что такое surround в ресивере
Что умеет AV-ресивер и зачем он нужен
Содержание
Содержание
AV-ресивер — это мозг домашней медиасистемы. Он берет сигнал от всех источников в доме (плееры, медиасерверы, игровые приставки и т. п.) и распределяет по каждой части домашнего кинотеатра (ТВ, проектор, колонки). Также ресивер позволяет переключаться между различными входами, усиливать аудиосигнал, обработать его эквалайзером и другими эффектами. Что еще он умеет, как его выбрать и что с ним делать дальше?
Спереди они похожи на плеер Blue-Ray или усилитель, но задняя панель ужасает количеством входов и выходов. Это неслучайно: ресивер объединяет в себе цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, превращающий нули и единицы в аудио), декодер многоканального звука, процессор для настройки звука в каждом канале и усилители мощности на каждый канал. Современные модели поддерживают Bluetooth и Wi-Fi, позволяющие им общаться с беспроводными колонками и мобильными девайсами.
По сути, ресивер — это связующее звено между всеми домашними медиаустройствами. Он поможет объединить их в сеть, легко переключаться между разными источниками, слушать музыку и смотреть фильмы откуда угодно.
Как выбрать ресивер?
Ресивер — сложный девайс с большим количеством характеристик, но большинство из них пришло из других устройств — усилителей, аудиокарт, видеоплееров и т.п. Ресивер лишь объединяет их под одной крышей, так что разобраться во всем этом несложно.
Количество каналов. Это первое, на что нужно обратить внимание. Если дома уже стоит комплект колонок 5.1, понадобится ресивер на соответствующее количество каналов. Если есть планы добавить в эту схему две колонки сверху, чтобы получилось 5.1.2 с возможностью работы с форматом Dolby Atmos, тогда нужно уже 7 каналов, и смотреть необходимо в сторону ресиверов с поддержкой схемы 7.2 и так далее.
Мощность. Мощность лучше брать с некоторым запасом, иначе на большой громкости усилителю будет не хватать пороха в пороховницах, и сигнал будет клипповать — хрипеть, шипеть, шуршать и различным образом искажаться. К примеру, для двух колонок по 80 Вт стоит брать ресивер с усилителями мощностью около 100 Вт на канал. Помимо мощности, надо смотреть на импеданс усилителя. Более подробный гайд по выбору усилителя можно найти тут.
Декодеры. Важный момент, от которого будет зависеть, какие форматы многоканального звука ресивер сможет воспроизводить (все эти DTS:X, Dolby Atmos и т. п.).
Входы и выходы. От них зависит количество различной техники, которую сможет объединить ресивер. К примеру, несколько HDMI-входов позволят подключить к нему игровую приставку, видеоплеер, спутниковое ТВ и медиасервер, выводить картинку с них на телевизор без лишних телодвижений. Коаксиальные и оптические выходы помогут подключать внешнюю аудиокарту ПК или какой-то из приборов по S/PDIF, сократив количество проводов.
Беспроводные соединения. Bluetooth и Wi-Fi играют важную роль в современной медиатехнике. Беспроводные колонки можно поставить куда угодно, избавившись от головной боли с проводами, а со смартфона или планшета можно управлять домашней медиатекой и запускать фильмы одним пальцем, лежа на диване.
ЦАП. Здесь надо смотреть на максимальную частоту дискретизации и битрейт. Стоит отметить, что актуальные стандарты для многоканального звука: DTS (в версии HD Master Audio) и Dolby Atmos — до 24 бит/192 кГц.
Наконец, стоит глянуть на форматы файлов, которые ресивер умеет воспроизводить. Большинство из них также умеет играть как олдскульное радио в диапазонах FM и AM, так и современное интернет-радио.
