что такое словосочетание в русском языке 3 класс что такое словосочетание
Что такое словосочетание?
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
Уточним, что такое словосочетание в русском языке.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.
Сравним:
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
Белые облака плывут по синему небу.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Виды словосочетаний
Словосочетание по своему строению и значению бывает разным. Оно может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем
2 слова, одно главное, второе – зависимое.
Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.
Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.
Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться
Разбираем каждый компонент определения.
Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.
Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.
Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.
«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.
«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.
Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?
Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.
Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.
Что не является словосочетанием
Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.
Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.
Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.
Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».
Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.
Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.
Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.
Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.
Типы словосочетаний по главному слову
Три типа: именные, глагольные, наречные.
Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).
Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).
Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).
Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.
Виды связи слов в словосочетании
Их три: согласование, управление, примыкание.
Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.
Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.
Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.
Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.
Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.
Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.
Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.
Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)
Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.
Что надо знать про подход Бабайцевой
Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.
Короче, если у вас вот такой учебник:
– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.
Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Слово и словосочетание
Тема: Слово и словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Тезаурус: слово, словосочетание, главное и зависимое слово.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Прочитаем записи под картинками. Что общее и чем они отличаются?
Письменный стол Бильярдный стол Детский стол Обеденный стол
На картинке изображены столы. Назначение каждого стола разное: стол письменный, стол бильярдный, стол для игры (детский), обеденный стол.
Определите, какое название более точное? Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.
Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.
Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение).
Лексическое значение слова можно определить по Толковому словарю.
В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:
Малышка – ласково о маленьком ребёнке.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Пшеница (какая?) густая
Созрела (где?) в поле
Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.
Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова коллектив.
Прочитайте. Укажите словосочетание.
Прочитайте. Укажите словосочетания.
Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание
Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.
Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?
Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.
Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.
Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.
Тема нашего урока: Словосочетание.
Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.
В поле созрела густая пшеница.
Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.
В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.
Определим второстепенные члены предложения.
Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.
Мы выписали два словосочетания:
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Созрела (где?) в поле
Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.
________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Жёлтые листья закружились в воздухе.
Кузнечики весело стрекочут в траве.
Допишите так, чтобы получилось словосочетание.
Стрекочут (как?) _________
Стрекочут (где?) _____________
3. скрылось за тучами,
2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
2. Нашли (где?) в поле
3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
3 класс. Русский язык. Тема. Словосочетание. Из чего состоит словосочетание?
3 класс. Русский язык. Урок 17
Тема. Словосочетание. Из чего состоит словосочетание?
получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные: овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Доска, проектор, интерактивная доска (по возможности)
Формулирование учебных задач урока на основе выдвижения предположений
по названию темы
– Откройте в учебнике с. 35. Прочитайте название темы.
– Сделайте предположение, какие вопросы рассмотрим в ходе урока.
– На уроке сформируем первоначальное представление о словосочетании, будем учиться выделять в предложении основу, словосочетания, устанавливать связь слов в словосочетании при помощи вопросов, совершенствовать умения разбирать предложения по членам предложения, составлять предложения из деформированной записи
– «Словосочетание. Что такое слово-
сочетание?
Из чего состоит словосочетание?».
III. Минутка чистописания
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений
– Прочитайте записанное ниже сочетание слов. Когда так говорят? (Это крылатое выражение. Так говорят о человеке, который фальшиво сопереживает, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим
на долю другого человека.)
IV. Изучение нового материала.
1. Словарный
диктант
Работа над словами
с непроверяемым написанием
Запись под диктовку: осина, береза, одуванчик, ромашка, овес.
– Как одним словом можно объединить эти слова?
– В какие группы можно объединить эти слова?
– Растения. Названия
деревьев, цветов, хлебных злаков
2. Словарная работа
Работа над словом
с непроверяемым написанием
– Прочитайте слово, помещенное в учебнике на с. 35, внизу.
– Объясните значение слова.( Пшеница – хлебный злак).
– Подберите к слову однокоренное прилагательное.
– Запишем словосочетания: «спелая пшеница», «пшеничный колосок».
– Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? Это орфограмма. Назовите ее.
3. Введение термина «словосочетание»
Работа с определением
– Найдите в учебнике на с. 35 упр. 57. Прочитайте предложение.
– Спишите. Найдите основу предложения.
– Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову.
– Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставьте вопрос от сказуемого к зависимому слову.
– Вы выписали два словосочетания. В каждом из них есть два связанных по смыслу слова. Прочитайте определение на с. 35. Ответьте на вопросы:
1) Из чего состоит словосочетание?
2) Как устанавливается связь слов в словосочетании?
3) Как правильно ставится вопрос между словами в словосочетании?
4) Как обозначается главное слово?
5) Как обозначается связь главного слова с зависимым?
– Выполним графические обозначения в записанных словосочетаниях
– В поле созрела густая пшеница.
— Из главного и зависимого слова.
– При помощи вопросов.
4. Работа по учебнику, с. 36, упр. 58–59
Упражнения в нахождении основы предложения и выделении словосочетаний в предложении, в установлении связи слов в словосочетании
– Откройте с. 36, найдите упр. 58. Прочитайте предложение. Спишите.
– Подчеркните основу предложения.
– Назовите словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово. Обратите внимание: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространенные предложения.
– Найдите упр. 59. Прочитайте предложение. Спишите. Подчеркните основу предложения. Назовите словосочетания.
– Назовите главное слово в словосочетании. Обозначьте его графически.
– Назовите зависимое слово. Обозначьте его графически
– Первое словосочетание: желтые листья (главное слово – листья ), з ависимое – листья (какие?) желтые );
закружились в воздухе
(главное слово – закружились )
5. Работа
по учебнику, с. 37,
Упражнение в разборе предложения по членам предложения
– На с. 37 найдите упр. 61. Прочитайте стихи А. Громовой.
– Какое настроение вызывают эти стихи? Спишите первое предложение.
– Что обозначает цифра 4, которая стоит рядом с последним словом в предложении? Обратите внимание: теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам предложения – выделить словосочетания
в предложении. Выполните полный разбор предложения по членам предложения
Списывают: «Усталое солнце по небу
гуляет».
6. Работа
по учебнику, с. 37, упр. 62
Упражнение в нахождении пар слов, составляющих основу предложения, и пар
– Найдите упр. 62. Прочитайте. Назовите пары слов, которые составляют основу предложения и не являются словосочетаниями.
– Назовите пары слов, которые являются словосочетаниями.
Назовите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову. Составьте предложения из данных пар слов.
— Запишите одно из предложений (по выбору)
– Солнце скрылось; дятел уселся; он долбил.
7. Работа со схемами предложений
Упражнение в составлении предложений по заданным
схемам
1) подлежащее → сказуемое
второстепенный член второстепенный член
2) подлежащее → сказуемое
– Рассмотрите схемы. Составьте предложения по заданным схемам.
– 1-я схема: Тяжелые облака плывут по небу.
2-я схема: Люди работают дружно
8. Проверочная
работа
Запись
предложений под диктовку
1) Осенние листья шуршали под ногами.
2) На пеньке сидела рыжая белочка.
Задание : Подчеркнуть основу одного предложения (по выбору) и выписать словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.
Обобщение полученных на уроке сведений.
– Над какой темой работали на уроке? При помощи чего устанавливается связь слов в предложении и в словосочетании? Как найти основу предложения? Как найти в предложении словосочетания? Что надо знать, чтобы
правильно разобрать предложение по членам предложения?
– Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему? Как оцениваете свою деятельность на уроке?