что такое srgb в мониторе
Что такое sRGB режим монитора
В настройках экранов многих устройств можно встретить загадочную аббревиатуру RGB. Имеется она на смартфонах, планшетах, мониторах компьютера, видео и фотокамерах. Что означают эти загадочные буквы или для чего они нужны?
Что такое sRGB режим монитора
Настройки sRGB или Adobe RGB можно найти в меню «Цветовое пространство». У обеих настроек буквы RGB одинаковы. Данные символы означают основные цвета, видимые человеческим глазом.
СПРАВКА! В отличие от животных, зрение человека является трихроматическим. Основными цветами являются — красный, синий и зелёный. Остальные тона формируются на сетчатке глаза человека, путём перемешивания исходных трёх. Цветовое же пространство означает всё разнообразие оттенков, которые может различать глаз.
Развитие современных цифровых технологий и появление множества различных гаджетов и устройств, способных передавать изображение на экран, поставило перед разработчиками вопрос о качественной передаче цвета.
В 1990 году решение было найдено. Был разработан специальный алгоритм, выводящий информацию на экраны устройств. Он и получил название RGB.
Изначально, возникли некоторые сложности с отображением цветов на мониторах. Устройства тогда физически не могли воспроизвести полный спектр оттенков, которые может различать человек. Сначала алгоритм использовался на распространённых в те года экранах с электронно-лучевой трубкой.
Алгоритм RGB характеризует конкретные частоты необходимых цветов и что должно получиться, если смешать эти оттенки. Одновременно с этим, он показывает изначальное положение точки белого цвета. Для простоты понимания, учёные составили цветовой график, который наглядно демонстрирует, насколько больше цветов различает человеческий мозг по сравнению с любой техникой.
Каким бы технически совершенным ни было устройство, глаз человека видит гораздо больше цветов в окружающем его мире. Техника же ограничена треугольником, представленным на цветовом графике.
СПРАВКА! Сейчас sRGB является главным стандартом. Ориентируясь на него, выпускаются мониторы, компьютерные браузеры, даже операционные системы и программы фоторедакторов.
На данный момент существует более усовершенствованный алгоритм Adobe RGB. Однако, им пользуются люди, профессионально занимающиеся фото и видеосъёмкой. Поэтому он не так широко распространён, а мониторы, которые поддерживают данный профиль передачи изображения, стоят довольно-таки дорого.
Зачем нужен режим sRGB
Данное цветовое пространство является универсальным и его поддерживают абсолютно все современные устройства передачи изображения. Несмотря на то что охватываемый им цветовой спектр равен всего 35%, этого вполне достаточно для нужд любителей фотосъёмки и обработки фотографий.
Профиль sRGB позволяет видеть реальные цвета изображений, не делая их более насыщенными, какими их передаёт Adobe RGB. Алгоритм гарантирует то, что исходные цвета фото и видео будут абсолютно одинаковыми на всех существующих мониторах, так как он широко распространён.
Также он является идеальным решением для людей, которые выкладывают свои фотографии в Интернет. Однако, он не подходит для профессиональной деятельности фотографов и людей, фотографии которых участвуют в выставках.
Как определить цветопередачу монитора по характеристикам?
Прискорбно, но неоспоримо: все мониторы изначально показывают цвет по-разному, даже два экземпляра одной модели с серийными номерами, отличающимися на единицу. И если нет возможности рвануть в магазин и сравнить нос к носу с десяток мониторов, то приходится ориентироваться на отзывы и характеристики. Вот только отзывы бывают противоречивыми (глаза у всех разные, предпочтения тоже), а характеристики могут ввести в ступор. Если с разрешением, яркостью или диагональю все понятно, то сколько бит нужно монитору? Что такое цветовой охват sRGB/NTSC и сколько процентов необходимо? Стоит ли переплачивать за монитор с сертификатом Pantone? У какой матрицы лучше цветопередача? Ломали голову над этими вопросами? Отлично, тогда ответы ждут вас в данном материале.
Зависимость цветопередачи от типа матрицы
Любые разговоры об умении монитора достоверно отображать цвета стоит начинать с типов матрицы.
Большинство TN-матриц не выдерживают никакой критики, когда речь заходит об отображении цветов. Их конек ― это быстрый отклик и дешевизна.
VA-экраны можно поставить на ступеньку выше, однако точность цветопередачи у них тоже не идеальная. Впрочем, в последнее время на рынке все чаще появляются VA-мониторы для дизайнеров с хорошими углами обзора, натуральной цветопередачей и ценниками чуть ниже IPS.
IPS в этом плане лучшие: они могут похвастаться не только точной цветопередачей, но и широким динамическим диапазоном вкупе с оптимальными показателями яркости и контрастности. Все это тоже важные параметры, влияющие на восприятие цвета. Именно поэтому дизайнеры предпочитают работать именно на IPS-мониторах.
PLS ― это «продвинутая» разновидность IPS, которую развивает Samsung. На самом деле убедительных доказательств преимущества PLS перед IPS не существует, а двух на 100% идентичных мониторов с такими матрицами для сравнения лоб в лоб мы, к сожалению, не встречали.
Глубина цвета и битность монитора
Большинство среднестатистических мониторов, которые стоят у нас дома или на работе, используют классическую 8-битную матрицу.
Для начала давайте немного разберемся с битами. Бит ― это разряд двоичного кода, который может принимать одно из двух значений, 1 или 0, да или нет. Если говорить о мониторах и пикселях, если бы это был пиксель, он был бы абсолютно черного или абсолютно белого цвета. Для описания сложного цвета это не самая полезная информация, поэтому мы можем объединить несколько бит. Каждый раз, когда мы добавляем биты, количество потенциальных комбинаций удваивается. Один бит имеет 2 возможных значения, собственно ноль и единицу. В двух бита мы можем уместить уже четыре возможных значения ― 00, 01, 10 или 11. В трех битах количество вариантов вырастает до восьми. И так далее. Итоговое количество вариантов равняется являться двойке, возведенной в степень количества бит.
Фактически «битовая глубина» определяет возможности минимального изменения оттенка, которое способен отобразить монитор. Грубо говоря, метафорический монитор с двухбитным цветом сможет отобразить лишь 4 оттенка базовых цветов: черный, темно-серый, светло серый и белый. То есть пестрые картины импрессионистов он сможет показывать лишь в режиме «оттенки грязи в луже». Классическая 8-битная матрица отображает 16.7 миллионов оттенков, а профессиональная 10-битная выдает более миллиарда оттенков, обеспечивая максимальную точность и детализацию цветовой палитры.
Вот как черно-белый градиент будет выглядеть на разной битовой глубине
Что такое FRC и псевдо 8- и 10-битные матрицы?
Отлично, с битностью мы вроде как разобрались, но что такое FRC? В паспортных данных мониторов частенько встречается характерика в духе 6 бит + FRC или 8 бит + FRC. Это хитрость, которая позволяет добиться большей глубины цвета на ЖК-дисплеях, не увеличивая его битность. Она позволяет увеличить количество отображаемых оттенков за счет покадрового изменения яркости субпикселя, благодаря чему глаз будет воспринимать один и тот же цвет, как целую палитру его оттенков. Подобные ухищрения позволяют монитору отобразить недостающие цвета с помощью имеющейся палитры, а обычная 8-битная матрица может отобразить целый миллиард цветов, характерный для 10 бит, вместо обычных для нее 16 миллионов.
Если перевести этот разговор в плоскость «так что брать?», то советуем не экономить на 6bit+frc матрицах, так как стоят они плюс минус-так же, как и обычные 8-битные мониторы. Если вы не эстет и не обладатель орлиного зрения, то такой матрицы хватит для повседневной работы, игр и мультимедиа. Ну, а раскошеливаться на 10-битные дисплеи целесообразно если:
Обзоры мониторов: на что обратить внимание
Привет, GT! Вчера мы выбирали комплектующие для бесшумного ПК, а сегодня поговорим о такой штуке, как мониторы. Обзоры различных дисплеев появляются и здесь, и на ресурсах, которые посвящены железу на все 100%, и часто они полны непонятных картинок, графиков и сложных слов в выводах.
Давайте попробуем разобраться, что важно, что не важно, чем плохи некоторые методики исследований и как вообще выбрать монитор в условиях кризиса.
Технологии
Внутри монитора может стоять какая угодно матрица, хоть TN, хоть IPS с любыми буквами перед и после (типа AH-IPS), хоть PLS или любое сочетание *VA (PVA, AMVA, MVA). Суть остаётся примерно та же: каждая точка изображения состоит из трёх субпикселов: красного, зелёного и синего. От того, как расположены «затворы» из жидких кристаллов и как они управляются и зависит тип матрицы, а вместе с этим – её характеристики. Вдаваться в эти подробности мы сейчас не будем, иначе статью можно будет читать до завтра. В двух словах: у TN-матрицы самая высокая скорость «переключения» из одного состояния в другое, но имеются проблемы как с полным «выключением» пропускания света, так и с точностью поворота кристаллов. У IPS эти проблемы решены, но матрица использует куда более сложные и дорогие структуры, а для управления приходится использовать более высокие напряжения, из-за чего IPS выигрывает по качеству картинки, но работает намного медленнее, чем TN. *VA – своеобразный компромисс между скоростью и точностью цветопередачи. У *VA-матриц отличный чёрный цвет, достаточно высокая скорость отклика, но, к сожалению, имеются некоторые ограничения в области горизонтальных углов обзора.
Графики и характеристики
Когда вы смотрите на любой обзор монитора (взять, к примеру, наш обзор «безрамочного» Eizo), в нём обычно встречается несколько характерных картинок:
Вместе они показывают то, насколько точно монитор передаёт цвета. Сразу хочу отметить, что «точно» — понятие очень растяжимое. Во-первых, «точно» зависит от того, что мы берём за точку отсчёта. Если брать распространённый цветовой охват sRGB (в котором работает весь Web-дизайн и 99% остальной техники), результаты будут одни. Если же рассматривать AdobeRGB, то здесь вас ждёт неприятный сюрприз – данное цветовое пространство используется редко (в основном при дорогостоящей печати), и в повседневной эксплуатации на Windows вы получите кошмар на улице вязов (красные лица) во всех приложениях, которые не умеют работать с AdobeRGB.
Во-вторых, «точно» зависит от источника сигнала. Если у вас монитор может отображать 8 или 10 бит на канал, а источник сигнала, к примеру, 6-битный, само собой, точность будет страдать. Правда, сейчас ситуация на рынке, обычно, обратная – многие мониторы имеют 6-битную матрицу с функцией FCR (Frame Rate Control), которая показывает два «промежуточных» кадра, чтобы получить требуемый восьмибитный цвет.
Для покупки «домашнего» монитора, сравнительно неплохо справляющегося со всеми задачами: работа с графикой любительского уровня, игрушки, кино и повседневная эксплуатация обратить внимание следует на следующие характеристики.
Коэффициент контрастности и то, как он достигается
Сам по себе коэффициент контрастности характеризует максимальное соотношение самого яркого и самого тёмного из отображаемых монитором оттенков. Считается он просто: берут показатель освещённости самого яркого (т.е. белого цвета) и самого тёмного (чёрного), делят одно на другое, получают какую-нибудь величину, например, 260:1. К сожалению, производители часто хитрят – рисуют на коробках «динамический» контраст (чёрный измеряют на минимальной яркости подсветки, а белый – на максимальной), но нас интересует именно статический, измеренный на определённой яркости. Как правило, измерения производятся на 100% яркости или на 66%, в зависимости от методики измерения.
Теперь коротко о важном. Как понятно из формулы (макс. яркость / мин. яркость) достичь неплохих показателей контраста можно двумя способами: увеличив числитель или уменьшив знаменатель. Намного проще установить яркие светодиоды подсветки, чем поставить качественную матрицу с глубоким чёрным цветом. Так что если монитор показывает приличные 1200:1, присмотритесь к максимальной яркости: сидеть напротив панели с яркостью в 400-500 нит – удовольствие сомнительное.
Нормальным является показатель около 220-250 нит и коэффициент контрастности около 800-1000:1.
Гамма-кривая
О том, что такая коррекция гаммы, отлично рассказано на сайте cambridge in color, просто не добавить и не отнять. Для LCD-дисплеев гамма-кривая задаётся производителем во встроенной калибровочной таблице, и, зачастую, может быть изменена в настройках между заданными величинами. Тем не менее, абстрактные значения, указанные в меню могут достаточно сильно отличаться от «эталонных» в связи с определёнными ограничениями: как технологическими, так и маркетинговыми. Наиболее интересным для пользователя является не столько «идеальные» 2.2 (с 2.4 и 2.1 тоже можно жить), сколько максимальная близость измеренной кривой к «эталонной»: это позволит быть уверенным в том, что монитор не перевирает цвета и не изменяет контрастность изображения в зависимости от яркости тех или иных участков. Вот пример не идеальной, но неплохой гамма-кривой:
Коэффициент гаммы в идеале должен составлять 2.2, допустимы небольшие изменения как в ту, так и в другую сторону. Главное, чтобы гамма-кривая не отличалась от эталонной, особенно в «середине» кривой – там, где находится наибольшее число «рабочих» оттенков монитора.
Цветовой охват
«Мериться треугольниками» любят многие производители, но, к сожалению, сам по себе «треугольник» малополезен, т.к. отображает цветовой охват только на максимальной яркости. Реальное же цветовое пространство выглядит как сложная трёхмерная фигура:
Мало в каком обзоре сравнивается полный охват на всех яркостях, и по простому «треугольнику» можно оценить лишь часть цветового охвата. Вместе с тем, данная информация не является на 100% бесполезной. Если цветовой охват близок к sRGB и «треугольник» монитора не сильно искажён относительно эталона, то всё более-менее хорошо. Если же одна из вершин сильно выдаётся относительно других, а форма треугольника далека от sRGB – устройство будет очевидным образом «привирать» в сторону выпирающей вершины.
Цветовой охват, максимально соответствующий sRGB – это хорошо. Вместе с тем, и 85%, и 80% охвата – не преступление, важно понимать, что «треугольник» должен по форме максимально напоминать эталонный, тогда проблем с искажением цветов не будет. В идеале обзор должен показывать трёхмерный цветовой охват, но подобными измерениями мало кто заморачивается.
Цветовая температура
Стандартным показателем цветовой температуры (т.н. «дневной свет») считается 6500 Кельвинов. Значения больше 6500 приводят к тому, что монитор начинает «холодить» (т.е. уходить в синий цвет), значения меньше 6500 – монитор «теплит» цвета, показывая вместо белого и оттенков серого сначала жёлтоватые, а затем и оранжевые оттенки. Цветовую температуру поправить легко, самое интересное для вас. как для пользователя – равномерность цветовой температуры. Если в «тенях» у вас 8000К, в среднем сегменте – 6500К, а в светлых оттенках – 5000К, то «средняя», разумеется, 6500К. Беда в том, что работать с таким монитором достаточно тяжело, так что основной интерес представляет именно равномерность цветовой температуры – пусть она будет чуть завышена или занижена, но зато по всему охвату более-менее одинаковая. Сюда же можно отнести равномерность цветовой температуры по полю матрицы. Чем равномернее – тем лучше.
Важнее равномерность цветовой температуры, чем её численное значение. Исправить температуру можно, а неравномерность – очень тяжело.
Калибровка и настройка
Часто в обзоре может быть написано, что ряд показателей можно улучшить, прибегнув к калибровке. Настройку цветопередачи можно проводить в двух местах: на самом мониторе и на видеокарте. Предпочтительными являются настройки именно дисплея. В профессиональных и дорогих моделях т.н. LUT (корректировочная таблица) имеет 10 или 12 разрядов для каждой из регулируемых величин, и калибровка позволяет наиболее точно и без проблем отстроить работу монитора. LUT видеокарты, как правило, восьмибитный, а это значит, что у вас всего 255 значений, и сильные корректировки приведут к значительному снижению количества отображаемых цветов.
Есть ещё одно важное замечание. Корректировку можно произвести только имея колориметр или фотоспектрометр. Мы используем ColorMunki Photo, чей ценник в целом достаточно далёк от гуманного, особенно если вы выбираете монитор, обладая достаточно скромным бюджетом. Самый недорогой и адекватный вариант – ColorMunki Smile – стоит порядка восьми с половиной тысяч рублей. Возможно, есть на рынке модели, которые при калибровке становятся значительно лучше, чем их конкуренты, имеющие ценник на 8 500 рублей больше, но опыт подсказывает, что подобное возможно только в профессиональном сегменте. А там у людей обычно уже есть и колориметры, и чёткое понимание того, что им требуется, и +- 10 000 рублей роли особой не играют.
Калибровка монитора позволяет «вытащить» его на уровень достоверно воспроизводимых цветов, но требует специального оборудования и чёткого понимания того, что вы делаете и зачем. В случае покупки «просто универсального монитора для дома» лучше обратить внимание на модели с неплохими заводскими установками, чем брать «потенциально неплохой» монитор для доводки.
Важные особенности
Помимо цветовых охватов и характеристик монитора обращать внимание стоит на то, как реализована подсветка. Её неравномерность обычно хорошо показана, и если в обзоре про неё не написано ничего очень плохого – в целом можно «забить» и не париться на эту тему. Лучше обратить внимание на характеристику ШИМ: до сих пор встречаются модели, которые неприятно «мерцают» подсветкой на определённой яркости, из-за чего и глаза устают, и настроить комфортный уровень подсветки бывает затруднительно. В идеале – полная Flicker Free подсветка.
Adobe RGB vs sRGB – какое цветовое пространство выбрать и почему
Как часто вы заходили в настройки камеры для переключения между цветовыми пространствами Adobe RGB и sRGB? Вы даже знаете, что означают эти термины или что такое цветовое пространство? Еще несколько лет назад я не знал об этих технических терминах, но быстро осознал их важность.
Что такое цветовое пространство?
Цветовое пространство является частью цветовой гаммы, которая представляет собой вселенную цветовых тонов. Таким образом, вы можете предположить, что разные цветовые пространства являются планетами разных размеров. Из многих планет Adobe RGB и sRGB являются двумя наиболее часто используемыми цветовыми пространствами в фотографии.
В зависимости от ваших предпочтений вы можете выбрать желаемое цветовое пространство и получить наилучший результат.
Что такое цветовые пространства Adobe RGB и sRGB?
Мониторы и принтеры
Мониторы Adobe RGB используются большинством современных операторов принтеров потому, что они способны отобразить то, что может воспроизвести цветовой профиль CMYK (голубой, пурпурный, желтый и черный) принтера. Это помогает оператору принтера убедиться, что цвета, отображаемые на мониторе Adobe RGB, должны быть очень близки к печати, которая выводится из цветного принтера CMYK (используется для журналов и публикаций).
Поэтому, будучи фотографом, имеет смысл использовать монитор Adobe RGB, чтобы вы могли редактировать свои фотографии и видеть фактические цвета, которые будут отображаться в отпечатках.
Так, если вы уверены, что в ближайшем будущем вы не будете печатать свои фотографии, то нет смысла использовать монитор Adobe RGB. Если вы делаете фотографии только для себя или загружаете их в Интернет, тогда монитор sRGB идеально подходит для ваших целей.
Цветовое пространство камеры
Но для того, чтобы просмотреть фактические цвета цветового пространства Adobe RGB или sRGB на вашем мониторе, вам необходимо сначала сделать фотографию в этом конкретном цветовом пространстве.
Если вы не сделаете фотографию в требуемом цветовом пространстве, будь то Adobe RGB или sRGB, вы не сможете использовать эту фотографию в полном объеме. Съемка фотографий в более крупном цветовом пространстве Adobe RGB позволяет захватывать больше цветовых тонов, помогая вам видеть точные цвета на мониторах Adobe RGB и в печатных фотографиях. В то время, как съемка в цветовом пространстве sRGB позволяет загружать изображения в Интернет без каких-либо изменений цветов.
Во время съемки в одном из этих двух цветовых пространств у каждого есть свои преимущества, есть и несколько недостатков.
Настройка цветового пространства вашей камеры.
Преимущества и недостатки съемки в Adobe RGB
Преимущества:
Недостатки:
Примечание: Вы можете преобразовать изображение из цветового пространства Adobe RGB в цветовое пространство sRGB с помощью программного обеспечения, такого как Photoshop и Lightroom.
Слева: при экспорте фотографий в Lightroom вы можете выбрать цветовое пространство. Справа: в Photoshop вы можете перейти к настройкам цвета и выбрать необходимый параметр в качестве рабочего пространства.
Преимущества и недостатки съемки в sRGB
Преимущества:
Недостатки:
Заключение
Adobe RGB или sRGB, какое цветовое пространство выбрать во время съемки?
Если вы фотограф, который часто печатает фотографии, и хотите, чтобы цвета были точными, вы должны снимать в цветовом пространстве Adobe RGB. Съемка фотографий в цветовом пространстве sRGB может дать вам различные цвета, которые вы видите на мониторе и на печатных снимках. Также, если вы участвуете в конкурсах онлайн-фотосъемки, можно безопасно снимать и редактировать фотографии в цветовом пространстве Adobe RGB.
Но если вы снимаете фотографии для загрузки их в Интернет, то выбор цветового пространства sRGB является идеальным для вас. Если вы загружаете фотографии цветового пространства Adobe RGB в Интернет, вы заметите, что цвета становятся ненасыщенными.
Слева: таким образом, ваша фотография становится ненасыщенной, когда вы загружаете ее из цветового пространства Adobe RGB в Интернет. Справа: Когда вы загружаете фотографии цветового пространства sRGB, вы получаете правильные цвета, как показано здесь.
Тем не менее, чтобы быть в безопасности, вы можете снимать фотографии в цветовом пространстве Adobe RGB. При необходимости вы всегда можете использовать файл для печати, и если вы хотите загрузить его в Интернет, вы можете просто преобразовать цветовое пространство с помощью Adobe Photoshop или Lightroom.