Наконец, коэффициент гармонических искажений говорит о том, сколько искажений будет вносить ресивер в конечный сигнал. Искажения, вносимые ресивером, становятся ощутимыми, начиная с 0.1% искажений, так что любая модель с показателем ниже подойдет для домашнего пользования (но, конечно, чем ниже, тем лучше). Чем меньше мощность усилителей ресивера, тем больше вероятность, что он надорвется раскачивать большие мощные колонки, и на высоком уровне громкости появятся искажения.
Дополнительные функции
Последние модели ресиверов часто напичканы современными функциями. К примеру, технология Audyssey позволяет автоматически настроить звучание колонок под особенности помещения, в котором они находятся. Калибровка объемного звука настроит его в зависимости от расположения самих колонок относительно слушателя. Обладателям 4К-телевизоров и проекторов пригодится возможность масштабирования видео — автоматического апскейлинга какого-нибудь 360р, вышедшего из ютуба нулевых, до 4К.
Некоторые ресиверы умеют посылать отдельный сигнал на стереоколонки, установленные в другой комнате, за счет сокращения пары каналов, к примеру, с 7.1 до 5.1. Зато появляется возможность смотреть фильм в одной комнате, пока кто-то слушает музыку в другой.
Бывают и фирменные разработки. К примеру, технология Yamaha MusicCast объединяет все поддерживающие ее устройства по Wi-Fi, что позволяет управлять всей системой со смартфона. Можно воспроизвести любой трек откуда угодно: хоть со стриминговых сервисов, хоть из внутренней памяти смартфона.
Некоторые ресиверы поддерживают технологию AirPlay и на лету умеют сопрягаться с техникой Apple.
AV-ресивер, AV-процессор или проигрыватель BLU-Ray?
Основная проблема ресиверов в том, что их цифровая начинка может дублироваться в нескольких приборах (видеоплеере, медиасервере и т. п.), а самый дорогой их компонент — это усилители, которые не всегда достаточно мощные, и не всегда их так много, как хотелось бы.
К примеру, если дома уже обустроено помещение с домашним кинотеатром и мощными колонками по схеме 7.4.1 (а это три фронтальных, две по бокам, две сзади, четыре сверху и сабвуфер), то понадобится ресивер на 11 каналов. Не всегда удается найти прибор с таким количеством каналов, нужной мощности и за приемлемую цену. В таких случаях обычно используют цифровой процессор аудио.
Многоканальные цифровые процессоры отличаются от ресиверов тем, что не имеют на борту усилителей. Однако они поддерживают больше каналов, обладают передовыми протоколами обработки звука и в целом представляют собой более профессиональные устройства.
Такие ставят в крупных любительских кинозалах, чтобы кормить мощную акустику максимально качественным сигналом. С их помощью можно установить в зале несколько сабвуферов, организовать звук 9.1 и вообще сделать все, чтобы аудио в домашнем кинотеатре было лучше, чем в коммерческом кинозале. Причем это будет выгоднее, чем покупать мощный ресивер на более чем десять каналов.
Стоит также отметить, что некоторые ресиверы умеют играть роль цифровых процессоров и оборудованы выходами с преампов (Pre Out), которые можно подключать к внешнему усилителю в обход встроенных в ресивер.
Также есть один лайфхак. Поскольку самыми мощными должны быть три фронтальные колонки, а их сателлиты требуют уже куда меньше ресурсов, то разумно и кормить их разными приборами. Поэтому связка из усилителя для стереоколонок и ресивера для сателлитов очень популярна и дает возможность закупить все поэтапно.
Блюрэй-проигрыватели обычно имеют собственные декодеры многоканального сигнала и соответствующие аудиовыходы. Все, кроме усилителей. По сути, это процессор и проигрыватель в одном флаконе. К нему подключаются внешние усилители или активная акустика. Такой вариант будет самым компактным и лаконичным, однако проигрыватели уступают процессорам и ресиверам по набору функций и часто не способны декодировать наиболее современные форматы многоканального аудио.
