что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание

Что такое словосочетание?

Словосочетание — это сло­ва, свя­зан­ные меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски или толь­ко по смыслу.

Узнаем, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском язы­ке, какие сло­ва мож­но назвать сло­во­со­че­та­ни­ем, чем сло­во­со­че­та­ние отли­ча­ет­ся от предложения.

Понятие о словосочетании

Словосочетание состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва. Главным явля­ет­ся то сло­во, от кото­ро­го ста­вит­ся вопрос к зависимому:

Уточним, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском языке.

Словосочетание назы­ва­ет пред­ме­ты, явле­ния, дей­ствия и их при­зна­ки более точ­но, деталь­но, кон­крет­но, чем одно слово.

Сравним:

Словосочетание и предложение

Словосочетание в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ет закон­чен­ной мыс­ли и поэто­му не име­ет инто­на­ции сооб­ще­ния. Основной еди­ни­цей обще­ния людей явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Предложение — это более круп­ная еди­ни­ца речи. Она име­ет грам­ма­ти­че­скую осно­ву, состо­я­щую из под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Это сло­во­со­че­та­ния, в кото­рых одно сло­во зави­сит от дру­го­го и толь­ко. Словосочетание не может пере­дать сооб­ще­ние о чем-либо, выра­зить прось­бу или офор­мить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объ­еди­ня­ясь по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски, явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом для предложения.

Белые обла­ка плы­вут по сине­му небу.

В пред­ло­же­нии содер­жит­ся закон­чен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет пред­мет речи (обла­ка плы­вут).

что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски с помо­щью окон­ча­ния, окон­ча­ния и пред­ло­га, например:

Только по смыс­лу свя­за­ны сло­ва в словосочетаниях:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неизменяемым:

Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву толь­ко по смыслу.

Посмотрите видео, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся, что такое словосочетание:

Виды словосочетаний

Словосочетание по сво­е­му стро­е­нию и зна­че­нию быва­ет раз­ным. Оно может быть постро­е­но из суще­стви­тель­но­го (глав­ное сло­во) и при­ла­га­тель­но­го (зави­си­мое сло­во) и обо­зна­ча­ет пред­мет и его признак:

От гла­го­ла зави­сит наре­чие в этих словосочетаниях:

Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»

Источник

Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем

2 слова, одно главное, второе – зависимое.

что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание

Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.

Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.

Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться

Разбираем каждый компонент определения.

Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.

Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.

Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.

«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.

«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.

Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?

Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.

Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.

Что не является словосочетанием

Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.

Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.

Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.

Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».

Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.

Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.

Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.

Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.

Типы словосочетаний по главному слову

Три типа: именные, глагольные, наречные.

Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).

Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).

Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).

Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.

Виды связи слов в словосочетании

Их три: согласование, управление, примыкание.

Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.

Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.

Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.

Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.

Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.

Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.

Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.

Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)

Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.

Что надо знать про подход Бабайцевой

Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.

Короче, если у вас вот такой учебник:

что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание

– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.

Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Раздел: Слово и словосочетание

Тема: Слово и словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Тезаурус: слово, словосочетание, главное и зависимое слово.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем записи под картинками. Что общее и чем они отличаются?

что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетаниечто такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание

Письменный стол Бильярдный стол Детский стол Обеденный стол

На картинке изображены столы. Назначение каждого стола разное: стол письменный, стол бильярдный, стол для игры (детский), обеденный стол.

Определите, какое название более точное? Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.

Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.

Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение).

Лексическое значение слова можно определить по Толковому словарю.

В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:

Малышка – ласково о маленьком ребёнке.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Пшеница (какая?) густая

Созрела (где?) в поле

Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова коллектив.

Прочитайте. Укажите словосочетание.

Прочитайте. Укажите словосочетания.

Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетаниечто такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Созрела (где?) в поле

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

3. скрылось за тучами,

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

2. Нашли (где?) в поле

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Источник

3 класс. Русский язык. Тема. Словосочетание. Из чего состоит словосочетание?

3 класс. Русский язык. Урок 17
Тема. Словосочетание. Из чего состоит словосочетание?

получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные: овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Доска, проектор, интерактивная доска (по возможности)

Формулирование учебных задач урока на основе выдвижения предположений
по названию темы

– Откройте в учебнике с. 35. Прочитайте название темы.

– Сделайте предположение, какие вопросы рассмотрим в ходе урока.

– На уроке сформируем первоначальное представление о словосочетании, будем учиться выделять в предложении основу, словосочетания, устанавливать связь слов в словосочетании при помощи вопросов, совершенствовать умения разбирать предложения по членам предложения, составлять предложения из деформированной записи

– «Словосочетание. Что такое слово-
сочетание?
Из чего состоит словосочетание?».

