рабочую поверхность, нижнюю часть корпуса и ножки мышки, так как грязь, мелкие частицы могут ухудшить перемещение самого устройства и соответственно курсора.
Как работает оптическая мышь
Содержание
Содержание
Компьютерная мышь — определенно самый распространенный манипулятор для управления ПК. И если раньше выбор был один — громоздкая пластиковая мышь с шариком, то теперь эти «грызуны» делают из разных материалов, они бывают разных форм и с разной начинкой. Об одном из сенсоров — оптическом — и пойдет речь.
Первая оптическая мышка была создана в 1981 году Стивеном Киршом. Практически параллельно оптическую мышку создал Ричард Лайон, работник Xerox. Однако коммерческого успеха они не добились: для работы девайса требовался специальный коврик. Лишь в 1999 году была выпущена мышь IntelliMouse под маркой Microsoft, которая не нуждалась
в особенных ковриках.
Некоторые ошибочно разделяют оптические и лазерные мыши. Но это в корне неверно: оптические мыши включают в себя два вида — и лазерные, и светодиодные. Принцип работы обоих — одинаков. Различие лишь в источнике подсветки, которым служит или светодиод,
или лазер.
Устройство оптической светодиодной мыши
Установленный под небольшим углом светодиод мыши через пластиковую линзу-призму подсвечивает поверхность, по которой двигают манипулятор. Через другую линзу, которая усиливает отраженный свет, система получения изображений Image Acquisition System (IAS) фотографирует поверхность, подсвеченную светодиодом, с частотой 1 кГц и выше.
Так как в светодиодных мышах свет отражается от неровностей, даже незаметных глазу,
такая мышь не будет работать на идеально гладких поверхностях — зеркале и стекле.
Затем сенсор-процессор обработки изображений (DSP), который обрабатывает информацию
со скоростью 18 миллионов операций в секунду, анализирует поступающие фотографии: происходит разбивка кадра на миниатюрные квадраты. Каждому из них присваивается усредненное значение яркости от 0 до 63, где 0 — черный, а 63 — белый цвет. Мозаика, состоящая из множества таких квадратов, является координатной сеткой и точкой отсчета
для сенсора DSP.
Сенсор передает информацию ПК не напрямую, а через еще одну микросхему, которая обрабатывает щелчки кнопок и прокрутку колесика. Микросхема сводит все данные воедино
и отправляет на компьютер. Драйвер мыши обрабатывает эту информацию, перемещает курсор по экрану и совершает остальные действия.
Процессор отслеживает все изменения поверхности и теней, покадрово сравнивая их, высчитывает результаты перемещения мыши вдоль осей Х и Y и передает их на ПК.
Такая технология получила название оптической корреляции.
Особенности устройства оптической лазерной мыши
В отличие от светодиодных, в таких мышках установлен инфракрасный лазерный диод. Лазер в силу своих физических свойств фокусируется на поверхности точнее: ему не нужны отчетливо видные неровности, отбрасывающие тени. Поэтому работа лазерных мышек возможна даже на зеркальных и стеклянных поверхностях. Остальные этапы процесса
те же, что и у светодиодных мышей.
Плюсом лазерных мышек является низкое энергопотребление по сравнению
со светодиодными. Минусом — лазерные мышки раньше, чем светодиодные теряют «ориентацию» при отрыве от поверхности.
Некоторые оптические мыши имеют сразу два сенсора для более точной работы.
Технические характеристики сенсора мыши
DPI и CPI простыми словами
Первый (и чаще всего единственный) параметр, с которым сталкивается покупатель мышки — максимальное разрешение сенсора или dpi. DPI расшифровывается как количество точек
на дюйм (dots per inch). Этим термином, который изначально относился к принтерной печати, измеряют качество изображения — плотность пикселей чернил на бумаге.
DPI оптической мыши — это расстояние (количество пикселей), на которое сдвинется курсор на экране, если мышь физически передвинется на один дюйм. То есть чем выше dpi, тем на меньшее расстояние нужно сдвинуть мышку, чтобы курсор прошел на экране больший путь. Этот показатель может быть 800, 1200, 2400 и выше.
Во многих игровых мышках dpi можно переключать, а его максимальное значение может достигать внушительных цифр, например, 25 600.
Cpi (counts per inch, количество считываний на дюйм) — минимальное расстояние, которое физически может зарегистрировать сенсор мыши. Этот термин относится именно к оптическим мышкам, и, по сравнению с dpi, он технически корректный.
Но производители в характеристиках указывают именно узнаваемую аббревиатуру dpi вместо правильной, но малоизвестной cpi. По сути, оба термина описывают один и тот же процесс только с разных ракурсов: с точки зрения пользователя, смотрящего на движение курсора
по экрану, и с точки зрения сенсора, считывающего движения мыши. Допустимо рассматривать эти параметры как аналогичные.
Время отклика и частота опроса
Временной отрезок, за который сигнал дойдет от движения мыши до отображения перемещения курсора на экране, называется временем отклика. Этот параметр напрямую зависит от частоты опроса, а также типа подключения мыши к ПК — проводное, беспроводное.
Следующий важный параметр сенсора — частота опроса. Она показывает, как часто сенсор оценивает информацию о текущем местоположении мыши по сравнению с исходным, т.е. частоту фотографирования поверхности. Чем выше опросная частота, тем более плавно движется курсор на экране. Например, при частоте опроса 500 Гц время отклика — 2 мс,
а при 1000 Гц — 1 мс.
В топовых игровых мышках этот показатель может достигать
15 кГц и выше.
Скорость
Скорость сенсора измеряется в дюймах в секунду (ips — inch per second). Показывает максимальную дистанцию, которую пройдет мышка за одну секунду, не теряя отслеживания.
У обычных мышек этот параметр составляет 120–150 ips или 3-4 м/с. Большего и не требуется: попробуйте переместить девайс с такой скоростью и у вас не хватит места на столе.
В геймерских манипуляторах умудряются довести значения до 450 ips и выше, что эквивалентно 10 м/с. Не каждый человек сможет физически развить такую скорость сенсора.
Ускорение (G)
Отвечает за то, как быстро изменяется скорость сенсора от нуля до максимального значения. При резких движениях мыши курсор может срываться улетать в сторону. Чем выше показатель ускорения девайса, тем сильнее защита от срыва курсора.
Ускорение (G) оптической мыши равнозначно ускорению свободного падения и составляет 9,81 м/с2.
Максимальные значения ускорения для большинства игроков составляют 20–30 G,
но производители доводят параметр до планки 50 G (около 500 м/с2) и выше. Это значение превышает человеческие возможности: геймер никогда не сможет развить
такое ускорение мышью.
Зачем нужны такие рекорды? Во-первых, чем выше значения скорости и ускорения, тем выше точность и плавность работы сенсора мыши. Это особенно важно для киберспортсменов. Во-вторых, внушительные цифры всегда идут на пользу маркетингу.
Cкорость и ускорение компьютерной мышки не менее важные параметры для геймеров, чем время отклика или разрешение сенсора. Но именно последние указываются в характеристиках девайсов, а про первые — продавцы часто «забывают».
Светодиод
В бюджетных оптических мышах используются красные светодиоды. Они дешевле
в производстве, а кремниевые фотосенсоры более чувствительны к красному цвету.
До недавнего времени отличить светодиодную мышку от лазерной можно было по характерному красному свечению. Однако в современных светодиодных мышках иногда используют светодиоды других цветов, а также бесцветные. Последние девайсы внешне неотличимы от лазерных мышек.
В зависимости от производителя устройство оптики может незначительно меняться: дополнительная линза или вертикальная фокусировка луча, но принцип работы у всех оптических мышек остается прежним.
Разница между оптическими и светодиодными мышками технически невелика. Оба вида компьютерных «грызунов» — одной ценовой категории — обладают схожим принципом работы, параметрами и производительностью.
Выбор между светодиодной и лазерной мышкой — дело вкуса. Не стоить верить утверждениям, что лазерные мыши быстрее и точнее. В данном вопросе лучше опираться на материал изготовления девайса, наличие дополнительных кнопок, визуальную красоту мышки и то, насколько удобно она лежит в руке. Подробнее о выборе мышки можно прочесть тут.