Ресивер для стерео
Хоть AV-ресивер и предназначен для использования главным образом с домашним кинотеатром, многие меломаны подключают его к обычным стереоколонкам. Логика очевидна: не у всех есть возможность выкинуть круглую сумму сразу на 5 колонок, сабвуфер и ресивер, поэтому построить домашний кинотеатр можно поэтапно, начав с необходимого минимума.
Многие ресиверы поддерживают биампинг и триампинг в характеристиках. Это значит, что их можно подключать к стереосистеме и даже установить две колонки и сабвуфер соответственно. Хорошо и то, что ресиверы обычно выдают больше мощности для таких конфигураций, поскольку не нужно питать сателлиты. Таким образом, по мощности и качеству звучания ресивер становится сопоставим с усилителями, а по функциональности и различным фичам легко их превосходит.
Заключение
Ресивер — важная часть многоканальной аудиосистемы. Энтузиасты советуют тратить на ресивер около 30% от стоимости всей аудиосистемы домашнего кинотеатра. При этом, кроме своей основной роли, ресивер может выполнять функции стереоусилителя, аудиокарты, коммутатора устройств и даже радиоприемника. Применений этому прибору великое множество, а поддержка беспроводных соединений и современных форматов аудио и видео делает его не только универсальным, но и актуальным устройством.
Саундбары: что это такое и чем они отличаются от обычных аудиосистем
Содержание
Содержание
Производители телевизоров, особенно бюджетных, не особо стараются сделать звук качественным. Их главная задача — изображение, а требовательный к качеству аудио покупатель сам позаботится об объемном звучании. Например, дополнительно установит систему типа «домашний кинотеатр», которая состоит из пяти колонок, сабвуфера и усилителя. Но все это надо скоммутировать и правильно расположить. При этом стоимость одного лишь сабвуфера может неприятно удивить.
Типичный домашний кинотеатр и среднестатистический саундбар с сабвуфером
Если не хочется заморачиваться с подключением и слишком тратиться — на помощь приходят саундбары. Это небольшие, относительно домашнего кинотеатра, устройства «все в одном», которые способны создать качественный звук при минимальных габаритах. А минималистичный дизайн позволяет им легко и органично вписываться в большинство интерьеров.
Что умеют саундбары
Даже самый скромный саундбар будет звучать лучше, чем встроенная акустика телевизоров премиум-сегмента. Он даст больше деталей, пространства, позволит услышать фильм так, как его задумывали создатели. К примеру, сверчки в ночи будут звучать как сверчки, а не как капающий кран. Качества звука большинства саундбаров достаточно, чтобы заменить собой музыкальный центр. Некоторые модели еще и умеют транслировать музыку из стриминговых сервисов.
Yamaha MusicCast Bar 400 имеет встроенные музыкальные потоковые сервисы
Современные саундбары впитали в себя все последние чудеса инженерной мысли и умеют воспроизводить объемное звучание, вплоть до эмуляции 7.1 и даже сумасбродных 13.0 каналов (как Harman-Kardon Enchant 1300). В порядке вещей беспроводное подключение через Bluetooth и Wi-Fi. Впрочем, почти всегда присутствуют традиционные проводные разъемы. Иногда в саундбар встроен DVD или даже Blu-Ray-плеер, тогда он может стать еще более универсальным устройством. Нередко есть FM и Интернет радио, почти всегда — пульт ДУ.
Премиальные модели поддерживают два самых современных формата воспроизведения звука: Dolby Atmos и DTS:X. Они только начинают использоваться в кинотеатрах, причем пока даже не во всех. Главная фишка — они добавляют звук сверху. То есть при пролетах самолета будет создаваться ощущение, что он реально летит над зрителем.
Samsung HW-Q70R умеет воссоздавать звук сверху
Внутри саундбара находится от двух до десяти (а иногда и больше) динамиков. Они направлены в разные стороны, чтобы создавать эффект объемного звучания. При этом используются ресурсоемкие алгоритмы и вычисления, поэтому в саундбар обязательно встроен звуковой процессор, отвечающий за все «волшебство». Ко многим моделям в комплекте идет специальное приложение, которое поможет откалибровать девайс.