III. Минутка чистописания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений

что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Смотреть картинку что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Картинка про что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание. Фото что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание

– Прочитайте записанное ниже сочетание слов. Когда так говорят? (Это крылатое выражение. Так говорят о человеке, который фальшиво сопереживает, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим
на долю другого человека.)

IV. Изучение нового материала.

1. Словарный
диктант

Работа над словами
с непроверяемым написанием

Запись под диктовку: осина, береза, одуванчик, ромашка, овес.

– Как одним словом можно объединить эти слова?

– В какие группы можно объединить эти слова?

– Растения. Названия
деревьев, цветов, хлебных злаков

2. Словарная работа

Работа над словом
с непроверяемым написанием

– Прочитайте слово, помещенное в учебнике на с. 35, внизу.

– Объясните значение слова.( Пшеница – хлебный злак).

– Подберите к слову однокоренное прилагательное.

– Запишем словосочетания: «спелая пшеница», «пшеничный колосок».

– Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? Это орфограмма. Назовите ее.

3. Введение термина «словосочетание»

Работа с определением

– Найдите в учебнике на с. 35 упр. 57. Прочитайте предложение.

– Спишите. Найдите основу предложения.

– Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову.

– Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставьте вопрос от сказуемого к зависимому слову.

– Вы выписали два словосочетания. В каждом из них есть два связанных по смыслу слова. Прочитайте определение на с. 35. Ответьте на вопросы:

1) Из чего состоит словосочетание?

2) Как устанавливается связь слов в словосочетании?

3) Как правильно ставится вопрос между словами в словосочетании?

4) Как обозначается главное слово?

5) Как обозначается связь главного слова с зависимым?

– Выполним графические обозначения в записанных словосочетаниях

– В поле созрела густая пшеница.

— Из главного и зависимого слова.

– При помощи вопросов.

4. Работа по учебнику, с. 36, упр. 58–59

Упражнения в нахождении основы предложения и выделении словосочетаний в предложении, в установлении связи слов в словосочетании

– Откройте с. 36, найдите упр. 58. Прочитайте предложение. Спишите.

– Подчеркните основу предложения.

– Назовите словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово. Обратите внимание: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространенные предложения.

– Найдите упр. 59. Прочитайте предложение. Спишите. Подчеркните основу предложения. Назовите словосочетания.

– Назовите главное слово в словосочетании. Обозначьте его графически.

– Назовите зависимое слово. Обозначьте его графически

– Первое словосочетание: желтые листья (главное слово – листья ), з ависимое – листья (какие?) желтые );
закружились в воздухе

(главное слово – закружились )

5. Работа
по учебнику, с. 37,

Упражнение в разборе предложения по членам предложения

– На с. 37 найдите упр. 61. Прочитайте стихи А. Громовой.

– Какое настроение вызывают эти стихи? Спишите первое предложение.

– Что обозначает цифра 4, которая стоит рядом с последним словом в предложении? Обратите внимание: теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам предложения – выделить словосочетания
в предложении. Выполните полный разбор предложения по членам предложения

Списывают: «Усталое солнце по небу
гуляет».

6. Работа
по учебнику, с. 37, упр. 62

Упражнение в нахождении пар слов, составляющих основу предложения, и пар

– Найдите упр. 62. Прочитайте. Назовите пары слов, которые составляют основу предложения и не являются словосочетаниями.

– Назовите пары слов, которые являются словосочетаниями.

Назовите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову. Составьте предложения из данных пар слов.

— Запишите одно из предложений (по выбору)

– Солнце скрылось; дятел уселся; он долбил.

7. Работа со схемами предложений

Упражнение в составлении предложений по заданным
схемам

1) подлежащее → сказуемое

второстепенный член второстепенный член

2) подлежащее → сказуемое

– Рассмотрите схемы. Составьте предложения по заданным схемам.

– 1-я схема: Тяжелые облака плывут по небу.

2-я схема: Люди работают дружно

8. Проверочная
работа

Запись
предложений под диктовку

1) Осенние листья шуршали под ногами.

2) На пеньке сидела рыжая белочка.

Задание : Подчеркнуть основу одного предложения (по выбору) и выписать словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали на уроке? При помощи чего устанавливается связь слов в предложении и в словосочетании? Как найти основу предложения? Как найти в предложении словосочетания? Что надо знать, чтобы

правильно разобрать предложение по членам предложения?

– Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *