что такое служебный найм жилья
Договор служебного найма жилого помещения
Все помещения, пригодные с юридической точки зрения для проживания граждан, т.е. жилые помещения, классифицированы в зависимости от целей использования на 4 большие группы. Одна из них – специализированный жилой фонд. Он, в свою очередь, также разделяется на несколько категорий, нас интересуют служебные жилые помещения.
Служебный наем жилого помещения – что это такое?
Этот вид жилья предназначен для тех граждан, которые трудятся в органах государственной власти или местного самоуправления, проходят службу или занимают государственную должность. Подчеркнем, служебные квартиры полагаются тем работникам, которые «по долгу службы» должны жить рядом с местом работы, или периодически переезжать, словом, особый характер их трудовой деятельности создает специфические требования к месту проживания.
На каждом уровне государственной власти (федеральном, субъектном, местного самоуправления) отдельно устанавливаются категории граждан, которые могут претендовать на служебную квартиру.
В качестве основания для предоставления жилья выступает договор служебного найма жилого помещения, заключенный, чаще всего, на срок действия трудового договора нанимателя. Постановление Правительства под номером 42 утверждает примерные варианты договоров служебного найма, которые стороны могут дополнять в рамках действующего законодательства.
Особенности служебного найма жилого помещения
Нанимателем выступает сотрудник, у которого есть право на получение служебной квартиры. А наймодателем будет орган федеральной власти или местного самоуправления. Заключить договор служебного найма невозможно без решения собственника жилья.
Пример: вопрос о предоставлении служебных квартир военнослужащим разрешает Министерство Обороны РФ.
Что является предметом договора найма служебного жилого помещения
Статья под номером 104 Жилищного Кодекса РФ определяет, что служебным жилым помещением может быть только жилой дом или целая квартира, но не части в ней или комната. Безусловно, служебное жилье должно отвечать всем законным нормам, в том числе техническим, санитарно-эпидемиологическим и т.д.
Также квартира должна быть благоустроенной, согласно специфике местности, то есть она должна быть в среднем такая же, как и другие на всей территории субъекта. Если большая часть жилых помещений не снабжена горячим водоснабжением, то и служебная квартира не должна отвечать этим требованиями, чтобы считаться благоустроенной.
При заключении договора служебного найма жилого помещения также обязательно указывают причину сделки, т.е. конкретную трудовую деятельность или срок службы нанимателя, а также записывают его родственников и других лиц, имеющих право проживать в служебном жилье вместе с ним.
Какие права и обязанности сторон договора найма служебного жилья
Правовое положение сторон этого вида найма несколько отличается от аналогичного правового положения лиц, скажем, при социальном найме.
Права и обязанности владельца служебного помещения
Наймодатель по договору найма служебного жилого помещения обязан:
— Освободить соответствующее всем законным требованиям жилое помещение от прав иных лиц и передать его работнику.
— Осуществлять капитальный ремонт, активно облагораживать территорию, готовить жилье надлежащим образом к зиме.
— Предоставить нанимателю полный доступ к коммунальным услугам в том объеме, который привычен на данной местности.
— Предоставить нанимателю аналогичное жилье для временного или постоянного проживания, в случае, если служебная квартира будет нуждаться в ремонте, придет в негодное для проживания состояние.
С другой стороны, наймодатель имеет право требовать своевременной оплаты за проживание с квартиранта, а также требовать расторжения договора, если тот нарушает положения жилищного закона или условия соглашения.
Права и обязанности нанимателя служебного помещения
Обязанности нанимателя естественным образом вытекают из прав наймодателя. Наниматель обязан:
— Своевременно оплачивать проживание в служебном жилом помещении.
— Бережно относиться к предоставленному имуществу, своими силами осуществлять ремонт в установленных законом пределах, вовремя сообщать наймодателю обо всех неисправностях, которые нужно устранить.
— Использовать жилое помещение по назначению.
— На период проведения капремонта предоставить наймодателю доступ к квартире, не мешать ему.
При этом работник может:
— Требовать расторжения договора найма служебного помещения досрочно.
— Использовать имущество в установленных законом случаях и после смены собственника.
Порядок расторжения договора найма служебного жилого помещения
Перечень допустимых причин расторжения договора найма служебного помещения содержится в статьях 83 и 101 Жилищного Кодекса.
Во-первых, как и большинство договоров, стороны могут расторгнуть его в любое время по взаимному соглашению. Во-вторых, наниматель может потребовать расторжения по причинам, даже не связанным с его работой. Он может сам найти себе другое место жительства, и свободен переехать. Конечно, наниматель может требовать расторжения и в судебном порядке.
А вот наймодатель может разорвать сделку только в оговоренных законом случаях. Все они, по большей части, сводятся к нарушению условий проживания со стороны нанимателя или совместно проживающих с ним лиц. Другое основание – разрушение помещения или невозможность его использовать далее в качестве жилого служебного помещения.
Независимо от причины расторжения договора найма служебного помещения наниматель должен освободить помещение в течение трех дней. Если квартиросъемщик отказывается проводить текущий ремонт, а он объективно необходим, то также нужно будет возместить расчетную стоимость такого ремонта.
Если же он отказывается съезжать добровольно, то наймодатель может принудить его к освобождению помещения.
Какие есть причины для отказа от сделки служебного найма жилого помещения
Бывает, что собственник не хочет заключать письменный договор, чаще всего, из-за смены владельца помещения. В таком случае необходимо разбирать ситуацию конкретно, учитывая все детали, но по общему правилу это необоснованная причина для отказа от сделки.
Нюансы предоставления жилой площади по договору служебного найма
Владелец помещения определяет его правовую судьбу. Он может принять решение и о его приватизации (см. Как приватизировать служебную квартиру), с учетом профессиональных заслуг работника, выслуги лет и других индивидуальных факторов.
Вместе с тем статус служебного жилого помещения всегда временный. Значит, нужно быть готовым к тому, что в определенный момент квартира будет доступна для аренды по договору социального найма (см. Особенности договора социального найма жилья). Для нанимателя в определенном смысле это хорошо, т.к. у него будет больше прав.
Есть ряд случаев, оговоренных в статье 103 ЖК РФ, когда наниматель вправе продолжать пользоваться квартирой, даже если его трудовые отношения окончены. Нельзя выселить пенсионеров по старости, определенную категорию инвалидов и других лиц (см. Кого могут выселить из неприватизированной квартиры).
Согласно п.13 № 189-ФЗ, без предоставления нового места проживания нельзя выселить малообеспеченных граждан или тех, за кем признана необходимость обеспечения жильем, если их договор служебного найма был заключен до вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации, т.е. до 01.03.2015.
Какие права есть у несовершеннолетних при проживании в служебной квартире
— При регистрации ребенка в служебной квартире не нужно уточнять его степень родства.
— Если ребенок родился уже после заключения договора, наниматель может прописать его в квартире самостоятельно, согласие владельца не требуется.
Порядок предоставления служебных жилых помещений по договору найма военнослужащим
15 статья закона «О статусе военнослужащих» закрепляет обязательное предоставление жилья для проживания военному и его семье. Данное правило должно соблюдаться, даже если семья обладает собственной квартирой, но временно переехала в другую местность, т.к. военнослужащий был направлен туда нести службу.
К сожалению, в законе не определено, какое именно жилье в таком случае считается пригодным для проживания, поэтому будет затруднительно привлечь к ответственности недобросовестных собственников.
Существует также вариант заключения особого жилищного договора с военным. О нем говорится в Постановлении Правительства РФ под номером 487 от 4 мая 1999 года. Согласно такому договору военнослужащему должно быть предоставлено жилье в любом случае из различных жилищных фондов. Если нет подходящих вариантов в фонде служебного жилья, тогда будет предоставлено жилье, например, из частного фонда. Государство со своей стороны также компенсирует разницу арендной платы.
Порядок составления, заключения и расторжения договора найма служебного жилого помещения
Законодательством РФ предусмотрен служебный наем жилья. Он касается определенной категории граждан и регулируется особыми положениями. Несмотря на то, что такое жилье остается в собственности наймодателя, закон защищает жильцов при выполнении ими своих обязанностей. Зная правила найма граждане могут в полной мере пользоваться своими правами.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что такое служебное жилье?
Под понятием «служебное жилье» объединены жилые помещения, предназначенные для проживания граждан при исполнении ими определенной трудовой деятельности, но не имеющих другой жилплощади в данном регионе. В соответствии со ст.92 ЖК РФ, оно должно входить в специализированный жилищный фонд на основании решения органов государственной власти или местного самоуправления (подробнее о найме специализированного жилого помещения вы узнаете из этой статьи).
Требования к жилплощади
Служебное жилье призвано создать нормальные условия для проживания сотрудников ряда организаций с целью полноценного выполнения ими трудовых обязанностей, когда они не имеют возможности приобрести собственное жилье. Для этого к нему предъявляются соответствующие требования, регламентированные ЖК РФ:
Кто распоряжается недвижимостью?
В соответствии с ЖК РФ (ст.104) наймодателями служебного жилья могут выступать:
Решение о предоставление служебного жилья может приниматься уполномоченными лицами, кому предоставляется такое право органами государственной или местной власти. Это может быть командование воинских частей, органов МВД, руководство предприятий и организаций.
Кто и на каких основаниях может получить?
Список должностей, кому предоставляется служебное жилье, определен ст.93 ЖК РФ.
Статья 93 ЖК РФ. Назначение служебных жилых помещений
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Собственники жилья (компании, организации) могут предоставлять служебное жилье своим работникам любых профессий и должностей по собственному усмотрению. При этом у них имеется право передачи недвижимости в собственность сотрудникам на оговоренных условиях.
Права и обязанности сторон
Условия найма служебного жилья подробно оговариваются в договоре между наймодателем и нанимателем. В документе в письменной форме закрепляются права и обязанности сторон по предоставлению, обслуживанию и эксплуатации помещений. Основываются они на положения ст.65 и 67 ЖК РФ.
Нанимателя
На законодательном уровне нанимателю жилья, т.е. квартиросъемщику (сотруднику или служащему), вменяются такие обязанности:
При проведении плановых работ по капремонту наниматель должен временно освободить помещение и не препятствовать их осуществлению. Квартиросъемщик несет полную ответственность за сохранность переданного имущества. Законом защищены следующие права нанимателя и членов его семьи:
Собственника
Владелец служебного жилья обязан:
Наймодатель имеет следующие права:
Наймодатель имеет право на досрочное прекращение договорных обязательств при нарушении условий соглашения со стороны нанимателя.
Процедура предоставления
Вопрос о предоставлении служебного жилья решает его собственник, что оформляется решением в форме приказа, постановления или распоряжения. Основанием служит трудовой договор и заявление гражданина. После вынесения решения заключается договор найма. На основании соглашения выписывается ордер на жилье.
Заявление на предоставление служебного жилья пишется на имя руководителя его владельца (орган государственной, региональной или местной власти, организация-собственник жилья). В нем указывается: основание для просьбы, ссылка на отсутствие у гражданина собственного жилья, информация о количестве членов семьи и наличии лиц, находящихся на попечительстве (желательно с указанием возраста).
Прикладываются необходимые документы, а также дается согласие на проверку личных данных и данных на членов семьи для определения достоверности информации.
Передача помещения производится по акту приема-передачи и акту технического состояния. В этих документах должны быть отражены все замеченные недостатки и неисправности.
Порядок составления типового соглашения
ЖК РФ достаточно четко регламентирует порядок заключения и содержание договора найма служебного помещения (ст. 100-102, 104). Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 утверждена форма типового договора, которой рекомендуется придерживаться при оформлении соглашения.
Документ подписывается нанимателем и руководителем организации, который определен владельцем в качестве уполномоченного лица. Следует отметить, что нанимателем может быть не только российский гражданин, но и иностранец, заключивший соответствующее трудовое соглашение (больше информации о сдаче квартиры иностранцам находится в нашем материале).
В договор включаются следующие основные пункты:
Отдельным пунктом выделяется возможность (невозможность) приватизации и передачи служебного помещения в собственность нанимателя. Особое внимание следует уделить правомочности и сроку проживания после прекращения действия трудового соглашения.
Срок действия
Срок действия договора соответствует продолжительности действия трудового соглашения (контракта) или пребывания на выборной должности (ч.3 ст.104 ЖК РФ). Наймодатель может установить определенный, временной срок найма жилья, но в этом случае обязательно прописываются условия и порядок его продления.
Какие документы приложить?
Для предоставления служебного жилья потребуются такие документы:
Все прикладываемые копии и выписки должны быть заверены нотариусом или печатью работодателя. Собственник жилья может попросить дополнительные документы в зависимости от вида деятельности заявителя.
Условия платы
Структура и размер платы за служебное жилье регламентируется ст.154 ЖК РФ. Она включает оплату найма (аренды), расходы на содержание помещения и коммунальные услуги. Плата за найм устанавливается собственником с учетом ст.156.1 ЖК РФ. Оплата коммунальных услуг осуществляется на общем основании в соответствии с ч.1.1 Закона №217-ФЗ от 21.07.2014.
Расторжение контракта
Действие договора найма прекращается в следующих случаях:
Квартиросъемщик может расторгнуть договор и освободить помещение в любое время по причине переезда на другое место жительств, изменения семейного положения и по другим причинам. Он должен известить об этом наймодателя.
Расторжение договора по инициативе наймодателя на основании ст. 83, 101 ЖК РФ по решению суда. Основанием могут служить следующие обстоятельства:
Перевод ведомственной квартиры в социальную и дальнейшая приватизация
Закон №1541-1 от 04.07.91 (ст.4) лишает служебное жилье права на приватизацию. Она возможна только при передаче недвижимости из специального фонда в муниципальную собственность. Она производится только по согласию владельца. Для совершения такого действия наниматель жилья должен подать соответствующее заявление наймодателю, который рассматривает его в течение месяца.
Если выносится положительное решение, то необходимые документы подаются в органы государственной власти и изменяется статус жилья. После перехода его в муниципальную собственность приватизация осуществляется в обычном порядке, предусмотренном законодательством.
Еще один вариант – выкуп квартиры (дома). Такая возможность должна предусматриваться договором аренды. Важное условие – проживание в служебном помещении не менее 10 лет и наличие подтверждения в необходимости жилья. Подробнее о нюансах и порядке аренды с последующим выкупом рассказано здесь.
Существуют категории граждан, которых нельзя выселить из служебного помещения по окончании действия договора найма. К ним относятся:
В таких случаях служебные помещения переводятся в фонд социального жилья и оформляется договор социального найма.
Ограничения для сотрудника
Наниматель служебного жилья должен использовать его только для проживания. Запрещается использование его:
Можно ли сдавать в аренду?
Нельзя передавать помещение в аренду или найм другому лицу (поднайм). При выявлении указанных нарушений наймодатель обращается в суд. Они считаются веским основанием для расторжения договора и выселения нанимателя. Суд может наложить и другие наказания в виде штрафа, предусмотренного законом. Подробнее о мерах ответственности за незаконную сдачу жилья читайте здесь.
Служебный наем жилья призван создать благоприятные жилищные условия для определенной категории граждан, заключивших трудовые контракты, но не имеющих собственного жилья. Он строго регулируется ЖК РФ и другими законодательными актами. Все условия, права и обязанности сторон оговариваются Договором. Соблюдение его и норм общежития обеспечивает возможность исполнения трудовых обязанностей, не заботясь о жилье.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.02.2016 N 19-КГ15-42
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 февраля 2016 г. N 19-КГ15-42
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Вавилычевой Т.Ю., Юрьева И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова О.П. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилого помещения и признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Орлова И.Н. и Кикеевой Л.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
В обоснование исковых требований истец указал, что ему в связи с прохождением военной службы на основании служебного ордера от 25 октября 2002 г. N 1722 на состав семьи из четырех человек была предоставлена указанная выше квартира. Постановлением главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п квартира признана служебной, однако отнесение квартиры к специализированному жилищному фонду в установленном порядке в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано. После увольнения в 2012 году с военной службы и прекращения в связи с этим договора найма служебного жилого помещения Степанов О.П. остался проживать в данной квартире и в силу жилищного законодательства не может быть выселен из нее без предоставления другого жилого помещения. Как полагает истец, совокупность данных обстоятельств свидетельствует о том, что спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья и должно быть признано используемым Степановым О.П. на условиях социального найма.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г. решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Степанова О.П. о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма отменено, в этой части принято новое решение, которым требования Степанова О.П. удовлетворены. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 12 января 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.
На основании служебного ордера N 1722, выданного 25 октября 2002 г. Буденновской квартирно-эксплуатационной частью, указанная квартира предоставлена военнослужащему Степанову О.П. на состав семьи из четырех человек (л.д. 59).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р военные городки 6, 12 в г. Буденновске Ставропольского края исключены из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2384 Степанов О.П. уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
На момент рассмотрения спора в квартире проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства наниматель Степанов О.П. (л.д. 24).
Письмом от 25 августа 2014 г. N 184/3/25682нс ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало Степанову О.П. в заключении договора социального найма и признании за истцом права на приватизацию данной квартиры ввиду отнесения жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду (л.д. 12).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд и предоставлено Степанову О.П. в качестве служебного жилого помещения в установленном законом порядке, статуса служебного не утратило, оснований для признания за истцом права пользования квартирой на условиях социального найма не имеется.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании за истцом права пользования жилым помещением на условиях социального найма и удовлетворяя иск в данной части, исходил из того, что постановление главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п о признании спорной квартиры служебным жилым помещением вынесено неуполномоченным лицом, вследствие чего не принял это постановление и ордер на служебное жилое помещение в качестве допустимых доказательств по делу и на данном основании пришел к выводу о том, что квартира была предоставлена Степанову О.П. на условиях социального найма.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации.
Определяя статус спорного жилого помещения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма.
Между тем данный вывод суда не основан на нормах закона.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Между тем в деле такое решение об обеспечении Степанова О.П. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
Спорное жилое помещение предоставлено Степанову О.П. в качестве служебного (л.д. 50).
В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Действовавшим на момент предоставления Степанову О.П. спорной квартиры приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 было установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района.
Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у главы администрации города Буденновска компетенции по отнесению в 2001 году спорной квартиры к служебным жилым помещениям не основан на законе.
Степанову О.П. указанная квартира была предоставлена после отнесения ее к служебным жилым помещениям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту «м» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как усматривается из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений, служебный ордер и решение о предоставлении истцу квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания спорного жилого помещения утратившим статус служебного и признания за истцом права пользования на условиях социального найма.
С учетом изложенного оснований для вывода об отсутствии у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма у суда апелляционной инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г. отменить, решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 г. оставить в силе.