Также стоит отметить такое ответвление в дизайне саундбаров, как саундбазы. Узнать их можно по более узкому, но вытянутому вглубь корпусу. Так на них удобно ставить телевизор, отсюда и «база» в названии. За счет более объемного корпуса в них встраиваются более крупные динамики, что благоприятно сказывается на качестве звучания. Часто в комплекте даже не идет сабвуфер, потому что он встроен в девайс. Таким образом, саундбазы могут быть удобнее и лучше по качеству звука. Тем не менее, саундбары лучше работают со стерео и объемным звучанием за счет более широкого корпуса, позволяющего расположить динамики далеко друг от друга.
Особенно хорошо саундбар впишется в небольшое помещение, где пространства и так мало, а уж для восьми колонок с усилителем — тем более нет места. Да и мощность полноценной аудиосистемы будет выше необходимой. Даже бюджетные решения позволят получить от фильма намного больше эмоций, чем встроенная акустика телевизора.
Как у них это получается
Сама технология создания эффекта объемного звучания с помощью одного только фронтального источника называется виртуальный объемный звук (Virtual Surround Sound). Уши слушателя обманываются с помощью различных психоакустических эффектов — разницы в громкостях, задержках, манипуляциях с фазой и звуковых отражениях. Большинство саундбаров используют две вариации этой технологии:
Объемный звук на базе 2.1 или 3.1 — создает эффект объема с помощью всего двух или трех каналов. Благодаря этому саундбары компактные и недорогие, но все равно дают качественный звук. Технология не использует для работы стены и потолок комнаты, а потому может отлично звучать в помещении с большим количеством мебели и фурнитуры. Тем не менее, виртуальный объемный звук не может передать весь масштаб и всю реалистичность полноценного домашнего кинотеатра 5.1 или 7.1, для этого создана технология цифровой звуковой проекции. Таков, например, JBL BAR 3.1.
Цифровая звуковая проекция использует от нескольких пар до десятков динамиков, направленных в разные стороны. Технология по-полной использует отражения от стен и потолка, чтобы получить как можно более объемную звуковую картину с большей ясностью, глубиной и проработкой деталей. Звук летает вокруг слушателя так же, как если бы в комнате стоял домашний кинотеатр.
Так работает саундбар Sony HT-ST5000
Минус устройств с цифровой звуковой проекцией в их цене, а также требованиях к помещению: стены должны быть сделаны из материала, который хорошо отражает звук: бетон, кирпич, дерево. При этом рельефные поверхности, которые рассеивают звук — шкафы, полки, тумбочки, диваны, не говоря уже о бабушкином ковре, — будут работать в минус.
На что смотреть при выборе саундбара
Количество каналов
Мощность
От мощности зависит максимальная громкость устройства:
Следует понимать, что производители указывают именно пиковую мощность — устройство, конечно, способно будет работать на такой громкости, но может выдавать много искажений. Поэтому не стоит выбирать мощность впритык, всегда нужно иметь запас. Чем выше пиковая мощность — тем меньше искажений будет на средних уровнях громкости.
Сабвуфер
При выборе саундбара нужно внимательно смотреть, есть ли в комплекте сабвуфер и как он подключается. Из-за небольших размеров в большинство саундбаров невозможно установить крупные динамики для воспроизведения глубокого баса. Для этого и нужен сабвуфер. Конечно, он бывает и встроенный, но встроенные сабвуферы хрошего качества бывают, в основном, в саундбазах.
Беспроводной вариант подключения саба, как у Samsung HW-M550, избавит от проводов в комнате и даст возможность поставить его куда угодно. Басовые волны достаточно длинные, чтобы слушатель не смог уловить их источник, — это значит, что саб можно разместить в любой точке комнаты без ущерба звучанию. Чтобы басы не проседали на большой громкости, следует выбирать сабвуфер мощностью примерно в два раза больше мощности саундбара.
Мультирум (или DLNA — Digital Living Network Alliance)
Эта функция дает возможность за минуту и без проводов скоммутировать несколько устройств (как правило, одного производителя) в единую сеть. Так с помощью смартфона можно управлять звучанием в каждом из помещений с аудиоустройством. Это позволит создать дома единую звуковую экосистему.
Порты и возможности коммутации
Большинство саундбаров имеют большой набор портов для подключения к чему угодно. Даже в моделях начального уровня нередко есть Bluetooth, в более дорогих моделях часто есть и Wi-Fi. Для тех, кто до сих пор не сильно доверяет беспроводным интерфейсам, в саундбарах присутствует большинство современных проводных портов: от стандартных AUX «колокольчиков» до оптического S\PDIF.
Материал и габариты
Если саундбар изготовлен качественно, то материал значения почти не имеет — вряд ли в устройстве что-то будет дребезжать и звенеть. Тем не менее, ценители нередко выбирают девайсы из дерева или МДФ, потому что эти материалы хорошо поглощают звуковые волны и гарантируют отсутствие резонансов и призвуков.
LG SK6F — один из немногих саундбаров, сделанных из дерева
Говоря о габаритах, саундбары хорошо смотрятся с телевизором, если они не шире последнего. Идеально, если они будут одного размера. С другой стороны, чем шире саундбар — тем объемнее звук, так что отталкивайтесь от личных предпочтений.
Будущее саундбаров
На конец 2019 года саундбары не получили ту популярность, которой они заслуживают. Однако это устройство может с успехом заменить сразу несколько девайсов в доме (как минимум, домашний кинотеатр и музыкальный центр), создает «большой» звук при миниатюрных габаритах и буквально напичкано современными технологиями.
Неудивительно, что их рынок растет вместе с количеством моделей и уникальных функций. Так, популярность голосовых помощников привела к их появлению и в саундбарах. Появилась тенденция дополнять саундбары сателлитами, которые можно расставлять по дому для создания своего звукового пространства в каждой комнате. Так что можно смело предположить большое будущее саундбаров, как удобной и качественной альтернативы домашнему кинотеатру.
Как настроить AV-ресивер и получить самый качественный звук
Сохранить и прочитать потом —
Собираетесь купить новый ресивер? Здесь все, что вам необходимо знать.
AV-ресивер – это мотор вашего домашнего кинотеатра. Вокруг него объединяются в единое целое все источники, акустические системы и то, что вы видите на экране. Он привносит в дом волшебство бескрайнего мира кино, окутывая слушателя звуковым полотном, в котором есть и юмор, и драма, и экшн всех разновидностей.
Однако AV-ресиверы – очень внушительные агрегаты, и если вы только приступаете к знакомству с ними, может оказаться непросто понять, с чего начать, когда перед вами предстает большой металлический ящик с множеством подключений, разъемов и аббревиатур.
Независимо от того, идет ли речь об уже имеющемся ресивере или о покупке нового, мы готовы со всей осторожностью провести вас через рифы этого процесса.
Наши советы помогут вам выбрать самый подходящий AV-ресивер и разобраться в подключениях, успешно пройти процесс автокалибровки и овладеть тонкостями процесса настройки, с помощью которой ваш новый компонент сможет проявить себя на все сто. Прочтите до конца – и почувствуйте себя профессионалом.
Выбор и покупка AV-ресивера
Несмотря на сложность этого устройства, сформулировать требования по покупке нового ресивера проще, чем при выборе другого компонента Hi-Fi-системы или домашнего кинотеатра. В конце концов, все эти крепкие прямоугольные ящики – на одно лицо, и вам не придется учитывать их эстетические особенности, разве что выбрать цвет корпуса между черным и серебристым.
Вот три базовых вопроса, с которыми нужно будет определиться: число имеющихся колонок, как много HDMI-входов вам нужно и сколько вы готовы потратить на новый ресивер.
Поскольку вы, надо полагать, уже сделали главный выбор в пользу многоканальной системы, то уже наверняка продумали, сколько АС поместится в вашем доме – будет ли это базовый 5.1-канальный или полный комплект Dolby Atmos. Требования к ресиверу главным образом определяются этим обстоятельством.
Если у вас найдется место только для пяти колонок и сабвуфера (минимальный набор для качественной многоканальной системы), то нет смысла рассматривать модели, поддерживающие более пяти каналов. Если же вы подумываете о расширении – например, добавлении дополнительных верхних каналов или переходе к системе Atmos – стоит присматривать 9- или 11-канальный ресивер, чтобы в будущем его не пришлось менять.
Решились на установку системы Atmos с нуля? Во-первых, мы вам завидуем и надеемся, что вы запаслись согласием соседей сверху. Во-вторых, рекомендуем проверить наличие поддержки формата Atmos у выбранного AV-ресивера; большинство моделей в категории £500 и выше сегодня предлагают ее в стандартной комплектации.
Мы также рекомендуем подыскивать компонент, работающий с четырьмя АС Atmos (в конфигурации 5.1.4 или 7.1.4), а не две (например, 5.1.2 или 7.1.2, как это часто бывает у моделей в категории от 500 до 1000 фунтов).
Такие аппараты в основном встречаются в сегменте около £2000 – но они стоят своих денег. Две колонки Atmos не способны создать полноценное звуковое пространство, на которое рассчитан этот формат; если вы хотите получить настоящий трехмерный звук – сразу же закладывайте бюджет на четыре.
Что касается подключений, главное – зарезервировать нужное количество HDMI-входов для всех источников (Blu-ray-проигрывателя, игровой консоли, телеприставки), поддерживающих самые современные спецификации 4K и HDR (HDCP2.2), поскольку коллекция фильмов в формате 4K HDR Blu-ray постоянно растет.
У большинства ресиверов найдется несколько аналоговых разъемов для владельцев более старой техники – например, видеомагнитофонов.
Важным фактором всегда остается цена. Купить можно только то, что вписывается в бюджет, и это отчасти упрощает процесс выбора модели.
Стоит запомнить простое правило: если ресивер стоит не более £250, вы получите 5.1-канальную систему, несколько HDMI-входов и никакого Интернета.
В зоне оптимального соотношения цены и качества, отметки £500, модели могут похвастаться наличием всех современных функций: Wi-Fi, Dolby Atmos, DTS:X, сквозного пропуска 4K HDR, приличного набора HDMI-входов и всех основных сервисов потоковой трансляции.
Если поднять ставки до 1000 фунтов и более, ко всему перечисленному добавятся повышенные мощность и масштабность звучания, расширенный комплект выходов на АС, возможности более тонкой настройки звука и другие функции.
Какую сумму следует потратить с учетом конкретной системы? Если ваш комплект АС стоит от 1000 до 1500 фунтов, ориентируйтесь на ресивер в категории £500. Если вы нацелились на аппарат ценой £2000, ваша акустика должна быть в сегменте £4000-£5000. В качестве базового правила можно использовать простой расчет: умножить стоимость ресивера на два и еще добавить немного сверху.
Что касается других функций, то необходимость наличия Wi-Fi, Bluetooth, Spotify Connect, Tidal, воспроизведения DSD, AM/FM-тюнеров, трансляции музыки в форматах Hi-Res-аудио и совместимости с мультирумными технологиями определяется исключительно вашими личными вкусами (тем более что большинство ресиверов, кроме самых бюджетных, и так поддерживают большую часть этих возможностей); изучите список характеристик выбранной модели, чтобы убедиться в том, что в ней есть все, что вам нужно.
Подключение источников
Итак, вы нашли ресивер своей мечты. Поздравляем! Теперь можно заняться подключением источников.
Панель разъемов на задней панели любого ресивера пугает их количеством и разнообразием – но стоит один раз потратить время на подключение, и вам не придется больше обращаться к ним.
Мы рекомендуем выключить аппарат перед подсоединением колонок, сабвуфера и источников. Это позволит избежать громких щелчков, короткого замыкания и других возможных неприятностей для вашей системы.
Почти у всех ресиверов входы снабжены подписями. У некоторых – например, у моделей Denon – цветовое кодирование выходов упрощает процесс подключения пяти или более колонок. Разъемы для дополнительных тыловых, верхних или фронтальных АС могут служить и для колонок Atmos; они могут быть помечены как «присваиваемые», «5.1.2» или «Extra SP».
Если вы собираетесь воспроизводить контент в формате 4K HDR, поищите над HDMI-входом пометку «HDCP2.2». У некоторых моделей HDCP2.2-сертифицирована только пара HDMI-портов; подключать 4K-Blu-ray-проигрыватель следует именно к ним.
Вы также можете заметить, что к каждому HDMI-входу приписан источник: Blu-ray, DVD, CD, игровая приставка, кабель/спутник, медиаплеер и так далее. Это не просто дружеский совет. Это значит, что производитель оптимизировал характеристики этих входов для определенных источников. У входа для Blu-ray-проигрывателя, к примеру, может быть самый короткий путь прохождения сигнала до процессора, что обеспечивает максимальное качество воспроизведения.
Скажем, у удостоенного Award ресивера Sony STR-DN1080 два HDMI-входа (с пометками BD/DVD и CD/SACD) оптимизированы для максимально высокого качества звучания, и соответствующие источники лучше подключать именно к ним.
Стоит отметить еще два варианта подключения: мы всегда рекомендуем выбирать проводное соединение по Ethernet – оно более стабильное и надежное по сравнению с Wi-Fi.
USB-порт на передней панели предназначен для воспроизведения файлов с флэшки, но мы чаще всего используем его для зарядки смартфонов (убедитесь, что ресивер позволяет это).
Калибровка
Переходим к самой долгой и утомительной части процесса настройки AV-ресивера.
Большинство ресиверов комплектуются микрофоном для настройки. Подключите его и запустите процедуру автокалибровки после получения приглашения; она выполнит измерения характеристик АС и параметров помещения, настроит расстояние до колонок и уровни их громкости, а у более «навороченных» (читай, «дорогих») ресиверов еще и оптимизирует звучание в соответствии с обстановкой.
Рекомендуем выполнить автокалибровку сразу же после подключения всех источников, чтобы раз и навсегда разделаться с этим процессом и быстрее приступить к прослушиванию своего нового домашнего кинотеатра.
Кроме того, звучание системы не будет оптимальным без калибровки. После подключения микрофона в точности следуйте всем инструкциям на экране и пройдите весь путь от начала до конца. Некоторые функции калибровки потребуют всего несколько секунд, другие могут выполняться пять минут или более, поскольку измеряются несколько параметров. Во втором случае можно пойти и сделать себе чашечку чаю.
Если вы установили колонки Dolby Atmos, сообщите об этом ресиверу до начала калибровки.
Войдите в меню ручной настройки АС (оно может быть спрятано где-то глубоко в подпапках) и укажите их конфигурацию – это могут быть колонки с функцией Atmos, излучающие звук вверх (например, KEF R50), либо установленные на потолке – после чего ресивер сможет адекватно произвести их калибровку. Ему потребуется знать высоту комнаты, так что запаситесь рулеткой.
Также необходимо указать количество сабвуферов в системе – один или два. Установите его громкость примерно на половинном значении, выполните калибровку и затем при необходимости скорректируйте ее при просмотре отрывка фильма.
Если во время калибровки для одной или нескольких АС выдается ошибка в процессе измерения (или система не распознает их наличие), проверьте, подключены ли они к правильным выходам; иногда это говорит о том, что АС находится не в фазе.
Большинство систем калибровки сегодня работают достаточно точно, однако всегда стоит лишний раз заглянуть в ручные настройки и перепроверить расстояния, а также уровни громкости – и исправить то, что требует исправления. Доверяйте своим ушам: если что-то звучит неприятно, значит, где-то что-то установлено неверно, и это можно скорректировать.
Нередко случается, что ресивер воспринимает большие колонки как маленькие – или наоборот.
Если вы так же тщательно подходите ко всем процессам, как мы, можете измерить уровни громкости АС при помощи датчика звукового давления или использовать соответствующее приложение для смартфонов – они неплохо справляются с делом.
Не забывайте о том, что при изменении состава комплекта АС, передвижении колонок или перестановке мебели в комнате необходимо заново провести полную калибровку. Так что не убирайте далеко микрофон.
Режимы объемного звучания и цифровая обработка звука
Вы уже выдохнули с облегчением после завершения калибровки и горите желанием поскорее включить свой любимый фильм в формате 4K Blu-ray. Осталась еще пара пунктов настройки: режимы объемного звучания и функции цифровой обработки звука.
Под DSP (цифровой обработкой звука) понимается целый спектр вариантов, от режимов обработки Dolby или DTS до отдельных для жанров драмы, фантастики, приключений или игр, подчеркивающих определенные аспекты звучания. Встречаются даже эффекты, моделирующие акустику собора, концертного зала, нью-йоркского джазового клуба или театра Roxy в Лос-Анджелесе.
С вариантами из последней категории можно экспериментировать бесконечно; модели Yamaha оснащаются одной из лучших программ для формирования определенной акустической среды, создающих тонко проработанное и убедительное впечатление.
Но, поскольку мы предпочитаем вносить в звуковой сигнал минимальную окраску или вообще обходиться без нее, перейдем к тем немногим режимам, которые выводят качество звучания на передний план. Ищите варианты с названиями наподобие «straight», «direct» или «pure direct» – в них ресивер обеспечивает самую точную передачу сигнала от источника к выходу.
Спектр режимов у каждого производителя свой, но в большинстве случаев они отключают ту часть контуров, которая в данный момент не требуется, что способствует снижению уровня искажений и устранению взаимовлияния, и в силу этого – повышению чистоты сигнала.
С другой стороны, ваша модель может поддерживать специальные режимы для воспроизведения саундтреков в Dolby Atmos или DTS:X (на Blu-ray-дисках они записаны поверх стандартных дорожек для 5.1- или 7.1-канальных комплектов). Например, Sony STR-DN1080 для воспроизведения сигнала в Atmos или DTS:X должен находиться в режиме A.F.D. (автоматическое декодирование форматов) – на дисплей ресивера должно выводиться сообщение о том, что он декодирует саундтрек в формате Atmos (если этого сообщения нет, значит, вы получаете на выходе что-то другое).
И еще одно соображение: если вы планируете слушать и смотреть с помощью AV-ресивера контент разных типов – фильмы, спортивные передачи, видеоигры, музыку в стерео – стоит создать закладки с собственными настройками для каждого из них. Специальный кинорежим для фильмов, двухканальный стерео для прослушивания музыки, настройка DSP для видеоигр – все это позволит вам обойтись без перенастройки параметров звука при каждой смене формата.
Воспроизведение
При тестировании AV-ресивера мы устраиваем ему «прогрев» (т.е. непрерывное воспроизведение в течение одного-двух дней) для достижения оптимального качества звучания перед тем, как переходить собственно к тестам. Ваш аппарат остается с вами надолго, и чем больше он будет работать, тем лучше станет играть.
Чего же вы ждете? Доставайте любимый фильм, запаситесь вкусностями – и наслаждайтесь своей новой, идеально настроенной системой домашнего кинотеатра.
И напоследок несколько советов по обращению с AV-ресиверами: